- Японский стиль: что такое ваби-саби в интерьере? (не путать с васаби!)
- Необычный взгляд на мир в Японии
- 1. Через принятие вы обретаете свободу: из-за принятия вы найдете рост
- 2. Все вещи в жизни, включая вас, находятся в несовершенном состоянии изменения, поэтому стремитесь не к совершенству, а к совершенствованию.
- 3. Цените красоту всех вещей, особенно ту великую красоту, которая скрывается под поверхностью того, что кажется сломанным.
- 4. Медленно и просто — это единственный способ ощутить радость от того, что значит быть живым.
- 5. Быть довольным тем, что у вас уже есть — значит быть счастливым.
- Основное учение философии ваби-саби
Японский стиль: что такое ваби-саби в интерьере? (не путать с васаби!)
Главная идея
В основе японского стиля в интерьере лежит принцип ваби-саби — это часть местного мировоззрения, которая нашла отражение и в традиционной поэзии хокку, и в кино, и в графике, и в миниатюре.
Ваби можно перевести как «скромная, простая и непритязательная красота». Саби — это «налёт старины», «подлинность» и «умиротворение одиночества».
Суть ваби-саби нельзя перевести дословно, но можно прочувствовать атмосферу, если представить заснеженное поле с редкими былинками или тусклый свет туманным ноябрьским утром в лесу.
Настоящие японские интерьеры всегда максимально просты. Не верьте картинкам по запросу «японский интерьер», где поверхности исписаны иероглифами и разрисованы кислотными цветами псевдосакуры.
Тут важна естественная красота материалов; простые, ровные, матовые поверхности; рассеянный свет; функциональность, минимум мебели, декора и вещей.
Как появился японский стиль в интерьере
Это этнический стиль в дизайне, сложившийся в традиционных жилищах японцев. На особую эстетику и функционал японских домов повлияли и культурные, и технические, и географические особенности страны.
Так, регулярные землетрясения приучили японцев строить дома из дерева и разделять комнаты лёгкими перегородками с бумажными вставками. Это позволяло минимизировать травмы в случае разрушения зданий.
Через бумажные вставки было видно тень врага, и он не мог прокрасться в комнату незаметно. А в одной из самых исполняемых опер мира, «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, главная героиня, гейша Чио-Чио-Сан, именно так замечает новую жену своего возлюбленного, которая стояла в саду.
Особая философия, построенная на созерцании окружающего мира и любовании природой, возвела в абсолют простоту и естественность в обустройстве жилья у японцев. Отсюда — естественные цвета и материалы в отделке, мягкое, рассеянное освещение.
В 20–40-х годах ХХ века японский стиль стал популярен во всём мире и повлиял на появление минимализма в интерьере и архитектуре — собственно, практически все современные минималистичные здания так или иначе наследуют принципы японского стиля: простота, сдержанность, функциональность и отсутствие «украшательств ради украшательств».
Кому понравится такой стиль
Тем, кто разделяет ценности японской культуры и эстетику простых вещей, свободных пространств и минималистичных форм. Также в таких интерьерах будет комфортно любителям идеального порядка и тем, кто не терпит лишнего в своём доме.
Каким квартирам подходит японский стиль
В той или иной степени этот стиль можно реализовать в любой квартире, в том числе и в хрущёвке.
Единственное ограничение: японский стиль в интерьере не терпит заставленности помещения; все бытовые предметы (посуду, книги, детские игрушки, косметику, инвентарь для уборки и т. п.) нужно где-то хранить, чтобы они не загромождали пространство.
В той же спальне в японском стиле должна быть фактически только простая низкая кровать и гардеробная (или шкаф-купе). Заставлять комнату комодами, дополнительными шкафами и местами для хранения вещей означает потерять «японскость» пространства.
Поэтому в двухкомнатной хрущёвке для одного человека или пары реализовать японский интерьер можно. Если семья больше — вряд ли.
Цвета
Очень спокойные — в первую очередь, это палитра тёплого белого: молочный, охристый, кремовый, оттенки натурального дерева.
