- Почему «Дьявол носит Prada» — революционный фильм, проливший свет на проблемы, о которых в гламурные 2000-е было принято молчать
- Обнажается изнанка капитализма
- Осуждаются общество потребления и буржуазный образ жизни
- Высмеиваются стереотипы о женской внешности
- Освещается проблема сексизма
- Дьявол носит Прада (The Devil Wears Prada)
- О фильме и книге Д-л носит Prada
Почему «Дьявол носит Prada» — революционный фильм, проливший свет на проблемы, о которых в гламурные 2000-е было принято молчать
15 лет назад на экраны вышел фильм «Дьявол носит Prada». Градус его популярности не снижается до сих пор. Как не утихают и споры о том, кто же в фильме все-таки истинный дьявол. Кажется, образы главных героев уже разобраны от и до. А вот некоторые важные идеи, показанные в фильме, до сих пор часто остаются без внимания.
Редакция AdMe.ru пересмотрела культовую ленту еще раз и проанализировала неочевидные, но значимые моменты фильма.
Обнажается изнанка капитализма
Помните, как Эмили рекламирует Энди работу младшей помощницы Миранды Пристли ? «Миллионы девушек мечтают об этой должности». На эту мантру попались многие сотрудники издания, и они продолжают верить в нее, даже познав все прелести работы на Миранду .
Журнал «Подиум» просто завлекает к себе наивных молодых девушек вроде Энди . Он обещает карьерные перспективы, убеждает, что ради них можно терпеть постоянные переработки и токсичную начальницу, а по факту просто использует людей.
Эксплуатация труда, показанная в фильме, — явление далеко не случайное. Это одна из главных стратегий всей капиталистической системы. А журнал «Подиум» является лицом этой системы. Чтобы работа издания приносила максимум выгоды, здесь формируетсякорпоративная культура, главный принцип которой — эксплуатировать сотрудников.
Следствием такой системы требований стало распространение среди молодежи идеи о том, что добиться карьерного роста можно только в том случае, если ты выкладываешься на работе по полной. На Западе для подобных идей есть особый термин — grind culture. Дословно это переводится как «культура измельчения».
Суть grind culture заключается в том, что начинающие специалисты должны вкалывать 24/7. Тем самым они якобы делают инвестиции в будущее: когда-нибудь (возможно, но это не точно) они займут высокий пост и перестанут быть объектами эксплуатации.
Чтобы не углубляться в теорию, просто вспомните, как Энди бегала по всему Нью-Йорку , выполняя каждое поручение Миранды , как задерживалась на работе допоздна, как в любое время суток отвечала на звонки начальницы. И все ради призрачной мечты Энди о том, что через год ей дадут рекомендации, благодаря которым она сможет получить работу в лучших американских изданиях. Это и есть влияние grind culture.
Результатом эксплуатации работников часто становится бунт, как и в случае с Энди . Устав быть рабыней начальницы и заложницей собственных карьерных надежд, Энди уходит из «Подиума», так и не проработав положенный год.
Это похоже на мини-модель восстания рабочего класса. Энди решает больше не использовать в качестве трамплина для карьерного роста работу, отнимающую силы, а идти по собственному пути.
Кстати, предвестники того, что Энди так поступит в финале, есть уже в начале фильма. Ее студенческие статьи о протесте профсоюза работников и о движении против насилия — это же символ бунтарского духа героини. Уже поэтому ясно, что Энди не сможет долго работать под началом такого босса-тирана, как Миранда .
Осуждаются общество потребления и буржуазный образ жизни
Prada, Dior, Chanel, Hermès — фильм прямо-таки изобилует названиями люксовых брендов. При этом о них говорят так, будто и не стоит каждая вещь такой марки по несколько тысяч долларов. Носить люкс — это норма жизни, согласно неписаным правилам «Подиума». Это со временем понимает даже Энди и сама облачается в одежду, которую когда-то презирала.
Общество потребления, навязывающее бренды как что-то жизненно необходимое, к чему должен стремиться каждый, — основа буржуазных ценностей. А сами буржуазные ценности — основа буржуазной идеологии, на которую опирается журнал «Подиум».
Миранда Пристли , пожалуй, главный символ буржуазного класса в фильме. Вспомните, как она впервые появляется в картине. Выходит из дорогой машины, за рулем которой сидит личный водитель. На ней шикарный меховой жакет. На ногах — элегантные туфли на шпильках, а на руке красуется сумка с надписью Prada.
