Что значит выражение каролингское возрождение

Каролингское возрождение

Каролингский Ренессанс (фр. renaissance carolingienne ) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII—середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма.

Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, а также его личная любовь к учёности сыграли центральную роль в Каролингском возрождении. Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Райхенау и др.). Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др.

В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковной культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ Средневековья, создатель пантеистической системы.

Содержание

Историография

Термин «возрождение» применительно к средневековой истории (в том числе и словосочетание «каролингское возрождение») появился благодаря французскому историку Жан-Жаку Амперу в 1830-х годах [1] . Ампер упомянул его в своих работах наперекор укоренившемуся тогда представлению о Средневековье (особенно до 1000 года) как о ретроградном периоде, как его описывает, например, французский историк Жюль Мишле. Но только в XX веке, в начале 1920-х годов, термин, упомянутый Ампером, получил широкое распространение. Историк и профессор Венского университета Эрна Патцельт в 1924 году назвала одну из своих работ «Die Karolingische Renaissance» [2] . В 1920-х годах также в обиход вошли понятия «оттоновское возрождение» и «возрождение XII века».

Читайте также:  Что значит школьный жаргон

Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи — это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах (возобновление работы ученых, новое открытие интеллектуального наследия античности, художественные творения). Однако сравнивать эти два возрождения можно лишь в определенных пределах. Термин «возрождение» (фр. renaissance ) не имеет эквивалентов в латыни [3] , поэтому современники использовали слово renovatio.

Концепция «каролингского возрождения» достигла наибольшего успеха после войны, особенно среди исследователей англосаксов [4] . Однако находились и критики этого понятия, например, французский историк Жак Ле Гофф [5] . Позднее появились другие интерпретации понятия. Французский историк Пьер Рише упоминает три последовательных «каролингских возрождения»: первое — во время правления Карла, второе — при его наследниках и третье — то возрождение, которое в историографии получило название «оттоновского» [6] .

В отечественной медиевистике А. Я. Гуревич понимает под термином «Каролингское возрождение» попытку возрождения античной словесности (классического латинского языка) и воссоздания Римской империи [7] .

Изобразительное искусство

Каролингское искусство развивалось на отрезке приблизительно в 100-лет, между 800—900. За этот короткий период Северная Европа познакомилась с римским искусством, что подготовило почву для появления готического искусства и искусства Возрождения. В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска.

До и после Каролингского возрождения в скрипториях копировали в основном Библию и сочинения отцов церкви. В IX веке наблюдается всплеск интереса к литературе языческой античности. Рукописей с античными произведениями, датированных IX веком, больше, чем рукописей любого другого столетия, за исключением XV-го.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIII в. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи — Реймсе, Туре. Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около 781—783) и «Утрехтская псалтырь» (IX век). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов.

Из пластики этого периода наиболее известна статуэтка «Карл Великий» (хранится в Лувре, возможно, изображён Карл Лысый). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии).

В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.).

Архитектура

В архитектуре Каролингского Ренессанса переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. Из светской архитектуры появляются пфальцы — «путевые дворцы» для временного проживания императора. В них чётко прослеживаются древнеримские традиции.

Из исторических источников известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли только немногие сооружения. Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788—805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль при Фульдском аббатстве (820—822), монастырские ворота в Лорше (около 800). Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.

Музыка

Карл и его приближённые покровительствовали развитию музыки, пришедшей к тому времени в упадок. Ещё Пипин Короткий пожертвовал галликанским пением в угоду стандартизации. При Карле были заимствованы элементы итальянских обрядов (амвросианского и староримского), что впоследствии послужило основой для повсеместного распространения григорианского пения. Кроме того, появилась единая система записи музыки, обучение музыке вошло в квадривиум.

Юриспруденция

В 802 году Карл приказал записать обычное право всех народов, находящихся под его властью. Сам он издал 65 капитуляриев по разным областям жизни, ставших одной из основ средневекового права. Для большей централизации государства Карл провёл административную и финансовую реформы.

Источник

«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ»

«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» — куль­тур­ный подъ­ём в им­пе­рии Кар­ла I Ве­ли­ко­го и ко­ро­лев­ст­вах ди­на­стии Ка­ро­лин­гов в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия VIII-IX веков.

Тер­мин «Каролингское возрождение» был впер­вые вве­дён в на­учный обо­рот в 1-й половине XIX века фи­ло­ло­га­ми-клас­си­ка­ми (французский учё­ный Ж.Ж. Ам­пер и др.), ко­то­рые рас­смат­ри­ва­ли это куль­тур­ное яв­ле­ние ис­клю­чи­тель­но как литературный фе­но­мен. Ис­то­ри­ки об­ра­ти­лись к изу­че­нию «Каролингского возрождения» сто­ле­тие спус­тя, и в его оцен­ке нет еди­но­го мне­ния. Од­ни ис­сле­до­ва­те­ли [П. Ри­ше (Фран­ция), Г. Фих­те­нау, П. Шрамм (Гер­ма­ния) и др.] счи­та­ют, что подъ­ём IX века явил­ся ло­гическим след­ст­ви­ем по­сту­па­тель­но­го куль­тур­но­го раз­ви­тия пред­ше­ст­вую­щих сто­ле­тий. Дру­гие [У. Уль­ман (Ве­ли­ко­бри­та­ния), К. Мор­рис­сон (США), Й. Фле­кен­штайн (Гер­ма­ния) и др.] пре­ж­де все­го под­чёр­ки­ва­ют ре­лигиозный ха­рак­тер ка­ро­линг­ских ре­форм, на­прав­лен­ных на ук­ре­п­ле­ние хри­сти­ан­ской ве­ры сре­ди всех сло­ёв на­се­ле­ния, не­до­оце­ни­вая их куль­тур­ную роль и ори­ги­наль­ность идей. Тре­тьи [Дж. Кон­тре­ни (США), Р. Мак-Кит­те­рик (Ве­ли­ко­бри­та­ния)] от­ме­ча­ют не­од­но­знач­ность и да­же про­ти­во­ре­чи­вость куль­тур­ных про­цес­сов IX века, под­чёр­ки­вая, что, хо­тя не­по­сред­ст­вен­ной це­лью пре­об­ра­зо­ва­ний франк­ских пра­ви­те­лей яв­ля­лось ук­ре­п­ле­ние хри­сти­ан­ст­ва, ка­ро­линг­ские ре­фор­мы ока­за­ли мощ­ное сти­му­ли­рую­щее воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие куль­ту­ры.

