Замена прямой речи косвенной
1. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передаётся.
Прямая речь
Косвенная речь
1) «Давненько не брал я в руки шашек!» — говорил Чичиков. (Г.)
Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.
2) «А ваше имя как?» — спросила помещица. (Г.)
Помещица спросила, как его имя.
2. Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при замене косвенной она передаётся изъяснительным придаточным предложением с союзом что.
Прямая речь
Косвенная речь
Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города». (М. Г.)
Павел, уходя из дома, сказал матери, что в субботу у него будут гости из города.
3. Если прямая речь обозначает побуждение, приказание, просьбу и сказуемое в ней выражено глаголом в повелительном наклонении, то при замене косвенной она передаётся придаточным изъяснительным предложением с союзом чтобы.
Прямая речь
Косвенная речь
«Отпусти его [мужика]», — шепнул я на ухо Бирюку. (Т.)
Я шепнул на ухо Бирюку, чтобы он отпустил его.
Прямая речь, в которой сказуемое выражено повелительным наклонением, может быть передана и простым предложением с дополнением в неопределённой форме.
Прямая речь
Косвенная речь
«Посвети барину», — сказал Бирюк девочке.
Бирюк велел девочке посветить барину.
4. Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене косвенной она передаётся косвенным вопросом (с частицей ли или без неё посредством союзных слов который, какой, что и др.). При косвенном вопросе вопросительный знак не ставится.
Прямая речь
Косвенная речь
1) «Имеете вы известия от вашего сына?» — спросил я её наконец. (Т.)
Я спросил её наконец, имеет ли она известия от своего сына.
2) «Какая же ваша будет последняя цена?» — спросил наконец Собакевич. (Г.)
Собакевич спросил наконец, какая же будет его последняя цена.
5. Косвенная речь менее выразительна, менее эмоциональна, чем прямая. Имеющиеся в прямой речи обращения, междометия, частицы при замене её косвенной опускаются. Значения их могут быть иногда лишь переданы другими словами, более или менее близкими к ним по смыслу. В таком случае получается приблизительный пересказ прямой речи.
Прямая речь
Косвенная речь
Он [незнакомец] нагнулся к ней и спросил: «Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная. Ну, не сердись, не сер дись. Виноват». (Ч.)
Незнакомец нагнулся к бедной собаке, ласково спросил, откуда она, не ушиб ли он её, убеждал не сердиться, просил извинить его.
Источник
Замена прямой речи косвенной
Прямая речь может заменяться косвенной. называются придаточные предложения, заменяющие прямую речь.
Основные понятия по косвенной речи
- Товарищ сказал: „Я подожду» (выделенные слова — прямая речь).
- Товарищ сказал, что он подождёт (выделенные слова — косвенная речь).
В русском языке при замене прямой речи косвенной нужно обращать внимание на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаём чужие слова от своего имени, например:
Прямая речь:
- „Мы знаем, за что боремся»,— говорили рабочие.
- „По моему мнению, эту работу можно выпалнить»,— заявил мастер.
Косвенная речь:
- Рабочие говорили, что они знают, за что борются.
- Мастер заявил, что, по его мнению, эту работу можно выполнить.
При замене прямой речи косвенной употребляются союзы что и чтобы , например:
Прямая речь:
- „Погода будет отличная», — подумали охотники.
- „Приходи завтра» — сказал мне товарищ.
Косвенная речь:
- Охотники подумали, что погода будет отличная.
- Товарищ сказал мне, чтобы я приходил завтра.
Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с вопросительными местоимениями и наречиями, то при замене её речью косвенной эти местоимения и наречия превращаются в союзные слова.
Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение без вопросительных местоимений и наречий, то при замене вводится союз-частица ли , например:
Прямая речь:
- „Который час?» — спросил я.
- „Куда едете?» — спросили мы встречных.
- „Решишь ты эту задачу?» — спросил я товарища.
Косвенная речь:
- Я спросил, который час.
- Мы спросили встречных, куда они едут.
- Я спросил товарища, решит ли он эту задачу.
Подводя итог в этом уроке русского языка, нужно сказать, что вопрос, переданный в косвенной речи, называется . После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
Источник: «Учебник русского языка» С. Г. Бархударов и С. Е. Крючков, 1972
Источник
§ 91. Замена прямой речи косвенной
1. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передаётся.
