Что значит ясачные люди

Ясачные люди

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Ясачные люди» в других словарях:

ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ — ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ, название нерусских народностей Поволжья (с 15 16 в.) и Сибири (с 17 в.), которые платили натуральный налог ясак. Ясачными людьми считались мужчины от 18 до 50 лет, которых записывали в ясачные книги. Ясачные люди просуществовали в… … Русская история

ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ — название нерусских народностей Поволжья и Сибири с 15 17 вв., которые платили натуральный налог ясак … Большой Энциклопедический словарь

ясачные люди — название нерусских народностей Поволжья (с XV XVI вв.) и Сибири (с XVII в.), которые платили натуральный налог ясак. Ясачными людьми считались мужчины от 18 до 50 лет, записанные в ясачные книги. В Поволжье ясачные люди существовали до 1724,… … Энциклопедический словарь

ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ — плательщики гос. налога общего характера ясака, взимавшегося в царской России с народов Поволжья (с 15 16 вв.) и Сибири (с 17 в.). Со взятием Казани (1552) русские цари перевели на себя ясаки , к рые местное население уплачивало казанским ханам.… … Советская историческая энциклопедия

ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ — нерусские народности Поволжья и Сибири, которые платили натуральный налог – ясак … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Читайте также:  Что значит вольный художник

Ясачные книги — описи сибирских волостей с поимённым списком ясачных людей (См. Ясачные люди) и сведениями о сборе с них Ясака. Сохранилось более 1700 Я. к. за период с 20 х гг. 17 в. по 20 е гг. 18 в … Большая советская энциклопедия

Ясачные комиссии — комиссии в Сибири по пересмотру ясачного обложения. Учреждены в 1764 в связи с ростом недоимок Ясака (Главная Я. к. в Тобольске, местные в провинциальных центрах). Я. к. закрепили за каждым родом (улусом) ясачных людей (См. Ясачные люди)… … Большая советская энциклопедия

ЯСАК — муж., татар., ·стар. сторожевой и опознавательный клич, знак, маяк: уран, лозунг, отзыв, пароль: знак для тревоги; сигнал вообще. Имети всякое бережение, и сторожи, и ясаки, Ратный Устав. Дети боярские, галичане и костромичи, изменили, почали меж … Толковый словарь Даля

ЯСАЧНЫЙ — и (старин.) ЯСАШНЫЙ, ясачная, ясачное (ист.). 1. прил. к ясак, являющийся ясаком. Ясачные сборы. 2. Платящий ясак. Ясачные люди. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЯСАЧНЫЙ — и (старин.) ЯСАШНЫЙ, ясачная, ясачное (ист.). 1. прил. к ясак, являющийся ясаком. Ясачные сборы. 2. Платящий ясак. Ясачные люди. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Источник

ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое «ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ» в других словарях:

ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ — ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ, название нерусских народностей Поволжья (с 15 16 в.) и Сибири (с 17 в.), которые платили натуральный налог ясак. Ясачными людьми считались мужчины от 18 до 50 лет, которых записывали в ясачные книги. Ясачные люди просуществовали в… … Русская история

ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ — название нерусских народностей Поволжья и Сибири с 15 17 вв., которые платили натуральный налог ясак … Большой Энциклопедический словарь

ясачные люди — название нерусских народностей Поволжья (с XV XVI вв.) и Сибири (с XVII в.), которые платили натуральный налог ясак. Ясачными людьми считались мужчины от 18 до 50 лет, записанные в ясачные книги. В Поволжье ясачные люди существовали до 1724,… … Энциклопедический словарь

Ясачные люди — плательщики Ясака, взимавшегося в России с народов Поволжья (с 15 16 вв.) и Сибири (с 17 в.). Я. л. считались мужчины от 18 до 50 лет (позднее с 16 до 60 за исключением больных и увечных), которых записывали в Ясачные книги. Количество Я … Большая советская энциклопедия

ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ — нерусские народности Поволжья и Сибири, которые платили натуральный налог – ясак … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Ясачные книги — описи сибирских волостей с поимённым списком ясачных людей (См. Ясачные люди) и сведениями о сборе с них Ясака. Сохранилось более 1700 Я. к. за период с 20 х гг. 17 в. по 20 е гг. 18 в … Большая советская энциклопедия