«Каролингское возрождение» яви­лось след­ст­ви­ем со­ци­аль­но-по­ли­тических про­цес­сов во Франк­ском го­су­дар­ст­ве при Кар­ле I. В со­от­вет­ст­вии с по­ли­тической док­три­ной, раз­ра­бо­тан­ной Ал­куи­ном и другими ка­ро­линг­ски­ми идео­ло­га­ми, ко­ро­лев­ст­во фран­ков вы­сту­па­ло на­след­ни­ком Западной Римской хри­сти­ан­ской им­пе­рии. Франк­ский ко­роль, рас­про­стра­нив­ший свою власть на зна­чительную часть Ев­ро­пы, рас­смат­ри­вал­ся в ка­че­ст­ве гла­вы все­го западного хри­сти­ан­ско­го ми­ра. Его важ­ней­шей за­да­чей ста­но­ви­лось по­все­ме­ст­ное рас­про­стра­не­ние и ут­вер­жде­ние хри­сти­ан­ской ве­ры сре­ди мно­го­пле­мён­но­го кель­то-ро­ма­но-германского на­се­ле­ния им­пе­рии. При­няв ла­тынь как официальный язык церк­ви и государственной вла­сти, Карл I пре­ж­де все­го за­нял­ся ре­фор­мой об­ра­зо­ва­ния, что­бы под­го­то­вить гра­мот­ных свя­щен­ни­ков, спо­соб­ных на­став­лять па­ст­ву и слу­жить ли­тур­гию по римскому ка­но­ну.

Цен­тром но­вой куль­ту­ры стал ко­ро­лев­ский двор. Знать от­прав­ля­ла сю­да сво­их де­тей, что­бы дать им не­об­хо­ди­мое об­ра­зо­ва­ние и под­го­то­вить к бу­ду­щей карь­е­ре. Ко­ро­лев­ская кан­це­ля­рия, в ко­то­рой с начала VIII века слу­жи­ли толь­ко кли­ри­ки, по­став­ля­ла кад­ры для цер­ков­ных ин­сти­ту­тов и государственного ап­па­ра­та ко­ро­лев­ст­ва. Карл I и его по­мощ­ни­ки ак­тив­но ра­зы­ски­ва­ли по всей Ев­ро­пе и при­гла­ша­ли ко дво­ру ин­тел­лек­туа­лов. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ло куль­тур­ное ожив­ле­ние в Бри­та­нии, Ис­па­нии и Ита­лии, на­ме­тив­шее­ся уже к середине VIII века. Здесь ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась дея­тель­ность скрип­то­ри­ев, соз­да­ва­лись об­шир­ные биб­лио­те­ки, вклю­чав­шие не толь­ко бо­го­слов­скую, но и про­фан­ную язы­че­скую литературу. Пер­вые учи­те­ля при­бы­ли в начале 780-х годов из Ита­лии (грам­ма­тик Пётр Пи­зан­ский, бо­го­слов Пау­лин Ак­ви­лей­ский, по­эт и ис­то­рик Па­вел Диа­кон).

К началу 790-х годов при дво­ре важ­ное ме­сто за­ня­ло ирландское и английское ду­хо­вен­ст­во, бо­лее про­све­щён­ное и гра­мот­ное, чем мо­на­хи кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы. Анг­ло­сакс Ал­ку­ин соз­дал при дво­ре об­раз­цо­вую шко­лу, позд­нее пе­ре­име­но­ван­ную в Ака­де­мию, че­рез ко­то­рую про­шли сот­ни уче­ни­ков, вклю­чая пред­ста­ви­те­лей ко­ро­лев­ской фа­ми­лии. Да­же уда­лив­шись от дво­ра и став в 796 году аб­ба­том монастыря Святого Мар­ти­на в Ту­ре, Ал­ку­ин про­дол­жал под­дер­жи­вать связь со шко­лой и ис­пол­нять обя­зан­но­сти на­став­ни­ка. Вы­ход­цы с Бри­тан­ских островов ока­за­ли зна­чительное влия­ние на куль­тур­ное раз­ви­тие Франк­ско­го ко­ро­лев­ст­ва (грам­ма­тик Кле­мент, тео­ло­ги Фри­ду­гиз и Мар­тин Скотт, по­эт Се­ду­лий Скотт и фи­ло­соф-бо­го­слов, пе­ре­во­дчик и ком­мен­та­тор Псев­до-Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та Ио­анн Скот Эриу­ге­на). Ещё од­ним ре­гио­ном куль­тур­ных за­им­ст­во­ва­ний ста­ла вест­гот­ская Ис­па­ния. Спа­са­ясь от арабской аг­рес­сии, от­ту­да в им­пе­рию пе­ре­се­ли­лись многие по­эты, бо­го­сло­вы, пра­во­ве­ды, фи­ло­со­фы, учи­те­ля (Лейд­рад, Аго­бард, Клав­дий, Пру­ден­ций, Бе­не­дикт Ани­ан­ский и Тео­дульф).

