Россия пошла в отказ: Почему Росавиация закрыла небо для самолётов из Европы и чем это грозит
После инцидента с посадкой самолёта Ryanair в Минске авиасообщение между Европой и Россией может быть нарушено. Российские авиационные власти не согласовали новые схемы воздушного движения в обход Белоруссии и готовятся к работе в изменившихся условиях.
Фото © ТАСС / Виктор Драчев
Первые на раздачу
Решение не летать через Белоруссию европейские авиаперевозчики приняли сами: сначала ЕС, а следом и Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) направили рекомендации не использовать воздушное пространство страны.
Поводом для такой реакции послужила посадка самолёта Ryanair, с борта которого сняли одного из основателей телеграм-канала NEXTA — Романа Протасевича. После этого ещё несколько рейсов европейских авиакомпаний было задержано на вылет в белорусских аэропортах. В качестве ответной меры несколько европейских государств запретили полёты на свою территорию для авиакомпании Belavia — главного авиаперевозчика в Белоруссии.
На деле попытка наказать Минск и Лукашенко за инцидент с Ryanair может ударить не только по Белоруссии. В перспективе «воздушная война» может сорвать авиасообщение между Россией и остальным миром. Первые симптомы этого кризиса уже ощущаются: Air France в третий раз отменила рейс из Парижа в Москву, а в среду с такими же сложностями столкнулись пилоты Austrian Airlines.
Пилоты повторно пытались согласовать новые маршруты пролёта, но получили отказ. Россия запретила использование новых воздушных коридоров не по своей прихоти — после отказа ЕС летать через Белоруссию вся схема воздушного движения зашаталась. Главной проблемой стала навигация — новые точки входа в воздушные трассы нужно готовить заранее, а в аварийном режиме управлять воздушным движением крайне тяжело.
Пристегните ремни и добавьте полтора часа
Фото © ТАСС / Виктор Драчев
Командир Boeing 737-800 пилот Андрей Задорожный отметил, что сложности с составлением новых маршрутов в обход Белоруссии — это вопрос, на решение которого могут потратить до полугода.
Во-первых, чтобы составить новые схемы воздушного движения, нужен анализ воздушного трафика в новых точках входа. Отказ от использования воздушного пространства Белоруссии означает, что на каком-то участке плотность движения и концентрация бортов будет значительно выше. Во-вторых, изменится расписание авиакомпаний. Белоруссия — страна небольшая, но всё равно на облёт нужно будет добавлять некоторое время. Я полагаю, общая продолжительность полёта может вырасти на 1–1,5 часа — в зависимости от условий
КВС Boeing 737-800
По его словам, процедура оформления новых зон использования воздушного пространства требует многомесячных согласований как со стороны EASA, так и со стороны Росавиации, поскольку вопрос касается безопасности пассажиров. Если одна зона приёма воздушных судов закрывается или не используется в силу определённых причин, то быстро перейти на другую нельзя — нужно изучать вопросы безопасности и только потом готовить документы.
Запрет Росавиации на пролёты пассажирских рейсов в обход Белоруссии — это проблема безопасности, которую Россия решает по всем правилам. При этом другие авиакомпании, выполняющие грузовые и пассажирские рейсы через территорию Белоруссии, спокойно принимаются российскими диспетчерами. Как поясняют пилоты и диспетчеры, всё упирается в авиационные правила, нарушать которые нельзя, тем более только потому, что Европа хочет «рублём» наказать Лукашенко за инцидент с самолётом Ryanair.
Отказ ЕС от полётов через Белоруссию увеличит нагрузку на диспетчеров в России. По данным источника Лайфа в Росавиации, департаменты планирования навигации уже продумывают коридоры для проводки самолётов в обход Белоруссии, если дипломатический кризис затянется. По словам диспетчеров, через Белоруссию летают не только европейские, но и американские, и азиатские авиакомпании. Большая часть из них продолжит пользоваться воздушным пространством страны, несмотря на кризис в отношениях между Минском и ЕС, и о бойкоте Белоруссии речь пока не идёт.
