Что значит закалывать жертву

Что такое Курбан и как совершать жертвоприношение?

Редакция нашего Информационного агентства «Info-Ислам» поздравляет читателей с наступающим праздником Курбан-байрам и публикует связанные с ним материалы лекций имам-хатыйба мечети «Энилер» Шавкята хазрата Абубекерова.

Что такое Курбан?

С точки зрения лингвистики арабского языка «курбан» происходит от глагола «каруба» имеет значение «приближаться к чему-либо»; с точки зрения фикха «курбан» имеет два значения, как «приближение», к примеру, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «. и молитва — приближение. » (имам Ахмад №13919) и как «жертвоприношение ради лика Всевышнего». Об этом свидетельствует другое изречение посланника Аллаха: «Кто примет ритуальное омовение (гусль) в пятницу и выйдет на молитву в мечеть, то это равнозначно тому, что он принес в жертву верблюда. » (Сахих аль-Бухари №832).

Жертвоприношение в Исламе — это принесение в жертву крупного и мелкого рогатого скота в праздничные дни ради Аллаха. Это отражено в суре «Каусар»: «Молись ради твоего Господа и приноси жертвоприношение». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В дни праздника «удхия» (то есть Курбан-байрама) нет ничего любимее Аллахом, чем жертвоприношение ради Него. » (Тирмизи).

Кому является обязательным совершение обряда жертвоприношения?

Жертвоприношение является обязательным для людей, имущество которых достигает 80 000 рублей, не считая основных потребностей (как, например, дом, машина, одежда, мебель и т.д.). Другими словами, жертвоприношение является обязательным тому, кто в стоянии купить жертвенное животное в праздничные дни. Посланник Аллаха предупреждал, наставляя: «У кого будет возможность принести жертву, но он не сделает этого, то пусть не приближается к нашей мечети». Передают: имам Ахмад №7924 и Ибн Маджа № 3114.

Читайте также:  Не обольщайтесь что это значит

Время жертвоприношения

Совершение жертвоприношения обязательно сразу после праздничной молитвы. Жертвоприношение не будет считаться исполненным, если животное было заколото до праздничной молитвы. Об этом в хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано: «Первое с чего мы начнем этот день – совершим праздничную молитву, потом вернемся и совершим жертвоприношение, кто поступит (таким образом), тот последует нашему пути, а кто совершит жертвоприношение до праздничной молитвы, (то его заколотое животное) будет лишь мясом для его семьи, а обряд жертвоприношения с него не спадет».

Жертвоприношение совершается в течении трех дней: праздничного дня непосредственно и двух последующих. В хадисе передаваемом Умаром, Али и Ибн ‘Аббасом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дней жертвоприношения три, и самый лучший из них первый (день)». Нежелательно (макрух танзих) закалывать животное ночью, так как возникает опасность несоблюдения условий закалывания, коими являются: перерезание двух артерий, пищевода и трахеи.

Кто должен закалывать животное?

Желательно, чтобы животное заколол тот, кто приносит его в жертву. Если, по каким-либо причинам, человек этого совершить не в состоянии, то закалывание животного он поручает другому, соблюдая три условия: закалывающий должен иметь намерение закалывания животного от имени поручителя и желательно, чтобы закалывающий произнес: «О Аллах это (жертвоприношение) от Тебя и (возвращается) к Тебе, прими от такого-то»; закалывающий должен быть мусульманином и закалывание не должно оплачиваться мясом, закалываемого животного.

Каков должен быть возраст животного, приготовленного для жертвоприношения?

Прежде всего, надо отметить, что для жертвоприношения подходят только три вида животных: верблюды, крупно — и мелкорогатый скот. Из этих животных разрешается принести в жертву верблюда пятилетнего возраста; корову или быка двухлетнего возраста; козу или барана годовалого или шестимесячного возраста, если на вид они схожи с годовалым. Эти возрастные ограничения указаны посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Как передается в Сахихе Муслима, по свидетельству Джабира, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приносите в жертву животных только зрелого возраста (мусинна), а если у вас будут затруднения с этим, то приносите в жертву барана среднего возраста (джадага)».

Под словом «джадага» в мазхабе Абу Ханифы понимается шестимесячный баран, но, надо отметить, что под это определение не попадает корова или бык, даже если они полтора годовалого возраста и выглядят как двух годовалые. Поэтому надо учитывать, что с точки зрения фикха, под понятие «мусинна» корова подпадает только с двух лет!

