- Особенности работы выпускающей кафедры технического университета в условиях новых рыночных отношений
- ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Что такое кафедра, факультет и деканат в университете
- Что такое кафедра и факультет в университете
- Что такое кафедра в институте
- Факультет в институте или университете
- Должности на кафедре в университете
- Лаборант на кафедре в университете
- Ассистент кафедры
- Старший преподаватель
- Кто такой доцент кафедры в институте
- Профессор
- Заведующий кафедрой
- Другие должности на кафедре
- Сотрудники деканата
- Методист
- Секретарь
- Декан
Особенности работы выпускающей кафедры технического университета в условиях новых рыночных отношений
Не считая возможным рекомендовать изложенный выше опыт работы одной кафедры в новых рыночных отношениях для прямого копирования, полагаем, что этот опыт полезен для осмысливания и творческого развития многими выпускающими кафедрами технических вузов региона.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра «Турбины и двигатели» Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ) является сравнительно «молодой» кафедрой университета — она основана в 1962 году.
Турбины и двигатели внутреннего сгорания (ДВС) занимают в жизни современного общества исключительно важное место, являясь основными тепловыми двигателями на тепловых и атомных электростанциях, компрессорных газоперекачивающих станциях, на различных видах транспорта, в авиации, в военной технике и на других объектах народного хозяйства. Для их создания требуются новейшие достижения в самых различных областях науки и техники — металлургии, гидро- и газодинамике, физике, теории прочности и надежности машин, химии, математике, компьютерных технологиях, автоматике и электронике. Все это вызвало определенные трудности в первый период организации кафедры.
Фактическое становление кафедры как современного центра подготовки специалистов пришлось на конец 80-х и 90-е годы, т.е. на период перестройки общества и возникновения новых рыночных отношений в стране. Этот период, особенно 90-е годы, характеризуется резким изменением в системе взаимоотношений вуза с головным министерством и большинством предприятий, ранее являющихся потребителями молодых специалистов:
- практически перестал финансироваться из госбюджета ряд очень важный статей, обеспечивающих жизнедеятельность кафедр (текущий ремонт оборудования, зданий и сооружений; услуги связи; учебные и учебно-методические командировки; издательская деятельность; расходные материалы; обеспечение библиотек литературой и др.);
- фактически прекратила существование централизованная система распределения молодых специалистов;
- предприятия перестал принимать студентов на оплачиваемые рабочие места во время производственных практик и оплачивать своим сотрудникам руководство практикой студентов;
- резко сократилась общая потребность в инженерах; потребовались специалисты принципиально другой, отличной от ранее имеющейся, направленности: более узких специализаций, владеющие современными компьютерными технологиями, имеющие комплекс знаний «на стыке» с экономическими и управленческими дисциплинами.
Все это усугубилось и рядом других объективных причин:
- морально и материально устарела учебно-лабораторная база;
- прекратилось централизованное издание учебной и учебно-методической литературы, особенно учебников;
- катастрофически не хватало вычислительной техники (особенно современной);
- практически полностью отсутствовала необходимая оргтехника, особенно множительная;
- резко сократился объем хоздоговорных НИР, которые позволяли поддерживать определенный уровень квалификации работающих преподавателей, готовить новые высококвалифицированные научно-преподавательские кадры (прежде всего для себя), а также жизнедеятельность кафедр в целом;
- средний уровень заработной платы в вузе (и соответственно на кафедре) оказался весьма и весьма невысоким, а сама работа на кафедре оказалась не престижной (последнее усугублялось еще и резким снижением престижности технических специальностей перед экономическими, управленческими и коммерческими); эти факторы привели к резкому сокращению потока молодежи, желающей работать «в науке» и в вузе; ряд высококвалифицированных преподавателей ушли работать в коммерческие структуры.
Фактически встал вопрос «о выживании» многих выпускающих кафедр в новых экономических условиях. Для кафедры «Турбины и двигатели» ситуация усугублялась еще и тем, что основные потребители выпускников кафедры — топливно-энергетический и машиностроительный комплексы Урало-Сибирского и примыкающего к нему Северного регионов страны также оказались в тяжелейшем техническом и экономическом положениях.
