- Загрузка файлов из интернета
- Загрузка файлов из интернета (скачивание)
- Загрузка файлов в интернет
- Разница между Сохранить и Сохранить как
- Новый файл или документ
- Редактирование файла или документа
- Скачивание файлов
- Разница между Сохранить и Сохранить как
- Содержание:
- Ключевые области покрыты
- Основные условия
- Что такое Сохранить
- Что такое Сохранить как
- Разница между Сохранить и Сохранить как
- Определение
- Основное использование
- заявка
- Количество шагов
- Метод хранения
- Заключение
- О работе ПК ч.3: От включения до полной загрузки Windows 10
- Старт системы
- Поиск загрузчика ОС
- Запуск на UEFI
- Инициализация ядра
- Запуск подсистем – SMSS, CSRSS, WinInit
- Где здесь клавиатура?
- Пару слов о USB
Загрузка файлов из интернета
Загрузка файлов из интернета или скачивание и отправка информации – это задачи, которые возникают в процессе изучения глобальной сети.
Загрузка (скачивание) означает получение данных или файла из интернета на ваш компьютер. Отправка (выгрузка) означает отправку данных или файла с вашего компьютера куда-то или кому-то в интернет.
Эти термины описывают действия, которые вы, возможно, уже научились делать. Если вы когда-либо открывали документ в браузере и скачивали его, делились фотографиями в социальных сетях, отправляли файлы по электронной почте – вы уже выполняли загрузку и отправку файлов через интернет.
Загрузка файлов из интернета (скачивание)
Обычно для загрузки файла нужно кликнуть на ссылку этого файла. В зависимости от типа файла браузер предложит один из вариантов его загрузки.
Если вы нажмёте на ссылку, ваш браузер предложит вам выбрать один из двух способов загрузки файла.
- Открыть файл — загрузит файл и сразу же откроет его в соответствующей программе.
- Сохранить файл — загрузит его и сохранит на жесткий диск.
Многие современные браузеры могут предварительно открывать документ с возможностью скачать его на компьютер или распечатать.
В любом случае, как только вы нажмёте кнопку ОК, начнётся загрузка. Ваш браузер будет указывать прогресс и время, оставшееся на загрузку.
После того как загрузка будет завершена, файл будет сохранён на вашем компьютере или откроется в программе, которую вы выбрали. Обычно файлы из интернета загружаются в папку «Загрузки или Downloads».
Если в вашем браузере запускается предварительный просмотр файла, а вы не знаете, как его отключить, то в таком случае можно щёлкнуть на ссылку правой кнопкой мыши, затем нажать «Сохранить ссылку как» и выбрать место для загрузки файла.
А ещё можно сохранить файл в «Облако» и использовать его с любого вашего устройства. Удобная возможность, так как с документом можно работать на компьютере, просматривать на смартфоне и работать коллективно над одним проектом.
Загрузка файлов в интернет
Если сайт позволяет загружать файлы в интернет, он будет иметь интерфейс загрузки, чтобы помочь выполнить передачу файлов. Обычно сайты имеют похожие элементы добавления файлов и схожие шаги по выбору и добавлению их на сайт.
Кнопка загрузки на сайте открывает диалоговое окно, где нужно выбрать файл и начнётся процесс загрузки файла в интернет.
Нужно перейти к месту хранения файла, выбрать его, затем нажать кнопку «Открыть».
После этого на странице появится индикатор выполнения, отслеживающий процесс загрузки.
Многие современные сайты поддерживают интерфейс перетаскивания. Например, войдя в Облако.mail.ru, вы можете перетащить файлы из папки на вашем компьютере и поместить их в окно браузера.
Многие другие утилиты загрузки имеют аналогичные функции. Мобильные приложения организованы ещё проще, поделиться своим фото или документов можно буквально в два «тыка» пальцем.
Такими вот нехитрыми способами можно загружать и скачивать файлы в интернете. Пробуйте, друзья. Если будут вопросы, задавайте их в комментариях.
Друзья, поддержите нас! Поделитесь статьёй в социальных сетях:
Источник
Разница между Сохранить и Сохранить как
Да, многим покажется эта статья бесполезной, но я считаю, что её нужно написать, так как если один раз мне задали этот вопрос, то много кто тоже может этого не знать. Особенно те люди, которые только знакомятся с компьютером.
Есть много ситуаций, в которых Вам потребуется сохранить файл. Например, если Вы рисуете картинку в Paint или пишите реферат в Microsoft Word. Вам нужно будет выбрать «Сохранить» или «Сохранить как». И хоть эти два типа сохранения имеют похожие названия, есть несколько тонких различий между ними, в некоторых случаях, о чем написано ниже.
Новый файл или документ
В большинстве программ создающих файлы, функции «Сохранить» и «Сохранить как» будут работать одинаково при первом сохранении нового файла. То есть, когда Вы выберите любой из вариантов впервые, программа предложит Вам ввести имя файла, выбрать формат и папку, в которой нужно его сохранить.