Также можно использовать глубокие серые, графитовые оттенки в качестве акцентов и тёмное дерево (в небольших количествах).
Кроме того, японский стиль в интерьере ценит природные оттенки зелёного и оливковый цвет. Яркие, контрастные и кричащие цвета для этого направления неприемлемы, но возможно вкрапление глубоких и насыщенных оттенков (например, винного).
Материалы
Натуральные материалы — гладкое дерево, бамбук, ротанг, рогожка, обои с «природной» поверхностью, речная галька для отделки в ванной, рисовая бумага, матовые пластик и стекло, спокойные окрашенные поверхности, декоративная штукатурка. Широко применяется фанера — и в отделке, и в мебели.
Стены
Ровные, окрашенные либо оклеенные обоями с матовой «естественной» фактурой (это может быть просто бумага, либо имитация песчаной поверхности, либо плетения из травы).
Исключены любые яркие принты — никаких фотообоев с видами Фудзиямы или Токио. Приветствуются также декоративная штукатурка, покрытие под бетон или камень и пр.
Для создания японского стиля в интерьере часто используются панели из необработанной фанеры, вставки из природных материалов (той же рогожки), раздвижные перегородки из лёгких деревянных конструкций со вставками из матового стекла.
Потолки
Ровные, натяжные или под покраску, если позволяет высота — добавляются крупные минималистичные световые панно в японском стиле, дающие мягкий рассеянный свет (большие прямоугольные или квадратные светильники с деревянной основой и натянутой рисовой бумагой).
Кроме того, японский стиль в интерьере допускает оставить потолки «голыми», в бетоне или частично оформить их листами фанеры.
Пол
Дерево, линолеум с естественным, неброским дизайном, керамическая плитка крупного формата, ламинат.
Дизайн в японском стиле, автор Елена Черных
Мебель
Мебели должно быть мало — центр комнаты в японском интерьере всегда свободен.
В традиционных жилищах у японцев вообще нет мебели, чтобы сидеть или лежать на ней (диванов, кресел, стульев). Но сидеть долго на пятках, если ты не привык к этому с детства, практически невозможно, поэтому мебель в западных интерьерах в японском стиле появилась, но максимально низкая и незаметная. Тот же журнальный столик может быть высотой порядка 25–35 см, а спинка дивана располагаться на уровне всего 40–60 см.
Узнаваемая деталь — кровать, имитирующая традиционный японский футон (её так и называют — кровать-футон). Это ортопедический матрац на очень низкой (10–20 см) деревянной основе. В Японии футоны днём складывают и убирают в шкаф, чтобы освободить пространство. Но с «западным» аналогом такого спального места так, конечно, поступать не обязательно.
Обычно в японских интерьерах используют шкафы-купе с максимально незаметными фасадами, тем более раздвижные перегородки и двери естественны для японских квартир. Книги не хранят на виду — разве что несколько, чей переплёт подходит по стилю к общей цветовой гамме интерьера.
Свет
Мягкий, рассеянный. Светильники из рисовой бумаги, торшеры, точечный встроенный свет в потолке, разные сценарии освещения. Идеально, если окна квартиры в японском стиле выходят на парк, озеро или городскую панораму — дом должен настраивать на единение с природой и любование ею.
Поэтому японские интерьеры хорошо подходят квартирам с панорамными окнами.
Дизайн комнаты в японском стиле, автор Елена Черных
Декор
Вопреки распространённому стереотипу, декор в виде красного солнца и цветущие веточки в каждом углу в таком дизайне не уместны.
И вообще декора ради декора в японском интерьере быть не должно, японцы строят свои интерьеры по принципу «лучше совсем ничего, чем немного лишнего».
В помещении используют не более одного-двух гармонирующих между собой декоративных акцентов — здесь можно поставить грубоватую керамику hand-made, деревце бонсай, разместить рисунок тушью или живые растения в кашпо.
В домах японской аристократии обязательно устраивали токонаму (или токо) — неглубокую нишу в стене, на небольшом возвышении. В токонаме японцы вешали свиток (с гравюрой или каллиграфией — стихами, мудрыми изречениями, напутствиями), ставили курильницу, вазу с ветками и цветами или подсвечник.
