Что значит язык художественного произведения

язык художественного произведения

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое «язык художественного произведения» в других словарях:

Аперцепция художественного произведения — (Aperio открываю; capio, cepi беру, схватываю). В обычной речи термин аперцепция смешивается с термином понимания, усвоения, но уже самая этимология этого слова указывает вместе с тем на то, что в этом слове скрывается и другое значение,… … Литературная энциклопедия

Аперцепция художественного произведения — АПЕРЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Aperio открываю; capio, cepi беру, схватываю). В обычной речи термин аперцепция смешивается с термином понимания, усвоения, но уже самая этимология этого слова указывает вместе с тем на то, что в этом… … Словарь литературных терминов

язык художественной литературы — Язык, не совпадающий полностью с литературным языком, так как язык художественного произведения, наряду с литературно нормированной речью, вбирает в себя индивидуальный стиль автора и речь персонажей, что предполагает отступление от нормы,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Язык художественной литературы — – 1) важнейшая составляющая художественной формы лит. произведений, наряду с композицией выражающая их содержание (см. концепцию В.В. Одинцова, 1980); 2) худож. беллетристический стиль как одна из функц. разновидностей лит. языка, имеющая свои… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

язык художественной литературы — совокупность и система языковых средств, употребляющихся в художественных произведениях. Его своеобразие определяется особыми задачами, стоящими перед художественной литературой, ее эстетической функцией, спецификой построения словесных… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Читайте также:  Что значит неактивный кредит хоум кредит

язык действующих лиц — совокупность языковых особенностей речи, свойственных героям и персонажам данного художественного произведения. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Целое: Язык художественного произведения Прочие ассоциативные связи: герой,… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

язык писателя — совокупность и система языковых средств, употребляющихся в произведениях того или иного писателя. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Целое: Язык художественной литературы Прочие ассоциативные связи: образ автора … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

ЯЗЫК ИСКУССТВА — одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства, конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от центральной для классической традиции проблематики творчества к актуализирующейся в… … Новейший философский словарь

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ — (иногда также поэтический язык), одно из важнейших средств художественного общения: языковая система, которая функционирует в обществе как орудие эстетически значимого, словесно образного (письменного) отражения и преобразования действительности… … Литературный энциклопедический словарь

Язык исскуства — знаковая система, обеспечивающая существование и развитие художественно эстетической реальности, а также ее синхроническое и диахроническое взаимодействие с социокультурным миром. Основными элементами языка искусства являются художественные… … Эстетика. Энциклопедический словарь

Источник

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства языка

Определения

  • Троп — риторическая фигура, которая используется, чтобы усилить образность языка художественного произведения.
  • Риторический вопрос — фигура речи, представляющая собой вопрос, не требующий ответа.
  • Афоризм — краткая меткая характеристика, бытующая в речи как устойчивое выражение.
  • Инверсия — нарушение порядка слов, принятого в разговорной речи.
  • Анафора — единоначалие, повторение схожих звуков в начале поэтической строки или предложения.
  • Эпифора — повторение звуковых сочетаний или слов. Противоположность анафоры.
  • Аллитерация — повторение одинаковых или похожих согласных с целью ритмизации речи.
  • Ассонанс — повторение одинаковых или похожих гласных с целью гармонизации речи.
  • Эпитет — определение при слове, подчёркивающее те или иные его свойства и придающее образность.
  • Сравнение — художественный приём, основанный на сопоставлении различных явлений, лиц или предметов по признаку сходства.
  • Метафора — слово либо словосочетание, употребляемое в переносном значении. В основе метафоры — скрытое сравнение на основании общности признака.
  • Олицетворение — наделение неживого объекта признаками живого.
  • Метонимия — использование названия одного предмета в качестве характеристики другого (перенос по смежности).
  • Гипербола — поэтическое преувеличение.
  • Аллегория — художественная презентация отвлечённых идей в качестве вещественных символов или людей.
  • Оксюморон — сочетание слов со взаимоисключающими значениями.

Объяснение и примеры

Для усиления восприятия в литературном произведении используются различные средства выразительности, в частности — тропы.

Речь персонажа

Чтобы автор мог передать речь другого человека (пусть и гипотетического — своего персонажа), нужно обогатить его высказывания приёмами и выражениями, предположительно характерными именно для данного человека.

Пример

Дед Щукарь из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» регулярно употребляет в речи афоризмы — как народные, так и выдуманные им самим.

Проблему составляет и необходимость передачи мыслей героев. Одним из средств решения этой сложности является риторический вопрос.

Пример

Когда Владимир Ленский («Евгений Онегин» А. С. Пушкина) произносит: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?» — он, конечно, не предполагает ответа на этот вопрос, который, по сути, выражает скорбь в связи с уходящей молодостью.

