Что значит законсервированное строительство

Что делать с неиспользуемым имуществом

Больше материалов по теме «Основные средства» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

В практике предпринимательства нередки случаи, когда основные средства в какой-то период перестают использоваться для деятельности, которая приносит доход. Возможно, позже эти активы понадобятся снова, а может быть, стали ненужными навсегда.

Как отражать такое имущество в бухгалтерском учете? Как списывать его амортизацию, если по факту оно не изнашивается, поскольку не работает? Каким образом вновь вовлекать «законсервированные» ОС в оборот? Можно ли их реализовать? Рассуждаем в нижеприведенной статье.

Что такое неиспользуемое имущество

Неиспользуемым считается имущество, которое временно не участвует в основной деятельности организации. Причины, по которым это может иметь место, различны:

  • изменение объемов производства;
  • переход организации на другой вид деятельности;
  • попадание имущества в ремонт;
  • сезонная деятельность организации;
  • устаревание основного средства (моральный износ) и др.

СПРАВКА! В качестве таких основных средств может выступать оборудование или (чаще) недвижимость.

Если планируется через определенное время вновь пользоваться этим активом, это означает, что с точки зрения учета он «законсервирован». Можно сдать неиспользуемое ОС в аренду или продать – то есть так или иначе вновь вовлечь в хозяйственный оборот.

Читайте также:  Ладно забей что это значит

Перевод неиспользуемого имущества на консервацию

Консервация – это перевод активов в такое состояние, которое позволит сохранить их в пригодности к эксплуатации через установленное время. Консервации можно подвергать:

  • объекты незавершенного строительства – если нет средств на продолжение стройки или в данный момент вкладывать их нецелесообразно;
  • как технологические комплексы, так и части целого;
  • готовые основные средства – если их не планируется использовать в течение минимум 3 месяцев.

ВАЖНО! Такую процедуру можно выполнять на основании п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 3 ст. 256 НК РФ.

Процедура консервации

Перевод на консервацию делается согласно решению руководства предприятия или, если имущество государственное, соответствующим постановлением министерства.

Порядок процедуры консервации и расконсервации принимается внутренним решением руководства конкретной организации и фиксируется локальным нормативным актом. Должен быть составлен и подписан акт о переводе объекта основных средств на консервацию (типовой формы нет, ее нужно утвердить). Акт подписывается комиссией, которую руководство учредило приказом. В акте нужно в обязательном порядке отразить:

  • наименование неиспользуемого актива;
  • его инвентарный номер;
  • первоначальную стоимость, по которой ОС принято на баланс;
  • сумму амортизации, которую на него уже успели начислить;
  • причины консервации;
  • срок будущей расконсервации;
  • подписи членов комиссии.

Бухучет законсервированного ОС

Расходы на содержание неиспользуемых основных средств, в том числе и переведенных на консервацию, относятся к прочим, их следует отражать на счете 91 «Прочие расходы».

Когда утрачивается амортизация

На неиспользуемое имущество временно не нужно начислять амортизацию, если выполняется одно из условий:

  • если консервация оформлена более чем на 3 месяца;
  • ремонт (восстановление) рассчитано дольше чем на год;
  • модернизация (реконструкция) будет проводиться дольше чем 12 месяцев;
  • имущество передано по договору безвозмездного пользования (это уже не консервация).

Если временный простой меньше, экономически не обоснован либо его не оформляют как консервацию, амортизация начисляется обычным порядком.

При консервации срок полезной эксплуатации основного средства увеличивается на тот период, пока оно не использовалось.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если законсервировано было не все ОС, а только его часть, при этом остальные части продолжают принимать участие в деятельности предприятия, амортизация не начисляется на все ОС, хотя оно и значится на балансе как единое целое. Например, в эксплуатируемом здании закрывают один этаж под ремонт, остальные продолжают функционировать.

Налоговый учет консервации

Налоги платятся с тех средств, которые применяются для извлечения дохода. С одной стороны, ОС продолжают находиться на балансе и являться имуществом предприятия. С другой, вследствие простоя они прямо не применяются для извлечения экономической выгоды.

Если на неиспользуемое основное средство продолжает начисляться амортизация, она может быть учтена для снижения налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ), поскольку эти расходы:

  • экономически обоснованы;
  • подтверждены документально;
  • направлены на будущее получение дохода (ведь актив позже будет расконсервирован).

