Что значит выражение евпатий коловратий

Вся страна узнала происхождение крылатой фразы о Евпатии Коловратии

Каждый русский человек не раз слышал выражение о Евпатии Коловратии, большая часть – применяла его в своей речи. Как правило, произнося это имя, человек пытается выразить либо удивление, либо разочарование, либо негодование – все будет зависеть от контекста фразы.

На самом деле, не всем известно, что Евпатий Коловратий – это реально существующая историческая личность. Более того, человек с таким колоритным именем был рязанским боярином, период его жизни пришелся на начало XIII века, во времена нашествия Батыя.

Оставил свой отпечаток в истории Евпатий не только своим уникальным именем, но и бессмертным подвигом, который нашел отражение в русском народном творчестве, которое и донесло до сегодняшних дней события, происходящие восемь столетий назад.

Согласно информации, которую нельзя считать достоверной, из «Повести о разорении Рязани Батыем», Евпатий Коловратий с немногочисленной дружиной дал отпор огромной татарской орде. Если вкратце, и не вдаваться в подробности, то суть заключается в неиссякаемой силе духа, которая помогла русским богатырям, во главе с Коловратием одолеть врагов, которых было во много десятков раз больше.

Изначально режиссерское кресло «Легенды о Коловрате» предложили Олегу Степченко, но из-за плотного рабочего графика, ему быстро нашли замену в лице Джанки Файзиева и Ивана Шурховцева.

Читайте также:  Что значит фамилия тихонова

Для съемок был построен самый большой на территории Европы павильон. Так как создатели фильма делали ставку не на достоверную передачу исторических событий, а на эмоциональную составляющую, подбору актеров было уделено максимально пристальное внимание. В итоге, главная роль досталась Илье Малакову, на второстепенных ролях засветились малоизвестные, но подающие надежды Полина Чернышова, Игорь Савочкин и Тимофей Трибунцев.

«Мой герой – это человек действия. Он не эмоционирует, не говорит пустых слов. Может показаться, что ему все равно, но это не так. Когда обстоятельства вынуждают его защищать свою землю, он берет в руки меч и ведет за собой людей», — говорит о своем герое Илья Малков.

«Сложности были как раз в большом количестве компьютерной графики. В одной очень драматичной сцене, где я должна была выложиться на максимум эмоционально, причем без слов, мне пришлось стоять на зеленом фоне в полной тишине. Это было нереально сложно», — вспоминает съемки Полина Чернышева.

На отечественных экранах «Легенда о Коловрате» была показана 30 ноября, соответственно, первые посмотревшие зрители уже поделились своими оценками в Сети. Как и следовало ожидать, мнения зрителей разделились.

Одна часть – восхищалась качеством съемки, игрой актеров, глубиной сценария. Зрители твердят о том, что режиссеры не обманули, и этот фильм действительно поднял отечественный кинематограф на новый уровень.

Вторая часть – негодовала из-за разочарования. Зрители увидели сходство сюжета с легендарным голливудским фильмом «300 спартанцев» и, по их мнению, «Легенда о Коловрате» значительно ему уступает. Кто-то негативно высказывался относительно обещанной невероятной компьютерной графики, которая не смогла удивить.

Так или иначе, кинолента «Легенда о Коловрате» — это фильм специфический и очень своеобразный. Создатели не пытались угодить всем вкусам современного зрителя, потому что это попросту невозможно. Посмотреть его однозначно стоит фанатам исторических кинолент.

Создатели фильма «Легенда о Коловрате» позиционировали своё творение, как что-то нечто новое. Режиссер не раз говорил, что кинолента выведет отечественный кинематограф на принципиально новый уровень, в основном, из-за невероятной компьютерной графики, которая применялась при создании.

Именно поэтому один из первых допремъерных показов состоялся в Кремле. Киноленту оценил глава Российской Федерации. Еще до начала фильма, Путин задал прямой вопрос режиссеру о том, чем закончится эта кинолента.

Шурховец прекрасно понимал, что Владимир Владимирович известный знаток истории России, не может не знать, чем заканчивается жизненный путь Евпатия Коловратия. Режиссер отвечал уклончиво и отстранялся, чтобы не сломать интригу. Почему глава страны задал вопрос о концовке фильма стало понятно чуть позже.

«Меня порадовала выразительная игра актеров. В целом от просмотра я получил удовольствие. Думаю, что людям будет интересно его смотреть и познавательно», — поделился впечатлениями о фильме Владимир Путин.

«Знаете, что я хотел бы отметить, а может быть и посоветовать отечественным режиссерам, смерть воина России, пускай и героическая – не лучший финал для киноленты, проданной в восемь десятков стран», — добавил президент, и все присутствующие поняли его завуалированный посыл к отечественному кино.

Источник

Что значит выражение «евпатий-коловратий»? Что за ругательство?

Что значит выражение «евпатий-коловратий»­ ? Что за ругательство?

Очень смешное выражение, в самом деле. Но я бы не стала его употреблять, уж слишком неоднозначно оно звучит.