В этих условиях потребовалось принципиально изменить систему взаимодействия кафедры, прежде всего с предприятиями, для которых готовились специалисты, заинтересовав их (предприятия) инвестировать достаточно большие средства в долговременную систему подготовки для себя специалистов нового поколения.
Основополагающим решением, позволившим в дальнейшем провести ряд принципиальных изменений в работе кафедры, явилась организация на базе кафедры в 1993 году учебно-научно-производственного предприятия «Теплоэнергетик», а в дальнейшем (1999 год) — Учебно-научного Центра «Турбины и двигатели». Последний является структурным подразделением УГТУ-УПИ, а руководитель центра (зав. кафедрой) работает по доверенности ректора университета. Считаем необходимым подчеркнуть, что организация этих достаточно самостоятельных структур (они имеют свои автономные бухгалтерии, собственные счета в банках и печати) на основании решения ученого совета УГТУ-УПИ оказалась возможной только благодаря помощи и содействию ректората и ряда отделов (управлений) университета. Взаимодействие этих кафедральных структур с УГТУ-УПИ регламентируется их уставами и положениями, утвержденными ректором. Организация на базе кафедры УНПП «Теплоэнергетик» и УНЦ «Турбины и двигатели» принципиально изменило возможности кафедры в части маневра и оперативности принятия решений по всем направлениям ее (кафедры) жизнедеятельности. Прежде всего оказалось возможным решить (хотя бы частично) большинство из вышеназванных проблем за счет оперативного направления зарабатываемых кафедрой (либо инвестированных промышленными предприятиями) средств на решение проблем.
От имени университета были заключены новые генеральные договоры на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов со всеми крупнейшими промышленными предприятиями Урало-Сибирского и Северного регионов РФ, где работают и могли бы работать выпускники кафедры. В процессе подготовки этих договоров совместно с кадровыми службами предприятий была определена потребность в специалистах на ближайшие годы по каждой из специальностей и специализаций кафедры. Перечень возможных специализаций по кафедре был существенно расширен. В настоящее время кафедра готовит специалистов по двум специальностям и шести специализациям (ранее была одна специальность и две специализации). Ведущие специалисты предприятий приняли участие в корректировке учебных планов и программ ряда дисциплин соответствующих специальностей и специализаций кафедры. Преподавание ряда спецкурсов было перенесено на предприятия во время прохождения студентами производственных практик. Занятия по этим дисциплинам проводят ведущие специалисты предприятий, как правило, кандидаты и доктора технических наук. Содержание (программы) этих спецкурсов максимально адаптированы к условиям (особенностям) конкретных предприятий.
Составной частью всех генеральных договоров явился весь возможный комплекс взаимодействия предприятий и кафедры: довузовская подготовка абитуриентов с выездом преподавателей в регионы; обучение студентов, в т.ч. производственная практика, а также содержание курсовых и дипломных проектов студентов; конкретная (применительно к особенностям конкретного предприятия) специализация студентов; проведение совместных НИОКР; подготовка специалистов через институт соискателей ученых степеней и аспирантуру; другие, представляющие взаимный интерес мероприятия.
Кафедра одной из первых в университете перешла на более гибкую 3-ступенчатую систему подготовки специалистов: бакалавр, инженер, магистр. Это также позволило учитывать потребность различных предприятий в специалистах различного уровня подготовки и специализации. Накопленный к настоящему моменту первый опыт кафедры по этому блоку работы неоднозначен — есть ряд противоречий и неопределенностей. Требуется дальнейшее накопление и обобщение такого опыта с данными других вузов и аналогичных кафедр.