Дорогие вещи и бренды и в самом деле играют важную роль в создании идентичности потребителей. По крайней мере, мы так думаем. Выбирая люксовую вещь, мы уверены, что как минимум приобретаем индивидуальность, как максимум — приближаемся к тому красочному образу жизни, который пропагандирует глянец.
Яркий пример — Лили, подруга Энди . Как горят ее глаза, когда Андреа приносит вещи от Миранды и Лили видит среди них сумку Marc Jacobs. В этот момент она уже даже забывает о том, что смеялась над работой и начальницей подруги.
В то же время фильм снимает с нас розовые очки и показывает, что зависимость от брендов — это не то, что на самом деле нужно человеку. Так, Энди не становится счастлива от того, что облачается в люксовую одежду. Ей оказываются не нужны шикарные вещи, привезенные из Парижа . Потому что для нее важнее гармония в отношениях с близкими и с самой собой.
Энди не возвращает себе свой прежний облик, но и больше не стремится надеть роскошное платье от Dior или туфли от Jimmy Choo. Энди одевается так, как комфортно ей, а тяготящий ее груз брендовых вещей она без сожалений оставляет Эмили.
Высмеиваются стереотипы о женской внешности
Фильм иронизирует над представлениями о том, какой должна быть женщина. Все сотрудники «Подиума» считают, что женщина просто обязана выглядеть привлекательно: красиво одеваться, делать макияж, всегда ходить на каблуках. Отдельным пунктом идут изнуряющие диеты вроде той, что у Эмили: не есть ничего, кроме кусочка сыра.
Таким, как Энди , то и дело ставят в укор то, что они ужасно одеты и якобы толстые. Хотя на самом деле с фигурой Энди все в порядке — это просто мнение постоянно худеющих сотрудниц «Подиума». Доходит даже до намека на то, что такая «непривлекательная» женщина не добьется успеха в карьере.
На деле же выходит по-другому. Энди со своей нестандартной, по меркам «Подиума», внешностью добивается успеха. Она завоевывает авторитет у Миранды не своим внешним видом, а умом, способностями, упорством в достижении цели, трудолюбием. Что в конце концов помогает Энди получить вожделенные рекомендации от Миранды .
Внешность не оказывается решающей и в отношениях. Неоднократно парень Энди Нейт говорит ей о том, что ему все равно, как она выглядит, что он любит ее любой. Идеология «Подиума» рушится, как карточный домик. Потому что в конечном счете определяющими в жизни человека становятся его ум, характер и внутренний мир. А внешность совсем не главное.
Освещается проблема сексизма
На первый взгляд, фильм кажется одой селф-мейд-вумен. Обе главные героини — амбициозные карьеристки. Миранда уже добилась успеха и признания. Энди еще в начале карьерного пути, но, несомненно, имеет огромный потенциал. Однако на самом деле в фильме показанастереотипизация гендерных ролей.
Так, окружение Энди недовольно тем, что карьера для нее становится важнее личной жизни. Вот почему никто из близких не поддерживает Энди в ее новых начинаниях. Парень девушки Нейт упрекает ее в том, что она все время пропадает на работе. Друзья смеются над работой Энди .
Лили, организующая выставки, которые посещает весь бомонд, казалось бы, должна понимать подругу. Но даже она обвиняет Энди в том, что та стала другой. Ведь Энди , которую знала Лили, безумно любит Нейта . Даже отец героини проявляет беспокойство. И никто из них не хочет понять ее, а главное, принять то, что она меняется, развивается.
В этом смысле Миранда поначалу кажется доказательством обратного: того, что женщина может прекрасно совмещать карьеру и семью. Но это представление рушится, когда мы понимаем, что ради работы Миранда жертвовала многим: временем, которое она могла бы провести с дочерьми, вниманием к мужьям.
Ни один из мужей, видимо, не примирился с тем, что для Миранды на первом месте работа, поэтому в конце фильма она разводится с очередным супругом. Миранда показана как антипример женщины.
В одном из интервью, кстати, Мерил Стрип , сыгравшая Миранду , призналась, что эта роль едва не довела ее до депрессии. Ей так тяжело дался образ начальницы-тирана, что с тех пор она старается не вживаться в свои роли настолько сильно.
В чем-то с друзьями и парнем Энди можно согласиться. Устроившись в «Подиум», она стала работать в режиме нон-стоп и следовать правилам модного издания, которые раньше не принимала. Энди предала свои принципы, тем самым потворствуя порабощающей системе. А это хуже, чем само существование системы.