В современном японском интерьере тоже может быть сделан аналог токонамы: эффект ниши создают за счёт накладных панелей, а возвышение — с помощью низкого и длинного комода.
Современное прочтение токонамы. В центре ниши висит телевизор, многие японцы делают так. Дизайн Елены Черных
Текстиль
Сатиновые ткани с мягким, естественным блеском, ткани с простой и грубоватой фактурой, однотонных, глубоких и минималистичных оттенков.
Гардины используются только в качестве затемнения; для регулирования количества света уместны полупрозрачные римские шторы или панельные шторы — ровные полосы ткани, без складок.
Современный дизайн интерьера в японском стиле, автор Елена Черных
Обивка мягкой мебели чаще всего тканевая. Кровати украшаются декоративными подушками, имитирующими традиционные японские подушки-валики.
В гостиной вместо кресел могут лежать дзабутоны — плоские подушки для сидения в позе сэйдза (для тех, кому она нравится).
Бюджет
Относительно демократичный — от 20–30 тысяч рублей за квадратный метр.
В квартирах больших площадей и с высоким бюджетом ремонта можно создать дорогой японский интерьер, используя только натуральные материалы и мебель авторской работы.
Елена Черных, дизайнер, руководитель студии D-vision:
Основа японского интерьера — это принципы эстетики ваби-саби, то есть простота, скромность, непритязательность. Таким интерьерам свойственны невычурное, логичное построение пространства, простые, прямые линии.
Традиционный японский стиль оказал огромное влияние на современную архитектуру и дизайн. В растворённом виде этот стиль присутствует сегодня практически в любом минималистичном интерьере.
Копировать японские интерьеры «в лоб» не стоит, скорее уместна лёгкая стилизация, отсылка к традиционным домам Японии, например стилизованные под японскую графику росписи, имитация традиционных светильников, японские куклы. Те же деревянные раздвижные перегородки сёдзи прекрасно задают японское направление всему интерьеру. Вообще, как только в интерьере появляется мотив деревянных прямоугольников с матовым белым стеклом или рисовой бумагой в центре — он сразу вызывает ассоциацию с Японией.
Дизайн квартиры в японском стиле, автор Елена Черных
Наталья Преображенская, дизайнер:
Японский стиль в чистом виде в современных интерьерах не встречался мне давно — разве что в самой Японии.
Это достаточно яркая разновидность этнического направления в базовом минимализме, сочетающая в себе безукоризненные колористические комбинации, лаконичные формы и нестандартные в европейском понимании решения в оформлении.
Я бы отнесла к японскому стилю в интерьере натуральные материалы (дерево, лён, бамбук, хлопок), декоративные цветочные композиции в виде икебан.
Японский дизайн — это лаконичные, правильно структурированные помещения с минимальным количеством мебели, сродни аскетизму.
По 5 признаков плохого и хорошего японского стиля
Россиянин вряд ли будет клеить обои с матрёшками и точно не назовёт это «русским стилем интерьера». Поэтому и при создании японского интерьера нужно отказаться от стереотипов.
Это НЕ японский стиль в интерьере:
1. Иероглифы повсюду. Если вы не знаете японский, может оказаться, что будете жить не с умными изречениями, а с надписями типа «бетономешалка» или «опорно-двигательный аппарат».
2. Изображения сакуры, гейш и самураев на обоях. С одной стороны, это довольно популярные мотивы в японской миниатюре и графике, с другой — в России всё это превратилось в китчевый штамп. В домах японцев вы такого точно не увидите.
3. Имитация раздвижных перегородок на каждой стене. Интерьер будет выглядеть плохой декорацией к спектаклю.
4. «Очень японская мебель». Даже если выглядеть она будет уместно, может быть банально неудобной.
5. Декор на стенах вроде фальшивых самурайских мечей, панно с красным солнцем, огромных вееров. Вся эта броская фальш-эстетика имеет больше отношения к китайским фабрикам, где её произвели, чем к атмосфере Японии.