Редактирование файла или документа
С существующим файлом (тем, который уже был хотя бы раз сохранен) эти две функции ведут себя по-разному. «Сохранить» обновит файл, перезаписав его новым, таким, каким Вы видите его на экране. А функция «Сохранить как» дает возможность пользователю переименовать файл, изменить его расширение (формат) или создать новую версию файла (то есть сохранить другой файл).
Скачивание файлов
«Сохранить как» имеет много имен, когда речь заходит об онлайн использовании. Например, когда Вы щелкните правой кнопкой мыши по объекту, ссылке или изображению в интернете, то увидите примерно такие опции: «Сохранить как…», «Сохранить объект как…», «Сохранить изображение как…», «Сохранить ссылку как…» и т.д. Хотя формулировка несколько иная, функциональность остается практически такой же, как и в программах. Функция «Сохранить» не используется при сохранении с интернета.
Источник
Разница между Сохранить и Сохранить как
Основное различие между ave и ave A состоит в том, что Сохранить помогает обновить последний сохраненный файл самым последним содержимым, а Сохранить как помогает сохранить новый файл или сохранить су
Содержание:
Основное различие между Save и Save As состоит в том, что Сохранить помогает обновить последний сохраненный файл самым последним содержимым, а Сохранить как помогает сохранить новый файл или сохранить существующий файл в новом месте с тем же именем или другим именем..
При работе с компьютерами и использовании приложений, таких как Microsoft Word, необходимо выполнять различные действия, такие как открытие файлов, редактирование и сохранение. После создания необходимых документов пользователь может сохранить их для дальнейшего использования или изменения. Два способа сохранить текущую работу — использовать Сохранить или Сохранить как. Хотя они кажутся похожими, у них есть некоторые различия.
Ключевые области покрыты
1. Что такое сохранить
— определение, функциональность
2. Что такое Сохранить как
— определение, функциональность
3. Разница между Сохранить и Сохранить как
— Сравнение основных различий
Основные условия
Microsoft Word, Сохранить, Сохранить как
Что такое Сохранить
Предположим, пользователь создал документ Word на рабочем столе и набрал некоторый контент. Если он идет в верхнюю часть экрана, появляется значок, похожий на диск. После нажатия этого значка содержимое сохраняется в этом документе. Закрывая файл и открывая его снова, пользователь может просматривать записанное содержимое. Другой способ сохранить — перейти в меню «Файл» и выбрать «Сохранить».
Рисунок 1: Значок сохранения
Во время работы пользователь может нажать Сохранить, чтобы обновить выполненную работу до этого момента. Каждый раз, когда пользователь нажимает кнопку Сохранить, он перезаписывает документ самым последним содержимым.
Что такое Сохранить как
Предположим, что пользователь заходит в Microsoft Word и добавляет контент в файл. Когда он нажимает значок сохранения, он открывает диалоговое окно «Сохранить как». Из этого пользователь может выбрать место для сохранения файла с именем файла и типом файла. Здесь имя файла «test1», и это слово-документ. Затем он может нажать кнопку Сохранить.
Рисунок 2: Сохранить как
Если пользователь хочет сохранить этот уже созданный файл test1 в другом месте с тем же именем или другим именем, он также должен использовать команду «Сохранить как». Следовательно, это помогает создавать резервные копии файлов.
Разница между Сохранить и Сохранить как
Определение
Сохранить — это команда в меню «Файл» большинства приложений, которая сохраняет данные обратно в файл и папку, из которых они изначально были получены. С другой стороны, «Сохранить как» — это команда в меню «Файл» большинства приложений, которая позволяет сохранить новый файл или сохранить файл в новом месте.
Основное использование
Сохранение помогает предотвратить потерю данных и обновить последний сохраненный файл с последним содержимым. Сохранить как помогает сохранить новый файл или сохранить существующий файл в новом месте с тем же именем или с другим именем.
заявка
Сохранить применяется к текущему файлу. С другой стороны, Сохранить как применяется к новому файлу.
Количество шагов
Сохранить проще, так как у него всего один шаг, но Сохранить как требуется несколько дополнительных шагов.
Метод хранения
Сохранить не позволяет сохранить файл в другом формате. Но с «Сохранить как» все иначе. Это позволяет пользователю изменять формат файла с помощью диалогового окна «Сохранить как».
Заключение
Разница между «Сохранить» и «Сохранить как» заключается в том, что «Сохранить» помогает обновить последний сохраненный файл самым последним содержимым, в то время как «Сохранить как» помогает сохранить новый файл или сохранить существующий файл в новом месте с тем же именем или другим именем.
Источник
О работе ПК ч.3: От включения до полной загрузки Windows 10
Мы продолжаем разбираться как работает ПК на примере клавиатуры и Windows 10. В этой статье поговорим о том как происходит единение софта и железа.