К началу IX века сфор­ми­ро­ва­лось вто­рое, уже соб­ст­вен­но франк­ское по­ко­ле­ние пред­ста­ви­те­лей «Каролингского возрождения»: бо­го­слов Ама­ла­рий Трир­ский, впер­вые за­няв­ший­ся ал­ле­го­рическим тол­ко­ва­ни­ем ли­тур­гических об­ря­дов; ком­мен­та­тор грам­ма­ти­ки До­на­та и ав­тор зна­ме­ни­то­го зер­ца­ла «Via regia» Сма­рагд Сен-Ми­шель­ский; по­эты Ан­гиль­берт, Эр­мольд Ни­гелл и Му­ад­вин, под­ра­жав­шие Вер­ги­лию, Го­ра­цию, Ови­дию и другим римским по­этам; Эйн­гард — ар­хи­тек­тор и ис­то­рик, ав­тор «Жиз­не­опи­са­ния Кар­ла Ве­ли­ко­го»; бо­го­слов, ди­дакт и по­эт Хра­бан Мавр. Их уче­ни­ки про­дол­жа­ли раз­ви­вать тра­ди­ции «Каролингского возрождения»: по­эт Ва­лаф­рид Стра­бон; со­би­ра­тель ру­ко­пи­сей, круп­ней­ший зна­ток ма­ло­из­ве­ст­ных ан­тич­ных ав­то­ров Луп Ферь­ер­ский; со­би­ра­тель со­чи­не­ний ан­тич­ных и ран­не­сред­не­ве­ко­вых ав­то­ров и со­ста­ви­тель об­шир­ных ком­мен­та­ри­ев к ним Ре­ми­гий Ок­сер­ский; бо­го­слов, грам­ма­тик и по­эт, ав­тор уни­каль­ных рит­мических сти­хов и уче­ния о двой­ном пре­до­пре­де­ле­нии Гот­шальк.

В эпо­ху «Каролингского возрождения» в сре­де свет­ской ари­сто­кра­тии поя­ви­лось не­ма­ло об­ра­зо­ван­ных лю­дей, об­ла­дав­ших об­шир­ны­ми биб­лио­те­ка­ми. Гра­фи­ня Дуо­да со­ста­ви­ла «На­став­ле­ние сы­ну» в про­зе и сти­хах, рит­ми­че­ская ос­но­ва ко­то­рых не име­ла ана­ло­гий в латинской по­эзии то­го вре­ме­ни и вос­хо­ди­ла, ве­ро­ят­но, к тра­ди­ци­ям гот­ско­го сти­хо­сло­же­ния. Граф Нит­хард, при­двор­ный ко­ро­ля Кар­ла II Лы­со­го, соз­дал «Ис­то­рию в че­ты­рёх кни­гах» — об­ра­зец свет­ско­го ис­то­рио­пи­са­ния.

Ещё од­ним про­яв­ле­ни­ем куль­тур­но­го подъ­ё­ма ста­ло ос­вое­ние ка­ро­линг­ски­ми ин­тел­лек­туа­ла­ми германской фольк­лор­ной тра­ди­ции. Ано­ним­ный ав­тор (воз­мож­но, мо­нах Эк­ке­хард из Санкт-Гал­ле­на) по­эмы «Валь­та­рий» пе­ре­ло­жил древне-германские эпические ска­за­ния в фор­му вер­ги­ли­ан­ско­го эпо­са. По­след­ний круп­ный пред­ста­ви­тель «Каролингского возрождения» бо­го­слов, агио­граф и ком­по­зи­тор Нот­кер Заи­ка со­ста­вил «Дея­ния им­пе­ра­то­ра Кар­ла Ве­ли­ко­го», опи­ра­ясь на мно­го­численные народные пре­да­ния фран­ков.

Мно­гие пред­ста­ви­те­ли «Каролингского возрождения» ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в по­ли­тической жиз­ни в ка­че­ст­ве ко­ро­лев­ских со­вет­ни­ков и ди­пло­ма­тов, за­ни­ма­ли вы­со­кие по­сты в цер­ков­ной и свет­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции. Ал­ку­ин, Ан­гиль­берт, Хра­бан Мавр, Эйн­гард, Фри­ду­гиз, Фар­дульф, Ва­лаф­рид Стра­бон, Луп Ферь­ер­ский яв­ля­лись аб­ба­тами круп­ных им­пер­ских мо­на­сты­рей Сен-Мар­тен-де-Тур, Сен-Ри­кье, Фуль­да, Сен-Де­ни, Рай­хе­нау, Ферь­ер и другие. Тео­дульф, Ама­ла­рий, Пру­ден­ций, Аго­бард, Се­ду­лий Скотт за­ни­ма­ли епи­скоп­ские ка­фед­ры в Ор­леа­не, Три­ре, Труа, Лио­не, Лют­ти­хе. Фри­ду­гиз, Хра­бан Мавр, Ва­лаф­рид Стра­бон воз­глав­ля­ли ко­ро­лев­скую кан­це­ля­рию, Эйн­гар­ду по­ру­ча­лись слож­ней­шие ди­пло­ма­тические мис­сии. Они рас­про­стра­ня­ли при­двор­ную куль­ту­ру за пре­де­лы дво­ра и раз­ви­ва­ли её в мо­на­сты­рях и епи­скоп­ских го­ро­дах (civi­ta­tes). Бла­го­да­ря их уси­ли­ям в IX веке там ве­лось ак­тив­ное строи­тель­ст­во, воз­ник­ли об­шир­ные книж­ные со­б­ра­ния, не­ма­лую до­лю ко­то­рых со­став­ля­ли ан­тич­ные ав­то­ры, раз­ви­ва­лись скрип­то­рии, под­го­то­вив­шие ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во ве­ли­ко­леп­но из­готов­лен­ных ру­ко­пи­сей (по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во са­мых древ­них из со­хра­нив­ших­ся ма­ну­ск­рип­тов с тру­да­ми римских пи­са­те­лей да­ти­ро­ва­ны концом VIII-IX веков).

