Что значит выражение ой ты гой еси добрый молодец

Гой еси!

#Русское Средневековье

«Ой, ты, гой еси, добрый молодец!» – из раза в раз читали мы, как приветствуют такими словами героя в сказках, песнях и былинах. Сейчас может показаться, что забытое слово «гой» всего лишь междометие, что-то среднее между восклицаниями «гей!» и «ой!», однако в таком упрощенном варианте оно было не всегда; первоначально оно имело куда более определенный и даже сакральный смысл.

Приветствие гой еси, которым пользовались восточные славяне, восходит к глубокой древности. Слово «гой» у древних народов искони связывалось со здоровьем, жизнью, живительной силой. Скажем, в авестийском языке слово gaya значило жизнь, время жизни. Литовское gajus относилось к тому, что легко вылечивает. Сюда же вплотную примыкают украинское гоїти – исцелять, излечивать, и польское goic с такими же значениями.

Сказать встречному «гой еси!» было эквивалентно нашему «будь здоров!», «будь жив!». Само же слово гой было повелительной формой глагола гоить – здороветь, хорошо жить, здравствовать.

Правда, насчет этого есть и другие версии. В современном русском языке сохранилось только два слова с корнем гои: изгой и изгойский. А кто такой изгой, нам хорошо известно – человек, выпавший из социальной среды, отщепенец, выжитый из рода (правда, в старину это слово далеко не всегда относилось к тем, кто просто скатился по социальной лестнице).

Читайте также:  Что значит мнительная девушка

Если гой означает жизнь, то получается, что слово изгой означает человека вне жизни, того, кому нет больше житья на этом белом свете, словом, изгнанника. По другой версии, словом гой обозначалась община, да и вообще мир в целом. В таком случае изгой – это чужак, пришлый из чужой общины. Больше всего изгоев – если обратиться к древним летописям – было в Новгороде, который традиционно был населен разными племенами. В процессе разложения патриархальной общины многие становились дружинниками или купцами. Так что в число изгоев входило довольно большое число людей: от простого выходца из общины до шатающегося по свету бобыля (т.е лично свободного человека). В таком случае, раз изгой был человеком, оторвавшимся от своего общества, то гой, наоборот, относился к человеку, погруженному в родную среду.

Впрочем, если слово гой воспринимать именно так, то обращение «ой, ты, гой еси, добрый молодец!» буквально значило «ты, добрый молодец, есть наш человек», «ты человек из нашего рода». Как тут не вспомнить киплинговское «мы с вами одной крови – вы и я!». Однако приветствия, завязанные на терминах родства, были совершенно не свойственны восточным славянам, да и обращаться к первому встречному как к родному выглядит несколько странно.

Поэтому, все же, стоит придерживаться версии, что приветствие гой еси означало всем нам понятное и знакомое здравствуй, тем более что в некоторых былинах можно встретить и переходные варианты:

Он во гридню идет – да Богу молится,
А кормилице-матенке поклоняется:
«Уж ты здравствуешь, родна матушка!»
«Уж ты здравствуешь, млады Соловей,
А и младый Соловей Будимерович!»

Постепенно гой еси становится простым возгласом и искажается до не совсем понятных гоясов, которые, в свою очередь, становятся совсем уж далекими воясами. Подчас доходило до того, что слово воясы принимали за слово войны.

А на смену древнейшему приветствию гои еси приходят формы с праславянской основой на здрав-, которыми мы пользуемся по сей день. Они восходят уже не к идее живительной силы. Первоначально «съдоровъ» означало «из хорошего дерева». Расширяется и его применение: если гой еси в качестве прощального приветствия никогда не использовалось, то фразой «будь здоров!» сейчас можно и встретить, и проститься.

Источник

Что означают непонятные слова в выражении «Ой, ты ГОЙ ЕСИ, добрый молодец»?

Гой — древнерусское слово, означающее значения, связанные с жизнью и живительной силой; наиболее известно в былинном обороте гой еси.

Гой происходит от праиндоевропейского корня *gi — жить. Этимологическое развитие глагола представлено следующим образом: индоевропейское *gi «жить» → *goio «жизнь» → славянское gojь → gojiti «живить». Исторически тот же корень — в словах жить из древнерусского жити (здесь другая ступень чередования) с исходным значением «кормиться, питаться, выздоравливать», жизнь, живить, живой. «Гоить» — стар. говеть, жить, здравствовать (словарь Даля; такое же толкование в «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского).

