Что значит янг эдалт

Young Adult Fiction: особенности жанра и целевой аудитории

Литература Young Adult (сокращается обычно в YA, дословно «молодые взрослые») — одно из наиболее популярных литературных направлений на Западе, о котором у нас говорят мало и как-то неуверенно. Неуверенность можно понять. Разобраться в деталях сложно — Young Adult уже давно разделилось на множество ветвей, а эксперты даже не могут окончательно сойтись во мнении по возрастным рамкам.
Сразу оговоримся, что считать «young adult» мы будем подростков и молодых людей в возрасте от двенадцати до (примерно) двадцати лет. Значит ли это, что книги YA будут интересны только им? Нет, посмотрите на того же «Гарри Поттера». Многим читателей направления далеко за восемнадцать лет, и поэтому есть люди, настаивающие на том, что возрастные рамки надо расширить.

Если упростить, то Young Adult — литература, которая строится вокруг читателя, и не просто читателя, а читателя-подростка. Например, подростки приходят в художественную литературу не за тем, чтобы их чему-то учили. Или снисходили до них, говорили с позиции всезнающего взрослого — им такого и в жизни хватает.

Подростки хотят читать о том, что им интересно, будь то эскапистские приключения сверстников или истории о том, как выжить в нашем мире, и чтобы с ними говорили на равных. Еще они любят ассоциировать себя с персонажами, находить в книгах свои переживания и свой опыт. Отсюда и другая особенность — в Young Adult в главной роли почти всегда подростки.

Часто говорят, что для литературы Young Adult важен динамичный и увлекательный сюжет — это не совсем так. В современном массовом искусстве культивируются персонажи. Успех молодежных произведений, будь то книги, кино или игры, во многом определяется тем, насколько персонажи яркие и интересные, насколько успешно они смогут существовать вне произведения, в том числе в творчестве фанатов.

Читайте также:  Что значит представиться по форме

Часто авторы YA делают главного героя усредненным, лишенным отличительных характеристик. Даже если он или она «избранные». Цель — дать возможность читателю симпатизировать протагонисту и примерить его роль на себя.
Авторы активно эксплуатируют подростковый дух бунтарства (отсюда столько антиутопий — «Бегущий в лабиринте», «Голодные игры», «Дивергент», «Младший брат» и многие другие). Бунтуют в основном против мира «испорченных» взрослых, причем этот мотив мы видим и в фантастических работах, и в реалистических. По большому счету даже «Над пропастью во ржи» Сэлинджера с оговорками можно причислить к литературе YA — тут и протагонист-подросток, и тематика подходящая. С другой стороны, эволюция героя отсутствует, и сам по себе посыл книги адресован в большей мере взрослым, а не подросткам. По той же причине сложно причислить и «Реальный мир» Нацуо Кирино к Young Adult — повесть рассказывает о подростках, но разговаривает автор со взрослыми, показывает им, во что они превращают жизни молодых людей.
Более того, в «Реальном мире» хватает жестких сцен даже по меркам направления (убийство матери подростком как некий акт освобождения). Это подводит нас к одной из главных проблем Young Adult в России. Книги в этом жанре запросто могут содержать сцены секса, издевательств, насилия, употребления алкоголя и наркотиков, рассуждения о сексуальности и сексуальной ориентации, самоубийство персонажей и так далее. Этот список повергает в ужас сердобольных родителей и наше правительство, болезненно обеспокоенное моральным обликом подростков, отсюда появляется ярлык «18+», лишающий целевую аудиторию возможности легальным путем приобрести книгу.

Но сцены для совершеннолетней аудитории (с точки зрения российского законодательства, по крайней мере) есть не во всех YA. Популярный пример — «слезодавилка» Джона Грина «Виноваты звезды». В сентиментальной истории о любви двух больных раком подростков обсуждается тема принятия потери любимого человека, тема важная и затрагивающая многих людей. Возможно, именно это сочетание сентиментальности и близкой многим темы и привело роман к успеху.

