- ВЫВОД ДАННЫХ
- Смотреть что такое «ВЫВОД ДАННЫХ» в других словарях:
- Типы данных и их вывод
- Функция printf() и форматированный вывод
- Целочисленные типы
- Символы
- Вещественные типы данных
- Массивы
- Строки
- Функция sizeof()
- Урок 25 § 3.2. Организация ввода и вывода данных
- 3.2.1. Вывод данных
- 3.2.2. Первая программа на языке Паскаль
- 3.2.3. Ввод данных с клавиатуры
- САМОЕ ГЛАВНОЕ
- Вопросы и задания
- Электронное приложение к уроку
ВЫВОД ДАННЫХ
из ЭВМ — процесс, обеспечивающий воспроизведение и регистрацию результатов обработки информации в форме, удобной для непосредств. использования. Осуществляется автоматически: в АВМ — при помощи устройств наблюдения (стрелочных и цифровых индикаторов и электронно-лучевых трубок), регистрации (фотоприставок, электронно-лучевых регистрирующих устройств, электронных самописцев, электронноискровых вольтметров, шлейфовых осциллографов, графопостроителей и др.); в ЦВМ при помощи устройств наблюдения (цифровых индикаторов, дисплеев), регистрации (алфавитно-цифровых печатающих устройств — АЦПУ, графопостроителей, чертёжных автоматов, устройств вывода аа перфокарты, перфоленты, магн. ленты, в каналы связи).
Большой энциклопедический политехнический словарь . 2004 .
Смотреть что такое «ВЫВОД ДАННЫХ» в других словарях:
вывод данных — Процесс, с помощью которого система обработки информации или какая то ее часть передают данные из этой системы или части. [ИСО/МЭК 2382 1] [ГОСТ Р 52292 2004] вывод данных вывод Операция чтения данных в памяти данных и последующая их запись на… … Справочник технического переводчика
вывод данных — 7.2.5 вывод данных: Процесс, с помощью которого система обработки информации или какая то ее часть передают данные из этой системы или части. (ИСО/МЭК 2382 1) [1] Источник: ГОСТ Р 52292 2004: Информационная технология. Электронный обмен… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
вывод данных — duomenų išvedimas statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. data output vok. Daten Ausgabe, f rus. вывод данных, m pranc. sortie des données, f … Radioelektronikos terminų žodynas
Вывод данных — 1. Операция чтения данных в памяти данных и последующая их запись на носитель данных или отображение на экране Употребляется в документе: ГОСТ 15971 90 Системы обработки информации. Термины и определения … Телекоммуникационный словарь
ВЫВОД ДАННЫХ — согласно ГОСТ 15971–90 «Системы обработки информации. Термины и определения», – операция чтения данных в памяти данных и последующая их запись на носитель данных или отображение на экран … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Вывод данных — из ЭВМ, комплекс мероприятий и технических средств, обеспечивающих передачу на выход ЭВМ (электронной вычислительной машины) конечных и ряда промежуточных (контрольных) результатов обработки информации для их регистрации запоминания,… … Большая советская энциклопедия
ускоренный вывод данных (с фиксацией в выходном регистре) — Метод ускоренного обращения к памяти (RAM, DRAM), реализуемый без изменения быстродействия запоминающих элементов. Достигается за счет введения выходного регистра защелки (см. latch) и конвейерной обработки данных, что повышает производительность … Справочник технического переводчика
аналоговый вывод данных — — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN analog outputAO … Справочник технического переводчика
графический вывод данных — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN graphic data output … Справочник технического переводчика
постраничный вывод данных на экран — — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN more … Справочник технического переводчика
Источник
Типы данных и их вывод
В этом уроке мы познакомимся с особенностями функции printf() и типами данных: целыми и вещественными числами, символами, массивами и строками. Это далеко не все допустимые в C типы. Есть еще указатели, структуры, объединения, перечисления, также в C есть возможность определять собственные типы данных.