Само же слово «гой» засвидетельствовано прежде всего в тексте былин, в формуле «Ой, ты гой еси, добрый молодец!» (позднее также искажённое «гоясы»). В современном языке слово «гой» в составе данной формулы деэтимологизировалось и воспринимается как междометие, становится «вызывательным восклицанием, ободрительным вызовом» (по словарю Даля).

Опираясь на значение слова изгой (см. ниже), некоторые исследователи трактуют эту формулу как знак принадлежности к общине: «Ты есть наш, наших кровей». Б. А. Рыбаков видит здесь указание на мужскую потенцию адресата (то есть гой значит, согласно ему, «крепкий мужчина», «лат. vir in plenis potentia»), опираясь на диалектное значение слова гоило — пенис (буквально живитель).

Кроме того, слово гой засвидетельствовано в древнерусском языке и в других контекстах, где трактуется (по словарю И. И. Срезневского) как «мир, спокойствие, pax, fides, amicitia».

Со словом «гой» связано сохраняющееся в современном языке слово «изгой» (от изжити). Оно в древнерусском языке было социальным термином означало лицо, «изжитое», «выжитое» из своей социальной среды: лишённого наследства князя, выкупившегося холопа[

Источник

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ГОЙ У СЛАВЯН. ЧТО ЗНАЧИТ “ГОЙ ЕСИ”?

Почему Баба Яга, приветствуя доброго молодца, употребляет слово “ГОЙ” , и что оно значит?

Все мы помним былинное и сказочное: “Гой еси, добрый молодец…”. И большинство людей воспринимают эту фразу как приветственно-величальную формулу, в значении: «будь здоров!».

И подобная расшифровка имеет свои корни. Ведь в словаре Даля “гоить” — стар. «говеть, жить, здравствовать». У И. И. Срезневского “гоити” — «живить». Некоторые учёные возводят происхождение данного слова к праиндоевропейскому корню*gi — «жить».

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ГОЙ

Круг значений, передаваемых этим корнем в народных говорах русского языка весьма обширен:

ГОИТЬ, гою, гоишь:

  1. Заживлять (раны), излечивать.
  2. Беречь, охранять, бережно обращаться с кем-либо.
  3. Хорошо кормить; холить. Поил, кормил и гоил ее (о лошади).
  4. Угощать. Гоили то нас, гоили, да не подобру проводили.
  5. Любить, ласкать кого-либо, ухаживать за кем-либо (в физическом смысле).
  6. Делать, изготовлять что-либо. Чего гоишь? — Да лапти. Делать что-либо с большим старанием, усердно.
  7. Устраивать, приготовлять, чинить что-либо. Да вот лодку гоим (отделываем). || Утеплять, конопатить или мшить (здание, помещение).

…20. Успокаивать, угомонить.— Ср. Гаить (=качать).

ГОЙНЫЙ:

  1. Видный, красивый, величавый. Гойный молодец.
  2. Приведенный в порядок, убранный, благоустроенный. Гойная изба.
  3. Чистый. Гойная пшеница. Очищенная, вымытая, провеянная пшеница.
  4. Плодородный; тщательно обработанный (о земле). Xорошу пашню завсегда гойной звали.
  5. Приятный.

ГоИТЬСЯ:

  1. Ухаживать за скотом. Ты гоиласъ?
  2. Готовиться к чему-либо. Гоимся к празднику.
  3. Строиться. Раньше, где кто зародился, так и строится, гоится в одной деревне.

ГОиТЬСЯ:

Заживать (о ране). Нога у Лупана гоится.

ГОЙКА:

Пирушка, попойка, угощение.

ГОЙКАТЬ, ГОЙНУТЬ:

  1. Кричать, издавать крики, вопли. Гаркнуть (вызывающе, устрашающе).
  2. Звать кого-либо криком. Окликнуть, аукнуть издали — гойни Лешку.

ГОЁНЫЙ. Гоеная пряжа. Пряжа, прокипяченная в воде для придания ей мягкости.

