Путь юриста: как в малом городе открыть частную практику
Эксперт центра правового содействия законотворчеству «Общественная Дума»
специально для ГАРАНТ.РУ
В свое время передо мной встал вопрос выбора пути – уходить ли в «вольное плавание» и открывать частную практику или пойти наемным работником в одну из многочисленных фирм. Проблема была в том, что работать собирался в малом городе с высоким уровнем конкуренции среди юристов и небольшим населением. При этом приходилось начинать «в слепую», так как многие пособия о юридическом бизнесе были основаны или на зарубежном опыте, или на опыте юристов из крупных городов, так что шел, порой, путем «проб и ошибок». О некотором своем опыте, наработанном за эти годы, в этой колонке.
Выбор специализации
Юрист в малом городе – это врач общей практики. Основные клиенты частнопрактикующего юриста (если он не выходит за пределы своего малого города) – граждане, малый бизнес, реже – средний бизнес. Отсюда самая широкая палитра вопросов, с которыми обращаются к юристу, – от разводов и споров по границам земельных участков из-за передвинутого соседом забора, до налогов и срыва поставки оборудования. Вечная тема – споры с недвижимостью, в том числе и из-за кадастровых ошибок. Небольшое население не позволяет набрать критическую массу клиентов, которая бы «кормила» юриста стабильно по одному направлению. Исключения, конечно, бывают, но редко.
Многие юристы, открывающие свой бизнес в виде юрфирм, часто совмещают предоставление юридических услуг с бухгалтерскими или риэлтерскими услугами, – так легче выжить.
Несколько направлений работы позволяет избегать сильных «просадок» в доходе. Например, в один месяц могут хорошо идти дела по разделу совместно нажитого имущества между бывшими супругами, а в другой – споры с управляющими компаниями по ремонту подъездов.
И все же лучше выбрать несколько основных направлений (два-три), в которых и специализироваться. Среди юристов, которые работают с гражданами, по моим наблюдениям, самые ходовые направления (в порядке убывания) – это семейные споры, споры с недвижимостью, «коммуналка» и вопросы социального обеспечения. Предприниматели чаще обращаются по вопросам налогового, договорного и трудового права. Особая статья в любой категории клиентов – это так называемые автоспоры и страхование (КАСКО, ОСАГО). Адвокатов здесь не учитываю, так как у них хорошую долю заработка составляют именно уголовные дела.
При этом в малом городе, как правило, большая конкуренция среди юристов. Порой она даже жестче, чем в крупных и средних городах. Посудите сами: в городе с населением в 30-50 тыс. человек практикуют, порой, до 20-30 и даже более юристов (с учетом адвокатов) как одиночек, так и в составе юрфирм. То есть по юристу на 500-1000 человек! То есть, «открывая» частную практику надо обязательно учитывать количество вольно практикующих юристов, а также адвокатов, и количество юрфирм, работающих в городе и прилегающих к нему районах.
Поиск клиентов и персональный бренд
В начале пути, когда о юристе особо никто не знает, основной путь поиска клиентов – это реклама. Рекламу рекомендую давать в местных СМИ. Тут все зависит от города. Практически в каждом районном городке-поселке выходит местная газета, в которой есть раздел объявлений. Иногда к такой газете выпускается приложение с отдельными рекламными полосами. Зачастую подобные издания неплохо выписывают из-за программы передач и местных новостей, плюс часто «заставляют» подписываться бюджетников.
Текст зависит от формата объявления, который может быть совершенно разным: от строчного объявления, типа «Юрист по трудовым спорам, номер телефона» до развернутого, например, модульного объявления с более подробным указанием опыта, цен на услуги и т.п.
На начальном этапе практики лучше давать объявления почаще, с учетом, конечно, периодичности газеты, – два-три раза в неделю, если газета выходит ежедневно. Потом можно перейти на еженедельные объявления, затем – на объявления дважды в месяц. А в какой-то момент (через год-полтора работы) можно и вовсе отказаться от рекламы или давать ее время от времени.
Что касается отдачи от объявлений – она совершенно разная и, порой, непредсказуемая. На простое строчное объявление может отозваться десяток потенциальных клиентов, а на развернутую рекламу один-два, а то и вовсе никого не будет. Заметил, что чем более «регалистее» реклама, например, с упором на экспертность, то тем более безнадежные клиенты приходят. Несколько лет назад я дал подобное объявление с указанием на сотрудничество с одной крупной юридической фирмой (по согласованию с ними в качестве эксперимента) – так некоторое время приходили клиенты с проигранными делами, причем с оставленными в силе апелляцией решениями. Получается эффект «московского профессора», к которому идут пациенты с застарелыми и почти безнадежными заболеваниями.
