Что значит закрытие воздушной зоны

Что значит закрытие воздушной зоны

VI. Запрещение или ограничение использования

135. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно 2 и более пользователями воздушного пространства устанавливается запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах воздушного пространства Российской Федерации в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства, осуществляемое путем введения временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений.

136. Временный и местный режимы, а также кратковременные ограничения устанавливаются с целью:

а) полного запрещения использования воздушного пространства, за исключением деятельности пользователей воздушного пространства, в интересах которых устанавливаются временный и местный режимы, а также кратковременные ограничения;

б) частичного запрещения деятельности по использованию воздушного пространства (место, время, высота).

137. Временный режим устанавливается главным центром Единой системы для обеспечения следующих видов деятельности:

а) выполнение полетов воздушных судов литера «A»;

б) выполнение полетов воздушных судов для обеспечения специальных международных договоров Российской Федерации;

в) выполнение полетов воздушных судов при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проведение поисково-спасательных работ;

г) запуск и посадка космических объектов, выполнение полетов на испытания (исследования) авиационной и ракетной техники, на установление рекордов, на проверку боевой готовности сил и средств противовоздушной обороны;

д) проведение учений, воздушных парадов и показов авиационной техники, а также осуществление иной деятельности, которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства (радиоизлучения, световые и электромагнитные излучения и т.п.);

е) выполнение полетов беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве классов A и C.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2020 N 74)

(см. текст в предыдущей редакции)

138. Местный режим устанавливается региональным и зональным центрами Единой системы в нижнем воздушном пространстве для обеспечения следующих видов деятельности:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2017 N 182)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) выполнение полетов при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проведение поисково-спасательных работ;

б) выполнение полетов на проверку боевой готовности сил и средств противовоздушной обороны;

в) проведение учений, воздушных стрельб, а также в случае осуществления иной деятельности, которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства (радиоизлучения, световые и электромагнитные излучения и т.п.);

г) выполнение полетов беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов C и G.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2020 N 74)

(см. текст в предыдущей редакции)

139. Местный режим на воздушных трассах и местных воздушных линиях, открытых для международных полетов, а также в районах аэродромов, открытых для выполнения международных полетов, не устанавливается.

140. Кратковременные ограничения устанавливаются главным центром, региональными, зональными и районными центрами Единой системы на срок до 3 часов для оперативного введения запретов или ограничений в целях обеспечения безопасного выполнения полетов воздушных судов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2017 N 182)

(см. текст в предыдущей редакции)

141. Представления на установление временного и местного режимов на срок до 3 суток подаются в соответствующие центры Единой системы пользователями воздушного пространства, в интересах которых устанавливаются режимы.

Временный и местный режимы вводятся соответствующими центрами Единой системы на период фактической деятельности пользователей воздушного пространства, в интересах которых режим установлен.

142. Порядок разработки, установления, введения и снятия временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений определяется инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утверждаемой Министерством транспорта Российской Федерации.

143. Контроль за соблюдением временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений осуществляют центры Единой системы.

Источник

Как воздушное пространство делится между странами

Многие страны запретили полёты в воздушном пространстве Беларуси, а также закрыли своё небо для белорусских самолётов. Что это значит? Мы решили рассказать, кто и зачем вообще придумал делить небо.

История: свобода против суверенитета

Государства начали устанавливать правила использования воздушного пространства ещё до создания первого самолёта и вообще до определения воздушного пространства. Так, во Франции в 1780-х годах были изданы указы, запрещающие запуск воздушных шаров, согреваемых спиртом, поскольку они могли вызвать пожары.

Более века спустя в различных государствах появились акты, регламентировавшие аэронавигацию, в том числе и международную. Опять же Франция первая в 1909 году издала административное распоряжение о спускающихся на французскую территорию иностранных воздушных шарах. Вслед за ней последовали Германия, Великобритания и другие государства, которые ограничивали полёт иностранных судов над определёнными территориями страны. Франция и Германия в 1913 году впервые в мировой практике заключили двустороннее Соглашение, где закрепили право распоряжаться воздушным пространством над своей территорией и установили порядок влёта и вылета иностранных воздушных судов ‒ для этого требовалось получить разрешение. По сути этот договор стал прообразом современного международного воздушного права.

После окончания Первой мировой войны в 1919 году более 20 стран подписали Конвенцию о регулировании воздушных передвижений (Парижская Конвенция 1919 года), которая закрепила признание суверенитета государств над воздушным пространством, расположенным над их территориями. Надо сказать, что у этого процесса были и противники со стороны юристов, учёных, политиков и пр. Например, французский учёный П. Фошель утверждал, что «воздушное пространство, является важнейшим средством коммуникаций между народами и подчинение его суверенитету привело бы к существенному ограничению этих возможностей. Это обстоятельство диктует необходимость провозглашения «свободы воздуха».