По­тре­бность в про­све­щён­ных пас­ты­рях обу­сло­ви­ла вни­ма­ние ко­ро­лев­ской вла­сти к про­бле­ме на­чаль­но­го школь­но­го об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рое к середине VIII века на­хо­ди­лось в глу­бо­ком упад­ке. Ка­пи­ту­ля­рий Кар­ла I «Admoni­tio generalis» (789 год), за соз­да­ни­ем ко­то­ро­го, ви­ди­мо, сто­ял Ал­ку­ин, пред­пи­сы­вал епи­ско­пам и аб­ба­там по­все­ме­ст­но от­кры­вать шко­лы при мо­на­сты­рях и ка­фед­раль­ных со­бо­рах, где мог­ли бы учить­ся не толь­ко бу­ду­щие свя­щен­ни­ки, но и все же­лаю­щие. В них долж­ны бы­ли изу­чать псал­мы, цер­ков­ное пес­но­пе­ние, а так­же азы счёта и латинской грам­ма­ти­ки. Ка­ж­до­му при­хо­жа­ни­ну пред­пи­сы­ва­лось знать наи­зусть мо­лит­вы Credo и Pater noster, а так­же уметь петь во вре­мя бо­го­слу­же­ния мо­лит­вы Sanctus и Gloria Patri. На цер­ков­ных си­но­дах в обя­зан­но­сти епи­ско­пам вме­ня­лось ре­гу­ляр­ное про­ве­де­ние за­ня­тий по ла­ты­ни и ли­тур­ги­ке для кли­ри­ков их дио­це­зов.

С при­хо­дом к вла­сти (814 год) Лю­до­ви­ка Бла­го­чес­ти­во­го по­ли­ти­ка ко­ро­лев­ской вла­сти в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния из­ме­ни­лась. Им­пе­ра­тор и его бли­жай­шее ок­ру­же­ние из цер­ков­ных ре­фор­ма­то­ров стре­ми­лись ог­ра­ни­чить ми­ря­нам дос­туп к об­ра­зо­ва­нию, что бы­ло свя­за­но с из­ме­не­ни­ем об­щих пред­став­ле­ний о ро­ли гла­вы го­су­дар­ст­ва. Ес­ли во вре­ме­на Кар­ла I ко­роль (но­вый царь Да­вид) пред­став­лял­ся со­вре­мен­ни­кам за­щит­ни­ком сла­бых, гла­вой Церк­ви, ве­ду­щим хри­сти­ан­ский на­род к спа­се­нию, то те­перь на­ря­ду с ко­ро­лём Лю­до­ви­ком Бла­го­чес­ти­вым (но­вый имп. Фео­до­сий) в осу­ще­ст­в­ле­нии его вла­ст­ных функ­ций ак­тив­ную роль на­чи­нал иг­рать епи­ско­пат. Од­на­ко куль­тур­ный подъ­ём, ос­но­вы ко­то­ро­го бы­ли за­ло­же­ны в пред­ше­ст­вую­щее цар­ст­во­ва­ние, об­рёл уже из­вест­ную са­мо­стоя­тель­ность. До­воль­но боль­шое ко­ли­че­ст­во хо­ро­шо об­ра­зо­ван­ных лю­дей бы­ли в со­стоя­нии под­дер­жи­вать вы­со­кий уро­вень куль­ту­ры не­за­ви­си­мо от конъ­юнк­тур­ных из­ме­не­ний в по­ли­ти­ке центр. вла­сти. Де­ти и вну­ки Лю­до­ви­ка Бла­го­чес­ти­во­го про­дол­жа­ли раз­ви­вать школь­ное об­ра­зо­ва­ние, по­пол­ня­ли биб­лио­те­ки, под­дер­жи­ва­ли тес­ные от­но­ше­ния с ин­тел­лек­туа­ла­ми. С 820-х годов двор пе­ре­стал быть до­ми­ни­рую­щим оча­гом куль­ту­ры, ко­то­рая всё боль­ше пе­ре­ме­ща­лась в мо­на­сты­ри и епи­скоп­ские civitates. Они кон­цен­три­ро­ва­лись в центральных про­вин­ци­ях Франк­ско­го ко­ро­лев­ст­ва, в са­мых бо­га­тых и раз­ви­тых ре­гио­нах и на тер­ри­то­ри­ях наи­боль­ше­го влия­ния ко­ро­лев­ской вла­сти — цер­ков­ных про­вин­ци­ях Рейм­са, Лио­на, Сан­са, Бе­зан­со­на, Кёль­на и Три­ра. Осо­бен­но вы­де­ля­лись мо­на­сты­ри Сен-Де­ни, Сен-Ри­кье, Сен-Ван­д­рий, Кор­би, Сен-Мар­тен-де-Тур, Сент-Аман, Ферь­ер, Ок­сер, Лорш, Фуль­да, Рай­хенау, Санкт-Гал­лен, а так­же епи­скоп­ские шко­лы Ор­леа­на, Ме­ца, Рейм­са, Лао­на, Лье­жа и Ут­рех­та. За пре­де­ла­ми этих зе­мель куль­тур­ная жизнь ед­ва те­п­ли­лась (не­зна­чи­тель­ные её сле­ды об­на­ру­жи­ва­ют­ся в Южной Фран­ции, Бре­та­ни и германских зем­лях). Не­ко­то­рый подъ­ём (не ра­нее IX века) на­блю­дал­ся в Ита­лии, оча­га­ми куль­ту­ры ста­но­вят­ся Па­вия, Ве­ро­на, Ми­лан, Фье­зо­ле и Рим.

