- Что значит закупка приостановлена
- Заказчик получил уведомление ФАС о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком в связи с принятием к рассмотрению жалобы ИП. Заказчик направил проект контракта победителю аукциона до момента приостановки подписания контракта. Победитель аукциона желал и имел техническую возможность подписать контракт, но не сделал этого, так как увидел информацию на электронной площадке о приостановке аукциона. В настоящее время жалоба находится на рассмотрении в ФАС. Вопрос о признании победителя аукциона уклонившимся от подписания контракта не решался. Считается ли в данном случае победитель аукциона уклонившимся от заключения контракта? Может ли заказчик признать аукцион несостоявшимся и провести повторно электронный аукцион?
- Приостановление процедуры по решению УФАС
- Если заключение контракта приостановили, участник не обязан его направлять
- Блокирование и разблокирование тендерных процедур ФАСом
- Особенности блокирования/разблокирования тендерных процедур ФАСом после поступления жалоб (44-ФЗ, 223-ФЗ)
- Как только процедура будет заблокирована в ЕАИС появится соответствующее уведомление, выделенное красным шрифтом.
- В предписании указывается, согласно, Административному регламенту ФАС два срока: срок исполнения самого предписания и срок отчетности перед ФАСом о его исполнении.
- Ведь в ФАСе за блокирование/разблокирование конкретных процедур отвечают выделенные-специалисты.
- Поскольку от бездействия ФАС в случае ее запаздывания с разблокированием процедуры страдают и заказчик, и победитель им целесообразно действовать сообща, хотя могут добиться успеха, действуя и независимо друг от друга.
- Как подать жалобу в ФАС
- На что и когда жаловаться
- До окончания сроков подачи заявок
- После рассмотрения заявок
- Проведение электронной закупки
- Куда жаловаться
- Как подать жалобу
- Оформление жалобы
- Подача жалобы в УФАС или ФАС
- Решение по жалобе
- Жалоба не принята
- Жалоба принята и признана обоснованной
- Жалоба принята и признана необоснованной
- Обращаться ли в суд?
- Ответим на вопросы
Что значит закупка приостановлена
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Заказчик получил уведомление ФАС о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком в связи с принятием к рассмотрению жалобы ИП. Заказчик направил проект контракта победителю аукциона до момента приостановки подписания контракта. Победитель аукциона желал и имел техническую возможность подписать контракт, но не сделал этого, так как увидел информацию на электронной площадке о приостановке аукциона. В настоящее время жалоба находится на рассмотрении в ФАС. Вопрос о признании победителя аукциона уклонившимся от подписания контракта не решался.
Считается ли в данном случае победитель аукциона уклонившимся от заключения контракта? Может ли заказчик признать аукцион несостоявшимся и провести повторно электронный аукцион?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Приостановление процедуры по решению УФАС
Приостановление и возобновление на ЭТП процедуры Закупки производится Оператором только в случае получения уведомления антимонопольного органа о принятии жалобы к рассмотрению, предписания антимонопольного органа.
Приостановление Закупки заключается в блокировании для Организатора закупки, Заказчика, Участников закупки и остальных Лицензиатов возможности совершать предусмотренные Регламентом ЭП действия по заключению с использованием ЭТП договора в электронной форме по итогам Закупки.
Оператор уведомляет Лицензиатов о приостановлении процедуры Закупки путем опубликования сообщения в верхней части извещения доступного всем пользователям в открытой части сайта с приложением уведомления о
принятии жалобы к рассмотрению.
В случае, если жалоба подана на действия (бездействие) Организатора закупки, Заказчика, конкурсной или
аукционной комиссии Оператор приостанавливает процедуру Закупки по поручению Организатора закупки или Заказчика.
В случае, если жалоба подана на действия (бездействие) Оператора, Оператор возобновляет процедуру Закупки самостоятельно.
1. Подача жалобы в УФАС через функциональность площадки не предусмотрена.
2. В приостановленной процедуре недоступны действия с договором (заполнение карточки, добавление документов, подписание).
3. В соответствии с указанием Центрального аппарата ФАС РФ блокирование закупки оператором осуществляется исключительно тогда, когда закупка находится на этапе «Заключения договора» или «Завершена». В иных случаях блокировка не осуществляется и организатор вправе проводить ее до решения ФАС.
Ключевые слова: ФАС, постановление, решение
Источник
Если заключение контракта приостановили, участник не обязан его направлять
У участника закупки не возникает обязанности направлять контракт, если его заключение приостановили.
Верховный суд разъяснил , что в период приостановки заключения контракта подписывать его запрещено не только заказчику, но и участнику. Благодаря этому снижается риск того, что из-за несогласия с проектом контракта победитель закупки может оказаться в РНП.
