- Цели должности
- Должностные обязанности для резюме (45 примеров)
- Как описать должностные обязанности в резюме
- Примеры обязанностей для разных профессий
- Для менеджера
- Для продавца
- Для бухгалтера
- Для кассира
- Для продавца-консультанта
- Для администратора
- Для менеджера по продажам
- Для директора
- Для воспитателя
- Для оператора
- Для водителя
- Для официанта
- Определение служебных (должностных) функций сотрудников
Цели должности
Построение описания должности, полезного для управления организацией в целом и для целей управления человеческими ресурсами, целесообразно начинать с формулирования целей должности, поскольку именно они являются логической основой для разработки (см. рис. 2.4).
Цели должности, в свою очередь, вытекают из целей подразделения, в котором эта должность создаётся. Основные требования к формулированию целей приведены ниже.
- Измеримость: формулировки целей должны позволять сотруднику и его руководителю однозначно оценивать их реализацию
- Мотивирующий характер: цели должны быть стимулировать сотрудника трудиться в напряжённом ритме
- Достижимость: цель должна находиться в пределах возможностей сотрудника
Таблица 2.1. Примеры целей должности
Наименование должности | Цели должности |
Менеджер по продаже | Обеспечивать необходимый объём продаж в своём регионе. Поддерживать отношения с постоянными клиентами Повышать объём продаж постоянным клиентам |
Водитель | Обеспечивать доставку товара клиентам в заданные сроки Обеспечивать сохранность товара Обеспечивать безаварийную работу |
Главный бухгалтер | Представлять бухгалтерскую и налоговую отчётность государственным органам в определённые законодательством сроки Перечислять налоговые платежи в определённые законодательством сроки Обеспечивать отсутствие претензий проверяющих инстанций в части перечисления налогов и ведения налогового учёта |
Директор по персоналу | См. фрагмент во Введении |
Начальник юридического отдела | Обеспечить соблюдение законодательства в деятельности организации Обеспечить отсутствие юридических претензий к организации со стороны владельцев, клиентов, партнёров, государства, сотрудников |
Формулирование целей должности необходимо производить таким образом, чтобы обеспечить проверяемость их достижения. Конкретные количественные значения целей и сроки их достижения, конечно, не могут быть сформулированы в описании должности, поскольку они зависят от текущего направления развития бизнеса. Эти значения должны устанавливаться в планах работы подразделений и в личных планах сотрудника, которые могут формироваться в рамках системы управления по целям (УПЦ).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Должностные обязанности для резюме (45 примеров)
- 1. Как описать должностные обязанности в резюме
- 2. Примеры обязанностей для разных профессий
- 2.1. Для менеджера
- 2.2. Для продавца
- 2.3. Для бухгалтера
- 2.4. Для кассира
- 2.5. Для продавца-консультанта
- 2.6. Для администратора
- 2.7. Для менеджера по продажам
- 2.8. Для директора
- 2.9. Для воспитателя
- 2.10. Для оператора
- 2.11. Для водителя
- 2.12. Для официанта
Как описать должностные обязанности в резюме
При описании своей трудовой биографии важно упоминать о том, какие обязанности у вас были в период работы. Должностные обязанности — это повседневные задачи, которые человек решал на рабочем месте. Стоит отличать обязанности от достижений. Достижения в резюме — это конкретные факты выполнения рабочих обязанностей. К примеру, обязанность: «консультирование клиентов об услугах компании». Достижение — «за 2019 год я проконсультировал 200 клиентов». Обязанность — это конкретная задача работника, а не общая. Общая задача — это функция. К примеру, функция бухгалтера — работа с документацией. А обязанностей у него больше: расчёт зарплаты работников, учёт материально-технической базы предприятия и т. д.
Примеры обязанностей для разных профессий
Чтобы вы лучше понимали о чём идёт речь, мы сделали конкретные примеры должностных обязанностей для разных профессий. Если вы работали по одному из перечисленных ниже направлений и выполняли аналогичную работу, то этот список вам поможет составить хорошее резюме.
Для менеджера
Менеджер — это человек, который управляет определённым кругом сотрудников и контролирует происходящие в рамках его полномочий процессы. По сути, менеджер является начальником из младшего, среднего или высшего звена. Функция менеджера одинаковая в любой компании, но должностные обязанности могут везде отличаться — всё зависит от таких факторов, как профиль компании (фирмы), количество сотрудников, ранг менеджера и т. д.