Ясачные комиссии — комиссии в Сибири по пересмотру ясачного обложения. Учреждены в 1764 в связи с ростом недоимок Ясака (Главная Я. к. в Тобольске, местные в провинциальных центрах). Я. к. закрепили за каждым родом (улусом) ясачных людей (См. Ясачные люди)… … Большая советская энциклопедия

ЯСАК — муж., татар., ·стар. сторожевой и опознавательный клич, знак, маяк: уран, лозунг, отзыв, пароль: знак для тревоги; сигнал вообще. Имети всякое бережение, и сторожи, и ясаки, Ратный Устав. Дети боярские, галичане и костромичи, изменили, почали меж … Толковый словарь Даля

ЯСАЧНЫЙ — и (старин.) ЯСАШНЫЙ, ясачная, ясачное (ист.). 1. прил. к ясак, являющийся ясаком. Ясачные сборы. 2. Платящий ясак. Ясачные люди. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЯСАЧНЫЙ — и (старин.) ЯСАШНЫЙ, ясачная, ясачное (ист.). 1. прил. к ясак, являющийся ясаком. Ясачные сборы. 2. Платящий ясак. Ясачные люди. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Источник

Кто такие ясачные крестьяне

Вы будете перенаправлены на Автор24

Ясачные крестьяне – это категория крестьян, плативших государственный налог – ясак, который взимался с народов Поволжья (в XV-XVIII вв.), Сибири (c XVII в.) и Севера.

Для начала стоит разобрать, что такое ясак. Ясаком в России XV – начала XX вв. называли натуральный налог, в основном, пушниной, который взимался с народов Сибири, Поволжья и Севера. Слово «ясак» является аналогом монгольского «засаг» (власть), татарского «ясак» (натуральная подать) и башкирского «яһаҡ» (подать, налог). Это слово появилось в русском языке в период освоения и завоевания Сибири и создания там системы острогов и зимовий, на которых был устроен сбор ясака.

Сбор ясака и получение доходов было главной целью подчинения широких неосвоенных территорий. Обычно ясак состоял из пушнины (соболь, лисица, бобер, куница), реже – из скота. Эта пушнина была очень важна для государственного бюджета, так как представляла собой целую статью торговли как внутри страны, так и за ее рубежом. Сначала сбор ясака находился в ведении Сибирского приказа, а в 1763 г. был переведен в функции Кабинета Его Императорского Величества.

Ясак назначался для каждого племени или рода по отдельности.

Служивые люди собирали ясак «с прибылью», запрещая заменять мех одних животных на других. Частые жалобы ясачных людей привели к тому, что в 1727 г. вышел указ, который разрешал выплату ясака не натурой, а деньгами, однако, через какое-то время эта мера была признана убыточной для государственного бюджета. В 1739 г. резолюция кабинета министров постановила собирать ясак соболями, а в тех местах, где он не очень распространен, предписывалось добирать нужный размер ясака другими видами пушнины.

В 1763 г. правительство приняло решение о необходимости упорядочения ясачной повинности. В Сибирь был направлен секунд-майор Щербачев, который должен был составить генеральную перепись. Кроме того, он сформировал на местах специальные комиссии, которые выработали основания для обложения ясаком.

Согласно этим положениям:

  • каждый улус облагался данью мехом определенного вида животного, либо деньгами, либо и тем, и другим;
  • в случае недостаточного «улова» необходимых зверей, позволялось заменять их другой пушниной или деньгами.

Готовые работы на аналогичную тему

В XIX в. в связи с изменениями быта и численности инородческих племен, было принято решение опять изменить систему обложения ясаком. Составление новых окладных ясачных книг было передано в ведение ясачных комиссий, отдельных для Западной и Восточной Сибири. За основание было принято деление представителей инородческих племен на бродячих, кочевых и оседлых. Бродячие и кочевые сохранили за собой прежний способ обложения, кроме того, что был отменен 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить налоги в соответствии с теми сословиями, в которые они вступали.

