- Значение слова «сизифов»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Синонимы к слову «сизифов»
- Предложения со словом «сизифов»
- Цитаты из русской классики со словом «сизифов»
- Сочетаемость слова «сизифов»
- Что (кто) бывает «сизифовым»
- Понятия, связанные со словом «сизифов»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словом «сизифов»
- Сизифов труд
- Значение фразеологизма
- Сизифов труд – бесполезные, повторяемые вновь и вновь усилия
- Сизифов труд: происхождение фразеологизма
- Источники
- Примеры из произведений писателей
- Что означает фразеологизм «Сизифов труд»
- Сизифов труд. Миф о Сизифе
- Сизиф
- Мифы о Сизифе
- Сизиф в эссе Альбера Камю
Значение слова «сизифов»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СИЗИ’ФОВ, а, о. Только в выражении:
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: батенька — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «сизифов»
Предложения со словом «сизифов»
- Такой сизифов труд воплощает главную идею монашества – выполнять любое послушание не сомневаясь.
Цитаты из русской классики со словом «сизифов»
- Какая-то это была Сизифова работа.
Сочетаемость слова «сизифов»
Что (кто) бывает «сизифовым»
Понятия, связанные со словом «сизифов»
В середине 1980-х экономисты Дэниел Хаззум (англ. Daniel Khazzoom) и Леонард Брукс (англ. Leonard Brookes) независимо выдвинули идею о том, что увеличение эффективности использования энергии может парадоксальным образом приводить к увеличению общего объема потребляемой энергии. В 1992 году американский экономист Гарри Саундерс (англ. Harry Saunders) назвал эту гипотезу «постулатом Хаззума — Брукса» и показал, что она верна в неоклассической модели экономического роста в широком диапазоне предположений.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «сизифов»
Такой сизифов труд воплощает главную идею монашества – выполнять любое послушание не сомневаясь.
Мы так стараемся удержать заданный темп, что не замечаем, как становимся участниками сизифовой гонки, победа в которой невозможна.
Легенда о сизифовом камне лишь подтверждает эту духовность.
Источник
Сизифов труд
Автор: Дмитрий Сироткин
Рассмотрим известный фразеологизм «сизифов труд» .
Сизиф – первый авантюрист Древней Греции, а может быть – и всего мира.
Ниже описаны значение, происхождение и источники фразеологизма, а также даны примеры из произведений писателей.
Значение фразеологизма
Сизифов труд – бесполезные, повторяемые вновь и вновь усилия
Синонимы: мартышкин труд, напрасный труд, носить воду решетом, сизифова работа
В иностранных языках имеются прямые аналоги фразеологизму «сизифов труд»:
- Sisyphean toil, labor of Sisyphus (английский язык)
- Sisyphusarbeit (немецкий язык)
- rocher de Sisyphe, supplice de Sisyphe (французский язык)
Сизифов труд: происхождение фразеологизма
Как известно, бог Зевс наказал царя Коринфа Сизифа: в подземном царстве мертвых он должен был безостановочно вкатывать на гору тяжелый камень, который, почти достигнув вершины, сразу же катился обратно.
История весьма древняя, поэтому как следует разобраться в ней сложно. Во всяком случае можно отметить, что Сизиф был не просто царем, а праправнуком Прометея, создателем города Коринфа, а также, как ни странно, так называемым любимцем богов. Боги приглашали Сизифа на свои пиры на Олимпе.
Возникает естественный вопрос, за что же боги так сурово наказали любимца богов? Похоже, за то, что называется «по совокупности преступлений»:
- Прежде всего, боги были возмущены тем, что Сизиф стал разглашать людям их тайны, услышанные на пирах.
- Сизиф обманом заковал бога смерти Танатоса, пришедшего забрать его душу в царство мертвых, и держал его в плену несколько лет. В результате люди перестали умирать, нарушился установленный порядок вещей, в частности – перестали приноситься жертвы подземным богам. Рассерженный бог войны Арес освободил Танатоса, а еще более рассерженный Танатос освободил Сизифа от души и отвел ее в царство теней умерших.
