Исследовательская работа «Почему избу РУБЯТ?»
Ученик проводит лингвистический анализ слова «рубить» в словосочетании «рубить избу». Почему мы так говорим, имея ввиду «строить избу», ведь значение этого слова имеет противоположное значение: «не создавать», а «рубить, измельчать, ломать»? Чтобы найти ответ на этот вопрос, автор работы обращается в далекие времена зарождения русского зодчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izbu_rubit.zip | 8.28 КБ |
prezentatsiya1.zip | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Всем хорошо известно выражение «рубить избу». Почему рубить, а не строить? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться во времена древнерусского деревянного зодчества.
В старину на Руси плотники строили дома и дворцы, крепостные стены и башни, храмы и мосты из дерева. Этому было много причин: 1) русская земля всегда была богата лесами, поэтому строительный материал был очень дешёвым; 2) дерево легко поддаётся обработке, а это значит, что строительство идёт очень быстро; 3) деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место; 4)и, по общему признанию, деревянное жилище более гигиенично.
При возведении помещения особое внимание уделялось породе дерева: из хвойных пород складывали нижние венцы, фигурные дощечки для отделки дома изготавливали из осины (осиновый лемех очень красив, хорошо «держит» воду). В особой цене из-за прочности был дуб. При исследовании древнерусского деревянного зодчества удивляет не только умение мастеров разбираться в применении разных пород деревьев при строительстве, но и способ возведения постройки. Об этом написал французский путешественник Жак Соваж Дьеппский, побывав в России в конце ХVI века: «Постройка из брёвен превосходна. Нет ни гвоздей, ни крючьев, но всё так хорошо отделано, что нечего похулить, хотя у строителей все орудия состоят в одних топорах…»
В старину на Руси практически каждый крестьянин владел искусством плотника и мог срубить избу. Глагол «срубить» не случайно заменяет привычный ныне глагол «построить», если речь идет о деревянном строительстве. Раньше основным и почти единственным инструментом плотника был топор («На босу ногу топор надевал, топором подпоясывался», — гласит русская пословица). А почему не работали пилой? Дело в том, что широкое распространение столь привычная нам пила получила лишь во второй половине ХIХ века. К тому же при распиливании концы брёвен «махрятся», а значит, будут быстро впитывать влагу, гниль. А при обработке топором деревянные волокна уплотняются и не пропускают влагу.
2. Как же «рубилась» русская изба без гвоздей и пилы?
1) Возведение стен.
Крестьянский дом был рассчитан на одну, хотя довольно большую семью. Соответственно размеру дома выбирали и длину бревна (средняя составляла около 5 метров, но могла быть и больше). На постройку добротного дома уходили 150-170 брёвен.
Дома строились по следующему принципу: на землю клали параллельно два бревна, на них поперек ещё два и т. д. Чуть отступив от конца бревна, вырубали округлые углубления. Коробка будущей избы называлась клетью, а горизонтальный ряд бревен сруба – венцом . Количество венцов зависело от толщины бревна и высоты постройки. Для того, чтобы брёвна плотнее прижимались друг к другу, в каждом из них вырубали продольный желобок и закладывали для теплоизоляции мох. Желобки делались в нижней части бревна, чтобы не затекала вода. Вот так воздвигались стены без гвоздей.
2) Постройка крыши.
Но как построить без них крышу? Ведь на Руси крыши были высокими, с крутыми скатами: ни снег, ни вода на них не задерживались. Над торцовыми стенами дома возводились треугольные бревенчатые фронтоны. Параллельно боковым стенам плотник врубал в них слеги – брёвна, поддерживающие всю кровлю. Их концы прикрывали специальной доской – причелиной. Поперек слег врезали курицы – тонкие стволы молодых елей с вертикально отходящими на конце корневищем. Его обычно оформляли в виде головы птицы – вот и пошло название «курица». На эту «курицу» укладывали водотечник – выдолбленное бревно для стока воды с крыши.
Саму кровлю делали из теса – отесанных топором досок. Нижним концом они упирались в водотечник, а верхний прижимался тяжелым бревном – охлупнем. Плотник обычно придавал концу охлупня форму конской головы, отсюда и название – конек.
Такая хитроумная конструкция деревянной крыши позволяла полностью обходиться без гвоздей.
Стены готовы, построена крыша. А где же фундамент ? Его не было вообще. В старых домах фундамент под домами не делали. Нижние венцы клали прямо на землю. Иногда под углы подкладывали большие камни или пни крупных деревьев. Но зато русская изба имела подклет – высокое подполье. В нем держали скот, птицу, хранили съестные припасы. 4) Порог и двери.
