Что значит янтарь дымился

Понятие о тропах

В 2016/17 учебном году в «Творческой Мастерской Алкоры» мы будем изучать средства художественной выразительности, которые используются в поэзии, и даже проведем по данной теме новую учебную конкурсную серию под общим названием ТРОПЫ.

ТРОП — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.

К тропам относятся такие художественные приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты и ряд других выразительных средств. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Поэтическое слово — многозначное; поэт создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, — все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом поэта или писателя.

При создании ТРОПА слово ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ.

Познакомимся с самыми известными видами тропов.

ЭпИтет — это один из тропов, являющийся художественным, ОБРАЗНЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.
В качестве эпитета могут выступать:

— прилагательные:
кроткий лик (С.Есенин);
эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев);
прозрачная дева (А.Блок);

— причастия:
край заброшенный (С.Есенин);
исступленный дракон (А.Блок);
взлет осиянный (М.Цветаева);

— существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом:
Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева);
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).

Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка — это не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо — эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.

В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
— образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;
— создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
— передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: «Куда поскачет наш проказник?» (А.Пушкин);
— совмещать все предыдущие функции (как это бывает в большинстве случаев употребления эпитета).

Сравнение — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.

Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БУДТО и подобными. Выражения типа ОН БЫЛ ПОХОЖ НА… нельзя считать сравнением в качестве тропа.

«И стройных жниц короткие подолы, КАК ФЛАГИ В ПРАЗДНИК, по ветру летят» (А.Ахматова)

«Так образы изменчивых фантазий, бегущие, КАК В НЕБЕ ОБЛАКА, окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе». (В. Брюсов)

Авторы используют сравнение для раскрытия различных признаков явления или передачи своего отношения к чему-либо.

Олицетворение — художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.

Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение («Край ты мой заброшенный» С.Есенина, «Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно» В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).

Задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.

ГипЕрбола (преувеличение) — это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам.

» Любовь мою, как апостол во время оно, ПО ТЫСЯЧЕ ТЫСЯЧ разнесу дорог..» (В. Маяковский)

«И сосна ДО ЗВЕЗД достаёт». (О. Мандельштам)

Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА ( простота) — художественное преуменьшение. Литотой так же является определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного:: «он неглупый», вместо «он умный», «это неплохо написано» вместо «это хорошо написано»

» Ваш шпиц — прелестный шпиц, НЕ БОЛЕЕ НАПЁРСТКА! Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!» (А.Грибоедов)

» И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… А САМ С НОГОТОК!» (А.Некрасов)

Гипербола и литота позволяют автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.

МетАфора (перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что «слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство».

» Не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль ДУШИ СИРЕНЕВУЮ ЦВЕТЬ. В саду ГОРИТ КОСТЕР РЯБИНЫ КРАСНОЙ, но никого не может он согреть». (С.Есенин)

«(. ) Исчезал сонный небосвод, опять ОДЕВАЛО ВЕСЬ МОРОЗНЫЙ МИР СИНИМ ШЕЛКОМ НЕБА, ПРОДЫРЯВЛЕННОГО ЧЕРНЫМ И ГУБИТЕЛЬНЫМ ХОБОТОМ ОРУДИЯ». (М.Булгаков )

МетонИмия ( переименовывать) — вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков, например: выпить две чашки кофе; радостный шепот; ведро расплескалось.

«Здесь БАРСТВО дикое, без чувства, без закона, ПРИСВОИЛО себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА. » (А.Пушкин)

«Вы здесь ВСТРЕТИТЕ БАКЕНБАРДЫ, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (. ) Здесь ВЫ ВСТРЕТИТЕ УСЫ чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (. ) Здесь вы ВСТРЕТИТЕ ДАМСКИЕ РУКАВА на Невском проспекте! (. ) Здесь вы ВСТРЕТИТЕ УЛЫБКУ единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия (. )»(Н.Гоголь)

«Читал охотно АПУЛЕЯ (вместо: книгу Апулея «Золотой осел» ) , а Цицерона не читал».(А.Пушкин)

» Гирей сидел, потупя взор, ЯНТАРЬ в устах его дымился (вместо «янтарная трубка») (А.Пушкин)

СинЕкдоха ( соотношение, дословно — «сопонимание») — троп, разновидность метонимии, стилистический приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное. Реже — наоборот, с частного на общее.

«Вся школа высыпалась на улицу»; «Россия проиграла Уэльсу: 0-3»,

На использовании синекдохи строится выразительность речи в отрывке из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин»: «На восток, сквозь быт и копоть // Из одной тюрьмы глухой // По домам идет Европа // Пух перин над ней пургой // И на русского солдата //Брат-француз, британец-брат // Брат-поляк и все подряд // С дружбой будто виноватой // Но сердеч-ною глядят. » — здесь обобщенное наименование Европа употребляется вместо названия народов, населяющих европейские страны; един¬ственное число существительных «солдат», «брат-француз» и других заменяет их множественное число. Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.

