Отложение (игры) — Adjournment (games)
В некоторых настольных играх , таких как шахматы и го , используется механизм отсрочки , чтобы приостановить текущую игру, чтобы ее можно было продолжить в другое время, обычно на следующий день. Обоснование этого состоит в том, что игры часто превышают продолжительность, разумную для одного игрового сеанса. Как и в шахматах, иногда есть закрытый ход; следующий ход, который будет сделан, запечатывается в конверте, который должен быть разыгран при возобновлении игры (обычно это делает директор или арбитр ). Такая практика гарантирует, что ни один из игроков не знает, какой будет позиция на доске, когда им придет следующий ход.
СОДЕРЖАНИЕ
Шахматы
Когда делается отсрочка, игрок, чей ход это тайно, записывает свой следующий ход в свой бланк, но не делает этот ход на шахматной доске . Бланки результатов обоих соперников затем помещаются в запечатанный конверт ходов, и конверт запечатывается. Имена игроков, цвета, позиция, время на часах и другие игровые данные записываются на конверте; конверт также может быть подписан обоими игроками. Затем арбитр сохраняет за собой конверт до тех пор, пока не придет время возобновить игру, в это время арбитр открывает конверт, делает запечатанный ход на доске и запускает часы соперника.
Согласно правилам USCF , если запечатанный ход неоднозначен и подлежит более чем одной интерпретации, противник игрока, делающего запечатанный ход, может выбрать одну из разумных интерпретаций ( Just & Burg 2003 : 72–78). Если запечатанный ход незаконен и нет разумной интерпретации, игрок, делающий запечатанный ход, проигрывает игру ( Just & Burg 2003 : 38). Согласно правилам ФИДЕ, закрытие двусмысленного хода также приводит к поражению.
Графики, допускающие отсрочку, обычно делятся на две категории:
- 2 1 / 2 часа в игрока за первые сорок ходов, а затем отложении (пять часов сессии)
- Два часа на игрока на первые сорок ходов, затем по часу на следующие двадцать ходов, после чего следует отсрочка (шестичасовая сессия).
Правила отсрочки игры в шахматы следующие:
- Как только контроль времени истечет, любой из игроков может отложить игру на своем ходу.
- Если игрок использует эту возможность, он теряет оставшееся время, отведенное для этой сессии.
- Когда продолжительность сеанса закончилась, игроку, сделавшему ход, необходимо отложить игру.
- Игрок откладывает игру, тайно записывая свой ход в конверт и запечатывая его. После возобновления игры арбитр делает закрытый ход, и игра продолжается.
Первые три правила призваны побудить игроков продолжать игры до конца сеанса, но не дольше. Последнее правило гарантирует, что после отсрочки ни один из игроков не знает, какой будет позиция, когда наступит их следующий ход, поддерживая справедливость потенциального промежуточного анализа отложенных позиций. Однако может быть выгодно быть игроком, который делает закрытый ход, особенно если этот ход вызывает конкретную реакцию со стороны другого игрока.
Соображения о том, когда прервать игру, могут быть сложными и включать дополнительное измерение психологии, которое не является частью строго логического игрового процесса.
С появлением мощных компьютерных программ для игры в шахматы, которые можно использовать для анализа отложенных позиций, большинство турниров отказались от отложенных игр в пользу более короткого контроля времени. Первым чемпионатом мира по шахматам, в котором не использовались перерывы, был Чемпионат мира по классическим шахматам 1995 года , а последним чемпионатом мира по шахматам , в котором были отложены перерывы, был чемпионат мира ФИДЕ по шахматам 1996 года .
Отсрочки являются обычным явлением в длинных матчах игры в го . Основные матчи за титул чемпиона Японии, такие как Хонинбо , Кисей и Мэйдзин, обычно имеют время на обдумывание более восьми часов на каждого игрока. Такие матчи проводятся в течение двух дней и используют закрытый ход во время перерыва. Как и в шахматах , запечатанный ход может иметь принудительную реакцию, что дает преимущество запечатывающему игроку. Запечатывать ход, не имеющий иной цели, кроме как заставить оппонента дать конкретный ответ, считается плохим этикетом .
