- Что значит зарегистрировать товарный знак
- Каким может быть товарный знак
- Что не может быть товарным знаком:
- Проверка на плагиат
- Что нужно для регистрации товарного знака
- Сколько стоит регистрация товарного знака
- Как зарегистрировать товарный знак
- Зачем регистрировать знак в Роспатенте
- Что можно зарегистрировать
- Шаг 1. Проверить уникальность знака
- Шаг 2. Выбрать классы и товары
- Шаг 3. Заполнить заявку
- Шаг 4. Подать заявку на регистрацию товарного знака
- Шаг 5. Оплатить пошлину
Что значит зарегистрировать товарный знак
Товарный знак (ТЗ) — это отличительное обозначение продукции. Оно позволяет производителю выделиться на рынке, а клиентам — не путать бренд с другими.
Например, есть две упаковки с хлопьями, на каждой напечатан товарный знак производителя. Покупатель запомнит, хлопья какой марки вкуснее, и в следующий раз сможет найти их в супермаркете.
Исключительное право на товарный знак действует 10 лет. Его можно «продлевать» неограниченное количество раз, но только путём повторной регистрации.
Регистрировать товарный знак нужно в каждой стране, где планируете вести деятельность, а использовать — постоянно. Права на него аннулируются досрочно, если ТЗ не применяется непрерывно в течение 3 лет.
Ст. 1478 ГК РФ
Ст. 1479 ГК РФ
П. 1 ст. 1486 ГК РФ
Каким может быть товарный знак
Словесным — просто название. Например, Coca-Cola, Facebook или Panasonic.
Изобразительным — логотипы Adidas, Chanel и Apple.
Объёмным — оригинальная упаковка, форма товара. К примеру, традиционная бутылка Hennessy.
Комбинированным — например, слово и изображение, логотип и форма тары и т. п. В их числе товарный знак косметики для волос Wella, который состоит из схематичного рисунка женщины и названия бренда. Это наиболее надёжный тип торгового знака.
Звуковым — как музыкальная заставка радио «Маяк» (вступление песни «Подмосковные вечера»).
Обонятельным — самая редкая категория. К примеру, в Австралии спа-салон зарегистрировал в качестве товарного знака запах лимонной травы.
Что не может быть товарным знаком:
- государственные символы и знаки (флаги стран и т. п.);
- наименования международных и межправительственных организаций, их символы и знаки (Организация Объединённых Наций);
- общепринятые символы и обозначения (например, красный крест);
- элементы обозначения товаров, вошедшие во всеобщее употребление (оренбургский пуховый платок);
- сведения, вводящие потребителя в заблуждение (например, нельзя зарегистрировать марку «Российское агентство недвижимости», потому что потенциальные клиенты могут воспринять эту организацию как государственную);
- обозначения, схожие с уже зарегистрированными товарными знаками (нельзя назвать бренд «АлёнКа», так как уже существует «Алёнка»).
Проверка на плагиат
Чтобы в регистрации не отказали, проверьте товарный знак на сходство с другими товарными знаками до степени смешения. Сделать это можно с помощью платной базы Федерального института промышленной собственности либо других сервисов, у которых есть доступ к данным ФИПС. Например, Online Patent .
Знаки проверяются по трём типам сходств:
- графическому (похож на другой визуально);
- фонетическому (на слух);
- семантическому (по смыслу, идее).
Что нужно для регистрации товарного знака
Для регистрации товарного знака понадобятся следующие документы:
- заявка на регистрацию;
- обозначение вашего товарного знака;
- описание обозначения в свободной форме;
- перечень товаров и услуг, для которых будете использовать товарный знак, составленный в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков;
- подтверждение согласия на обработку персональных данных.
Документы нужно подать в Роспатент. Сделать это можно несколькими способами:
- Лично в головной офис Роспатента, расположенный по адресу: г. Москва, Бережковская набережная, д. 30, корп. 1. Уведомление о том, что товарный знак зарегистрирован, направят обычным письмом.
- В электронном виде через сайт ФИПС или через «Госуслуги». Заявку нужно заверить квалифицированной электронной подписью. О том, как её получить, читайте здесь.
- По почте.
Сколько стоит регистрация товарного знака
Минимальные затраты на регистрацию составят 33 тысячи рублей:
3500 рублей — за регистрацию заявки и формальную экспертизу (проверку документов на соответствие перечню);
11 500 рублей — за проведение экспертизы по существу (проверку на уникальность и на соответствие нормам закона);
16 000 рублей — за регистрацию товарного знака (при положительном решении патентного ведомства);
2000 рублей — за выдачу свидетельства на товарный знак.
При подаче документов в электронном виде действует 30 %-я скидка на оплату госпошлин. За каждую правку или ошибку придётся отдать ещё 2800 рублей. А за обжалование отказа в регистрации — 13 500 рублей.
Источник
Как зарегистрировать товарный знак
Разобрались, как зарегистрировать товарный знак, чтобы его охранял закон. Полтора года, триста тысяч рублей, одна большая инструкция — и он ваш.
