- Словари
- Значение и происхождение фразеологизма «Троянский конь»
- Значение фразеологизма
- Происхождение фразеологизма
- Похожие выражения
- Тест на знание фразеологизмов
- Что значит троянский конь. История и смысл выражения
- Миф о троянском коне
- Троян или троянец в компьютерном сленге
- «Троянский конь» — каков смысл и происхождение этого значения?
- Материалы по теме
- А вот ещё:
- Удивительные способности животных к математике
- Понимание числа
- Особое количество
- Параллельная история
- Из чего строится математика
Словари
Троя́нский конь — по греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою (см. Троянская война). Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение «Троянский конь» стало нарицательным (дар врагу с целью его погубить).
ТРОЯНСКИЙ КОНЬ — ТРОЯ́НСКИЙ КОНЬ, по греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою (см. Троянская война (см. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА)). Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью ахейцы (см. АХЕЙЦЫ) вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение «троянский конь» стало нарицательным (дар врагу с целью его погубить).
ТРОЯНСКИЙ конь — по греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою (см. Троянская война). Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение «троянский конь» стало нарицательным (дар врагу с целью его погубить).
Троянский конь (реконструкция).
ТРОЯНСКИЙ КОНЬ, по греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою. Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в город. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в Трою остальное войско. Выражение «троянскийконь» стало нарицательным (дар врагу с целью его погубить).
Троянский конь. Дж. Б. Тьеполо. «Сооружение троянского коня». 1757-62. Национальная галерея. Лондон.
крыл. сл. Дары данайцев. Троянский конь
Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собою гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы, после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Жрец Лаокоон, увидя этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия). Полустишие Вергилия «Боюсь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни: «Timeo Danaos et dona ferentes», вошло в поговорку. Отсюда же возникло выражение «троянский конь», употребляемое в значении: тайный, коварный замысел.
Иносказательно: хитрая ловушка; коварный, тайный замысел. См. Боюсь данайцев, даже дары приносящих.
1. Книжн. Дар врагу с целью погубить его. Из древнегреческой мифологии. БТС, 1347. 2. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Контрольная без предупреждения. (Запись 2003 г.). 3. Жарг. мол. Ловкач, проныра, хитрец. Максимов, 196. 4. Жарг. мол. Пренебр. Глупый, несообразительный человек. Максимов, 196.
сущ., кол-во синонимов: 6
Эта знаменитая военная хитрость, посредством которой греки послали в Трою группу людей, спрятанных в полом деревянном коне, была частью цикла троянских саг, известных Гомеру, хотя в «Илиаде» об этом ничего не говорится. Его строитель Эпей упоминается только как кулачный боец. В «Одиссее» (IV) Менелай напоминает Елене, что, когда конь оказался внутри городских стен, она ходила вокруг него, стуча по нему и выкрикивая имена людей, которые, по ее предположению, могли быть внутри, очевидно, конь не представлялся чрезмерно большим. Елена использовалась как приманка, потому что ее сопровождал троянский царевич Деифоб, но Одиссей никому не позволил откликнуться. В «Одиссее» (VIII), при дворе Алкиноя, Одиссей просит аэда спеть о том, как Эпей делал коня с помощью Афины и как благодаря изобретательности Одиссея конь попал в Трою, так что Гомер получает возможность кратко рассказать о разграблении Трои и построить мост между двумя эпосами. В «Одиссее» (II) Одиссей в Подземном мире рассказывает тени Ахиллеса, что его сын Неоптолем был среди тех, кого избрали, чтобы отправить в коне. Но все детали, которыми пользуется Вергилий в «Энеиде» (II), взяты из утраченных младших эпосов: Синон убеждает троянцев, что греки сдались и уплыли навсегда, оставив коня как жертву Афине, а жрец Лаокоон тщетно пытается помешать троянцам затащить коня в город, говоря: «Чем бы он ни был, страшусь я дары приносящих данайцев». Затем Синон ночью выпускает греков, и ворота города открываются для основных отрядов. Этот конь был огромным, «как гора». Греческие ученые, включая Павсания, время от времени пытались объяснить коня как осадную башню в форме лошади, подведенную к стенам, или боковые ворота с изображением лошадиной головы, но это слишком мудрая история, чтобы истолковывать ее в научных комментариях. Она изображалась на ранней росписи помпейских ваз, которые в своем роде так же драматичны, как картины Тьеполо с аналогичным сюжетом.