- Планирование рабочих процессов на текущую неделю.
- Контроль сотрудников по факту выполненных работ.
- Мотивация сотрудников (назначение премий, отпусков).
- Создание ежемесячных отчётов для совета директоров.
Для продавца
Продавец — человек, который занимается отпуском товара или услуги в магазине. Также есть понятие об «активном продавце» — речь идёт о человеке, который ещё и занимается поиском клиента (в телефонном режиме посредством звонков или иным образом), а не только отпускает товар.
- Отпуск товара покупателям.
- Консультирование клиентов (о товаре, услуге).
- Создание отчётных документов (чеков).
- Ведение учёта доходов и расходов.
- Предоставление отчётности руководителю.
Для бухгалтера
Бухгалтер — это человек, который работает с документами компании, занимается счетоводством, аудитом. Также бухгалтер составляет отчёты, которые предоставляются государственным органам (налоговые, производственные и другие).
- Ведение бухгалтерского учёта.
- Расчёт заработной платы и иных выплат.
- Создание налоговых отчётов.
- Расчёт налоговых выплат.
Для кассира
Кассир — человек, который занимается приёмом, передачей, хранением и учётом денежных средств в магазине или организации. Также кассир занимается инкассацией (передачей денежных средств уполномоченному лицу).
- Учёт и контроль наличных и безналичных денег.
- Работа с денежными операциями (передача и приём выплат).
- Создание отчётов.
Для продавца-консультанта
Продавец-консультант — работник, занимающийся отпуском товаров или услуг и консультацией клиентов по поводу их качества, устройства, способа использования. Он занимается выкладкой товаров в торговом зале, встречает клиентов и помогает им подобрать нужный товар исходя из их потребностей.
- Приём и сортировка товара.
- Консультирование клиентов.
- Поддержание чистоты на рабочем месте и в магазине.
- Ведение отчётности.
Для администратора
Администратор управляет учреждением или организацией и несёт ответственность за его работу и работу сотрудников. Он отчитывается перед вышестоящим руководством о результатах своей работы и результатах работы подчинённых ему сотрудников. У администратора может быть вверенная ему документация, которую он обязан вести и хранить, а также создавать на её основе специальные отчёты.
- Контроль за работой сотрудников.
- Консультация клиентов.
- Выполнение служебных поручений руководителя.
Для менеджера по продажам
Менеджер по продажам занимается продвижением товаров или услуг среди клиентов, консультирует вероятных покупателей и заключает с ними сделки. Его задача — рассказать клиенту о всех особенностях товара, его достоинствах и недостатках, и таким образом — убедить клиента купить товар или услугу. Менеджер по продажам сотрудничает с оптовыми и розничными клиентами. Есть менеджеры по продажам, которые работают из офиса, но в основном специфика профессии такова, что менеджер находится в постоянных разъездах и на деловых встречах.
Обязанности менеджера по продажам:
- Консультирование клиентов.
- Поиск вероятных клиентов.
- Ведение отчётности перед руководством.
- Заключение сделок.
Для директора
Директор занимается руководством материально-технической, финансово-хозяйственной базой организации. Он несёт ответственность за работу каждого сотрудника. Директор занимается изучением отчётов и подводит ежеквартальные итоги исходя из которых принимает управленческие решения. Также директор занимается повышением сотрудников в должности, награждением, выдачей премий и отпусков. У директора есть полномочия на выбор дальнейшей стратегии развития организации или предприятия.
- Управление персоналом.
- Управление материально-технической базой организации.
- Принятие решений, связанных с деятельностью организации.
- Ведение отчётности.
Для воспитателя
Воспитатель — педагог, который занимается обучением и воспитанием детей младшего возраста (до 7 лет), в том числе их всесторонним развитием. Воспитатель обучает детей важнейшим бытовым навыкам, развивает их устную и письменную речь, учит детей рисовать. Воспитатель развивает у детей разные виды мышления: логическое, абстрактное, творческое и т. д. Он занимается подготовкой мероприятий для детей и даёт им возможность активно принимать в них участие.
- Формирование мировоззрения у ребёнка.
- Обучение навыкам устной и письменной речи.
- Организация досуга детей в учреждении.