Кто же все-таки прав: окружение Энди , уверенное в том, что личная жизнь важнее работы, или главные героини, стремящиеся построить карьеру? Финал фильма показывает, что здесь нет правых или виноватых. Для любого человека важен баланс между работой и личной жизнью. И Энди с Нейтом в итоге сумели примириться друг с другом и сохранить и карьеру, и отношения.
«Дьявол носит Prada» заслуженно имеет статус культового фильма 2000-х. Чуть ли не впервые в кино было показано закулисье глянца и fashion-индустрии. В гламурную эпоху нулевых фильм поднимает революционные темыэксплуатации труда, навязчивого маркетинга и бесконтрольного шопинга, сексизма и бодишейминга.
Фильм заставляет нас вернуться к истокам, показывая, что карьера и деньги — это не единственная и не самая важная часть нашей жизни, что взаимоотношения между людьми по-прежнему на первом месте. А еще «Дьявол носит Prada» — это лучший фильм о моде нулевых, отражающий все тренды и тенденции той эпохи.
А вам нравится фильм «Дьявол носит Prada»? Позиция какого персонажа картины вам наиболее близка?
Источник
Дьявол носит Прада (The Devil Wears Prada)
«На Вас надет «мешковатый голубой свитер», поскольку Вы хотите показать, что являетесь человеком серьезным, и Вас ни капельки не волнует, во что Вы одеты. Но Вы не знаете, что этот свитер не просто голубой, не лазурный, не бирюзовый, а небесно-голубой. И Вам невдомек, что в 2002 Оскар де Лоренто создал коллекцию вечерних платьев небесно-голубого цвета.
А затем, кажется, Ив Сен Лоран – коллекцию небесно-голубых френчей. Вскоре другие дизайнеры ввели небесно-голубой цвет в свою палитру. А затем он просочился в крупные магазины одежды, а потом, спускаясь все ниже, достиг какого-нибудь магазина уцененных товаров, где Вы его и выудили. Однако ради появления этого оттенка были затрачены миллионы долларов и огромный труд. И хотя Вы уверены, что сделанный Вами выбор подчеркивает независимость от моды, на самом деле Вы носите свитер, который был выбран для Вас людьми в этой самой комнате — из горы «тряпок»!» Вы все еще считаете, что Вы достаточно далеки от мира моды?
Сюжет картины вкратце таков: молодая талантливая журналистка Андреа (Энн Хатауэй) устраивается на работу в глянцевый журнал «Подиум» — крупнейший нью-йоркский журнал мод, где становится помощницей Миранды Пристли (Мерил Стрип) – всесильного редактора этого журнала. Андреа должна проработать в «Подиуме» всего год, и тогда перед ней будут открыты двери любого издания! Но как продержаться этот год.
«Миллионы девушек мечтают о такой работе». Как бы не так! Эти девушки просто не знают, какой ад ожидает их под началом Миранды Пристли. Тысячи крупных и мелких, несомненно, важных, порой нереальных, но обязательных для исполнения поручений необходимо выполнять ежедневно. Посидеть в компании друзей, съесть пиццу и выпить бутылку пива? У Вас на это не останется времени. Молодой человек? Забудьте, Вам будет некогда. Вообще забудьте обо всем, что не связано с выполнением поручений деспотичной миссис Пристли. Вы все еще желаете трудиться в индустрии моды?
Но «терпенье и труд все перетрут», и вскоре Андреа постепенно из гадкого утенка в стоптанных туфлях и мешковатом свитере (в том самом, небесно-голубом, о котором говорится в начале), превратившаяся во вполне сносно «по моде одетую» даму, понимает, что на самом деле «дьявол» Миранда Пристли – вовсе не дьявол. Просто она адский трудоголик, в течение многих лет прикладывавшая все усилия для создания и поддержания конкурентоспособного и прибыльного крупнейшего журнала мод. Это Миранда Пристли «обнаружила и взрастила», дала «путевку в жизнь» бесчисленному множеству редакторов, фотографов, дизайнеров, моделей. «На самом деле никому не под силу делать то, что я делаю», — отмечает Миранда в конце фильма. Естественно, миссис Пристли требует максимальной отдачи от окружающих.