Кафедра и ранее всегда отличалась от многих других аналогичных кафедр кадровым составом преподавателей — большинство из них пришли на работу в вуз с производства, имеют большой производственный опыт работы по специальности и являются известными в стране специалистами; большинство из них имеют ученые степени и ученые звания. В новых условиях работы, особенно учитывая пожелания промышленных предприятий по конкретным специальностям и специализациям, к работе на кафедре на условиях совместительства (с прохождением по конкурсу через ученый совет) был привлечен еще ряд известных в стране специалистов по профилю кафедры (главные конструкторы и заместители главных конструкторов, начальники отделов и бюро, главные специалисты и главные технологи и другие). Почти десятилетний опыт работы кафедры в этом направлении показал, что такое решение было правильным и существенно усилило кафедру по всем направлениям ее деятельности. В организации учебной и учебно-методической работы на кафедре с участием совместителей с производства, особенно учитывая их «высокие» должности, есть и свои трудности, преодолевать которые непросто. Однако считаем, что с точки зрения работы кафедры в целом, особенно в современных рыночных условиях, такое решение полностью себя оправдало.
Учитывая специфику структуры предприятий ТЭК и пожелания предприятий, с которыми были заключены генеральные договоры, на базе кафедры была организована (ранее ее не было) система, позволяющая работникам этих предприятий обучаться по одной из удобной для них схеме обучения: заочной, очно-заочной, заочной ускоренной или индивидуальной (индивидуальный план обучения). Был разработан целый пакет (свыше 15 вариантов) учебных планов, учитывающих специфику предприятий-заказчиков и возможную форму обучения. В настоящее время эта система успешно реализуется при существенной поддержке и помощи со стороны управления заочного обучения университета. Всего на базе кафедры по различным формам заочного обучения учится свыше 200 человек.
В соответствии с заключенными генеральными договорами кафедрой разработана и налажена система переподготовки и повышения квалификации технического персонала различных уровней. Кафедра является базовой в регионе по подготовке и переподготовке турбинистов практически для всех предприятий РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром».
Ежегодно по этой системе на кафедре обучается свыше 100 человек. Основой успешного действия этой системы является высокий уровень квалификации и авторитет преподавателей и сотрудников кафедры, достаточно современная (иногда уникальная) учебно-лабораторная база и четкая система организации процесса обучения.
Была практически полностью пересмотрена система разработки и издания учебно-методических пособий. В соответствии с решением кафедры каждый преподаватель обязан ежегодно готовить к изданию не менее одной «полновесной» методической разработки (различные программы и «мелкие» текущие разработки в расчет не идут).
На основании анализа учебных планов всех специальностей и специализаций кафедры, с учетом пожеланий промышленных предприятий, взаимодействующих с кафедрой, в течение последних 6-8 лет последовательно реализуется план разработки и издания учебно-методической литературы, которая используется как при обучении студентов, так и в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов промышленности. Содержание этих пособий существенно «шире» стандартных учебных планов и программ, что, с нашей точки, зрения оправданно, так как «лишних знаний» не бывает. Такое «совмещение» представляется нам естественным, а опыт использования этой литературы подтвердил целесообразность именно такой системы их написания. Большинство учебно-методических пособий разработано и написано авторскими коллективами с участием преподавателей кафедры и ведущих специалистов промышленности. Такое содружество дает несомненно положительные результаты, т.к. позволяет суммировать в рамках каждого пособия как «академические» знания и представления, так и промышленный (производственный) опыт специалистов по каждому из рассматриваемых вопросов. За последние шесть лет кафедрой издано свыше семидесяти новых методических разработок (в том числе с грифом Министерства и через центральные издательства) общим объемом около печатных листов.