Хороший японский интерьер создаётся так, чтобы всё пространство настраивало на умиротворённое созерцание мира и познание себя.
Что уместно в японском стиле интерьера:
1. Много свободного места. В квартире нет ощущения захламлённости, а мебели мало, и она очень простая.
2. Все вещи (книги, посуда, косметика, бытовой инвентарь и прочее) спрятаны. Интерьер должен выглядеть так, как будто здесь никто не живёт; а если и живёт, то явный аскет и философ.
3. На виду — только несколько декоративных акцентов. Это может быть деревце бонсай, крупная керамика в традиционном стиле, минималистичная ваза с сухостоем, чернильная графика, живые растения в кашпо.
4. Отделка — только натуральными материалами. У них должна быть приятная природная фактура. Предпочтение — самым простым: бетону, гальке, матовой бумаге, фанере.
5. Красивый вид из окна. Чаще всего в японских интерьерах вообще нет штор или они используются только для притенения. А ещё путь к окну не принято преграждать мебелью: возможность свободно подойти к окну и полюбоваться видом добавляет интерьеру лёгкости и открытости
Авторы: команда Яндекс.Недвижимости. Иллюстратор: Аня Кирсанова
Источник
Необычный взгляд на мир в Японии
Ваби-саби — это элегантная философия, которая обозначает более связанный образ жизни — образ жизни, в котором мы глубоко связаны с природой и, таким образом, лучше связаны с нашим истинным внутренним «Я».
Ваби-саби — это концепция, которая побуждает нас постоянно искать красоту в несовершенстве и принимать более естественный цикл жизни. Она напоминает нам, что все, включая нас и саму жизнь, непостоянно, неполно и несовершенно. Таким образом, совершенство невозможно, и непостоянство — единственный путь.
Взятые по отдельности, ваби и саби — это две разные концепции:
- Ваби — это признание красоты в скромной простоте. Она предлагает нам открыть свое сердце и отстраниться от суеты материализма, чтобы вместо этого мы могли испытать духовное богатство.
- Саби заботится о течении времени, о том, как все вещи растут, стареют и разлагаются, и как это красиво проявляется в объектах. Это предполагает, что красота скрыта под поверхностью того, что мы на самом деле видим, даже в том, что мы изначально воспринимаем как сломанное.
Вместе эти две концепции создают всеобъемлющую философию подхода к жизни: принимать то, что есть, оставаться в настоящем моменте и ценить простые, преходящие этапы жизни.
Множество мудрости заложено в самой ткани этой вековой философии. Вот пять учений ваби-саби, которые могут лучше помочь вам полностью отойти от современной борьбы быстрого движения, стремления к совершенству и погони за неорганическими формами успеха.
1. Через принятие вы обретаете свободу: из-за принятия вы найдете рост
Дэва Сандзан — малоизвестный горный массив на севере Японии. С 8-го века это было священное место паломничества монахов Ямабуши, которые участвуют в ежегодных ритуалах, стремящихся к возрождению и просветлению для своего разума, тела и души. Основную философию их обучения можно описать одним словом, Укетамо, что означает «Я смиренно принимаю с открытым сердцем».
Вот как это работает:
- Вы собираетесь потерять работу? Укетамо.
- Прогноз внезапно изменился на проливной дождь, и теперь вы должны отменить мероприятие на открытом воздухе? Укетамо.
- Вы попали в очень глупую аварию, сломали левую ногу и должны будете находиться в гипсе в течение следующего месяца? Укетамо.
Укетамо означает принятие до глубины души.
Ямабуши понимал, что чем раньше вы примете все хорошее и плохое, что бросает в вас жизнь, тем легче вы почувствуете себя. Он понимал, что мы обретаем свободу через принятие, а из принятия мы находим свой путь к росту.
- Какая свобода? Свобода остановить все формы страдания.
- Какой рост? Возможность учиться и расширяться на собственном опыте.
Видите ли, мы склонны считать, что дзен — это жизнь в состоянии бесконечного беззаботного блаженства и спокойствия. Вот проверка реальности: это не так.