Зачем регистрировать знак в Роспатенте
В законе есть определение товарного знака: обозначение для индивидуализации товаров юридических лиц или предпринимателей. Для услуг такое обозначение называется знаком обслуживания. Хоть названия знаков отличаются, регистрируются они по одним правилам. Обозначением или знаком обслуживания бывают названия, логотипы, упаковки, звуки, ароматы.
Товарный знак регистрируют компании и предприниматели, но это строго по их желанию. Если бизнес — магазин «Продукты» у дома или парикмахерская «Елена», товарный знак низачем не нужен, и Роспатент его не зарегистрирует, потому что посчитает неуникальным. Но если эта же парикмахерская становится сетью или запускает франшизу, понадобится придумать и зарегистрировать уникальный знак.
Зарегистрированный товарный знак помогает бизнесу бороться с подделками товаров и продавать франшизу .
Как производитель детских планшетов борется с подделками
Защита от подделок. Конкурент заказывает дешевую партию товара с известным логотипом в Китае и продает в России как оригинал. Подделки снижают прибыль настоящей компании и портят репутацию: клиенты покупают дешевую копию, а в плохом качестве винят производителя оригиналов. Если логотип зарегистрирован, с подделками можно бороться.
Для примера — сладости из супермаркета, которые на первый взгляд слишком похожи на популярные конфеты:
Автоматически за подделку товаров не наказывают. Чтобы производителя конфет Адель оштрафовали, владельцу знака Рафаэлло нужно обратиться в антимонопольную службу и доказать: знаки похожи настолько, что покупатель может их перепутать. В законе это называется «до степени смешения».
С зарегистрированным знаком компания подает в суд на производителя подделок и получает компенсацию.
Еще один способ защиты от подделок — Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Если товарный знак есть в реестре, товары с ним не пропустят на таможне без разрешения владельца знака. Партию подделок задержат на таможне, и до покупателей она не доедет.
Продажа франшизы. Для покупателя франшиза — это бизнес, который можно купить. Но суть франшизы — передача прав на этот бизнес, в том числе товарного знака.
Продавать франшизу без регистрации товарного знака можно, но она, скорее всего, будет стоить меньше, потому что это рискованно для продавца и покупателя.
Продавец рискует, потому что франчайзи может зарегистрировать товарный знак сам, а потом запретить продавцу его использовать. Или другая компания зарегистрирует этот знак, и тогда продавец и франчайзи потеряют деньги.
С зарегистрированным товарным знаком таких проблем не будет, потому что он под охраной закона.
На что обратить внимание при покупке франшизы
Нематериальный актив. Знак — это актив компании. Чем известней знак, тем он дороже. Если товарный знак зарегистрирован, компания выставляет на продажу не только заводы, офисы и товары со склада, но и бренд: название, логотип.
Что можно зарегистрировать
Гражданский кодекс четко определяет, что может быть товарным знаком:
- слово или фраза;
- изображение;
- комбинация изображения и слов;
- упаковка товара;
- форма товара;
- звук или комбинация звуков. Например, звук включения Виндоус — товарный знак;
- запах.
Мы будем говорить о регистрации слов и изображений: чаще всего это названия, логотипы и фирменные герои компаний. Фирменных героев еще называют маскотами или персонажами-талисманами.
С товарными знаками есть ограничение: зарегистрировать можно не всё. Например, не получится зарегистрировать логотип с флагом России или название для ресторана «Министерство культуры». Полный список таких ограничений есть в законе, например нельзя зарегистрировать такие обозначения:
- ложные;
- противоречащие принципам гуманности и морали;
- схожие с официальными названиями объектов культурного наследия;
- общепринятые символы и термины.
Регистрировать знаки и владеть ими вправе только компании и предприниматели. При этом компания необязательно должна быть коммерческой: знак может принадлежать благотворительной или общественной организации. Только физлицу не может.
Регистрация знака занимает полтора года, а пошлина обходится по-разному: от 23 000 до 320 000 рублей. Вот что нужно сделать:
- проверить уникальность знака;
- подать заявку в Роспатент, оплатить пошлину за регистрацию заявки и формальную проверку;
- получить решение по результатам формальной проверки;
- оплатить пошлину за экспертизу знака;
- получить решение о регистрации знака;
- оплатить пошлину за регистрацию знака и выдачу свидетельства;
- получить свидетельство о регистрации.
А теперь подробнее.
Шаг 1. Проверить уникальность знака
Знак можно зарегистрировать, если он уникален и не похож на уже зарегистрированные знаки. Роспатент для этого проводит экспертизу. Чтобы сэкономить время, компании предварительно проверяют знак по базе Федерального института промышленной собственности, сокращенно ФИПС.
В бесплатном доступе есть только словесные знаки, которые уже кто-то зарегистрировал. Еще Роспатент проверяет знак по заявкам, это платная услуга — экспертиза товарного знака. Стоит 11 500 рублей.