Многое в устройстве русской избы непривычно для нас, например, высокий порог и низкие притолоки дверей. Чтобы пройти в такую дверь, нужно было одновременно высоко поднять ногу и низко наклонить голову. Но эти «странности» не случайны. Именно такая, на первый взгляд. Конструкция двери помогала сохранять в жилище тепло.
Именно по этим же причинам и окна были маленькие. Они обычно прорезались в двух смежных брёвнах и по высоте не превышали 30-40 сантиметров. Закрывались они, или как говорили в старину, «заволакивались», деревянными дощечками. Поэтому и назывались они волоковыми. Окна большего размера прорезали через несколько венцов и закрепляли вертикальными брусьями – косяками . Отсюда и название – красные, т.е. красивые. Красные окна давали больше света, чем волоковые, но в холодное время сильно остужали избу. Поэтому на ночь его закрывали деревянными ставнями , которые защищали вовсе не от света, как мы привыкли думать.
В русской избе отсутствовал потолок. Чуть ли не до начала ХХ века русские крестьяне жили в курных избах, т.е. дым от печи шел через окна и дверь.
Пол застилали половинками толстого бревна (половицами).
8) Украшение русской избы.
Изба русская была практична. Но плотники не забывали и об украшениях. Богаче украшали фасад, который выходил на улицу. Это было лицо дома. Название некоторых деталей украшений говорят сами за себя: наличник, причелина (чело – древнее название лба). Их покрывали резьбой и росписью. Нарядный дом был гордостью хозяина. Но не только стремлением к красоте руководились наши предки. Выбор изобразительных мотивов во многом определялся религией. Считалось, что изображение льва, русалки отпугивает нечистую силу. Даже простые геометрические фигуры наделялись определённым смыслом. Круг символизировал солнце, волнистая линия – воду, борозда – поле. С распространением на Руси христианства в украшении домов появились новые религиозные символы, например, крест.
3. Деревянное зодчество в УНТ.
Такому важному делу («рубить избу») русский народ посвятил много пословиц и поговорок Вот только некоторые из них:
Плотника не шуба греет, а топор.
Плотник без топора, что изба без угла.
Плотник – первый на селе работник.
Плотник топором думает
Курна изба, да печь тепла.
Криком избы не построишь.
Крепка изба запором, а двор – забором.
Каков строитель, таково и обитель.
Дом построить – не шапку на голову надеть.
. Итак, строительство русской избы и других деревянных построек на Руси можно считать уникальным. И прав был Жан Соваж Дьеппский: постройки были уникальны, хорошо отделаны, и всё при помощи одного топора и без применения гвоздей! И чтобы понять эту уникальность, это чудо, посмотрите на самый древний памятник деревянного зодчества – церковь Святого Лазаря, которая установлена в Кижах. Учёные считают, что она была построена в конце Х1V века! Предание гласит: неизвестный мастер, закончив работу, забросил свой топор далеко в озеро со словами: «Не было, нет и не будет такой!» И его слова оказались пророческими.
Источник
Как понимать выражение «рубить избу»? Что значит «рубить избу»?
Для строительства своих домов, жители деревень не использовали свежесрубленный лес, поэтому бревна должны были сначала «отлежаться» и просохнуть.
Принимались за строительство, только спустя определенное время. Существовало множество различных примет и суеверий, какое дерево можно было брать для строительства дома, а какое нет.
Выражение «рубить избу» — это значит «строить избу» из деревянных бревен, строили избы топорами, без использования гвоздей.
Надо понимать, что слово «деревня», как раз так и произошло.
Изба — это дом из дерева.
Рубить — значить строить при помощи топоров.
Вот и получается, что выражение «рубить избу» означает строить деревянную избу, используя топора. Собирали избы без использования гвоздей.
Рубка стен из-за этого была разной:
Все уходит в технологию строительства изб в условиях русского севера. Ситуация была такая. Есть много соснового леса и есть топор. Больше ничего. Люди рубили эти сосны и из них потом рубили срубы. Одним топором, больше ничего. А сруб это уже больше половины всего дома. Потом оставалось сделать только крышу, пол, потолок и окна двери. Сруб это 60% всего дома и именно его рубили. В наше время на севере делают тоже самое, технологии практически не поменялись. Также работают топором, а в дополнение к тому что было появились доски, которые можно сделать электроинструментом.
Рубленный дом — это бревенчатый дом. Деревянный дом собирают из венцов, бревна в венцах соединяют шип-паз. Раньше эти пазы на концах бревен вырубали топором, отсюда и пошло «рубленный дом». Сейчас, наверное, другие инструменты используют, хотя пилой выпилить паз трудно — при соединении бревен «в чашу» паз имеет округлую форму. При соединении «в лапу» делается паз, скошенный на угол.
