- 12-4. Юродство проповеди
- Что значит юродством проповеди спасти верующих
- Толкование на 1 Коринфянам 1:21
- Толкование на 1 Коринфянам 1:21 / 1Кор 1:21
- Афанасий Великий (
- Климент Александрийский (
- Феофан Затворник (1815−1894)
- Ефрем Сирин (
- Феофилакт Болгарский (
- Феодорит Кирский (386/93−
- Амвросиаст (IV в.)
- Лопухин А.П. (1852−1904)
12-4. Юродство проповеди
«Ибо слово о кресте для погибающих
ЮРОДСТВО есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.
Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в
премудрости Божией, то благоугодно было Богу
ЮРОДСТВОМ ПРОПОВЕДИ спасти верующих». 1Кор.1:18,21.
ЮРОДСТВО — намеренное стремление казаться глупым, БЕЗУМНЫМ, ради возможности высказывать нежелательную людям правду. Сейчас юродство воспринимается как религиозный подвиг и неотъемлемая часть народной культуры. Сохраняется как национальная самобытность. Юродивые всегда почитались на Руси.
Сейчас «на Руси» иной менталитет: «. Он читает БЕЗУМНЫЕ проповеди. Несчастный СУМАСШЕДШИЙ», — эти слова о «проповеднике Леше» напомнили мне эпизод из жизни апостола Павла, когда он «находился в узах». Римский наместник в Иудее «Фест громким голосом сказал: БЕЗУМСТВУЕШЬ ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия. — Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла». Деян. 26:24-15.
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это БЕЗУМИЕМ; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов». 1Кор.2:14-16.
«Кто же скажет брату своему: «БЕЗУМНЫЙ «, подлежит геенне огненной». Мф.5:22.
Около трех последних месяцев я была погружена в тему человеческого мозга и сознания — от духовного уровня до психических болезней. Даже недавно купленная книга Бориса Акунина «Времена года» оказалась «в тему».
Попутно анализировала по интернету евангельские проповеди Алексея Костолевского. В свой «арсенал» я приобрела несколько его первых проповедей, записанных им в домашних условиях. Выбрала семь сущностных, по моим понятиям, видео, которые смело рекомендую своим читателям (необходимо копировать название в «поисковик», так как посторонние адреса Прозару не передает):
= ИИСУС ХРИСТОС И ЕВАНГЕЛИЕ ЦАРСТВА БОЖЬЕГО.
= КАК Я НАШЕЛ НАСТОЯЩЕГО, ЖИВОГО БОГА ИИСУСА ХРИСТА .
= ИСТИННАЯ ПРЕМУДРОСТЬ — СТРАХ ГОСПОДЕНЬ.
= ЖЕСТКОЕ ОБЛИЧЕНИЕ «ТЕПЛЫМ ХРИСТИАНАМ».
= О ЛЖЕУЧИТЕЛЯХ: ЛУКАВЫЕ ЗМИИ В «ЦЕРКВАХ» И СЛУЖЕНИЯХ.
= РАЗРУШЕНИЕ ДЕЛ ДЬЯВОЛА.
= САМОЕ ВАЖНОЕ В ТВОЕЙ ЖИЗНИ.
Думаю, что этого достаточно для «начального образования в вере». Дальше каждому, ищущему познания Бога, предстоит духовное личностное возрастание в «меру полного возраста Христова». Еф. 4:13. Дети Божьи призваны идти путем Праведности под водительством Духа Святого.
Мне трудно представить себя уличным проповедником. Поэтому с сомнением начала смотреть это видео: «ДИАВОЛ ОЧЕНЬ НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ВЫ ЭТО УВИДЕЛИ — УЛИЧНЫЙ ПРОПОВЕДНИК АЛЕКСЕЙ КОСТОЛЕВСКИЙ, МОСКВА». Много размышляла по этому поводу и еще ярче увидела отличие истинных детей Божьих, рожденных свыше, — от «духовных слепцов».
Интересно мне и то, как Алексей, прямо на улице, говорит о важности уличной проповеди: КАК НАУЧИТЬСЯ УЛИЧНОЙ ПРОПОВЕДИ [УЛИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ, УЛИЧНЫЙ ПРОПОВЕДНИК АЛЕКСЕЙ КОСТОЛЕВСКИЙ] 10.11.18 г.
На эту тему мне захотелось посмотреть через духовную призму Слова Божьего.
«Созвав же двенадцать, послал их проповедовать Царствие Божие. . А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них». Лк.9:1-2,5.