Поэтический язык

Особенно остро необходимы выразительные средства языка в поэтической речи: лирика характеризуется повышенной эмоциональностью и высокими требованиями к ритму и созвучию. Именно поэтому мы легко находим анафоры, аллитерации и ассонансы в поэтических произведениях.

Пример

Наиболее распространёнными в лирике анафорами считаются те, в которых повторяется начало поэтической строки («Черноглазую девицу, / Черногривого коня!» из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник» — повтор «черно»).

Звукоимитацию событий жизни весьма эффективно можно осуществлять с помощью аллитерации (фраза «Задрожало зеркало затона» в стихотворении С. А. Есенина «С добрым утром!» имитирует дрожание с помощью повторения звуков «з» и «р»).

А придать поэтическому тексту напевность помогает ассонанс (например, повторение протяжного «а» — «О, весна без конца и без краю. » в одноимённом стихотворении А. А. Блока).

Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории и гиперболы составляют преимущественную ткань поэтического текста. А если нужно подчеркнуть что-то из ряда вон выходящее, сочетающее в себе противоположности, применяется такой приём, как оксюморон.

Пример

Анна Ахматова в стихотворении «Царскосельская статуя» употребила выражение «ей весело грустить»: печальная статуя выглядит радостно благодаря солнцу и окружающему её Царскосельскому саду.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое гипербола?

Ответ. Поэтическое преувеличение.

Какой троп использован в названии поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

Ответ. Оксюморон. Существительное «души» предполагает одушевлённость, а в сочетании с прилагательным «мёртвые» представляет собой парадоксальное сочетание несочетаемого, то есть оксюморон.

Источник

Язык художественного произведения

Содержание:

Роль изобразительно-выразительных средств в тексте важна. Тропы и фигуры речи превращают скучный текст в художественное произведение. С помощью средств изобразительной выразительности автор рисует характеры героев, эпоху, быт, социальные устои и то, что определяет литературу как искусство.

Яркость, эмоциональность и образность – основные критерии изобразительно-выразительных средств.

Основные понятия, определения

Литература включает изобразительно-выразительные понятия, часто встречающиеся в текстах, как художественных, так и публицистических. Массовая и классическая литература, периодика, школьные сочинения, рекламные объявления – все эти области книжного искусства так или иначе сталкиваются с фигурами и тропами, помогающими воздействовать на читателя и потребителя эмоционально.

Здесь стоит выделить основные:

Эта фигура речи представляет собой предложение в вопросительной форме, на которое не ожидается ответ. Очень часто используется как вспомогательное начало для эссе, сочинений, когда автор задает риторический вопрос для обозначения какой-либо проблемы, чтобы в дальнейшем ее раскрыть.

  • Пример. Кто не любил в свои семнадцать лет?

Риторические вопросы активно используются в журналистике и юриспруденции. Грамотно составленная речь с использованием вспомогательных риторических вопросов, помогающих правильно выстроить монолог и воздействовать на чувства окружающих, часто составляет солидный процент успеха хорошего юриста.

Стилистическая фигура, представляющая восклицательное предложение, адресованное неодушевленному предмету, абстрактному понятию или отсутствующему лицу. Иногда такое предложение может состоять из одного слова.

Используется в художественном, публицистическом стилях литературы, в ораторском и театральном искусстве. Риторическое восклицание помогает выразить эмоции, воздействовать на чувства слушателя, погрузить читателя в соответствующую обстановку.

  • Пример. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С. Пушкин).

Это лаконичное, законченное краткое высказывание, остроумно выражающее определенную мысль. Афоризмы рождаются в литературе, истории, кинематографе, когда автор, историческая личность или любимый герой из кинофильма произносят емкую, остроумную мысль. Часто при этом используется юмор.

  • Пример. «Шел в комнату – попал в другую». (А.С. Грибоедов).Голод – лучшее лекарство. (А.Суворов).Жить – хорошо! А хорошо жить – еще лучше! (фильм Л. Гайдая «Кавказская пленница»)

Много афоризмов придумывает сам народ, иногда приписывая той или иной известной личности собственные суждения. Много безымянных афоризмов, передающихся из поколения в поколение. Многие стали пословицами:

  • Пример. Баба с возу – кобыле легче.

Афоризмы передают менталитет народа, жизненный уклад и духовные ценности.

Фигура речи, представляющая собой предложение с заведомо неправильным (не прямым) порядком слов для усиления выразительного эффекта. Впереди-сказуемое, а потом- подлежащее. Применяется в случаях, когда необходимо акцентировать внимание собеседника на фрагменте высказывания.

Инверсия часто используется в стихосложении для: выразительности, ритмики; в угоду рифме; для акцентирования внимания читателя на определенном слове или группе слов.