К началу X века ка­ро­линг­ская куль­ту­ра по­сте­пен­но при­шла в упа­док. Это про­ис­хо­ди­ло од­но­вре­мен­но с рез­ким ос­лаб­ле­ни­ем ка­ро­линг­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти, раз­ру­ше­ни­ем вер­ти­ка­ли пуб­лич­ной вла­сти, раз­ви­ти­ем по­ли­тич. се­па­ра­тиз­ма и уси­ле­ни­ем маг­на­тов в ус­ло­ви­ях не­од­но­крат­ных нор­манн­ских, арабских и венгерских втор­же­ний.

Ар­хи­тек­ту­ра и изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во. Стрем­ле­ние к под­ра­жа­нию ан­тич­ным па­мят­ни­кам в ар­хи­тек­ту­ре и изо­бра­зительном искусстве «Каролингского возрождения» на прак­ти­ке ог­ра­ни­чи­лось фраг­мен­тар­ным ци­ти­ро­ва­ни­ем ран­не­хри­сти­ан­ских и ви­зантийских про­из­ве­де­ний. Ка­ж­дая из этих тра­ди­ций во­шла в ка­че­ст­ве со­став­ляю­щей в искусство западного Сред­не­ве­ко­вья, в ста­нов­ле­нии ко­то­ро­го «Каролингское возрождение» ста­ло од­ним из важ­ней­ших эта­пов.

«Каролингское возрождение» оз­на­ме­но­ва­лось мас­штаб­ным строи­тель­ст­вом (бы­ло воз­ве­де­но 232 мо­на­сты­ря, 65 двор­цов, 16 со­бо­ров), от ко­то­ро­го со­хра­ни­лись лишь еди­нич­ные по­строй­ки. В ка­ро­линг­ских ба­зи­ли­ках соз­на­тель­но вос­про­из­во­ди­лись отдельные чер­ты со­бо­ра Святого Пет­ра в Ри­ме (ори­ен­та­ция на за­пад, ат­ри­ум), ко­то­рые со­че­та­лись с баш­ня­ми на фа­са­де, при­над­ле­жав­ши­ми к собственной тра­ди­ции фран­ков. В то же вре­мя из­ме­не­ния в ли­тур­гии вы­зва­ли к жиз­ни по­яв­ле­ние но­вых эле­мен­тов в цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ре (дву­сто­рон­няя ори­ен­та­ция ап­сид, до­пол­нительные ал­та­ри, крип­та, вест­верк, де­ам­бу­ла­то­рий, баш­ни над сре­док­ре­сти­ем и клу­атр), на­все­гда из­ме­нив­ших об­лик хри­сти­ан­ской ба­зи­ли­ки и раз­ви­тых впо­след­ст­вии ар­хи­тек­ту­рой ро­ман­ско­го сти­ля. О них мож­но су­дить по со­хра­нив­шим­ся фраг­мен­там по­стро­ек (цер­ковь аб­бат­ст­ва Ко­вее, 873-885 годы), иде­аль­но­му пла­ну для монастыря Санкт-Гал­лен (829 год), дан­ным ар­хео­ло­гических рас­ко­пок пе­ре­стро­ен­ных позд­нее ба­зи­лик аб­батств Сен-Де­ни и Фуль­да (около 790-819 годов), а так­же по гра­вю­ре, вос­про­из­во­дя­щей об­лик церк­ви монастыря Сен-Ри­кье в Цен­ту­ле. Трёх­про­лёт­ные во­ро­та в Лор­ше (около 767 года), очер­та­ния ко­то­рых на­по­ми­на­ют ар­ку Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го в Ри­ме, так­же до­пол­ня­ют позд­не­ан­тич­ную ос­но­ву и ор­дер­ные эле­мен­ты ор­на­мен­таль­ны­ми мо­ти­ва­ми по­ли­хром­но­го де­ко­ра.

Глав­ной по­строй­кой «Каролингского возрождения» ста­ла двор­цо­вая Па­ла­тин­ская ка­пел­ла в Ахе­не (786-798 годы, архитектор Одо из Ме­ца; смотрите иллюстрации к статье Ахен). По­стро­ен­ная по об­раз­цу ран­не­ви­зан­тий­ской церкви Сан-Ви­та­ле в Ра­вен­не, цер­ковь име­ет план ок­та­го­на, впи­сан­но­го в 16-гран­ник. Но пер­во­на­чаль­ная цен­трическая схе­ма обо­га­ща­ет­ся до­пол­нительными эле­мен­та­ми: с се­ве­ра и юга к ка­пел­ле при­мы­ка­ли оди­на­ко­вые по­ме­ще­ния биб­лио­те­ки и риз­ни­цы (не сохранилась), а со сто­ро­ны главного фа­са­да — вест­верк, нар­текс и ат­ри­ум. Та­ким об­ра­зом, ка­пел­ла ока­зы­ва­лась в цен­тре ком­плек­са, все час­ти ко­то­ро­го об­ра­зо­вы­ва­ли в пла­не ла­тин­ский крест. Древняя цен­трическая по­строй­ка ка­ро­линг­ско­го вре­ме­ни, ора­то­рий в Жер­ми­ньи-де-Пре (до 806 года), бы­ла ча­стью двор­цо­во­го ком­плек­са Тео­дуль­фа.