Дзен — это то, как вы встречаетесь с проблемами и трудностями, которые бросает вам жизнь. Это о том, как вы справляетесь с неизбежными реалиями неудач, горя, беспокойства и одиночества. Дзен в вашем ответе. Примете ли вы несовершенное течение жизни? Или вы будете бороться с этим? Обретете ли вы покой в том, что прямо здесь, прямо сейчас? Или вы откажетесь от этого и продолжите борьбу с этим?
Идея довольно проста: продолжая сопротивляться, вы будете продолжать усугублять свои страдания.
Итак, первое учение философии ваби-саби — это практика благодарности и принятия. Дело не в том, чтобы сдаваться. Речь идет о том, чтобы смириться с серьезностью ситуации, а затем активно играть роль в принятии решения о том, что будет дальше.
Укетамо напоминает, что стоики называли Амор Фати, любовью к судьбе. И Ваби-саби проповедует то же самое: вы обретете покой и свободу и вы встанете на путь роста, как только начнете уступать несовершенному потоку жизни и подчиняться ему.
2. Все вещи в жизни, включая вас, находятся в несовершенном состоянии изменения, поэтому стремитесь не к совершенству, а к совершенствованию.
Если все в природе постоянно меняется, ничто не может быть абсолютно полным. А поскольку совершенство — это состояние завершенности, ничто не может быть совершенным. Следовательно, философия ваби-саби учит нас, что все вещи, включая нас и саму жизнь, непостоянны, неполны и несовершенны.
Проблема, однако, в том, что наши ошибочные способы мышления затуманили наше понимание того, что такое совершенство на самом деле.
Откройте тезаурус и поищите антонимы слова «совершенный», и вы найдете следующие слова: «Дефектный, коррумпированный, неполноценный, плохой, второсортный, неумелый, сломанный, неправильный, плохой… Боже мой. Весь этот негатив. Неудивительно, что мы так одержимы стремлением к совершенству.
Мы лепим идеальное тело, основываясь на том, как считает общество, как оно должно выглядеть, чтобы пройти это испытание на совершенство. Мы ищем идеальный карьерный путь и идеального партнера, основываясь на чужом определении этого совершенства. И, как творцы, мы откладываем до вечности, прежде чем выпустить это несовершенное произведение искусства.
В 2020 году мировой рынок средств против старения оценивался примерно в 60 миллиардов долларов США. Люди отчаянно хотят выглядеть моложе. Но разве старение — это не естественный цикл жизни? Разве старение с течением времени не является прекрасным?
Все это происходит потому, что нас кормят ложным рассказом о том, что мы недостаточно хороши.
И мы приняли это мнение, даже не наше. Мы позволили ему определить нас. И теперь мы преследуем эту иллюзию совершенства, думая, что она заставит нас чувствовать себя достойными и достаточно хорошими внутри себя.
Но вот проверка реальности: совершенства не существует, потому что несовершенство — это естественное состояние жизни — вы есть такой, какой вы есть.
Чтобы избавиться от негативного клейма несовершенства, нам сначала нужно полностью отвергнуть его как «противоположность» той вымышленной конструкции, которая является совершенством. Нам нужно написать новое повествование, которое гласит: Несовершенство — это не компромисс; несовершенство — единственный путь, потому что несовершенство — это истинная природа вещей.
Второе учение философии ваби-саби простое: стремитесь не к совершенству, а к совершенствованию.
Другими словами, просто сделайте все возможное, чтобы быть как можно лучше.
Это согласуется с одним из четырех соглашений дона Мигеля Руиса о достижении личной свободы. В отношениях с партнером постарайтесь быть лучшим партнером, которым вы можете быть. В своем творчестве стремитесь к мастерству. Работайте над улучшением формы своего ремесла, даже не надеясь достичь абсолютного совершенства.
Все в жизни, включая вас, находится в несовершенном состоянии движения. Изменения — единственная константа. Все преходяще и ничто не бывает полным. Вот почему совершенства не существует.
3. Цените красоту всех вещей, особенно ту великую красоту, которая скрывается под поверхностью того, что кажется сломанным.
