- Статья «Выразительное чтение стихотворений» статья по чтению
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Выразительное чтение стихотворений статья по чтению
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Выразительное и наизусть. Почему ученику недостаточно выучить стихотворение
- Особенности выразительного чтения стихотворений
- Онлайн-конференция
- «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
- Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Статья «Выразительное чтение стихотворений»
статья по чтению
Если в начальной школе дети научатся читать выразительно, то это искусство они пронесут через всю свою жизнь и смогут передать другим. А заслуга учителя в этом будет очень велика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Выразительное чтение стихотворений»
Л.Н.Ракитина, учитель начальных классов МАОУ СОШ №2, с. Абатское, Тюменская область
На первый взгляд кажется, что выразительно читать стихотворения это очень просто. С детского сада дети слышат: «Читай стихотворение. Так, хорошо! А теперь прочти выразительно. Громко! Тихо! Выговаривая каждое слово! Выделяя голосом главные слова!»
Хорошо, если ребёнок интуитивно чувствует, как нужно прочитать то или иное стихотворение. А если интуиция молчит? Неужели ребёнок никогда не научится читать выразительно?
Для того чтобы читать выразительно выясним, к какому жанру принадлежит произведение. Каждый жанр требует особого прочтения.
Выберем для работы над выразительностью стихотворение. Стихотворение – небольшое произведение, отражающее переживания, чувства человека, вызванные каким – либо событием, и имеющее стихотворную форму, ритм и рифму, то есть деление на строки.
Во-первых, учитель должен научить работать детей над выразительностью стихотворения в определённой последовательности.
Этому может помочь памятка.
Как подготовиться к выразительному чтению
- Перечитай внимательно текст. Вспомни содержание, мысли, чувства героев, автора.
- Определи своё отношение к героям, событиям.
- Мысленно представь себе их.
- Подумай, что будешь говорить при чтении слушателям, что хочет сообщить автор.
- Реши, как ты будешь использовать интонационные средства: тон, темп чтения, логические паузы, логические ударения.
- Потренируйся дома, читая текст вслух для себя. Представь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
- Прочитай текст выразительно.
Во-вторых, детей нужно научить выделять паузы и ставить логическое ударение, т. е. выделять голосом особо значимое слово в строке.
Работа над выразительным чтением стихотворения
Для работы над выразительным чтением стихотворения очень важно делать паузы в нужном месте. Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. Иногда названием стихотворения является первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. Необходимы паузы при знаках препинания:
- там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
- Точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
- Вопросительные и восклицательные знаки требуют паузы
на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.
Это графически обозначено на таблице, которая вывешивается на доске.
Источник
Выразительное чтение стихотворений
статья по чтению
Выразительное чтение стихотворений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrazitelnoe_chtenie_stihotvoreniy.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Выразительное чтение стихотворений
На первый взгляд кажется, что выразительно читать стихотворения это очень просто. С детского сада дети слышат: «Читай стихотворение. Так, хорошо! А теперь прочти выразительно. Громко! Тихо! Выговаривая каждое слово! Выделяя голосом главные слова!». Хорошо, если ребёнок интуитивно чувствует, как нужно прочитать то или иное стихотворение. А если интуиция молчит? Неужели ребёнок никогда не научится читать выразительно? Для того чтобы читать выразительно выясним, к какому жанру принадлежит произведение. Каждый жанр требует особого прочтения.
Выберем для работы над выразительностью стихотворение. Стихотворение – небольшое произведение, отражающее переживания, чувства человека, вызванные каким – либо событием, и имеющее стихотворную форму, ритм и рифму, то есть деление на строки.
Во-первых, учитель должен научить работать детей над выразительностью стихотворения в определённой последовательности.
Этому может помочь памятка.
Как подготовиться к выразительному чтению
- Перечитай внимательно текст. Вспомни содержание, мысли, чувства героев, автора.
- Определи своё отношение к героям, событиям.
- Мысленно представь себе их.
- Подумай, что будешь говорить при чтении слушателям, что хочет сообщить автор.
- Реши, как ты будешь использовать интонационные средства: тон, темп чтения, логические паузы, логические ударения.
- Потренируйся дома, читая текст вслух для себя. Представь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
- Прочитай текст выразительно.
Во-вторых, детей нужно научить выделять паузы и ставить логическое ударение, т. е. выделять голосом особо значимое слово в строке.
Работа над выразительным чтением стихотворения 1. Пауза
Для работы над выразительным чтением стихотворения очень важно делать паузы в нужном месте. Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. Иногда названием стихотворения является первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. Необходимы паузы при знаках препинания:
- там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
- Точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
- Вопросительные и восклицательные знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.