Функция printf() и форматированный вывод
Вывод символов на экран, а точнее в стандартный поток вывода, осуществляется в языке C помощью функции printf(). Эта функция выводит на экран строку, переданную первым аргументом, предварительно заменив в ней специальные комбинации символов преобразованными в символы данными, переданными последующими аргументами. Следующие после первой строки данные могут быть строками, символами, целыми или вещественными числами, а также указателями. У каждого типа данных имеется свое обозначение — своя спецификация формата.
На прошлом уроке мы выводили строку «Hello World» вот так:
Однако то же самое можно было получить так:
Здесь %s — это спецификация строкового формата, т. е. вместо %s будет подставлен следующий аргумент, данные которого должны быть строкой. Вывод целого числа может выглядеть так:
Вместо числа 5 может стоять переменная целочисленного типа. Функция printf() может принимать произвольное число аргументов:
При выводе данные подставляются по очередности следования: 3 на место первой спецификации, dogs на место второй и т.д. То есть следует строго соблюдать соответствие форматов и последующих данных.
Под выводимые данные можно выделять больше знакомест, чем необходимо. Для этого между знаком % и буквой формата прописывается целое число, обозначающие ширину поля, например так: %10d. По умолчанию выравнивание происходит по правому краю. Для выравнивания по левому краю перед числом ставится знак минус.
Напишите программу, которая выводила бы на экране данные примерно так, как на картинке. При этом используйте возможность задать ширину поля, а также выравнивание по левому и правому краям.
Целочисленные типы
В языке C существует несколько типов целых чисел. Они различаются между собой объемом памяти, отводимым под переменную, а также возможностью присваивания положительных и отрицательных значений. От объема памяти, т. е. от количества выделяемых байтов под переменную, зависит, каким может быть максимально возможное значение, записанное в данную переменную. Следует отметить, что в языке Си объем памяти, выделяемый под конкретный тип, может зависеть от операционной системы.
Так, если под переменную какого-либо целочисленного типа выделяется 2 байта, что составляет 16 бит, и ей можно присваивать только положительные числа и ноль, то эти числа будут в диапазоне от 0 до 65535, т. к. 2 16 = 65536, но одна вариация забирается на нуль. Если же тип допускает отрицательные числа, то диапазон допустимых значений уже будет лежать в пределах от -32768 до +32767.
Часто в программах используется тип int. Вот пример, где происходит объявление и определение (присваивание значений) целочисленных переменных, а также вывод их значений на экран:
Обратите внимание, что в языке C присваивать значение можно при объявлении переменных.
Обычно под переменную типа int, которая может принимать как положительные так и отрицательные значения, отводится 4 байта, что равно 32-м битам. Отсюда допустимый диапазон значений будет лежать в пределах от -2 147 483 648 до 2 147 483 647. Если в исходном коде на C мы объявим переменную int max, присвоим ей максимально допустимое значение, а потом будем его увеличивать, то сообщений об ошибке не будет ни на этапе компиляции, ни на этапе выполнения.
Результат будет таким:
Чтобы понять, почему такое происходит, представьте себе числовую ось не в виде прямой, а в виде окружности. Когда мы достигаем конца, двигаясь например по часовой стрелке, то это значит, что мы пришли в начало. Поэтому, продолжая движение по часовой стрелке, следующее число, которое мы увидим за максимально возможным, – это самое минимальное. Данную особенность языка Си следует иметь в виду при выполнении арифметических действий.
То же самое с минимумом int. Если мы начнем из него вычитать, т. е. двигаться против часовой стрелки, то перескочим максимальную границу и будем идти в направлении уменьшения уже от нее:
Помимо типа int в языке программирования C существуют другие (модифицированные) целочисленные типы:
short — отводится меньше байтов, чем на int;
long — отводится больше байтов, чем на int (не всегда, зависит от системы);
unsigned — столько же байт как у int, но без отрицательных чисел; в результате чего знаковый разряд освобождается, и количество положительных значений увеличивается;
При выводе длинных чисел следует дополнять спецификацию формата буквой l перед буквой формата. Например:
Символы
Под символьный тип данных отводится 1 байт памяти. У каждого символа есть соответствующее ему целое число по таблице символов ASCII.