При поступлении жалобы на закупку заключение контракта можно приостановить до рассмотрения жалобы по существу. Требование о приостановке закупки направляется ответственным за проведение закупки лицам, среди которых заказчик и оператор электронной площадки.
В законодательстве не указано, как в подобных ситуациях действовать победителю закупки: ожидать рассмотрения жалобы или подписать и направить контракт в установленные сроки. Заказчик и УФАС посчитали, что раз участнику требование не направляется, он должен действовать в обычном порядке. Так как заказчик направил контракт и обеспечение только после рассмотрения жалобы по существу, его посчитали уклонившимся от контракта.
Спор дошёл до ВС РФ. Коллегия по экономическим спорам отметила, что из-за приостановки заключения контракта продлевается срок его подписания победителем. Толкование, предложенное контролирующим органом, по мнению ВС РФ, создаёт формальные основания, чтобы признать победителя уклонившимся от заключения контракта, тогда в действительности он лишь реализовал своё право на защиту в административном порядке.
Таким образом, победители закупки не должны подписывать контракт, с условиями которого они не согласны. Если заключение контракта приостановили, у участника есть право подписать его после принятия решения по жалобе.
Заказчикам при этом не стоит торопиться и признавать победителя уклонившимся от заключения контракта. Если заказчик будет действовать вразрез с позицией ВС РФ, его заставят возместить убытки за сорвавшийся контракт.
Ранее сообщалось, что недостатки непереданного товара не являются основанием для отказа от контракта.
Источник
Блокирование и разблокирование тендерных процедур ФАСом
Ваш личный тендерный отдел!
Звоните +7 (903) 798-43-96.
Особенности блокирования/разблокирования тендерных процедур ФАСом после поступления жалоб (44-ФЗ, 223-ФЗ)
Любой участник закупки имеет право обжаловать действие/бездействие заказчика тендерной процедуры в ФАСе, арбитражном суде, а также прокуратуре. Поскольку алгоритмы подачи жалоб изложены на сайтах соответствующих органов, приводить их в данной статье нет необходимости. Автор ограничился в данной статье рассмотрением двух важнейших операций, предпринимаемых ФАСом в рамках реагирования на жалобы участников: приостановки процесса определения поставщика и его возобновления.
При поступлении от участника жалобы в ФАС она регистрируется канцелярией этой федеральной службы (если соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию жалобы и подписана ЭЦП), после чего ФАС направляет в ЕАИС информацию о жалобе.
Также информация направляется на ЭТП, где проводится обжалуемая процедура, причем в письме ФАС требует приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения договора (контракта). Это особенно актуально, когда жалоба подана в последний день регламентного срока (не более 5 дней со дня публикации обжалуемого участником протокола). Ведь после того как контракт будет подписан ФАС потеряет свои полномочия в отношении обжалуемой процедуры и решения вынести не может.
Как только процедура будет заблокирована в ЕАИС появится соответствующее уведомление, выделенное красным шрифтом.
Информация о приостановке процедуры также будет отображаться и на соответствующей ЭТП. Тогда только участник, подавший жалобу может вздохнуть с облегчением: его труд не пропал зря: заказчик уже не сможет заключить контракт, проигнорировав жалобу. Может ли ФАС проигнорировать жалобу, поданную по всем правилам и в срок? Законным способом не может, по крайней мере сразу. Случаи, когда жалоба оставляется без рассмотрения, составляют в процентном отношении 10-12% всех жалоб. Но принять решение об оставлении жалобы без рассмотрения ФАС может только в течении двух рабочих дней с момента регистрации и при наличии какой-то уважительной причины (например, если участник не укажет в жалобе номер своей заявки). Если они истекли и участнику не пришло письмо об оставлении жалобы без рассмотрения, он может вздохнуть с облегчением: его жалоба, по крайней мере, будет рассмотрена по существу.
По факту рассмотрения жалобы комиссия ФАС выносит решение. В зависимости от того, что решила комиссия, она может выдать заказчику обязательное к исполнению предписание. Далее возможны варианты.
— заказчик исполнил предписание в полном объеме.
— заказчик частично исполнил предписание, то есть исполнил, но не надлежащим образом.
— заказчик вообще не исполнил предписание или сразу обратился в арбитражный суд.