Древний вид искусства происходит от ваби-саби, когда вы ремонтируете сломанные предметы с помощью золотых пломб, оставляя на них «золотые шрамы». Он известен как Кинцуги.
Представьте себе чашу или чайник, упавшую на пол. Что бы вы с ним сделали? Скорее всего, вы подберете осколки и выбросите их. Но не с Кинцуги. Здесь вы собираете вместе кусочки битой керамики и склеиваете их жидким золотом. Разве это не сделало бы их несовершенными, навсегда и неизбежно испорченными, но почему-то еще более красивыми?
Кинцуги напоминает нам, что в сломанных вещах есть великая красота, потому что шрамы рассказывают историю. Они демонстрируют силу духа, мудрость и стойкость, заработанные с течением времени. Зачем скрывать эти недостатки или золотые шрамы, когда мы должны отмечать их?
Идея здесь проста: в вашей жизни будет много раз, когда вы будете чувствовать себя сломленным. Будут события, которые оставят у вас эмоциональные или физические шрамы. Не прячьтесь в тени собственного солнечного света. Не приглушайте свой свет мраком облака. Вместо этого пусть эти шрамы будут перерисованы золотом.
Считайте, что ваши неудачи призваны научить вас, как не поступать. Ваши ошибки нужны, чтобы научить вас важности прощения, а ваши морщины напоминают вам о смехе, который их вызвал.
Начните принимать концепцию Кинцуги — сломанные предметы нельзя прятать, их нужно выставлять на показ с гордостью — и вы постепенно начнете понимать, как вы растворяете этот образ совершенства и заменяете его новым божественным. Понятие красоты: целостность вас.
4. Медленно и просто — это единственный способ ощутить радость от того, что значит быть живым.
Вам может быть интересно, но как вы можете увидеть красоту под поверхностью? Как удается находить красоту в повседневной жизни, когда все кажется таким скучным и мрачным?
Ответ на эти вопросы заключается в четвертом учении философии: замедлите и упростите свою жизнь. Иначе вы промчитесь, дойдете до конца и задаетесь вопросом: «В чем был смысл?» Это учение довольно простое, но его непосредственные и долгосрочные последствия глубоки.
Вот почему:
- Замедление— это противоядие от жизни в ритме спешки. Замедление — вот что помогает вам стать более наблюдательным человеком. Что затем поможет вам стать более осознанным. Почему? Потому что, как только вы замедляетесь, вы начинаете создавать пространство для паузы и размышлений, удивляться и задавать вопросы. Вы естественно становитесь более настоящим. Как вы думаете, почему большинство людей достигают дна или полностью выгорают, прежде чем они, наконец, осознают, что их образ жизни не является устойчивым? Это потому, что они двигались слишком быстро и никогда не замедлялись, чтобы освободить умственное и эмоциональное пространство для наблюдения и анализа своего саботажного поведения.
- Упрощение жизни — это противоядие от сложной жизни. В любой момент, как только вы попытаетесь что-то изменить в своей жизни, вы снова и снова поймете, что первый шаг — это не спросить «что мне нужно добавить», а «что мне нужно убрать?» Когда вы собираетесь переехать в новый дом, вы выбрасываете старые вещи. Когда вы составляете бюджет, вы исключаете ненужные расходы. Вы вступаете в новые отношения, вы задаетесь вопросом, от каких привычек мне нужно избавиться, чтобы дать этому человеку место в моей жизни. Избавление от беспорядка — неотъемлемая часть пути к росту и изменениям. Избавление от того, что больше не служит вам — это то, как вы оставляете место тому, что вам нужно.
Медленно и просто — единственный способ ощутить радость от того, что значит быть живым. Почему? Потому что только так вы позволите себе больше присутствовать и быть в гармонии с окружающим миром. Только так вы погрузитесь в ткань этой вселенной и оцените ее за то, что она есть. Радость от полива цветов по утрам, радость от наблюдения за заходящим солнцем, радость от прослушивания мягкого дождя, радость от выпечки торта или чтение книги под кроной дерева.