Со­хра­нив­шие­ся фраг­мен­ты мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си «Каролингского возрождения» край­не не­мно­го­чис­лен­ны (фре­ски в церкви Святого Ио­ан­на в Мюс­таи­ре, около 800 года; мо­заи­ка «По­кло­не­ние Ков­че­гу За­ве­та» в ап­си­де ора­то­рия Жер­ми­ньи-де-Пре, до 806 года), но о су­ще­ст­во­ва­нии как цер­ков­ных, так и свет­ских рос­пи­сей во двор­цах Кар­ла I Ве­ли­ко­го, Лю­до­ви­ка Бла­го­чес­ти­во­го, епископа Тео­дуль­фа из­вест­но из литературных ис­точ­ни­ков. Основным ви­дом жи­во­пи­си «Каролингского возрождения» яв­ля­ет­ся книж­ная ми­ниа­тю­ра. Вслед­ст­вие цен­тра­ли­за­ции и уни­фи­ка­ции цер­ков­ной жиз­ни, а так­же ис­прав­ле­ния Ал­куи­ном тек­ста Вуль­га­ты воз­ник­ла ост­рая по­треб­ность в но­вых бо­го­слу­жеб­ных кни­гах. В различных цен­трах го­су­дар­ст­ва бы­ли ос­но­ва­ны скрип­то­рии, где пе­ре­пи­сы­ва­лись и ил­лю­ми­ни­ро­ва­лись ру­ко­пи­си. Вво­зи­мые из Ита­лии и Бри­та­нии ма­ну­ск­рип­ты, биб­лио­те­ка греческих ру­ко­пи­сей, по­да­рен­ная ко­ро­лю Пи­пи­ну Ко­рот­ко­му па­пой Сте­фа­ном III, пре­дос­та­ви­ли в рас­по­ря­же­ние ху­дож­ни­ков ши­ро­кий вы­бор об­раз­цов. Раз­но­об­ра­зие ис­точ­ни­ков оп­ре­де­ли­ло уди­ви­тель­ную сти­ли­стич. мно­го­гран­ность ка­ро­линг­ской ми­ниа­тю­ры. Ве­ду­щая роль в её соз­да­нии при­над­ле­жа­ла Па­ла­тин­ско­му скрип­то­рию в Ахе­не, на­хо­див­ше­му­ся под по­кро­ви­тель­ст­вом Кар­ла I. На­ря­ду с об­раз­цо­вы­ми Еван­ге­лия­ми, еван­ге­ла­рия­ми, са­кра­мен­та­рия­ми и псал­ти­ря­ми, ко­то­рые за­тем рас­про­стра­ня­лись по все­му го­су­дар­ст­ву фран­ков, в нём ко­пи­ро­ва­лись и свет­ские со­чи­не­ния («Фи­зио­лог», «Фе­но­ме­ны» Ара­та, ко­ме­дии Те­рен­ция, «Пси­хо­ма­хия» Пру­ден­ция). Еван­ге­лия и еван­ге­ла­рии, соз­дан­ные по при­двор­но­му за­ка­зу, ил­лю­ми­ни­ро­ва­лись пол­но­стра­нич­ны­ми изо­бра­же­ния­ми еван­ге­ли­стов, таб­ли­ца­ми ка­но­нов и отдельными дог­ма­тическими ми­ниа­тю­ра­ми. Ил­лю­ст­ра­ции «Еван­ге­ла­рия Го­де­скаль­ка» (783 год, Национальная библиотека, Па­риж), «Еван­ге­лия аб­ба­ти­сы Ады» (около 800 года, Городская библиотека, Трир), «Еван­ге­лия из мо­на­сты­ря Сен-Ме­дард в Су­ас­со­не» (Национальная библиотека, Па­риж), «Зо­ло­то­го ко­дек­са из Лор­ша» (Библиотека Ва­ти­ка­на) де­мон­ст­ри­ру­ют стрем­ле­ние к при­ми­ре­нию к рам­ках од­ной ком­по­зи­ции по­ляр­ных ху­дожественных тен­ден­ций. Аб­ст­ракт­ный, пло­ско­ст­но-ор­на­мен­таль­ный стиль анг­ло-ир­ланд­ско­го искусства взаи­мо­дей­ст­ву­ет с мо­ти­ва­ми, ско­пи­ро­ван­ны­ми из ан­тич­ных ру­ко­пи­сей и со­хра­няю­щи­ми позд­не­ан­тич­ный ил­лю­зио­низм сво­их объ­ём­но-про­стран­ст­вен­ных форм. «Вен­ское ко­ро­на­ци­он­ное Еван­ге­лие» (конец VIII века, Ху­дожественно-ис­то­рический му­зей, Ве­на), с ко­то­рым впо­след­ст­вии был по­хо­ро­нен император Карл I, и «Ахен­ское Еван­ге­лие» (около 820 года, со­кро­вищ­ни­ца Ахен­ско­го со­бо­ра), на­про­тив, вос­хо­дят к греческой (алек­сан­д­рий­ской) тра­ди­ции и, ве­ро­ят­но, бы­ли вы­пол­не­ны греческим ма­сте­ром. Их от­ли­ча­ет мяг­кий жи­во­пис­ный ил­лю­зио­низм эл­ли­ни­стические ми­ниа­тю­ры.

