- Как провести интересный урок?
- Секреты подготовки и проведения интересного урока
- В центре внимания – личность учителя
- Занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе
- Совет учителям: 5 способов сделать урок интересным
- 1. Оживите!
- 2. Сделать урок интересным могут примеры из жизни
- 3. Доброта, открытость, юмор
- 4. Новые подходы к решению заданий
- 5. Используйте технологии, чтобы сделать урок интересным
Как провести интересный урок?
Сделаем каждый урок интересным Школьные уроки — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя.
Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.
Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки? Этой теме посвящен наш материал.
Секреты подготовки и проведения интересного урока
Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.
- Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
- Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
- Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.
- Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
- Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.
- Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше — в игровой форме).
- Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
- Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
- Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
- Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
- Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
- Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.
В центре внимания – личность учителя
Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?
- Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
- Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
- Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.
Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию — основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.
Источник
Занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе
В психолого-педагогической литературе многие авторы (Я.И. Перельман, Г.И. Щукина, И.П. Иванов и др.) рассматривают занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников. Они видят сущность занимательности в обучении – в использовании различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание школьников, а также стимулирующих их к учению.
Однако анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что педагогами часто используется термин «занимательность», но не всегда авторы этих публикаций дают точное и полное определение этого понятия. Проведенное нами анкетирование учителей школ Приморского края показало, что все они используют занимательность в своей работе, но в ходе опроса ни один учитель не смог раскрыть содержание данного понятия. Таким образом, анализ педагогической литературы и практики показал, что среди педагогов нет единого понимания сущности «занимательности».
Несмотря на этого, учителя активно используют занимательный материал на уроках и выделяют следующее значение занимательности:
- вызвать чувство удивления, являющегося началом всякого познания (новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям);
- первоначальный толчок к познавательному интересу, своеобразный трамплин к углубленной познавательной деятельности;
- опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особенно трудных разделов и учебных курсов;
- своеобразная разрядка напряженной обстановке в классе, то есть как средство, переключающее эмоции, внимание, мысли;
- средство повышения эмоционального тонуса учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизации их внимания, волевых усилий;
- прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя учащихся и готовности к активной мыслительной деятельности.
Вопрос о том, каким требованиям должен отвечать занимательный материал по своему содержанию и методам работы с ним, еще не решен в научном плане. Однако основное принципиальное требование, заключается в том, что содержание занимательного материала, независимо от времени, места и методов его использования, должно способствовать решению тех же образовательно-воспитательных и развивающих задач, которые стоят перед современным уроком. Занимательный материал, используемый на уроках должен:
- способствовать повышению уровня обучения, воспитания и развития школьников;
- обогащать их знаниями;
- развивать у них положительные качества и практические умения;
- обладать научностью;
- связан с жизнью и современностью;
- обладать необходимой образовательно-воспитательной ценностью;
- способствовать расширению знаний учащихся об окружающем мире;
- формировать научное мировоззрение.
В любом из этих случаев занимательность ничего общего не имеет с развлекательностью, желанием упростить предмет. Поэтому учителям следует соблюдать требования, предъявляемые к использованию занимательного материала на уроках:
- Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа.
- Занимательный материал должен требовать достаточно обширных знаний.
- При использовании занимательности необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и уровень их интеллектуального развития.
- При выборе того или иного занимательного материала для урока учителю следует учитывать увлечения и интересы школьников.
- Использование занимательности требует минимума затраты времени на уроке, но должно внести яркий, эмоциональный момент.
- Учитель не должен побуждать к учению только занимательными средствами.
На современном уроке учитель может применять занимательный материал на различных этапах: при изучении нового материала, проверке домашнего задания, при закреплении. Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации.
В зависимости от целей обучения, условий и места включения занимательности в учебный процесс, она может выполнять различные функции.
Познавательная функция осуществляется через содержание занимательности, основу которой составляют знания, предусмотренные школьной программой. Отбор занимательного материала проводится учителем.
Обучающая функция занимательности заключается в вооружении учащихся разнообразными знаниями, в том числе научного понимания мира, в формировании и развитии практических, интеллектуальных умений и навыков.
Информационная функция заключается в том, что занимательность может быть представлена фактами из истории науки, сведениями о последних достижениях науки и техники, сведения экологического характера, необязательными для запоминания и последующей проверке, а лишь расширяющие кругозор учащихся.
Развивающая функция занимательности обеспечивает развитие учеников в процессе их поисковой деятельности на уроках, внеклассных мероприятиях.
Воспитывающая функция занимательного материала заключается в реализации воспитательных целей и задач современного урока. Занимательность служит не только целям развития, но и целям воспитания учащихся.
Коммуникативная функция занимательности реализуется в основном в умении учащихся работать с дополнительной литературой, быстро находить необходимый материал, в умении подтвердить свои мысли фактами из справочной и другой литературы. Реализация данной функции проявляется в активном общении между учащимися во время нетрадиционных уроков.
Занимательность выполняет стимулирующую функцию, так как широко используется в качестве средства, повышающего познавательный интерес к предмету и позволяющего сделать процесс обучения более эмоционально — насыщенным. Если учитель использует занимательные задачи в учебном процессе для того, чтобы закрепить полученные знания и умения, то необходимо говорить о тренинговой функции занимательности, а если — с целью проверки знаний учащихся, то о контролирующей функции.
