Что значит выгорание ребенка
Как приятно проснуться утром полным сил и энергии, готовым творить, общаться и идти навстречу новому и неизвестному. В такие дни мы легко справляемся даже с трудными задачами, находим общий язык с окружающими, по-философски относимся к проблемам и не обращаем внимания на мелкие неудачи.
Но так бывает не всегда. Иногда кажется, что весь мир – это только проблемы, из которых ты безуспешно пытаешься выбраться. Ты чувствуешь постоянное напряжение, усталость и раздражение, всё валится из рук, и чтобы ты не делал, всё кажется неправильным и бесполезным. В такие дни даже любимые занятия могут не вызывать интереса, а общение с близкими превращается в череду ссор и недопониманий.
Причиной такого состояния может быть эмоциональное выгорание. Регулярные информационные нагрузки, перенасыщение, бытовые стрессы, конфликты с родителями, учителями или сверстниками, интенсивное физиологическое и личностное развитие в подростковом возрасте, высокий темп современной жизни – всё это становится источником напряжения. Если такое напряжение становится хроническим, а стрессовые ситуации не разрешаются и только накапливаются, высока вероятность развития эмоционального выгорания.
Что такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание – это утомление и истощение энергии. Это изнурение в результате чрезмерных требований, которые человек может устанавливать себе сам или которые могут ему навязываться в семье, на работе, друзьями, системой ценностей или обществом, что приводит к истощению энергии, механизмов совладания и внутренних ресурсов человека. Это состояние «ощущения», которое сопровождает избыточный стресс и которое, в конечном счете, влияет на мотивацию, отношение и поведение человека.
Если коротко, эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного долгосрочным влиянием эмоционально тяжёлых ситуаций.
На какие признаки стоит обратить внимание?
- Хроническая усталость: вялость и упадок сил, которые наблюдаются даже после отдыха, быстрая утомляемость. В таком состоянии человек даже утром может вставать с постели уже уставшим.
- Физические признаки: дискомфортные ощущения в мышцах, головные боли, тошнота, боль в области груди, горла и позвоночника, синдром раздраженного кишечника, вздутие, диарея.
- Изменение привычного режима сна (повышенная сонливость или, наоборот, бессонница) и питания (потеря или повышение аппетита).
- Употребление алкоголя, табака или наркотиков в целях самолечения. Человек, чувствующий постоянный упадок сил, может пытаться найти в психоактивных веществах спасение от апатии, вялости и усталости. При этом не понимания, что это не только не ликвидирует усталость, но и усугубляет состояние.
- Неспособность сосредоточиться и решать проблемы: пониженная концентрация внимания, слабость, рассеянность.
- Снижение эффективности в школе и в других сферах жизни.
- Недоверие и ссоры с членами семьи, сверстниками, друзьями или учителями. Постоянная усталость, напряжение, могут стать причиной недопонимания и конфликтов с близкими людьми.
- Изменение эмоционального состояния: повышенная тревожность, нервозность, раздражительность, гиперактивность, депрессивное настроение, апатия или реакции гнева.
- Пренебрежение собственными физическими и эмоциональными потребностями.
- Негативное отношение к себе: самобичевание, снижение самооценки, пессимистичное отношение к себе и своей жизни.
- Саморазрушающие наклонности. Как правило, они возникают в результате переживаний человека о том, что он не способен соответствовать предъявляемым ему требованиям.
Какие факторы способствуют развитию эмоционального выгорания у подростков?
- чрезмерные требования относительно учёбы в школе;
- перфекционистские требования со стороны родителей или самих подростков по отношению к результатам школьной успеваемости;
- перегруженность внешкольной деятельностью;
- неопределённость будущих перспектив;
- чрезмерное давление со стороны учителей и руководства школы, обычно в отношении строгой дисциплины;
- семейные трудности и конфликты, тяжёлое материальное состояние семьи;
- недостаточное поощрение в эмоциональном плане (отсутствие признания заслуг, постоянные упрёки, наказания за низкую успеваемость);
- нарушение межличностного взаимодействия с друзьями и одноклассниками;
- неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
- нездоровая конкуренция между сверстниками.
Что делать, что восстановиться?
