Что значит выражение казачками балуешься

Казачками баловаться что значит выражение

Агент
Информатор
Стукач
Шпик
Шпион
Выражение, ставшее крылатой фразой и прочно вошедшее в обиход, из кинофильма «Неуловимые мстители» (1967 г.), режиссера Э. Кеосаяна.
В фильме употребляются фразы: «Засланный у тебя казачок. лазутчик», «Батьков казачок, а выходит дело — засланный».

Максим АвиловМастер (1592) 1 год назад

То же, что и «чужой среди своих». :о)

Оно означает человека гомосексуальной ориентации засланного в ряды натуралов, дабы посеять разруху и смуту и обратить латентов, они кст называются «спящий агент»

Так отвечают кремлеботы когда крыть нечем, а признаться в своей неправоте религия не позволяет.

Денис АнохинУченик (100) 1 год назад

а кремлеботы кто ещё?) это вы так «власть» называете что ли?)

Америке кирдык Просветленный (23970) Денис Анохин, те, кто за нее на форумах не думая рвет глотки

с моей стороны — разведчик, с твоей — шпион.

Разведчик большевиков замаскированный под белого казака, идиома порождена серией советских фильмов про неуловимых мстителей

Значение
разг. презр. агент ◆ — А казачок-то засланный! — Чудно! Батьков казачок, а выходит дело, засланный… Художественный фильм-истерн режиссёра Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята», «1966»
разг. презр. лицо, не являющееся кадровым сотрудником спецслужбы, которое по заданию этой спецслужбы предлагает свои услуги противнику или «позволяет» себя «завербовать», двойной агент

Ну вот представь. Работает к примеру бригада шабашников или иная конторка. А тут в оной появляецо новенький, дальний родственничок Шефа. Вот это и есмь засланный казачок, стукачокс.

Источник

Кого брали в жены вольные казаки, от которых пошёл сильный и самобытный народ

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На заре возникновения вольного казачества казаки в большинстве своем не имели семей. Опасная и тревожная жизнь, которую они вели, совершенно не располагали к семейной жизни. Женщины и дети были большим бременем для воинственных мужчин. Но с течением времени, жизнь брала свое и удалые казаки начали обзаводиться женами.

И тут встал вопрос: где брать девушек? Своих вольных казачек было совсем мало, тогда и начали невест выбирать себе казаки с «ясырок» — вольных чужестранок, взятых в плен во время походов на Кавказ, Персию, Крым.

В то время Россия ни с одной страной не воевала так часто, как с Турцией, и длились эти войны на протяжении 16-18 столетий. А казаки, будучи одной из главных ударных сил в пограничной армии, всегда возвращались с богатой добычей: «тканями, шалями, украшениями, чеканной посудой из серебра, оружием восточной работы». И приводили турецких полонянок, которых и называли «ясырками». Воистину это были прекрасные трофеи.

Пленницы-ясырки в большинстве своем были мусульманками из зажиточных, богатых, а частенько и благородных семейств. Поэтому своим женским характером влияли на казака-воина в лучшую сторону и привносили в быт казачьих общин культуру и обычаи своих стран.

Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки обращали в православную веру своих жен, и мусульманки: Надира, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.

Таким образом запорожские и донские казаки в большинстве своем женились на турчанках, терцы — на своих соседках чеченках и дагестанках, уральцы — на ногайках и сартянках, а вот сибирские «казаки—землепроходцы» — на туземках не женились. Они слали челобитные донским и яицким казакам, дабы те поделились своими полонянками. И братья-казаки выручали сибирцев, посылая им девушек.

Однако уже в 19 веке браки с ясырками стали редкостью. В казачьих общинах закрепилась тенденция жениться только на своих. Известно, что среди донских, запорожских, терских, уральских и иных казаков было зазорно жениться на не казачке. Да и нужды особой в этом уже не было, так как потомки турчанок, татарок, черкешенок обильно заселили вольные земли, дав миру народ на диво сильный, красивый и самобытный.

Следует также отметить, что пренебрежительное отношение к женщинам жестоко пресекалось в казацких общинах. К примеру, за изнасилование казака могли и казнить. Отношения между казаком и казачкой были равноправны и уважительны. А после гибели мужа жена имела полное право на его имущество и даже тогда, когда казака казнили свои же. Также она могла рассчитывать на пожизненную заботу общины.

Более того среди казаков бытовал обычай, благодаря которому женщина могла спасти осужденного на смерть казака за какие-либо провины, соглашаясь взять с ним брак. Так согласно исторической заметке, записанной Г.П. Надхиным в 19 столетии, узнаем: «Молодого казака, приговоренного к смерти, подвели к плахе и начали зачитывать обвинительную печь. И когда палач уже готов был привести приговор в исполнение, из толпы вышла девушка и накрыла платком голову казака, тем самым давая знак, что она берет его себе в мужья и освобождает от казни.»

Казачка — хозяйка на все руки мастерица

К чести женщины-казачки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Эта отличительная черта сохраняется и до сего времени. Таковы были матери, и воспитательницы грозных казаков старого времени.