При каких физических недостатках или изъянах животного не допускается принесение его в жертву?

Во-первых, явно больное животное; во-вторых, явно слепое; в-третьих, хромое; в четвертых, то животное, у которого отсутствует какой-либо орган, пригодный для употребления в пищу (например, хвост). Поэтому допустимо для курбана животное, у которого отрезаны рога, или же кастрированное.

Надо ли закапывать мясо животного принесенного в жертву?

Закапывать нет необходимости, если кости не будут лежать, где попало. Кости и кровь животного не являются священными в исламе, так как Аллах говорит в Коране в суре «Хадж», 37 аят: «Ни мясо, ни кровь не доходят до Аллаха. До Него доходит ваша богобоязненность». То есть намерение ради Кого и чего вы его принесли в жертву.

Как делится мясо жертвенного животного?

Мясо желательно разделить на три части: одну треть следует оставить себе и приготовить праздничное угощение, одну треть — раздать родственникам и беднякам, и еще одну треть оставить на хранение.

Так разъяснил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ешьте, кормите и храните» (Сахих Муслим №5064). Можно поступить следующим образом: одну треть оставить своей семье, а две трети раздать родственникам, соседям, беднякам и неимущим. А что касается шкуры, то ее можно продать, а вырученные деньги раздать как садака – милостыню.

Также можно приносить в жертву одного барана за всю семью. Как сообщает один из сподвижников пророка Абу Айюб аль-Ансари: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, люди приносили в жертву одного барашка за всю семью» (Тирмизи).

Обязательно ли обращать животное в сторону Киблы во время жертвоприношения?

Ученые объясняют это тем, что во время любого благого действия желательно обращаться в сторону Киблы, даже во время сна и отдыха. Об этом свидетельствуют многие дела и слова посланника Аллаха.

Как приводит Ибн Маджа от Джабира: «Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время закалывания жертвенного животного всегда ставали по направлению к Кибле, так как, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, всегда когда совершал жертвоприношение, обращался в сторону Киблы». Также во время закалывания животного, желательно аккуратно уложить его на левый бок, приподняв ему голову.

Нельзя снимать шкуру с животного, пока оно не испустило дух.

При закалывании верблюда или коровы (в жертвоприношении которых могут участвовать от 1 до 7 человек) все участники должны иметь намерение на обряд жертвоприношения. Если целью одного из участников обряда является лишь получение мяса от закалывания животного, то жертвоприношение считается недействительным у всех участников обряда.

При раздаче мяса жертвенного животного родственникам, бедным и нищим, вероисповедание значения не имеет.

Животное, приобретенное для жертвоприношения, нельзя доить, стричь шерсть, ездить на нем, т.е. использовать для обыденных целей.

Жертвоприношение не является обязательным путнику и несовершеннолетнему.

Какие мольбы надо читать при жертвоприношении?

Во-первых, надо отметить, что обряд жертвоприношения является поклонением, так как Аллах упомянул обряд жертвоприношения в Коране наряду с намазом. Всевышний говорит: «Совершай молитву ради своего Господа и закалывай жертву» [Каусар, 2]. Под термином «поклонение» подразумевается в исламском праве понятие строгого соблюдения порядка жертвоприношения без внесения каких-либо изменений в основы и атрибуты обряда. Что касается мольбы при жертвоприношении, то, как мы видим из хадисов, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая жертвоприношение, говорил: «Бисмил-лахи, Аллаху Акбару». Также можно добавить слова: «Аллахумма хаза минка ва лякя» /О Аллах! Это от тебя (даровано Тобой) и Тебе (от нас в виде поклонения)/. Также желательно присутствовать при забое животного, так пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своей дочери Фатиме: «Иди и присутствуй при жертвоприношении, так как простятся тебе грехи после первой пролитой капли (крови), и говори: «Инна-с-салати ва нусуки ва махйайа ва мамати лилляхи рабби-ль-алямин ля шарика-ляху ва бизалика умирту ва ана мина-ль-муслимина».

Объясните, пожалуйста, почему нельзя расплачиваться мясом животного?

Как мы уже говорили, Курбан является поклонением, а это значит, что человек, приносящий в жертву животное, не должен иметь при этом корыстных целей для соблюдения такого действа. В книгах исламского права уделяется отдельная фраза по поводу этого вопроса, в котором говорится так: «Нельзя расплачиваться мясом жертвенного животного».