Источник
Значение и происхождение фразеологизма «Троянский конь»
В 1945 году на церемонии празднования юбилея пионерлагеря «Артек» советские школьники вручили американскому послу деревянный герб США ручной работы. Презент так понравился дипломату, что тот повесил его в кабинете. Семь лет герб находился в здании посольства США, пока американский спецслужбы не обнаружили, что подарок-то непростой. Внутри находилось прослушивающее устройство, через которое советские разведчики получали секретные сведения. Разразился громкий скандал.
Идея вручить подобный подарок пришла в голову Сталину. Во время общения с Берией, он спросил: «Лаврентий, ты слышал что-нибудь о Троянском коне?».
Как связаны шпионские игры, жеребец и древний город-крепость? Узнаете, прочитав эту статью.
Значение фразеологизма
Троянский конь — подарок с «двойным дном», который вручается с целью навредить, доставить неприятности или даже уничтожить. Даритель делает это осознанно, пытаясь достигнуть корыстных целей. Это тайный замысел, хитрая ловушка, которая, на первый взгляд, выглядит абсолютно безобидно.
Троянский конь — символ коварства, обмана и нечестной игры. Выражение имеет негативный окраску: «Конкуренты подсунули нам троянского коня! Подослали своего человека под видом уборщицы. Она скопировала все бухгалтерские документы и исчезла».
Другой пример троянского коня — компьютерный вирус, который маскируется под картинку или электронный документ. Если файл открыть, то вирус незаметно внедрится в память устройства. Он будет собирать пароли, номера банковских карт, персональные данные, а потом пересылать всю информацию своим создателям. Такая коварная программа называется «трояном».
Происхождение фразеологизма
Выражение уходит корнями в события Троянской войны. Все началось из-за женщины. Парис – сын правителя Трои – приехал погостить к Менелаю – царю Спарты. Там молодой человек познакомился с царицей — прекрасной Еленой. Парис обольстил Елену и, прихватил всю казну, бежал с ней в Трою. Менелай собрал войска, позвал с собой Одиссея и отправился возвращать жену. Осада Трои длилась 9 лет. Город был надежно укреплен и не желал сдаваться врагу. Парис уже был согласен вернуть деньги, но не Елену. Тогда Одиссей придумал коварный план. Греки сняли осаду и уплыли. На месте своего лагеря оставили гигантского деревянного коня с надписью: «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Защитники Трои обнаружили коня и решили забрать странную находку в город. Против были только прорицательница Кассандра и жрец Лаокоон, изрекший фразу, которая стала крылатой: «Боюсь данайцев, приносящих дары». Но никто их не послушал.
Коня ввезли в город. Ночью, когда все жители Трои спали после бурных гуляний в честь снятия осады, конь «открылся». Из его тела вышли лучшие греческие войны. Они перебили охрану и распахнули врата города. Отплывшие войска вернулись и вошли в Трою. Крепость пала благодаря хитрости и изобретательности Одиссея.
Это не просто миф: недавно американские археологи нашли обломки троянского коня.
Похожие выражения
Самым близким аналогом является фразеологизм «дары данайцев», который появился благодаря той же истории.
В русском языке есть два выражения, которые только слегка перекликаются по смыслу с троянским конем:
- засланный казачок (чужак, шпион);
- белгородский кисель;
- сделать ход конем (хитрый ход, неожиданный маневр).
Практически во всех европейских языках существует выражения, представляющие собой дословный перевод:
- trojan horse (английский);
- cheval de troie (французский);
- caballo de troya (испанский);
- сavallo di troia (итальянский).
Тест на знание фразеологизмов
Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.
Источник
Что значит троянский конь. История и смысл выражения
Троянский конь — это идиома, обозначающая хитрую ловушку, замаскированный обман, губительный подарок. Выражение-синоним — «дары данайцев».
В компьютерном мире троянским конем или трояном называют программу, которая тайно выполняет скрытые функции — например, ворует пароли и личные данные пользователя.
Изображение Троянского коня на античном сосуде (VI век до н.э.), найденном в Черветери, Италия
Миф о троянском коне
Троянский конь в «Илиаде» — это огромная деревянная лошадь, в которой спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою. По легенде, безуспешная осада города продолжалась десять лет. И тогда хитроумный Одиссей придумал уловку: ахейцы изготовили гигантского деревянного коня, спрятали внутри отряд лазутчиков. Войско греков оставило лагерь и скрылось из вида, оставив лишь коня — якобы как приношение богине Афине.
Сооружение троянского коня. Джованни Баттиста Тьеполо. 1757-62
Троянцы решили, что война закончилась, а враг отступил. После обсуждения они решили забрать странный подарок в город и принести в дар богам.