Ясачные люди

Поначалу «ясачными людьми» называли представителей покоренных народов в тюркских ханствах, которые находились на территории бывшей Монгольской империи:

  • в Казанском ханстве «ясачными людьми» считались чуваши, марийцы, часть мордвы, южные удмурты;
  • в Касимовском ханстве – мещеры и часть мордвы;
  • в Сибирском ханстве – манси, коми, ханты, северные удмурты, зауральские башкиры, кипчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы;
  • в Пегой Орде – селькупы и кеты;
  • в Крымском ханстве – ногаи.

В 1625 г. в Казанской земле количество ясачных крестьян превышало 40 тыс. дворов, а в 1710 г. их насчитывалось около 91 тыс. Ясачными людьми считались мужчины от 18 до 50 лет, кроме больных и увечных. Трудоспособное население записывалось в ясачные книги, а периодически количество ясачных людей проверялось переписями. Присяга – шерть – была способом принуждения людей к выплате ясака, а в случае невыплаты подати, сборщики дани могли брать заложников из местной знати (аманатов), которых содержали в тяжелых условиях.

Злоупотребления сборщиков ясака и его тяжесть вызывали рост недоимок, обнищание, что приводило к волнениям.

В Среднем Поволжье ясачные люди во второй половине XVI – начале XVIII вв. имели в пользовании землю, которая находилась во владении общин и являлась собственностью государства. Таким образом, эти ясачные крестьяне считались крепостными государства, были прикреплены к ясачной земле и не имели права ее покидать. Юридически они были на положении помещичьих крепостных крестьян.

Земля в общине распределялась между семьями на общих собраниях. Распределение происходило «чересполосно», то есть семья получала несколько участков земли в разных местах в зависимости от плодородия почвы. Таким образом, община стремилась уравнять возможности своих членов в отношении земли. При этом, разумеется, много зависело и от количества рабочих рук в семье, количества и качества инвентаря, которым обрабатывается земля и пр., что приводило к имущественному расслоению ясачного крестьянства. Часть дворов богатеет, в большем размере обеспеченная землей, скотом, сельскохозяйственным инвентарем. Другая часть дворов беднеет, а некоторые крестьяне попадают в кабалу к более зажиточным соседям.

Основными занятиями ясачных крестьян было земледелие; в степных и лесостепных областях активно занимались промыслами – бортничеством, рыболовством, охотой.

Ясачные крестьяне платили ренту-налог государству – денежный и хлебный ясак, ямские и полоняничные деньги, оброк за бортничество, рыболовство, охоту и прочие подати. На них распространялась и воинская повинность: каждый третий призывался на войну, а с 1705 года они были подчинены и рекрутской повинности. Кроме того, они привлекались на различные государственные работы – ямская служба, извоз, прокладка дорог.

В 1724 г. ясачные люди Среднего Поволжья были переведены в категорию государственных крестьян, и вместо ясака для них была установлена подушная подать, которая была больше по размеру. Как категория ясачные крестьяне Поволжья существовали до 1720-х, на Урале и Сибири – до 1822 г., когда они также были переведены в состав государственных крестьян.

Источник

«Да она из ясачных!» — что это значит, и почему на Алтае таких людей особо уважают

В разговоре старых подружек или даже коллег по работе на Алтае можно частенько услышать такие выражения:

— Ты про нее плохо не говори! Она из ясачных, испокон веку в Горном живет!

— Не знал, мы же тоже ясачные весь род. Надо будет поговорить с ней еще раз, не понял я ее.

Человеку не с Алтая сложно понять, о чем идет речь в таком разговоре. Какие-то ясачные, к которым здесь все хорошо относятся: о чем речь вообще идет?

За время путешествия по Алтаю у меня сложилось впечатление, что алтайцы — довольно закрытые люди. Не плохие, а именно закрытые. Они издревле живут на своей земле, очень ею гордятся и с некоторой неохотой пускают сюда чужаков, тем более если те захотели поселиться на Алтае навсегда.