Система НИР кафедры по разработке и исследованию методов совершенствования турбин, турбинного оборудования и ДВС также претерпела ряд изменений. Направленность этих работ в первую очередь определяется потребностью промышленных предприятий, с которыми у кафедры (университета) имеются долгосрочные генеральные договоры по всему спектру возможного взаимодействия. По большинству научных направлений ведутся сквозные разработки от теоретических моделей и стендовых исследований до реального внедрения результатов на турбинных заводах, заводах, производящих турбинное оборудование и ДВС, а также на ТЭС, АЭС и КС. К научной работе в обязательном порядке привлекаются студенты и аспиранты кафедры. Однозначно «оживилась» работа института соискателей и аспирантура. На базе кафедры открыты и успешно действуют специализированные ученые советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Результаты НИОКР кафедры, прежде всего выполненные совместно с работниками промышленности, внедрены и используются более чем на 40 предприятиях энергомашиностроения и ТЭК России, а также на предприятиях СНГ и дальнего зарубежья, обеспечивая большой экономический эффект. По результатам НИОКР сотрудниками кафедры получено свыше 100 авторских свидетельств и патентов на изобретения; за последние годы опубликовано свыше 500 научных статей и докладов.
Оценивая (ни в коей мере не обобщая) опыт работы кафедры «Турбины и двигатели» в условиях новых рыночных отношений (пока еще очень далеких от совершенства), считаем возможным сделать следующий основной вывод: предложенная и разрабатываемая (до настоящего времени) кафедрой система (модель?) взаимодействия с предприятиями, для которых готовятся специалисты, в основном себя оправдывает. Имеющиеся и постоянно возникающие противоречия, трудности и проблемы в существующих рыночных условиях естественны и требуют дальнейшего совершенствования этой системы (модели).
В настоящее время на базе кафедры «Турбины и двигатели» по различным формам обучается примерно 600 студентов. Кафедра достаточно (насколько это возможно) динамично развивается, продолжая искать и совершенствовать систему своей работы.
Не считая возможным рекомендовать изложенный выше опыт работы одной кафедры в новых рыночных отношениях для прямого копирования, полагаем, что этот опыт полезен для осмысливания и творческого развития многими выпускающими кафедрами технических вузов региона.
Источник
Что такое кафедра, факультет и деканат в университете
- 12 января 2021 г.
- 9 минут
- 19 453
Когда мы разобрались, чем отличается университет от института или академии, и выучили значение студенческих слов, самое время понять разницу между структурными подразделениями вуза. Мы расскажем, что такое кафедра в университете, чем она отличается от факультета и какие должности занимают ее сотрудники.
Быстро влиться в студенческую жизнь поможет наш телеграмм-канал. Его подписчики не только узнают полезную информацию, но и участвуют в крутых акциях.
Что такое кафедра и факультет в университете
Что такое кафедра в институте
Кафедра в вузе это — это подразделение факультета, которое ведет подготовку кадров по конкретной отрасли знаний (обычно 1-3 специальности).
Кафедра не может существовать самостоятельно, каждая из них относится к какому-то факультету
Основные задачи кафедры вуза:
- реализация учебного процесса;
- проведение прикладных и научных исследований;
- организация методической работы;
- создание условий для интеллектуального и личностного развития студентов;
- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.
Существует несколько типов кафедр.
- Выпускающая кафедра отвечает за профильную подготовку специалистов.
- Общепрофессиональная кафедра ведет циклы дисциплин, которые преподаются студентам любого направления (экология, социология, русский и английский языки и пр.)
- Базовая кафедра на предприятии — это площадка взаимодействия учебного заведения и профильной компании.
Чаще всего она расположена непосредственно в организации, чтобы студенты, приходя туда, использовали необходимое оборудование. Сотрудниками такой кафедры могут быть и работники фирмы, и преподаватели вуза.
Факультет в институте или университете
Факультет — это объединение различных кафедр одной и той же направленности. В некоторых вузах кроме таких профильных подразделений также действуют факультеты заочного обучения или факультеты по работе с иностранными студентами.
Должности на кафедре в университете
На кафедре работают преподаватели с разными должностями и званиями, а также вспомогательный и административный персонал.
Лаборант на кафедре в университете
Лаборанты — не педагогический, а учебно-вспомогательный персонал. На кафедре они занимаются организацией учебного процесса:
- готовят к работе лабораторные и компьютерные классы;
- оформляют документы;
- работают в библиотеке кафедры.