Тип char языка программирования C включает диапазон чисел от -128 до 127. Значения от 0 до 127 могут быть заданы или выведены на экран в виде соответствующих символов (на самом деле не все). Если значение переменной задается в виде символа, то символ заключается в одиночные кавычки, например, так: ‘w’. Также в языке существует тип unsigned char с диапазоном чисел от 0 до 255.
С другой стороны, если переменная задана как int или short и ей присвоено значение в диапазоне, где оно может быть представлено символом, то значение можно вывести как символ. Соответственно целочисленной переменной можно присвоить символ.
Если в программе вы будете использовать целые числа со значениями до 127 или 255 и хотите сэкономить память, то объявите переменную как char или unsigned char.
Получается, что в программе символы — это числа, а числа — символы. Тогда как указать, что мы хотим видеть на экране: символ или число? Для вывода на экран символов используется спецификация формата вида %c.
Так программа, представленная ниже,
выдает такой результат:
Число 63 по таблице символов ASCII соответствует знаку ‘?’. Сначала мы выводим значение переменной ch в формате символа, затем – числа. Тоже самое с переменной uch, однако ее значение было задано через символ, а не число.
Вещественные типы данных
В языке C существует три типа чисел с плавающей точкой: float и double (двойной точности) и long double. Также существует три формата вывода вещественных чисел, причем они не связаны с типами, а связаны с удобством представления числа. Вещественные числа могут иметь высокую точность, очень маленькое или очень большое значение. Если выполнить функции printf() с такими параметрами:
, то на экране мы увидим следующее:
В первом случае (%f) выводится число в обычном виде. По умолчанию точность представления числа равна шести знакам после точки.
Во втором случае (%g) число выводится как обычно, если количество значащих нулей не больше четырех. Если количество значащих нулей четыре и больше, то число выводится в нормализованном виде (третий случай). Запись 5e-5 означает 5 * 10 -5 , что равно 0.00005. А, например, запись 4.325e+3 является экспоненциальной записью 4.325 * 10 3 , что равно 4325. Если с такой формой представления чисел вы сталкиваетесь первый раз, то почитайте дополнительные источники, например, статью в Википедии «Экспоненциальная запись».
Четвертый формат (%e) выведет число исключительно в нормализованном виде, каким бы это вещественное число ни было.
Если при выводе требуется округлить число до определенной точности, то перед буквой-форматом ставят точку и число-указатель точности. Например, printf(«%.2f», 0.23) выведет на экран 0.23, а не 0.230000. Когда требуется указать еще и поле, то его ширину прописывают перед точкой, например, %10.3f.
Массивы
Переменные, содержащие массивы, в языке программирования C объявляются, например, так:
Если при указании количества элементов используется константа, она должна быть определена до своего использования следующим образом (чаще константы определяют вне функций):
На самом деле #define является командой препроцессора, используемой не только для определения констант. Когда препроцессор обрабатывает исходный файл программы, он подставляет во все места, где была упомянута константа, ее значение.
Индексация массивов в языке программирования C начинается с нуля.
Присваивание значений элементам массивов можно произвести сразу или в процессе выполнения программы. Например:
Когда переменная-массив объявляется и сразу определяется (как в случае vowels), то размер массива можно не указывать, т. к. он вычисляется по количеству элементов, переданных в фигурных скобках.
Строки
В языке программирования С нет отдельного строкового типа данных, хотя формат вывода строки есть (%s). Строки в C – это массивы символов, последний элемент которых является первым (с номером 0) символом в таблице ASCII. В этом месте таблицы стоит «ничто», имеющее символьное обозначение ‘\0’.
С другой стороны, строки — это необычные массивы в том смысле, что работа с ними в языке программирования C несколько отличается от работы с числовыми массивами. В этом мы убедимся позже.