- Поделиться своим эмоциональным состоянием с близкими людьми (в таком состоянии важно не прятать свои эмоции, а поделиться ими с тем, кто готов тебя выслушать).
- Дать себе время на отдых, снизить нагрузку (тебе необходимо хорошо отдохнуть и восстановить силы, а для этого на время отказаться от части обязанностей).
- Обратиться за помощью к родственникам или друзьям (поддержка со стороны семьи и друзей поможет тебе намного быстрее почувствовать себя полным энергии).
- Остаться наедине с собой (выдели время, которое будет принадлежать только тебе, займись чем-то приятным, позволь себе расслабиться и ненадолго забыть о десятках незаконченных дел).
- Отрегулировать свой график (расставь дела по их приоритету; установи, какое время дня для тебя наиболее продуктивно и используй его для наиболее важных дел; сформируй оптимальный для тебя график труда и отдыха);
- Делать паузы (регулярно прерывайся на отдых, давай себя время отвлечься, забыть о насущных проблемах).
- Найти занятие по душе (выбери занятие, которое будет подпитывать и поднимать настроение даже в самые рутинные дни).
- Обратиться к специалисту (помни, что ты всегда можешь обратиться за помощью и поддержкой к школьному психологу или другому специалисту).
- Принимать неудачи (анализируй ошибки и извлекай из них уроки, но не зацикливайся на них).
Что поможет тебе избежать развития эмоционального выгорания?
- Регулярный отдых. Соблюдай оптимальный режим труда и отдыха, никогда не забывай, что твоё личное время не менее важно, чем учёба или дополнительные занятия.
- Внимание к себе и своему телу. Обязательно высыпайся, отрегулируй режим питания, попробуй найти подходящий для тебя вид физической активности, следи за своим здоровьем. Хорошее физическое состояние поможет легче справляться с ежедневными трудностями.
- Организованность. Планируй свой день, не пытайся выполнить одновременно все задачи, распредели нагрузку и не откладывай сложные дела на последний момент. Не забывай отвлекаться и делать регулярные перерывы.
- Эмоциональное общение. Анализируй свои чувства, делись ими с близкими, будь открытым и не стесняйся негативных эмоций.
- Хобби и интересы. Всегда оставляй время для занятия тем, что приносит тебе удовольствие, развивай свои интересы и самосовершенствуйся.
- Навыки саморегуляции. Справиться с напряжением и стрессом помогут техники релаксации и медитации, постановка целей и развитие уверенности в себе.
- Промежуточные цели. Выделяй в долговременных задачах промежуточные цели, оценивай результат на каждом из этапов работы, следи за тем, как ты постепенно приближаешься к цели.
Мы находимся:
г.Минск, ул.Чюрлёниса, 3
Источник
Эмоциональное выгорание у ребёнка: как распознать и побороть
Эмоциональное выгорание у ребёнка может наступить из-за усталости, большой ответственности, связанной с успешным завершением учебного года, экзаменами. К этому состоянию может подтолкнуть сознание, что родители и учителя многого ожидают, огорчатся из-за низкого результата. Причиной бывает и сильная нагрузка, когда в течение года дети посещают множество кружков и курсов.
Главный признак эмоционального выгорания – безразличие. Утрата интереса к обычным занятиям, общению, развлечениям. Подобное состояние может привести к гораздо более серьёзным последствиям, чем кажется на первый взгляд. Например:
- потеря интереса к учёбе вообще (как следствие, плохие отметки в будущем, недостаточное усердие в вузе);
- замыкание в себе, которое приводит к частичной утрате связи с внешним миром (рассеянность, постоянное «витание в облаках», прекращение общения с друзьями);
- развитие депрессивного состояния.
Если заметили тревожные симптомы, помогите ребёнку побороть их и вернуться к нормальному состоянию.
Поддержка и отдых
Поддержка и отдых – два ключевых момента, которые помогут в борьбе с эмоциональным выгоранием. В это время ребёнок как никогда нуждается в участии, поэтому:
- воздержитесь от изъявлений недовольства, если оценки и результаты экзаменов оказались ниже ожидаемых. Поверьте, для ученика, который старался и трудился, это не меньшее потрясение, чем для вас. Поэтому стоит похвалить за усердие и успехи, а не ругать за их недостаточность;
- поспособствуйте полноценному сну. Отложите помощь по огороду или летнюю подработку.