«Казачка всегда была главная в курене, все хозяйство держалось на ней. Весь день и круглый год казачка работе – по дому, по огороду, в хлеву, на винограднике. Там, где нужно – вовремя прополоть, вычистить, полить, подвязать. Казачка успевала и сена накосить, и стены побелить, и кизяка заготовить. Да еще всю семью хорошо накормить-напоить. А потом придет время – нужно урожай собрать да сохранить: капусту заквасить, огурцы засолить, тёрн замочить, вишню высушить.

. Чуть присядет казачка – надо вязать пуховые платки и шерстяные носки, шить одежду для себя и для детей. По хозяйству на казака надежда плохая: то он на действительной службе, то на сборах, то призван по мобилизации. Но казачки никогда не роптали на свое положение, а во время изнурительной работы в жару, в пыли они ухитрялись оставаться красивыми и веселыми» . А еще казачки всегда были веселы, если соберутся вместе, то сейчас же заведут песню.

Воинственные казачки

Обстоятельства, наполненные постоянной опасностью, войнами и восстаниями, исторически создали особый тип женщины — защитницы своего дома, семьи, интересов казацкой общины. Они были очень трудолюбивыми, самостоятельными, смелыми, выносливыми, отважными, знавшими любую работу — в том числе и мужскую.

Провожая мужей в походы, женщины-казачки брали на себя все обязанности и по хозяйству, и в воспитании детей, и в обеспечении пропитанием семьи. Жизнь в степи или же маленьких казацких станицах была полна тревог, опасностей и набегов воинственных соседей. Она закаляла казачек, делая их бесстрашными и храбрыми, им нередко приходилось браться за оружие, отражая набеги врагов.

А владели оружием эти удивительные женщины мастерски. История помнит множество подвигов, совершенных казачками. Так в 1642 году 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове. А в 1609 году София Ружинская, лично командуя 6000 казаков, взяла штурмом замок князей Корецких в Черемошни.

Удалой казачкой была и последняя жена Богдана Хмельницкого Анна Золотаренко. А жена фастовского полковника Семена Палия — Феодосия могла не только дипломатически принять послов и управлять хозяйством казацкого полка, а и повести в бой казаков.

Сестра полковника Ивана Доща принимала участие как конник в сражениях с поляками на Волыни, где и погибла. А еще нередко после кровопролитных схваток на полях боев находили тела убитых казачек, переодетых в мужскую одежду и бритых под казаков.

Качества воительниц казачкам прививались с детства. Так, до 13 лет девочки даже играли в одни игры с мальчиками. В них они постигали некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Юные казачки могли не просто скакать верхом, но и управляться с каюком, ловко владеть арканом, луком и самопалом.

Знатные казачки из высшего общества

Время не стояло на месте, а вместе с ним и культура, и просвещение. И в высшем свете уже стали появляться прекрасные женщины — потомки бывших ясырок — смуглолицые красавицы, пленившие не только своей внешностью, а острым умом и особенным характером. Это первые графини из казачьего рода Дарья Денисова, А.П. Орлова-Денисова — дочери графа Платова, а также фрейлины императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова и многие другие. Все они окончили высшие учебные заведения, университеты, различные высшие женские курсы.

Однако какая бы горячая кровь не текла в жилах образованных казачек, их взляды оставались весьма консервативными и верными заветам старины. Всем им были чужды модные учения «народников» и революционные идеи. Высшим нравственным идеалом для потомков казачек был Господь, а из земных ценностей — семья и домашний уют. К слову, среди казачек-курсисток не было ни революционерок, а тем более террористок.

Образы женщин казачек в искусстве

Образ красавицы чужестранки, покорившей вольного казака, прочно вошел в нашу культуру посредством преданий и легенд, литературы и живописи. Это и «персидская княжна», которую Стенька Разин вынужден был выбросить за борт, повинуясь воле лихих сотоварищей, и турецкая бабка героя «Тихого Дона» Григория Мелехова, и многие другие.

Источник

Значение слова «казачок»

2. В старинном дворянском быту: мальчик-слуга. На звонок явился казачок в синей суконной поддевке, таких же шароварах и красном кушаке. Мамин-Сибиряк, Осенние листья.

3. Народный танец с постепенно ускоряющимся темпом, а также музыка к этому танцу.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Казачо́к — русский и украинский народный танец. Среди разновидностей казачка выделяют украинскую, русскую, кубанскую и терскую. Общий настрой танца живой, веселый, бодрый и задорный. Музыкальный размер 2/4. Танец схож с гопаком, однако содержит меньше акробатических моментов и носит более лирический (а не боевой) характер.