Наделенная даром предвидения Кассандра предупреждала троянцев, что принимать этот дар опасно. Опасался коня и троянский жрец Лаокоон. В поэме Вергилия «Энеида» он говорит: « Боюсь данайцев, даже дары приносящих » (Timеo Danaos et dona ferentes). Это выражение стало крылатым, в другом варианте оно звучит так: « Бойтесь данайцев, дары приносящих » или просто « дары данайцев ».
Однако ни Лаокоона, ни Кассандру троянцы не послушались. Коня перевезли в город, за крепкие стены. А ночью из фигуры выбрались лазутчики и открыли ворота вернувшейся ахейской армии. Троя пала.
Шествие Троянского коня в Трою. Джованни Баттиста Тьеполо. 1773
В переносном смысле троянским конем называют коварную уловку: способ пробраться в защищенную и враждебную среду, дар врагу с целью его погубить. Отчасти схожие по смыслу выражения — «засланный казачок» или «пятая колонна».
Вагон, везущий Ленина, — не тот же ли троянский конь?
М.И. Цветаева. «О Германии» (1919)
Оставаясь стратегическим партнером Америки, Турция постепенно избавлялась от образа троянского коня США на Ближнем Востоке.
Александр Терентьев. «Наследники блистательной Порты» // «Однако» (2010)
Генштаб уличил США в разработке новой стратегии «Троянский конь»… Суть новой стратегии заключается в активном использовании протестного потенциала так называемой «пятой колонны» для дестабилизации обстановки в неугодной стране с одновременным нанесением ударов высокоточным оружием по наиболее важным гособъектам.
Иван Петров. «Генштаб уличил США в разработке новой стратегии «Троянский конь»» // « Российская газета » (2019)
Троян или троянец в компьютерном сленге
В компьютерных науках троянский конь (trojan horse), троянец или просто троян (trojan) — это программа, которая содержит скрытые опасные функции. Выполняя какую-то полезную задачу, троян одновременно тайно нарушает безопасность. Например, похищает личные данные пользователя, номера кредитных карточек, пароли и отправляет их своему создателю.
Вообще не вводите эту запись в компьютер, если с него ходите в Сеть. Вам троян вобьют — не заметите, и все равно расшарят.
Алексей Иванов. Комьюнити (2012)
Троянский конь в фильме «Троя» (2004)
Источник
«Троянский конь» — каков смысл и происхождение этого значения?
У истоков многих афоризмов лежат Античные мифы. Выражение «Троянский конь» — не исключение. Для определения значения фразеологизма мы обратимся к древнегреческой легенде, повествующей нам историю падения великого города Трои, причиной гибели которого стал некий таинственный дар.
Перед вами поучительная история о том, что не все подарки стоит принимать. Так какой же коварный план придумали греки, враги троянцев, чтобы одержать победу над своим противником?
«Похищение Елены», Джованни Франческо Романелли, 17 век.
События античной легенды начинаются со спора между тремя богинями: Афродитой, Герой и Афиной. Причиной их конфликта стало яблоко — подношение повелительницы раздора Эриды.
Небожительниц тревожило слово «Прекраснейшей», выгравированное на подарке. Не определившись, кому из богинь должен принадлежать дар, а значит, и статус самой красивой, они обратились за помощью к Парису, сыну правителя Трои Приама. Ему следовало рассудить жительниц Олимпа.
Выбор Париса пал на Афродиту. Богиня любви своими чарами обольстила юношу, пообещав помочь заполучить супругу Менелая (правителя Спарты) Елену, обладавшую неземной красотой. Афродита сдержала своё слово – и девушка оказалась в руках Париса. Это событие и положило начало кровопролитной войне между троянцами и греками.
Джованни Доменико Тьеполо «Шествие Троянского коня в Трою», 1773.
Долгие десять лет Менелай безрезультатно пытался освободить свою жену. Его могущественные войска окружили Трою, но войти в город им так и не удалось.
Тогда у мудрого грека Одиссея возникла коварная идея, как перехитрить и победить троянцев. Он предложил ввести в заблуждение врагов и якобы уплыть обратно в Спарту. Перед «отступлением» следовало оставить у ворот Трои подарок — огромного деревянного коня, как символ признания собственного «поражения».
Шокированные внезапной победой троянские жители, непременно должны были принять странный дар. На что и рассчитывал Одиссей. Когда Троянский конь окажется в городе, спрятавшиеся в середине статуи сильнейшие спартанские воины, выйдут наружу и разнесут всё вокруг.
Иоанн Георг Траутманн. «Падение Трои», 18 век.
Идея Одиссея понравилась не всем. У некоторых возникли сомнения относительно наивности противников. Из-за отсутствия альтернативных вариантов развития событий, спартанцы всё же одобрили этот замысел. Началось строительство. Изумлённые троянцы внимательно наблюдали за врагами. Спартанцы соорудили перед вратами города огромную статую лошади и скрылись в море. Тогда жители Трои осмелились выйти из крепости, чтобы тщательно изучить необычный подарок.