В психолого-педагогической и методической литературе отсутствует классификация занимательного материала. Поэтому постараемся объединить различные виды занимательного материала в классификационные группы.
- Графическое отображение занимательного материала (криптограмма, чайнворд, кроссворд, ребус).
- Отображение занимательного материала в русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки).
- Отображение занимательного материала в литературных произведениях (стихи, отрывки из художественных произведений).
- Отображение занимательного материала в фактах (самое-самое, знаете ли вы?).
Таким образом, использование занимательности на уроках позволяет сделать процесс обучения школьников более интересным, наглядным, доступным и выразительным. Соблюдение вышеперечисленных дидактических требований и функций, предъявляемых к использованию занимательности на уроке, обеспечивает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.
Источник
Совет учителям: 5 способов сделать урок интересным
Алина Косова
Довольно часто можно услышать, как учителя сетуют на то, что дети обленились, потеряли интерес к учёбе и ничего не хотят делать. Я им не верю. В 99% нелюбимый и скучный предмет для школьника ассоциируется с нелюбимым и скучным педагогом. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать урок интересным и отличным от других.
1. Оживите!
Правду говорят: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе». Переделаем это на свой лад: «Относить к своим урокам так, как хотел бы, чтобы к ним относились ученики».
Когда учитель сидит за столом, уткнувшись носом в учебник, за которым его и не видать, и что-то вяло бубнит себе поднос – ну о каком интересном уроке может идти речь?
«Открыли книгу на странице N, читаем параграф, отвечаем на вопросы письменно – я проверю!». От одной этой фразы хочется выть даже спустя много лет после окончания школы.
Оживите: встаньте из-за стола, пройдитесь по классу, объясняя тему, заглядывайте в глаза ученикам, жестикулируйте, проявите эмоции, покажите интерес к тому, что вы говорите. Вы удивитесь, но ученики начнут смотреть на вас, а не в экран телефона под партой, они начнут улыбаться, когда улыбаетесь вы, таращить глаза, когда вы рассказываете что-то удивительное! Урок заиграет новыми красками, между классом и учителем возникнет диалог, прервать который сможет только звонок на перемену.
2. Сделать урок интересным могут примеры из жизни
Можно часто услышать от школьника фразу: «Мда, мне же так пригодятся в жизни логарифмы!» На самом деле в этом есть доля правды. Прежде чем начать что-то учить, человек должен понять, зачем ему это надо. «Чтобы быть умным и всесторонне развитым» — этот аргумент не работает.
Приводите примеры из жизни. Веселые, грустные, страшные, шокирующие, запоминающиеся – любые, которые способны пробудить эмоции. О том, как человек чуть не отравился, неправильно посчитав количество таблеток (реальная математика!), о том, что будет, если положить яйцо в микроволновку (и почему), о том, как вы сами, мудрый учитель, были школьником и чего-то не могли понять из курса химии.
Таким образом, ученики не только лучше запомнят правило, но и станут вам ближе.
Эффективно подготовиться к ЕГЭ вы можете на онлайн-курсах MAXIMUM. Каждый третий ученик нашего центра сдает ЕГЭ на 80+ баллов. В прошлом году мы помогли поступить на бюджет 140 тысячам выпускников со всей России, поможем и вам. Консультация бесплатно!
3. Доброта, открытость, юмор
Ребята признаются, что больше всего им нравятся учителя, которые умеют пошутить и посмеяться: над собой, над ситуацией, над ошибкой. Не по-злому, а искренне. А какой восторг вызывают произнесенные учителем мемы «не надо так» или «нельзя просто так взять и…»! Преподаватель с нахмуренными бровями, яростно сжимающий указку, давно уже не вызывает уважение и всегда проигрывает искренности, открытости и готовности помочь.
Не бойтесь, что ученики расслабятся и сядут на шею — они ценят ваше человеческое отношение.
4. Новые подходы к решению заданий
Любой школьник всегда будет сравнивать одного учителя с другим, один урок со вторым, поэтому иногда стоит разнообразить привычный подход к выполнению стандартных упражнений из учебника.
Например, не просто решить задачу, а решить её быстрее всех и отправить правильный ответ смской в мессенджер (раз уж приносят на урок смартфоны – пусть используют их в целях обучения!). Или, например, читать стих по ролям, да еще и по-театральному выразительно. Кто-то из учителей воскликнет: «Баловство!», а я вам скажу, что после такого приёма почти весь класс выучил стих наизусть прямо на уроке, не прилагая больших усилий.
5. Используйте технологии, чтобы сделать урок интересным
Современный учитель должен максимально использовать дары 21 века: огромное количество приложений, видео, картинок, сайтов, способных разнообразить ваш урок, вдохновить новой идеей. Создайте с учениками беседу в соцсети для максимально удобного общения, быстрого обмена информацией. Таким образом, вы будете в курсе новых трендов и увлечений ваших учеников:интереснее станут не только ваши уроки, но и вы сами.
На самом деле существует очень много способов сделать урок увлекательным, преподавание – это бесконечный простор для творчества. Но выполнение даже этих пяти простых правил уже поможет вам подняться на новый уровень.
Источник