Другие игры
Другие игры, в которых используются отсрочки и закрытые ходы, обычно также являются стратегическими настольными играми для двух игроков, например сянци или сёги .
Источник
I: Отложенные партии
I.1.1. Если партия не завершена к окончанию времени, отведенного для игры, арбитр должен предложить игроку, у которого очередь хода, «запечатать» свой ход. Игрок должен записать свой ход однозначно читаемой нотацией на своем бланке, положить свой бланк и бланк соперника в конверт, запечатать конверт и только затем остановить часы. До остановки часов игрок сохраняет право на изменение своего тайного хода. Если после того, как арбитр предложил запечатать ход, игрок сделает его на доске, он должен записать этот ход на своём бланке как тайный ход.
I.1.2. Если игрок при своём ходе откладывает партию до окончания игрового времени, считается, что он запечатывает ход в контрольное время, и также должно быть записано его оставшееся время.
I.2. На конверте должны быть указаны следующие сведения:
I.2.1. фамилии игроков,
I.2.2. позиция непосредственно перед откладыванием,
I.2.3. время, использованное каждым игроком,
I.2.4. фамилия игрока, запечатавшего ход,
I.2.5. номер тайного хода,
I.2.6. предложение ничьей, если оно действующее,
I.2.7. дата, время и место возобновления игры.
I.3. Арбитр должен проверить точность информации, записанной на конверте. Ответственность за сохранность конверта возлагается на арбитра.
I.4. Если игрок предложил ничью после того, как его соперник запечатал свой ход, предложение остается в силе до тех пор, пока соперник не примет или не отклонит его в соответствии со Статьёй 9.1.
I.5. Перед возобновлением игры на доске должна быть поставлена отложенная позиция, а на часах установлено время, использованное каждым игроком до откладывания партии.
I.6. Если игроки согласились на ничью до возобновления игры, или если один из игро-ков уведомил арбитра, что он сдается, партия считается законченной.
I.7. Конверт вскрывается только в присутствии игрока, который должен ответить на тайный ход.
I.8. За исключением случаев, упомянутых в Статьях 5, 6.9, 9.6 и 9.7, игроку засчитывается поражение, если его тайный ход:
I.8.1. неоднозначный, или
I.8.2. записан таким образом, что его истинное значение невозможно установить, или
I.8.3. не возможен.
I.9. Если в назначенное время для возобновления игры:
I.9.1. игрок, который должен отвечать на тайный ход, присутствует, конверт вскрывается, тайный ход выполняется на доске, и пускаются часы этого игрока.
I.9.2. игрок, который должен отвечать на тайный ход, отсутствует, его часы пускаются; по прибытии он может остановить свои часы и позвать арбитра; затем вскрывается конверт и тайный ход выполняется на доске; после этого его часы пускаются вновь.
I.9.3. игрок, который запечатал ход, отсутствует, его соперник имеет право вместо ответа обычным путем записать свой ответный ход на бланке, запечатать свой бланк в новом конверте, остановить свои часы и пустить часы отсутствующего игрока; в этом случае конверт передается арбитру на хранение и вскрывается по прибытии отсутствующего игрока.
I.10. Любому игроку, который прибывает для продолжения партии после допустимого времени опоздания, присуждается поражение, если арбитр не решит иначе. Однако, если тайный ход, приводит к окончанию партии, остаётся в силе такой её результат.
I.11. Если в положении соревнования указано, что время опоздания не равно нулю, применяется следующее правило. Если ни один из игроков не прибыл к началу доигрывания, игрок, который должен ответить на тайный ход, теряет всё время, которое пройдет до его прибытия, если в правилах о соревновании не указано иное или если арбитр не решит иначе.
I.12.1. Если конверт, содержащий тайный ход, утерян, партия должна продолжаться с отложенной позиции, а на часах устанавливается время, записанное на момент откладывания. Если время, использованное каждым игроком, не может быть восстановлено, часы устанавливаются по решению арбитра. Игрок, который запечатывал ход, должен выполнить на доске тайный, как он утверждает, ход.
I.12.2. Если восстановить позицию невозможно, партия должна быть аннулирована и сыграна заново.
