- нужда научит калачи есть
- Смотреть что такое «нужда научит калачи есть» в других словарях:
- НУЖДА ЗАСТАВИТ КАЛАЧИ ЕСТЬ
- Читайте также
- Глава 10 Нужда — мать изобретательности
- Есть или не есть? Размышления о генной инженерии
- НУЖДА В ОПЫТЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ
- Глава XXX Жизнь есть отношение к миру. Движение жизни есть установление нового, высшего отношения, и потому смерть есть вступление в новое отношение
- «Обобщенная нужда» и жандарм.
- ЕСТЬ, ЕСТЬ ЗАГОВОР ПРОТИВ РОССИИ (Открытое письмо «Пресс — клубу» в ответ на телепередачу от 21.06.1997 г.)
- Нацпроект и большая нужда
- V. Нужда и смерть
- Жизнь заставит
- Нужда заставила / Политика и экономика / Что почем
- «Астраханщина»: была, есть… и будет есть?
- Алексей Варламов СУД, НУЖДА, ВИНО, ГОРЕЧЬ И ЛЮБОВЬ (Последние годы Александра ГРИНА)
- Алексей Варламов СУД, НУЖДА, ВИНО, ГОРЕЧЬ И ЛЮБОВЬ (Последние годы Александра ГРИНА). Окончание.
- Калачи без тараканов
- Нужда научит калачи есть
- Смотреть что такое «Нужда научит калачи есть» в других словарях:
- Откуда выражение: «нужда научит калачи есть»?
- Нужда заставит калачи есть (Крылатые слова, Максимов С.В.)
нужда научит калачи есть
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .
Смотреть что такое «нужда научит калачи есть» в других словарях:
Нужда научит калачи есть. — (т. е. погонит в работу на низ, где едят пшеницу). См. ДОСТАТОК УБОЖЕСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Нужда научит калачи есть — Нужда научитъ калачи ѣсть (т. е. отправляться на работы въ южныя губерніи, гдѣ ѣдятъ пшеничный хлѣбъ) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ДОСТАТОК — УБОЖЕСТВО — На бедняка и кадило чадит. Лучше подать через порог, чем стоять у порога. Лучше подать в окно, чем стоять под окном. Дай Бог подать, не дай Бог брать (т. е. подаяние). Приведи Бог подать, не приведи Бог принять! Богатому старость, а убогому… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
КАЛАЧ — муж. (калач, татар. будь голоден; коло, колесо?) белый, пшеничный хлеб вообще; пшеничный сгибень с дужкою, из жидкого теста; сайка из крутого. У калача различают: животок с губкою, и ручку, дужку или перевясло. | Круглый проток, оток, впавший в… … Толковый словарь Даля
НАПУТНОЕ — Будет ли, не будет ли когда напечатан сборник этот, с которым собиратель пестовался век свой, но, расставаясь с ним, как бы с делом конченым, не хочется покинуть его без напутного словечка. Вступление это написалось в 1853 году, когда окончена… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
КАЛАЧ — (или колач), калача, муж. 1. Белый хлеб, выпеченный в форме замка с дужкой. 2. Белый пшеничный хлеб вообще, в противоположность ржаному, черному (обл.). Нужда научит калачи есть (посл., возникшая по видимому среди крестьян центральной России,… … Толковый словарь Ушакова
Калач — (колач) круглый белый хлеб вообще (в отличие от черного), пшенич. хлебец, выпеченный в форме замка с дужкой (откуда выражение: держать, подавать руку калачиком, т. е. согнув, как ручку К.); К. смесной из смеси пшенич. и ржаной муки, крупичатый,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Источник
НУЖДА ЗАСТАВИТ КАЛАЧИ ЕСТЬ
НУЖДА ЗАСТАВИТ КАЛАЧИ ЕСТЬ