По­след­няя тра­ди­ция бы­ла унас­ле­до­ва­на скрип­то­ри­ем Рейм­са (ра­бо­тав­шим под по­кро­ви­тель­ст­вом ар­хи­епископа Эб­бо), к ко­то­ро­му по­сле смер­ти Кар­ла I пе­ре­шла роль главного цен­тра книж­ной ми­ниа­тю­ры. Стрем­ле­ние к ди­на­ми­ке и экс­прес­сии пре­об­ра­жа­ет в ли­ней­ный гра­фический стиль эс­киз­ную бег­лость греческих ру­ко­пи­сей, слу­жив­ших об­раз­цом для ми­ниа­тю­ри­ста «Еван­ге­лия Эб­бо» (около 816-835 годов, Городская библиотека Эпер­не). Ше­дев­ром реймс­ской шко­лы яв­ля­ет­ся «Ут­рехт­ская Псал­тирь» (816-834 годы, уни­вер­си­тет­ская библиотека, Ут­рехт), уни­каль­ная по ко­ли­че­ст­ву ил­лю­ст­ра­ций, ха­рак­те­ру ил­лю­ст­ри­ро­ва­ния, бу­к­валь­но пе­ре­во­дя­ще­му в ви­зу­аль­ные об­ра­зы все ме­та­фо­ры псал­мов, и по ха­рак­те­ру ис­пол­не­ния: лёг­кость и бег­лость штри­ха, сво­бод­ная не­при­ну­ж­дён­ность ри­сун­ка ко­рич­не­вым би­ст­ром, оче­вид­но, вос­хо­дят к эл­ли­ни­стическим про­то­ти­пам. Пе­ре­жив­ший упа­док по­сле из­гна­ния Эб­бо, реймс­ский скрип­то­рий воз­ро­дил­ся во 2-й половине IX века, ко­гда в нём бы­ла соз­да­на «Биб­лия Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра» (около 870 года, со­кро­вищ­ни­ца церкви Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра, Рим).

В середине IX века при под­держ­ке Кар­ла II Лы­со­го дос­тиг сво­его рас­цве­та скрип­то­рий при церкви Сен-Мар­тен в Ту­ре, в ко­то­ром бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло по­ве­ст­во­вательным ил­лю­ст­ра­ци­ям Биб­лии в ви­де фрон­тис­пи­сов, пред­ва­ряв­ших со­бой отдельные кни­ги Биб­лии («Биб­лия Му­тье-Гран­валь», около 840 года, Бри­тан­ская библиотека, Лон­дон; «Биб­лия Ви­виа­на», 846 год, Национальная библиотека, Па­риж; «Биб­лия Кар­ла Лы­со­го», середина IX века, Национальная библиотека, Па­риж). От­ли­чительной чер­той ру­ко­пи­сей, соз­дан­ных в скрип­то­рии Ме­ца под па­тро­на­жем епископа Дро­го, яв­ля­ет­ся фи­гур­ный ини­ци­ал, уви­тый ли­сть­я­ми акан­та и за­клю­чаю­щий в се­бе отдельные фи­гу­ры и сце­ны («Са­кра­мен­та­рий Дро­го», около 850 года, Национальная бибилиотека, Па­риж).

От­сут­ст­вие мо­ну­мен­таль­ной скульп­ту­ры ком­пен­си­ро­ва­лось раз­но­об­ра­зи­ем форм ма­лой пла­сти­ки. Дух и ам­би­ции «Каролингского возрождения» от­ра­жа­ет брон­зо­вая ста­ту­эт­ка Кар­ла I (начало IX века, Лувр, Па­риж), пред­став­лен­но­го на ко­не на­по­до­бие римских им­пе­ра­то­ров, од­на­ко с ре­га­лия­ми им­пе­ра­то­ра фран­ков (в диа­де­ме, с ме­чом и дер­жа­вой). Рез­ные пла­сти­ны из сло­но­вой кос­ти, на­пря­мую свя­зан­ные с ран­не­хри­сти­ан­ски­ми и ви­зантийскими тра­ди­ция­ми ра­бо­ты в этом ма­те­риа­ле, сти­ли­сти­че­ски близ­кие книж­ной ми­ниа­тю­ре то­го вре­ме­ни, соз­да­ва­лись в Ахе­не и Ме­це, ис­поль­зо­ва­лись в ка­че­ст­ве книж­ных ок­ла­дов («Еван­гелие из Лор­ша», «Псал­тирь Дао­гуль­фа», около 783-795 годов). В Ахе­не бы­ла воз­ро­ж­де­на ан­тич­ная тех­ни­ка ли­тья из брон­зы (две­ри Ахен­ской ка­пел­лы). О рас­цве­те юве­лир­но­го искусства сви­де­тель­ст­ву­ют дра­го­цен­ные ок­ла­ды (ок­лад «Еван­ге­лия Лин­дау», около 800 года, Библиотека и му­зей П. Мор­га­на, Нью-Йорк), ли­тур­гические со­су­ды и ре­ли­к­ва­рии («ре­ли­к­ва­рий Пе­пи­на», со­кро­вищ­ни­ца со­бо­ра в Кон­ке, Фран­ция), объ­е­ди­няю­щие тра­ди­ции по­ли­хром­но­го сти­ля, ирландскую ор­на­мен­ти­ку, ви­зантийскую тех­ни­ку пе­ре­го­род­ча­той эма­ли и ци­та­ты из ан­тич­ной об­раз­но­сти. «Каролингское возрождение» вдох­ну­ло но­вую жизнь в ан­тич­ное искусство глип­ти­ки (ин­та­лии из гор­но­го хру­ста­ля).

В эпо­ху «Каролингского возрождения» бы­ло сфор­му­ли­ро­ва­но от­но­ше­ние к ико­но­по­чи­та­нию, ко­то­рое ока­за­ло зна­чительное влия­ние на западную куль­ту­ру. Франк­фурт­ский (794 год), а за­тем Па­риж­ский (839 год) со­бо­ры, рас­смат­ри­вав­шие эту про­бле­му, не от­верг­ли ико­ны пол­но­стью, но в то же вре­мя не при­ня­ли их культ: пред­поч­те­ние бы­ло от­да­но по­чи­та­нию свя­щен­ных пред­ме­тов (ре­ли­к­вий).