I.13. Если при возобновлении игры кто-либо из соперников, не сделав свой первый ход, заметит, что использованное время установлено на каких-либо часах неправиль-но, ошибка должны быть исправлена. Если ошибка не обнаружена, партия продолжается без корректировки времени, если арбитр не решит иначе.
I.14. Продолжительность каждого доигрывания контролируется арбитром по его часам. Время начала доигрывания должно быть объявлено заранее.
Источник
Откладывание
Если вам когда-либо приходилось играть в шахматы целый день, вы понимаете, насколько это может быть утомительно. Усталость накапливается, не позволяя разобраться в происходящем на доске. Именно поэтому до 1990-х годов откладывание и доигрывание партий были так распространены в шахматах.
Вот что нужно знать об откладывании:
Что такое откладывание в шахматах?
В прошлом, когда турнирные партии продолжались много часов, противники могли отложить партию, чтобы продолжить борьбу на следующий день. Обычно откладывание происходило после пяти или шести часов игры. Партия продолжалась на следующий день или в особый день доигрывания.
Отложенная позиция седьмой партии матча претендентов Спасский-Таль в 1965 году. Фотография: Журнал Chess Life, стр. 13, январь 1966/USCF.
С появлением сильных шахматных движков, которые могли использоваться для анализа партий, организаторы турниров отказались от доигрываний.
Как происходило откладывание?
До середины 1990-х годов в турнирных партиях шахматисты получали на обдумывание определенное время не на всю партию, а до контрольного хода. Например, часто встречался контроль «по 3 часа каждому на 40 ходов».
Если у одного из противников заканчивалось время до контрольного хода, партия завершалась его поражением. Если шахматист успевал сделать контрольный ход, по истечении времени на обдумывание судья предлагал ему записать очередной ход на бланке партии, не делая его на доске.
Откладывать партию сразу после контрольного хода было не обязательно. При желании и наличии времени на обдумывание шахматист мог продолжить игру, например, чтобы передать право записи хода сопернику.
После записи хода судья помещал бланки обоих соперников в специальный конверт, запечатывал его и записывал на конверте положение фигур на доске. В день доигрывания судья вскрывал конверт, делал записанный ход и запускал часы.
Конверт с записанным ходом партии Ефима Геллера против Бента Ларсена в 1966 году. Фотография: Wikimedia Commons, CC.
В анализе отложенной партии шахматистам могли помогать товарищи по команде, тренеры или секунданты. При доигрывании партии на следующий день шахматист мог доверить анализ помощнику, отправиться отдыхать и узнать его совет уже утром перед доигрыванием.
В чем значение откладывания?
Откладывание позволяло избежать зевков, вызванных цейтнотом и усталостью, и сохранить высокое качество игры до самого конца партии. Критики откладывания говорили, что эта практика давала дополнительные шансы шахматистам, которые могли позволить себе помощь тренеров и секундантов.
Откладывание в сериале «Ход королевы». Фотография: The Queen’s Gambit/Netflix.
Откладывание и доигрывание уже не встречаются в турнирной практике и стали частью истории шахмат. В современных турнирах игра ускорилась, чтобы все партии завершались за один день. Противникам обычно отводится время на обдумывание до конца партии и добавляется немного времени на каждый ход.
Заключение
Мы узнали, что такое откладывание, как оно происходило, и почему больше не применяется. Почитаем биографии великих шахматистов прошлого и современности, чтобы узнать больше об истории нашей игры!
Источник
Словарь терминов, используемых в правилах игры в шахматы
Число после наименования термина – номер Статьи Правил, в которой впервые появ-ляется этот термин.
алгебраическая нотация: 8.1. Запись ходов с использованием обозначения фигур и символов от a до h и цифр от 1 до 8 для обозначения полей на доске 8×8.
анализ: 11.3. Выполнение одним или несколькими игроками ходов на доске с целью определения наилучшего продолжения.
апелляция: 11.10. Обычно игрок имеет право обжаловать решение арбитра или организатора.
арбитр: предисловие. Лицо (лица), ответственное(ые) за обеспечение соблюдения правил соревнования.