- позвольте заниматься любимым делом. Хобби – одно из лучших лекарств. Напомните ребёнку о его прежних увлечениях, возродите интерес совместными начинаниями или тематическим подарком.
О том, как поддерживать детей в разных ситуациях, подробнее можно узнать в этой статье.
Но как справиться с запущенным эмоциональным выгоранием? Что делать, если наступила моральная усталость, которую не так просто побороть сном и хобби? Потребуются другие меры.
Интенсивное «лечение»
В первую очередь нужно вызвать ребёнка на откровенность, добиться того, чтобы он выразил свои мысли и чувства. Этого можно достичь с помощью:
- прямого разговора;
- творчества. Негатив можно выплеснуть на бумагу в виде рисунка или письма с эмоциями, которые хотелось бы выразить, моделирования и театральной сценки. Попросите ребёнка нарисовать, написать, слепить то, что он сейчас чувствует;
- обращения к близкому человеку, который является авторитетом для мальчика или девочки. Не бойтесь также обратиться к психологу.
Смена обстановки
Поможет знакомство и общение с новыми людьми, полезная и интересная деятельность, отрыв от мест, где всё напоминает об учёбе и пережитых волнениях. Можно, например, отправить ребёнка волонтёром на археологические раскопки, в поход или лагерь. В лагере «Юниум», например, дети знакомятся с новыми друзьями, вместе работают над творческими проектами, купаются в море и участвуют в квестах, играх и соревнованиях.
Эмоциональное выгорание – результат моральной и физической усталости. Интенсивная учебная деятельность (особенно в период ЕГЭ и ОГЭ) нередко приводит к развитию у детей этого состояния. Но любовь, внимание и поддержка родителей смогут победить любую проблему, вернув ребёнку активность и жизнерадостность.
Автор статьи: Ксения Михеева — психолог, преподаватель Юниум по биологии.
Источник
У детей тоже бывает эмоциональное выгорание
Если ребенок — нехочуха
Навороченный телефон последней модели? Не нужно! Отдых в Греции, Италии, Испании — был сто раз. Шлем виртуальной реальности в подарок к Новому году? А чем плоха приставка? Это не буду, то не хочу. Многие современные дети уже в 5 — 6 лет на жизнь смотрят с неподдельной скукой. Растет целое поколение — меланхоличное и безынициативное, а взрослые только разводят руками: если ребенку скучно, выходит, в этом виноваты мы? Что делаем не так?
ФОТО MALISHANDRIYA.RU
Эксперты сходятся во мнении, что мамы и папы в вопросах воспитания детей теперь до жути тревожны: хотят непременно чем–то с ними заниматься, как–то их развивать и что–то им показывать. Никому не хочется, чтобы ребенок был в ряду отстающих: Коля Иванов шахматист и играет на гитаре, а Катя Петрова полмира в свои 7 лет объездила, чем мой хуже? На детей мы обращаем чрезмерное внимание, а ведь сами росли в совершенно других условиях. Вспомните, много ли развлекали вас родители? Да мы и мечтать не могли о поездке в Европу, немногие получали частные уроки музыки, и уж точно далеко не каждый мог заказать у папы с мамой новую игрушку и тут же ее получить. Но именно поэтому впечатлений нам хватало с лихвой: в условиях такого недостатка выбора мы отчаянно хватались за любую возможность хоть как–то себя повеселить. Поэтому было так здорово ловить в небольшом пруду головастиков, играть в классики и резиночку, лазать по деревьям, прятать под стеклышком в песке клады из листьев и разноцветных камешков и рассказывать страшилки у костра. Мы были предоставлены самим себе, нынешние же дети — в центре внимания взрослых. Их мозги буквально перекормлены, а, как известно, в полный графин не дольешь. Именно поэтому, уверяют специалисты, в какой–то момент ребенок перестает вообще что–либо хотеть. Отсюда все эти «нет», «надоело», «скучно».