Как только расконсервирование произошло, амортизация должна начисляться так, как это делалось раньше, до начала простоя.

Если не консервация, то что?

Когда средство не планируют возвращать в эксплуатацию, консервировать его нет смысла. Практичнее все же получить с него определенный доход, а затем списать с баланса. Это можно сделать одним из способов:

  • передача неиспользуемого имущества в аренду (лизинг);
  • продажа основного средства.

Как правило, условия для этих действий получаются льготными, выгодными для покупателя или арендополучателя. Часто реализация неиспользуемых объектов недвижимости происходит путем аукционов или другим способом организованных торгов.

Вовлечение неиспользуемого имущества в оборот

Государство особенно строго относится к неиспользуемому имуществу, находящемуся в коммунальной собственности. Перечень его утверждается правительством, а далее вовлекается в хозяйственный оборот согласно соответствующему указу. Основные пути вовлечения:

  • продажа на аукционе, где начальная цена будет базовой величиной, установленной законодательно;
  • передача в бесплатное пользование индивидуальным предпринимателям или частным юрлицам;
  • передача в безвозмездное пользование;
  • иное использование, не противоречащее закону.

Безвозмездно, но не бесконтрольно

Передача ненужных государству объектов частным инвесторам происходит не просто так, а на основании конкретного инвестиционного проекта. Если предприниматель готов вложить деньги в неиспользуемый объект (чаще всего это недвижимость), этот процесс строго регламентируется и контролируется. Инвестор должен доказать, что данному объекту будет действительно дано целевое применение, предоставив проект (бизнес-план). В случае удачи получится обоюдная выгода:

  • вместо пустующих зданий и сооружений появятся полезные функционирующие объекты;
  • на них будут востребованы новые рабочие места, которые принесут доходы и предпринимателю, и в бюджет;
  • при выполнении всех условий объект потом переходит в собственность вложившего в него средства инвестора.

Продажа с аукциона

Аукционные торги по неиспользуемому имуществу как средство вовлечения его в оборот применяются наиболее часто.

С предметами и оборудованием все ясно – они просто переходят в собственность нового владельца, который планирует их использовать. Если же продается недвижимость, то земельный участок, на котором она расположена, чаще всего отдается в аренду. О торгах заранее объявляется в СМИ, на специализированных площадках и изданиях, подаются заявки на участие, и аукцион проводится среди заявителей.

Если лот никто не приобрел, могут приниматься следующие меры:

  • стоимость снижается на 20%;
  • после вторых нерезультативных торгов – еще на 50%;
  • максимальное понижение – до 80% от начальной цены.

Новый владелец должен внести деньги в установленный срок, иначе результаты торгов будут аннулированы.

Если объект совершенно нерентабелен

Если вновь ввести в оборот неиспользуемое имущество не представляется целесообразным, его следует утилизировать, чтобы хранение не занимало экономически неоправданные ресурсы.

Если ОС не требуется ни инвестору, ни собственнику, нужно освободить место для нового. В отношении недвижимости это означает снос.

Источник

Что значит законсервированное строительство

КОНСЕРВАЦИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с Правилами (Постановление Правительства РФ от 30.09.2011 N 802) под консервацией понимается приведение объекта и территории, используемой для его возведения (строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

1.2. Согласно п.4 ст.52 Градостроительного кодекса РФ застройщик (или заказчик) должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства при необходимости прекратить работы или их временно приостановить на срок более чем на шесть месяцев.

1.3. Порядок проведения консервации

1.3.1. В случае прекращения или приостановления строительных работ более чем на шесть месяцев застройщик (заказчик) принимает решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией.

1.3.2. В таком решении должны быть определены:

— перечень работ по консервации объекта;

— лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта (должностное лицо или организация);

— сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации;

— сроки проведения самих работ;

— размер средств на проведение этих работ, определяемый на основании акта, подготовленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).

1.4. После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Причём он самостоятельно определяет ее объем и содержание.

1.5. На основании указанного решения застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.

1.6. В течение десяти календарных дней после принятия решения застройщик (заказчик) обязан уведомить о консервации объекта подрядчика и орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора, если строительство (реконструкция) объекта подлежит такому надзору.