То, что «всесильная Миранда» — всего лишь женщина, человек, которому ничто человеческое вовсе не чуждо, прекрасно иллюстрирует сцена в номере парижской гостиницы, когда на минуту расслабившаяся миссис Пристли рассказывает Андреа о предстоящем очередном разводе. И расстраивает ее не расставание с очередным супругом, а то, как скажется развод на ее дочерях. Но вот проходит минута, и Миранда Пристли снова собрана и на предложение растроганной ассистентки, кажется, впервые увидевшей в начальнице человека – беспомощного, такого слабого человека – «Я могу для Вас еще что-то сделать?» — сухо отвечает: «Свою работу!»
Несомненный плюс картины — бесподобная Мерил Стрип, каждый эпизод со своим участием превратившая в маленький шедевр, тем самым показавшая, что заслуженно считается великой актрисой. Так изобразить «Снежную королеву», наверное, не удалось бы никому! На фоне своей великой партнерши положительная героиня Энн Хатауэй смотрится бледновато.
В целом, фильм оставляет приятное впечатление и положительные эмоции. Картину рекомендуется смотреть не только читателям гламурных журналов и любителям обсудить «модные шмотки», но и, в первую очередь, молодым специалистам, выпускникам институтов, дабы не повторять ошибки, а учиться на чужих. Ну и, собственно, всем остальным, желающим отдохнуть за просмотром прекрасного кино.
Дьявол носит Прада / The devil wears Prada
Режиссер: Дэвид Франкель
В ролях: Мерил Стрип, Энн Хатауэй, Стэнли Туччи, Трэйси Томс
Жанр: комедия
Страна: США
Источник
О фильме и книге Д-л носит Prada
Фрагмент из статьи «Легкая литература, легкое кино»
Дьявол от кутюр
«Дьявол носит Prada». Эта книга и поставленный по ней фильм очень прямолинейны.
В них не содержится никаких дополнительных смыслов и загадок, кроме главной идеи, истина, которую они несут, далеко не нова, и все же она потрясает.
Все очень просто: героиня книги 23-летняя Андреа Сакс, которая только что окончила Университет Брауна, девушка с вполне сформировавшимися взглядами на жизнь, ставящая духовное выше материального (здесь тоже все-таки не стоит обольщаться — это духовное не совсем то, с каким мы привыкли иметь дело в классической литературе, скорее всего, это житейские интересы, общечеловеческие ценности), начиная работать в престижном журнале мод «Подиум» достаточно быстро становится рабом иллюзорного мира моды, модных вещей, и переступает грань добра и зла.
Забывает о родных, о семье, о друзьях, о любимом человеке, о собственных творческих планах, о прежних жизненных принципах.
И как ни странно, не ради профессиональной карьеры — в «Подиуме» она не напишет ни одной статьи.
И даже не ради поездки в Париж на неделю Высокой моды и приобщения к таинствам создания модного стиля и прочим секретам мастерства от кутюр. Просто Андреа попадает в зависимость от мнения окружающих ее на новой работе людей о том, что важно и что не имеет значения в жизни и теряет свои собственные жизненные ориентиры.
Стремясь доказать, что она может справиться с поставленной задачей – продержаться ровно год на должности младшей ассистентки главного редактора «Подиума» Миранды Пристли, Андреа и сама не замечает, как полностью подчиняет свою жизнь служению Миранде.
Она приходит на работу едва ли не к шести утра, отвечает на непрерывные звонки и на перегонки с другой ассистенткой, Эмили, ведет список позвонивших, бегает за готовыми обедами и бумажными стаканами с кофе, занимается доставкой коллекций одежды, аксессуаров и макета журнала, а так же и совсем неслужебными делами — возит в ветлечебницу собаку Миранды, а в свободное от работы время (хотя непонятно даже, откуда оно вообще берется!) делает домашние задание за ее дочек-близнецов и выполняет другие зачастую бессмысленные, издевательские, а иногда и просто фантастические поручения своей начальницы.
Надо сразу отметить, что уже в завязке романа «Дьявол носит Prada» есть некая неправда.
Андреа собирается проработать ровно год в журнале «Подиум» Миранды Пристли, потому что год работы у Миранды откроет ей двери во все приличные издания, а Андреа мечтает стать настоящим журналистом (в фильме) и настоящим писателем ( в книге). Одним словом, хочет попасть в знаменитый журнал «Нью-Йоркер», литературно-политический еженедельник, с 1925 года оказывающий серьезное влияние на культурную жизнь США.