Основной контингент клиентов от размещения рекламы в районной газете, по моим наблюдениям, пенсионеры, которые приходят не только по своим делам, но и по делам семейным. Например, дочь или зять такой пенсионерки работают с утра до ночи, выпишут доверенность на маму/тещу, и она уже разбирается с каким-нибудь земельным соседским спором или с управляющей компанией или, даже, по делам о разводе (скажем, раздел квартиры). Бывают и чисто «пенсионерские» дела – споры по социальному обеспечению, ЖКХ, кредиты (очень многие пенсионеры «прогорают» на поручительстве).
Не стоит пренебрегать клиентами-пенсионерами, так как более благодарных клиентов в плане последующей рекламы о вас, если работаете с гражданами, не найти. Возможно, больших денег от работы с ними юрист не заработает, но зато, если он поможет решить проблему, о юристе узнают все родственники, соседи, знакомые и даже посторонние люди в общественном транспорте. А это дополнительные клиенты.
Еще одна категория газет – рекламные издания, причем как местного (городского, районного), так и регионального (областного, республиканского и т.п.) уровня. Их очень хорошо раскупают, особенно люди среднего возраста. Многие предприниматели приходят по объявлениям с таких вот изданий.
Однако сейчас газеты постепенно отходят на второй план, и особое место теперь уже занимает Интернет. Можно размещать объявления на местных сайтах в разделах «Реклама/Предложение услуг», а также в местных разделах электронных досок объявлений. Например, заметил, что многие юристы активно рекламируются на Avito. Коллеги-юристы отмечают, что с Сети отдача от рекламы на досках бывает небольшой – в основном обращается молодежь и люди среднего возраста.
Стоит ли проводить специальные акции по «заманиванию» клиентов вроде бесплатных консультаций, скидок и т.п.? Если не жалко своего времени, такое возможно, но в основном отдача будет только в плане имиджа. Большая часть бесплатных клиентов настроены именно на «халявное» получение услуги, «раскрутить» такого обратившегося человека в принципе можно, но получите одного из самых капризных и требовательных клиентов. Если человек настроен на серьезную работу с юристом, то обращается за платной консультацией сразу. Он(а) больше ценят свое время и время юриста, менее капризны, более дисциплинированы. Впрочем, юристу иногда полезно проводить «социальные» консультации с пенсионерами, инвалидами и другими социально уязвимыми группами людей, просто так, без оглядки на «бренд» или потенциальную работу.
В начале пути старайтесь браться за дела, в которых чувствуете себя уверенно, поскольку важно успешное решение споров. Учитесь вести переговоры с противоположной стороной и пытайтесь закончить дело миром – даже самые непримиримые семейные драки прекрасно заканчиваются мировым соглашением. Постепенно, через пару-тройку месяцев, можно передвигаться на ступеньку дел повыше сложностью. Главное заработать авторитет. Примерно через год работы с постепенным усложнением дел о вас сложится мнение как о юристе, и вы уже будете выбирать клиентов, а не они вас. Реклама в газетах и в Интернете отпадет за ненадобностью.
В работе с клиентом старайтесь увидеть в нем не источник заработка, а прежде всего человека с мучающей его проблемой. Юристов иногда сравнивают с врачами: как к последним часто обращается человек с запущенным заболеванием, так и к юристу нередко приходят люди с застарелой проблемой, которую откладывали «на завтра» неоднократно. К тому же, зачастую, очень многие не умеют точно описать в чем же суть их вопроса, излишне эмоциональны (даже представители юридических лиц). Впрочем, работа юриста и заключается в том, чтобы из картины симптомов и побочных слов вычленить нужные факты, поставить диагноз и найти пути решения. Когда клиент видит, что юрист искренне заинтересован в решении его проблемы, то охотнее возвращается с другими вопросами – юрист для него/нее становится семейным.
О дистанционной работе и работе на дому
В определенный момент юрист в малом городе может столкнуться с проблемой роста. Прежде всего, проблемой развития себя как специалиста. Тогда возникнет необходимость или расширяться на другие города и регионы, или же дополнительно уходить в Сеть на дистанционный приработок.
Сегодня юристов на дистанционную работу ищут десятки организаций, причем как региональные, так и столичные. Найти такие фирмы – потенциальных заказчиков можно на общеизвестных биржах труда, работных порталах, а также на сайтах самих компаний. Иногда можно написать в заинтересовавшую вас организацию, бывает, что с интересом откликаются на возможность сотрудничать.
Юридические компании также часто ищут удаленных юристов, кому-то нужен внешний консультант – «узкий» специалист для временных проектов, а кому-то и юрист на постоянную работу. О поисках удаленного юриста/консультанта сообщается или на самом сайте фирмы, или на работных порталах.
