Значение словосочетания «запас хода»
- Один из показателей подвижности машины (танка, бронетранспортёра и др.), характеризующийся расстоянием, которое может пройти машина, либо количеством часов работы двигателя на одной заправке.
Запас хода зависит от величины заправки горючим и влияет на радиус действия машины. Запас хода машин определяется в часах работы двигателя или километрах.
Также запас хода механических часов от одного завода.
запас хода
1. техн. максимальное расстояние, которое транспортное средство может преодолеть на имеющемся запасе топлива (как правило, при полной заправке) ◆ С первой секунды компьютер показывал запас хода в 10 км при среднем расходе 40 л/100 км, а когда мы-таки добрались до ближайшей заправки, на дисплее светилась угрожающая цифра 0. Александр Федоров, «Rеактивный Sарай», 2002.11.15 г. // «Автопилот» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пождать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Неизвестный танк часть 4
Содержание материала
РАСХОД ГОРЮЧЕГО И ЗАПАС ХОДА
Подвижность танка определяется не только его скоростными качествами, но и дальностью его действия, запасом хода. В свою очередь, запас хода танка определяется количеством горючего и масла, вмещающихся в его баках, а также тем, насколько быстро расходуется горючее и масло. Экипаж танка должен уметь рассчитывать запас хода своего танка в зависимости от конкретных условий, в которых танку придется действовать. При одном и том же количестве горючего в баках танк может пройти большее или меньшее расстояние. При движении танка в отрыве от своих баз снабжения (например, при действиях в тылу противника) расчет запаса хода имеет особенно большое значение.
В этом разделе приведены некоторые данные, необходимые для определения запаса хода танка.
УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ГОРЮЧЕГО
Расход горючего в двигателе внутреннего сгорания зависит от многих факторов. Главными из этих факторов являются: тип двигателя — дизель или карбюраторный; устройство двигателя — форма камеры сжатия, степень сжатия и т, д.; регулировка — например, подбор жиклеров, установка опережения зажигания (для карбюраторного двигателя) или впрыска горючего (для дизеля) и пр. Кроме того, расход горючего при эксплуатации зависит от степени изношенности двигателя, от числа оборотов, на которых он работает, и от мощности, которая используется.
На рис, 465 показана примерная кривая удельного расхода горючего в г/л, с. ч. (грамм/лошадиная сила-час) в зависимости от числа оборотов при полном использовании мощности двигателя, т. е. при наибольшей подаче горючего.
Рис. 465, Зависимость удельного расхода горючего от числа оборотов двигателя, работающего с полной нагрузкой
На этом же рисунке пунктиром нанесена характеристика двигателя. Из рассмотрения кривых следует, что удельный расход горючего с увеличением оборотов сначала уменьшается, достигая наименьшей величины при определенном числе оборотов (в нашем примере при 1500 об/мин), а потом начинает возрастать.
Иначе обстоит дело,если двигатель работает не на полной мощности, т. е, с неполной подачей горючего, В этом случае с уменьшением мощности удельный расход горючего резко увеличивается.
На рис, 466 показана кривая зависимости удельного расхода горючего от степени использования мощности двигателя в пределах рабочих оборотов двигателя.
Рис. 466. Зависимость удельного расхода горючего от используемой мощности (заштрихованный участок соответствует обычно используемой мощности двигателя)
В обычных условиях эксплуатации используется 40—70% мощности танкового двигателя. В этом случае удельный расход горючего превышает наименьший в 1,5 — 2 раза; поэтому чем полнее используется мощность двигателя, тем экономнее расходуется горючее.
РАСХОД ГОРЮЧЕГО НА 1 км ПУТИ, РАСХОД ГОРЮЧЕГО ЗА I ЧАС РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ
В эксплуатации расход горючего указывают или на 1 км пути или за 1 час работы двигателя.
В первом случае это дает возможность определить запас хода танка, во втором—время, которое проработает двигатель на данном запасе горючего.