1.7. Если консервация не произведена, застройщика могут привлечь к административной ответственности на основании ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.

1.8. Объекты капитального строительства, строительство которых возобновляется после консервации, заказчиком передаются подрядчику по акту с указанием технического состояния на день передачи.

II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНСЕРВАЦИИ

2.1. Решение о прекращении или приостановке строительства принимает застройщик (заказчик и извещает о принятом решении исполнителя работ (подрядчика), орган местного самоуправления, а также соответствующие орган, выдавший разрешение на строительство и орган государственной строительного надзора, если такой надзор предусмотрен Градостроительным кодексом для данной вида строительства.

2.2. О факте прекращения или приостановки строительства в трёхдневный срок должны быть поставлены в известность также, в случае необходимости, ГИБДД органов внутренних дел, с целью отмены ранее введённых ограничений движения транспорта и пешеходов, а также владельцы территорий, включенных в территорию строительной площадки в соответствии с утвержденным и, согласованным градостроительным планом земельного участка.

2.3. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

2.4. Решение о проведении консервации и порядок консервации объектов капитального строительства устанавливается и утверждается руководителем организации застройщика (заказчика). Типовая форма приказа «О переводе на консервацию объектов капитального строительства» приведена в приложении N 1.

2.5. Консервация объекта капитального строительства может производиться при различной степени завершенности строительства.

Степень завершённости строительства можно определить следующим образом:

2.5.1. Начальная стадия строительства (от 0% до 15% объёма работ) соответствует следующему уровню организации подготовительных и строительно-монтажных работ:

— завершены изыскательные и проектные работы;

— определены поставщики оборудования и материалов;

— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта.

2.5.2. Средняя стадия строительства (свыше 15% до 50% объёма работ) может соответствовать следующему уровню организации подготовительных и строительных работ:

— завершены изыскательные и проектные работы;

— начаты и продолжаются поставки оборудования и материалов;

— начаты и практически закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;

— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;

— начаты работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем.

2.5.3. Высокая стадия строительства (свыше 50% до 75% объёма работ) соответствует следующему уровню организации строительно-монтажных работ на объекте:

— завершены изыскательные работы;

— начаты и продолжаются поставки оборудования и материалов;

— закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;

— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;

— работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем выполнены в пределах (50-75)%;

— начаты отделочные работы.

2.5.4.Завершающая стадия строительства (свыше 75% до 99% объема работ) соответствует следующему уровню организации строительно-монтажных работ на объекте:

— завершены изыскательные и проектные работы;

— закончены поставки оборудования и материалов;

— закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;

— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;

— завершаются работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем;

Источник

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»

ГАРАНТ:

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности

В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Председатель Правительства
Российской Федерации

30 сентября 2011 г.

Правила
проведения консервации объекта капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее — объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее — объект государственной собственности).

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее — строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее — техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее — подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее — проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Установлен порядок консервации объекта капстроительства.

Решение о консервации принимается застройщиком (заказчиком) в 2 случаях. Если строительство (реконструкция) прекращается или приостанавливается на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

Застройщик (заказчик) приводит объект и стройплощадку в состояние, при котором обеспечиваются прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов. Также они должны быть безопасны для населения и окружающей среды.

В решении указываются перечень и сроки работ по консервации, лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, время подготовки необходимой техдокументации, сумма затрат. Последняя определяется на основании акта, составленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).

После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта. Цель — зафиксировать его фактическое состояние, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.

Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

В ходе работ по консервации, в частности, выполняются конструкции, принимающие проектные нагрузки (в том числе временные). Освобождаются емкости и трубопроводы от опасных и горючих жидкостей. Закрываются или свариваются люки и крупные отверстия. Отключаются инженерные коммуникации (за исключением тех, которые обеспечивают сохранность объекта). Следует исключить несанкционированный доступ внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (если он должен проводиться).

Урегулирована процедура возобновления строительства (реконструкции).

Установлены особенности принятия решения о консервации объекта госсобственности.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 7 октября 2011 г. N 225, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 октября 2011 г. N 41 (ч. II) ст. 5739

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности

Источник

Оцените статью