К 1930-м годам практически каждое государство имело специальное воздушное законодательство, регламентирующее аэронавигацию. В советском государстве первым таким документом стал Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) «О воздушном передвижении над территорией РСФСР и ее территориальными водами», подписанный 17 января 1921 года.

7 декабря 1944 года на конференции в Чикаго представителями 52 государств была принята Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 года). Документ предусматривал создание нового органа при ООН ‒ Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которая контролирует исполнение положений конвенции уже с 1947 года по настоящее время. Советский Союз не участвовал в Чикагской конференции и стал членом ИКАО в 1970 году. Сейчас организация объединяет порядка 200 государств мира.

В группе «Спроси пилота» в Facebook недавно обсуждалась тема воздушного пространства, и пилот и инструктор Михаил Паркански рассказал об истории вопроса (приводим цитату):

«Понимание и договоренность практически всех стран ‒ членов ИКАО (Международная организация гражданской авиации) гласит, что каждая страна имеет суверенитет на воздушное пространство над своей территорией.

Каждая страна может решать, кого пускать или не пускать в своё воздушное пространство, но пустив, должно заботится о безопасности в соответствии с договоренностями.

Есть карликовые страны, которые делегировали управление своими воздушным пространством соседям. Другие, совсем не маленькие, объединили его. Например: Центр в Маастрихте (Нидерланды) контролирует небо над 4 странами ‒ Нидерландами, Германией, Бельгией и Люксембургом, а Лихтенштейн отдал своё воздушное пространство на управление Швейцарии».

Победил суверенитет

Итак, Чикагская конвенция дала странам «полный и исключительный суверенитет» над небом над их территориями. Об этом говорится сразу в Статьях 1 и 2 .

«Статья 1. Суверенитет. Договаривающиеся Государства признают, что каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет на воздушное пространство над своей территорией.

Статья 2. Территория. В целях настоящей Конвенции территорией Государства признаются сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды, находящиеся над суверенитетом, сюзеренитетом, протекторатом или мандатом данного Государства».

Национальный суверенитет не может быть передан другому государству. Но ответственность за выполнение функциональных обязанностей, например, предоставление аэронавигационного обслуживания, может быть передана третьим сторонам. Государства сохраняют за собой полную свободу выбора поставщиков обслуживания (третьих сторон), будь то национальная или иностранная организация.

Страны имеют право запрещать и ограничивать полёты в своём воздушном пространстве. И, надо сказать, это право активно используется и помимо инцидента с Беларусью. Например, во время пандемии многие государства закрыли небо, в Израиле было закрыто воздушное пространство из-за обострения военного конфликта, во Владивостоке ‒ на время проведения Восточного экономического форума.

Пилот авиакомпании airBaltic Алина Архипова в своём Facebook рассказывает, как теперь им приходится летать в обход Беларуси:

«Не люблю я политику, но она, к сожалению, вмешивается даже в нашу лётную работу. Так вот теперь и летаем в Киев в обход Беларуси ‒ по-другому не разрешается. Нелогично, конечно, ведь делаем крюк почти под прямым углом, но это не от нас зависит. Конечно, что польские диспетчера, что украинские, прекрасно понимают, как нам неудобен этот крюк и помогают по максимуму срезать маршрут полётного плана, чтобы нам аккуратно пройти точно вдоль Белорусской границы, не задевая её.

Но всё же такие политические передряги, конечно, выходят авиакомпаниям боком ‒ затраты на рейс больше, потому что лететь-то теперь дольше, топлива сжигается тоже больше. К тому же мы не укладываемся в расписание ‒ постоянно опаздываем, потому что официальное время полёта на данном рейсе остаётся согласно наикратчайшему маршруту, то есть как если бы мы летели через Минск. Но ничего не поделаешь! Пока вот так».

Международное небо

Грубо говоря, если начертить вертикальные линии над территориями государств, то это и будут границы воздушного пространства. Однако останутся и пустые участки ‒ например, открытое море (пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства) или Антарктика.

Воздушное пространство, расположенное над исключительной экономической зоной (район, находящийся за пределами территориального моря), открытым морем и Антарктикой в международном воздушном праве принято называть «международным воздушным пространством», где установлена свобода полётов всех государств, но в соответствии с международными правилами.

Где начинается космос

Интересно, что верхняя граница воздушного пространства не определена конвенциями и договорами. Ведь в какой-то момент начинается космическое пространство, которое уже не делится между государствами. Вопрос границы между ними обсуждается с 1950-х годов.

Неофициально такой отметкой считается 100 км ‒ она была признана Международной авиационной федерацией. Напомним, что гражданские самолёты зачастую летают на высоте 10-12 км.