  • Пример. За Родину сражались герои-партизаны. (Инверсия – за Родину сражались. Правильный порядок слов: Герои-партизаны сражались за Родину). Не надеюсь я на его аккуратность. (Инверсия: не надеюсь я. Правильный порядок слов: Я не надеюсь на его аккуратность).

Лексический повтор служит для усиления признаков качеств, присущих тому или иному явлению, одушевленному существу, предмету. Также повтор указывает на многократность действий, обозначение большого количества чего-либо.

  • Пример. Зимы ждала, ждала природа. (А.С. Пушкин).

Стилистическая фигура – единоначатие – когда каждая строка стихотворения или последующей фразы начинается одинаково:

  • Пример: Железная правда – живой на зависть,Железный пестик, и железная завязь. (О. Мандельштам).

– это троп, в котором одно явление или предмет сопоставляется с другим. Сравнение бывает как выраженным, так и скрытым.

  • Пример выраженного сравнения: Как тень внезапных облаков морская гостья налетела… (О. Мандельштам).
  • Пример скрытого сравнения: Полетел он ясным соколом…(народная песня)

Скрытое сравнение чаще используется в фольклоре: народных песнях, сказках, былинах.

Самый распространенный троп, художественное, образное определение, передающее впечатления автора. Чаще, в качестве эпитетов выступают прилагательные, причастия

  • Пример: Распростерлось вперед поле чистое…(народная песня) Поле чистое – эпитет, показывающий широту и мощь русской земли.

Эпитеты, часто встречающиеся в фольклоре, называются постоянными:

Добрый молодец, солнце красное, красна девица.

Эпитетами могут быть не только прилагательные, но и существительные (приложения), наречие.

  • Пример: Бродяга-ветер волны носит …(народная песня)

Метафора представляет собой яркое, образное выражение, употребленное в переносном значении на основании сходств при сопоставлении двух предметов.

  • Пример: Вдали простиралась щетка лесов.

Щетка лесов – метафора. То есть вдали виднелись верхушки деревьев, растущие вплотную, и издали напоминающие щетку.

Эх, тройка! Птица – тройка! (Н.В. Гоголь). Тройка лошадей названа птицей, поскольку мчит героя быстро, и это напоминает полет.

— это перенос признаков живого существа на неодушевленные объекты.

  • Пример: Ветерок пробегал, шевеля верхушки деревьев.

– это замена слова другим, заменяющим собой цельное понятие, но оставляющим смысл (часть целого):

  • Пример: Шипенье пенистых бокалов. (А.С. Пушкин).

Здесь читателю становится ясно, что автор описывает шипенье не самих бокалов, а игристого вина.

Туманный альбион (Англия)

– преувеличение действия, предмета, явления. Используется в литературе для образности и создания у читателя эмоционального настоя.

  • Пример: Глаза громадные – как прожекторы. (В.В. Маяковский).
  • Пример: Дюймовочка, мальчик с пальчик

— это изображение отвлеченного понятия через предмет, образ.

  • Пример: чаша со змеей – медицина. Крест – вера.

– это стилистическая фигура, совмещающая два изначально взаимоисключающих понятия для усиления образности.

  • Пример: звонкая тишина, сладкая скорбь .Мертвые души

Тишина названа звонкой, так как настолько тихо вокруг, что «слышно» саму тишину.

Скорбь «сладкая», потому что человек сильно скорбит и упивается собственными чувствами, ничего вокруг не замечая.

Стилистический прием звукописи, основанный на повторении одинаковых согласных звуков и звукосочетаний для имитации явления:

  • Пример: Били копыта, пели будто: гриб. Граб. Гроб. Груб. (В.В. Маяковский).

Здесь присутствует звукопись – аллитерация — постоянные повторы сочетаний согласных «гр», «б», имитирующие грохот копыт лошади по мосту.

Стилистический прием звукописи, основанный на повторении одинаковых гласных звуков и звукосочетаний для имитации явления:

  • Пример: «Обернусь я, бедная, кукушкой, о Дунаю-речке полечу.И рукав с бобровою опу́шкой.Наклонясь, в Кая́ле омочу. («Слово о полку Игореве», плач Ярославны).

В тексте есть ассонанс – выраженные повторы гласных «о», «у», «а, имитирующие плач и стоны русской женщины, оплакивающей потерю мужа.

Средства изобразительной выразительности используются в художественных текстах, публицистике, периодике, ораторском красноречии. Тропы и фигуры речи помогают читателю и слушателю полнее понять текст, прочувствовать и проникнуться той атмосферой, какую автор воспроизводит в произведении.

Источник

Оцените статью
Риторический вопрос
Риторическое восклицание (обращение)
Афоризм
Повтор
Анафора
Сравнение
Метафора
Метонимия
Литота
Аллегория
Оксюморон