Нужда бесхлебных и малохлебных губерний обычно увлекала народ на низовую Волгу. Здесь, за малою населенностью края, очень нуждались в рабочих руках для косьбы роскошных степей и жнитва неоглядных хлебных полей, а также и для лова рыбы в устьях Волги и на Каспийском море. Там все едят хлебе пшеничный, потому что пшеница — господствующий хлебный злак, и ржаного хлеба не допроситься верховому бурлаку или рабочему. Пшеничные хлебы и булки до сих пор называют там калачами. В подкрепление наших слов мы находим такую заметку известного ростовского археолога А. А. Титова (в предисловии к изданию г. Вахрамеева «Расходная книга патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного чина людям с сентября 1698 по август 1699 г.)»: «Русские в XVII столетии ели преимущественно ржаной хлеб. Он был принадлежностью не только убогих людей, но и богачей. Наши предки даже предпочитали его пшеничному и приписывали ему (да и теперь также) больше питательности. Название «хлеб» значило собственно ржаной. Пшеничная мука употреблялась на просфоры, а в домашнем быту — на калачи, которые вообще для простого народа были лакомством в праздничные дни. От этого и поговорка «калачом не заманишь» — самым редким кусом не привлечешь к себе того, кто испытал в чужих руках горькую долю, суровую нужду. За то иного человека и калачом не корми, а сделай ему то и то, или: «лозою в могилу не вгонишь, а калачом не выманишь», и т. д. До пароходства эта нужда искать заработков при калачах самым главным образом находила удовлетворение здесь. Десять губерний поступали таким образом. Отсюда идет и другое темное выражение: «неволя идет вниз, кабала вверх». По толкованию В. И. Даля, тут речь идет все о той же Волге и о разгульном бурлацком промысле, с которым связана кабала: задатки взяты, усланы домой в оброк, а остатки пропиты. «Неволя, то есть нужда, идет вниз, по воде, искать работы; вверх, против воды, идет или тянет лямкою кабала», а за нею следом рваная и голодная нищета. Или по иному толкованию этого же знатока народной речи в буквальном смысле: «раб ждет милости за верность, а кабальный все более и более должает и в кабалу затягивается».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 10 Нужда — мать изобретательности
Глава 10 Нужда — мать изобретательности Импровизированная столовая в ЧхонджинеГоспожа Сон не присутствовала на похоронах своего сына. Горе, голод и накопившееся за последние годы утомление взяли верх над ее разумом и телом. Она не могла заставить себя вернуться в
Есть или не есть? Размышления о генной инженерии
Есть или не есть? Размышления о генной инженерии О генной инженерии говорят сегодня все. Одни связывают с ней надежду на избавление человечества от страданий. Другие считают реальной опасностью, ведущей мир к нравственной и экологической катастрофе. На чьей стороне
НУЖДА В ОПЫТЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ
НУЖДА В ОПЫТЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ Нам уже доводилось говорить, что мы обворованы, у нас украдено как минимум пятнадцать лет жизни – десять – школьных и пять институтских. Нам навязывали ложную веру, лжезнания. Мы задержались в интеллектуальном развитии и теперь несем на
Глава XXX Жизнь есть отношение к миру. Движение жизни есть установление нового, высшего отношения, и потому смерть есть вступление в новое отношение
Глава XXX Жизнь есть отношение к миру. Движение жизни есть установление нового, высшего отношения, и потому смерть есть вступление в новое отношение Жизнь мы не можем понимать иначе, как известное отношение к миру: так мы понимаем жизнь в себе и так же мы ее понимаем и в
«Обобщенная нужда» и жандарм.
«Обобщенная нужда» и жандарм. За два года до «Манифеста Коммунистической Партии» молодой Маркс писал: «…развитие производительных сил является абсолютно необходимой практической предпосылкой (коммунизма) еще потому, что без него обобщается нужда, и с нуждой должна
ЕСТЬ, ЕСТЬ ЗАГОВОР ПРОТИВ РОССИИ (Открытое письмо «Пресс — клубу» в ответ на телепередачу от 21.06.1997 г.)