Старт системы
Полностью компьютер выключен когда он отключен от питания и конденсаторы на материнской плате разрядились. До эры смартфонов мобильные телефоны часто глючили и если перезагрузка не лечила проблему, то приходилось доставать батарею и ждать 10 секунд, потому что сбрасывалось программное состояние ОС, в то время как чипы на материнской плате и контроллеры устройств оставались активными сохраняя состояние, драйвера ОС к ним просто реконнектились. 10 секунд — время на разрядку конденсаторов, состояние чипов сбрасывается только при полном отключении.
Если же ПК подключен к розетке или батарее, то он находится в режиме Stand-By, это значит что по шине питания подаётся маленькое напряжения (5В) от которого запитываются некоторые чипы на материнке. Как минимум это системный контроллер, по сути это мини-компьютер запускающий большой компьютер. Получив уведомление о нажатии кнопки Power он просит блок питания/батарею подать больше напряжения и после инициализирует весь чип-сет, в том числе и процессор. Инициализация включает в себя перекачку кода и данных прошивки материнки (BIOS/UEFI) в оперативную память и настройку CPU на её исполнение.
Думать что кнопка Power это рубильник который подаёт электричество на CPU и тот начинает исполнять с заранее известного адреса прошивку BIOS неправильно. Возможно старые компьютеры так и работали. Кнопка включения находится на своей плате, вместе со светодиодами состояний и к материнке она подключается через специальный разъём. На картинке ниже видны контакты для кнопки Power, Reset, а также светодиодов с состоянием Power и чтения жёсткого диска. Нажатие кнопки включения переводится в сигнал на контакты материнки, откуда он достигает системный контроллер.
Контакты на материнке для подключения кнопки включения, светодиодов состояния Power, жёсткого диска и динамиков.
Плата ноутбука с кнопкой включения и светодиодом состояния
Cистемный контроллер обладает огромными полномочиями – включать и выключать компьютер, исполнять код в режиме ядра. Помимо него могут быть и другие чипы со сравнимыми возможностями, такие как Intel Management Engine или AMD Secure Technology (часть CPU), которые так же работают когда компьютер «выключен». Чип с Intel ME имеет в себе x86 CPU с операционной системой MINIX 3. Что он может делать:
- Включать и выключать компьютер, т.е. выполнять программы имея доступ ко всей вычислительной мощности, периферии машины и сети.
- Обходить ограничения файервола.
- Видеть все данные в CPU и RAM, что даёт доступ к запароленным файлам.
- Красть ключи шифрования и получать доступ к паролям
- Логировать нажатия клавиш и движения мыши
- Видеть что отображается на экране
- Вредоносный код в Intel ME не может быть детектирован антивирусом, потому как на такой низкий уровень он добраться не может
- И конечно же скрытно отправлять данные по сети используя свой стек для работы с сетью.
Это вызывает серьёзные вопросы безопасности, потому как он может быть хакнут или использовать в шпионских целях.
Прикладная иллюстрация как блок питания получает сигнал от материнки на включение. Если вы задумаете установить мощную видеокарту (Nvidia 2070 S) на офисный ПК, то просто вставить её недостаточно, потому как она требует питание в 600W, в то время как такой ПК имеет блок на
500W. Первое что придёт в голову – купить новый блок питания на 650W с отдельной линией для видеокарты. Но и здесь будут разочарования, потому как разъёмы материнки будут не совпадать с разъёмами БП, а если его отдельно воткнуть в розетку и подключить к видюхе тоже ничего не будет – в блоке питания вентилятор не крутится и изображения нет. Так происходит, потому что БП должен получить сигнал от материнки на полное включение. Очевидное решение – новая материнка с совместимыми разъёмами, однако она стоит
$300. Есть решение проще, хоть оно и вызывает опасения пожаробезопасности. Берём скрепку, разгибаем и вставляем в зелёный (PS_ON) и один из чёрных пинов (COM). Теперь всё должно работать.
Поиск загрузчика ОС
Есть два вида прошивки материнки – BIOS (Basic Input Output System) на старых машинах и UEFI (Unified Extensible Firmware Interface) на новых. Windows 10 поддерживает обе и абстрагирует различия между ними. UEFI правильней называть ОС чем прошивкой, потому как он предлагает больше возможностей, к примеру богатый графический интерфейс вместо текстового, наличие мышки, больший объём доступной памяти, улучшенная модель безопасности и валидации файлов ОС, взаимодействие с железом через API, вместо прерываний как в BIOS.
Пример экрана монитора BIOS.
Программа BIOS хранится на отдельном чипе, подключенном к Южному мосту. Этот чип можно достать и перепрошить новой программой, по факту это просто носитель памяти, а не самостоятельный микрокомпьютер.
Настройки BIOS (системное время, например), хранятся на другом чипе который как правило находится возле круглой батарейки, которая на самом деле является литиевым аккумулятором, подзаряжающимся во время работы ПК. Называется он CMOS, что означает Complementary Metal Oxide Semiconductor, а по-русски просто — КМОП, что есть комплементарная структура металл-оксид-полупроводник.