Готовьте ваши деньги
Фото © ТАСС / Виктор Драчев
Юрист Андрей Лухин отметил, что, если Европа ужесточит меры и введёт запрет на прилёт не только самолётов Belavia, но и всех самолётов, прибывающих в ЕС через территорию Белоруссии, то клиентов российских авиакомпаний ждёт моментальное увеличение цен на билеты.
Воздушное пространство Украины для наших авиакомпаний уже закрыто, и если страны ЕС не будут пускать самолёты, пролетающие над Белоруссией, то попасть в Европу возможно будет только через Прибалтику или Чёрное море. В любом случае придётся делать достаточно большой крюк. Зарубежным авиакомпаниям, конечно, проще, так как они могут использовать воздушное пространство Украины, но всё равно расходы на полёты вырастут, и понятно, что это, скорее всего, отразится на стоимости билетов по обе стороны — и в Европе, и у нас
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/4/28/1243661967679.8718.png» loading=»lazy»/>
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/4/28/1243661967679.8718.png» loading=»lazy»/>
Кроме того, может осложниться и авиасообщение с Калининградом. Если EASA введёт полный запрет на приём самолётов из воздушного пространства Белоруссии, попасть в самый западный регион России можно будет только через воздушное пространство Литвы, Латвии, Эстонии или сделав огромный крюк над Балтийским морем. Юристы и пилоты отмечают, что, если будет задействована именно эта схема, продолжительность рейса Москва — Калининград может увеличиться с двух часов до трёх с половиной.
Источник
«Аэрофлоту» закрывают небо, а Россия перекроет небо Америке и Европе
Кремль может ответить на потенциальные ограничения запретом на использование своего воздушного пространства для США и ЕС
Американское здание Bloomberg сообщило, что лидеры стран Евросоюза и США рассматривают возможность введения санкций против компании «Аэрофлот», а также Turkish Airlines в связи с миграционным кризисом, разгоревшимся на границе Белоруссии и Польши. Якобы фигурантами нового пакета ограничений могут стать физические лица и компании, «причастные к доставке мигрантов к границам Евросоюза» через Белоруссию.
Это уже не первая информационная атака на крупнейшую российскую авиационную компанию в связи с кризисом. 10 ноября о возможных санкциях написало издание Politico, по словам авторов, их цель — «оказать давление на должностных лиц Белоруссии и на авиакомпании, которые помогают перевозить мигрантов».
В первую очередь речь шла о белорусском перевозчике «Белавиа», но затем упоминалось, что рейсы в Минск также выполняют российские авиакомпании «Аэрофлот», Utair и Nordwind Airlines, а также Turkish Airlines и FlyDubai.
8 ноября о том, что «Аэрофлот» и Turkish Airlines участвуют в перевозке мигрантов из Белоруссии в Германию, написало немецкое издание Bild. Со ссылкой на источники в силовых структурах оно утверждало, что за последние шесть недель этим путем проследовали более 6 тысяч беженцев при участии российского и турецкого перевозчиков.
В «Аэрофлоте» уже отреагировали на публикацию в Bloomberg, опровергнув все обвинения и даже пригрозив изданию судом.
«Информация об участии или содействии ПАО „Аэрофлот“ в организации массовой перевозки мигрантов на территорию Республики Беларусь не соответствует действительности. Наша авиакомпания не выполняет регулярных рейсов в города Ирака и Сирии, а также рейсов по маршруту Стамбул — Минск. Чартерные рейсы по указанным направлениям также не выполняются», — говорится в сообщении пресс-службы компании.
В «Аэрофлоте» сообщили также, что через территорию России передвижение граждан Ирана, Ирака, Сирии затруднено, поскольку для этого требуется получить транзитную российскую визу. В период с 01.10 через аэропорт Шереметьево в Минск проследовало из Бейрута 19 пассажиров. Транзитных пассажиров — граждан Сирии и Ирака, следующих в Минск из других направлений, таких как Ташкент, Стамбул, Дубай, не зафиксировано.