При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.
3. Графическая работа
На текст стихотворения накладывается калька и проставляются условные знаки
4. Чтение стихотворения учащихся в соответствии с расставленными знаками.
5. Наблюдение над аллитерацией
Аллитерация – это повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность.
6. Настроение стихотворение
— Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющие его настроение? Такие слова мы называем ключевыми.
— Какой знак стоит в конце предложения? Как следует прочитать это стихотворение?
— Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо?
7. Повторное чтение стихотворения учащимися
Работа над выразительным чтением стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги»
— Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?
-Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?
— С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?
— Расставьте паузы в стихотворении и подчеркните значимые слова.
( На текст стихотворения накладывается калька и проставляются условные знаки )
Выразительное чтение стихотворения с расставленными паузами.
Густой зелёный ельник у дороги, I
Глубокие пушистые снега. II
В них шёл олень, I могучий, I тонконогий, I
К спине откинув тяжкие рога. II
Вот след его. II Здесь натоптал тропинок, I
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб – II
И много хвойных крестиков, I остинок +
Осыпалось с макушки на сугроб. II
Вот снова след, I размеренный и редкий, I
И вдруг – II прыжок! III И далеко в лугу +
Теряется собачий гон – II и ветки, I
Обитые рогами на бегу… III
О, I как легко он уходил долиной! III
Как бешено, I в избытке свежих сил, I
В стремительности радостно-звериной +
Он красоту от смерти уносил! III
Если в начальной школе дети научатся читать выразительно, то это искусство они пронесут через всю свою жизнь и смогут передать другим. А заслуга учителя в этом будет очень велика.
- Полная энциклопедия начальной школы. Чтение – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 768с. – (Домашний репетитор).
- Шестипалова К. П. Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Б – ка учителя начальной школы).
- Айгишева А. В. Банк заданий к урокам чтения. Журнал «Начальная школа» 2004. № 12. 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 57. Поэзия и история. Урок выразительного чтения стихотворений (4 класс. Чуракова Н. А.)
История России очень интересна и, согласитесь, противоречива. В разных источниках мы можем найти самые разные описания того или иного исторического события. Но есть очень правильный и точный ист.
Урок литертурного чтения в 4 классе «Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина «Детство»
В данной разработке показаны приемы работы над выразительным чтением лирического произведения.
Правила выразительного чтения стихотворения
Памятка для учащихся. Правила выразительного чтения стихотворений.
Статья «Выразительное чтение стихотворений»
Если в начальной школе дети научатся читать выразительно, то это искусство они пронесут через всю свою жизнь и смогут передать другим. А заслуга учителя в этом будет оч.
Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Работа над выразительным чтением стихотворения Н.М. Рубцова «Тихая моя родина»
Урок построен на использовании технологии работы с текстом и ИКТ, раскрывает этапы работы над выразительным чтением стихотворения.
Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине». Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс ОС «Гармония» на тему: Ладонщиков «Скворец на чужбине".
Реализация критериально – ориентированного подхода при оценки осознанного и выразительного чтения стихотворения
Реализация критериально – ориентированного подхода при оценки осознанного и выразительного чтения стихотворения.
Источник
Выразительное и наизусть. Почему ученику недостаточно выучить стихотворение
Знакомо всем учителям литературы: ребенок выучил стихотворение хорошо, но рассказал так… словно пережевал все слова вместе со знаками пунктуации. Снова статья обзорная, обучающие будут чуть позднее.
Вот это «бу-бу-бу», монотонное, тихое, абсолютно безэмоциональное, претендует на пятерку, потому что не было запинок, оговорок, ошибок. Но ведь на уроке речь идет не только о чтении наизусть, но и о выразительном чтении! Рассказывать на «отлично» – это словно играть на сцене, нужно чувствовать паузы, логические ударения, эмоции стихотворения. Этому можно посвятить целый блок уроков. Сначала читать по книге одно и то же, по-разному, как можно выразительнее, выбрать лучший вариант звучания, а потом учить. Главное, не переиграть) В начальной школе выразительности чтения внимания почему-то не уделяется (по крайней мере, я не раз с этим сталкивалась), и в 5-ом классе приходится бороться с привычкой «выучить, рассказать и забыть». Нет, как раньше уже нельзя, мы же не просто память тренируем, мы на литературе. А это уже искусство слова, нельзя его передавать через бурчание.