Чтобы изменить ситуацию, родителям всего–то и нужно сместить акценты. Доктор психологических наук и директор Йельского центра воспитания детей Алан Каздин советует дать сыну или дочери свободное время, не боясь, что его проведут неконструктивно и непродуктивно. Параллельно стоит понаблюдать за малышом. Возможно, именно сейчас по какой–то причине он испытывает стресс, а мотивация его снижена не потому, что он чего–то не хочет, а потому, что просто не может нормально сконцентрироваться. Здесь поможет консультация квалифицированного специалиста. К врачу нужно поспешить и в случае, если вы заметили у сына или дочери признаки депрессии. Всегда активный, общительный и заинтересованный ребенок внезапно стал вялым, сидит дома и ни к чему не проявляет интереса? Часто говорит о том, что в мире нет вещей, которые бы его удивляли? Критикует себя («я все равно не сделаю это хорошо») или безнадежно смотрит в будущее («это закончится так же плохо, как всегда»)? Не игнорируйте такое поведение. Даже кажущиеся изначально шутливыми разговоры ребенка о смерти или фразы типа «лучше бы я умер» нельзя оставлять без внимания.
Как помочь ребенку найти интерес?
• Первым делом перестаньте. что–либо делать. Если ребенок безынициативен — не тащите его силком на кружок, в кино, на концерт и прогулку. Поверьте, чем меньше внимания вы уделяете его досугу, тем быстрее отступает скука. Рано или поздно малыш сам проявит к чему–нибудь искренний интерес.
• Уважайте своего ребенка, считайтесь с его мнением, интересуйтесь его личной жизнью и давайте возможность делать выбор самостоятельно.
• Обозначьте четкие границы дозволенного: живите по «принципу светофора» — что–то нельзя ни при каких обстоятельствах, а что–то всегда можно. Договаривайтесь и обсуждайте это заранее, чтобы для ребенка ваш отказ не был сюрпризом.
• Делайте так, чтобы посильные задачи ребенок мог решить самостоятельно.
Когда малыш «горит»
Разве может ребенок испытывать те же чувства, что и взрослый, изнывающий под грузом обязательств и ответственности? Может. Учебные нагрузки, общение со сверстниками и чрезмерные требования родителей, бабушек и дедушек здорово выматывают малыша. Отсюда — раздражительность, а то и скандалы на ровном месте. Так что же делать, чтобы не допустить детского выгорания? И как отличить обычную истерику и сиюминутную слабость от серьезной проблемы?
Последние годы психологи прослеживают неутешительную тенденцию: на прием к ним все чаще приводят детей, которые не просто устали — совершенно измучены. Почти как взрослые, изнуренные многочасовой работой без выходных и отпусков и находящиеся в постоянном стрессе. Симптомы детского выгорания схожие: родители говорят, что ребенок вял и апатичен, не важно, каникулы сейчас или в разгаре учеба, плохо спит, раним и раздражителен, невнимателен. Начинаются проблемы в школе, в семье, со сверстниками. Все это не стоит списывать на сезонный авитаминоз, очередной возрастной кризис и что–то там еще. Может быть, именно сейчас вашему ребенку нужен полноценный отдых и щадящий режим? Иначе маленький человек рискует сломаться. Доктор психологических наук, доцент Леонид Левит называет нервно–психическое истощение — а именно так выгорание обозначается в медицинской литературе — бичом современных детей:
— Все дело в том, что сегодня у них много соблазнов, в том числе информационных, все яркое и зазывное. Ребенок не умеет отличать реально полезное от яркой шелухи, не способен к саморегуляции в силу малого жизненного опыта и непонимания последствий своих выборов. Отсюда нервные перегрузки и переутомление. На мой взгляд, в первую очередь родители (а позднее и учителя) должны, особенно теперь, в век изобилия доступных, но зачастую неполезных удовольствий, учить детей отличать легкое, но бесполезное или даже вредное от того, что приносит долговременную пользу. И учить делать правильный выбор или даже ограничивать себя в чем–то. Правда, для этого сами родители и учителя должны обладать жизненной мудростью. Чаще всего умом они это понимают, но реально делать, напрягаться, отказывать себе в привычных удовольствиях обычно не хотят. И дети данный вид краткосрочного гедонизма перенимают. Так что здесь требуется смена мировоззрения, а краткосрочная помощь специалиста принесет лишь краткосрочные последствия. Меня родители в детстве всегда отправляли спать в полдевятого вечера. Тогда мне это иногда казалось несправедливым, зато теперь у меня все в порядке с нервной системой.
Источник