белые: 2.2. 1. Белыми называются 16 фигур и 32 поля светлого цвета. Или 2. при написании с заглавной буквы термин также относится к игроку, играющему белыми фигурами.
бланк для записи партии: 8.1. Лист бумаги, разграфлённый для записи ходов. Бланк также может быть электронным.
блиц: B. Игра, в которой каждый игрок имеет на обдумывание 10 минут или меньше.
быстрая игра до конца партии: III.1. Заключительный период игры, в котором игрок должен завершить неограниченное количество ходов за ограниченное время.
быстрые шахматы (рапид): A. Игра, в которой каждый игрок имеет на обдумывание больше 10 минут, но меньше 60 минут.
вертикаль: 2.4. Вертикальная колонка из восьми квадратов на шахматной доске.
взятие на проходе: См. объяснение в Статье 3.7.4. В нотации на русском языке обозначается в.п.
взятие фигуры: 3.1. Перемещение фигуры игрока с занимаемого ею поля на поле, занятое фигурой соперника, которая при этом снимается с доски. См. также Статьи 3.7.4.1-3.7.4.2. Обозначается символом “х”.
вмешательство: 12.7. Вовлечение посторонних в происходящую игру.
время опоздания: 6.7.1. Заранее установленное время, на которое игрок может опо-здать без штрафа.
горизонталь: 2.4. Горизонтальный ряд из восьми квадратов на шахматной доске.
демонстрационная доска: 6.13. Доска для отображения позиции на шахматной доске, на которой фигуры перемещаются вручную.
диагональ: 2.4. Ряд квадратов одного и того же цвета, идущий от одного края доски к другому.
дополнительное время: 6.3.2. Количество времени (от 2 до 60 секунд), добавляемое с самого начала периода перед каждым ходом игрока. Это может быть реализовано либо в режиме задержки, либо в накопительном режиме.
доска: 2.4. Краткое название шахматной доски.
завершенный ход: 6.2.1. Ход считается завершенным, когда игрок сделал свой ход, а затем нажал свои часы.
запечатанный ход: I. В случае, если игра откладывается, игрок должен запечатать свой бланк со следующим ходом в конверт.
заявление: 6.8. При определенных обстоятельствах игрок может сделать заявление арбитру.
зрители: 11.4. Наблюдающие за игрою лица, не являющиеся арбитрами или игроками. Сюда включаются и игроки, закончившие свои партии.
игра за шахматной доской: Введение. Данные Правила игры в шахматы распростра-няются только на этот вид шахматной игры и не включают в себя игру по интернету, по переписке и т.п.
игровая зона: 11.2. Место, где проводится соревнование.
игровая площадка: 11.2. Место, где играются партии соревнования.
обычная игра: III.3. Игра, в которой время на обдумывание каждого игрока со-ставляет, по крайней мере, 60 минут.
комнаты отдыха: 11.2. Туалеты, а также выделяемое на чемпионатах мира отдельное помещение, в котором игроки могут отдохнуть.
контроль времени: 1. Регламент времени, предоставляемого игроку на обдумывание. Например, 90 минут на 40 ходов, 30 минут на все оставшиеся ходы плюс 30 накапли-ваемых секунд, начиная с первого хода. Или 2. Считается, что игрок «прошёл контроль времени», если, например, он сделал требуемые регламентом 40 ходов менее чем за 90 минут.
королевский фланг: 3.8.1. Вертикальная половина доски, на которой в начале игры стоит король.
лёгкая фигура: Слон или конь.
мат: 1.3. Сокращенное название мата в игре в шахматы.
мертвая позиция: 5.2.2 Позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю соперника любой серией возможных ходов.
мобильный телефон: 11.3.2. Телефон сотовой связи
монитор: 6.13. Электронное устройство для отображения позиции на доске.
наблюдать: 12.2.5. проверять или контролировать.
нажать часы: 6.2.1. Нажать на кнопку или рычаг шахматных часов, останавливая свои часы и пуская часы соперника.
наказания: 12.3. Арбитр может применить санкции, описанные в Статье 12.9, в порядке возрастания степени тяжести нарушения.