Также многие дети сталкиваются с боязнью выступать на публике, начинаются просьбы: «Можно расскажу на перемене?» – и подобные. Позволять или нет? Стремиться всё же нужно к выступлению перед классом, потому что рано или поздно придется перебороть этот страх (например, во время защиты диплома). Но давить учитель не должен, желательно организовать в классе как можно более комфортную психологически атмосферу, возможно даже в виде игры (позволила себе здесь немного порассуждать). Некоторым детям требуется отдельное выслушивание, одобрение, советы, и потом они начинают выступать наравне со всеми. На формирование умения элементарного чтения с эмоцией, паузами, интонацией требуется целый учебный год, за это время дети привыкают к новым требованиям, начинают вчитываться в текст, «замечать» знаки и предложения (а не только строчки), улавливают подходящую громкость голоса, произношение становится четче (потому что они слушают друг друга).
Выразительное чтение действительно важное умение, оно помогает в будущем лучше понимать написанное в книгах, а также выражать свои мысли и в прозе, и в стихах.
Спасибо дочитавшим) Прошу прощения, если насчет начальной школы мои выводы неверны, я веду с 5-го класса. Ставьте лайк, если тема выразительного чтения Вам интересна, я пока только слегка ее затронула, и подписывайтесь на канал. Посмотрите, может из моих статей что-то еще понравится)
Источник
Особенности выразительного чтения стихотворений
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Особенности выразительного чтения стихотворений
Овладение навыками и умениями выразительного чтения – профессиональная обязанность учителя начальных классов и воспитателя дошкольного учреждения, т.к. перед ними стоят три взаимосвязанные задачи:
овладеть умением самостоятельно готовить к чтению художественное произведение, чтобы выразительно прочитать его детям;
научить детей слушать литературные тексты;
освоить методику обучения выразительному чтению.
Средства выразительности речи
Те или иные средства выразительности выбираются в зависимости от цели высказывания. Педагог должен хорошо владеть и технической стороной речи (дыхание, голос, дикция, соблюдение орфоэпических норм), и интонацией (громкость, паузы, темпоритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр), и неязыковыми средствами выразительности (жесты, мимика, поза).
Техника речи – это система работы чтеца над своим речевым аппаратом. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия. Специалисты советуют делать упражнения по технике речи ежедневно по 8 – 10 минут.
Начинать обучение следует с постановки дыхания. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь. Во время чтения дыхание становится произвольным, сознательно управляемым и контролируемым: за глубоким вдохом следует короткая пауза, а затем медленный плавный выдох. Правильное дыхание сохраняет читающему здоровье, потому что согревает, увлажняет воздух и голосовые связки не сохнут и могут работать длительное время без напряжения и затруднения. Слушателю оно помогает лучше воспринимать текст, т.к. речь ясна, звонка и хорошо слышна.
Во время чтения вдох должен быть неслышным и спокойным, иначе он будет отвлекать внимание слушателей. Его необходимо делать только во время пауз, строго соблюдая смысловую связь слов. Воздух следует вдыхать через нос, т.к. при этом он очищается и согревается. Выдох производится спокойно, плавно, медленно.
Для развития правильного дыхания существуют специальные упражнения. (Кубасова О.В. Выразительное чтение: пособие для студ. – М.: «Академия», 1998, стр. 17- 19.)
Голос чтеца должен быть хорошо развитым, послушным, звонким и достаточно громким. Лучшим считается голос средней силы и высоты, т.к. он наиболее подвижен и гибок.
К своему голосу следует относиться очень бережно. Недопустимо после урока или выступления сразу же выходить на улицу в холодное время года, громко разговаривать (особенно в сырую погоду). Голосовые связки нельзя перенапрягать. Физиологическая норма голосовой нагрузки для учителя не должна превышать четырех академических часов в день с 10 – 15-минутными перерывами между ними. Отрицательно действуют алкогольные напитки и никотин.
Хорошая дикция – одно из важнейших условий выразительности речи. Она дает возможность отчетливо произносить и быстро понимать любое слово. Для выработки хорошей дикции, для исправления недостатков в произношении какого-либо звука необходимо знакомство с артикуляцией – правильным расположением органов речи полости рта при образовании нужного звука.
Под интонацией понимают разнообразные оттенки голоса чтеца, отражающие смысловую и эмоциональную сторону речи. В повседневной жизни она рождается непроизвольно, т.к. говорящий выражает свои мысли и чувства. При чтении художественного произведения интонация возникает вследствие ясного осмысления текста читающим, понимания им замысла и намерений автора, осознанного собственного отношения к описываемым событиям, героям, их поступкам и стремления верно передать все это слушателям.
Интонация складывается из нескольких компонентов.