- Сизиф обманул богов в Аиде. Он успел наставить свою жену, чтобы она не совершала погребальных обрядов по нем. Боги подземного царства мертвых Аид и Персефона были озадачены отсутствием погребальных жертв, поэтому разрешили Сизифу вернуться ненадолго на землю, чтобы проучить жену и организовать себе достойные похороны, а богам – достойные жертвоприношения. Вместо этого он остался пировать с друзьями в своем дворце.
- А также разнообразные преступления против людей (ограбление путешественников, мошенничество и прочие безобразия).
Так что трудно упрекнуть Зевса в несправедливости. Морально сомнительный успех Сизифа был связан с тем, что он первым среди греков воспользовался хитростью и обманом. К этому оказались не готовы не только люди, но и боги.
Источники
Миф о Сизифе изложен в поэме «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера (IX в. до н. э.).
Само же выражение «сизифов труд» принадлежит римскому поэту Проперцию (I в. до н. э.).
Примеры из произведений писателей
Говорить бывало, когда мы остаемся одни, ужасно трудно. Какая-то была Сизифова работа. Только выдумаешь, что сказать, скажешь, опять надо молчать, придумывать. (Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната»)
В этом вся тихая радость Сизифа. Ему принадлежит его судьба. Камень – его достояние. Точно так же абсурдный человек, глядя на свои муки, заставляет умолкнуть идолов. В неожиданно притихшей вселенной слышен шепот тысяч тонких восхитительных голосов, поднимающихся от земли. Это бессознательный, тайный зов всех образов мира – такова изнанка и такова цена победы. Солнца нет без тени, и необходимо познать ночь. Абсурдный человек говорит “да” – и его усилиям более нет конца. Если и есть личная судьба, то это отнюдь не предопределение свыше, либо, в крайнем случае, предопределение сводится к тому, как о нем судит сам человек: оно фатально и достойно презрения. В остальном он сознает себя властелином своих дней. (А. Камю, «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»)
Получается горький парадокс: страдать проще, чем созидать. Вся Россия — пьющий Гамлет. Выход только один. Хочешь вырваться из страданий — созидай! Другого лекарства нет и не будет. Даже сизифов труд освобождает нас от бесполезных рассуждений о бесполезности сизифова труда. (Ф.А. Искандер, «Государство и совесть»)
Надо признать, что в хитроумности Сизифа есть свое обаяние . Как есть немалое обаяние в хитроумности таких персонажей как Одиссей или Остап Бендер, которые также позволяли себе противоправные деяния.
В продолжение темы вы можете ознакомиться с обзором фразеологизмов Древней Греции, а также со следующими материалами:
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .
Комментарии также всячески приветствуются!
Источник
Что означает фразеологизм «Сизифов труд»
Очень часто в повседневной жизни можно услышать устойчивые выражения, но они не всегда до конца понятны. И всегда важно знать как правильно их употреблять. Выражение «Сизифов труд» означает тяжёлую, рутинную, но безрезультатную работу, не имеющую весомого значения.
Этот фразеологизм берет свое начало из древнегреческой мифологии. Чтобы до конца понять его смысл нужно обратиться к мифу про Царя Сизифа.
Согласно легенде, Сизиф был сыном бога Эола, повелителя ветров. Сизиф построил город Эфир ( Позже он стал называться Коринф). Но этот царь был очень хитрым и коварным. Собрал он богатства несметные и драгоценности разные у себя в Коринфе.
О подлостях его знали не только смертные люди, но и боги. Однажды Громовержец похитил дочь у бога рек Асопа. А Сизиф видел это, и корысти ради, рассказал, где Зевс спрятал девушку её отцу. В замен попросил воду для своего нового города. Асоп затопил всю местность, где находился Зевс, гибли люди и животные.