Долго исследовали они коня, тщательно осматривали все его детали, но никакого подвоха так и не нашли. Затем троянцы начали спорить. Одни настаивали, что следует принять дар, другие утверждали, что нельзя идти на поводу у неприятеля. Самым яростным противником получения непонятного подношения был Лаокоон с сыновьями. Но, когда они подошли к коню, на берегу моря показались два змея. Они внезапно напали на Лаокоона и его детей. Все усилия несчастных были напрасными, змеи быстро расправились с жертвами – они скончались от удушения, а животные уползли обратно в море.
Троянский конь в Музее Археологии Стамбула.
Сложившуюся ситуацию троянцы оценили не в свою пользу. Они посчитали это недобрым знаком богов, разгневанных за отвержения Лаокооном подарка. Чтобы не злить жителей Олимпа, Троянцы приняли решения завести огромную статую в город.
С наступлением ночи, спрятавшиеся внутри греки вышли наружу, чтобы открыть врата своему войску. Кровавое сражение закончилось в пользу нападающих: дворец был захвачен, а Приам – убит. Отыскав Елену, Менелай покинул охваченную огнём Трою. Многовековая история города закончилась неутешительно.
Выражение «Троянский конь» употребляется в случае, когда речь идёт о неком подарке с подвохом, преподнесённым ради достижения корыстных целей. Принятие такого подарка может иметь печальные последствия для получателя.
Материалы по теме
А вот ещё:
Удивительные способности животных к математике
Еще в XIX веке считалось, что животные не имеют никакого представления о числах и отличают разве что «много» от «мало». Теперь же ученые обнаружили массу свидетельств того, что некоторые виды не только умеют оперировать абстрактными величинами, но и воспринимают концепцию нуля. Чем понимание чисел животными отличается от нашего и каковы биологические корни их математических способностей?
Хорошо известно, что врановые обладают высоким интеллектом. Недавно ученые доказали, что вороны обладают способностями к вычислениям, которые до этого были обнаружены лишь у нескольких видов: например, они понимают концепцию пустого множества — нулевой численности.
Понимание чисел часто рассматривается как специфически человеческая способность — признак нашего высокого интеллекта, который, наряду с владением языком, отделяет нас от всех остальных животных.
Но такой взгляд далек от истины.
Пчелы ]]> считают ]]> ориентиры по дороге к источникам нектара. Львицы ]]> подсчитывают ]]> количество рыков со стороны вторгнушеговся на их территорию прайда, чтобы решить, атаковать или отступать. Муравьи ]]> считают свои шаги ]]> , а некоторые пауки — ]]> сколько жертв ]]> попалось в их сети.
У одного вида лягушек на числах ]]> основан ]]> весь брачный ритуал. Сначала один самец издает зов — скулящее «пиу», за которым следует короткий звук («чак»), его соперник отвечает, добавляя два «чака» после своего «пиу». Затем первая лягушка отвечает тремя, потом четырьмя и так далее до примерно шести «чаков», пока самцы не выдохнутся.
Практически все животные, чьи способности к счету проверялись учеными, — насекомые и моллюски, амфибии и рептилии, птицы и млекопитающие — могут различать количество объектов или звуков. Они обладают не только чувством «больше-меньше», но и приблизительным чувством количества: что два отличается от трех, а пятнадцать — от двадцати. Это ментальное представление размера множества, то есть идея численности, похоже на древнюю и универсальную способность, считает ]]> Джорджио Валлортигара ]]> , нейробиолог из Университета Тренто в Италии.
Теперь исследователи обнаруживают все более сложные математические навыки у своих подопытных животных. Многие виды проявляют способность к абстрактному вычислению — вплоть до уровня простой арифметики.
Несколько видов продемонстрировали понимание концепции «нуля» — настолько парадоксальной идеи, что даже люди в раннем возрасте порой испытывают трудности с ней. Более того, эксперименты показали, что и обезьяны, и пчелы понимают, как обращаться с нулем как с численностью, размещая его на воображаемой числовой линии в ряду единицей, двойкой и т.д. А в ]]> исследовании, ]]> опубликованном в Journal of Neuroscience, ученые доложили, что на это способны и вороны.
Тот факт, что эти три вида принадлежат к разным таксономическим группам (приматы, насекомые и птицы) означает, что некоторые вычислительные способности развивались у разных животных независимо. Ученые ломают голову над тем, почему природа даровала умение обращаться с числами (хотя бы элементарное) такому большому количеству животных и что это может рассказать нам о глубинных истоках человеческой математики.