Источники, используемые для написания статьи:

Источник

Что значит закрытие воздушной зоны

Главная → Безопасность → Обсуждение проблемы

Виктор Агафонов
Независимый эксперт

Эксперт » A viation EX plorer»

Согласно, Воздушному кодексу (статья 50, раздел 2), аэродромы и аэропорты могут быть закрыты для приёма и отправки воздушных судов в связи с техническими или метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полётов воздушных судов, или в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

В Табеле сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации (ТС-95) в пункте 2.2.6 дано описание сообщений, передаваемых по адресатам в установленные сроки в случае ограничения, прекращения (продления) приёма воздушных судов, по техническим или метеорологическим условиям, угрожающим безопасности воздушных судов.

У профессионалов, связанных с выполнением и обслуживанием воздушного движения возникает вполне закономерный вопрос – кто конкретно, и при каких метеорологических условиях, угрожающих безопасности полётов воздушных судовможет закрыть аэродром и аэропорт?

Вопрос далеко не праздный. Если исходить из постулата «В авиации мелочей не бывает», то в данном, очень важном для авиации вопросе, имеет место правовой пробел, который в свою очередь может привести к тяжёлым последствиям. Недопустима ситуация, когда чёткое выполнение требований нормативно-правовых документов подменяется действиями, подпадающими под определение «правовой нигилизм», когда каждый, кому не лень, начинает что-то придумывать и трактовать положения нормативно-правовых документов по своему разумению.

Хотелось бы знать мнение профессионалов, связанных с выполнением и обслуживанием воздушного движения, а также юристов в области воздушного законодательства, по поднятой проблеме.

Lee Эксперт « A viation EX plorer» 29/06/2010 [00:57:35] #1
А зачем в принципе обсуждать этот вопрос? Какое отношение имеет аэропорт к принятию решения КВС о взлете или тем более посадке?
Задача аэропорта работать в любых условиях.

Alexgu 29/06/2010 [07:52:27] #2
Вы правильно исходите из постулата «В авиации мелочей не бывает», и поэтому метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов (любой авиации гражданской, экспериментальной или государственной) строго регламентировано целым рядом руководящих документов. И поэтому в этом очень важном для авиации вопросе нет места «правовому пробелу».

Newman 23/11/2010 [20:25:58] #3
Все нижеприведенные выдержки приведены из ФАП-128 и отвечают на вопрос кто конкретно, и при каких метеорологических условиях, угрожающих безопасности полётов воздушных судов может закрыть аэродром. Вопрос о закрытии аэропортов связан с темой сертификации.

Перед взлетом КВС убеждается в соответствии фактической погоды минимуму для взлета и фактической погоды и состояния ВПП ограничениям летно-технических характеристик воздушного судна.

Полет по ППП продолжается в направлении аэродрома намеченной посадки только в том случае, если самая последняя имеющаяся информация указывает на то, что к расчетному времени прилета посадка на указанном аэродроме или на одном запасном аэродроме пункта назначения может быть выполнена с соблюдением эксплуатационных минимумов.

В любом случае КВС прекращает заход на посадку на любом аэродроме в месте, в котором будут нарушены ограничения эксплуатационных минимумов данного аэродрома, или, по мнению КВС, не обеспечивается безопасность посадки.

КВС обязан прекратить снижение и выполнить прерванный заход на посадку (уйти на второй круг), если наблюдаются опасные метеорологические явления.

К опасным для полетов метеорологическим явлениям относятся:
на аэродроме вылета и посадки — гроза, град, сильная болтанка, сильный сдвиг ветра, гололед, сильное обледенение, смерч, ураган, сильная пыльная буря, вулканический пепел или осадки в виде дождя, ухудшающие метеорологическую видимость до величины менее 800.

Подготовка аэродрома к полетам воздушных судов, контроль над его техническим состоянием, своевременный ремонт, определение значений коэффициента сцепления осуществляется главным оператором аэропорта.
Организация работ на контролируемом аэродроме, время начала и окончания работ по подготовке аэродрома к полетам воздушных судов, техническое состояние аэродрома определяется главным оператором аэропорта.
Перед временным прекращением приема и выпуска воздушных судов вызванным техническим состоянием аэродрома, проведением работ, требующих прекращения полетов, органом ОВД на основании информации, полученной от главного оператора аэропорта, в зональный центр ОрВД подается информация о времени начала и окончания работ по подготовке аэродрома к полетам не позднее чем за два часа до начала проведения работ.
Информация о времени окончания работ является основанием для вылета воздушного судна из других аэропортов с расчетом прилета на данный аэродром не ранее указанного времени окончания работ.
При возникновении обстоятельств, делающих невозможным прием, выпуск воздушных судов, главный оператор аэродрома незамедлительно передает информацию об этом органу ОВД аэродрома для передачи в адрес органов ЕС ОрВД и экипажам прибывающих воздушных судов.
Окончательное решение о посадке принимает КВС. При этом службы обеспечения полетов принимают все возможные меры для обеспечения безопасности при посадке.

Источник

Читайте также:  Антиген р24 вич отрицательный что это значит
Оцените статью