Зевс разгневался на смертного и послал к нему Танатоса, бога смерти, чтобы он забрал его в подземное царство Аида. Но обманным путем царь заковал Танатоса, и на земле начался беспорядок, смертные перестали умирать. Души не стали больше переноситься в подземный мир, в похоронах никто не нуждался, а значит богам не приносилась жертвы.
Аид потребовал от Зевса навести порядок, восстановить баланс. Отправил Зевс к Сизифу бога войны Ареса. Освобождённый Танатос отправил хитреца в царство теней. Но перед смертью Сизиф завещал семье, не хоронить тело и не приносить дань подземный богам. А потом обманул ещё и Аида с Персифоной. Он просил отпустить его на землю, чтобы приказать похоронить тело. Обещал вернуться с богатыми жертвами. Но, конечно же он скрылся в своём городе, устраивал пиры во дворце. Тогда Танатос снова забрал душу коринфского Царя в загробный мир, уже навсегда. А разгневанный Аид наказал его за хитрость: он должен поднять камень на вершину горы.
Теперь Сзиф катит в гору огромный камень. Но каждый раз почти у самой вершины, камень снова и снова скатывается вниз. Трудный и долгий путь делает царь, прилагая огромные усилия, но все напрасно.
С тех пор бессмысленную и бесполезную работу называют «Сизифов труд».
Это выражение употребляют как о собственной деятельности, так и о занятости другого человека. Его употребляют, как в обычной жизни, так и в литературе.
Рассказ Михаила Зощенко «Галоша» отлично иллюстрирует данное выражение. Герой рассказа потерял галошу в трамвае, и целую неделю пытался её вернуть. Когда же ему вернули пропажу, оказалось, что другую он потерял. Получается, все его старания — сизифов труд.
Выражение «сизифов труд» можно заменить другим фразеологизмом, например: «мартышкин труд», «толочь воду в ступе» или «носить воду в решете». Также можно трактовать и такие выражения: «в лес дрова возить», «биться как рыба об лёд». И если в остальными фразеологизмами все понятно, то выражение «мартышкин труд» появилось благодаря басне Крылова. Обезьяна наблюдала, как крестьянин трудиться в поле не покладая рук, с упорством, и как все его хвалят и восхищаются его выдержкой. Мартышка тоже хотела похвалы, и решила перетаскивать тяжёлый чурбак из стороны в сторону. Вот ещё один пример бесполезной и бессмысленной работы.
Говоря об антонимах фразеологизма, то их можно разделить по различным значениям. «Работа не бей лежачего», “плевое дело», «непыльная работенка» обозначает лёгкую, не трудную работу. Если говорить о качественной, быстрой работе, можно употребить «в руках горит“ или «доводить до ума».
Источник
Сизифов труд. Миф о Сизифе
«Сизифов труд» — эта фраза знакома многим из нас: кому-то – понаслышке, а кому-то – по собственному опыту. И, конечно же, значение её известно – обычно о Сизифовом труде говорят, когда речь идёт о долгой, мучительной и безрезультатной работе и муках. Но почему именно Сизиф? Что за образ послужил для столь знаменитого фразеологизма? Вот об этом знает далеко не каждый, и мы бы хотели рассказать вам, откуда произошло выражение «Сизифов труд».
Сизиф
Для начала дадим краткую справку:
Сизиф, а если выражаться правильнее, Сисиф – это один из персонажей мифологии Древней Греции. Он был сыном Энареты и Эола, супругом дочери Атланта – плеяды Меропы, от которой у него были сыновья: Альм, Ферсандр, Орнитион и Главк.
Сизиф был строителем и царём древнегреческого полиса (города) Коринфа (сегодня он называется Эфирой), которого после смерти боги приговорили к «каторжным работам» — закатыванию на гору, расположенную в находящейся под царством Аида глубочайшей бездне под названием Тартар, тяжёлого камня, который как только достигает вершины, постоянно скатывается вниз. Отсюда, собственно, и пошло рассмотренное нами выше выражение.