«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь БЕЗУМНЫМ, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть БЕЗУМИЕ пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. вы же — Христовы, а Христос — Божий». 1Кор.3:18-20, 23.
» Мы БЕЗУМНЫ Христа ради». 1Кор.4:10.
«Вы имеете помазание от Святаго и знаете все. . Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». 1Ин.2:20, 27.
Об этом действии Духа Святого в детях Божьих и говорит постоянно ПРОПОВЕДНИК Алексей, свидетельствуя ЕВАНГЕЛИЕ «безумному миру».
Источник
Что значит юродством проповеди спасти верующих
- Нам задали следующий вопрос: Что собой представляет угодное Богу «Юродство проповеди»? и, что есть «мудрость, которую мир не познал»?
Обратимся же к отрывку Священного Писания, в котором встречаются слова и фразы, вызвавшие непонимание или же недоумение у человека, задавшего нам вопрос:
1-е Послание Коринфянам 1:17-25 «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков».
Этот вопрос относится к разряду вопросов, которые появляются из-за невнимательного чтения Библии, потому что ответ на заданный вопрос уже содержится в контексте приведённого выше отрывка.
Итак, нам предстоит во-первых, выяснить, что собой представляет «юродство проповеди», и, во-вторых, что есть мудрость, которую мир не познал?
Что собой представляет «юродство проповеди»?
Ответ на этот вопрос содержится в 23-м стихе: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». Проповедь о распятом, умершем и воскресшем Иисусе Христе является юродством, то есть глупостью и безумием для неверующих. Об этом так и сказано в 18-м стихе: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия».
Божья проповедь о Христе заключается в следующем: Бог — Творец неба и земли — пришёл на землю в человеческом облике и открылся людям в личности Иисуса Христа. Он — наш Создатель — своей смертью на кресте заплатил за грехи человечества (Исаия 53), даровав прощение и помилование всем тем, кто верою принимает Иисуса Христа своим Господом и Спасителем. Об этом хорошо написано в Евангелии от Иоанна 3:16-18 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».
Юродство этой проповеди заключается в том, что не все принимают эту благую весть. Многие люди считают это безумством или же плодом болезненного воображения.
Что есть мудрость, которую мир не познал?
В 21-м стихе сказано, что «мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией». Мудрость, которую не познал мир своим умом, есть Бог — Творец неба и земли, всего видимого и невидимого. Люди со своей философией и мудрствованиями не смогли постичь своего Создателя. Об этом говорится в 20-м стихе: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»
Истина же заключается в следующем: Благая весть о спасении человечества через смерть Иисуса Христа , которую неверующие назвали безумием, глупостью и юродством, является Божьей силой и мудростью : «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость« (1 Коринфянам 1:23-24).
Рекомендуем также прочитать статью: Два вида мудрости .
Источник
Толкование на 1 Коринфянам 1:21
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на 1 Коринфянам 1:21 / 1Кор 1:21
Афанасий Великий (
Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих
Поскольку люди, уклонившись от умозрения о Боге и словно погрузившись в глубину, устремляя очи долу, стали искать Бога в тварном и чувственном, воображая себе богами смертных людей и демонов, то человеколюбивый и всеобщий Спаситель, Божие Слово, приемлет на Себя тело, живет как человек среди людей и принимает чувства всех людей, дабы те, кто мыслит Бога в телесном, уразумели из того, что Господь производит [Своими] телесными делами истину, и через Него дошли до мысли об Отце.
Источник: О воплощении Слова.
Климент Александрийский (
Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих
Премудростью Божией апостол назвал учение Господа, показывая этим, что Сыном Божиим нам предано истинное любомудрие.