Вопросов по-прежнему больше, чем ответов, но нейробиологи и другие эксперты узнали достаточно, чтобы преобразить наше представление о познавательных способностях животных. «В крошечных мозгах пчел или даже муравьев есть механизм, который позволяет этим существам читать язык Вселенной», — говорит ]]> Брайан Баттерворт ]]> , когнитивный нейробиолог из Университетского колледжа Лондона и автор готовящейся к выходу книги «Могут ли рыбы считать?».
Понимание числа
В начале XX века в Берлине был знаменит конь по имени Умный Ганс. Всем казалось, что он мог выполнять арифметические операции, выбивая копытом результаты сложения, вычитания, умножения и деления. Но вскоре один психолог-аспирант понял, что на самом деле животное пристально следило за мельчайшими поведенческими сигналами тренера и аудитории — своими реакциями окружающие выдавали ответы.
Этот инцидент укрепил скептицизм по поводу вычислительных способностей животных, который сохраняется и по сей день. Например, некоторые исследователи полагают, что люди обладают «истинным» пониманием числовых концепций, в то время как животные различают группы объектов по количеству, полагаясь на менее абстрактные характеристики, такие как размер или цвет.
Вороны обращают внимание количество предметов в своем поле зрения. У них есть нейроны, которые настроены на разные количества и позволяют им отличить множество из четырех элементов от множества из трех или пяти. Фото предоставлено Андреасом Нидером
Но скрупулезные исследования, которые проводились течение последних двух десятилетий, показали, что даже животные с очень маленьким мозгом могут совершать невероятные подвиги в области вычислений. Похоже, что один общий для всех животных механизм — это система аппроксимации (приблизительного представления) численности, которая в большинстве случаев дает верный результат, но иногда сбоит.
Так, животные наиболее эффективно различают множества, которые сильно отличаются по величине. Им проще отличить группу из шести точек от группы из трех, чем от группы из пяти. А когда разница между двумя множествами одинакова, им легче иметь дело с меньшими количествами: отличить 34 элемента от 38 намного труднее, чем четыре элемента от восьми.
Эти сильные и слабые стороны отражены в нейронной активности животных. В префронтальной коре обезьян исследователи обнаружили нейроны, которые были выборочно настроены под разные численности. Нейроны, которые реагировали на три точки, слабо отзывались на две и четыре и совсем не реагировали на одну и пять. У людей тоже есть такое приблизительное чувство количества. Но, помимо этого, мы ассоциируем численность с определенными символами — цифрами. Потому у нас есть еще и другая группа нейронов, которая представляет те же количества.
Это наблюдение, похоже, предполагает, что чувство числа — врожденное и глубоко укорененное в мозгах всех животных, включая людей. «В основе чувства числа лежит древний фундаментальный психофизический закон», — утверждает Валлортигара.
«Как только понимаешь, что почти каждое животное обладает некой способностью к решению вычислительных задач, возникает желание узнать … где предел этих способностей», — говорит ]]> Скарлетт Ховард ]]> , научная сотрудница Университета Дикина в Австралии, которая изучает вычислительные способности медоносных пчел.
Если у животных есть врожденная способность различать количества, встает вопрос, какие еще способности могли возникнуть вместе с ней. Сначала исследователи взялись за арифметику. Несколько видов животных продемонстрировали, что они могут складывать и вычитать.
В 2009 году исследователи под руководством ]]> Розы Ругани ]]> , психологини и сотрудницы Университета Падуи в Италии обнаружили, что когда только что вылупившимся цыплятам представляли две группы предметов для импринтинга, птенцы предпочитали приближаться к большей группе. Затем ученые отгородили группы объектов экранами и перемещали. Цыплята не знали, сколько предметов находится в каждой группе, но видели, как предметы прибавлялись к группам или покидали их. Независимо от того, сколько предметов было перемещено, цыплята стабильно ]]> выбирали ]]> ширму, за которой их оказывалось больше. Казалось, что они выполняли операции, похожие на сложение или вычитание, чтобы отслеживать изменение численности каждой из групп.
Для этого им не требовалось никакого обучения. «Они справляются с такими вычислениями спонтанно», — сказала Ругани.
Психологиня Роза Ругани из Университета Падуи показала, что цыплята после импринтинга, похоже, могут использовать арифметику, чтобы отслеживать количество запечатленных предметов.
Дикие обезьяны тоже ]]> способны на что-то подобное ]]> . Ученые положили несколько кусков хлеба в закрытую коробку на глазах у обезьян, а затем периодически забирали один или несколько кусков оттуда. Обезьяны не могли видеть, сколько хлеба оставалось в коробке, но продолжали проявлять интерес к ней, пока из нее не доставали последний кусок. Это предполагает, что они выполняли вычитание.
