Что значит заключенный контракт

Особенности работы с государственным контрактом

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Вопрос: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), принимающей участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции, внесение денежных средств для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, если она не победила в этом аукционе?
Организацией на специальный счет, открытый в банке, перечислены денежные средства в размере 350 000 руб. Сумма обеспечения заявки составила 250 000 руб.
Посмотреть ответ

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Вопрос: Как отразить в учете торговой организации (принципала) выплату вознаграждения гаранту (банку) за предоставление банковской гарантии в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку товара?
Согласно договору о выдаче банковской гарантии, заключенному между организацией и банком, вознаграждение гаранта за выдачу гарантии составляет 5 000 руб. и перечислено гаранту в день выдачи гарантии. Срок выданной гарантии составляет 90 дней. Согласно учетной политике организации вознаграждения за выдачу гарантий учитываются в периоде вступления гарантий в силу.
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ

Читайте также:  Что значит фамилия комарова

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.

ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  • Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  • Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.
  • Сроки подписания госконтракта

    Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

    Таблица 1

    Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

    Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
    Конкурс С момента размещения протокола
    1 Открытый конкурс 10 дней
    2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
    3 Конкурс в два этапа 10 дней
    4 Закрытый конкурс 10 дней
    5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
    6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
    Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
    1 Электронный аукцион 5 дней
    2 Открытый аукцион 10 дней
    Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
    Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

    Исполнение госконтракта

    ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

    • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
    • денег в указанном количестве.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

    Идентификатор госконтракта

    Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

    • идентификационный код заказчика;
    • способ, который стал определяющим для поставщика;
    • период актуальности контракта (начало и завершение);
    • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

    Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

    Расторжение госконтракта

    Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

    • по соглашению сторон;
    • в результате судебного решения;
    • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

    Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

    Контракт разрывает заказчик

    Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

    • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
    • поставка недоукомплектованной продукции;
    • нарушения временных рамок;
    • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

    Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

    Контракт разрывает поставщик

    Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

    • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
    • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
    • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

    Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

    Источник

    Контракт и договор: что заключать

    Понятия

    Поскольку 44-ФЗ, посвящённый контрактной системе, в своей статье 3 в качестве движущей силы закупочного процесса называет заключение гражданско-правовых договоров, которые затем именуются в законе контрактами, можно прийти к выводу о синонимичности данных терминов, т.е. у контракта и договора разница по 44-ФЗ не наблюдается.

    Вместе с тем глава 30 ГК РФ под контрактом по 44-ФЗ подразумевает разновидность договора, который ориентирован на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей, несколько сужая понятие договора и ставя его в более официальные рамки.

    По этой же логике строит свою терминологию и бюджетный кодекс РФ, рекомендуя использовать термин «контракт» в отношении договоров, заключаемых государственными или муниципальными заказчиками.

    Правда, при этом Минэкономразвития РФ, определяя, контракт или договор для бюджетных учреждений предпочтительней, склоняется в пользу второго варианта.

    Общее

    Поскольку термины «договор» и «контракт» не имеют между собой принципиальных различий, то и их структуры практически не разнятся между собой. Они обязательно состоят из:

    • обозначения предмета;
    • реквизитов заключающих соглашение сторон;
    • их степени ответственности;
    • способов разрешения конфликтных ситуаций;
    • условий поставки;
    • порядка оплаты;
    • цены;
    • предвосхищения возникновения форс-мажорных ситуаций и обстоятельств непреодолимой силы;
    • иных подобных условий.

    Разница

    В отличие от контрактной формы, оформляемой исключительно в письменном виде, договорная форма может быть выражена и в устном виде.

    Кроме того, ст. 34 44-ФЗ наделяет контракты отличительными особенностями, выраженными в:

    • представлении одной из сторон торговой процедуры госзаказчиком;
    • чётко обозначенных сроках подписания;
    • твёрдом значении оговорённой цены и её неизменности;
    • ответственности поставщика, подрядчика, исполнителя в срыве контракта;
    • требованиях обеспечения;
    • в порядке приёмки результатов исполнения контракта;
    • условиях отказа.

    В настоящее время в библиотеке ЕИС находятся 9 типовых контрактов, которые в обязательном порядке должны быть использованы при госзакупочных процедурах в определённых отраслях, например, при поставках медтехники, радиоэлектроники, при техобслуживании автотранспорта, чем и отличается контракт от договора по 44-ФЗ .

    Когда заключаются

    44-ФЗ не предписывает сторонам госзакупочной деятельности при исполнении госзаказа руководствоваться исключительно термином «контракт», игнорируя понятие «договор».

    Более того, в правоприменительной практике, исходя из ст. 431 ГК РФ и пп. 1 и 6 АПК РФ, судебные органы при рассмотрении споров по соглашениям, учитывают существенную сторону отношений, а не, не то, в какой форме эти отношения оформлены — в договорной или контрактной.

    Тем не менее письмо Минэкономразвития РФ № Д28и-1889 от 30.09.2014 рекомендует в ходе оформления закупочных сделок по 44-ФЗ выбирать для них следующие наименования:

    • всем бюджетным организациям независимо от закупочных видов предпочтительней заключать гражданско-правовые договоры;
    • для муниципальных образований более подходят контрактные соглашения;
    • органы государственной власти, внебюджетные фонды, казённые учреждения должны подписывать государственный контракт.

    Однако при этом Минэкономразвития РФ подчёркивает, что между договорными и контрактными соглашениями юридической разницы не существует.

    В данном случае форма документирования закупочных взаимоотношений никак не корреспондируется с их содержанием и не зависит ни от вида закупок, ни от самого закупочного объекта.

    Хотя чёткая разница между договорными и контрактными формами торговых взаимоотношений законодательно не обозначена, на практике для дифференциации многообразных закупочных процессов применяется специализация данных терминов.

    Но в любом случае корректность заключения обоих видов закупочного соглашения превалирует над его наименованием.

    Источник

    Оцените статью