Первым делом программа BIOS выполняет проверку подсистем, эта процедура называется POST – Power On Self Test. Тест может быть сокращённый либо полный, это задаётся в настройках BIOS. Процитирую Википедию, что в себя включают эти тесты:
Сокращённый тест включает:
- Проверку целостности программ BIOS в ПЗУ, используя контрольную сумму.
- Обнаружение и инициализацию основных контроллеров, системных шин и подключённых устройств (графического адаптера, контроллеров дисководов и т. п.), а также выполнение программ, входящих в BIOS устройств и обеспечивающих их самоинициализацию.
- Определение размера оперативной памяти и тестирования первого сегмента (64 килобайт).
Полный регламент работы POST:
- Проверка всех регистров процессора;
- Проверка контрольной суммы ПЗУ;
- Проверка системного таймера и порта звуковой сигнализации (для IBM PC — ИМС i8253 или аналог);
- Тест контроллера прямого доступа к памяти;
- Тест регенератора оперативной памяти;
- Тест нижней области ОЗУ для проецирования резидентных программ в BIOS;
- Загрузка резидентных программ;
- Тест стандартного графического адаптера (VGA или PCI-E);
- Тест оперативной памяти;
- Тест основных устройств ввода (НЕ манипуляторов);
- Тест CMOS
- Тест основных портов LPT/COM;
- Тест накопителей на гибких магнитных дисках (НГМД);
- Тест накопителей на жёстких магнитных дисках (НЖМД);
- Самодиагностика функциональных подсистем BIOS;
- Передача управления загрузчику.
По результатам этого теста может быть обнаружена неисправность, к примеру нерабочая видеокарта или клавиатура. Поскольку экран монитора может не работать результаты тестов сообщаются в виде последовательности звуковых сигналов разной высоты. Что конкретно они значат надо смотреть в документации к материнской плате. Старые компьютеры часто бибикали во время старта — это программа BIOS сообщала о результатах тестов. Иногда может дополнительно использоваться индикатор, показывающий номер ошибки.
Если всё прошло успешно, BIOS начинает процесс поиска загрузчика ОС. Для этого он начинает просматривать все подключенные к материнской плате жёсткие диски. Данные на физических дисках адресуются в единицах называемых сектор, обычно он 512 байт, однако современный стандарт – 4096 байт. Установщик Windows в самый первый сектор на диске записывает специальный программный код и данные о разделах. Этот сектор называется Master Boot Record. Диск разбивается на разделы (partitions), отформатированный своей файловой системой. Максимум 4 раздела, каждый из который может быть расширенным (extended partition), такой можно рекурсивно делить на 4 раздела и теоретически их число не ограничено. Как только BIOS находит Master Boot Record он считывает оттуда код и передаёт ему управление. Этот код поочередно просматривает данные о разделах и находит тот который помечен как активный, в нём находится код загрузчика Windows (Это не раздел с C:\Windows\System32!), этот раздел называется system partition. Как правило он занимает 100Мб и скрыт от пользователя. В первом секторе этого раздела хранится загрузочный код, которому передаётся управление. Это volume boot sector, код в нём ищет файл Bootmgr, с которого и начинается процесс загрузки Windows. Файл Bootmgr создан через соединение в один файлов Startup.com и Bootmgr.exe.
Процессор начинает свою работу в режиме который называется «Реальный». Это режим совместимости, в нём CPU работает так же как и старые 16-bit процессоры, не имевшие поддержки виртуальной памяти и работавшие напрямую с физической памятью через 20-bit шину адресов, позволявшую адресовать 1Мб памяти. Простые MS-DOS программы выполнялись в этом режиме и имели расширение .COM. Первое что делает Startup.com (Bootmgr) – переключает процессор в режим «Защищённый», где под защитой понимается защита процессов друг от друга. В этом режиме поддерживается виртуальная память и 32х битные адреса, которыми можно адресовать 4Гб оперативной памяти. Следующим этапом Bootmgr заполняет таблицу виртуальных адресов на первые 16Мб RAM и включает трансляцию с виртуальных адресов в физические. В этом режиме и работает Windows. Поскольку на этом этапе подсистемы ОС ещё не созданы, Bootmgr имеет свою простую и неполную реализацию файловой системы NTFS, благодаря которой он находит BCD файл (Boot Configuration Data), в котором хранятся настройки параметров загрузки ОС. Вы можете редактировать его через утилиту BcdEdit.exe. В этих настройках BCD может быть указано, что Windows была в состоянии гибернации, и тогда Bootmgr запустит программу WinResume.exe, которая считывает состояние из файла Hyberfil.sys в память и перезапускает драйвера. Если BCD говорит, что есть несколько ОС, то Bootmgr выведет на экран их список и попросит пользователя выбрать. Если ОС одна, то Bootmgr запускает WinLoad.exe, этот процесс и выполняет основную работу по инициализации Windows:
- Выбирает соотвествующую версию ядра Windows. Можете думать о нём как о Windows10.exe, хотя на самом деле он называется NtOsKrnl.exe. Какие есть версии? Согласно википедии:
- ntoskrnl.exe — однопроцессорное ядро Windows. без поддержки режима PAE
- ntkrnlmp.exe (англ. NT Kernel, Multi-Processor version) — многопроцессорное ядро Windows. без поддержки режима PAE
- ntkrnlpa.exe — однопроцессорное ядро Windows с поддержкой режима PAE.