КАЗАЧО’К, чка́, м. 1. Уменьш.-ласкат. к казак (разг. фам.). 2. В старинном дворянском быту — мальчик-слуга, одетый в казакин или черкеску. Князь Шаликов, газетчик наш печальный, элегию семье своей читал, а к. огарок свечки сальной в руках со трепетом держал. Пшкн. и Бртнскй (совместно). 3. Украинский танец с постепенно ускоряющимся темпом, в размере 2/4.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

казачо́к I

1. русский и украинский народный танец ◆ Была ещё, помню, семья Дорошенков, молодые парубки и дивчины, танцевали гопак, казачок и другие украинские пляски Анатолий Рыбаков, «Тяжелый песок», 1975-1977 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Вечером возле «столовки» плясал Семка казачка и пил с чужими казаками самогон, а перед зарею, шатаясь, добрел до дома и резко постучал в окно Шолохов, «Калоши», 1926 г. (цитата из НКРЯ)

казачо́к II

1. истор. в Российской империи мальчик-слуга у украинских и русских помещиков, остриженный по-казацки и одетый в казакин или черкеску ◆ У дверей стоял казачок, подававший Алексею Абрамовичу трубку; возле него горничная, в ситцевом платье с холстинными рукавами, ожидавшая с каким-то благоговением, когда господа окончат церемонию пития чая. Герцен, «Кто виноват?», 1841-1846 г. ◆ Его и взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча. П. П. Бажов, «Каменный цветок», 1938 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова пустынножитель (существительное):

Источник

Поймёте ли вы донского казака? Пять казачьих слов, которые большинство употребляет, не зная значения

Я в детстве читал, что когда Шолохов писал «Тихий Дон», то он часто ходил к казакам своей станицы и консультировался с ними, все ли диалоги в написанном материале правдоподобны, и не заменил ли он казацкое слово на обычное русское. И это при том, что сам он родился и вырос на Верхнем Дону.

Действительно, мне, как жителю Ростова, чьё детство прошло в станице Александровская, привычен говор казаков. Но если подумать, то он довольно сильно отличается от русского не только фонетикой (выговором), но лексикой (словарным запасом) и грамматикой.

Есть анекдот про критика Белинского, который поймал извозчика, чтобы уехать из ресторана домой. Тот увидев, что барин в хорошем расположении духа, начал расспрашивать, чем занимается барин. Белинский сказал, что он литературный критик. А когда извозчик его не понял, уточнил:

– Это, братец, когда кто-то книжку напишет, я её прочитаю, а потом ругаю писателя. – Извозчик задумался, поскрёб бороду и вывел:
– Ишь, гов*а какая!

По это фразе можно вычислить в извозчике казака, т.к. у донских казаков не было среднего рода, а слова в среднем роде употреблялись чаще в женском, но могли и в мужском – «сочна яблока» или «вот тя яблок» (вот тебе яблоко), или, например, «жаркая сонца». Некоторые слова произносились в среднем роде, но прилагательные и местоимения к ним подставлялись женские: широкая окно, тёплая пальто.

Казаки часто использовали клички, а под словом «фамилия» ещё в XIX веке, по свидетельству В. Ф. Соловьева в его труде о говоре казаков, разумели «супружницу», т. е. жену. Рассказывают курьёз, что на Дон прибыл военный министр Чернышёв, которому приставили дежурного офицера – казака. Министр, забыв фамилию офицера, спросил казака фамилию, а тот сконфузившись и не понимая интерес министра ответил: Марья Ивановна. Министр юмора не понял, и попросил прислать ему офицера потолковее.

Говор у донских казаков характеризуется яканьем. Например: «Я тябя ня понял» или «Полож вядро на пясок штоля».

В деепричастиях «в» заменяется на «м»: «подремамши», «поехамши», «полежамши» и т.д. Также часто «сч» и «щ» заменяется на «шш»: «шшастья» (счастье), шшоты (счёты), ишшо (ещё).

Часто к обычному слову приставляют или вставляют «а» или «о». Например: «аполовник» (половник) или «пашеница» (пшеница).

Иногда «б» заменяет «г», и тогда получается «стебать» вместо «стегать». Так что «стёб», похоже, казачье словечко.

Если фонетические отличия позволяют угадать слово, то есть лексические отличия, когда вместо привычного русского казаки употребляют свои слова.

Вот к примеру слово «варка» у казак означало «голова», а «думать», соответственно – «варить». А «кабак» – был. нет, не питейное заведение, а тыква.

Многие казацкие слова вы можете употреблять, но не догадываться о их истинном значении.

Предлагаю вашему вниманию пять слов, а вы попробуйте угадать их значения (только чур в гугл не заглядывать):

1. Сапа (наверняка вы слышали выражение «пробраться тихой сапой»)
2. Дрюк (почти уверен, что вы употребляете глагол «отдрючить» 🙂
3. Гондобить
4. Бардак
5. Гак (например, центнер с гаком)

Вот такой небольшой очерк о диалекте мест, откуда я родом. Если было интересно, поддержите пост лайком, и не забудьте подписаться на канал , чтобы не пропустить новые посты.

Пишите в комментариях свои версии, а я буду отвечать вам, правильно или нет.

Источник

Читайте также:  Что значит смесь гидролизат
Оцените статью