ЕСТЬ, ЕСТЬ ЗАГОВОР ПРОТИВ РОССИИ (Открытое письмо «Пресс — клубу» в ответ на телепередачу от 21.06.1997 г.) Народы России, особенно русские, запомнят эту дату — 21 июня 1997 года. По суги дела, вы объявили войну русским. Холодную. (Пока). И день подобрали со значением: без малого за
Нацпроект и большая нужда
Нацпроект и большая нужда В 2007 году в адресной инвестиционной программе Карелии не заложено ни копейки на расселение аварийного жилфонда. Об этом заявили участники заседания бюджетного комитета законодательного собрания республики, на котором обсуждались результаты
V. Нужда и смерть
V. Нужда и смерть Профессиональные союзы разбиты. Помощи безработным нет ни откуда. Все, что можно было продать, продано и проедено. За сентябрь месяц отлило из сберегательных касс два миллиона рублей: значит пущены в ход все мелкие сбережения на черный день. А у многих ли
Жизнь заставит
Жизнь заставит Фото: ИТАР-ТАСС Стоит задача — переоснастить наши Вооружённые силы самыми новейшими образцами оружия. Ибо речь идёт уже о самом существовании России как суверенного государства. По сути, Россия вновь столкнулась, как СССР в 1930-е годы, с ситуацией, когда
Нужда заставила / Политика и экономика / Что почем
Нужда заставила / Политика и экономика / Что почем Нужда заставила / Политика и экономика / Что почем 1000 общественных туалетов расставят по Москве в ближайшие полтора года. И это, как обещают в столичном правительстве, будут современные,
«Астраханщина»: была, есть… и будет есть?
«Астраханщина»: была, есть… и будет есть? В марте 2011 года («ЛГ», № 8) была опубликована моя статья «Астраханщина», в которой рассказывалось о первом в СССР антикоррупционном уголовном процессе над сотней ответственных работников советских госучреждений и нэпманов.
Алексей Варламов СУД, НУЖДА, ВИНО, ГОРЕЧЬ И ЛЮБОВЬ (Последние годы Александра ГРИНА)
Алексей Варламов СУД, НУЖДА, ВИНО, ГОРЕЧЬ И ЛЮБОВЬ (Последние годы Александра ГРИНА) 1. «Грин — талантлив, очень интересен, жаль, что его так мало ценят» , — эти слова Горького из письма Н.Асееву в 1928 году любили приводить все без исключения отечественные
Алексей Варламов СУД, НУЖДА, ВИНО, ГОРЕЧЬ И ЛЮБОВЬ (Последние годы Александра ГРИНА). Окончание.
Алексей Варламов СУД, НУЖДА, ВИНО, ГОРЕЧЬ И ЛЮБОВЬ (Последние годы Александра ГРИНА). Окончание. Окончание. Начало в “ДЛ” №3 4. «1930. Феодосия. Опять А.С. из-за безденежья едет один в Москву. Зиму провели отчаянно. Книги не продавались, с «Мыслью» шел
Калачи без тараканов
Калачи без тараканов Грешен, не люблю я реформаторов, ох, не люблю. Иногда всякие изменения бывают полезны. Но просто реформаторский зуд ради зуда, когда вместе с водой выплёскивают ребёнка, не люблю. Почему — объясню на примере изменений судьбы хлеба. Всё-таки давно мы
Источник
Нужда научит калачи есть
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .
Смотреть что такое «Нужда научит калачи есть» в других словарях:
Нужда научит калачи есть. — (т. е. погонит в работу на низ, где едят пшеницу). См. ДОСТАТОК УБОЖЕСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа
нужда научит калачи есть — (т.е. отправляться на работы в южные губернии, где едят пшеничный хлеб) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ДОСТАТОК — УБОЖЕСТВО — На бедняка и кадило чадит. Лучше подать через порог, чем стоять у порога. Лучше подать в окно, чем стоять под окном. Дай Бог подать, не дай Бог брать (т. е. подаяние). Приведи Бог подать, не приведи Бог принять! Богатому старость, а убогому… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
КАЛАЧ — муж. (калач, татар. будь голоден; коло, колесо?) белый, пшеничный хлеб вообще; пшеничный сгибень с дужкою, из жидкого теста; сайка из крутого. У калача различают: животок с губкою, и ручку, дужку или перевясло. | Круглый проток, оток, впавший в… … Толковый словарь Даля
НАПУТНОЕ — Будет ли, не будет ли когда напечатан сборник этот, с которым собиратель пестовался век свой, но, расставаясь с ним, как бы с делом конченым, не хочется покинуть его без напутного словечка. Вступление это написалось в 1853 году, когда окончена… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
КАЛАЧ — (или колач), калача, муж. 1. Белый хлеб, выпеченный в форме замка с дужкой. 2. Белый пшеничный хлеб вообще, в противоположность ржаному, черному (обл.). Нужда научит калачи есть (посл., возникшая по видимому среди крестьян центральной России,… … Толковый словарь Ушакова
Калач — (колач) круглый белый хлеб вообще (в отличие от черного), пшенич. хлебец, выпеченный в форме замка с дужкой (откуда выражение: держать, подавать руку калачиком, т. е. согнув, как ручку К.); К. смесной из смеси пшенич. и ржаной муки, крупичатый,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Источник
Откуда выражение: «нужда научит калачи есть»?