Второе направление, уже по вашему желанию, это всевозможные сайты юридической помощи, где юристы консультируют как бесплатно, так и платно. Из небольшого опыта работы на таких сайтах (присматривался к их бизнесу одно время, но в полную меру не работал) и общения с коллегами могу сказать, что клиенты на платные вопросы могут быть разные: от обычной домохозяйки, которую залил сосед, до предпринимателя, которому требуется разработать типовой договор. Размер заработка также может быть разным. Одна знакомая юрист искала на таких сайтах реальных клиентов, даже встречалась с ними, с некоторыми шла и в суд. Размер заработков, по ее словам, может быть различным: от нескольких тысяч рублей в месяц до нескольких десятков тысяч (если есть суды). Но все носит вероятностный характер, поскольку клиенты бывают разные, конкуренция большая, а еще многие юристы откровенно демпингуют на таких порталах.
Третье направление – правовая аналитика. Самое редкое, на мой взгляд, направление. Потенциальных серьезных заказчиков немного, – специальные фирмы и справочно-правовые системы (СПС), иногда крупные «гиганты» бизнеса заказывают аналитику судебной практики. Тут уже часто сами заказчики «выходят» на юриста, либо же юристу самостоятельно надо обращаться к потенциальным заказчикам с запросом о сотрудничестве.
Получите полный доступ к
интернет-версии системы ГАРАНТ
на 3 дня бесплатно! Получить доступ
Размер заработка в данном направлении различен, и, если сравнивать с московскими «расценками», скажем так, не очень высок. По региональным меркам – вполне на достойном уровне. Но главное тут даже не доход, особенно при работе на СПС. Многие юристы (по опыту общения с ними) стремятся сотрудничать с СПС ради пиара. С этой же целью можно публиковаться и в юридических изданиях, но можно писать для них статьи и чисто ради дополнительного заработка.
Об эффекте пиара в крупных городах говорить в рамках этой колонки не буду, так как тема другая. Дает ли такой пиар эффект именно в малом городе? Скажем так: многие клиенты вообще не знают, что такое СПС, и им безразлично публикуется ли юрист в них, в суде также судят не по публикациям, а по репутации (авторитету) юриста и его умению вести процесс.
Зачем же тогда юристу с малого города «забивать» себе голову подобной работой? Во-первых, как и сказал, это может стать одним из направлений заработка, но самое главное, – она приносит пользу для профессионального роста. Обычно работа идет с судебной практикой, просматриваются до тысячи судебных актов в месяц, перед глазами проходят тенденции судебной практики по определенным направлениям, выявляются определенные закономерности, типичные риски; встречаются редкие и интересные случаи, которые потом могут пригодиться в работе. При этом юрист не просто просматривает практику, а обобщает ее, перерабатывает в рабочий авторский материал; оттачивает умение выражать мысли на бумаге, причем не казенным языком, а как можно более простым, понятным для широкого круга читателей. Неизбежно это сказывается на понятности процессуальных документов, составляемых юристом по «своим» делам.
Вышеперечисленные источники дохода в Сети (аналитика, дистанционная работа с клиентами и т.п.) может постепенно стать основным направлением заработка, особенно, если появятся постоянные клиенты. Если кто-то беспокоится, что станет меньше ходить по судам, то это легко поправимо. Очень многие клиенты в Сети как раз ищут судебных юристов. И можно выбрать работу на свой вкус: или «судебные баталии», или «судебный советник», когда по судам не ходишь, но работаешь в команде с судебным юристом (составление процессуальных документов, выработка тактики и стратегии, но тут желательно иметь опыт ведения дел в судах), а можно быть обычным «кабинетным» юристом, занятым договорной и претензионной работой.
Источник
Юристы, которые занимаются частной юридической практикой
И вновь о наболевшем.
Об этом сказано и пересказано много раз, но проблема в большинстве случаев не решается, поэтому опять обсуждаю данную тему с интернет-друзьями и случайными читателями.
Что могу сказать о себе. Я — юрист. Закончила университет 20 лет назад. Как получила диплом о высшем юридическом образовании, сразу начала практиковать и работать. Около года — в службе судебных приставов, около года — в следствии, а потом 8 лет своей карьеры посвятила работе юрисконсульта на различных предприятиях разной сферы деятельности (дорожная отрасль, сельское хозяйство, производство щебня, нефтебаза и АЗС, недвижимость, медицинская сфера, автосалон, страховая компания)
С 2009 года (10 лет) — осуществляю частную юридическую практику в сфере гражданского и административного права. Это значит по трудовому договору — не работаю, а работаю на себя.
Что значит работать на себя? Это значит зарплату мне никто не платит и работу по своей любимой профессии я ищу себе сама. Это значит надо как-то рекламировать свои юридические знания и услуги.
В наше современное время вся реклама сосредоточена в интернете и люди все сидят в интернете (в соц сетях), в своих телефонах, планшетах и компьютерах. Другая реклама — не действует, кроме сарафанного радио и рекомендаций.