Двигаясь и преодолевая сопротивление грунта, танк совершает работу. Чем больший путь прошел танк и чем больше сопротивление его движению, тем большая работа будет совершена и тем больше горючего потребуется на эту работу. Расход горючего на 1 км почти не зависит от мощности двигателя, установленного на танке.
Действительно, из двух танков одинакового веса тот танк, на котором более мощный двигатель, будет иметь и более высокую удельную мощность; но чем выше удельная мощность, тем больше скорость танка, тем меньше времени на данном участке пути (например, на 1 км) проработает двигатель. Расход горючего для обоих танков будет примерно одинаков. Если мощность двигателя используется неполностью, удельный расход горючего возрастает (см. рис, 466), Правда, при этом общий расход может и не увеличиться или увеличится не намного, так как для того, чтобы двигатель развил меньшую мощность, требуется меньше горючего.
Таким образом, расход горючего на 1 км пути зависит от совершенной танком работы по преодолению сопротивления движению и от степени использования мощности двигателя.
Работа, затраченная на преодоление сопротивления движению, равна силе сопротивления движению, умноженной на путь, который проходит танк: W= RSдля, горизонтального участка пути R = fG; в нашем случае (для определения расхода на 1 км) S = 1 км. Тогда работа W = fG..
Следовательно, работа зависит от качества и состояния грунта, характеризуемых коэффициентом f, и веса танка G.
Расход горючего на 1 км пути может быть выражен следующей формулой:
где qк— расход горючего на 1 км пути в л;
G— вес танка в т;
пк—опытный коэффициент, характеризующий, в отличие от коэффициента f, не только грунт, по которому движется танк, но и степень использования мощности двигателя. Перейдем теперь к определению расхода горючего за 1 час работы двигателя.
Расход за 1 час работы уже не зависит от грунта. Для работы двигателя коэффициент сопротивления грунта, по которому движется танк, не имеет значения. Расход горючего в данном случае зависит только от времени, в течение которого работает двигатель, и мощности, которую он при этом развивает. Правда, на работу двигателя здесь влияют дорожные условия, так как степень использования мощности двигателя, в конечном счете зависит от дорожных условий. Например, на ухабистых дорогах, вынуждающих снижать скорость движения, мощность двигателя будет использоваться хуже, чем на ровных. На снежной целине мощность двигателя может использоваться полнее, чем на асфальтовом шоссе, где встречное движение, обгоны и повороты могут потребовать значительного снижения скорости движения. Таким образом, расход горючего за 1 час работы зависит от мощности двигателя, степени ее использования, определяемой главным образом дорожными условиями, а также от устройства танка.
Часовой расход можно выразить формулой
где — qч— часовой расход горючего в л;
NД — полная мощность двигателя в л. с;
nч — опытный коэффициент, характеризующий степень использования мощности двигателя.
Расход горючего на 1 км пути и за 1 час работы зависит, кроме того, от типа двигателя (дизель или карбюраторный) и от степени его изношенности.
На рис. 467 и 468 приведены данные по расходу горючего для дизеля и для карбюраторного (бензинового) двигателя.
Рис. 467. Данные о расходе горючего для танка весом 20 т , при мощности двигателя 194 л. с. (дизель)
Рис. 468. Данные о расходе горючего для танка весом 22 т при мощности двигателя 300 л. с. (карбюраторный двигатель)
Из приведенных данных следует, что расход горючего на 1 км пути в значительной мере зависит от дорожных условий. Так, для дизеля при постоянном расходе горючего за 1 час (35 л) расход горючего на 1 км пути изменяется от 1,69 л (на шоссе) до 2,24 л (при движении на местности). Карбюраторный двигатель по расходу горючего более чувствителен к изменению дорожных условий, чем дизель. Это объясняется тем, что с изменением нагрузки удельный расход горючего (расход на 1 л. с. в час) у карбюраторного двигателя изменяется в большей степени, чему дизеля.