Читайте также:  Что значить малое предприятие

А вот еще одна известная книга, «13 причин почему» Джея Эшера (по ней недавно на Netflix вышел нашумевший сериал), в плане провокационности противоположный пример. Роман представляет собой тринадцать записей покончившей с собой девушки, в которых она называет тринадцать причин самоубийства, в числе которых издевательства, изнасилование, предательство. Такие книги, помимо всего прочего, помогают подросткам, переживающим трудности в жизни, понять, что они не одиноки.

Серия Рика Янсли «Монстролог» сочетает традиционный сюжет о подающем надежде ученике таинственного монстролога с элементами хоррора. Популярная серия «Орудия смерти» Кассандры Клэр — городское фэнтези о принятии себя, решениях и их последствиях. Среди комиксов, пожалуй, самый яркий пример — серия «Скотт Пилигрим против всех» Брайана Ли О’Мэлли с отсылками на массовую культуру, запоминающимися персонажами и своеобразным юмором. Про бесконечные антиутопии, которые некоторые даже выделяют в отдельный жанр «Young Adult Dystopia», мы уже говорили — лучше напоследок назовем пару необычных работ. «Сказки тысячи ночей» Э. К. Джонстон — медленная и атмосферная фантазия на тему «Тысячи и одной ночи», но достаточно самобытная. «Сказки сироты» Кэтрин М. Валентэ — еще одна работа, вдохновленная «Тысяча и одной ночью», но более экспериментальная и в плане стилистики, и в плане построения сюжета и использования иллюстраций.
Направление Young Adult шире и многообразнее, чем может показаться на первый взгляд, спорные возрастные рамки и довольно общие характеристики способствуют выходу произведений самого разного плана. Можно даже Крапивина и «Тимура и его команду» записать в YA со скидкой на советские реалии. Подытожим сказанное выше о направлении:

  • целевую аудиторию составляют подростки;
  • главный герой подросток;
  • посыл книги нацелен на подростков, разговор на равных;
  • желательны яркие персонажи и эволюция главного героя/героини;
  • темы и проблемы, отражающие опыт подростков и интересующие их;
  • среди популярных тем: любовь, мир взрослых, поступки и их последствия, принятие себя, общение со сверстниками и другие;
  • книги могут быть любого жанра, но есть ряд особенно популярных.

Направление Young Adult широкое и интересное, причем интересное не только для подростков. Очень жаль, что у нас о его представителях говорят немного. Возможно, дело в предвзятости части аудитории, возможно, просто в слабой развитости направления в России (на ум приходит сразу приходит только старый сериал про Таню Гроттер Дмитрия Емеца, который голландский суд признал плагиатом с «Гарри Поттера»). А если открыть «Лучшие книги» в разделе «Подростковая литература» на LiveLib, то на первой странице отечественным авторам принадлежит всего три из двадцати пяти работ. Причем две входят в одну и ту же серию. На второй странице ситуация немногим лучше. Не то чтобы это самый популярный у подростков ресурс, но, думаю, в определенной мере топ всё же отражает ситуацию. Будем надеяться, что ситуация изменится.

Автор: Алексей Мелихов, филолог, специалист по зарубежной литературе


Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге!

Источник

Литература Young Adult с XIX века до наших дней

Текст: издательство «Like Book» специально для Livelib

Термин Young Adult Fiction стал популярен среди современных читателей относительно недавно, но само направление подростковой литературы зародилось не меньше двух веков назад. Предлагаем вашему вниманию небольшое исследование об истории развития YA.