Логическое объяснение этому то, что поклонение становится куплей-продажей и арендой рабочей силы взамен на жертвенное мясо. Но можно затронуть другой случай, когда не было договоренности об оплате мясом, то забойщику можно дать часть мяса в виде подарка или же милостыни, если тот является из категории людей, которым разрешена подача милостыни. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Али ибн Абу Талибу: «Раздавай милостыню от остатков жертвенного мяса и не давай мясо забойщику в качестве оплаты» (передал Байхаки, 9/294). Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто использует шкуру жертвенного животного в качестве продажи (заработка), то не примется его жертвоприношение» (передал аль-Хaким в книге «Мустадрак» 2/390).

Почему для жертвоприношения подходит только мелкий и крупнорогатый скот? Могу ли принести в жертву лошадь?

Жертвоприношение является поклонением, свершаемым в строго определенное время, и в жертву можно принести только тех животных, которых перечислил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установив их возраст. В хадисах сборника Муслима (1318), Абу Дауда (2809). Исходя из вышесказанного, лошадь, курицу и т.п. в жертву приносить нельзя.

Что делать если имам совершил праздничную молитву без ритуальной чистоты (тахарата)?

Если имам узнал об этом до того, как люди разойдутся, то молитву надо перечитать в обязательном порядке. Но если люди уже разошлись и совершили жертвоприношение, то в этом случае, молитву перечитывает только имам, а жертвоприношения являются действительными.

Обязательно ли поститься тому, кто собирается совершить жертвоприношение?

Обязательным пост считается в следующих случаях: в месяц рамадан, в случае обета, пост восполнения и возмещения. В остальных случаях пост будет считаться дополнительным. К дополнительным постам относится и пост в первые 9 дней месяца зуль-хиджжа. Из хадисов известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оставлял пост первых 9 дней месяца зуль-хиджжа. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост в день Арафа (9 день Зуль-хиджжа) стирает грехи двух лет, — прошедшего и будущего» (хадис приводится Муслимом). Надо отметить, что пост не связан с жертвоприношением, и не правильно будет утверждать, что пост следует держать только тому, кто собирается совершить жертвоприношение.

Источник

Обряд жертвоприношения (курбан)

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Жертвоприношение (араб. الأضحية, «аль-удхийа») в праздник Ид аль-Адха (Курбан-байрам) – важная составляющая религиозных обрядов мусульман, одно из знамён Ислама, о котором знает практически каждый – и мусульманин, и немусульманин.

Каждый год в преддверии этого праздника мусульмане задаются многочисленными вопросами, связанными с жертвоприношением. Мы, по воле Аллаха, постараемся дать ответы (по шафиитскому мазхабу) на самые распространённые из них:

1. Каково шариатское постановление относительно жертвоприношения в праздник Ид аль-Адха?

Жертвоприношение в праздник Ид аль-Адха считается настоятельной сунной (сунна муаккада), которую следует выполнять по мере возможности.

Желательность этого действия распространяется на каждого свободного совершеннолетнего умственно полноценного мусульманина, имеющего возможность совершить его.

(«Раудат ат-Талибин», имам ан-Навави; «Хашият ат-Тармаси», Мухаммад Махфуз ат-Тармаси)

2. Разрешено ли заколоть жертвенное животное за другого человека?

Человек имеет право уполномочить другого человека заколоть за него жертвенное животное в праздник Ид аль-Адха, однако, если сделать это без уполномочивания, то такое жертвоприношение не будет засчитано за него.

(«Раудат ат-Талибин», имам ан-Навави)

3. Разрешено ли заколоть жертвенное животное за покойного?

За покойного не разрешено закалывать животное в праздник Ид аль-Адха, если это не было указано в его завещании.

(«Минхаджу т-Талибин», имам ан-Навави)

4. Разрешено ли заколоть жертвенное животное за ребёнка?

«Опекуну (отцу, а если его нет, то деду) разрешено совершить жертвоприношение за ребёнка без его разрешения, если он (опекун) делает это на свои средства.

(«Хашият ат-Тармаси», Мухаммад Махфуз ат-Тармаси)

5. Достаточно ли принести в жертву одно животное за всех членов семьи?

Если один член семьи совершит жертвоприношение, то этого достаточно для всех, хотя каждому члену семьи желательно совершить его по отдельности. В данном случае вознаграждение за жертвоприношение получает лишь тот член семьи, который совершил жертвоприношение, однако с остальных членов семьи спадает призыв принести жертву индивидуально. Игнорирование этого обряда всеми членами семьи нежелательно (карахат).