Феофан Затворник (1815−1894)
Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих
«Приводит причину, почему так было сделано» (святой Златоуст); то есть почему благоугодно было Богу таким способом устроить наше спасение, что он мудрости человеческой кажется буйством. Спасал, говорит, Бог мудростию, не поняли: Он и благоизволил теперь спасать буйством проповеди, то есть словом о кресте или Боге Распеншемся, которое мудрости нашей кажется безумием.— Какою премудростию не уразумел мир, то есть люди, Бога? — Тою, которую Он вложил в нас, разумом, способным различать добро от зла, познавать Бога и воздавать Ему достодолжное поклонение. В какой премудрости не разумел? — В премудром устроении мира, где Бог такие осязательные отпечатлел следы Свои, что непознание Его в творении неизвинительно. Апостол говорит здесь о естественном богопознании и богопочтении; но не в том смысле, чтобы они были достаточны ко спасению, когда бы явились в совершенстве, а в таком: вы, ратующие за разумность и мудрость человеческую так высоко ставящие, что не хотите ничего принять, чтó ей кажется непонятным, хотя за истину того ручается Бог, устрояющий и открывающий то, скажите, сделали ль вы своею разумностию, чтó могли сделать и должны были сделать? Пред вами открыл Бог великую Свою книгу — премудро устроенный мир. Свидетельство здесь о Боге так очевидно, что Его как бы осязать можно. Что же, вы уразумели в сей премудрости Божией Бога? — Нет. Если же не уразумели, то чтó еще требуете разумного? Всякое право на то потеряли вы тем, что не умели пользоваться разумностию. Если не умели, сознайтесь в том и смиренно покоритесь Божию изволению спасать нас буйством проповеди. Но предоставим речь святому Златоусту.
«Понеже в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, то явился крест. Что значит в премудрости Божией? — В творениях, посредством которых Он благоволил открываться, Он устроил все так, чтобы человек, переходя от предметов видимых к Творцу, удивлялся Ему. Велико небо и необъятна земля; подивись же Творцу их, ибо это великое небо не только Им сотворено, но и сотворено легко, и эта необъятная земля произведена Им, как ничто. Посему о первом сказано: дела руку Твоею суть небеса (Пс. 101, 26); а о земле: сотвори землю, аки ничтоже (Ис. 40, 23). Так как мир не хотел познать Бога посредством этой премудрости, то Он научил мнимым буйством проповеди, не чрез суждения (соображения ума), а чрез веру. Где премудрость Божия, там нет нужды в человеческой. Ибо сказать, что Существо, сотворившее столь прекрасный и столь великий мир, есть Бог, имеющий беспредельную и неизреченную силу, это было делом суждений (соображений) человеческой мудрости и значило постигать Его посредством них; но теперь нужны не суждения, а одна вера. Дабы принять и убедиться, что Распятый и Погребенный воскрес и седит горé, для этого нужны не суждения, но вера. Апостолы шли не с мудростию, но с верою, и явились мудрее и выше внешних мудрецов, и тем более, чем принятие предметов Божественных верою выше рассуждений, ибо это превышает человеческий разум. Как же Он погубил премудрость? — Открывшись нам чрез Павла и подобных мужей и показав, что она бесполезна. Ибо к принятию Евангельской проповеди ни мудрость нисколько не помогает мудрому, ни невежество нисколько не препятствует неученому; и даже к удивлению надобно сказать, невежество гораздо скорее и легче может принять ее, нежели мудрость. Пастух и земледелец, не увлекаясь суждениями и предавая себя Господу, скорее примут ее. Так Он погубил премудрость! Так как она сама прежде посрамила себя, то и стала затем ни к чему негодною. Ибо когда она должна была показать себя и познавать Господа из дел Его, она не хотела; а теперь хотя бы и хотела содействовать этому, не может, потому что теперь не таково положение дел, есть путь к богопочтению гораздо лучше ее. Теперь нужна простая вера, ее везде надобно искать и предпочитать внешней мудрости. Ибо если эта мудрость не открыла ничего тогда, когда можно было исследовать посредством суждений, то какого успеха ожидать от нее теперь, когда предстоят предметы высшие, когда нужна одна вера, а не искусство суждений. Так Бог показал ее безумие, благоизволил же спасти буйством проповеди, впрочем буйством не действительным, но кажущимся».
Только выразился так Апостол: буйством проповеди; мысль же его та, что Бог спасает верующих посредством высочайшей премудрости, такой мудрости, пред которою самый великий ум безумеет, ничего не постигая в ней. Как великий свет мы называем ослепительным светом, так высочайшая премудрость есть обуявающая ум премудрость. Этой-то премудрости проповедию благоизволил Бог спасать теперь верующих. Ибо когда ум обуявается сею премудростию, то принимать ее уже нечем, кроме веры.
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ефрем Сирин (
Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих
Поелику в Божьей мудрости (Божиею мудростью) не познал мир мудрость Божию, то посему ныне благоволил Бог лучше уже не чрез мудрость, а чрез глупость, то есть — чрез простоту сей проповеди спасти верующих.