Медоносные пчелы способны к простой арифметике. В 2019 году Ховард и ее коллеги ]]> научили насекомых ]]> запоминать цвета и количество объектов, а затем добавлять единицу к количеству синих и вычитать единицу из количества желтых. Например, если пчелы пролетали через лабиринт с тремя синими фигурами, а затем им предлагался выбор — пролететь между двумя или четырьмя предметами, они каждый раз выбирали группу из четырех.
«Они способны решать эти задачи, потому что в естественной среде им приходится многому учиться», — сказала Ховард. Никто не знает, занимаются ли пчелы сложением и вычитанием в дикой природе. Без обучения такое поведение никогда не наблюдалось. Но у ученых и не было причин его искать.
Тем не менее, пчелы способны выполнять арифметические операции. «Их среда может быть для них тренировочной площадкой», — добавила Ховард.
В поведенческих исследованиях пчелы продемонстрировали понимание нулевой численности. Их также обучили простой арифметике, хотя неизвестно, используют ли они эту способность в дикой природе
Такие открытия побудили ученых проверить, есть ли у животных еще более абстрактные формы численного представления.
В 2015 году, спустя несколько лет после исследования арифметических способностей цыплят, Ругани и ее коллеги обнаружили, что животные ]]> ассоциируют ]]> меньшую численность с левой стороной, а большую — с правой. Так же, как люди пространственно представляют возрастающие значения на числовой прямой.
«Считалось, что это наше человеческое изобретение», — сказал ]]> Адриан Дайер ]]> , специалист по зрению из Королевского Мельбурнского технологического института, который занимается исследованиями медоносных пчел и был научным руководителем Ховарда. Но может быть тому виной «какая-то часть мозга, ответственная за обработку информации». Сейчас Дайер проверяет, есть ли у пчел ассоциативная связь между численностью предметов и их положением справа или слева.
Других насекомых, птиц и приматов также удалось научить связывать символы с количеством элементов. «Мы брали пчел и учили их так, как будто они в начальной школе: этот символ означает это число», — рассказывает Дайер. Шимпанзе, которых научили связывать численности с символами чисел, смогли потом указывать на цифры в порядке возрастания.
Теперь исследователи изучают способности животных к решению других типов численных задач. Ругани и ее команда изучают способность обезьян разделять количество пополам, чтобы определить наличие у них понятия «середины», для которого им требуется посчитать и сравнить количества элементов справа и слева. По ее словам, пока что « ]]> результаты впечатляют ]]> ».
Раз за разом Ругани и другие ученые находят доказательства наличия у животных не только относительно простого повсеместного чувства численности, но и гораздо более абстрактных и сложных форм числового познания. Вот почему сейчас для некоторых нейробиологов важно узнать, распространяется ли понимание числовых абстракций некоторыми видами животных на скользкую концепцию «ничего».
Особое количество
Все численности — это абстракции. Численность «три» может относиться к группе из трех точек, трех стульев или трех человек. «В целом обладание чувством числа означает способность оценить и сделать выводы о размере группы, независимо от ее состава и незначительных различий между ее элементами, — говорит Баттерворт. — Когда пчелы считают лепестки, каждый цветок в некоторых отношениях отличается от других — своим расположением и формой лепестков».
Но есть одно числовое значение, которое отличается от остальных. «Ноль — особый и своеобразный, — объясняет Ругани. — Это абстракция, которая обозначает не только восприятие чего-то, но и восприятие его отсутствия».
Даже людям ноль дается нелегко. Например, маленькие дети поначалу ]]> не воспринимают ]]> пустое множество как численную величину. Вместо этого они считают его отдельной категорией — отсутствием, которое не имеет отношения к другим величинам. Так, если обычно дети умеют считать к четырем годам, им часто требуется еще пара лет, чтобы приобрести понимание нуля как числа.
Андреас Нидер, нейробиолог из Тюбингенского университета, изучает, как мозг обезьян и ворон отображает в себе численности, включая ноль
Дело в том, что использование нуля «требует некоторого выхода за пределы эмпирического мира»: признания того, что пустое множество можно рассматривать как количество и что оно тоже может быть обозначено символом, говорит ]]> Андреас Нидер ]]> , нейробиолог из Тюбингенского университета в Германии. «Ведь мы же не ходим в магазин купить ноль рыб», — добавляет он.
«Если вы посмотрите на историю математики, то обнаружите, что и в нашей культуре ноль появился очень поздно», — продолжает Нидер. Примерно до VII века люди не использовали ноль в своих математических вычислениях.