Сравнивая данные обоих двигателей (рис. 467 и 468), мы видим,карбюраторный двигатель по сравнению с дизелем расходует горючего примерно на 30—40% больше. Коэффициенты расхода горючего пк и пч характеризуют экономичность танка, поэтому важно знать их величины, полученные опытным путем. Коэффициент пкпоказывает расход горючего в литрах на одну тонну веса танка при движении его на 1км, или л/т-км. Коэффициент пч показывает расход горючего в литрах на 1 л. с. полной мощности двигателя за 1 час работы, или6 л/л. с. ч.
Приближенноможно принять следующие значения коэффициентов расхода за 1 час работы двигателя: для дизеля — пч = 0,10—0,15; — для карбюраторного двигателя пч —0,15 — 0,20.
Таким образом, общая формула часового расхода горючего будет: для дизелей qч= (0,10 — 0,15)Nд;для карбюраторных двигателей qч= (0,15—0,20) NД, где qч—в л/час, NД—в л. с.
Расход масла зависит не столько от устройства двигателя и его системы смазки, сколько от степени изношенности двигателя.
Опыт эксплуатации показывает, что в разных танках расходуется различное количество масла. В среднем расход масла составляет 1—4% от расхода горючего на Iкм пути или за 1 час работы двигателя.
В изношенных двигателях масла расходуется иногда до 7% и более от расхода горючего.
ЗАПАС ХОДА ТАНКА
Запас хода танка, т. е. количество километров, которое он может пройти без дозаправки,— один из важных боевых показателей танка. Так как в разных дорожных условиях расходуется различное количество горючего, то запас хода танка зависит от дорожных условий. Запас хода танков при движении по шоссе больше, при движении вне дорог — меньше. Запас хода определяется опытным путем, при испытании танка.
Иногда запас хода определяют в часах работы двигателя. Он составляет примерно 6—10 часов работы двигателя.
Чем больше запас хода танка, тем больше радиус его действия. Особенно важно иметь большой запас хода, когда танки отрываются от своих баз снабжения, например при глубоких рейдах по тылам противника, при развитии прорыва и т. д.
Ограниченность места в танке не позволяет без ущерба для других боевых качеств танка повышать его запас хода, поэтому экономия горючего и особенно использование в танках наиболее экономичных двигателей внутреннего сгорания (дизелей) приобретают огромное значение. Как мы видели выше, применение дизеля дает значительную экономию в расходе горючего и повышает запас хода танка примерно на 20—30 %.
Источник
Запас хода машины
Словарь военных терминов. — М.: Воениздат . Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. . 1988 .
Смотреть что такое «Запас хода машины» в других словарях:
Запас хода — Один из показателей подвижности машины (танка, бронетранспортёра и др.), характеризующийся расстоянием, которое может пройти машина, либо количеством часов работы двигателя на одной заправке. Запас хода зависит от величины заправки горючим и… … Википедия
Запас хода — количество километров, которое машина может пройти, или количество часов работы двигателя на одной заправке. 3. х. один из показателей подвижности машины. Он зависит от величины заправки горючим и расхода его в тех или иных дорожных условиях.… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
Стюарт (танк) — У этого термина существуют и другие значения, см. M3 … Википедия
М3/М5 Стюарт — M3A1 в Белградском музее вооружённых сил M3 Stuart Классификация лёгкий танк Боевая масса, т … Википедия
М3 Стюарт — M3A1 в Белградском музее вооружённых сил M3 Stuart Классификация лёгкий танк Боевая масса, т … Википедия
М5 Стюарт — M3A1 в Белградском музее вооружённых сил M3 Stuart Классификация лёгкий танк Боевая масса, т … Википедия
М3 «Стюарт» — М3 (англ. Light tank M3) американский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Широко известен также под названием «Стюарт» (англ. Stuart), данным ему в войсках Великобритании в честь генерала Гражданской войны в США Дж. Ю. Б. Стюарта … Энциклопедия техники
БА-10 — 1938 СРЕДНИЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЬ Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации … Военная энциклопедия
Танк Т-34 глазами зарубежных специалистов — Западногерманский журнал “Зольдат унд техник” в декабре 1965 года опубликовал редакционную статью, посвященную 25 летию советского танка Т 34, в которой говорилось: “В июне 1940 года сошел с конвейера первый серийный советский танк … Энциклопедия техники
Т-54/55 — Т 55 Классификация средний танк Боевая масса, т 36,0 … Википедия
Источник
Новое в блогах
12 МИФОВ О ТОМ, ЧТО РККА ПРЕВОСХОДИЛА НЕМЦЕВ В ТАНКАХ (ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ)
МИФ №5 Танк Т-34-76 — превосходил любой немецкий танк
1. ЧИСЛЕННОСТь танков
3. Клммандирская башенка есть- нет
4. Число членов єкипажа
5. Средства опопвещения
6. 76 ММ СНАРЯДІ
В действительности – в 1941г. PZ-3 ПРЕВОСХОДИЛ Т-34 -76 по большинству показателей.