Последний вариант наблюдается весьма редко, поскольку прежде чем обжаловать предписание заказчик должен его сначала исполнить, а уже суд отменит, если сочтет доводы заказчика убедительными. Так что заказчик может быть оштрафован на внушительную сумму. Закон 44-ФЗ в рамках которого выдается предписание не предполагает его автоматической приостановки в случае обращения заказчика в суд. С другой стороны, при обращении в суд, если только он примет к рассмотрению заявление действие предписания автоматически останавливается, в соответствии с ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ. Такую позицию занимают некоторые суды и решения по подобным делам бывают разные. А вот предписание, выданное по устранению нарушений в процедуре, проводимой в соответствии с законом 223-ФЗ заказчик может, не исполняя обжаловать в суде. Тут уже нет коллизии – действует только ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ. Исполнение ненадлежащим образом заказчику может сойти с рук, но, если кто-то из участников снова пожалуется, комиссия ФАС обязательно заставит заказчика выполнить предписание в полном объеме. При точном исполнении предписания (заказчик еще должен уложиться в срок, предписанный ФАС) ФАС уведомляет ЕАИС, а также присылает на ЭТП письмо о разблокировании процедуры. Получив такое письмо оператор ЭТП разблокирует в течение одного дня процедуру и заказчик
Разблокирование процедуры осуществляется не сразу. Сначала заказчик должен отчитаться перед ФАСом, что исполнил предписание, выслав туда соответствующие материалы. Только после этого ФАС отправит письмо о разблокировании оператору ЕАИС, а также уведомит ЭТП. Получив уведомление ЭТП разблокирует процедуру, и только тогда заказчик сможет заключить контракт (договор) с победителем. А если ФАС такое письмо не отправит? Cколь долго процедура может оставаться заблокированной? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Предписание об устранении нарушений изготавливается ФАСом одновременно с решением.
В предписании указывается, согласно, Административному регламенту ФАС два срока: срок исполнения самого предписания и срок отчетности перед ФАСом о его исполнении.
На практике это правило почти никогда не исполняется: в предписании указывается один срок, не позднее которого заказчик должен успеть выполнить предписание и отчитаться о его выполнении. Допустим, что заказчик выполнил все, что требовало предписание, отправил материалы в ФАС, отправил также туда письмо с просьбой об ускорении разблокирования, но нет ни ответа, ни привета.
Этому бездействию можно найти объяснение.
Ведь в ФАСе за блокирование/разблокирование конкретных процедур отвечают выделенные-специалисты.
Этот специалист может уйти в отпуск, заболеть, умереть или погибнуть, наконец. И как тогда добиться разблокирования процедуры, если письмо о разблокировании не приходит и телефон выделенного специалиста не отвечает? А в подразделениях (или филиалах) ждут с нетерпением поставки товаров, исполнения работ, оказания услуг. Да и победитель бесится. Он уже не верит, что договор (контракт) когда-либо будет заключен, не знает закупать ли ему товар для поставки или нет; начинать ли исполнение работ (указание услуг) под честное слово заказчика. А если еще окажется, что заказчик не выполнил предписание ФАС должным образом, победитель может беспокоиться, что тогда контракт вообще будет аннулирован. На самом деле этого не произойдет. Если предписание ФАС не предполагало отмену процедуры, а устранение нарушений, то даже при повторном неисполнении предписания она не будет отменена. Но в этом случае заказчик не минует суда, а руководитель его организации будет дисквалифицирован сроком на один год.
Поскольку от бездействия ФАС в случае ее запаздывания с разблокированием процедуры страдают и заказчик, и победитель им целесообразно действовать сообща, хотя могут добиться успеха, действуя и независимо друг от друга.
Они могут написать коллективную жалобу в прокуратуру (на ФАС можно подавать жалобу только в генеральную прокуратуру) в суд или в центральный аппарат (ФАС России). Генеральная прокуратура, скорее всего передаст жалобу в ФАС России, ФАС России постарается замять дело, поскольку проштрафилось его подразделение. И процесс разблокирования не ускорится. Подача жалобы на бездействие ФАС в арбитражный суд – вероятнее всего окажется самой эффективной. Заказчику не следует забывать, что если он пожалуется куда-либо на свою территориальную ФАС, то отношения с ней будут надолго испорчены. Да и победителю тоже, если он часто участвует в процедурах, проводимых заказчиками того же города, где проводилась обжалуемая процедура. Поэтому в случае если подписание контракта затянется по вине ФАС, автор советует проявить терпение. Даже если с момента публикации решения и предписания истек установленный законом срок – один месяц. Рано или поздно ответственный специалист появится на работе и разблокирование процедуры состоится. А срок действия договора (контракта) будет продлен с учетом дней просрочки и победитель успеет его исполнить.
Источник
Как подать жалобу в ФАС
Защищайте свои права, если нарушение заказчика или оператора ЭТП очевидно. В третьем квартале 2019 года обоснованной была признана каждая третья жалоба. Условия обжалования прописаны в законе о контрактной системе, а все жалобы и итоги их рассмотрения публикуются на официальном сайте. Подать жалобу при участии в госзакупках несложно.
