Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2021 году
Бронирование граждан позволяет обеспечить бесперебойную работу предприятий в период мобилизации. Расскажем, что представляет собой эта процедура и какую отчетность предполагает.
Для чего необходимо бронирование граждан в запасе
Мобилизация — перевод экономики, органов власти, Вооруженных Сил и организаций на работу в режиме военного времени (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Процедура требует привлечения военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):
- прошедших военную службу;
- закончивших обучение в военных образовательных учреждениях;
- освобожденных от службы, но годных к ней в военное время и т. д.
Бронирование — временное освобождение сотрудников от призыва на мобилизацию и мобилизационную подготовку для обеспечения работы предприятия.
Как уволить сотрудника в связи с призывом в армию — узнаете здесь.
Кто бронирует граждан в запасе
Если воинский учет ведут все работодатели, то бронируют работников организации:
- выполняющие госзаказы;
- участвующие в выполнении мобилизационных заданий по кооперации;
- обеспечивающие безопасность РФ и жизнедеятельность населения и др.
Чтобы узнать, обязана ли фирма бронировать сотрудников, необходимо обратиться в территориальную комиссию по бронированию при администрации муниципального образования. Например, в Москве сведения о комиссиях доступны на сайте https://www.mos.ru (вкладка «Территориальные органы власти»).
Такая комиссия предоставит информацию о:
- порядке бронирования граждан запаса;
- документах, необходимых для бронирования;
- перечне должностей и профессий, по которым бронируют работников.
Процедуру бронирования проводит назначенный приказом сотрудник. Специальных требований к ответственному нет: это может быть кадровик, табельщик или ведущий воинский учет работник. Но приказ о назначении ответственного согласовывается с военным комиссаром муниципалитета (п. 22, п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Пошаговая процедура бронирования граждан запаса в 2021 году
Порядок бронирования работников сводится к нескольким этапам.
Шаг 1. Запрос сведений в комиссии по бронированию, которая предоставит информацию по процедуре и список подлежащих бронированию должностей.
Шаг 2. Издание приказа о назначении ответственного за бронирование сотрудника и согласование документа с военкоматом.
Шаг 3. Разработка Плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан запаса (п. 39 Рекомендаций от 11.07.2017).
Допускается дополнение существующего Плана по ведению воинского учета мероприятиями по бронированию с учетом рекомендаций, полученных в территориальной комиссии, т. е. отдельный План по бронированию утверждать необязательно.
План и его изменения согласовываются с военкоматом (п. 37 Рекомендаций от 11.07.2017).
Шаг 4. Составление списка забронированных работников.
Перечень оформляется в свободной форме с указанием ФИО, должности или профессии и заверяется подписью руководителя и печатью. Дополнительно список может утверждать военкомат либо территориальная комиссия по бронированию, поэтому рекомендуется обратиться к ним с готовым перечнем и заодно проверить его.
Шаг 5. Оформление отсрочки от призыва.
Подготовка списка бронированных сотрудников еще не означает предоставление им отсрочки от призыва — работодателю необходимо оформить удостоверения об отсрочке и сделать отметки в личных карточках.
Такие удостоверения признаются БСО и выдаются военкоматом после подачи пакета документов, среди которых:
- список работников для бронирования;
- военные билеты;
- личные карточки и др.
Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя, а при объявлении мобилизации или военного времени передаются забронированным сотрудникам согласно утвержденному плану и ведомости на выдачу удостоверений.
Ведение специального воинского учета
Основные моменты спецучета:
- если отсрочка аннулирована (например, по истечении срока, на который она предоставлена, или в связи с признанием работника не годным к службе по состоянию здоровья), работодатель обязан сообщить об этом в 5-дневный срок в военкомат (п. 14 Приложения № 17 к Рекомендациям от 11.07.2017);
- при аннулировании отсрочки отметки в личных карточках аннулируются, а удостоверения сдаются в военкомат для уничтожения;
- сдача отчетности (п. 35 Рекомендаций от 11.07.2017).
Об ответственности за отказ от ведения воинского учета вы узнаете из статьи.
Основные отчеты по воинскому учету:
Бланк | Какие данные включает | Чем введен |
Форма 6 | Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе с детализацией сотрудников по категориям:
| Письмо Минкультуры от 03.11.2003 № 125-01-16/24 |
Форма 18 | Карточка учета организации со сведениями о:
| Письмо Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА |
Подробнее об отчетных формах читайте этот материал.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите готовое решение о том, как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (это бесплатно).
Источник
Понятие воинского учета и бронирования в организации
Понятие воинского учета
Под воинским учетом в РФ понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
- потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
- потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
Основными задачами воинского учета являются:
- обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
- документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
- анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно — обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Функционирование системы воинского учета в РФ обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно — правовой формы.
Воинский учет граждан по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований, а также иными органами, осуществляющими воинский учет граждан по месту жительства.
Воинский учет ведется во всех организациях и должен охватывать все категории граждан, работающих (обучающихся) в организациях.
За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.
Понятие бронирования
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время организаций трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа граждан, пребывающих в запасе, заблаговременное и рациональное распределение их между ВС РФ, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, органами и организациями.
Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является сохранение на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, и организациями работающих в них руководителей, специалистов, квалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ.
Граждане, пребывающие в запасе и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет вследствие не оформления им отсрочек, подлежат призыву по мобилизации.
Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации, и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы в мирное время.
Руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в РФ осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ, ФОИВ, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
На территории муниципального образования «Город Калуга» организацию и методическое руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в органах местного самоуправления и подведомственных организациях осуществляет и обеспечивает Комиссия Городской Управы города Калуги по бронированию граждан, пребывающих в запасе.