(«Аль-Манхаджуль Кавым», Ибн Хаджар аль-Хайтами; «Хашият ат-Тармаси», Мухаммад Махфуз ат-Тармаси)

6. Когда наступает время жертвоприношения?

Время жертвоприношения наступает по истечении периода времени, в котором возможно совершить праздничный намаз и две хутбы, после восхода солнца в праздничный день, а заканчивается время жертвоприношения 13 числа месяца Зуль Хиджа по окончании третьего дня ташрика – через три дня после праздничного дня. Окончанием дня считается наступление времени вечернего (магриб) намаза.

(«Умдату Салик», Ибн Накиб аль-Мисри; «Фатхуль Иляхи аль-Малик аля Умдати Салик», Касим Мухаммад Ага ан-Нури)

7. Можно ли стричь ногти тому, кто желает принести жертвоприношение?

Тому, кто собирается принести жертву в праздник Ид аль-Адха, желательно не стричь ногти и не брить волосы в течение 10 дней месяца Зуль Хиджа непосредственно до заклания. Если состричь ногти или сбрить волосы, то это будет расцениваться как совершение нежелательного действия (карахат). Нежелательность относится к категории «карахат танзих».

Если жертва приносится одним членом семьи, то эта нежелательность относится только к нему, несмотря на то, что остальные члены семьи участвуют в этом жертвоприношении вместе с ним.

Если опекун ребёнка совершает за него жертвоприношение на свои средства, то нет нежелательности в том, чтобы остричь ребёнку волосы и ногти, в противоположность тому, кто уполномочил другого принести жертву за него – на него распространяется эта нежелательность.

(«Анваруль Масалик», Мухаммад аз-Захри аль-Гамрави; «Хашият ат-Тармаси», Мухаммад Махфуз ат-Тармаси)

8. Существуют ли обстоятельства, при которых жертвоприношение в праздник Ид аль-Адха становится обязательным?

Если человек возьмёт на себя обет (назр) принести в жертву животное, к примеру, сказав: «Я беру на себя ради Аллаха обязательство жертвоприношения», или выделит определённое животное, сказав: «Я делаю это животное жертвенным», то жертвоприношение для него будет обязательным, и он обязан раздать всё мясо, не оставив себе ни кусочка.

(«Аль-Манхаджуль Кавым», Ибн Хаджар аль-Хайтами)

9. Какие виды животных пригодны для жертвоприношения в праздник Ид аль-Адха, и какого возраста они должны быть?

В качестве животных, приносимых в жертву в праздник Ид аль-Адха, могут выступать:

– верблюды, достигшие возраста пяти лет;

– коровы и быки, достигшие двухлетнего возраста;

– козы и козлы, достигшие двухлетнего возраста;

– овцы и бараны возрастом в один полный год.

(«Умдату Салик», Ибн Накиб аль-Мисри)

10. Можно ли приносить в жертву одно животное за несколько человек?

Верблюда или корову (быка) можно приносить в жертву в праздник Ид аль-Адха за семерых человек, в отличие от коз и баранов, которые пригодны в качестве жертвоприношения лишь за одного человека или за одну семью. Предпочтительней приносить в жертву одно отдельное животное, чем быть одним из семерых, которые приносят в жертву одного верблюда или корову.

(«Умдату Салик», Ибн Накиб аль-Мисри; «Фатхуль Иляхи аль-Малик аля Умдати Салик», Касим Мухаммад Ага ан-Нури)

11. Какие животные непригодны для жертвоприношения в праздник Ид аль-Адха?

В качестве жертвенного животного в праздник Ид аль-Адха нельзя использовать животных со следующими изъянами:

– слепых или одноглазых;

*если вышеприведенные изъяны будут незначительными, то такое животное пригодно для заклания.

– безумных (помешанных) – ходящих кругами по пастбищу, не щипая траву, вследствие чего они становятся тощими;

– чесоточных, даже незначительно;

– у которых отрезана даже небольшая часть уха;

– у которых отрезана значительная часть больших органов тела, например, ляжка и т. д;

– полностью беззубых или животных, у которых выпала большая часть зубов, вследствие чего оно не в состоянии нормально пережёвывать корм.

Если ухо животного изрезано, но его часть не оторвана, или если отсутствует или сломан рог, то такое животное пригодно для заклания. Также пригодно для заклания животное с клеймом или кастрированное.