Эта завязка никак не оправдана в дальнейшем – в финале фильма
редактор издания, куда устраивается на работу Андреа, называет ее пребывание в «Подиуме» аномалией. В финале книги статьи Андреа берут издания, абсолютно не принимающие в расчет, что ее с треском уволила Миранда Пристли. Редактор издания «На слуху», куда приходит в конце повести Андреа, поясняет, что если бы она отказывала всем, кого уволила Миранда, то осталась бы вовсе без авторов.
Итак, это условие про год работы, натяжка, чтобы объяснить, что Андреа должна стерпеть многое ради своей цели стать профессионалом. Многое – но не потерять себя! Одно дело терпеть и преодолевать трудности, другое отдать себя в добровольное рабство взбалмашной стерве-начальнице.
Конечно, не будь этой острой, до невозможности парадоксальной ситуации, не было бы и самой необычайно поучительной истории. Но все-таки – ради чего?
Требования Миранды к секретарше доходят до абсурда, но еще хуже унизительное, уничтожающее человеческое достоинство обращение Миранды с подчиненными. Особенно наглядно и гротесково это показано в фильме.
Изо дня в день, приходя на работу, Миранда (ее роль исполняет Мерил Стрип), швыряет на стол секретарше свою шубу, пальто, плащ ( в зависимости от времени года, а время, как понимаем идет, а в отношениях начальницы и подчиненных ничего не меняется), чтобы та повесила на плечики и отнесла в шкаф, как будто не может этого сделать сама. Миранда называет Андреа (эту роль играет Энн Хэтэуэй) именем ее предшественницы на этом посту — «Эмили», но не потому, что не в состоянии запомнить имени новой ассистентки. Делает Миранда это совершенно сознательно, тем самым давая понять насколько безразличен ей работающий у нее персонал.
В одном из эпизодов фильма ярко показано, как меняется Андреа даже по отношению к такому любимому и близкому человеку, как отец, с которым ее связывают по настоящему дружеские и теплые отношения.
Отец приезжает на выходные в Нью-Йорк, чтобы навестить ее. Он искренне заботится не только о том, чтобы дочь встала на ноги, стала хорошим профессионалом, но и чтобы жизнь ее при этом сложилась достойно и счастливо. Оба рады встрече, но доверительную беседу отца и дочери нарушает неурочный звонок начальницы.
Выполнение задания настолько поглощает Андреа, что та выскакивает из такси, в котором они едут, захлопывая дверцу перед самым носом у выходящего следом отца. В этот момент она просто-напросто начисто забывает о его существовании!
Поручения Миранды раз от раза становятся все невероятнее – и это не нудное, хотя и по бюрократическим законам невозможное, как в книге, требование сделать загранпаспорт для дочек, находящихся в другой стране, а совершенно фантастическое – достать близнецам еще неизданную книгу о Гарри Поттере! Что Андреа проделывает тоже на совершенно фантастическом уровне – она не только совершает невозможное – достает рукопись, но делает копии и отдает в переплет, чтобы у девочек было две книжечки, которые они к моменту отчета секретарши перед Мирандой уже читают в стремительно уносящемся поезде. Вот это уже поистине — то, чего не может быть!
Сопоставляя фильм с книгой, не трудно обнаружить, что книга, если разобраться, написана слишком серьезно для той гротесковой ситуации, которая в ней смоделирована. Миранда Пристли в ней действительно представлена как воплощенное «зло как таковое». Она – не человек, а просто программа по созданию невозможных поручений и предъявлению абсурдных требований.
Но создателям фильма удалось эту гротесковую ситуацию весьма изящно разыграть. Большой плюс фильма – в нем Миранда — человек, не лишенный определенного обаяния и профессионал в своем деле, хотя это дело в том ракурсе, в каком оно показано, не только не полезно, но даже и вредно.
Правда, в самом начале из ее уст звучит некое оправдание работы суперзвезд модного дизайна для всего человеческого общества в целом – ведь именно они выдумывают то, что потом, многократно тиражируясь, доходит до самых низших слоев общества. Как, например, прекрасный насыщенный синий цвет мешковатого свитера, купленного Андреа на дешевой распродаже.
Миранда в фильме не мифический железный человек, а вполне живой: у нее серьезные проблемы в семейной жизни – капризные, избалованные дети, очередной муж, не желающий оставаться в тени преуспевающей жены, устраивает ей сцены и, в конце концов, бросает ее.
Просто Миранда в фильме — завершенный вариант человека, который пошел по головам к своей цели в мире высокой моды, многого достиг и многое потерял, и имеет именно те проблемы, которые и должен иметь – неустроенность личной жизни и предательство соратников по бизнесу.
