- Карфаген должен быть разрушен
- Содержание
- Источник фразы
- Историческая подоплёка
- Грамматическая форма
- Что означает выражение «Карфаген должен быть разрушен»?
- Об этом рассказывали римские писатели и историки
- Пунические войны, в результате которых Карфаген был разрушен
- Марк Катон Старший (234—149 до н. э.)
- Карфаген должен быть разрушен!
- Карфаген должен быть разрушен: кому принадлежат эти слова и что они значат
- Пунические войны, Катон Старший и разрушение Карфагена
- «Карфаген должен быть разрушен». Примеры употребления
Карфаген должен быть разрушен
«Карфаген должен быть разрушен» (лат. Carthago delendam esse ) — латинское крылатое выражение, означающее настойчивый призыв к борьбе с врагом или препятствием. В более широком смысле — постоянное возвращение к одному и тому же вопросу, независимо от общей тематики обсуждения.
Содержание
Источник фразы
Ни один древний источник не цитирует фразу в той форме, в которой она распространилась в новое время (Carthago delenda est или Ceterum censeo Carthaginem esse delendam). В работе «Жизнь Катона Старшего» древнегреческого биографа Плутарха упоминается, что римский полководец и государственный деятель Катон Старший, непримиримый враг Карфагена, заканчивал все свои речи (вне зависимости от их тематики) в сенате фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен» ( Ceterum censeo Carthaginem esse delendam ). Различные формы фразы также встречаются в некоторых других древних источниках [1] .
Историческая подоплёка
Несмотря на успех первой и второй пунических войн, в которых Рим боролся с финикийским городом-государством Карфагеном за господство в Средиземном море, римляне потерпели ряд обидных поражений от Карфагена и боялись его возрождения, что привело к желанию полной победы и отмщения всех потерь. Кроме того, Карфаген быстро восстанавливался и по-прежнему создавал существенную конкуренцию римской торговле. Это и привело к появлению настойчиво повторяемого клича Carthago delenda est.
В конечном итоге, в результате Третьей Пунической войны полумиллионный город Карфаген был полностью уничтожен, а оставшиеся в живых жители проданы в рабство. Место, где располагался город, было засыпано солью. В последующем, однако, римляне вновь заселили Карфаген, который стал главным городом римской Африки и одним из крупнейших городов Империи вплоть до арабского завоевания. В настоящее время на противоположной древнему Карфагену стороне бухты расположен Тунис.
Грамматическая форма
Грамматически фраза выражает настойчивую необходимость совершения действия (то есть разрушения Карфагена) с оттенком долженствования, поскольку используется герундив — глагол «разрушать» в форме герундива (delenda) в сочетании со вспомогательным глаголом «быть» (est, esse) в форме настоящего времени. Таким образом, в русском варианте перевода «Карфаген должен быть разрушен» отражается лишь долженствование, в то время как необходимость совершения действия исчезает. Для сравнения, английский вариант перевода (англ. Carthage must be destroyed ) несколько лучше передает суть, поскольку для передачи должествования использован самый сильный из возможных глаголов, подразумевающий, в числе прочего, неотвратимость действия.
В «Словаре иностранных слов» под ред. И. В. Лёхина и проф. Ф. Н. Петрова (изд. 4-е, Москва — 1954) русский вариант перевода выглядел следующим образом: «Кроме того, я думаю, что Карфаген необходимо разрушить».
Источник
Что означает выражение «Карфаген должен быть разрушен»?
Об этом рассказывали римские писатели и историки
— Марк Тулий Цицерон: философский трактат «О старости»: «At Senatui quae sint gerenda praescribo et quo modo, Carthagini male iam diu cogitanti bellum multo ante denuntio, de qua vereri non ante desinam, quam illam excissam esse cognovero» — «Но я указываю сенату, что и как следует делать, заранее угрожаю войной Карфагену, уже давно злоумышляющему. И не перстану ждать от него опасности, пока не уверюсь, что он разрушен»
— Гай Плиний Секунд, «Естественная история»: «Namque perniciali odio Carthaginis flagrans nepotumque securitatis anxius, clamaret omni senatu Carthaginem delendam» — «Ибо действительно он (Катон) смертельно ненавидел Карфаген и хотел обеспечить безопасность для потомства, когда на всех заседаниях сената кричал, что Карфаген нужно уничтожить»
— Плутарх «Сравнительные жизнеописания. Марк Катон»: «Последним из его деяний на государственном поприще считают разрушение Карфагена. На деле его стер с лица земли Сципион Младший, но войну римляне начали прежде всего по советам и настояниям Катона, и вот что оказалось поводом к ее началу. Карфагеняне и нумидийский царь Масинисса воевали, и Катон был отправлен в Африку, чтобы исследовать причины этого раздора… Найдя Карфаген не в плачевном положении…, но изобилующим юношами и крепкими мужами, сказочно богатым, переполненным всевозможным оружием и военным снаряжением,… Катон решил, что теперь не время заниматься делами нумидийцев и Масиниссы…, что (Карфагеняне)…, выжидая удобного случая, готовятся к войне. Говорят, что закончив свою речь, Катон умышленно распахнул тогу, и на пол курии посыпались африканские фиги. Сенаторы подивились их размерам и красоте, и тогда Катон сказал, что земля, рождающая эти плоды, лежит в трех днях плавания от Рима. Впрочем, он призывал к насилию и более открыто; высказывая свое суждение по какому бы то ни было вопросу, он всякий раз присовокуплял: «Кажется мне, что Карфаген не должен существовать».