(«Раудат ат-Талибин», имам ан-Навави; «Умдату Салик», Ибн Накиб аль-Мисри; «Аль-Манхаджуль Кавым», Ибн Хаджар аль-Хайтами)

12. Как распоряжаться мясом жертвенного животного?

Следует раздать нуждающимся (факирам и мискинам) в качестве милостыни часть сырого мяса жертвенного животного. Для исполнения этой обязанности достаточно отдать минимальную (но не слишком маленькую) часть мяса одному нуждающемуся. Недостаточно раздать варёное, сушёное либо приготовленное мясо или позвать людей на трапезу. Порядок предпочтительности распоряжением мясом жертвенного животного таков:

1. съесть несколько кусков мяса и раздать остальное, так как употребление мяса жертвенного животного для того, кто совершает жертвоприношение – сунна;

2. съесть треть мяса и раздать остальное;

3. съесть треть мяса, треть раздать в качестве милостыни и треть подарить состоятельным людям.

Не дозволена передача во владение какой-либо части жертвенного животного состоятельным людям, однако дозволено угощать их и передавать им его в виде подарка.

Если жертвоприношение стало обязательным для человека, то он обязан всё мясо, шкуру и прочие части жертвенного животного раздать в качестве милостыни.

(«Хашият ат-Тармаси», Мухаммад Махфуз ат-Тармаси)

13. Можно ли совместить жертвоприношение в праздник Ид аль-Адха с жертвоприношением по поводу рождения ребёнка (акыка), заклав одно животное?

Относительно этого вопроса существуют два противоположных мнения:

1. это запрещено – мнение имама Ибн Хаджара аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах);

2. это разрешено – мнение имама ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах).

Мнения этих двух учёных равнозначны в шафиитском мазхабе; в каких-то местностях, в частности, в Дагестане, больше склоняются к мнению Ибн Хаджара аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах), а в других – к мнению имама ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах).

(«Фатава аль-Кубра», Ибн Хаджара аль-Хайтами; «Нихаяту Мухтадж», имам ар-Рамли)

14. Что читают во время заклания животного?

Во время заклания животного желательно произнести:

«БисмиЛлях» (Именем Аллаха).

Намеренное упущение этой сунны – карахат (нежелательно).

Во время заклания также желательно произнести следующую молитву:

اللَّهُمَّ مِنْكَ وَإِلَيْكَ، تَقَبَّلْ مِنِّي

«Аллахумма минка ва иляйка такъаббаль минни» (О Аллах, [это животное] от Тебя и [приносится в жертву] Тебе, прими же от меня).

Также следует произнести до и после произнесения басмалы три такбира следующим образом:

اللَّهُ أَكْبَرُ، اللَّهُ أَكْبَرُ، اللَّهُ أَكْبَرُ، وَلِلَّهِ الْحَمْدُ

«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва лиЛляхиль хамд» (Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик, хвала Аллаху).

(«Раудат ат-Талибин», имам ан-Навави)

15. Можно ли отдать шкуру жертвенного животного в качестве платы мяснику, который закалывал его, или продать её?

Не дозволено продавать шкуру жертвенного животного, а также отдавать её мяснику в качестве платы за его работу. Шкуру можно отдать в качестве милостыни или использовать её с пользой, к примеру, сделать из неё верхнюю одежду, хуффы, обувь и т. д.

(«Раудат ат-Талибин», имам ан-Навави)

16. Можно ли выбрасывать отходы от жертвенного животного или скармливать их собакам?

Да, дозволено как выбрасывать их, так и отдавать собакам.

17. Есть ли предпочтения относительно цвета жертвенного животного?

Предпочтение к цвету жертвенного животного отдаётся в следующем порядке:

3. чёрный с белым или чёрный с красным;

(«Умдату С-салик», Ибн Накиб аль-Мисри)

18. Дозволено ли тому, на ком есть долг, совершать жертвоприношение?

Жертвоприношение предписано имеющему на то возможность, а человек, обременённый долгами, который не в состоянии их погасить, не относится к категории людей, имеющих такую возможность. Однако, если он имеет средства сверх того, что необходимо для погашения долга, то он относится к категории людей, имеющих возможность совершить жертвоприношение.

Вместе с тем, в каком бы положении ни находился человек, совершивший обряд жертвоприношения на дозволенные ему средства, соблюдая все условия жертвоприношения, оно будет засчитано, если на то будет воля Всевышнего Аллаха, даже если он для этого взял деньги в долг и обременил себя обязанностью, которую не должен был выполнять.

Источник

Оцените статью