По словам легендарного древнегреческого поэта-сказителя Гомера, Сизиф был хитрым, корыстолюбивым и порочным человеком, который впервые среди греков (эллинов) воспользовался обманом и хитростью.
Мифов, связанных с Сизифом, существует несколько вариантов, каждый из которых довольно интересен.
Мифы о Сизифе
Все имеющиеся мифы о Сизифе дают нам объяснение того, почему он был так жестоко наказан богами.
Согласно одной версии, причиной наказания Сизифа послужила дочь Асопа – Эгина. После того как её похитил Зевс, Асоп начал её искать, но всё безрезультатно. Тогда Сизиф сказал Асопу, что знает, как найти Эгину, но расскажет, только если Асоп согласится дать ему воду в акрополь Коринфа – Акрокоринф.
Другая версия гласит, что Сизиф находился во враждебных отношениях со своим братом Салмонеем, и, как и было предсказано Аполлоном, изнасиловал его дочь Тиро, родившую впоследствии ему двух сыновей. Тиро же, узнав о том, что её сыновья хотят убить Салмонея по наставлению Сизифа, убила их самих. За всё это Сизиф и был наказан.
Самой же распространённой версией считается такая: однажды Сизиф путём обмана похищает Танатоса (бога смерти), заковывает и оставляет у себя в плену (есть также версия, где Сизиф обманывает и заковывает в цепи не Танатоса, а Аида). По причине отсутствия Танатоса, на планете люди больше не умирают. Из-за этого начинают беспокоиться боги, но предпринять ничего не могут. Однако несколько лет спустя, богу войны Аресу удаётся спасти Танатоса. Чтобы отомстить Сизифу, Танатос исторгает его душу, а затем уводит в царство теней умерших людей.
Но Сизиф отличился снова: перед тем как умереть, он запретил жене совершать обряд погребения в случае его смерти. Не сумев дождаться погребальных подношений, Аид с Персефоной разрешают Сизифу на некоторое время вернуться в мир живых, чтобы он наказал жену за то, что он нарушила сакральные обычаи, и после устроила традиционные похороны с жертвоприношениями.
Затем Сизиф должен был возвратиться в царство Аида. Но он не вернулся, а продолжал пребывать в своём дворце, радуясь тому, что он является единственным из всех смертных, кому удалось вернуться в мир живых из царства теней. Время шло, и то, что Сизиф не вернулся, было обнаружено только несколько лет спустя. За тем, чтобы вернуть обманщика, был послан Гермес.
Проступки, которые Сизиф совершил при жизни (включая посмертные) стали причиной наказания Сизифа: на протяжении вечности он должен был закатывать на гору огромный валун, который всё время скатывался вниз, и повторять это действие раз за разом.
С течением времени образ Сизифа прочно вошёл в творчество различных деятелей искусства. Например, он стал одним из персонажей в сатировских драмах Эсхила, таких как «Сисиф-камнекат», «Сисиф-беглец» и «Феоры, или Истмийские состязания», а также в пьесе Софокла «Сисиф», сатировской драме Еврипида «Сисиф» и пьесе Крития «Сисиф». Но кроме своего отражения в драматургии Древней Греции, образ Сизифа был отражён и в творчестве деятелей нового времени – литераторов (Робер Мерль и Альбер Камю) и художников (Тициан).
И не будет лишним рассмотреть образ Сизифа в работе одного из самых ярких представителей абсурдизма – Альбера Камю. Далее вы поймёте, почему.
Сизиф в эссе Альбера Камю
Если вы когда-нибудь интересовались абсурдизмом, то знаете, что это философское представление о существовании человека заключается в том, что его бытие не имеет смысла. И именно у Камю Сизиф становится человеком, поднявшимся над бессмысленностью жизни и обретшим в ней своё собственное предназначение, а также гордость. Речь идёт о философском эссе Адьбера Камю 1942 года «Миф о Сизифе». Кстати, «Миф о Сизифе» — это программное произведение в философии абсурдизма.