Не исключено, что обвинения в адрес «Аэрофлота» могут носить как политический характер, так и быть частью конкурентной борьбы и попыткой оказать давление на Россию. Нынешний министр транспорта РФ Виталий Савельев до ноября 2020 года почти десять лет занимал пост директора «Аэрофлота», так что дела этой компании ему очень близки. Некоторые аналитики даже не исключают, что решение не запрещать авиаперелеты на фоне коронавируса объясняются именно лоббизмом на высшем уровне. Так что и на атаки против «Аэрофлота» реакция наверняка последует.
Впрочем, даже без этого санкции против «Аэрофлота» не остались бы незамеченными, так как это крупнейшая не только российская, но и мировая авиакомпания, а, значит, речь идет об очень больших деньгах. В 2020 году воздушный флот группы перевез более 30 миллионов пассажиров, примерно половину из них непосредственно «Аэрофлот», а оставшиеся объемы — дочерние компании.
Выручка компании за шесть месяцев 2021 года увеличилась на 30,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 195 148 млн. руб. Чистый убыток составил 27 737 млн руб.
Возможно, кампания против «Аэрофлота» не случайно была развернута вскоре после того, как в середине октября крупнейшие авиаперевозчики США призвали Госдепартамент к «немедленным действиям», чтобы добиться дополнительных прав на полеты в воздушном пространстве России.
Авторы послания предупреждают, что без таких прав американские авиаперевозчики будут вынуждены пользоваться альтернативными неэффективными маршрутами, что приведет к потере времени, лишним техническим остановкам и избыточным выбросам CO2.
После этого появились сообщения о том, что Россия согласилась увеличить число полетов американских авиаперевозчиков в ее воздушном пространстве. Но число и регулярность этих дополнительных рейсов в Госдепе США не уточнили. Там также подчеркнули, что «продолжают взаимодействовать с российскими властями по вопросу перелетов».
Экс-замминистра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов назвал потенциальное введение санкций против «Аэрофлота» в обход международных организаций «политическим идиотизмом» и не исключил, что это может быть элементом политического или экономического давления.
— Если одним словом охарактеризовать эту новость, это абсурд. Все авиакомпании мира, в том числе российские, американские и европейские, работают по стандартам, заложенным международными организациями по гражданской авиации ICAO (Международная организация гражданской авиации) и IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта). Те регламенты, которые определены этими организациями, применяются на практике всеми компаниями мира.
Политизация этого вопроса большого ума не требует. Просто какой-то политик в Штатах или ЕС решил, что Россия и Белоруссия — это одно и то же, и нужно их стричь под одну гребенку и вот так наказать.
Но гражданское авиационное взаимодействие руководствуется фундаментальными законами экономики и регламентами, которые разработали и приняли международные организации, чтобы это взаимодействие было взаимовыгодным. Если компании заключают между собой договор на перевозку, они обязательно его исполняют.
Предположим, одна компания обязуется подвозить пассажиров из определенных точек, чтобы вторая компания продолжала полет оттуда и до следующих пунктов. Это основа мировых перевозок. Компаниям может быть неудобно летать в какую-то точку Земного шара, у них может не быть подходящей техники, а такие договоры легко эти проблемы решают. И компании не могут просто так перестать выполнять договоры о взаимодействии в перевозках просто потому, что кто-то этого захотел.
«Аэрофлот» — один из видных мировых фигурантов авиаперевозок, который своей техникой летает практически на все континенты. У него есть соглашения с десятками авиакомпаний мира, и он выполняет все свои обязательства. И на всю эту отработанную систему экономических отношений между авиакомпаниями замахнулись неразумные политики. Иначе как политическим террором это не назвать.
«СП»: — Сильно ли «Аэрофлот» может пострадать от потенциальных санкций?
— Прежде всего, пострадают сами их инициаторы, как это всегда бывает при принятии непрофессиональных и непродуманных политических решений. Конечно, и для нас будет серьезной потерей, если нам запретят летать в какие-то города США и Европы. Это падение объема полетов и перевозок, количества и суммы продаж.