- ntkrpamp.exe — многопроцессорное ядро Windows с поддержкой режима PAE.
- Загружает HAL.dll (Hardware Abstraction Layer), который абстрагирует особенности материнки и CPU.
- Загружает файл шрифтов vgaoem.fon
- Загружает файлы в которых содержится инфомрация о представлениях даты времени, форматов чисел и пр. Эта функциональность называется National Language System.
- Загружает в память реестр SYSTEM, в нём содержится информация о драйверах которые надо загрузить. Информация о всех драйверах находится в HKLM\SYSTEM\CurrentControlSet\Services\. Драйвера которые надо загрузить имеют ключ start = SERVICE_BOOT_START (0). Об устройстве реестра мы поговорим в другой статье.
- Загружает драйвер файловой системы для раздела на котором располагаются файлы драйверов.
- Загружает драйвера в память, но пока не инициализирует их из-за круговых зависимостей.
- Подготавливает регистры CPU для выполнения ядра Windows выбранного на первом шаге – NtOsKrnl.exe.
Во время загрузки драйверов WinLoad проверяет их цифровые подписи и если они не совпадают, то будет синий (BSOD) или зелёный (GSOD, для insider preview сборок) «экран смерти».
Запуск на UEFI
Пример экрана загрузки UEFI
BIOS существует больше 30 лет и в попытках исправить его недостатки компания Intel в 1998 году создала стандарт Intel Boot Initiative, позже переименованный в EFI и в 2005 году пожертвованный организации EFI Forum. Недостатки BIOS:
• Работает только в 16-битном режиме
• Может адресовать только 1Mb оперативной памяти
• Часто имеет проблемы совместимости
• MBR ограничен только четырьмя главными разделами диска
• Диск с ОС не может быть больше чем 2.2Tb.
• Имеет очень ограниченные возможности для валидации загрузчика ОС.
На смену BIOS пришёл UEFI, по сути это миниатюрная ОС которая может работать и в 32-bit и в 64-bit. Для совместимости есть опция Compatibility Support Module, которая включается в настройках и эмулирует работу BIOS.
В UEFI загрузка происходит в родной для процессора битности – 32 или 64, есть доступ ко всей памяти, поддерживается виртуальная память, включен Secure Boot и есть возможность запустить antimalware до начала загрузки ОС. Порядок загрузки ОС в UEFI:
- Инициализация и запуск Firmware, запуск чип-сета.
- POST тест, аналогично BIOS
- Загрузка EFI-драйверов и поиск диска подпадающего под требования EFI для загрузочного диска
- Поиск папки с именем EFI. Спецификация UEFI требует чтобы был раздел для EFI System Partition, отформатированный под файловую систему FAT, размером 100Мб – 1Гб или не более 1% от размера диска. Каждая установленная Windows имеет свою директорию на этом разделе – EFI\Microsoft.
- Читает из настроек UEFI сохранённых в NVRAM (энергонезависимая память) путь к файлу загрузчика.
- Находит и запускает EFI/Microsoft/Boot/BootMgrFw.efi.
- BootMgrFw.efi находит раздел реестра BCD, который хранится в отдельном файле с именем BCD. Из него он находит WinLoad.efi, который расположен в C:\Windows\System32\winload.efi.
Чтобы посмотреть содержимое раздела EFI System Partition откройте консоль с правами админа (WinKey+X => Windows PowerShell (Admin)) и выполните команды mountvol Z: /s, Z:, dir. CD — меняет директорию.
Главное отличие компонентов BootMgr и WinLoad для UEFI от своих копий для BIOS тем что они используют EFI API, вместо прерываний BIOS и форматы загрузочных разделов MBR BIOS и EFI System Partition сильно отличаются.
Инициализация ядра
Запуск подсистем – SMSS, CSRSS, WinInit
SMSS.exe отличается от пользовательских процессов, это нативный процесс и это даёт ему дополнительные полномочия. SMSS.exe работает с ядром в обход Windows API, он использует то что называется Native API. Windows API – обёртка вокруг Native API. SMSS.exe первым делом запускает подсистему Windows (CSRSS.exe – Client Server Runtime Sub System) и заканчивает инициализацию реестра.
Процесс и потоки SMSS.exe помечены как критические, это значит что если они неожиданно завершаться, к примеру из-за ошибки, это приведёт к падению системы. Для общения с подсистемами, к примеру вызову API создающему новую сессию, SMSS создаёт ALPC-порт с именем SmApiPort. Загружаются из реестра переменные среды окружения, запускаются программы такие как Check Disk (autochk.exe, эти программы записаны в реестре HKLM\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\BootExecute). SMSS.exe запускается для каждой пользовательской сессии. Глобальные переменные (очередь сообщений например) у каждой сессии своя за счёт механизма виртуальной памяти. В Windows есть контексты потока, процесса и сессии. Каждый SMSS.exe запускает свой экземпляр подсистемы, на данный момент это только CSRSS.exe (Windows), в прошлом поддерживались операционные системы OS/2 (os2ss.exe) и POSIX (psxss.exe), но эта идея была неудачной. Самый первый SMSS.exe засыпает в ожидании процесса WinInit.exe. Остальные экземпляры вместо этого создают процесс WinLogon который показывает UI для входа.