нападение: 3.1. Считается, что фигура нападает на фигуру соперника, если эта фигура может взять фигуру соперника на этом поле.
на усмотрение арбитра: В Правилах описано приблизительно 39 случаев, когда арбитр должен использовать свое суждение.
невозможный ход: 3.10.1. Ход, который не возможен по правилам игры в шахматы.
ничейная позиция: 5.2.2. Позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю соперника любой серией возможных ходов.
ничья: 5.2. Игра, в которой ни одна из сторон не смогла добиться победы.
нулевое время опоздания: 6.7.1. Игрок должен сидеть за шахматной доской перед началом тура.
обжалование: см. апелляция.
объяснение: 11.9. Игрок имеет право на объяснение Правил арбитром.
выиграть обычными средствами: III.5. Играть в позитивном ключе, пытаясь выиграть партию; или иметь положение, дающее реальные шансы на победу в партии, а не победить просто из-за падения флажка.
ограниченные возможности: 6.2.6. Физические или умственные недостатки, которые приводят к частичной или полной потере способности человека выполнять опреде-ленные действия при игре в шахматы.
организатор: 8.3. Лицо, ответственное за игровую зону, даты соревнования, денежные призы, приглашения, формат соревнования и так далее.
откладывать: 8.1. Вместо завершения игры за один сеанс партия временно прерывается, а затем продолжается в более позднее время.
очки: 10.1. Обычно игрок получает 1 очко за победу, ½ очка за ничью, 0 за поражение. Встречается следующий подсчет очков: 3 за победу, 1 за ничью, 0 за поражение.
падение флажка: 6.1. Истечение времени, отведенного игроку.
патовая позиция: 5.2.1. Положение, в котором игрок не имеет возможного хода, и его король не находится под шахом.
период времени: 8.6. Часть игры, в которой игроки должны сделать заданное коли-чество ходов или все ходы в течение определенного времени.
повторение: 5.3.1. 1. Игрок может заявить о признании партии ничьей, если одна и та же позиция возникла три раза. Или 2. Игра признаётся ничьей, если одна и та же позиция возникла пять раз.
поле превращения: 3.7.5.1. Поле, на которое перемещается пешка, когда она дости-гает последней от своего начального положения горизонтали.
помощник: 8.1. Лицо, которое может помочь спокойному ходу соревнования различ-ными способами.
потеря: 1. 4.8. Потеря права делать заявление или ход. Или 2. Проигрыш партии из-за нарушения Правил игры в шахматы.
правила соревнований: 6.7.1 В некоторых статьях этих Правил приведены различные варианты проведения соревнований. В правилах соревнований должно быть указано, какой из них был выбран.
правило 50 ходов: 5.3.2. Игрок может заявить о признании партии ничьей, если последние 50 ходов были сделаны каждым игроком без движения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.
правило 75 ходов: 9.6.2. Партия признаётся ничьей, если последние 75 ходов были сделаны каждым игроком без движения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.
превращение: 3.7.5.3. Происходит, когда пешка достигает последней от своей исходной позиции горизонтали и заменяется новой фигурой: ферзём, ладьёй, слоном или конём того же цвета.
предложение ничьей: 9.1.2. Порядок, в соответствии с которым игрок может предло-жить ничью сопернику. В бланке записи партии указывается символом “=”.
размен: 1. 3.7.5.3. Превращение пешки в другую фигуру. Или 2. Положение, при котором игрок взял фигуру той же ценности, что и его собственная фигура, и эта фигура возвращена. Или 3. Положение, при котором один игрок потерял ладью, а другой потерял слона или коня.
возможный ход: 3.10.1. Ход, при котором полностью выполнены все соответствую-щие требования Статей 3.1 — 3.9.
режим Бронштейна: 6.3.2. См. режим задержки времени.
режим задержки времени (режим Бронштейна): 6.3.2. Оба игрока получают опреде-ленное «основное время на обдумывание». Кроме того, каждый игрок получает «фиксированное дополнительное время» на каждый ход. Обратный отсчет основного времени на обдумывание начинается только после истечения фиксированного дополнительного времени. В том случае, когда игрок нажимает свои часы до истечения фиксированного дополнительного времени, основное время на обдумывание не меняется, независимо от того, сколько фиксированного дополнительного времени использовано.