Для любой авиакомпании мира потеря даже одного направления, хорошо занятого и энергично используемого, является большим экономическим минусом. Дальше и рассуждать не о чем. Чем больше полетов, чем больше загруженность самолетов, тем авиакомпания чувствует себя комфортней и в финансовом смысле, и в смысле развития.
Но если они введут санкции, Россия вынуждена будет отвечать на это безобразие и разрушение мирового экономического порядка. А мы можем очень больно ответить и США, и ЕС.
Во-первых, как член ICAO, Россия обратится в эту организацию, а авиакомпании обратятся в IATA с вопросом о том, почему они игнорируют собственные правила и слушают идиотов-политиков.
Во-вторых, мы можем запретить использовать наше воздушное пространство, которое сегодня очень активно используется европейскими и американскими компаниями. Пролет с запада на восток, например из Европы в Японию, через воздушное пространство России на несколько часов меньше, чем в обход. А это большие дополнительные расходы, потому что каждый час в небе стоит огромных денег. И я сомневаюсь, что эти расходы политики возьмут на себя.
«СП»: — То есть все дело может быть в экономике? Могут ли такие угрозы использовать, чтобы давить на Москву для получения каких-то преференций и уступок в небе?
— Конечно, это вполне возможно. США очень заинтересованы в нашем воздушном пространстве, потому что они пересекают его не только с востока на запад, как европейцы, но и с севера на юг. Этот маршрут пролегает перпендикулярно Транссибирской магистрали через Северный полюс и территорию России. Все это может потеряно из-за политиков, которые настолько недалекие, что даже не представляют, что у нас Земля круглая, и воздушное пространство принадлежит той стране, над которым оно находится. Пересекать его могут только самолеты государств, которые заключили соответствующее соглашение со страной-хозяйкой.
Если будет принято абсурдное решение наложить санкции на «Аэрофлот», никакого отношения к Белоруссии не имеющему, это грозит сломом всей системы воздушной кооперации. Если политики ЕС и США считают, что «Аэрофлот» помогает Белоруссии, первое, что они должны сделать, как нормальные люди, это сесть за стол переговоров и раскрыть все карты.
Здесь нет никаких секретов. Можно поднять мировое расписание и посмотреть, куда летает «Аэрофлот», на каких самолетах, в какое время, кого перевозит и так далее. После этого Европа может попросить «Аэрофлот» уменьшить количество полетов в какие-то страны или не возить определенные категории пассажиров. Наша компания может на это согласиться, но попросить аналогичные преференции от европейцев, потому что все должно быть обоюдно. Это обычные бизнес-переговоры, которые каждый день ведутся между всеми авиакомпаниями мира.
«СП»: — На каком же основании Bloomberg вообще пишет о санкциях против «Аэрофлота»?
— Я подчеркиваю, что все авиационные взаимодействия между государствами мира осуществляются на основании межправительственных соглашений, и ни на йоту ниже. Эти документы строго регламентируют, как, куда и сколько летать, кому продавать билеты и так далее. Это фундаментальный документ, и таких соглашений у России сотни и тысячи.
Допустим, «Аэрофлот» летает в страны, откуда беженцы прибывают на границу с ЕС. Но если это так, он летает туда на основании соглашений, подписанных с правительствами этих стран. Для того чтобы перестать туда летать, нужно менять это соглашение. А принимать силовое решение о прекращении полетов или даже вводить санкции — это политический идиотизм.
Это сильное слово, но как по-другому можно назвать политиков, которые, по сути, плюют на ICAO, организацию, в которую входят 193 страны мира? А, значит, плюют на лидеров других государств? Подобные решения должны принимать только ICAO и IATA, а не отдельные политики, которые выскакивают и предлагают все это отменить и разрушить. Это очень серьезный прецедент, сложно сказать, какой шаг в этой сфере был бы хуже.
Источник