WinInit.exe инициализирует подсистемы для создания графической оболочки – Windows Station и десктопы, это не тот рабочий стол который вы видите, это иная концепция Windows. Далее он запускает процессы:
- Services.exe – Services Control Manager (SCM) запускает сервисы и драйвера помеченные как AutoStart. Сервисы запускаются в процессах svchost.exe. Есть утилита tlist.exe, которая запущенная с параметром tlist.exe -s напечатает в консоли имена сервисов в каждом из svchost.exe.
- LSASS.exe – Local System Authority.
- LSM.exe – Local Session Manager.
WinLogon.exe – загружает провайдеры аутентификации (credential providers), которые могут быть password, Smartcard, PIN, Hello Face. Он порождает процесс LogonUI.exe который и показывает пользователю интерфейс для аутентификации, а после валидирует введённые данные (логин и пароль, PIN).
Если всё прошло успешно, то WinLogon запускает процесс указанный в ключе реестра HKLM\SOFTWARE\Microsoft\Windows NT\CurrentVersion\WinLogon\Userinit. По умолчанию это процесс UserInit.exe, который:
- Запускает скрипты указанные в реестрах:
- HKCU\Software\Policies\Microsoft\Windows\System\Scripts
- HKLM\SOFTWARE\Policies\Microsoft\Windows\System\Scripts
- Если групповая политика безопасности определяет User Profile Quota, запускает %SystemRoot%\System32\Proquota.exe
- Запускает оболочку Windows, по умолчанию это Explorer.exe. Этот параметр конфигурируется через реестр:
- HKCU\Software\Microsoft\Windows NT\CurrentVersion\Winlogon\Shell
- HKLM\SOFTWARE\Microsoft\Windows NT\CurrentVersion\Winlogon\Shell
WinLogon уведомляет Network Provider о залогинившемся пользователе, на что тот восстанавливает и подключает системные диски и принтеры сохранённые в реестре. Network Provider представляет из себя файл mpr.dll из системной папки, который хостится в процессе svchost.exe, т.е. сервис Windows.
Дерево процессов выглядит следующим образом, на нём можно увидеть кто и кого создал (показаны не все процессы, может немного отличаться от последний версий Windows).
Где здесь клавиатура?
Во время запуска ядро Windows считывает из реестра информацию о контроллере системной шины, как правило это шина PCI (реже MSI), к ней подключены контроллеры портов ввода-вывода, в том числе и USB, PS/2. Информация о нём записывается во время установки Windows. Система загружает для него драйвер и рекурсивно обходит все порты так же загружая для каждого из них свой драйвер. Драйвера могут комбинироваться в узлы (driver node), к примеру драйвер клавиатуры, будет соединён с драйвером порта PS2. А вот порт USB сложнее — сначала драйвер порта, потом драйвер для работы с протоколом HID и только потом клавиатура.
Каждый порт контроллируется своим чипом, который мониторит подключение, принимает/отправляет сигналы между CPU и устройством. Если чип-сет Южный мост не встроен в CPU, как это часто делают в ноутбуках, а существует отдельным чипом на материнке, то правильней говорить: сигнал между Южным мостом и контроллером порта. Чип контроллирующий порт имеет выделенную линию с контроллером прерываний (PIC или APIC), по которой он может попросить обратить на себя внимание CPU, к примеру считать данные от клавиатуры (порт PS/2, с USB другая история). Поскольку ОС загрузила для порта драйвер, она может отдавать ему команды, читать и отправлять данные. В нашем примере был загружен драйвер из C:\Windows\System32\i8042prt.sys. Давайте вспомним предыдущую статью. В старых компьютерах с PIC на чипе Intel 8259 было 15 линий прерываний, где клавиатура была подключена к ножке IRQ1, таймер IRQ0, а мышка к IRQ12, который на самом деле был пятой ножкой второго чипа 8259, который мультиплексировал свои прерывания через ножку IRQ2 первого контроллера. В современных PIC могут быть 255 контактов для сигналов прерываний. Во время загрузки ОС программирует APIC/PIC возвращать определённое число когда скажем пришло прерывание от порта клавиатуры или USB и по этому номеру CPU находит в таблице векторов прерываний функцию которую надо выполнить. Номер прерываний определяют HAL и Plug’n’Play Manager. Контроллер прерываний ищет сигнал на своих ножках в определённом порядке, к примеру в бесконечном цикле проверяет напряжение на ножках от 1 до MAX_PIN. Этот порядок определяет приоритет, к примеру клавиатура будет замечена раньше мышки, а таймер раньше клавиатуры. Чтобы не зависеть от особенностей работы контроллеров прерываний Windows абстрагирует концепцию IRQ (Interrupt Request) в IRQL (Interrupt Request Level). Будь у контроллера прерываний хоть 15 хоть 255 линий они все будут отображены на 32 IRQL для x86 и 15 IRQL для x64 и IA64.