Но есть все же одна категория людей, с которыми алтайцы готовы делить свою землю — те, кто испокон веков жил на Алтае с ними рука об руку. Это и есть те самые ясачные, про которых так часто упоминают в разговорах местные. Но чтобы нам с вами понять, о чем идет речь, придется немного углубиться в историю.

Вообще ясак — это натуральный налог, которым облагались в царское время народы Крайнего Севера и Сибири. Платили чаще всего пушниной, а если ее добыть не смогли, то заменяли деньгами. С алтайцев ясак в царское время брали, как и с других инородцев, но мало кто знает, что с некоторых русских тоже собирали этот налог.

После Никоновской реформы середины 17 века в Сибирь бежало огромное количество старообрядцев, которые не готовы были мириться с реформами Церкви. Спустя долгие десятилетия многие из них добрались до Алтая. Шли пешком да еще и со всем своим скарбом, поэтому переселение затянулось на несколько поколений.

На Алтай староверы шли в поисках сказочного Беловодья – страны с молочными реками и кисельными берегами, образом рая на земле. Так, к началу 18 века в глухих местах на Алтае жило уже довольно много старообрядцев. Здесь до них не могла дотянуться государева рука, ведь по законам того времени за отступничество полагались суровые наказания вплоть до казни.

И только спустя почти сто лет в самом конце 18 века при Екатерине II старообрядцев официально «легализовали», то есть разрешили им быть российскими подданными. Было лишь одно условие — они становились ясачными , то есть должны были платить натуральный налог в казну, точно так же как коренные народы Сибири и Севера.

То есть фактически староверов приравняли по статусу к алтайцам — коренным жителям этих земель. До сих пор алтайцы особенно уважают русских, которые жили на Алтае еще с петровских времен — потомков тех самых ясачных староверов, пришедших на берега Бии и Катуни в начале 18 века.

Потому и в разговорах частенько упоминают «да он из ясачных», то есть «свой человек», а значит с ним можно иметь дело. Не зря же его семья последние триста лет живет на Алтае. Можно сказать, что уже коренным успел стать.

Ставьте 👍, если понравился материал. Сейчас путешествую по Алтаю, выкладываю много интересного!

Источник

«Служилые татары» и «ясачные чуваши» — кто они?

Дихотомия «ясачные» – «служилые» – чисто русское приобретение, причём сословие «служилые татары» появилось в недрах Великого княжества Московского. При этом надо иметь в виду, что в Казанском ханстве автоэтнонима « татары » не было. Мусульманское население Казанского ханства называлось «татарами» прежде всего по устоявшейся на Руси традиции, где термин «татары» был собирательным и под ним подразумевались практически все известные восточные «инородцы». Сословие «служилые татары» в Московском государстве складывается в период правления Ивана III (1462-1505 гг.), когда представители знати тюрко-татарских ханств начали поступать на службу к великому князю московскому. Они наделялись поместьями преимущественно в пределах Касимовского ханства. С конца XV в. в Московском государстве практика раздачи поместий и «жалованья» служилым татарам «по прибору» из Казанского, Астраханского, Крымского ханств и Ногайской Орды становится традиционной. Сословная группа служилых татар окончательно формируется в Великом княжестве Московском во второй половине XV — первой половине XVI в. Эта социальная группа служилых людей стала важным инструментом в осуществлении внешнеполитических задач московского правительства. В процессе становления и территориального расширения Великое княжество Московское для осуществления эффективной интеграции в состав русского государства иноязычной периферации использовало военную силу кочевых народов – так называемых служилых татар. Без помощи сложившегося в недрах Великого княжества Московского сословия служилых татар царское правительство было не в состоянии управлять автохтонным многонациональным населением Среднего Поволжья. Поэтому служилым татарам предоставили особые привилегии: на равных срусскими дворянами и детьми боярскими они наделялись поместьями и вотчинами, жаловались рыбными ловлями, бобровыми гонами, бортными ухожаями, перевозами, кабаками и т.д.