История Young Adult-жанра тесно связана с восприятием таких понятий как детство и юношество на протяжении истории. Впервые о подростках, как об отдельной категории людей, заговорили в 1920-х, однако книги для этой возрастной категории издавались и до этого. Одной из первых «подростков» признала Сара Триммер — английская детская писательница 18 века, выпускавшая журнал «Страж образования», в котором обозревалась детская литература. В 1802 она определила термин «Young Adulthood» как людей в возрасте от 14 лет до 21 года. В своём знаменитом журнале Триммер использовала классификацию на «Литературу для детей» (до 14 лет) и «Литературу для молодых людей» (от 14 до 21). Примерно эта же классификация, с несколькими усложнениями, используется и по сей день.

Среди литературы 19 века можно найти множество ранних работ, которые заинтересовали молодёжь, хотя и не были написаны специально для неё. К таким произведениям относятся: «Шведская семья Робинзонов» (1812) Йохана Уайсса, «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» (1814) Вальтера Скотта, «Оливер Твист» (1838) и «Большие надежды» (1860) Чарльза Диккенса, «Алиса в стране чудес» (1865), «Приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна» и другие.

Привлекло подростковое внимание и несколько «взрослых» романов начала 20-го века, такие как: «Остров сокровищ» Стивенсона, «Хоббит» Толкина и «Дерево растёт в Бруклине» Бетти Смит.

20 век стал основной отправной точкой современного Young Adult. В 50-х, с разницей в несколько лет, вышло два «взрослых» романа, читателями которых, в основном, стала молодёжь. Это «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и «Повелитель мух» Голдинга.

Современная классификация подростковой литературы появилась в 50-60-е. Больше всего на это повлиял выход книги С.Э. Хинтон «Изгои» (1967). Чем же «Изгои» были примечательны? В книге поднималась нетипичная для того времени тема — тёмная сторона жизни подростков. В книги также не было типичной для того времени ностальгии по молодости, т.к. роман Хинтон издали, когда ей было 17 лет. «Изгои» до сих пор остаются одной из самых популярных книг YA-жанра.

В 60-х годах поколение «до 30-ти» стало всеобщей темой для обсуждения и исследования. Тогда же подростковая литература стала принимать вид отдельного жанра. Жизнь и проблемы подростков стали новыми темами для обсуждения, что породило появление новых авторов. В конце 60-х начале 70-х были опубликованы пять произведений, ставших фундаментом современной подростковой прозы: автобиография Майи Энджелоу «Я знаю, отчего птица поёт в клетке» (1969), «Друзья» (1973) Розы Гай, «Под стеклянным колпаком» (1963) Сильвии Плат, «Благослови зверей и детей» (1970) Глендона Свортаута и «Deathwatch» (1972) Робба Уайта.

Издатели сконцентрировали своё внимание на новом растущем жанре, книжные магазины и библиотеки начали создавать отдельные секции для подростковой литературы, а авторы стали создавать произведения, отвечающие непосредственным интересам молодой аудитории. Таким образом, 70-80-е стали «Золотым веком» для Young Adult жанра. В 80-х появилось множество романов на злободневные темы, с которыми приходиться сталкиваться подросткам, такие как изнасилования, убийства, самоубийства и смерть родителей. В это же время стали появляться сентиментальные романы, сюжеты которых были близки к повседневной молодёжной жизни. В 90-х набор YA-тематик расширился ещё больше, стали публиковаться книги, поднимающие такие серьёзные проблемы, как алкоголизм, наркомания, сексуальная ориентация, идентичность, красота и даже подростковая беременность. Расцвету жанра также послужило увеличение количества читающих подростков. Это укрепило позиции YA-литературы на рынке, который продолжает развиваться и по сей день, охватывая всё более сложные и многогранные темы.

1997 год вдохнул жанру новое дыхание и привлёк к себе внимание широкой аудитории. Именно в этом году вышла первая книга о Гарри Поттере, которую полюбили все: дети, подростки и взрослые. После этого выходит сразу несколько успешных подростковых серий ( «Голодные игры» , «Сумерки») . Жанр развивается, образуя сразу несколько поджанров, и перетекает в другие виды искусства и медиа.