Сила голоса – это степень работы речевого аппарата. Она выражается в общей громкости и в выделении наиболее значимых слов (логическое ударение). Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. Причиной таких ошибок является недопонимание смысла читаемого. Сила голоса помогает чтецу передавать различные настроения, переживания, размышления как героев произведения, так и автора.
Паузы (логические и психологические) – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Они не означают остановки мысли. Психологическая пауза – это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли; в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Психологическая пауза может быть начальной; в начале фразы или перед каким-то словом; внутри фразы, между словами; в конце фразы; финальной.
Темп и ритм (темпоритм). Темп – это скорость речи, ее замедление или убыстрение. Темп чтения учителя начальных классов, воспитателя дошкольного учреждения не должен быть слишком быстрым, т.к. внимание детей в этом возрасте неустойчиво, умение сосредотачиваться не выработано, способность слушать чтение, речь, не отвлекаясь, только развивается. Лучший темп – средний, который может быть легко замедлен и убыстрен. Выбор темпа зависит от понимания читающим характера героев, их индивидуальных особенностей; от ясного представления чтецом поступков, действий, поведения героев; от того, какие чувства, переживания, настроения воспроизводит чтец. Несколько замедленным темпом следует читать начальную фразу любого произведения, чтобы привлечь внимание слушателя, а также последнюю, чтобы дать ему возможность почувствовать окончание чтения.
Ритм есть в любой, в т.ч. и прозаической речи. Однако особенно отчетливо он проявляется в чтении стихов. Обычно характер ритма стихотворения передается размером, которым оно написано.
Мелодика речи – это движение голоса вверх и вниз, его повышение и понижение. Она определяется содержанием произведения, чувствами и намерениями чтеца и может не совпадать со знаками препинания. Речь на одной высоте – монотон, иногда используется как средство выразительности.
Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношение к тому, о чем говоришь или читаешь.
Неязыковые средства выразительности.
Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, поза) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на читателя.
Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности:
На уроке лучше читать стоя. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей.
Не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их.
Надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно.
Следует избегать механических жестов, не оправданных психологически: не переступать с ноги на ногу, не раскачиваться из стороны в сторону, не подниматься на носки, не крутить ничего в руках, не поправлять волосы, не постукивать в такт чтения рукой по столу и т.д. такие жесты отвлекают внимание детей.
Мимика и жесты должны быть естественными, нужными и выразительными. Их не надо придумывать и злоупотреблять ими. Это приведет к гримасничанию, кривлянию, будет затруднять восприятие и раздражать слушателей.
При рассказе необходимо избегать употребления «слов-паразитов».
При подготовке к исполнению произведения рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.
Чтение стихотворений представляет наибольшую трудность.
Большое значение для правильного восприятия произведения имеет начало чтения. Задача учителя, воспитателя – сразу привлечь внимание детей, заинтересовать их.
Для стихотворной речи характерно деление на определенные ритмические отрезки (строки), в конце которых обязательно должна быть сделана ритмическая пауза. Длина ее зависит от смысла читаемой фразы. Если мысль не завершена, в конце строки необходимо повысить голос и сделать непродолжительную паузу, если же конец фразы совпадает с окончанием строки, то голос надо понизить и сделать более продолжительную паузу. Иногда необходима дополнительная пауза на строке – цезура.
Стихотворные строчки объединяются рифмой (звуковым повтором в конце строк). Ее необходимо сохранить при чтении. Но не следует делать нажим на рифмующиеся слова, если они не имеют важного смыслового значения.
Строфа как бы делит стихотворение на отдельные логически завершенные части, поэтому при чтении их следует отделять паузой.
Особенностью стихотворных произведений является использование аллитерации и ассонанса для более яркого воспроизведения того или иного образа, явления, действия – их надо уметь передавать при чтении, но в меру.
Но чтение не должно переходить в театрализацию, сопровождаться перевоплощением, игрой. Необходимо бережно относиться к языку произведения, правильно передавать речь не только действующих лиц, но и автора. Надо выделять наиболее яркие места, красочные выражения, слова, содержащие новые понятия. Между законченными эпизодами, частями необходимо делать длительные паузы, чтобы дети могли осмыслить и пережить прочитанное и психологически подготовиться к дальнейшему прослушиванию.
Должен быть постоянный контакт со слушателем; чтец как бы обращается к слушателю. Характеры героев следует передавать так, чтобы дети сразу понимали, каков этот персонаж, как к нему относиться. Эпизоды отделяются длительной паузой. Концовку надо читать замедленно, чтобы дети ощутили радость от счастливой развязки. Обязательно выделяются голосом повторы, устойчивые выражения, постоянные эпитеты, песенки, забавные прозвища героев.
Источник