Обжалование результатов размещения — обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведения закупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.
На что и когда жаловаться
Участник может подать жалобу в ФАС только в определенные законом сроки, и пока не подписан контракт. Если сроки вышли, действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в арбитражном суде.
До окончания сроков подачи заявок
Жалоба на заказчика:
- На положения документации. Например, если формулировки затрудняют или делают невозможной подачу заявки, соответствующей всем требованиям.
- На содержание проекта контракта в документации. Например, на нереальные сроки выполнения работ, чтобы участвовать решились только «свои» поставщики.
Жалобу может подать любая организация до окончания срока подачи заявок.
После рассмотрения заявок
Жалоба на заказчика:
- На необоснованное отклонение заявки.
- На содержание протоколов заседаний комиссии.
- На сговор заказчика с победителем, если есть доказательства. Например, когда несколько организаций, которые подали заявки на одну закупку, принадлежат одному лицу.
Жаловаться может только подавший заявку участник — в течение 5 дней после даты публикации протокола закупки.
Проведение электронной закупки
Жалоба на оператора площадки:
- на «зависание» площадки во время проведения процедуры,
- на несвоевременное предоставление или публикацию документов.
Жалобу может подать только подавший заявку участник в течение 30 дней со дня обжалуемых действий.
С 1 января 2020 года все действия на электронной торговой площадке можно фиксировать с помощью плагина Независимый регистратор. Мы писали, почему вам не обойтись без него, защищая свои права.
Куда жаловаться
- На заказчика по 44-ФЗ — в территориальное отделение ФАС (УФАС).
- На действия оператора ЭТП — в федеральное отделение ФАС.
Если вы ошибетесь и подадите жалобу не в тот территориальный орган, вашу жалобу в течение одного рабочего дня передадут в нужное территориальное управление ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 № 727/14).
Если контракт уже подписан или вы недовольны решением ФАС, подавайте иск в Арбитражный суд.
Как подать жалобу
Прежде, чем подать жалобу:
- На этапе подачи заявки можно запросить у заказчика разъяснения любого пункта закупочной документации. Возможно, этого будет достаточно, чтобы урегулировать споры.
- Убедитесь, что другой участник закупки не успел подать жалобу на эти же действия заказчика или ЭТП, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.
Оформление жалобы
При составлении жалобы придерживайтесь требований п. 8 ст. 105 44-ФЗ. Жалоба должна содержать:
- Лица, на которые подается жалоба (заказчик, оператор площадки, уполномоченный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, телефон.
- Заявитель: наименование и место нахождения для ЮЛ, ФИО и место жительства для ФЛ, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс.
- Номер закупки, наименование и способ отбора, е сли жалоба связана с закупкой.
- Обжалуемые действия, доводы и доказательства жалобы.
- Полный перечень документов, прилагаемых к жалобе.
В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика. Например:
- внести изменения в закупочную документацию,
- отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения),
- отменить протокол рассмотрения заявок,
- приостановить заключение контракта с выигравшим участником.
Подача жалобы в УФАС или ФАС
Есть несколько способов доставки:
- почтовым отправлением,
- доставка заявителем лично,
- доставка курьером под расписку,
- на электронную почту, подписав квалифицированной электронной подписью. Адрес почты лучше уточнить по телефону. А после отправки выясните, получен ли документ и какой номер ему присвоен.
Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).
ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение. Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.
Решение по жалобе
В течение двух рабочих дней комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту, номеру жалобы или извещения о закупке.
В Контур.Закупках можно посмотреть, сколько жалоб подали на заказчика, какой статус у каждой, а за подробностями быстро перейти в реестр жалоб в ЕИС.
Жалоба не принята
- жалоба не соответствует установленным в 44-ФЗ требованиям,
- не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами,
- истекли установленные сроки подачи жалобы,
- по жалобе уже принято решение суда или контрольного органа (если ее раньше вас подал другой участник закупки).
Участник может подать повторную жалобу, устранив нарушения в ее содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.
Жалоба принята и признана обоснованной
На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:
- внести изменения в закупочную документацию,
- отменить протокол подведения итогов,
- аннулировать результаты конкурсной процедуры.
Иногда предписание не выдается. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.
Жалоба принята и признана необоснованной
Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.
Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в ФАС, лучше сконцентрируйтесь на участии в другой закупке и у другого заказчика.
Обращаться ли в суд?
Обращайтесь в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары.
Если вы хотите побороться за заключение контракта, то будьте готовы к тому, что судебный процесс длится долго. Возможно, оно того не стоит.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .
Источник