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
Феофилакт Болгарский (
Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих
Приводит причину, почему внешняя мудрость обратилась в безумие. Поскольку в премудрости, обнаруживающейся в тварях (ибо небо и земля и вся тварь проповедует о Творце: см. Пс. 18:2; Рим. 1:20), мир, то есть помышляющие о мирском, не познал Бога (очевидно, потому, что в этом препятствовала ему мудрость, какую видели в красноречии), то благоугодно было Богу спасти верующих простотой проповеди (которая только казалась безумием, а не была таковой действительно). Итак, эллины имели своим учителем премудрость Божию, то есть усматриваемую в тварях, но не познали Бога, потому что водились мудростью, состоящей в красноречии, которая не есть мудрость.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Феодорит Кирский (386/93−
Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих
Апостол имеет в виду две, или, лучше сказать, три премудрости Божии. Ибо он доказал, что и мнимое юродство есть премудрость, и даже превосходящая прочие. Одна премудрость, говорит он, дана людям, благодаря которой мы, разумные существа, распознаем, что должно делать, изобрели искусства и науки и можем познавать Бога. Другая премудрость усматривается в творении, ибо мы видим величие неба, красоту солнца, сонм звезд, широту земли и моря, различие растений и животных и другое, что не буду отдельно перечислять. А третья премудрость указывается премудростью нашего Спасителя, и неверующие называют ее юродством. Апостол говорит и то, что людям, получившим от Бога естественное ведение, следовало руководствоваться творением и поклоняться его Создателю. Но поскольку они не захотели извлечь из этого пользы, то Человеколюбец иначе устроил их спасение и избавил их от заблуждения тем, что неразумные называют юродством.
Источник: Толкования на послания апостола Павла.
Амвросиаст (IV в.)
Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих
Не познал мир, то есть не познали человеки Бога в их мудрости, ибо приписали единое величие Господа творениям и стихиям, забывая о Нем, полагая должным почитание видимых вещей по премудрости плоти. Оттого-то благоугодно было Богу устроить проповедование такое, которое таким человекам показалось бы безумием, и так, что отрицающие учение апостолов будут обречены, а верующие — спасены.
Источник: На Послания к Коринфянам.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих
Ибо. Апостол указывает здесь причину, по какой Бог так строго поступил с мудрецами. — Когда. Ап. разумеет здесь общеизвестный факт — постепенное погружение человеческого разума в бездну заблуждения во времена язычества, которые Ап. называет в другом месте временами неведения (Деян XVII; 30). — В премудрости Божией. Это — книга природы, в которой раскрывается пред разумным человеком премудрость Божия (см. Рим I:20 и Деян XIV:17; XVII:27). Человек может, наблюдая за жизнью природы, за целесообразностью всех ее явлений, приходить к мысли о существовании Премудрого Творца и Промыслителя вселенной. Но человеческий разум (ср. Рим I:21) не оказался верным этой своей задаче и обоготворил самое творение вместо того, чтобы прославить Творца. Если некоторые философы и создавали себе идею единого и всеблагого Бога, то это было довольно неопределенное и абстрактное понятие, которое им не удалось утвердить за порогами своих школ. Боги народа, владычествовавшие над его совестью, крепко держались на месте, и только Израилю путем особенного откровения было сообщено истинное познание о Боге. — Благоугодно было. Бог нашел лучшее (угодное Ему) средство для спасения людей. Разум оказался негодным — и Бог призывает на служение делу спасения другую душевную силу. — Юродством проповеди. Разум не может понять и принять нового средства ко спасению, которое теперь предложено Богом, это средство кажется ему имеющим на себе печать юродства, неразумия. Таковым и являлось для разума — распятие Мессии! Таким неразумием была запечатлена в глазах мудрецов всем известная проповедь Апостолов о Христе (κήρυγμα поставлено с членом του̃) — Верующих. Вера — вот та новая духовная сила, которую Бог призывает теперь к деятельности вместо разума. На проявление Божественной любви человек должен отвечать теперь не актом рассуждения, а делом доверия. Бог требует теперь от человека не логических исследований, а преданности, сокрушенной совести и верующего сердца. — Т. о. общая мысль этого стиха такая. Люди не сумели воспользоваться как должно своим разумом для того, чтобы познать и найти себе спасение в этом, и потому Бог указал им новое средство ко спасению — веру в Него, веру в Распятого, какая представлялась для мудрецов совершенно неразумною, но которая действительно спасает тех, кто может ее воспитать в себе. Ап. здесь поясняет, почему он не сообщает Коринфянам того, что составляет продукт собственно человеческой мудрости: эта мудрость уже осуждена Богом на уничтожение!
Источник