В 2016 году в России появилось новое издательство, полностью сконцентрированное на литературе направления Young Adult Like Book. В нём начали выходить громкие дебюты молодых авторов и переиздания современной классики. Like Book выпускает психологические романы Соломоники де Винтер, Лиз Дженсен и Гейл Форман, в ближайших планах — триллеры и мистика, уже ставшие мировыми хитами.

В настоящее время Young Adult — одно из самых популярных направлений в литературе. Ведь пока подростки задают вопросы миру, у авторов есть повод по-своему на них ответить. А вопросов с каждым годом возникает всё больше и больше.

Источник

Простыми словами: Young adult

Young adult (произносится янг эдáлт ), сокращённо YA — новое понятие в книжных обзорах. Буквально это переводится как «молодые взрослые». Что же это такое — новое направление, дополнительная полка в книжных магазинах или просто удобное обозначение возрастной категории?

Начнём с того, что литература для подростков никуда не делась — издаются новые книги , переиздаются старые-добрые. Никто не пытается заменить уже имеющееся в нашей культуре явление чем-то новым и чуждым. Young adult — это самостоятельная и параллельная история.

Во-первых, Young adult как название целевой аудитории обозначает не любого «молодого взрослого», а определённую социальную группу, выделившуюся сравнительно недавно — в последние лет 15-20. Это молодые люди после окончания старшей школы или вуза на пороге самостоятельной жизни. В каждой культуре (европейской ли, американской, русскоязычной) это будут свои условия и разные типажи — но везде сейчас возраст взросления смещается, и возникает потребность проговаривать проблемы, волнующие эту прослойку между подростками и «совсем-взрослыми».

То есть, нет смысла натягивать этот термин в обратную перспективу на Сэлинджера и Крапивина . (Что не мешает книготорговцам переиздавать известные книги под новым броским ярлыком, но мы же всегда думаем своей головой, когда покупаем книги, правда?)

Во-вторых, круг чтения подростков — это совсем другое понятие, отличное и от «книг для подростков», и от «янг эдалта». Так исторически сложилось, что в определенном возрасте мы любим Ремарка и «Мастера и Маргариту», но это не причина переименовывать их в YA. Точно также и книги про подростков (» Повелитель мух «, например, или » Географ глобус пропил «) не причисляются автоматически к этой категории.

И наконец, у YA есть определенный набор параметров. Такие романы в основном ориентированы на сюжет, а не на стиль, подтекст и художественные изыски. Как правило, в них присутствуют яркие переживания, и герои проходят определённый путь по этим «эмоциональным качелям». От подростковой литературы их отличает отсутствие нравоучительности, «примерных» героев и взрослых, которые придут и всё разрулят, — но несмотря на то, что янг-эдалт-герои вынуждены ошибаться, выживать и делать выбор самостоятельно, книгам YA присущ определённый оптимизм и поиск моральных ориентиров. В них часто есть фигура наставника — и они важны не просто как вау-сюжет или вау-эмоции, а как терапия для неидеальных взрослеющих детей. Конечно, в любой категории книг есть свои шедевры и своя макулатура, но именно эта наставническая задача выделяет «янг эдалт» в социально осмысленную, а не только маркетинговую категорию.

В подростковой или детской книге мир взрослых противопоставлен миру подростков/детей, как в «Маленьком принце» или » Доме, в котором «, а янг-эдалт-герой уже вышел во взрослый мир и ищет своё место среди других взрослых людей.

Стоит также напомнить, что система возрастных рейтингов, присваиваемая книгам в Российской Федерации, базируется на законодательно закреплённом наборе условных признаков и не имеет отношения к тому, какой аудитории эта книга предназначена.

Если понравилось — подписывайтесь на тег #чпс_простымисловами . Посмотрите ещё: Как найти в книге «абажур»?

Источник

Оцените статью