- Обучение детей бытовым навыкам.
Для оператора
Оператор — человек, который управляет специальным техническим оборудованием, обслуживает и настраивает его, помогает другим сотрудникам управлять техникой.
- Управление техникой (машиной, аппаратурой).
- Обслуживание и ремонт техники в организации.
- Создание отчётов.
Для водителя
Водитель — тот, кто управляет транспортным средством, следит за его техническим состоянием и исправностью, занимается обслуживанием и мелким ремонтом автомобиля.
- Управление транспортным средством.
- Самостоятельное устранение мелких поломок.
- Регулярное обслуживание и заправка транспортного средства.
Для официанта
Официант — человек, который встречает гостей в заведении общественного питания и обслуживает их: принимает и выдаёт заказы, консультирует по поводу меню и блюд, выносит клиентам счёт и принимает деньги.
- Приветствие посетителей.
- Обслуживание гостей, принятие и выдача заказов.
- Поддержание зала в чистоте и порядке.
- Наличный и/или безналичный расчёт клиентов.
В заключение хочется отметить, что нужно правильно указывать свои должностные обязанности в резюме с предыдущих мест работы. При этом необходимо упоминать только те обязанности, которые помогут рекрутеру определить, подходите ли вы под описание открытой вакансии или нет. Мы надеемся, что подготовленные нами примеры помогут вам в этом.
Источник
Определение служебных (должностных) функций сотрудников
Статья посвящена теме создания эффективной организации с четкой функциональной структурой. Автор утверждает, что этому способствуют слаженные действия, которые в значительной мере достигаются благодаря формализации поведения членов команды, если определены и документально закреплены служебные (должностные, рабочие) функции. Служебная функция, или должностная функция, должна быть частью общеорганизационной цели.
Именно указанные служебные функции в качестве главного инструмента конкретизируют стратегию компании на всех уровнях. Решение этой задачи позволяет заложить огромный управленческий ресурс.
Создание эффективной организации с четко функционирующей структурой требует особого внимания к проектированию, или дизайну, индивидуальных должностных позиций. Известный американский исследователь в области менеджмента, исследователь организации, Генри Минцберг [1] отмечает, что одним из важных параметров дизайна должностных позиций является формализация поведения работников. Притом чем выше потребность в координации действий работников, тем выше должен быть уровень формализации поведения.
Например, для быстрого тушения пожара действия членов пожарной команды должны быть четко скоординированы и каждый должен знать: кто управляет машиной, кто подсоединяет рукав брандспойта к гидранту, кто поднимается по пожарной лестнице. Такая слаженность действий достигается в значительной степени благодаря формализации поведения членов этой команды.
Одним из основных средств формализации рабочего поведения сотрудников на всех уровнях организации является определение и документальное закрепление служебных (должностных, рабочих) функций.
Документы, в которых фиксируются служебные функции, могут называться по-разному: функциональные обязанности, должностные обязанности, функциональные задачи и т. п. Служебные функции руководителя часто фиксируются в положении о подразделении, которым он руководит. Они могут быть включены в должностную инструкцию, в которой, кроме функций, обычно фиксируются полномочия (права), ответственность, особенности взаимодействия с другими подразделениями, сотрудниками предприятия и его контрагентами, а также отдельные процедуры (процессы) деятельности. Кроме того, правильно сформулированные служебные функции могут быть включены в тексты трудовых контрактов с работниками.
По признанию многих специалистов, определение служебных функций является главным инструментом конкретизации стратегии компании на всех ее уровнях. Решение этой задачи содержит огромный управленческий ресурс, который, впрочем, на практике зачастую недооценивается. Типичным проявлением такой недооценки является следующая ситуация: должностные функции разработаны, педантично прописаны, подшиты в соответствующие папки и… забыты. Более того, по наблюдениям практиков [2], примерно треть руководителей обеспокоена бесполезностью значительных усилий, затраченных на написание этих текстов. Они даже не догадываются о возможностях повышения управляемости организации, которые содержит в себе разработка и внедрение должностных функций.