При проведении работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, работники руководствуются Перечнем, утвержденным Межведомственной комиссией, постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии, регламентирующими условия и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, а также постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии о предоставлении персональных отсрочек и об изменениях и дополнениях в Перечень.
Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Основные требования по организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
Все организации обязаны состоять на учете в органах местного самоуправления.
Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, на основании Положения о воинском учете, в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:
- 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
- 1 освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
- 2 освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
- 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.
Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в т.ч. бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях.
Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.
Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
При перемещении и увольнении работников, осуществляющих воинский учет, ответственных за учет и хранение бланков спецучета, в обязательном порядке сверяется наличие бланков, числящихся за организацией, с данными учета в военном комиссариате. По результатам сверки представитель военного комиссариата делает запись в книге по учету бланков спецучета, а работники под этой записью ставят свои подписи и дату приема (сдачи) бланков.
При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма № Т-2).
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:
- для граждан, пребывающих в запасе — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
- для граждан подлежащих призыву на военную службу — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Для ознакомления граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации, с положениями нормативных актов по воинскому учету в каждой организации необходимо иметь стенд с информацией по воинскому учету (перечень руководящих документов, обязанности граждан по воинскому учету, таблица предельных возрастов пребывания в запасе граждан, выписки из нормативных документов и т.д.). В связи с тем, что воинский учет в организациях ведут, в основном, работники кадровых органов, стенд можно разместить возле помещения отдела кадров. Изготовить стенд можно в организации или заказать в рекламном агентстве.
Документы по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ в организациях
ВОИНСКИЙ УЧЕТ
Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями.
В каждой организации (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) должны разрабатываться (вестись):
- Приказ «Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе».
- План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
- Картотека личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
- Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
- Расписки в приеме документов воинского учета и корешки от них.
- Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации.
- Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций.
- Справочная информация по обязанностям граждан по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
БРОНИРОВАНИЕ ГПЗ
Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то дополнительно к этим документам разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе ВС РФ, ФОИВ, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время.
- Список граждан, пребывающих в запасе, на которых испрашиваются персональные отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в ВС РФ (Форма № 2, приложение № 1).
- Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (Форма 6, приложение № 6).
- Список граждан, пребывающих в запасе, на которых необходимо оформить отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в соответствии с Перечнем должностей и профессий (Форма № 8, приложение № 8).
- Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) забронированным гражданам, пребывающим в запасе (Форма № 9, приложение № 9).
- Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) уполномоченным цехов и отделов для вручения забронированным гражданам, пребывающим в запасе (Форма № 10).
- Книга учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек (Форма № 11, приложение № 10).
- Книга по учету бланков специального воинского учета (Форма № 13, приложение № 11).
- Карточка учета организации (Форма 18, приложение № 13).
- Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа ГПЗ, на период мобилизации и на военное время (Форма 19, приложение № 18).
- Приказ о порядке выдачи удостоверений форма № 4 на период мобилизации и на военное время забронированным гражданам.
- План мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе.
- План замены специалистов, убывающих на военную службу по мобилизации и на военное время
Руководители организаций обязаны выделить для работников военно-учетных подразделений специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов воинского учета и бронирования ГПЗ.
Контроль состояния работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе
Контроль состояния работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, осуществляется не реже одного раза в три года по решению руководителя контролирующего органа:
- федеральными органами государственной государственной власти — в организациях, находящихся в сфере ведения или деятельность которых связана с их деятельностью;
- территориальными и районными комиссиями по бронированию ГПЗ — в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов государственной власти или деятельность которых связана с их деятельностью;
- военными комиссариатами с привлечением (по согласованию) территориальных и районных комиссий — во всех организациях.
Контроль осуществляется согласно планам проверок в соответствии с федеральным законодательствам.
Результаты контроля отражаются в журналах проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (форма № 19) и доводятся до руководителей организаций.
Перечень основных вопросов, рассматриваемых при контроле состояния работы по бронированию граждан, пребывающихв запасе, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях приведен в приложении № 17.
Отчетность о состоянии работы по бронированию
Организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности ежегодно представляют доклад о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе (далее — доклад).
- в федеральные органы государственной власти или в организации по подчиненности;
- в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- в военные комиссариаты по месту нахождения (юридический адрес) организации.
Основными ежегодными отчетными документами к докладу о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, являются:
- отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6 (приложение № 6);
- сведения об обеспеченности на период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами по форме 19 (приложение № 18);
- карточка учета организации (форма № 18) (приложение № 13).
Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, и о проделанной работе по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, в тех органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, за которые они представляются.
Организации, где ведется только воинский учет, представляют в качестве отчета карточку учета организаций (приложение № 13 ,форма18).
Мобилизационные органы и мобилизационные работники в организациях, выполняющие работу по бронированию:
- ведут бронирование граждан, пребывающих в запасе;
- направляют в вышестоящие органы по подчиненности ходатайства о предоставлении персональных отсрочек (приложение № 1, формы 2);
- выдают удостоверения;
- в военные комиссариаты документы для предоставления отсрочки от призыва на военную службу на период мобилизации и на военное время;
- в городскую комиссию карточку учета организации (приложение № 13, форма 18) для регистрации и постановки на учет;
- в вышестоящие органы по подчиненности предложения о внесении изменений в Перечень должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ;
совместно с кадровым органом организации:
- проводят анализ обеспеченности трудовыми ресурсами;
- представляют в городскую комиссию по бронированию ГПЗ необходимую информациию и отчетность о численности работающих и забронированных граждан, а также о состоянии работы по бронированию ГПЗ.
Чтобы исключить авральную работу, отчеты по воинскому учету и бронированию представлять до 1 декабря отчетного года.
Бланки отчетных документов доклада о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, Вы можете найти в подразделе «Формы отчетных документов».
Источник