Красота присутствует во всем живом.
И в этом суть четвертого учения: замедлите, упростите свою жизнь и сосредоточьтесь на том, что действительно важно для вас. Станьте более целеустремленными, если хотите испытать радость повседневной жизни.
5. Быть довольным тем, что у вас уже есть — значит быть счастливым.
Современное общество одержимо поиском счастья. Эта волна безнадежности — то, что Таль Бен-Шахар назвал ошибкой прибытия, «иллюзией того, что как только мы это сделаем, как только мы достигнем своей цели или достигнем места назначения, мы достигнем прочного счастья». Но, конечно, это не так, потому что навязчивая постановка целей не ведет к счастью, а ведет к бессмысленной и напряженной игре в поисках.
По правде говоря, наша одержимость поисками счастья не позволяет нам понять, что такое счастье на самом деле: эмоции.
Это просто еще одна эмоция.
Мы чувствуем себя счастливыми и несчастными так же, как мы чувствуем гнев, печаль, испуг или возбуждение. Невозможно быть счастливым все время, как нельзя все времВ Рёндзи также есть чайная и чайный сад, построенные в 17 веке.Википедия site:tftwiki.ruя быть возбужденным.
Так в чем же проблема погони за успехом? Во-первых, он всегда будет уклоняться от вас. Во-вторых, постоянно быть счастливым практически невозможно.
Вот где вступает в силу последнее учение ваби-саби.
В храме Рёндзи (Киото, Япония) есть чайная и чайный сад, построенные в 17 веке. Рядом с чайным домиком находится знаменитый каменный бассейн с водой, непрерывно текущей для ритуального очищения. Написанные на поверхности каменной чаши четыре китайских иероглифа не имеют значения при чтении отдельно. Но в сочетании с квадратными границами центральной чаши их можно читать как «ware tada taru wo shiru», что буквально переводится как «я знаю только достаточно» или как «Я знаю только удовлетворение».
Я знаю только удовлетворение.
Разве это не так сильно?
Быть довольным эмоцией гнева так же, как вы обычно довольны эмоцией возбуждения. Быть довольным состоянием печали так же, как вы невероятно довольны состоянием счастья.
Но как насчет более поэтического перевода этой надписи?
Как насчет того, «богат тот, кто доволен тем, кто он есть, или тем, что у него есть». Или, как насчет этого: «Все, что у меня есть — это все, что мне нужно».
Видите ли, корень всех несчастий рождается из недовольства тем, где вы находитесь и что у вас есть. Это действительно так просто.
Корень всех несчастий рождается от того, что вы проводите все часы бодрствования, глядя в далекое будущее и заглядывая за пределы своей жизни, вместо того, чтобы открывать глаза на настоящее и заглядывать внутрь него.
Быть довольным тем, что у вас есть и где вы находитесь — значит быть благодарным. Быть довольным тем, что у вас есть и где вы находитесь, работая над тем, чего вы хотите, и полностью веря в то, что вы можете этого достичь — значит действовать намеренно. А через благодарность, намерение и действие вы обретаете счастье.
Но где красота всего этого? Она возвращается к первому учению ваби-саби: принятие — это удовлетворение, а удовлетворение — это принятие.
Основное учение философии ваби-саби
Ваби-саби — прекрасная философия, которую можно внедрить и практиковать в своей повседневной жизни. В ней прочно закреплены семь принципов оптимизма.
Но по своей сути ваби-саби напоминает вам, что жизнь хрупка и временна, она так же непостоянна, как и все остальное в природе. Так почему бы не позволить себе быть только самим собой?
Как написала Бет Кемптон в своей книге «Ваби-саби, японская мудрость для совершенной несовершенной жизни»:
«Проще говоря, ваби-саби дает вам разрешение быть самим собой. Это побуждает вас стараться изо всех сил, но не навредить себе в погоне за недостижимой целью совершенства. Он мягко побуждает вас расслабиться, замедлить темп и наслаждаться жизнью. И это показывает вам, что красоту можно найти в самых неожиданных местах, превращая каждый день в дверь для удовольствия».
Источник