Пунические войны, в результате которых Карфаген был разрушен
Названы по наименованию римлянами карфагенян (финикийцев) — пунийцы. Шли в третем — втором веках до нашей эры между Римом и Карфагеном, городом-государством на северном берегу Средиземного моря (нынче территория Туниса). Войн было три. Причиной первой (264-241 до н.э.) был спор о владении Сицилией. В результате Сицилия, Сардиния, Корсика и лежащие вокруг них малые острова перешли во власть Рима. Вторая (218-201 до н.э.) началась в Испании, за влияние на юго-востоке которой претендовали Рим и Карфаген. Именно в этой войне прозвучало имя Ганибала, признанного величайшим полководцем древности, и произошла битва при Каннах, одна из самых знаманитых в истории войн. В итоге Карфаген потерпел поражение и перестал быть великой державой. Третья война (149-146 до н.э.) началась по наущению Марка Катона Старшего, опасавшегося возрождения Карфагена. Она проходила на территории Северной Африки. Осада Карфагена продолжалась три года. Наконец, город пал, был полностью разрушен, перестал существовать, население продано в рабство. На месте Карфагена Рим создал свою провинцию.
Марк Катон Старший (234—149 до н. э.)
Автор фразы «Карфаген должен быть разрушен»
Другим соседом Марка был один из самых знатных и могущественных среди римлян Валерий Флакк. Они часто встречались и, видя в Катоне учтивость, приветливость, добрый нрав и воздержность, Валерий убедил Марка перебраться в Рим и принять участие в государственных делах.
Катона в Сенате называли римским Демосфеном. Однажды, когда римский народ несвоевременно домогался раздачи хлеба, Катон, желая отвратить сограждан от их намерения, начал свою речь так: «Тяжелая задача, квириты, говорить с желудком, у которого нет ушей». Обвиняя римлян в расточительности, он сказал, что трудно уберечься от гибели городу, в котором за рыбу платят дороже, чем за быка. В другой раз он сравнил римлян с овцами, которые порознь не желают повиноваться, зато все вместе покорно следуют за пастухами. «Вот так же и вы, — заключил Катон. — Тем самым людям, советом которых каждый из вас в отдельности и не подумал бы воспользоваться, вы смело доверяетесь, собравшись воедино».
Марк Катон пользовался большим авторитетом за свою неподкупность и честность. Он говорил, что враги ненавидят его за то, что каждый день он поднимается чуть свет и, отложив в сторону собственные дела, берется за государственные, что предпочитает не получить награды за добрый поступок, лишь бы не остаться без наказания за дурной; и что готов простить ошибку каждому, кроме самого себя. Избранный консулом, он получил по жребию провинцию, которую римляне называли Внутренней Испанией, и удачно правил и оборонял её от притязаний варваров. Принимал участие Катон и во Второй Пунической войне. Отметился Марк и литературной деятельностью. До наших дней дошло полностью его сочинение «Земледелие» (сборник советов по управлению сельскохозяйственным имением), и фрагменты Истории Рима и Италии.
Источник
Карфаген должен быть разрушен!
О чем бы ни шла речь в выступлении, но именно этой фразой заканчивал все свои выступления римский политик сенатор Катон. Должен быть разрушен? Почему? Для начала небольшой экскурс в историю. Итак. Цивилизованный мир времен противостояния и войн Рима и Карфагена был двухполярным (именно так сейчас бы это назвали): с одной стороны был Рим, с упорядоченной системой права, с высокоразвитыми рынками капитала и труда, с рабовладельческой системой в которой взаимоотношения рабовладельца и раба трансформировались в некую систему ученичества, уподобляясь взаимоотношениям мастера и подмастерья и с использованием в экономике множества технических нововведений.