Даже и сейчас можно услышать такое выражение — «рубить избу».
Означает выражение — строить избу. Раньше, наши предки строили избы из дерева, при этом используя только топор, поэтому и говорили так «срубить избу», то есть построить дом (избу). Саму же избу часто называли срубом.
Фразой «рубить избу» сейчас ни кого не удивишь, ведь данное выражение имеет давние корни.
Раньше, в старину дома (избу) строили из срубленных брёвен. «Рубить избу» означает строить её.
А вот рубленая изба обозначает дом из бревен, срубленных деревьев.
Давно я не слышал выражение, которое указано в данном вопросе на проекте Большой Вопрос,сейчас довольно редко можно услышать выражение «рубить избу».
Многим может показаться, что выражение «рубить избу» означает разрушать избу, ломать ее. А здесь совсем обратный смысл, «рубить избу», значит строить избу.
Чтобы построить избу, сначала нужно порубить дрова, вот и отсюда и данное выражение «рубить избу».
Раньше изба рубилась, то есть речь о срубе, рубилась топором, процесс не был механизирован.
Рубить избу, значит строить избу, или возводить дом.
Речь идёт о деревянном строении с использованием брёвен которые проходили определенную подготовку.
Что такое изба, это ведь деревянный срубный дом, бревенчатый дом, жилой, где-то в лесистой или может сельской местности, это национальная культура, фольклор.
Раньше избы также были деревянными, и бревна для строительства избы, рубили топорами, это был такой главный инструмент плотника.
А пила получила распространение немного позже, поэтому и пошло выражение «рубить избу».
В стародавние времена, когда инструменты вроде пилы или рубанка строителям были недоступны, почти все работы по строительству избы выполнялись топором. Рубились деревья, обтёсывали сучья, затем из вручную складывали сруб дома, даже гвозди забивали обухом топора. Заготовка дома так и называется «сруб» потому что при строительстве дерево, из которого он построен, в основном рубили.
Урок Технология имеет свои плюсы. начальных классах она развивает воображение, так как можно лепить, делать оригами как захочешь. В средней школе дети приобретают полезные навыки обычной семейной жизни. мальчики учатся делать табуретки и вообще держать молоток. А девочки учатся готовить, шить. Хотя по мне так надо эти вещи иногда менять местами. Лично мое мнение — мужчины тоже должны готовить. Да и время сейчас такое: девушки часто не могут себе найти мужчину, и должны уметь хотя бы гвоздь забить для зеркала. И очень жалко, что многие ученики воспринимают его, как урок, который можно прогулять.
Я считаю, что не будет лишним этот предмет. Хотя бы основные политические термины должен знать каждый человек. Потому как не во всех ВУЗах и СУЗах будет преподаваться подобный предмет. А ориентироваться в политической ситуации более или менее нужно.
Но дело всё в том, что в школе, на уроке, главный, учитель; в универе — преподаватель.
У меня был случай, в универе, когда преподаватель по естествознанию обозначил возраст Вселенной, и в тоже время, сказал, что существуют и иные точки зрения относительно сего вопроса, и мы имеем права их придерживаться.
Настало время зачёта, в виде теста. Как раз в одном из вопросов нужно было указать возраст Вселенной, там были цифры, указанные им, и иные, которые, как мне казалось, и иным ученым, более достоверны.
Тогда подошла к преподавателю и объяснила, что выберу тут ответ, который считаю правильным, он кивнул головой, но, когда понял, что я выбираю совсем иные цифры, очень рассердился на меня, и велел выбирать то, что он нам давал.
Зачет я всё-таки получила)
Я тоже очень боялась отвечать, нервничала, запиналась. И не сказать, что не готовилась и не знала темы, а именно потому, что чувствовала себя неуверенно, переживала. Мне в своё время очень помог способ учить задания, проговаривая в слух, вот прям частями учила и пересказывала что поняла. Потом я рассказывала всё что знала вымышленной аудитории, представляя что собралось очень много важных людей, и ни в коем случае нельзя сбиваться, путаться в словах, говорить нужно четко, чтобы поняли. Можно попросить кого-то из родных, друзей вас послушать. Рассказать всё им, и спросить потом их мнение. Со временем мне стало легче отвечать, и я становилась всё увереннее, времени на подготовку уходило всё меньше. Мне бывает даже достаточно один раз прочитать текст, чтобы потом выйти и всё красиво рассказать. А по ответам на семинарах мне не было равных. Может вам такой способ поможет.
У кого-то подвешен язык и он может вот так легко из ничего лекцию провести. А кому-то усилия прилагать приходиться.
Источник