Она не только утрированная модель проблемного начальника, но и наглядный образец того, что становится с человеком, который идет по ложному пути.
Серьезные истины не обязательно должны говориться с мрачным выражением лица, поэтому фильм ироничен, полон тонких забавных нюансов, создает хорошее настроение, и конечно, хорошо заканчивается.
В книге чары обольщения спадают с Андреа, когда, будучи в Париже на весеннем дефиле она узнает, что ее подруга Лили попала в автокатастрофу и находится в тяжелом состоянии.
Надо отметить, что линия дружбы Андреа и Лили в книги выглядит неоправданно и неестественно идеалистично, да и сам образ спивающейся аспирантки Лили, приводящей в свою постель все более омерзительных парней, а поутру даже не вспоминающей об этом, кажется не только непривлекательным, но даже и отталкивающим.
Поскольку в остальном книга написана достаточно жестко и иронично, то тому, что Андреа, не проявляющая особо теплых чувств ни к своим родителям, ни к старшей замужней сестре, у которой родился долгожданный малыш, ни даже к своему верному другу Алексу, очень хорошему и правильному молодому парню, учителю, со всей душой отдающему себя любимому и благородному делу — воспитанию своих не очень благополучных учеников, вдруг расчувствовалась из-за беды, приключившейся с Лили, по пьяни устроившей аварию, кажется очень сильной натяжкой. К тому же о Лили уже позаботились отзывчивые родители Энди и Алекс, а сама Лили и вовсе находится без сознания и те несколько дней, которые Энди должна провести в Париже уже ничего не прибавят, ничего не убавят, Лили даже не заметит отсутствия или присутствия подруги.
В фильме история прозрения Андреа более логична. В Париже, когда конкуренты пытаются сместить Миранду, та производит собственную виртуозную рокировку, без колебания жертвуя карьерой своего лучшего сотрудника Найджела. Андреа, которая узнает о заговоре и тщетно пытается предупредить Миранду, потрясена тем, как развернулись события.
И когда Миранда снисходительно раскрывает младшей ассистентке всю подоплеку произошедшего, а Андреа приходит в ужас, Миранда замечает, что та уже точно так же поступила с Эмили. Ведь старшая ассистентка Миранды, мечтала поехать в Париж, ради этого жертвуя всем на свете, включая собственное здоровье, но Миранда выбрала расторопную и хваткую Андреа. Правда, все-таки, чтобы не усложнять образ главной героини, настоящий проблемы выбора в этой ситуации не стоит ни в фильме, ни в книге. В книге Эмили неожиданно заболевает редкой болезнью мононуклеозом, а в фильме ее и вовсе сбивает машина. Так что Андреа просто ничего не остается как перешагнуть через уже упавшую коллегу.
Андреа убеждается в том, что мир моды – мир лжи, фальши, интриг, ложных надуманных ценностей, где человек не ценен и не значим, где все покупается и продается, где нет дружеских связей, и уважения к тому, кто честно и добросовестно выполняет свои обязанности много лет, где все держится на страхе потерять престижное место и стремлении любой ценой убрать конкурента. Кроме того, она, наконец, понимает, что и сама изменилась далеко не в лучшую сторону.
Андреа решительно бросает все и возвращается домой, не дотянув до заветного срока всего месяц. В книге она грубо объясняется с Мирандой, но создатели фильма справедливо посчитали, что это ни к чему.
В книге практичная героиня сдает все модные вещи, полученные в кладовых «Подиума» в комиссионку и тем самым обеспечивает себе на ближайший год безбедное существование.
В фильме Андреа отдает все парижские наряды Эмили, перед которой чувствует вину.
Эмили, правда, язвительно замечает в ответ, что все придется ушивать, но улыбается, повесив трубку. «Вы пришли на место бесценного работника!» — говорит она новой претендентке на место младшей ассистентки. Так же улыбается, скрывшись в машине, и сама Миранда, не ответив на робкое приветствие Андреа, уже из другой жизни помахавшей ей рукой.
И книга и фильм заканчиваются хеппи-эндом. Правда, в фильме у Андреа еще и остается надежда исправить отношения со своим парнем (в картине его зовут Нейт). И именно Нейт прямо и просто отвечает на вопрос о том ради чего Андреа предала своих друзей и свои идеалы: ради туфель, блузок, жакетов, сумок.
Источник