Что означают приоритеты IRQL:
- High – когда происходит краш системы, обычно это вызов функции KeBugCheckEx.
- Power Fail – не используется. Изначально был придуман для Windows NT.
- Interprocessor Interrupt – нужен отправить запрос другому CPU на мультипроцессорной системе выполнить действие, например обновить TLB cache, system shutdown, system crash (BSOD).
- Clock – нужен чтобы обновлять системные часы, а так же вести статистику сколько времени потоки проводят в режиме пользователя и ядра.
- Profile – используется для real-time clock (local APIC-timer) когда механизм kernel-profiling включен.
- Device 1 … Device N – прерывания от устройств I/O. Во время прерывания данные от клавиатуры, мыши и других устройств считываются в отдельные буфера и сохраняются в объектах типа DPC (Deferred Procedure Call), чтобы обработать их позже и дать возможность устройствам переслать данные. После приоритет снижается до Dispatch DPC
- Dispatch DPC — как только данные от устройств получены можно начинать их обрабатывать.
- APC — Asynchronous Procedure Call. Через этот механизм вы можете исполнить код когда поток будет спать вызвав WaitForSingleObject, Sleep и другие.
- Passive/Low — здесь исполняются все приложения в User Mode.
Если вы всегда программировали в режиме пользователя, то никогда не слышали про IRQL, потому что все пользовательские программы выполняеются с приоритетом Passive/Low (0). Как только происходит событие с большим уровнем приоритета (событие от клавиатуры, таймер планировщика потоков), процессор сохраняет состояние прерванного потока, которое представляет из себя значения регистров CPU, и вызывает диспетчер прерываний (interrupt dispatcher, просто функция), который повышает приоритет IRQL через API KeRaiseIrql в HAL и вызывает непосредственно сам код обработчика (interrupt’s service routine). После этого IRQL CPU понижается до прежнего уровня через функцию KeLowerIrql и прерванный поток начинает обработку с того же места где его прервали. На этом механизме основан планировщик потоков. Он устанавливает таймер, который с определённым интервалом (квант времени) генерирует прерывание с приоритетом DPC/Dispatch (2) и в своей interrupt’s service routine по определённому алгоритму назначает новый поток на исполнение.
Механизм IRQL реализовывается на уровне софта в Hardware Abstraction Layer (HAL.dll), а не железа. В Windows системах есть драйвер шины (bus driver), который определяет наличие устройств подключенных к шинам – PCI, USB и др. и номера прерываний которые могут быть назначены каждому устройству. Драйвер шины сообщает эту информацию Plug and play manager, который уже решает какие номера прерываний назначить каждому устройству. Далее арбитр прерываний внутри PnP Mgr (PnP interrupt arbiter) устанавливает связи между IRQ и IRQL.
Когда приходит прерывание от клавиатуры, любой исполняемый в данный момент поток (это может быть ваша программа) назначается на его обработку. Interrupt dispatcher повышает приоритет IRQL CPU до одного из уровней Device1-DeviceN. После этого менеджер виртуальной памяти не сможет найти страницу если она не загружена в RAM (не сможет обработать Page Fault), планировщик потоков не сможет прервать выполнение, потому что они все работают с меньшим уровнем IRQL. Главная задача драйвера клавиатуры в этот момент считать полученные данные и сохранить их для дальнейшей обработки. Данные записываются в объект типа _DPC (Deferred Procedure Call), который сохраняется в список DPC потока (что-то вроде std::list , в ядре ОС вместо массивов используются связанные списки). Как только прерывания от всех внешних устройств обработаны, IRQL потока понижается до уровня DPC в котором и производится обработка отложенных процедур (DPC). В коде обработчика DPC для клавиатуры вызывается функция из драйвера клавиатуры Kbdclass.sys:
Так вот, драйвер клавиатуры (kbdclass.sys) получает данные от порта (USB, PS2) через прерывание и записывает их через WriteFile, компонент внутри ядра Windows просыпается, считывает их используя API ReadFile и добавляет в очередь сообщений с клавиатуры. API для работы с файлом могут использоваться для чтения данных с драйверов. С этого момента начинается обработка данных стеком ввода Windows, об этом в следующей статье.
Если у вас есть ПК с PS2 портом и вы умеете пользоваться WinDbg в режиме ядра, то можете легко найти обработчик прерываний клавиатуры напечатав команду !idt, которая выведет на экран всю таблицу векторов прерываний. Прерывание вклинивается в ход выполнения программы, слово вектор здесь подразумевает направление, направление исполнения программы. WinDbg был сделан специально для отладки Windows, самая последняя версия называется WinDbgX. Он имеет текстовый интерфейс, который отпугивает людей привыкших к Visual Studio, однако предоставляет гораздо больше возможностей, в частности исполнение скриптов. Прерывание фиолетового порта PS2 выделено красным. Функция которая его обрабатывает называется I8042KeyboardInterruptService, которая находится в файле i8042prt.sys.