В своей работе Камю делает попытки ответить на вопрос: «Стоит ли жизнь труда того, чтобы её проживать?» — единственный вопрос, согласно мнению Камю, который имеет значение в философии.
Учитывая то, что боги, наказавшие Сизифа, считали, что тяжёлый и бесполезный труд – это самое ужасное, что только может быть, Камю рассматривает Сизифа как абсурдного героя, живущего полноценной жизнью, ненавидящего смерть и обречённого на бессмысленную работу.
Наибольший интерес герой мифов вызывает у писателя, когда первый вновь и вновь спускается с горы к её подножию, чтобы найти скатившийся камень. Данный момент является наиболее трагическим, т.к. именно в этот миг Сизиф приходит к полному осознанию своего безнадёжного положения. Сизиф потерял надежду, но также у него нет и судьбы, которую он не мог бы преодолеть, испытывая к ней презрение.
У Сизифа есть его камень, представляющий собой целое достояние, и даже малейший кусочек которого является для него целым миром. В конце концов, Альбер Камю приходит к заключению, что в действительности «всё хорошо», и единственное, что Сизифу нужно сделать, это представить себя счастливым человеком.
Необычно и интересно то, что Камю предлагает смотреть на бесконечную и бессмысленную работу Сизифа, как на своеобразную метафору жизни современного человека, которая впустую тратится им на офисы, конторы, цехи заводов и другие подобные этим места. Камю говорил: «Сегодняшний рабочий каждый день своей жизни трудится над одной и той же задачей, и эта судьба не менее абсурдна. Но это трагично только в редкие моменты, когда это осознаётся».
Автор данной статьи не претендует на звание писателя, творящего шедевральные произведения, или философа, который может высказать суть проблемы в нескольких фразах, поэтому не судите его строго за то, что будет сказано ниже.
А сказать хочется о том, что сравнение Сизифова труда Альбером Камю с жизнью человека нового мира, несмотря на то, что сделано оно было более полувека назад, даже сегодня является очень актуальным. Миллионы людей проводят свои жизни в бетонных коробушках, пытаясь свести концы с концами, выполняя работу, нужную кому угодно, только не им, зарабатывая деньги на ежедневные и зачастую сиюминутные нужды. Это ли не Сизифов труд? И это ли не абсурдизм во всей его красе? Неужели в этом есть смысл? Многие из нас вкатывают свой «камень» на свою «гору» каждый в своём «Тартаре», и тратят на это целую жизнь. Это действительно так, ведь такая жизнь представляется тяжкой ношей, постоянно требующей внимания и действий.
Но вот с чем не согласен автор, так это с тем, что жизнь лишена смысла. Жизнь дана каждому из нас не просто так – у всего в этом мире есть предназначение, от маленькой букашки до самых высоких и неприступных гор, от ничего не значащего клерка до большого начальника – каждый является частью целого. Пусть это и покажется слишком идеалистическим, но в жизни любой человек может найти своё предназначение, дабы не быть человеком абсурда.
Если нравится жить, то нужно стремиться к тому, чтобы наполнить жизнь яркими красками и эмоциями, или хотя бы предпринимать попытки к этому. Если жизнь кажется «пустой тратой времени», то посвятить её можно подготовке к «жизни после». Единственное и главное – суметь найти себя, понять, что нравится, к чему лежит душа. А если даже это не помогает, то можно непрестанно наблюдать за своим «камнем», который ты пытаешься взгромоздить на вершину. Возможно, по прошествии времени, и для вас в одном миллиметре этого камня будет заключена целая вселенная.
Но всё же, не стоит делать свою жизнь абсурдной. Не превращайте её в Сизифов труд. Живите!
Источник