Выше мы объявили и определили массив vowels. Если бы мы его определили вот так:
то он был бы строкой. Во втором случае сами двойные кавычки «говорят» что это строка, и символ окончания строки ‘\0’ записывается в память автоматом.
Массивы символов можно выводить на экран, просто указав имя переменной, а вот с массивами чисел такой номер не пройдет:
Функция sizeof()
Функция sizeof() языка C принимает в качестве аргумента константу, тип данных или переменную и возвращает количество байт, которые отведено под этот объект в памяти.
При выводе на экран значения, возвращаемого sizeof() используется формат %lu (длинное целое без знака). Примеры:
Напишите программу, выводящую информацию о количестве байтов, отводимых в памяти под типы данных, которые были изучены на данном уроке. При работе с массивами символов, определяемыми как строковые литералы (в двойных кавычках), обратите внимание, что размер массива больше на единицу, чем количество видимых символов.
Источник
Урок 25
§ 3.2. Организация ввода и вывода данных
Ключевые слова:
• оператор вывода write
• формат вывода
• оператор ввода read
3.2.1. Вывод данных
В предыдущем параграфе мы познакомились со структурой программы на языке Паскаль, научились описывать данные, рассмотрели оператор присваивания. Этого достаточно для того, чтобы записать программу преобразования данных. Но результат этих преобразований нам виден не будет.
Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используется оператор вывода write:
Здесь в круглых скобках помещается список вывода — список выражений, значения которых выводятся на экран. Это могут быть числовые, символьные и логические выражения, в том числе переменные и константы.
Произвольный набор символов, заключённый в апострофы, считается строковой константой. Строковая константа может содержать любые символы, набираемые на клавиатуре.
Пример. Оператор write (‘ s=’, s) выполняется так:
1) на экран выводятся символы, заключённые в апострофы: s=
2) на экран выводится значение переменной, хранящееся в ячейке оперативной памяти с именем s.
Если значение переменной s равно 15 и она имеет целочисленный тип, то на экране появится: s=15
Если значение переменной s равно 15, но она имеет вещественный тип, то на экране появится: s=1.5Е+01
При выполнении оператора вывода все элементы списка вывода печатаются непосредственно друг за другом. Так, в результате работы оператора write (1, 20, 300) на экран будет выведена последовательность цифр 120300, которая будет восприниматься нами как число 120300, а не как три отдельные числовые константы. Сделать выводимые данные более доступными для восприятия можно разными способами:
Формат вывода — это указываемое после двоеточия целое число, определяющее, сколько позиций на экране должна занимать выводимая величина. Если цифр в числе меньше, чем зарезервированных под него позиций на экране, то свободные позиции дополняются пробелами слева от числа. Если указанное в формате вывода после двоеточия число меньше, чем необходимо, то оно автоматически будет увеличено до минимально необходимого.
Для вывода вещественного числа в списке вывода для каждого выражения указываются два параметра: 1) общее количество позиций, отводимых под число; 2) количество позиций в дробной части числа:
При выполнении нового оператора write вывод продолжается в той же строке. Чтобы осуществить переход к новой строке, используется оператор writeln. Других различий между операторами write и writeln нет.
3.2.2. Первая программа на языке Паскаль
Пользуясь рассмотренными операторами, составим программу, вычисляющую длину окружности и площадь круга радиуса 5,4 см.
Исходным данным в этой задаче является радиус: r = 5,4 см. Результатом работы программы должны быть величины с — длина окружности и s — площадь круга, с, s и r — величины вещественного типа.
Исходные данные и результаты связаны соотношениями, известными из курса математики: с = 2 π r, s = π r 2 . Программа, реализующая вычисления по этим формулам, будет иметь вид:
Эта программа верна и решает поставленную задачу. Запустив её на выполнение, вы получите следующий результат:
И всё-таки составленная нами программа имеет существенный недостаток: она находит длину окружности и площадь круга для единственного значения радиуса (5,4 см).