Сейчас возникает вопрос, откуда у обработчика прерываний аргумент? Кто его передаёт? Ведь CPU ничего не знает о нём. Если поставите в неё breakpoint, то удивитесь ещё больше увидев несколько функций выше по стеку:
0: kd> kC
# Call Site
00 i8042prt!I8042KeyboardInterruptService
01 nt!KiCallInterruptServiceRoutine
02 nt!KiInterruptSubDispatch
03 nt!KiInterruptDispatch
04 nt!KiIdleLoop
Объяснение здесь простое – это не та функция которая сохранена в регистре IDT процессора. То что вы видите на картинке выше на самом деле объекты типа _KINTERRUPT. В таблице прерываний сохранён специальный ассемблерный код (nt!KiIdleLoop), который знает как найти объект описывающий прерывание в памяти. Что же интересного есть в нём?
- Указатель на объект представляющий драйвер в памяти.
- Указатель на функцию i8042prt!I8042KeyboardInterruptService, которая и вызывает код считывающий данные из порта PS2 через ассемблерную команду IN AL, 0x60 – сохранить значение из порта номер 0x60 в регистре AL.
- Функция dispatcher – ей передаётся указатель функцию из пункта №2 и она вызывает её.
- Состояние регистров CPU. Перед вызовом прерывания состояние CPU будет сохранено сюда, и отсюда же будет восстановлено.
- Приоритет прерывания. Не тот который определяет контроллер прерываний, а тот который Windows считает нужным. Это IRQL (Interrupt Request Level) – абстракция над IRQ.
Как только обработчик прерываний клавиатуры будет вызван, он уведомит драйвер клавиатуры о полученных данных, после чего будет уведомлено ядро ОС, которое обработав данные отправит их дальше по стеку ввода, где они могут быть доставлены приложению, которое на них отреагирует, или перед этим в обработчик языков (азиатские иероглифы, автокоррекция, автозаполнение).
Ядро ОС напрямую не взаимодействует с драйвером клавиатуры, для этих целей используется Plug’n’Play Manager. Этот компонент предоставляет API IoRegisterPlugPlayNotification, который вызовет предоставленную callback-функцию когда устройство будет добавлено или удалено.
Пару слов о USB
Ознакомление с работой порта USB потребовало бы отдельной статьи описывающей его работу и плюс описание обработки данных HID на Windows. Это очень сильно усложнило бы материал, к тому же уже есть хорошие статьи по теме, поэтому PS2 идеальный пример из-за своей простоты.
USB создавался как универсальный порт для всех устройств, будь то клавиатура, фотоаппарат, сканнер, игровой руль с педалями, принтер и пр. Вдобавок он поддерживает вложенность портов – USB материнки => монитор с USB => клавиатура с USB к которой подключена мышка, флешка и USB-hub к которому подключен жёсткий диск. Взглянув на контакты USB 2.0 вы увидите что они не заточены под передачу каких-то определённых данных, как у PS2. Их всего четыре – витая пара для передачи битов данных, плюс и минус питания.
Провода кабеля USB 2.0
USB 3.0 быстрее за счёт дополнительных пяти контактов. Как видите там нету линии CLOCK для синхронизации, поэтому логика передачи данных сложнее. Слева USB 2.0 и справа USB 3.0 для сравнения.
Все данные передаются через протокол HID (Human Interface Device), который описывает форматы, порядок взаимодействия и передачи данных и всё остальное. Стандарт USB 2.0 занимает 650 страниц, документ HID Class Specification, описывающий работу устройств (мыши, клавиатуры и пр) – 97 страниц, их рекомендуется изучить если вы работаете с USB.
Первым делом подключенное устройство должно рассказать о себе, для этого оно отправляет несколько структур данных, в которых указывается ID устройства и ID производителя по которым Plug’n’Play manager может найти в реестре информацию, загрузить и соединить драйвера. USB устройства пассивны, т.е. хост должен сам с определённым интервалом проверять наличие данных. Частота опроса и размер пакета данных задаются в одном из дескрипторов устройства USB. Максимальный размер пакета – 64 байта, что для информации о нажатых клавишах более чем достаточно.
В Windows есть встроенная поддержка HID, она не такая простая как связь драйвера порта PS2 с драйвером клавиатуры, потому что драйвер HID должен уметь обрабатывать все поддерживаемые протоколом сценарии. Вне зависимости от провайдера данных — порты PS2, USB или Remote Desktop или виртуальная машина – на самом верху driver node будет находится Kbdclass, от которого ядро ОС и будет получать информацию. Уведомление о подсоединении клавиатуры будет обрабатываться через Plug’n’Play Manager, так что для ядра Windows не имеет значение какой порт или источник данных от устройства используется.
Источник