В Казанском крае во второй половине XVI-XVII в. значительная часть экспроприированных от ясачных чувашей земель отошла служилым татарам. В обмен на услуги по защите рубежей государства, а также поддержанию порядка во вновь завоеванных землях служилым татарам гарантировалась некоторая автономия в сфере местного самоуправления, определённая свобода вероисповедания, а в социально-экономическом отношении поступившие на службу к московскому великому князю «татары» получали значительные пожалования и привилегии. Служилые татары несли административную, военную, дипломатическую, погранично-сторожевую, отчасти и полицейскую службу, а за исполнение военных и дипломатических поручений московских великих князей получали устанавливаемый государством доход с ряда территорий – вначале преимущественно с Мещерской земли, а затем с Казанского края и, наконец, со всего Среднего Поволжья. Сословие служилых татар в Казанском крае сформировалось во второй половине XVI — начале XVII в. в основном из «переведенцев» преимущественно из Мещеры. Массовое «испомещение» переведённых из Мещерского края служилых татар в Казанском крае происходит во второй половине XVI в. уже после «казанского взятья» и подавления «татарских войн» 1552–1557 гг. Юридическое оформление пожалованных служилым татарам земель местного населения явилось составным элементом в системе мер по колонизации Казанского края. Предоставление служилым татарам «на кормление» земельных угодий и других привилегий в обмен на военную, административную и иную службу возвышало сословие служилых татар над другими этническими группами ясачного населения Казанского края. И это подспудно подготавливало условия для религиозной и этнической ассимиляции окружающего чувашского населения. По переписным книгам 1646 г., в Казанском уезде насчитывалось 334 поместья русских служилых людей и 154 поместья служилых новокрещёных мурз и татар. В Казанском уезде в середине XVII в. поместья служилых людей в количественном отношении увеличились в два с лишним раза. Создается впечатление, что в Казанском и Свияжском уездах во второй половине XVI–XVII в. других татар, кроме служилых, практически не было. «Ясачные чуваши» в XVI– XVII вв. проживали и на правобережье Волги в уездах Свияжском, Цивильском, Кокшайском, Ядринском, Козьмодемьянском и Курмышском. По переписи 1625 г., численность военно-служилых людей Чувашского края выражалась в следующих цифрах: Свияжский уезд – 226 чел., Чебоксарский уезд – 64 чел. да ещё 35 тарханов; Козьмодемьянский уезд – 29 чел. да ещё 11 тарханов; Ядринский уезд – 23 тархана; Цивильский уезд – 67 тарханов; Кокшайский уезд – 6 тарханов; Курмышский уезд – 128 чел. да ещё 30 тарханов.

Прослеживается обусловленность этно-лингвокультурных процессов в Поволжье во второй половине XVI–XVII в. от соотношения численности военно-служилого и автохтонного населения: в тех уездах, где сосредоточивалось значительное число служилого населения, автохтонное население к концу XVII в. отатарилось, а в тех уездах, где служилые татары в источниках XVII в. не зафиксированы, до сих пор проживают чуваши и марийцы.

Во второй половине XVI–XVII в. в связи со строительством пограничных линий и «засечных черт» на землях бывшего Казанского ханства московское правительство начинает «верстать на службу» проявивших лояльность представителей разных сословий из местного населения и расселяет их вдоль Кубнинской, Карлинской, Цильнинской, а позднее Симбирской засечных черт и Закамской укреплённой линии. Для организации и ведения пограничной службы в Среднее Поволжье переселяют также служилых людей из центральных районов Московского государства и «служилых татар» (мишарей) из Касимовского ханства. Таким образом сверстанные на службу «служилые чуваши» и «служилые мордва» организационно вошли в состав «служилых татар» и были освобождены от уплаты ясака. По экономическому положению сверстанные из чувашей и мордвы «служилые татары по прибору» (возможно, и включая часть мишарей) занимали промежуточное место между ясачными (тяглыми) людьми и служилыми людьми более высоких категорий – «послуживцами по отечеству», служилыми князьями, мурзами и т.д. По мере укрепления позиций Русского государства в колонизированных регионах необходимость в службе татар-мусульман отпала, что в конце концов привело к упразднению сословия служилых татар, и они были переведены в разряд податного крестьянского сословия.

Это вырезка из научной статьи!Пишите свои комментарии.

Источник

Оцените статью