ПЕРВОЕ – ЗАПАС МОТРЕСУРСА , т.е. сколько проработает двигатель танка – до того как издохнет в жутких муках
У Т-34-76 образца 41г. —40-50 мото — часов
У PZ-3 – 400 мото — часов
PZ -3 — ПОБЕЖДАЕТ.
ВТОРОЕ – СКОРОСТЬ по шоссе и пересеченной местности
У Т-34-76 образца 41г. — 54 и 25 км/час
У PZ-3 – 67 и 15 км/час.
ПАРИТЕТ!
ТРЕТЬЕ – ЗАПАС ХОДА по шоссе и пересеченной местности
У Т-34-76 образца 41г. – 300 и 230 км.
У PZ-3 – 165 и 95 км.
ПОБЕДА Т-34?
Уже слышу бурные вопли: вот оно — явное преимущество!
Дык как посмотреть….
Для Т-34-76 – это означало, что танкисты меньше будут зависеть от заправки. А учитывая, что логистика от 1941г. в РККА демонстрировала полный армагедец и стабилизец – для Т-34 большая автономность – была важна.
А вот для PZ-3 такой проблемы в 1941г. попросту не существовало, т.к. в немецкой танковой дивизии наличие 2300 единиц авто гарантировало снабжение всем необходимым. В не зависимости от емкости бака, за немецким танком стоял грузовик с бочками топлива в позе «чаво изволите».
Если в 1942г. немцы самолетами в Демьянский котел сено для лошадок возили, то о какой проблеме с заправками топлива на таком уровне логистики может идти речь?
Поэтому, тут сравнивая запас хода Т-34 и PZ-3 мы сравниваем кислое с зеленым.
ЧЕТВЕРТОЕ – БРОНЯ
Лобовая броня:
— Т-34 – 45 мм. — стальная катанная
— PZ-3 – 30 мм. — стальная хромоникелевая катаная, что эквивалентно 42 мм. обычной брони.
КАЗАЛОСЬ БЫ ПАРИТЕТ? – НО!
На в 1941г. начала выпускаться самая массовая модификация этого танка — PZ-3-J, с толщиной лобовой хромоникелевой брони 50 мм. (т.е. эквивалент 65-70 мм. обычной).
Поэтому в данной категории PZ -3 — ПОБЕЖДАЕТ .
Уф. Чувствую пригрузил я вас цифрами. Давайте о чем-то лирическом, там лютики-цветочки, речка-ручеек, тишина и прочая фигня…
ПЯТОЕ – ТИШИНА ХОДА
Представьте себе: туманное утро, бойцы на позициях. И тут в тумане послышался шум приближающихся вражеских танков. Стоп! А с какого расстояния танки демаскируют себя шумом?
Т-34 – услышат за полкилометра, и успеют приготовиться к бою.
PZ-3 – за 150 метров. А что можно успеть за то время, пока танк преодолеет єто расстояние — мне трудно представить.
Но это несущественные мелочи, ведь, правда?)))
ШЕСТОЕ – ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
Т-34 – отлично нырял – в реки, в болта и другие водные преграды. Ему до сих пор поисковики помогают вынырнуть.
А вот некоторое количество танков PZ-3 — были переоборудованы для движения под водой. Глубина погружения составляла 15 м ; свежий воздух подавался шлангом длиной 18 м и диаметром 20 см. Весной 1941 года опыты были продолжены уже с 3,5-м трубой — «шнорхелем».