Прямая речь
Косвенная речь
1) «Давненько не брал я в руки шашек!» — говорил Чичиков. (Г.)
Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.
2) «А ваше имя как?» — спросила помещица. (Г.)
Помещица спросила, как его имя.
2. Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при замене косвенной она передаётся изъяснительным придаточным предложением с союзом что.
Прямая речь
Косвенная речь
Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города». (М. Г.)
Павел, уходя из дома, сказал матери, что в субботу у него будут гости из города.
3. Если прямая речь обозначает побуждение, приказание, просьбу и сказуемое в ней выражено глаголом в повелительном наклонении, то при замене косвенной она передаётся придаточным изъяснительным предложением с союзом чтобы.
Прямая речь
Косвенная речь
«Отпусти его [мужика]», — шепнул я на ухо Бирюку. (Т.)
Я шепнул на ухо Бирюку, чтобы он отпустил его.
Прямая речь, в которой сказуемое выражено повелительным наклонением, может быть передана и простым предложением с дополнением в неопределённой форме.
Прямая речь
Косвенная речь
«Посвети барину», — сказал Бирюк девочке.
Бирюк велел девочке посветить барину.
4. Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене косвенной она передаётся косвенным вопросом (с частицей ли или без неё посредством союзных слов который, какой, что и др.). При косвенном вопросе вопросительный знак не ставится.
Прямая речь
Косвенная речь
1) «Имеете вы известия от вашего сына?» — спросил я её наконец. (Т.)
Я спросил её наконец, имеет ли она известия от своего сына.
2) «Какая же ваша будет последняя цена?» — спросил наконец Собакевич. (Г.)
Собакевич спросил наконец, какая же будет его последняя цена.
5. Косвенная речь менее выразительна, менее эмоциональна, чем прямая. Имеющиеся в прямой речи обращения, междометия, частицы при замене её косвенной опускаются. Значения их могут быть иногда лишь переданы другими словами, более или менее близкими к ним по смыслу. В таком случае получается приблизительный пересказ прямой речи.
Прямая речь
Косвенная речь
Он [незнакомец] нагнулся к ней и спросил: «Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная. Ну, не сердись, не сер дись. Виноват». (Ч.)
Незнакомец нагнулся к бедной собаке, ласково спросил, откуда она, не ушиб ли он её, убеждал не сердиться, просил извинить его.
488. Спишите, заменяя прямую речь косвенной. Особое внимание обратите на употребление местоимений.
1) «Душевно рад, — начал он [Николай Петрович], — и благодарен за доброе намерение посетить нас». 2) «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» — воскликнул Николай Петрович. 3) «А это впереди, кажется, наш лес?» — спросил Аркадий. 4) «Где же твой новый приятель?» — спросил он [Павел Петрович] Аркадия. 5) «Мой дед землю пахал», — с надменной гордостью отвечал Базаров. 6) «Вам больше чаю не угодно?» — промолвила Фенечка. 7) «Да, да, я знаю вас, Базаров, — повторила она [Кукшина]. — Хотите сигару?» 8) «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, — проговорил Аркадий, — и я ничем не занимаюсь». 9) «Пойдёмте гулять завтра поутру, — сказала Анна Сергеевна Базарову, — я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства». 10) «Спустите штору и сядьте, — промолвила Одинцова, — мне хочется поболтать с вами перед вашим отъездом». 11) Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой, я хочу к тебе поехать». 12) «Душевно рад знакомству, — проговорил Василий Иванович, — только уж вы не взыщите: у меня здесь всё по простоте, на военную ногу. Арина Власьевна, успокойся, сделай одолжение: что это за малодушие?» (И. Тургенев)
489. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной. Спишите, исправляя предложения.
1) Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не наше дело, сперва надо место расчистить. 2) Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали. 3) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной, его песенка спета. 4) Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана. 5) Когда Раскольников встретился с Соней, то не сразу сказал ей, что это я убил старую процентщицу.
490. Составьте и запишите шесть предложений с прямой речью (в них по возможности должны быть личные или притяжательные местоимения), затем передайте прямую речь косвенной.
491. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя (устно) их употребление. Какие способы передачи чужой речи встречаются в тексте?
Чичиков у Коробочки
Минуту спустя вошла хозяйка женщина пожилых лет в каком-то спальном чепце надетом наскоро с фланелью на шее одна из тех матушек небольших помещиц которые плачутся на неурожаи убытки держ..т голову несколько (на)бок а между тем наб..рают (по)немногу деньж..нок в меш..чки размещ..ные по ящикам комодов
Чичиков изв..нился что побеспокоил неожиданным приездом Ничего ничего сказала хозяйка В какое это время вас Бог принёс Сумят..ца и вьюга такая с дороги следовало бы поесть чего-нибудь да пора-то ночная пр..готовить нельзя
Чичиков поблагодарил хозяйку сказавши что ему н.. нужно н..чего что(бы) она н.. беспокоилась н.. о чём что кроме постели он н..чего н.. требует и полюбопытствовал только знать в какие места заехал он и далеко ли отсюда путь к помещ..ку С..бакевичу на что старуха сказала что и не слых..вала такого имени и что такого помещ..ка вовсе нет.
По крайней мере знаете Манилова сказал Чичиков А кто такой Манилов Помещ..к матушка Нет н.. слых..вала нет такого помещ..ка Какие же есть Бобров Свиньин Канапатьев Харпакин Трепакин Плешаков Богатые люди или нет Нет отец богатых слишком нет У кого двадцать душ у кого тридцать а таких чтобы по сотне таких нет
Чичиков заметил что он заехал в порядочную глушь (По Н. Гоголю)
492. Прочитайте. Определите жанр текста. Передайте его содержание от 3-го лица. Сохраните в изложении слова, выражающие оценки автора.
Как-то, во время первой беседы, Ахматова обратилась ко мне и с весёлым любопытством спросила: «А вы думали, Ахматова такая?» Я ответил совсем искренно: «Да, такая». Но, может быть, я был бы ещё правдивее, если бы сказал: «Нет, такого я не ожидал». Да, я знал, что встречу в первый и, вероятно, в последний раз в жизни великого поэта. Но из Англии писали, что Ахматова уже не та, надломленная, больная. Там её видели на пьедестале, надменной, неприступной. А передо мной предстал не только великий поэт, но и замечательный, необыкновенный, великий человек. Великий в своей простоте. (Н. Струве)
Источник
Прямая речь и ее замена косвенной, 7-й класс
Класс: 7
- Научить заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания.
- Развивать умение работать самостоятельно по изучению новой темы; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
- Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе, чувство коллективизма.
Работа идёт в группах по 3 –4 человека со взаимопроверкой и объяснением нового материала друг другу, а затем защита своей работы в классе. В группе сильный ученик выполняет роль учителя – консультанта.
1. Спиши предложения, расставляя знаки препинания.
А. У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет шаловливо С добрым утром!
Б. Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.
В. Я знаю проговорила она вас не убедишь.
2. Объясни постановку знаков препинания товарищу, выслушай его объяснения.
3. Составь схемы последнего и первого предложения.
ЗАДАНИЕ 2. Прочитай внимательно теоретический материал. Если тебе что-то непонятно, обратись к учителю или своему консультанту.
|
Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. (Работа проходит под руководством ученика–консультанта. Комментирование идёт по цепочке вслух). Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.
Предложения с прямой речью | Предложения с косвенной речью |
---|---|
«Мой дед землю пахал», — с надменной гордостью отвечал Базаров. | Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал. |
Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!» | Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество. |
Командир приказал: «Огонь!» | Командир приказал, чтобы открыли огонь. |
«Который час?» — спросил я. | Я спросил, который час. |
Врач спросил: «Какая у вас была температура?» | Врач спросил, какая у меня была температура. |
После работы с таблицей учитель может проверить знание и понимание теоретического материала по таблице, предложенной в задании 2.
А теперь переходим к практической части.
Закрепи свои знания!
Замени прямую речь косвенной.
- «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» — крикнул Николай Петрович.
- «Да, я знаю вас, Базаров», — подтвердила она.
- «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, — проговорил Аркадий, — и я ничем не занимаюсь».
- «Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», — продолжал говорить Николай Петрович.
- Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»
- Я спроси его: «Да ты умеешь ли плавать?»
- Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»
ЗАДАНИЕ 3. Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.
- Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.
- Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.
- Отец крикнул Феде. Чтобы он держал правее.
- Дубровский спросил, все ли здесь и не осталось ли кого в доме.
- Сергей спросил тихо, почему она ушла.
Проверь правильность выполнения задания по опорной карточке. Обрати внимание на возможные варианты.
- Кирилла Петрович спросил: «Маша, где ты была?» или Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»
- Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода будет славная!»
- Отец крикнул Феде: «Держи правее!» или Отец крикнул: «Федя, держи правее!»
- Дубровский спросил: «Все здесь? Никто не остался в доме?» или Дубровский спросил: «Все ли здесь, не осталось ли кого в доме?»
- Сергей спросил тихо: «Почему ты ушла?»
За эту часть работы ученики получают оценки в карточки учёта, которые выглядят так:
Фамилия, имя | Теоретический материал | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 |
---|
ЗАДАНИЕ 4. Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти ошибки.
- Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
- Меня спросили, где я раньше работал?
- Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
- Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
- Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
- В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
Подводим итог первого урока, корректируем знания. На дом предлагаем найти в текстах художественной литературы предложения с прямой речью и перестроить их в предложения с косвенной речью.
Второй час представляет самостоятельную работу ( для слабых ребят возможно поддержка сильного в виде 2 вопросов- консультаций).
ЗАДАНИЕ 1 выполняем коллективно. Рассмотри схемы предложений и проиллюстрируй каждую из них предложениями из предложенных.
- Зачем откладывать спросил меня Швабрин за нами не смотрят.
- Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп.
- Батюшка Пётр Андреич произнёс он дрожащим голосом не умори меня с печали.
- Что же ты стоишь закричал я сердито.
- Я отвернулся и сказал ему Поди вон Савельич я чаю не хочу.
ЗАДАНИЕ 2. Выполни контрольный тест (слабые могут обратиться за помощью 2 раза)
1. Выпиши номера предложений с прямой речью (знаки препинания не расставлены) и нарисуй схемы выписанных предложений.
А. Жуковский воспринимал Пушкина как «будущего гиганта».
Б. Отец удивлённо спросил это ты сделал?
В. Гоголь дивился «драгоценности русского языка».
Г. Будут работать одобрительно сказал старик.
Д. Савельич дёргал меня за руку говоря выходи сударь приехали.
Е. Он спросил меня что мы делаем.
Ж. В море значит дома говорил он.
2. Замени предложения с прямой речью из задания 1 на предложения с косвенной речью.
3. Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).
А. Ну, это ещё не на высоте подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой это инструмент спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
Д. Час от часу не легче подумал я.
Е. Врач велел чтобы я и сидел дома.
Ж. По мнению соседей он был угрюм.
4. Замени выписанные в задании 3 предложения на предложения с прямой речью.
5. Выпиши номера предложений, соответствующих схеме (знаки препинания не расставлены): «П,» — а.
А. Может быть сегодня уедем спросил отец.
Б. Иван задал вопрос можно уехать сегодня?
В. Сосед громко крикнул закройте дверь!
Г. Мальчик завопил караул!
Д. Она тихо проговорила останься сынок.
Е. Она завтра вернётся сказала Лида.
Ж. Он скромно ответил нет.
6. Поставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.
А. Она прошептала Какие чудные цветы!
Б. Стану я пса кормить рассуждал он притом пёс животное умное сам найдёт себе пропитание.
В. Это должен сказать кто-то другой закричал он.
Г. И завтра будет бой спросил он.
Д. Посмотри в окно сказал он и успокойся.
7. Выпиши номера предложений с правильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.
А. «Куда это вы в такую рань собрались?» — проворчала она.
Б. «Соседка, перестань срамиться», — ей Шавка говорит.
В. «Добрый человек! – закричал ямщик. Где дорога?»
Г. Директор спросил, что дождь перестал.
8. Выпиши номера предложений с неправильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.
А. Мать спросила: «Кто там?»
Б. По мнению учёных этот провал угасший кратер.
В. Он объявил, что пойдёт спать.
Г. Вечером ворвалась весть: «Царя скинули!»
Источник