На благо Рима трудились все. Даже солдаты римской армии в мирное время занимались строительством дорог и монументов вблизи мест своей дислокации. А с другой стороны, Риму противостоял Карфаген — цивилизация торговцев, где деньги и статус преобладали над правом, где армия состояла исключительно из наемников, где высшей ценностью был не триумф и доблесть, а богатство. И если в Риме существовал пантеон «достаточно человечных богов», то в Карфагене в раскаленную пасть-топку бронзового Молоха скармливались тысячи младенцев. Разница между карфагенянами и римлянами была во всем: уклад жизни, шкала ценностей, общественное устройство и прочее. Получается, что по разным берегам Средиземноморья существовали две настолько различные цивилизации, что противостояния просто не могло не быть. Что и вылилось в череду Пунических войн, продолжавшихся более столетия. Причем речь идет именно о противостоянии цивилизаций, а не о территориальных спорах или каких-либо конфликтах интересов – это очень важно понимать.
Боевые действия протекали с переменным успехом – как на территориях, подконтрольных Риму, так и на землях Карфагена, и всегда заканчивались подписанием того или иного мирного договора. И что интересно, все мирные соглашения всегда первым нарушал именно Карфаген. На что Рим реагировал также всегда одинаково и предсказуемо – развязыванием очередной военной кампании. Для Рима, для его Сената, для аристократии и простого римского народа это была единственно возможная реакция на нарушение договора: Римская империя все же была в этом смысле настоящим правовым государством – закон и договор превыше всего!
В отличие от Карфагена, где правильным и оправдывающим любые нарушения договорных обязательств служила сиюминутная выгода или прибыль в перспективе. Иная шкала ценностей, иные приоритеты, иной менталитет – тут уж действительно ничего не поделаешь. При невозможности договориться (а как можно договариваться с тем, кто нарушает любые договоренности, если ему это выгодно?), единственный путь разрешения конфликта – это только физическое уничтожение второго участника конфликта, что и было сделано Римом.
И кем же были эти карфагеняне, которых пришлось уничтожить римлянам? Говорили карфагеняне на семитском языке, родственном ивриту. Их цари, такие как Хирам имели тесные дружественные, торговые, и даже династические связи с еврейскими государствами — с древней Иудеей и древним Израилем, практиковали человеческие жертвоприношения, принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная «богам» жертва. В общем, близкие родственники иудеев. Но, собственно, почему же, все-таки Карфаген должен быть разрушен? Ну, живут себе иудеи на другой стороне моря, так может быть, пусть себе живут и богатеют? Или римляне просто завидовали их богатству?
А дело, как мне кажется, вот в чем. В оригинале фраза «Карфаген должен быть разрушен!» выглядит так: Carthago delenda est! И римский сенатор Катон, с маниакальным упорством, повторяющий эту фразу в конце каждого своего выступления, о чем бы перед этим он ни вел речь, выглядит каким-то придурком, которому просто очень хочется, чтобы Карфаген исчез с лица Земли. О чем же говорит Катон на самом деле? Великий и могучий русский язык не может полностью воспроизвести смысл фразы Катона, в связи с неразвитостью в русском языке системы повелительного наклонения.
А правильный перевод трёх слов Катона на русский выглядит так: «Если не разрушить Карфаген, мы все погибнем!» Вот так. «Карфаген должен быть разрушен!» или «Если не разрушить Карфаген, мы все погибнем!» Как говорится, почувствуйте разницу. Катон говорил о смертельной угрозе, нависшей над городом Римом и римским народом. О том, что отечество в опасности, о том, что если не принять меры, городу и народу грозит гибель. А вовсе не излагал свои мизантропские взгляды.
И какая же опасность грозила могучему Риму? Как я понимаю, опасность заключалась в торгашеской сущности карфагенян. Именно от нее исходила опасность для Рима. Ибо, гражданин Рима, перенявший от иудеев-карфагенян торгашеский взгляд на мир, становился опасен для государства, так как его больше не заботило величие страны в которой он живет, не заботило величие его народа, а все его заботы сосредотачивались на увеличении личного богатства, пусть даже и в ущерб интересам государства.
Источник
Карфаген должен быть разрушен: кому принадлежат эти слова и что они значат
«Карфаген должен быть разрушен » (Carthaginem esse delendam) – в переносном смысле так говорят о навязчивой идее, к которой возвращаются независимо от темы разговора, о решимости радикально разобраться с реальной или мнимой проблемой.
Это крылатое выражение возникло в Древнем Риме. Рассказывали, что Марк Порций Катон (Катон Старший) любое свое выступление в римском сенате заканчивал словами: «А кроме того я утверждаю, что Карфаген должен быть разрушен».
Карфагенское государство было давним врагом Рима. После двух побед римлян в войнах с карфагенянами город продолжал существовать и процветал, и многим это не давало покоя. В итоге его захватили вновь и на этот раз уничтожили полностью, как и призывал Катон.