Таким образом, “гой” — древнерусское слово, имеющее значения, связанные с жизнью и живительной силой.

Значение слова гой. Славянские корни слова

И на этом можно было бы закончить исследование, если бы не этимология, в которую филологи заглядывают всё реже и не написание этого слова, встречающееся в 12 веке:

ГОЇ – в этимологии и словообразовании “го” вполне самостоятельный и очень важный для древнерусского языка корень, имеющий такую же силу, как и его пара слог “га” (но-га, теле-га, ра-ду-га): го-ра, бла-го, дол-го, подол-го и т.д. Все слова, где этимологически “го” – самостоятельный корень, связаны с длительными или малозаметными изменениями, в отличие от слов с “га”, где изменения внешние и значительные.

А если проследить этот путь дальше, то мы узнаем, что в рунике восточных славян существовало 2 буквы, дававшие звук “г” “га” и “гх” “го”, которые использовались для обозначения слов по-разному, а также на основе их рисовались рунескрипты и ставы, где прообраз “га” символизировал внешнее движение, достижение через внешние усилия, а прообраз “го” – через внутренние изменения самого человека.

Ещё одним доказательством данного значение корней является и то, что все знаки свастик лучевых созданы как раз таки на основе прообразов этих корней: левосторонние – на основе руны, символизирующей “го”, а правосторонние – “га” (от нее пошла и современная Г).

Буква “инить” – Ї , исчезнувшая к 14 веку из письменного обращения, в своей образности противостояла букве “ис” – I – символизирующую “лёд” в духовном смысле, как отсутствие тепла Ра и Света, а для человека – 3 испытания: хладностью живота (ленью), сердца (обидами и равнодушием) и чела (шаблонностью разума, глупостью). Инить символизировала преодоление трёх хладов за счёт веры и веды (осознанного знания).

Соединяя всю полученную информацию, мы получаем, что само слово “ГОЙ” означало обращение к человеку, что идёт своим внутренним путём, меняя себя, преодолевая испытания тремя хладами за счёт веры и веды. И тогда становится понятно, почему в сборниках сказок 17-18 века мы периодически встречаем после фразы “Гой еси, добрый молодец?” – вопросительный знак, а не восклицательный.

То есть это фраза-вопрос, а не утверждение. Фактически, Баба Яга спрашивает: “Зачем ты, добрый молодец, сюда пришёл?” – и тогда становится понятна и вторая фраза, также часто продолжающая монолог ведьмы: “Дело пытаешь (ищешь), аль от дела лытаешь (убегаешь)?”

Этот вопрошающий монолог героине о самоосознанности пришедшего героя, его целях на путешествие в пограничный мир, о наличии стремления изменить себя, стать более совершенным, светоносным.

Кого на Руси называли изгоем?

Ещё одним подтверждением наших рассуждений становится путь, который даёт нам сохранившееся в русском современном языке слово “изгой” . В древнерусском языке этот социальный термин означал лицо, «изжитое», «выжитое», то есть утратившее связь со своей социальной средой, то есть «изгой» — исключённый из жизни.

Согласно традиции в изгои попадали люди, посягнувшие на жизнь родича, князя, дитя, женщины, разрушившие святыню, сжегшие священные книги, отвернувшиеся от рода своего. Все эти преступления основаны на гордыни, а та, в свою очередь, является душевной болезнью , отказом от самопознания, желанием прогнуть мир под себя, а не измениться самому. Изгой сначала отказывается от гойности, изгоняет дух из себя, и лишь за это и общество изгоняет его.

А ещё во всех песнях, где встречается слово “Ой…” издревле использовали слово “Гой…” . Со временем первая “Г” смягчилась и исчезла (это можно подтвердить, сравнивая тексты песен в сборниках 17 и 19 веков). В таком ключе все наши песни из печальных, с использованием “Ой”, как форма жалости, превращаются в оживляющие и жизнеутверждающие песни – призыв быть гоем – человеком, познающим себя, как часть Бога, ищущим внутри себя свет, изгоняющим из себя лёд душевный, хлад.

Источник

Что значит «Гой еси»?

У этих сказочных слов есть важный смысл

В русских народных сказках и былинах частенько встречаются фразы вроде: «Ох ты гой еси, добрый молодец!» Уверены, что и вам они попадались не раз. Как правило, встречается это в каких-нибудь обращениях. Вот приходит, скажем, Иван-царевич в тридевятое царство, а там ему с порога — «гой еси» и все тут.