Их функции зависят от вуза: в некоторых универах лаборанты ведут сайт, готовят к публикации сборники, занимаются профориентационной работой с абитуриентами и т. д.
Ассистент кафедры
Это первая должность, которую получают молодые преподаватели. Для того, чтобы ее занять достаточно лишь иметь профильное образование уровня магистратуры или специалитета.
На кафедре ассистенты ведут лабораторные и практические занятия, лекции по которым читают доценты и профессора. В некоторых вузах могут руководить курсовыми работами.
Старший преподаватель
Старший преподаватель — следующая карьерная ступенька на кафедре. Чтобы стать им, необходимо иметь определенный стаж работы и пройти повышение квалификации.
Они выполняют те же обязанности, что и ассистенты, но если на кафедре не хватает доцентов или профессоров, могут проводить лекции или руководить курсовыми.
Кто такой доцент кафедры в институте
Это человек, который имеет степень кандидата наук и выполнил условия, необходимые для получения звания доцента (стаж работы, определенное количество публикаций, знание английского языка и пр.). Он ведет лекции, руководит курсовыми и дипломными работами, также может заниматься с аспирантами.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Профессор
Профессор — следующая в ученом мире ступень после доцента. Чтобы получить это звание, нужно защитить докторскую диссертацию и соответствовать жестким требованиям (например, стаж и число научных статей должны быть больше, чем у доцента).
Обычно профессора ведут лекции на старших курсах и в магистратуре, являются научными руководителями дипломников и аспирантов.
Доценты и профессора не только преподаватели, но и ученые: они готовят публикации, участвуют в конференциях и семинарах
Заведующий кафедрой
Должность заведующего — административная. На нее назначается один из преподавателей кафедры (профессор или доцент), который должен координировать работу подразделения:
- Организовывать учебный процесс;
- Обеспечивать выполнение распоряжений декана и ректора;
- Проводить совещания с педагогическим коллективом;
- Координировать работу подчиненных.
При этом у заведующего также есть учебная нагрузка.
Другие должности на кафедре
Кроме перечисленных выше, на кафедре также могут работать инженеры (занимаются обслуживанием техники, станков, компьютеров и пр.) и научные сотрудники (не задействованы в учебном процессе, занимаются только научной работой).
Сотрудники деканата
Деятельность факультета координирует деканат. Чем больше студентов и кафедр на факультете, тем больше работников в деканате.
Методист
Сотрудники деканата чаще всего называются методистами (иногда инженерами). Эти люди участвуют в организации учебного процесса: формируют группы, работают со старостами, составляют списки на стипендию и пр.
А еще они самые осведомленные сотрудники факультета и, если с ними подружиться, охотно поделятся нужной информацией.
Секретарь
Функции секретаря могут пересекаться с функциями методиста, но его главная задача – выполнять распоряжения декана:
- готовить документы;
- визировать их у начальства;
- доносить информацию до кафедр и пр.
Декан
Декан – это глава факультета и связующее звено между кафедрой и ректоратом.
Он решает административные вопросы, отвечает за набор студентов и должен присутствовать на общевузовских мероприятиях (дни открытых дверей, конференции, праздники и пр.).
Чаще всего на эту должность назначают профессора, но иногда деканом может стать и доцент с хорошими организаторскими способностями и активной позицией. Декан – это менеджер, который умеет организовать работу кафедр факультета.
У декана есть несколько заместителей: по учебной, воспитательной, научной и методической работе. Эти люди ходят на профильные совещания и несут ответственность за свой сектор деятельности (организовывают мероприятия, готовят отчеты и пр.)
Обычные студенты с деканом почти не пересекаются. Он работает с активом и профоргами или разбирается с «проблемными» учащимися.
Чаще всего студенты сталкиваются с лаборантами кафедры или методистами деканата. Эти люди помогают решать текущие вопросы: готовят расписание, выдают справки и пр. Кроме них, у студента есть и другие помощники. Например, студенческий сервис, эксперты которого готовы оперативно помочь с любой учебной работой.
Источник