Вместе с тем без достаточно четко определенных функций невозможно создание действенных систем мотивации труда, контроля, оценки персонала. «Функции подразделений и работников — одна из самых емких и благодарных точек развития организации. Здесь более или менее грамотный руководитель видит огромные возможности для повышения управляемости организации, для ее интеграции. Но, кроме того, от этой точки идут очень чувствительные связи к изменению мотивации, организационной культуре, к нововведениям» [2]. Немецкие исследователи организации Гельмут Лаукс и Феликс Лирманн [3] также подчеркивают, что определение адекватных с точки зрения организации функций каждого отдельного сотрудника является одной из ее центральных проблем. Несогласованность функций, особенно управленческой вертикали, может стать причиной функционального кризиса организации [4].
В определении понятия служебной функции удобнее всего отталкиваться от понятия цели. Цель — это планируемый результат деятельности. Целью организации является то, чего она планирует достигнуть
в процессе своей деятельности за некоторый период. Так вот служебная функция, или должностная функция, есть та часть общеорганизационной цели, которая возлагается на конкретное подразделение или сотрудника. «…функция есть вклад подразделения и сотрудника в достижение целей фирмы», — пишет Аркадий Пригожин [2]. Эдуард Смирнов дает более расширенное определение данному понятию: «…функция — это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления» [4].
Сейчас можно выделить как минимум три подхода к разработке служебных функций: описательный, продуктный и ролевой.
Описательный подход
В настоящее время в определении служебных функций чаще всего используется описательный подход. Он ориентирован на процессы, выступающие составляющими деятельности. Ключевые слова и обороты, которые используются в описании: «контролирует», «координирует», «информирует», «поддерживает», «оценивает», «ведет учет», «несет ответственность», «участвует», «содействует», «вносит предложения» и т. п., отражают эти процессы. Иными словами, описательный подход в определении служебных функций дает перечень действий, а не результат, к которому эти действия должны привести. Притом действия или задания, связанные с определенной должностью, формулируются, как правило, в достаточно общей форме. Более того, Г. Лаукс и Ф. Лирманн считают, что «более точное (детализированное) описание должностных обязанностей является невозможным/ ненужным, особенно тогда, когда эти обязанности плохо структурированы либо сильно варьируются во времени» [4]. Часто служебные функции здесь обозначаются как определенный участок работы.
За счет обобщенного описания должностных обязанностей определяется круг задач, уточнение которых может происходить со временем путем издания дополнительных указаний и инструкций. Такое определение служебных функций, безусловно, должно сочетаться с достаточно детальным и четким планированием. Вместе с тем работнику может предоставляться право самостоятельно конкретизировать стоящие перед ним задачи.
Пример
Описательная формулировка функций главного инженера компании:
Такой подход имеет два существенных недостатка [2]:
А. Пригожин отмечает также, что авторами такого рода документов чаще всего добровольно или принудительно оказываются сами исполнители функций. Они заинтересованы в обтекающих, но ни к чему не обязывающих формулировках.
Продуктный подход
Недостатки описательного подхода, по мнению А. Пригожина, позволяет преодолеть продуктный подход, когда функции отдельного работника или целого подразделения определяются через требуемый продукт деятельности или конкретный вклад работника в решение задач организации. Продуктный подход предполагает ориентацию на «внутреннего клиента», которому каждое подразделение и его сотрудники должны предоставить некоторую услугу или условный товар. В качестве «внутреннего клиента» может выступать вышестоящий руководитель или подразделение организации. При этом внутренний клиент может принять предлагаемый «товар» или потребовать его модификации. Но может и отказаться от него. Те подразделения и работники, чьи продукты деятельности не находят своего «внутреннего клиента», являются ненужными для данной организации.
Продуктный подход в определении должностных функций, по сути, лежит в основе системы управления, которая получила название «управление по целям» (или «управление, нацеленное на результаты»). Появление этого термина чаще всего связывают
с именем известного «гуру» менеджмента, американского ученого Питера Друкера [5]. В системе «управление по целям» индивидуальные служебные функции предстают как цели конкретных работников, которые вносят свой вклад в достижение целей подразделения и организации в целом.
Процесс определения служебных функций проще осуществлять сверху вниз. Первый руководитель и стратегическая вершина (управленческая команда) конкретизируют цель организации и в продуктном виде формулируют функции основных подразделений организации. Руководители этих подразделений в свою очередь определяют функции своих подчиненных и т. д. Возможно определение функций и в обратном направлении, когда работники сами формулируют функции
в продуктном выражении, а затем предлагают и согласовывают их с внутренним клиентом. Но такой процесс более громоздкий, поскольку часто приводит к дублированию функций и их повторному пересмотру.