«И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М. Лермонтов) — слово «француз» употребляется как на¬звание целого — «французы» (существительное в единственном числе используется вместо существительного во множественном числе)

» Все флаги в гости будут к нам (вместо «корабли» (А. Пушкин).

Определения некоторых тропов вызывают разногласия у литературоведов, поскольку границы между ними размыты. Так метафора, в сущности, почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.

Общепринятой классификации тропов не существует. Примерный свод наиболее известных тропов включает такие приемы создания выразительных средств, как:

Эпитет
Сравнение
Олицетворение
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Гипербола
Литота
Аллегория
Ирония
Каламбур
Пафос
Сарказм
Перифраз
Дисфемизм
Эвфемизм

О некоторых из них мы поговорим подробнее в процессе участия в отдельных конкурсах учебной серии «Тропы», а пока просто запомним новый термин:

ТРОП (оборот) — это риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы, помимо поэзии, широко используются в литературных прозаических произведениях, в ораторском искусстве и в повседневной речи.

Источник

Проверяем натуральность янтаря

Оглавление

Вы купили изделие из янтаря и хотите проверить его натуральность. Интернет пестрит советами тех, кто считает себя экспертом в данном вопросе. Давайте проанализируем основные из них.

Смолистый аромат

Янтарь — окаменевшая смола хвойных деревьев, возраст которой исчисляется миллионами лет. Поэтому советчики рекомендуют приложить к натуральному янтарю раскаленную иголку. Натуральный янтарь начнет испускать смолистый аромат, подделки завоняют химией.

Сейчас практически невозможно найти янтарь, который при нагревании распространяет чудесный хвойный запах.

Бусины, кабошоны, серьги, подвески, предлагаемые магазинами, сделаны из обработанного (облагороженного янтаря). Облагороженный янтарь (гретый, осветленный, лузгованый) не будет пахнуть лесной смолой. Более того, осветленные образцы могут отдавать химией. Почему это происходит и как связано с облагораживанием (обработкой) минерала?

Украшения с облагороженым янтарем

Методы облагораживания янтаря известны не одно столетие.

Просветление заключается в кипячении янтаря в жиру, который заполняет микропузырьки в толще камня. В древности использовали жир молодого поросенка, потом его заменили на льняное и сурепное масло. В 19 веке таким способом из янтаря изготавливали стекла очков, увеличительные и “зажигательные” стекла.

Осветление янтаря — мутный янтарь обесцвечивают в автоклаве, держа 16 часов под давлением в азотной среде при температуре 250 градусов по Цельсию, затем следует закаливание обесцвеченного минерала в специальных печах с песком.

Прокаливание или лузгование — янтарь прокаливают в песке при температуре около 140 градусов по Цельсию. В результате внутри янтаря образуется так называемая “лузга” — пузырьки и образования, напоминающие рыбью чешую, а сам камень становится более прозрачным.

Прессование и формование — мелкие кусочки янтаря загружают в шлифовальный барабан, очищают от примесей, затем превращают в порошок, прогревают при высокой температуре до получения однородной вязкой массы, которую заливают в формы и охлаждают.

Окрашивание (тонирование) — натуральный янтарь можно “подкрасить”, придать ему практически любой оттенок либо усилить природный цвет, добавив специальные химические красители.

98% изделий янтаря проходят термическую и химическую обработку. Смолистый запах у обработанного янтаря отсутствует.

Необработаный балтийский янтарь и янтарь после обработки

Теперь понятно, что совет работает только в отношении необработанного янтаря, который в готовых изделиях используется редко. Также советчики не уточняют, что делать с повреждением поверхности минерала после прокалывания раскаленной иглой.

Необработанный натуральный балтийский янтарь благоухает смолой. При прокалывании иглой шарика из полимерной имитации мы ощутим запах пластика. Однако имитация из канифоли тоже пахнет смолой, а прессованный (плавленный янтарь) вообще не пахнет. При этом не балтийский янтарь даст необычный запах и точно не смолы.

Копал и канифоль

Соленая вода

Натуральный янтарь не тонет в соленой воде, имитации идут ко дну. Это один из самых распространенных советов проверки натуральности минерала.

Давайте вспомним, какие имитации янтаря встречаются в продаже? Их можно разделить на две группы — не природные и натуральные.

К первой группе относятся имитации из стекла, фенольной, акриловой, эпоксидной смол и пластика, вторая группа — смолы современных хвойных и бобовых деревьев.

Янтарь из природных смол (копала) — самая дорогая и “качественная” имитация минерала. Копал может быть “молодым” и ископаемым. Возраст последнего насчитывает 2-3 тысячи лет, некоторых образцов — до 50 тысяч лет, в то время как натуральный янтарь каменеет в природе миллионы лет.