Поэтому приходится регистрироваться на различных юридических сайтах, рекламировать свою деятельность в соц сетях (контакт, фейсбук, одноклассники), чтобы найти себе работу и доходы.
Я, как любой обычный человек, имею семью, детей, которых нужно кормить и содержать.
Профессию свою очень люблю и ни разу не пожалела, что выбрала её в своё время. Единственное, хочется чтобы люди относились к моей профессии, опыту и знаниям — с уважением.
А вот с уважением как раз проблемы и это огорчает и тревожит.
Десятки сообщений получаю ежедневно с просьбами и требованиями помочь бесплатно, или как говорит сова — «безвозмездно, т.е. даром». Пишут совершенно чужие люди которых я даже не знаю. Приходится отказывать вопрошающим и писать, что правовые консультации и юридическая помощь у меня платные. В ответ они сразу обижаются, хамят, блокируют и пишут что надо быть добрее к людям и я сволочь, любящая деньги.
А что, надо быть доброй ко всем людям сразу? Или как? Т.е. Вы предлагаете мне весь день и ночь сидеть за компьютером и всем подряд помогать? Так что ли? А мне кто поможет по Вашему и кто будет кормить моих детей?
Или видимо Вы думаете только о себе и именно Вам почему-то нужно сделать исключение и именно Ваши проблемы самые при самые и именно Вам обязаны помочь без денег.
А ведь таких людей, желающих халявы и не желающих платить, огромное количество и все хотят бесплатно и очень недовольны, когда отказываешь.
Ну допустим, мне не сложно сказать Вам пару слов или даже предложений, но ведь вопрос вопросу рознь. Далеко не на все вопросы можно ответить парой фраз, нужно объяснять всё подробно. И даже если предположим я Вам отвечу «да» или «нет», разве Вам неинтересно, почему я сделала такой вывод? Конечно интересно и вы будете продолжать мне писать и просить подробных и понятных пояснений и полчаса времени, а может и час я потрачу на решение Ваших проблем. Подумаешь, ничего страшного. Грузить своими проблемами всех подряд — это вообще любимое дело для некоторых.
А бывает так, что ответить человеку на его сообщение и вопрос вообще невозможно сходу. Надо уточнять кучу деталей по делу. Потому, что без выяснения некоторых деталей и тонкостей невозможно ответить по существу на Ваш вопрос. Вы же не хотите, чтобы юрист Вам ответил неправильно и ввел в заблуждение? А что значит уточнение деталей и встречные вопросы? Это значит длительная переписка с человеком или общение по телефону. Опять трата чужого времени.
По некоторым вопросам вопрощающий вообще не в состоянии письменно сформулировать ход свои мыслей и думает, что юрист ясновидящий и сам догадается о том, о чём не сказано в обращении.
Либо некоторые пишут свои вопросы так, как способны его понять, а на деле, когда выясняешь все обстоятельства дела и изучишь представленные документы, всё совершенно по другому.
Человек не разбирающийся в юриспруденции многие вещи трактует неверно и неграмотно, просто потому, что не имеет опыта в данной деятельности, а профессионал сразу видит, на что сделать акценты и обратить внимание. Что важное в деле, а что второстепенное.
В последнее время доходит вообще до смешного. Человек нанимает юриста за деньги, и чтобы перепроверить его работу (так, на всякий случай), ищет бесплатных подсказок в интернете (на юридических сайтах), в том числе и у меня, уверенно думающий, что в интернете просто обязаны обсуждать его судебные перспективы и изучать судебное дело без оплаты денег. Он ведь уже заплатил деньги своему юристу, зачем ещё платить кому-то. Пусть так объясняют))
К Вашему сведению, дорогие читатели, в интернете юристы — не роботы, они такие же простые люди, как и юристы, которые находятся рядом с вашим домой в ближайшей юридической фирме.
Я скажу Вам больше, работать юристом открыто и публично в интернете — огромная ответственность! Очень важна репутация, которую не купишь ни за какие деньги! Не дай Бог промахнешься и совершишь ошибку, тебе тут же сделают антирекламу, которая может поставить большой жирный крест на твоей карьере.
Делайте выводы и относитесь уважительно к чужой работе.
Ваши проблемы решать мы не против, за гонорар. Но в целом они нам неинтересны, как бы пафосно это не звучало.
Каждый труд должен быть оплачен. И никто не любит работать бесплатно, поверьте. Вот и мы, юристы, не любим.
Любое бесплатное, даже если Вам кто-то это предлагает — скрывает за собой какие-то скрытые интересы и корыстные цели с дальнейшем.
Поэтому сильно не обольщайтесь.
С уважением, Юрист Кугейко Анжела Сергеевна — https://vk.com/sovaufa
Помогаю людям на сайте 9111 на протяжении 11 лет — с 2009 года.
Источник