В рамках продуктного подхода возможно так называемое векторное выражение функций, когда в них определяется и фиксируется необходимость увеличивать или уменьшать что-то в сравнении с чем-то. Например: «Сокращение времени простоев оборудования», «Увеличение межремонтных сроков эксплуатации техники» . Таким образом обеспечивается конкретность и измеряемость результатов действий по выполнению функции. Кроме этого, А. Пригожин советует, где можно пытаться формулировать функции через конкурентные преимущества.
Сравним описательный и продуктный подходы на примере функций специалиста по сбыту (таблица 1). Продуктный подход обеспечивает предельную конкретность результатов (цели), которых должен добиться работник на данной должности. Вместе с тем такая конкретность потребует своевременной корректировки целей по мере их достижения, чего не требуется при использовании описательного подхода.
Таблица 1. Функции специалиста по сбыту
Описательный подход
Продуктный подход
Если в определении функций в качестве консультанта выступает менеджер по персоналу, то он может воспользоваться вспомогательным вопросником, который предложил А. Пригожин (таблица 2). Заполнять его он может со слов руководителей подразделений. Обработанные ответы целесообразно обсудить в процессе групповой работы по определению служебных функций данного подразделения в присутствии руководителей подразделений-«клиентов».
Таблица 2. Вопросник для определения служебных функций
Вопросы
Ответы
«Главное, что дает такой метод определения должностных функций, — пишет А. Пригожин, — последовательность в постановке и передаче общеорганизационных целей на все уровни организационной иерархии, а также по горизонтали, т. е. между взаимсвязанными подразделениями и работниками. Вместе с тем таким образом достигается максимальное сближение, состыковка целей и действий работников и подразделений с целями организации и ее руководителей. Кроме того, такие функции становятся контролируемыми, а их исполнение проверяемым» [2].
Формулирование функций в продуктном виде позволяет преодолеть такие опасные патологии организаций, как неуправляемость, бессубъектность, рассеивание целей. Важное свойство этой методики, как отмечает А. Пригожин, также состоит в том, что она вскрывает неблагополучие и неупорядоченность организационных целей. Иногда руководители только в процессе работы над функциями задумываются о своих управленческих приоритетах.
Но в процессе внедрения продуктного подхода могут возникнуть трудности. Они связаны прежде всего с тем, что такая методика будет для некоторых сотрудников гораздо менее комфортной, чем традиционная, описательная. Большинство людей чувствует себя увереннее, более защищено, когда их функции сформулированы как перечень действий без жесткой привязки к результату. Следствием этого может быть определенное сопротивление использованию этого подхода, попытки перехода к прежним формулировкам. С целью преодоления этих трудностей можно воспользоваться помощью внешнего специалиста-консультанта.
Ролевой подход
Собственно, ролевой подход применим не столько к определению должностных функций, сколько в целом к дизайну индивидуальных позиций работников в структуре организации. Тем не менее, определение рабочих функций в рамках этого подхода существенно отличается от двух предыдущих. Ролевой подход детально представлен в работе современного классика управления персоналом Майкла Армстронга [6].
Деятельность некоторых организаций характеризуется выдвижением на первый план командной работы. Важность работы в командах и необходимость обладать множеством навыков иногда вступает в противоречие с жестким моделированием должности. В этих условиях, по мнению М. Армстронга, понятие роль лучше отражает новые реалии, чем понятие должность. Он считает, что роль может быть определена широко, и ее определение не должно быть директивным. Внимание здесь акцентируется на поведении работника, «исполнении роли», в процессе достижения цели деятельности. «Понятие роли намного шире, потому что оно ориентировано на людей и на их поведение — оно связано с тем, что люди делают и как они это делают, а не с пристальным вниманием к содержанию работы» [6]. В зависимости от ситуации, некоторым работникам может быть предоставлена определенная свобода действий в применении их навыков.