режим накопленного времени (режим Фишера): Режим, при котором игрок получает дополнительное количество времени (часто 30 секунд) перед каждым ходом.
режим Фишера: См. режим накопленного времени.
результат партии: 8.7. Обычно результат партии 1-0, 0-1 или ½-½. В исключительных случаях оба игрока могут потерять очки (Статья 11.8), или один получит ½ очка, а другой — 0. Для несыгранных партий результат обозначается +/- (белые победили по принуждению), -/+ (черные победили по принуждению), -/- (проиграли по принуждению оба игрока).
рокировка: 3.8.2. Перемещение короля к ладье. Рокировка на королевском фланге обозначается 0-0, на ферзевом фланге — 0-0-0.
сдается: 5.1.2. Уведомление о том, что игрок отказывается от дальнейшей игры и не играет до получения мата.
сделанный ход: 1.1. Считается, что ход «сделан», когда фигура была передвинута на новое поле, рука игрока отпустила фигуру и взятая фигура соперника, если таковая имелась, снята с доски.
смещение: 7.4.1. Изменение положения фигур от их привычного места. Например, пешка перемещена с а2 на а4.5; ладья стоит на половине полей d1 и e1; фигура лежит на боку; фигура упала на пол.
сопредельная зона: 12.8. Зона, прилегающая к игровой зоне, но фактически не явля-ющаяся её частью. Например, места, отведенные для зрителей.
счетчик ходов: 6.10.2. Устройство в шахматных часах, которое может использоваться для регистрации количества нажатий на часы каждого игрока.
ход при касании фигуры: 4.3. Если игрок касается фигуры с намерением пойти ею, то он обязан сделать ход этой фигурой.
усмотрение арбитра: в Правилах игры в шахматы около 39 случаев, в которых арбитр должен использовать свое суждение.
ферзевой фланг: 3.8.1. Вертикальная половина доски, на которой в начале игры стоит ферзь.
ферзь: выражение “из пешки в ферзи” означает превращение пешки в ферзя.
фигура: 2. Одна из 32 фигур на шахматной доске или ферзь, ладья, слон или конь.
флажок: 6.1. Устройство, которое отображает, что период времени заканчился.
ход: 1.1. 1. Выражение «90 минут на 40 ходов» относится к 40 ходам каждого игрока. Или 2. Выражение «при своём ходе» относится к праву этого игрока сделать следующий ход. Или 3. Выражение «лучший ход белых» относится к единственному ходу за белых.
часы: 6.1. Одно из двух устройств для регистрации и отображения времени.
черные: 2.2. 1. Черными называются 16 фигур и 32 поля темного цвета. 2. При печати отчетов о партии это также относится к играющему черными фигурами.
честная игра: 12.2.1. Иногда, когда арбитр обнаруживает, что положений Правил недо-статочно, он должен принимать решения основываясь на принципе справедливости.
шах: 3.9. Нападение на короля одной или несколькими фигурами соперника. Обо-значается символом «+».
шахматная доска: 1.1. Доска размером 8х8 квадратов, как в Статье 2.1.
шахматные часы: 6.1. Часы с двумя устройствами для регистрации и отображения времени, связанными друг с другом.
шах и мат: 1.2. Нападение на короля, при котором угроза не может отражена. Обозначается символом «++» или «#».
шахматы: Комплект из 32 фигур на шахматной доске.
шахматы 960: Вариант шахмат, при котором расстановка фигур на первой и послед-ней горизонталях создаётся одним из 960 различных возможных вариантов.
штрафные санкции: 12.3. Арбитр может применить санкции, описанные в Статье 12.9, в порядке возрастания степени тяжести нарушения.
экран: 6.13. Устройство для электронного отображения позиции на доске.
электронная сигарета: устройство, содержащее жидкость, которая испаряется и вдыхается через рот, имитируя действие курения табака.
я поправляю: 4.2. Уведомление о том, что игрок хочет поправить положение фигуры, но не обязательно намерен ходить ею.
Источник