Для того чтобы вычислить длину окружности и площадь круга для другого значения радиуса, потребуется вносить изменения непосредственно в текст программы, а именно изменять оператор присваивания. Внесение изменений в существующую программу, по меньшей мере, не всегда удобно (например, когда программа большая и операторов присваивания много). Ниже вы познакомитесь с оператором, позволяющим вводить исходные данные в процессе работы программы, не прибегая к изменению текста программы.
3.2.3. Ввод данных с клавиатуры
Для ввода в оперативную память значений переменных используется оператор ввода read:
При выполнении оператора read компьютер переходит в режим ожидания данных: пользователь должен ввести данные с клавиатуры и нажать клавишу Enter 1 .
1 Нажатием клавиши Enter может сопровождаться ввод каждого значения.
Несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую. При вводе символьных переменных пробел и запятая воспринимаются как символы, поэтому ставить их нельзя.
Первое введённое пользователем значение переменной помещается в ячейку памяти, имя которой расположено первым в списке ввода, и т. д. Поэтому типы вводимых значений (входного потока) должны соответствовать типам переменных, указанных в разделе описания переменных.
Пример. ПУСТЬ .
var i, j: integer; x: real; a: char;
Присвоим переменным i, j, x, а значения 1, 0, 2,5 и ‘A’. Для этого воспользуемся оператором
read (i, j, х, а)
и организуем входной поток одним из следующих способов:
Здесь мы не только использовали различные разделители (пробел, запятая), но и представляли входной поток в виде одной, двух и четырёх строк.
Для ввода данных с клавиатуры можно также использовать оператор readln. Отличие состоит в том, что после выполнения readln осуществляется автоматический переход на новую строку входного потока, даже если в текущей строке остались невведённые символы. Таким образом, readln позволяет считать лишь начальную часть введённой пользователем строки и, проигнорировав её окончание, перейти к следующей строке.
Усовершенствуем программу n_1, организовав в ней ввод данных с помощью оператора read. А чтобы пользователь знал, для чего предназначена программа, и понимал, какое именно действие ожидает от него компьютер, выведем соответствующие текстовые сообщения с помощью оператора writeln:
Результат работы усовершенствованной программы:
Теперь наша программа может ВЫЧИСЛИТЬ длину окружности и площадь круга для любого значения г. Иначе говоря, она решает не единичную задачу, а целый класс задач. Кроме того, в программе понятно и удобно организован ввод исходных данных и вывод получаемых результатов. Это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Для ввода в оперативную память значений переменных используются операторы ввода read и readln.
Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используются операторы вывода write и writeln.
Ввод исходных данных и вывод результатов должны быть организованы понятно и удобно; это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Используйте эти материалы при подготовке ответов на вопросы и выполнении заданий.
2. Запишите оператор, обеспечивающий во время работы программы ввод значения переменной summa.
3. Целочисленным переменным i, j, k нужно присвоить соответственно значения 10, 20 и 30. Запишите оператор ввода, соответствующий входному потоку:
а) 20 10 30
б) 30 20 10
в) 10 30 20
4. Опишите переменные, необходимые для вычисления площади треугольника по его трём сторонам, и запишите оператор, обеспечивающий ввод необходимых исходных данных.
5. Что является результатом выполнения оператора?
а) write (а)
б) write (‘а’)
в)write (‘а=’, а)
6. Какой тип имеет переменная f, если после выполнения оператора write (f) на экран было выведено следующее число?
7. Каким образом можно вывести на экран вещественное число?
8. Запишите операторы ввода двух чисел и вывода их в обратном порядке.
9. Дан фрагмент программы:
read (a); read (b); c:=a+b; write (a, b); write (с)
Упростите его, сократив число операторов ввода и вывода.
10. Дан фрагмент программы:
а:=10; b:=a+1: a:=b-a; write (а, b)
Какие числа будут выведены на экран компьютера?
11. Напишите программу, которая вычисляет площадь и периметр прямоугольника по длинам двух его сторон.
Электронное приложение к уроку
Файлы | Материалы урока | Ресурсы ЭОР |
Cкачать материалы урока
Источник