Внедрение такого подхода начинается с ролевого анализа, предполагающего сбор информации о роли, которую играет работник. В процессе этой работы могут использоваться психологические модели описания ролей и соответствующие психодиагностические методики. По результатам такой работы, а также с учетом анализа навыков и компетенций составляется краткий ролевой профиль, или определение роли, которую должен играть работник, чтобы удовлетворять требования своей работы. В ролевом профиле, как правило, раскрываются общая цель роли, сфера ключевых результатов, дается перечень основных компетенций. Иногда бывает трудно подробно отразить роль в письменной форме, поэтому ее дополнительно поясняет работнику руководитель подразделения в личном общении.
Портновский принцип в определении функций
Если исходить из идеализированного взгляда на организацию, то понятно, что описываются функции должности, а не конкретного человека, занимающего эту должность. Собственно задача кадровых подразделений (опять же в идеале) состоит в том, чтобы подобрать человека, максимально подходящего под заданные должностные функции. Но все-таки нужно признать, что индивидуальные особенности у работников разные. При формальном соответствии должностным требованиям, каждый человек имеет сильные и слабые стороны. С точки зрения организации было бы расточительным не использовать сильные стороны работника, даже если они выходят за рамки служебных функций, и не учитывать слабые стороны. Поэтому А. Пригожин в определении служебных функций предлагает руководствоваться так называемым портновским принципом [2]. Он состоит в том, чтобы не только человека подбирать под определенную функцию, но и функцию выстраивать под человека. «Если мы научимся использовать каждого работника с самой сильной стороны, то он будет работать в соответствии со своими склонностями, будет больше удовлетворен работой и максимально эффективно будет ее исполнять. Фирма и работник обоюдно выигрывают» [2].
Противники такого принципа считают его слишком трудоемким. Например, если сотрудник увольняется, то функции нужно перестраивать. А они, как правило, у сотрудников организации взаимосвязаны между собой — изменение одной функции требует изменения других. По этому поводу А. Пригожин подчеркивает, что построение организации является трудоемким и постоянным процессом. Руководителям нужно выбирать: им нужны стабильность и определенность или эффективность. К тому же, во-первых, такой принцип годится не для всех должностей, а лишь для творческих, во-вторых, именно при таком подходе текучесть кадров минимальна.
В целом же на содержание служебных функций должны влиять не только индивидуальные особенности исполнителей, их личностный потенциал, но и условия исполнения (место расположения, планировка, техническое оснащение и т. п.), специфика структурного подразделения организации (состав сотрудников, их опыт и стаж работы, репутация у клиентов). Поэтому, например, руководители территориальных филиалов одного и того же предприятия могут иметь отличающиеся друг от друга функции.
Параметры функций
Разработка согласованной системы должностных функций требует учета их параметров. Эдуард Смирнов [4] выделяет четыре параметра функций: трудоемкость, сложность, совместимость и стоимость.
Трудоемкость характеризует фактические затраты рабочего времени, требуемого на выполнение данной функции, и определяется в часах.
Сложность связана с характером выполняемых операций. Выделяют четыре уровня сложности:
По совместимости функции бывают одинаковые, однотипные и разнотипные. К одинаковым Э. Смирнов [4] относит функции, выполняемые разными людьми по одинаковым правилам (например, функции продавцов торгового зала). К однотипным относятся функции, выполняемые по разным правилам, но относящиеся к одной сфере деятельности. Например, в бухгалтерии предприятия могут быть работники, специализирующиеся на заработной плате, налогах и т. д. Разнотипными являются функции, выполняемые по разным правилам и относящиеся к разным сферам деятельности.
Стоимость определяется на основании калькуляции всех видов операций, составляющих конкретную функцию.
Перечень параметров функций, приведенный Э. Смирновым, целесообразно дополнить еще одним — уровнем специализации. Он может быть высоким, когда работник специализируется на одной операции, средним, предполагающим выполнение нескольких операций, и низким, когда работник выполняет множество операций. В целом понятие специализации является многоплановым и заслуживает отдельного рассмотрения.
Виды функций
На сегодняшний день существуют различные подходы к классификации видов функций. Г. Лаукс и Ф. Лирманн [3] различают:
Иного взгляда на виды функций придерживается Э. Смирнов [4]. Функции, выполняемые работниками организации, он делит на три большие группы:
Такая классификация представляется более полной и системной. В целом же предполагается, что один и тот же работник может выполнять как функции одного вида, так и сочетание функций различных видов. Достижение оптимального сочетания функций различных видов с учетом их трудоемкости, сложности и совместимости является важной задачей при определении должностных функций.
Источник