«С этой человеческой перспективы ноль кажется не биологическим, а скорее культурным явлением», — говорит ]]> Аврора Аваргес-Вебер ]]> , когнитивная этологиня из Тулузского университета во Франции — она работает вместе с Ховардом и Дайером над исследованиями медоносных пчел. Но Нидер считал иначе. Он предполагал, что некоторые животные могут рассматривать ноль как величину, пусть и не понимая его символически, как люди. И действительно: в 2016 году его группа продемонстрировала, что у обезьян в префронтальной коре головного мозга есть нейроны, которые настроены реагировать на ноль сильнее, чем на любую другую численность.
Ошибка, которую допускали животные при использовании нуля, о многом говорит: они чаще путали пустой набор с численностью в один элемент, чем с численностью в два элемента. «Они воспринимают пустое множество (ничего) как количество, которое стоит рядом с единицей на числовой прямой», — сказал Нидер. В 2018 году Ховард, Аваргес-Вебер, Дайер и их коллеги ]]> обнаружили ]]> такое же поведение и у медоносных пчел. По мнению Ховард, эти открытия предполагают, что числовое познание, понимание абстрактных числовых концепций является врожденным. Понимание нуля может оказаться более распространенной чертой в животном мире, чем считалось ранее.
Медоносные пчелы могут считать ориентиры — в данном исследовании это серия желтых палаток — которые помогают им найти путь к еде. Ларс Читтка
Исследование пчел, продемонстрировавшие, что они тоже могут воспринимать ноль как величину, вызвало удивление — даже животное с менее чем одним миллионом нейронов в мозге (по сравнению с 86 миллиардами у человека) оперирует категорией пустого множества.
Есть и другой нюанс: пчелы и млекопитающие разошлись в эволюции целых 600 миллионов лет назад. Их последний общий предок был едва ли способен воспринимать что-либо в принципе, не говоря уже о том, чтобы считать, утверждает Аваргес-Вебер. По словам Нидера, который не участвовал в работе с насекомыми, это означает, что способности к восприятию пустого множества и других численностей ]]> развивались независимо ]]> в двух филогенетических линиях.
«Совершенно другая нейронная основа произвела такой высокий уровень когнитивных способностей», — сказал ]]> ХаДи МаБоуДи ]]> , ученый-когнитивист из Шеффилдского университета в Англии. К сожалению, исследователям до сих пор не удалось изучить нейронную активность медоносных пчел во время выполнения числовых задач, что затрудняет сравнение их представлений о нуле с обезьяньими. Чтобы узнать, как и почему способность количественно определять «ничего» развилась более одного раза, ученым придется исследовать мозг другого животного.
Параллельная история
Нидер и его команда обратились к воронам, чей общий предок с приматами существовал более 300 миллионов лет назад, и у которых в процессе эволюции развился совсем другой мозг.
«У птиц нет префронтальной коры — вместо этого у них есть свои собственные интеллектуальные мозговые центры с четкой структурой, связями и траекторией развития», — говорит Нидер.
Несмотря на эти различия, исследователи обнаружили уже знакомое численное понимание нуля: вороны чаще путали пустой экран с изображениями одной точки, чем с изображениями двух, трех или четырех точек. Записи мозговой активности ворон во время выполнения этих задач показали, что нейроны в паллии, одной из областей мозга, отображают ноль в виде количества, наряду с другими численностями — точно так же, как и в префронтальной коре головного мозга приматов. «С физиологической точки зрения все прекрасно сходится, — уверен Нидер. — Мы наблюдаем точно такие же реакции, тот же тип кода представлен в мозгу и вороны, и обезьяны».
Одно из объяснений тому, почему одна и та же нейронная структура развилась в таких разных мозгах, заключается в том, что это попросту эффективное решение распространенной вычислительной задачи. «Действительно волнующее открытие: оно подразумевает, что это лучший способ решения такой задачи», — говорит Аваргес-Вебер.
Возможно, существуют физические или другие внутренние ограничения мозга в обработке ноля и других численностей. «Может быть … количество возможных механизмов кодирования чисел вообще ограничено», — предполагает Валлортигара.
Джорджио Валлортигара, нейробиолог из Университета Тренто, с коллегами обнаружили признаки того, что у рыб данио-рерио есть область в мозгу для обработки численностей
Но даже если у ворон и обезьян кодирование абстрактных концепций вроде нуля происходит похожим образом, это не значит, что нет другого способа сделать этого. «Вполне может быть, что в ходе биологической эволюции были изобретены разные механизмы для выполнения похожих вычислений», — говорит Валлортигара. Чтобы узнать это, исследователям придется изучить и других животных.