Бюст римского патриция, прежде отождествлявшийся с Катоном Старшим. Wikimedia
Пунические войны, Катон Старший и разрушение Карфагена
Карфаген – древний город, основанный на северном побережье Африки колонистами-финикийцами из Тира в IX–VIII вв. до н.э. Город играл важную роль в торговле, его могущество и аппетиты росли. Карфагеняне стремились подчинить Сицилию и вскоре перешли дорогу Риму, усилившемуся после победы над Пирром Эпирским (от него нам осталось выражение «пиррова победа»).
Римляне трижды воевали с карфагенянами в ходе Пунических войн и трижды выигрывали.
В Первую Пуническую войну (264–241 гг. до н.э.) Карфаген потерял Сицилию и в дальнейшем договорился о разделе сфер влияния с римлянами. Но мир продержался недолго.
Во второй Пунической войне (218–201 до н.э.) карфагенский полководец Ганнибал едва не одолел римлян, но в итоге был разбит. Карфаген потерял все земли за пределами Африки, его могущество оказалось сломлено.
Однако город продолжал существовать, успешно торговал и переживал экономический подъем. В ту пору в Карфагене побывал римский политик и писатель Катон Старший. Это был выходец из простонародья, возвысившийся в годы Второй Пунической войны, ярый враг карфагенян, аскет и ненавистник роскоши. Пораженный богатством Карфагена, Катон решил, что этот источник опасности нужно ликвидировать.
Поэтому-то каждую свою речь Катон заканчивал словами «А кроме того, я полагаю, что Карфаген не должен существовать», повествует Плутарх.
За войну с Карфагеном стоял Катон. Ему случилось побывать в Африке, чтобы уладить какой то спор Карфагена с Массиниссой. Процветание Карфагена потрясло его. Выступая в сенате после возвращения, он протянул сенаторам горсть фиг:
Фиги были прекрасны.
– А они сорваны в Африке. И вас не тревожит, что в трех днях езды от вас есть край, где родятся такие фиги?
После этого любую свою речь в сенате – о галльских раздорах, о женских нарядах, о межевании, о водопроводах, о чем угодно – Катон неизменно заканчивал словами:
– Кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен.
М.Л. Гаспаров. «Капитолийская волчица»
Катон Старший показывает сенаторам карфагенские фиги. Иллюстрация: Stefano Bianchetti / Corbis via Getty Images
Катон был не единственным, кто так думал. Вскоре римляне начали третью Пуническую войну (149–146 гг. до н. э.). Силы в этот раз были неравны. Карфаген просил мира на любых условиях, но римляне заявили, что город должен быть разрушен. Тогда жители решили драться до конца.
Город продержался в осаде три года. Когда римляне пошли на приступ, уличные бои шли шесть дней и шесть ночей. В итоге Карфаген был захвачен. Его сожгли и сровняли с землей, а уцелевших жителей обратили в рабство.
Но Катон Старший насладиться победой не успел – он умер еще в начале войны, в 149 году до н.э.
Римляне вспахивают плугом землю, на которой стоял Карфаген. The Print Collector via Getty Images
При Юлии Цезаре и его наследнике Октавиане Августе Карфаген был возрожден, уже в качестве римской колонии. Он еще не раз бывал захвачен иноземцами, а в конце VII века н.э. Карфаген взяли арабы и он был разрушен окончательно.
«Карфаген должен быть разрушен». Примеры употребления
Могу и Карфаген разрушить, и гордиевы узлы мечом рассекать.
А.П. Чехов. «Самообольщение»
Но теперь, когда мы здесь беседуем попросту, позвольте вас уверить, что если Карфаген еще не разрушен, то скоро обязательно разрушится, и только благодаря вам.
Л.Н. Андреев. «Москва. Мелочи жизни»
Я уже много писал о проблемах отсутствия свободы перемещения, но это тот Карфаген, который должен быть разрушен.
А.Д. Сахаров. «Мир через полвека»
Карфаген следовало разрушить, и этим разрушением был он настолько поглощен, что о других, материальных сторонах жизни никогда не думал.
Андрей Седых. «Далекие, близкие. Воспоминания»
А теперь дайте продудеть мое заунывное «Карфаген должен быть разрушен».
Анатолий Найман. «Славный конец бесславных поколений»
Команда Гайдара видела задачу в том, что «Карфаген должен быть разрушен» – собственность должна быть приватизирована…
Кирилл Рогов. Между демократией и свободой // «Неприкосновенный запас» (2003)
«Карфаген должен быть разрушен» – то есть для «экономического чуда» нужны структурные реформы, твердит Минэкономразвития.
Татьяна Рыбакова. Остановка роста // «Известия» (2003)
Источник