Му­зы­ка. Стрем­ле­ние франк­ских ко­ро­лей (Пи­пи­на Ко­рот­ко­го и Кар­ла I) к упо­ря­до­че­нию бо­го­слу­же­ния в им­пе­рии при­ве­ло к не­об­хо­ди­мо­сти уни­фи­ци­ро­вать и оби­ход­ное пе­ние. Цер­ков­но-пев­че­ская тра­ди­ция, ко­ди­фи­ци­ро­ван­ная в эпо­ху Ка­ро­лин­гов, по­лу­чи­ла в даль­ней­шем ста­тус ка­но­на на всём ка­то­лическом За­па­де под названием гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла. Нот­ные ру­ко­пи­си хо­ра­ла, со­хра­нив­шие­ся со вре­мён «Каролингского возрождения», фак­ти­че­ски яв­ля­ют­ся пер­вы­ми до­шед­ши­ми до нас за­пи­ся­ми профессиональной му­зы­ки Западной Ев­ро­пы (бо­лее ран­ние ста­ро­рим­ские и ам­вро­си­ан­ские рас­пе­вы, по-ви­ди­мо­му, пе­ре­да­ва­лись изу­ст­но). В ка­ро­линг­ских мо­на­сты­рях (в осо­бен­но­сти в Санкт-Гал­ле­не и Рай­хе­нау) сло­жи­лись но­вые жан­ры од­но­го­лос­ной цер­ков­ной му­зы­ки — се­к­вен­ции и тро­пы. За­ро­ж­де­ние западно-ев­ропейской ли­тур­ги­че­ской дра­мы современная нау­ка так­же свя­зы­ва­ет c «Каролингским возрождением» (од­на из наи­бо­лее древ­них ру­ко­пи­сей со­дер­жит «Плач на смерть Кар­ла Ве­ли­ко­го»). Во 2-й половине IX века со­чи­нён (пред­поло­жи­тель­но Хот­ге­ром из Вер­де­на) «Учеб­ник му­зы­ки» («Mu­sica enchiria­dis»; ра­нее ав­то­ром это­го трак­та­та счи­та­ли Хук­баль­да Сент-Аман­ско­го), со­дер­жа­щий пер­вые из­вест­ные об­раз­цы мно­го­го­лос­ной му­зы­ки (в жан­ре ор­га­ну­ма), за­пи­сан­ные в т. н. да­сий­ной но­та­ции.

Дополнительная литература:

Fleckenstein J. Die Bildungsreform Karls des Grossen als Verwirklichung der Norma rectitudinis. Freiburg, 1953;

Patzelt E. Die karolingische Renaissance. [2. Aufl.]. Graz, 1965;

Karl der Grosse: Werk und Wirkung. [Kаt.]. Aachen, 1965;

Morrisson K.F. The church, reform and Renaissance in the early Middle Ages // Life and thought in the early Middle Ages / Ed. R. S. Hoyt. Minneapolis, 1967;

Braunfels W. Die Welt der Karolinger und ihre Kunst. Münch., 1968;

Ullmann W. The Carolingian Renaissance and the idea of kingship. L., 1969;

Hubert J., Porcher J., Vol­bach W. The Carolingian Renaissance. N. Y., 1970;

Riché P. Éducation et culture dans l’Oc­cident barbare (VI–VIII siècles). 3 éd. P., 1973;

Trompf G.W. The concept of the Ca­ro­lingian Renaissance // Journal of the History of Ideas. 1973. Vol. 34. P. 3–26;

Müthe­rich F., Gaehde J. E. Karolingische Buchmale­rei. Münch., 1976;

McKitterick R. The Fran­kish church and the Carolingian reforms, 789–895. L., 1977;

Fichtenau H. The Carolingian Empire. Toronto; Buffalo, 1978;

Bullough D. The age of Charlemagne. 2nd ed. N. Y., 1980;

Heitz C. L’Ar­chi­tecture religieuse carolin­gien­ne: les formes et leurs fonctions. P., 1980;

Guer­reau-Jalabert A. La «Renaissance caro­lin­gienne»: modèles culturels, usages linguis­ti­ques et structures sociales // Bibliotheque de l’Ecole des chartes. 1981. Vol. 139. № 1;

Riché P. Les Carolingiens. Une famille qui fit l’Europe. P., 1983;

Contreni J.J. Carolin­gian learning masters and manuscripts. Alder­shot, 1992;

Brown G. The Carolingian Renais­sance // Carolingian culture: emulation and in­novation. Camb., 1994;

Нес­сель­штра­ус Ц.Г. Ис­кус­ст­во ран­не­го сред­не­ве­ко­вья. СПб., 2000.

Иллюстрации:

Трон Кар­ла I Ве­ли­ко­го. Ка­фед­раль­ный со­бор. Ахен (Гер­ма­ния).

Евангелист Иоанн. Миниатюра из «Еван­ге­лия из Фуль­ды». 2-я четверть IX века. Уни­вер­си­тет­ская биб­лио­те­ка. Эр­лан­ген (Гер­ма­ния).

Еван­ге­ли­сты. Миниатюра из «Ахен­ско­го Еван­ге­лия». Около 820 года. Со­кро­вищ­ни­ца ка­фед­раль­но­го со­бо­ра. Ахен (Гер­ма­ния).

Во­ро­та в Ло­рше. Около 767 года.

Еван­ге­лист Лу­ка. Ми­ни­атю­ра из «Еван­ге­лия аб­ба­ти­сы Ады». Около 800 года. Го­род­ская биб­лио­те­ка (Трир).

Источник

Оцените статью