СЕДЬМОЕ – ЧИСЛО ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА
PZ -3 – 5
Т-34- 4
Тут снова PZ -3 — ПОБЕЖДАЕТ
ВОСЬМОЕ — ОПТИКА
Защищенность танка характеризуется не только толщиной брони. Она характеризуется способность экипажа вовремя и на достаточной дистанции обнаружить вражеский танк или противотанковое средство, и возможностью экипажа на определенной дистанции это средство уничтожить. .
Я думаю – можно не спорить, у кого оптика лучше: Цейсовская оптика изготовленная Гансом Мюлером или оптика от вчерашнего колхозника Васи Распиздяева?
ДЕВЯТОЕ – ЭРГОНОМИКА , т.е. удобство для экипажа, что = повешению его производительности.
Думаю нет смысла спорить, что в данной категории PZ-3 — ПОБЕЖДАЕТ
ДЕСЯТОЕ — СРЕДСТВА СВЯЗИ
Все танки PzKpfw III оснащались радиостанцией FuG 5, размещенной над коробкой передач, слева от стрелка-радиста. Дальность действия — 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью ТПУ и светосигнального прибора.
На танках Т-34 ранних выпусков, из-за дефицита радиостанций, ими оснащались только машины командиров подразделений, и лишь небольшая часть линейных танков. В дальнейшем, ситуация с выпуском радиостанций постепенно улучшилась, но окончательно к полной радиофикации танков смогли перейти только во время выпуска Т-34-85,т.е. к 1944г.
Поэтому часто в 1941г. у танкистов были следующие виды передачи команд:
ФЛАЖКАМ И . Но кому их видно во время боя, и что будет с тем, кто буде т ими махать.
ЛОПАТОЙ! – Не верите?
Цитирую: @ …. сражении под Прохоровкой…. их рота … открыла огонь по тем танкам…Вскоре вышестоящий штаб выяснил, что они стреляют по своим. Но радиостанция во всей роте была только в танке этого ветерана. Он вынужден был вылезти из танка и под огнем бегать с лопатой от машины к машине, стучать ею по броне, передавая выглядывающим танкистам приказ прекратить огонь. Такая была связь, такое было управление[email protected]
ОДИНАДЦАТОЕ — НАКЛОН БРОНИ , как неоспоримое преимущество Т-34?
Увы – нет. Так как — наклон брони давал преимущество только и только против снарядов, чей калибр был меньше, либо равен толщине бронелиста. Следовательно, бронирование Т-34 было эффективным в достаточной мере лишь против снарядов калибра 37- 45-мм (хотя, обилие ослабленных зон в ВЛД, и применение немцами снарядов с локализаторами, нивелировало это преимущество).
ДВЕНАДЦАТОЕ – ПУШКА.
На PZ-3 в начале войны стояла не самая мощная 37-мм танковая пушка. Однако бронебойным подкалиберный она могла со 100 метров пробить 64 мм. брони.
На Т-34 стояла куда как более мощная 76-мм танковая пушка.
Казалось бы можно говорить — БИНГО! Т-34 побеждает в данной категории.
Вспоминается тут анекдот: «Стоит мальчик с мамой у вольера со слонами. Мама ему читает дневной рацион этого животного: слон в сутки съедает столько-то килограммов апельсинов, столько-то бананов, яблок.
Мальчик маме: «Неужели он все это съест?» Возле вольера подметает дворник и говорит: «Съесть то он съест, да кто же ему даст?».
Т-34 имел преимущество в артиллерии перед PZ-3 в танковом бою…если бы экипаж PZ-3 соизволил этот самый бой дать, а не отгородится от назойливого оппонента противотанковой пушкой.
Но даже если бы такой бой в 1941г. состоялся, скорее всего бы танки начали бы стрелять с одинаковой дистанции, т.к. в 1941г. у Т-34 часто банально не было бронебойных снарядов и танкисты стреляли шрапнелью поставленной на удар.
Источник