Тугоплавкий копал пропускают через автоклав и на выходе получают камень, практически не отличающийся от природного янтаря.

В соленой воде утонут имитации из синтетических смол и стекла. Имитации из копала в крутом растворе соли поведут себя так же, как и природный янтарь. Подделки из акрила и пластика и вовсе всплывут на поверхность. Также надо понимать, что подобный способ применим только к отдельным бусинам, кабошонам и подвескам. Готовое украшение с металлическими деталями бесполезно тестировать, оно утонет.

Янтарь и имитация из синтетической смолы в растворе соли

Черный дым

При горении натуральный янтарь будет испускать белый дым, а имитации — черный.

Диагностика горением приведет к уничтожению украшения, бусины, кабошона или подвески независимо от результата ”проверки”.

Этим методом можно обнаружить подделку янтаря из стекла. Однако если вы до этого хоть раз держали в руках натуральный янтарь, спутать его со стеклянной имитацией невозможно. “Стеклянный янтарь” идеально прозрачный, тяжелый, не горит и не электризуется.

Идентифицировать по цвету дыма янтарь из синтетической смолы и пластика сложно. Копал, например, может дымить белым, а может и черным. Обработанный натуральный янтарь точно также “закоптит” черным дымом. Причины мы описывали выше. Он прошел термическую и химическую обработку.

Как горит янтарь

Пузырьки в янтаре

Некоторые советчики утверждают, что слишком большое количество пузырьков воздуха и включений свидетельствует в пользу имитации янтаря.

Однако лузгованый натуральный янтарь содержит большое количество пузырьков. В имитациях из копала, стекла, эпоксидной смолы этих пузырьков может быть совсем немного.

Лузгованый янтарь

Царапины ножом

Если поцарапать янтарь ножом, появится крошка, которую легко растереть в порошок, стекло не царапается, а царапины по пластику оставляют стружку.

Этот способ разрушит камень, повредит его, а если янтарь находится в готовом украшении, он и вовсе не подходит.

Вот такие царапины оставляет на янтаре игла

Электричество

Натуральный янтарь электризуется. Если потереть его о ткань, а затем поднести к мелко нарезанным кусочкам бумаги, последние “прилипнут” к минералу.

Да, янтарь действительно электризуется. Но то же самое характерно и для имитаций из пластика. Некоторые подделки с добавлением полимеров хорошо электризуются.

Инклюзы в янтаре

В натуральном янтаре встречаются застывшие части доисторических растений и насекомых, особенно богат на инклюзы доминиканский янтарь. Однако, камушек с инклюзом, размер которого превышает несколько миллиметров будет стоить баснословно дорого. Это редкие, коллекционные экземпляры. А вот те многочисленные скорпионы, жуки и прочие “звери”, массово предлагаемые рынком в лучшем случае будут имитацией из копала, в большинстве же — это синтетические смолы или пластик.

Скорпион в акриле и смоле

Ультрафиолет

В ультрафиолете натуральный янтарь светится голубым и зеленым цветом, искусственные смолы, пластик и стекло — нет. Копал и искусственный янтарь на основе казеина светятся желтым. А если дома нет ультрафиолетовой лампы? Не покупать же ее ради диагностики? Тут существует небольшая хитрость: можно попросить просветить янтарь под ультрафиолетовой лампой в салоне красоты или прибором для сканирования банкнот на кассе.

Янтарь в ультрафиолете на выставке «Сияние янтаря» и сравнение оригинала и имитации под ультрафиолетовой лампой

Что делать?

Все перечисленные выше “советы” работают с оговорками и исключениями. Поджигание, прокалывание, обнюхивание, эксперименты с соленой водой, царапание ножом — сомнительные способы диагностики янтаря, повреждающие изделие с ним.

Единственный более-менее надежный способ — ультрафиолет, но найти ультрафиолетовую лампу или фонарик не всегда получается. Что же делать? Как не дать себя обмануть?

1. Ультрафиолетовую лампу или фонарик можно попросить у друзей, при посещении маникюрного кабинета и в любом магазине, где проверяется подлинность банкнот.

2. Потребовать сертификат у продавца.

Сертификация (заключение эксперта-геммолога) — надежный метод, если исследование проводит известная лаборатория, которая может подтвердить подлинность заключения.

Как выглядит экспертное заключение на янтарь

Любой честный продавец предоставит телефон, укажет имя эксперта и серийный номер документа. Если вы получили что-то другое, значит имеет место подделка заключения.

Второй фактор — надежность и репутация магазина, в котором вы приобретаете изделия из янтаря. Порядочные магазины неоднократно проверяют своих поставщиков.

Интернет-магазин «Очарование бусинами» работает с одним проверенным поставщиком, все линейки товаров которого проверялись неоднократно.

Источник

Читайте также:  Низкая скорость клубочковой фильтрации что это значит у пожилого мужчины
Оцените статью