Впервые я его услышала в каком-то сериале (если не ошибаюсь, в «Маргоше»), героя это выражение только украшало и вносило определенный колорит.

Выражение употребляют, когда что-то вызывает крайнее удивление (скорее с негативным оттенком), этим выражением можно заменить мат. Т.е., сказав «евпатий-коловратий»­ , вы вроде как не матерились, но все поняли, что именно вы хотели сказать.

Был такой былинный герой, богатырь Евпатий Коловрат (жил в 13 веке), а уж каким образом из его имени образовалось это выражение, доподлинно неизвестно.

Объяснить без мата не получится, но я постараюсь)

Дело в том, что есть такое очень неприличное выражение, когда что-то случается, настолько ошеломляющее негативом, что остается лишь воскликнуть «. -колотить».

Пропуски, думаю, все поняли, что там за слово.

Но как бы это выражение можно было говорить при детях, начальнике, в фильме вон, как упомянули?

Есть выражения уже «жованый крот», ну и я думаю, что «евпатий-коловратий» это замена выражению про «колотить».

Тем более, оно созвучно, даже очень, и смысл имеет, а не просто набор похожих букв, чтобы оставаться приличным человеком, когда не сможешь сдержать эмоций при виде дела своих рук, иногда меняющих место жительство из плеч куда по ниже, или не своих.

Словоизменное ругательство, которое к былиному герою Евпатию Коловрату никаким образом не относится.

Велик и могуч русский язык. Даже имя можно произнести с таким выражением и соотнести к какому-то событию, что оно может являться и ругательством, и крайней степенью удивления или просто междометием.

Говоря простыми словами, «чилить»- это значит ничего не делать, проводить время впустую.

В современном понимании этого слова, то это скорее всего, бесконечно валяться на диване, вести диалоги по телефону с репликами и обсуждениями, поститься в социальных сетях, обмениваться сплетнями, играть в компьютерные игры и так далее.

В общем-то всё, что касаемо безделья, причём такого безделья, когда не надо выходить из собственного жилища, будь то квартира, дача, дом или комната в коммуналке.

Одним словом, если упрощённо, то чилинг- это домашнее безделье. Потому как если человек просто вышел из дома на прогулку, то это уже хот какя-то польза и деятельность.

Но всё выше мною приведенное, это только мои умозаключения, основанные на различных материалах из сети.

Этих слов нет среди терминов спортивных или футбольных. А также в перечнях сленговых (жаргонных) слов по этой теме, например, здесь, здесь и здесь. Забыли о них и составители словарей футбольных фанов (этого и вот этого) и хулиганов.

Очевидно, это тот случай, когда слово, вылетевшее из уст спортивного комментатора, ушло в народ, но в словари еще не попало. И, скорее всего, это видоизмененное «шлейка» или «шлевка»:

Учитывая, что слова эти нередко путают (в произношении, написании и употреблении), думаю, так вполне могло быть. Вот пример диалога:

А почему шлявок или шлявик? Ну, не употреблять же слово, имеющее только женский род, по отношению к футболисту. Вот и образовали из него род мужской.

Есть еще один вариант, совсем фантастический:

С таким значением слова, сразу понятно, что шлявок или шлявик – это баран. Правда, есть и иное название у породы этих овец;

Тогда, получается, что овцы ни при чем. Но скорее всего, именно в этом значении употребляются названные сленговые слова.

Достоверной и полной информацией на эту тему не обладаю, однако поскольку на текущий момент иных ответов нет, изложу соображения.

Боттом-менеджер — явная противоположность топ-менеджера (думаю, переводить с английского надобности нет). Отсюда: боттом-менеджер — управленец самого низкого звена. По-видимому, уточняющее наименование для существующей, но никак ранее не названной прослойки, поскольку в ходу были термины «топ-менеджер» и «менеджер», где последний включал в себя все руководящие прослойки, кроме высших.

Люмпен — деклассированный социальный элемент. Возможно, люмпен-менеджер — синоним боттом-менеджера. По крайней мере, этимология прямо указывает на такую возможность.

Нет, сленг — это более широкое понятие. Есть студенческий сленг, профессиональный (у стропальщиков свой сленг, а у хирургов другой). А есть феня или арго или воровской жаргон (вот это одно и тоже). Не смотря на то что арго давно уже вышел за рамки своей социальной группы и очень даже понятен людям не сидевшим, он был и остается социальным диалектом. Слияния с нормативным литературным языком не произошло.

Источник

Подлинная история Коловрата: чем отличны жизнь и легенда (4 фото)

Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах. Вот что там говорится…

Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237—1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236—1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16−17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины.

Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте.

При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.

Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.

Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.

Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.

Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII—XIV вв.еков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.

В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).

Прежде чем вы начнете разбирать в деталях эту легенду, я поинтересуюсь у вас, а про Илью Муромца вы тоже будете разбирать правильно ли он со Змеем Горынычем воевал или нет? Илья то Муромец — точно реальный человек.

Источник

Оцените статью