А задумывались ли вы над тем, что это вообще значит?

Интуиция подсказывает, что это что-то хорошее, доброжелательное. Но вот почему вдруг «добра молодца» называют «гоем», непонятно. Давайте разбираться.

Слово «гой» в данном случае имеет древние корни и происходит от gojiti, что в праславянском языке означало «жить». В процессе эволюции эта основа превратилась в gojь, отсюда — «гой».

То есть значение у этого загадочного слова простое — жить. Отсюда же кстати, древнерусское слово «гоить» с тем же смыслом.

Ну а «еси» — это форма глагола «быть», применяемая ко второму лицу единственного числа.

Складываем все вместе и получается: «ты живешь». Тоже немного странновато звучит для современного уха. Это не вопрос, поскольку произносится с утвердительной интонацией. Да и в качестве вопроса смысла бы тут было немного — все и так видят, что добрый молодец жив-здоров.

Кстати, слово «здоров» тут закралось не случайно. Именно оно и дает подсказку, как правильно перевести это выражение с древнерусского.

Вспомните, как сейчас принято приветствовать друг друга? Нет, не возгласами типа «йоу, пипл», а в нормальном литературном русском языке. Правильно — здравствуйте. Только «здравствуйте» — это заимствование из старославянского языка. А его аналог в древнерусском — как раз «гой еси».

Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей!

Источник

Гой еси

Гой еси́ (позднее также искажённое «гоясы») — приветственно-величальная формула в значении «будь жив!» или «будь здоров!». Характерна для устного народного творчества и встречается прежде всего в текстах былин («Ой ты гой еси, добрый молодец!»).
См. у М. Ю. Лермонтова: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!» [1] , у А. К. Толстого: «Гой вы, цветики мои, цветики степные!», [2] у Сергея Есенина: «Гой ты, Русь, моя родная…». [3]

Содержание

Этимология

Гой — древнерусское слово, имеющее значения, связанные с жизнью и живительной силой. Исторически тот же корень — в словах жить из древнерусского жити (здесь другая ступень чередования) с исходным значением «кормиться, питаться, выздоравливать», «жизнь», «живить», «живой». В словаре Даля гоить — стар. «говеть, жить, здравствовать». [4] У И. И. Срезневского гоити — «живить», [5] то есть гой может рассматриваться как форма повелительного наклонения от этого глагола. В украинском языке слово загоїти означает «залечить», «заживить» (например, раны). Кроме того, слово гой засвидетельствовано в древнерусском языке и в других контекстах, где трактуется (по словарю И. И. Срезневского) как «мир, спокойствие, pax, fides, amicitia». Еси — устаревшая личная форма глагола-связки «быть» во втором лице единственного числа.

В современном русском языке слово гой деэтимологизировалось и воспринимается лишь как междометие в составе данной формулы, становится «вызывательным восклицанием, ободрительным вызовом» (по словарю Даля).

С корнем гой связано сохраняющееся в современном языке слово изгой (от изжити). Оно в древнерусском языке было социальным термином и означало лицо, «изжитое», «выжитое», т. е. утратившее связь со своей социальной средой. [6] [7]

Опираясь на подобное значение слова изгой, некоторые исследователи трактуют формулу гой еси как знак принадлежности к общине (роду, племени, нации, расе): «Ты есть наш, наших кровей».

Б. А. Рыбаков видит здесь указание на мужскую потенцию адресата (то есть гой значит, согласно ему, «крепкий мужчина», лат. vir in plenis potentia ), опираясь на диалектное значение слова гоило — «фаллос» (буквально «живитель»).

В славянских языках «гойный» означает «изобильный». «Гоити» — «живить» (отсюда «изгой» — исключенный из жизни). «Гоило» переводится как фаллос и поэтому выражение русских былин «гой еси, добрый молодец» означает примерно: «vir in рlenis рotentia». Весь комплекс слов с корнем «гой» связан с понятиями жизненности, жизненной силы и того, что является выражением и олицетворением этой силы.

— Б. А. Рыбаков «Язычество древних славян»

Источник

Оцените статью