Например, в статье, ]]> недавно опубликованной в Cerebral Cortex ]]> , Валлортигара с коллегами определили область мозга у рыб данио-рерио, которая, кажется, коррелирует с субитацией, хотя они пока что не проверили наличие у них представление о ноле.
Пчелам тоже будет чем нас удивить, если мы лучше поймем основу их субитации. В ]]> исследовании ]]> , опубликованном в прошлом году, МаБоуДи и его коллеги показали, что шмели считают по-другому, когда имеют дело с четырьмя и менее объектами. По его мнению, эта находка может означать, что механизмы, которые лежат в основе понимания пчелами численностей, включая ноль, могут и в самом деле быть весьма отличающимися от того, что мы наблюдали до сих пор.
Но, возможно, более фундаментальный вопрос о численной абстракции в мозге различных животных заключается не в том, как работает эта способность, а в том, почему она существует. Почему животные вообще должны уметь распознавать количества? Почему эволюция неоднократно обеспечивала животных не только пониманием того, что четыре меньше пяти, но и что «четыре квадрата» — концептуально то же самое, что и «четыре круга»?
«Животным постоянно приходится считать — даже самым простым из них, — говорит Валлортигара. — А если у вас есть абстрактное представление о численности, это очень легко сделать». Понимание абстрактной числовой информации позволяет мозгу гораздо более эффективно считать конкретные объекты.
Возможно, ноль тоже подходит под эту логику. Если рядом с вами появляется два хищника, но уходит только один, обстановка остается опасной. Ругани предполагает, что в этой ситуации животному нужно не только уметь вычитать, но и интерпретировать ноль как результат ранее выполненного численного или прото-численного вычитания, который животное затем может связать с определенными условиями окружающей среды. «В этом случае всякий раз, когда вы достигаете наименьшего значения, то есть нуля, окружающую среду можно считать безопасной», — рассуждает Ругани. При поиске пищи ноль может соответствовать необходимости искать в другом месте.
Нидера, однако, это не убедило. Он не видит насущной необходимости животным понимать ноль как численность, поскольку обычно достаточно ощущать его как отсутствие [чего-то]. «Я не думаю, что животные используют в своей жизнедеятельности численность ноль как меру количества», — сказал он.
Альтернативное предположение заключается в том, что понимание нуля — и численностей в более широком смысле — могло развиться из-за потребности мозга распознавать визуальные объекты в окружающей среде. В 2019 году, когда Нидер и его коллеги обучали нейросеть распознавать объекты на изображениях, способность различать количество предметов ]]> возникла спонтанно ]]> , по всей видимости, как побочный продукт решения главной задачи.
Из чего строится математика
По мнению Нидера, наличие у животных талантов к численной абстракции указывает, «что в их мозгу уже заложена эволюционная основа для того, что у людей развилось в полномасштабное понимание числа ноль». Но какими бы впечатляющими ни были достижения животных, есть существенные различия между тем, как они концептуализируют численность, и тем, как это делают люди. Мы не просто понимаем количества; мы связываем их с произвольными числовыми символами. Множество из пяти объектов — это не то же самое, что число пять, а пустое множество — это не то же самое, что ноль, говорит Нидер.
«Даже когда животных можно обучить ассоциировать два предмета с символом 2 и три предмета с 3, это не значит, что они смогут сложить эти символы вместе, чтобы получить 2+3=5, — говорит Дайер. — Это тривиальная математическая задача для ученика начальной школы. Но эксперименты, которые будут нацелены на проверку такого рода символического мышления у животных, еще предстоит провести».
Сделав этот шаг за пределы субитации и построив символическую систему исчисления, люди смогли разработать более точное дискретное представление числа, манипулировать числами в соответствии с определенными правилами и создать целую науку вокруг их абстрактного использования — математику.
Нидер надеется, что его исследование понимания нуля у животных сможет продемонстрировать, как абстрактное чувство числа возникло из более приблизительного и практического ощущения. Сейчас он занимается исследованиями человеческого мозга, чтобы более точно изучить взаимосвязь между символическими и несимволическими численными представлениями.
Валлортигара, Баттерворт и некоторые из их коллег теперь сотрудничают с ]]> Кэролайн Бреннан ]]> , молекулярным генетиком из Лондонского университета королевы Марии, чтобы найти генетические механизмы, лежащие в основе способностей к вычислениям. Они уже определили гены, которые, по-видимому, связаны с дискалькулией — нарушением способности к математике у людей; также они работают с эквивалентными генами у рыб данио-рерио. «Я думаю, что генетическая часть исследований — будущее этой области, — говорит Валлортигара. — Определение генов счета действительно было бы прорывом».
Источник