Северяне не могли позволить себе есть калачи, т.к.покупать пшеничную муку было дорого. Поэтому крестьяне с северных областей России уезжали на заработки в места с черноземом, где проблем с хлебом и калачами не было. Поэтому выражение «нужда научит калачи есть», не что иное, как жалоба крестьян, вынужденных на время покинуть свои дома.
Этот фразеологизм полностью звучит следующим образом:
Используется фразеологизм в переносном смысле.
Имеется в виду, что какое-то дело не терпит отлагательств. Необходимо действовать незамедлительно после случившегося. Не терять времени даром, не откладывать на потом – для достижения положительного результата.
Происхождение этого выражения и его прямой смысл – это, когда охотник, преследуя зверя, идет по свежему (еще горячему, не остывшему) его следу.
В начале определим что же такое фразеология. Фразеологией называется совокупность устойчивых оборотов и выражений,обозначающих нечто целое по смыслу,например:как снег на голову(неожиданно,внезапно),работать засучив рукава(работать много,усердно),попасть впросак(оказаться в неловком положении).
Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы. Фразеологизмы-синонимы:два сапога пара,одного поля ягода(один другого не лучше).Фразеологизмы-антонимы:заварить кашу-расхлебывать кашу,тяжел на подъем-легок на подъем.
Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека-его отношение к труду:золотые руки,бить баклуши;отношение к другим людям:закадычный друг,медвежья услуга;личные достоинства и недостатки: не теряет головы,водить за нос.
Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной,и поэтому широко используются в литературном языке.
Источник
Нужда заставит калачи есть (Крылатые слова, Максимов С.В.)
Книга «Крылатые слова» (1899 г.) писателя и исследователя русского языка Максимова Сергея Васильевича (1831 – 1901).
Нужда бесхлебных и малохлебных губерний обычно увлекала народ на низовую Волгу. Здесь, за малою населенностью края, очень нуждались в рабочих руках для косьбы роскошных степей и жнитва неоглядных хлебных полей, а также и для лова рыбы в устьях Волги и на Каспийском море. Там все едят хлебе пшеничный, потому что пшеница — господствующий хлебный злак, и ржаного хлеба не допроситься верховому бурлаку или рабочему. Пшеничные хлебы и булки до сих пор называют там калачами. В подкрепление наших слов мы находим такую заметку известного ростовского археолога А. А. Титова (в предисловии к изданию г. Вахрамеева «Расходная книга патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного чина людям с сентября 1698 по август 1699 г.)»: «Русские в XVII столетии ели преимущественно ржаной хлеб. Он был принадлежностью не только убогих людей, но и богачей. Наши предки даже предпочитали его пшеничному и приписывали ему (да и теперь также) больше питательности. Название «хлеб» значило собственно ржаной. Пшеничная мука употреблялась на просфоры, а в домашнем быту — на калачи, которые вообще для простого народа были лакомством в праздничные дни. От этого и поговорка «калачом не заманишь» — самым редким кусом не привлечешь к себе того, кто испытал в чужих руках горькую долю, суровую нужду. За то иного человека и калачом не корми, а сделай ему то и то, или: «лозою в могилу не вгонишь, а калачом не выманишь», и т. д. До пароходства эта нужда искать заработков при калачах самым главным образом находила удовлетворение здесь. Десять губерний поступали таким образом. Отсюда идет и другое темное выражение: «неволя идет вниз, кабала вверх». По толкованию В. И. Даля, тут речь идет все о той же Волге и о разгульном бурлацком промысле, с которым связана кабала: задатки взяты, усланы домой в оброк, а остатки пропиты. «Неволя, то есть нужда, идет вниз, по воде, искать работы; вверх, против воды, идет или тянет лямкою кабала», а за нею следом рваная и голодная нищета. Или по иному толкованию этого же знатока народной речи в буквальном смысле: «раб ждет милости за верность, а кабальный все более и более должает и в кабалу затягивается».
Источник