Для бесплатной проверки переходим на сайт ФИПС, во вкладке «Выбор базы данных для поиска» ставим галочку возле базы «Товарные знаки»:
Затем переходим во вкладку «Поиск», выбираем критерии поиска: логический или нечеткий. Лучше поискать сначала одним, а потом другим способом, чтобы быть уверенным в уникальности знака. Вводим в поисковую строку слово или фразу и нажимаем на кнопку «Поиск».
В результатах поиска есть обозначение «НТЗ в процентах». Эта цифра показывает, насколько товарный знак неуникален.
Если нажать на знак, откроется описание с именем владельца, классами и товарами, в которых зарегистрирован знак.
Это предварительная проверка, она не гарантирует, что при экспертизе Роспатентом не найдется похожий и уже зарегистрированный знак, но отсеет на 100% неуникальные варианты.
Считать знак уникальным или нет, решает эксперт Роспатента. Если компания докажет: знак уникален настолько, что покупатель не перепутает его с другими, — можно будет зарегистрировать. Для доказательства нужно сопоставить схожие элементы, проанализировать, совпадают ли товары и услуги у компаний, и подумать, как изменить знак, чтобы он был стал уникальным.
Для проверки логотипов в интернете пока нет бесплатной базы.
Шаг 2. Выбрать классы и товары
Роспатент пользуется международной классификацией товаров и услуг, сокращенно МКТУ. Это большой список, в котором товары и услуги рассортированы по классам. Класс — группа товаров с каким-нибудь одним признаком. Например, класс «Пища» объединяет товары, которые можно съесть.
Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно выбрать класс. У одного и того же знака могут быть разные владельцы в разных классах.
Допустим, есть товарный знак «Булки энд Котлеты». Его могут использовать несколько владельцев в разных классах:
класс 30 — продукты, если владелец продает полуфабрикаты;
класс 40 — услуги для третьих лиц, если владелец занимается переработкой отходов.
Всего в списке 45 классов. В каждом есть подклассы, Например, класс 30 — продукты питания, кроме овощей и фруктов, а подкласс 30.01 — мукомольная продукция, — бобовая мука.
Зарегистрировать товарный знак можно сразу в нескольких классах, каждый класс стоит 2050 рублей. Если выбрать все 45 классов из списка, придется доплатить 92 250 рублей.
Лучше не регистрировать товарный знак во всех классах, на всякий случай на будущее. Дело не только в деньгах: если компания зарегистрировала знак и не пользуется им три года, его правовая охрана прекращается . Это значит, что знак освобождается и его может использовать кто-то другой.
Чтобы выбрать класс:
Теперь на примере. Допустим, компания регистрирует название для шоколада. Тогда она выбирает класс 30 — продукты питания — и подклассы: какао и продукты на основе какао, шоколад, шоколадные изделия, кондитерские изделия, конфеты, леденцы, пирожные, печенье, торты, вафли.
Бывает, что нужные товары находятся в разных классах, тогда придется доплатить по 2050 рублей за каждый класс. Класс и названия вписываем в заявку.
Шаг 3. Заполнить заявку
Заявка на регистрацию товарного знака — это анкета на три страницы. На первой странице указывают название, адрес и реквизиты компании, адрес для писем, товарный знак и его описание.
На второй странице выбираем тип товарного знака, указываем классы и названия товаров и пишем, какие документы сдаем вместе с заявкой.
На последней странице заявки — подпись и дата.
Сотрудники Роспатента могут не принять заявку, если в ней нет:
- информации о заявителе и его адреса;
- перечня товаров или услуг, для которых регистрируется знак. Перечень должен быть сгруппирован по классам;
- описания знака.
Бывает, что регистрацией занимается посредник — представитель компании или патентный поверенный. Тогда к заявке прикладывается его согласие на обработку персональных данных и доверенность на ведение дел с Роспатентом.
Шаг 4. Подать заявку на регистрацию товарного знака
Товарные знаки регистрирует Роспатент. Заявку компания передает как удобно:
- по почте заказным письмом;
- лично в Роспатенте;
- по факсу, а затем приносит оригиналы лично;
- через сайт Роспатента;
- через Госуслуги.
Чтобы подать заявку через сайт Роспатента, понадобится электронная подпись.
При регистрации знаков главное — дата подачи заявки. В день, когда компания подала заявку, она получает приоритет на товарный знак. Это значит, что другие компании не смогут зарегистрировать этот же знак.
После подачи заявки Роспатент проводит формальную экспертизу и по ее результатам отказывает в регистрации или принимает заявку. Отказы Роспатента бывают предварительными и окончательными. Предварительный отказ можно оспорить, но об этом — в следующий раз.
Если Роспатент принимает заявку после формальной проверки, то проводит расширенную экспертизу — она называется экспертизой по существу — затем регистрирует знак и выдает свидетельство.
Шаг 5. Оплатить пошлину
Регистрация товарного знака платная. Госпошлина зависит от пакета услуг и количества классов, в которых регистрируется знак. Не стоит рассчитывать на минимум, потому что за каждое исправление в заявке, знаке или данных компании придется доплачивать.
Источник