- Что такое орфограмма и как её обозначить?!
- На чём основывается выбор орфограммы?
- Как выделить и обозначить орфограмму?!
- Орфограммы 1. Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)
- Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР
- 1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» — это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.
- 2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» — об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.
- 3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»
- 4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»
- 5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.
- 6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.
- 7. Орфограмма «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах» — часто в этой орфограмме дети допускают ошибки, потому что не могут правильно поставить вопрос.
- 8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.
- 9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.
- 10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»
- Список обязательных орфограмм первого класса
- Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
- Образец устного разбора
- Выделяем орфограммы
Что такое орфограмма и как её обозначить?!
На сегодняшний день в великом и могучем русском языке немало различных правил. Некоторая часть из них может показаться непонятными и даже неправильными. Но все они обязательно подчиняются орфограммам. Что это такое — орфограмма? Само слово произошло от двух греческих:
Литературный же перевод будет выглядеть так — «правильно пишу» .
Отсюда пошла целая наука — орфография, которая изучает все орфограммы и содержит весь свод правил русского языка.
На чём основывается выбор орфограммы?
На особых принципах. Вот они:
— Фонетический.
Главным требованием здесь является написание в соответствии с произношением. Например, бесхозный, сызнова, сразу.
— Морфологический.
Согласно ему все морфемы в слове пишутся одинаково. Пример, гора – горный, вода — водный.
— Традиционный.
Если же написание определить трудно и нельзя объяснить его современными правилами, то в таких словах используются старые правила, то есть они пишутся по традиции. Например — Мираж, Каблук, Собака.
— Дифференцирующий.
Не стоит снимать со счетов и тот факт, что в русском языке есть очень много слов, заимствованных из других языков мира. В то же время в языке уже было слово с таким же написанием и произношением. И вот тут как раз работает дифференцирующий принцип. Например, компания — кампания, бал-балл.
Как выделить и обозначить орфограмму?!
Орфограмма может располагаться в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.
Чтобы выделить орфограмму найденную в слове — просто обозначьте ту часть слова, в которой орфограмма находится. Рядом так же графически поясните написание.
Для пример рассмотрим орфограмму «Чередующиеся безударные гласные в корне слова» на слове «Приложение». Орфограмма в данном случае — это написание буквы «О» в корне — «лож». Обозначать её будем так — выделяем корень, одной чертой подчеркнём букву О, а двумя — букву Ж. В данном случае написание этой чередующейся безударной гласной полностью зависит от последующей согласной.
Второй пример — слово «распарился». Здесь нас интересует написание приставки. Чтобы обозначить орфограмму в слове надо подчеркнуть букву С и последующую согласную букву П. В данном случае написание зависит от того, звонкий или глухой согласный расположен после приставки. Подчеркнём одной чертой букву «С», а двумя — букву «П».
В одном слове могут быть сразу несколько орфограмм. Если Вы будете правильно их обозначать, то будете и грамотно писать слова.
Источник
Орфограммы 1. Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)
Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).
Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.
Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР
1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» — это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.
- Cочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И (ЖИть, уЖИ, ШИрма, камыШИ).
- Cочетания ЧА, ЩА пишутся с буквой А (ЧАйка, даЧА, роЩА, чаЩА).
- Cочетания ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У (ЧУдо, криЧУ, ЩУка, таЩУ).
2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» — об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).
3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»
- Пиши Ы – в окончаниях слов и в суффиксе –ЫН (купЦЫ, спиЦЫ, бойцы, куницы,Спицын).
- Пиши И – в остальных случаях после Ц пишется и (ЦИркуль, ЦИфры, ЦИтрусовые).
Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.
ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц
4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»
Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ, семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)
Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я
- После приставок , которые оканчиваются на согласную (поДЪезд, СЪёмка, оБЪяснить).
- В иностранных словах (объект, адъютант, субъект).
- В сложных словах с первой частью ДВУХ -, ТРЁХ -, ЧЕТЫРЁХ — (ДВУХъякорный, ТРЁХъярусный).
5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.
Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва — сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).
6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости — звонкости согласный звук, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: глаЗ — глаЗА, гриБ — гриБЫ, лоДка — лоДОчка, подскаЗка — подскаЗЫвать.
7. Орфограмма «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах» — часто в этой орфограмме дети допускают ошибки, потому что не могут правильно поставить вопрос.
Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ , нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.
- Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он ПИШЕТСЯ и в глаголе.
- Если вопросе НЕТ мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он НЕ пишется.
8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.
- В безударных приставках ДО-, О-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишется буква О (ДОлетел, Опоздал, ОТплыл, ПОговорил, ПОДписал, ПРОшёл).
- В безударных приставках ЗА-, НА-, НАД- пишется буква А (ЗАгрустил, НАписал, НАдкусить).
- В руссом языке есть приставка С- и НЕТ приставкиЗ- (Сдать, Сгореть, Сходить) — это правило необходимо запомнить.
9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.
ПРИ-
— близость к чему-либо : ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
— приближение, прибавление, присо единение к чему-либо : ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
— неполное действие : ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);
ПРЕ-
— близкое к слову очень или слишком : ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
— близкое к приставке ПЕРЕ- : ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).
10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово , в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО : ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).
Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.
Я работаю в школе уже 30 лет. Не помню ни одного года, чтобы на методическом объединении учителей, на совещаниях разного уровня не стоял вопрос об орфографической грамотности учащихся. Эта проблема была и остается главной и до конца не решаемой. Учитель должен видеть, когда и на каком материале он работает над каждой орфограммой, видеть систему в данном вопросе. Особенно это важно для начинающего учителя. Я составила сетку орфограмм за курс начальной школы по годам обучения.
- Различение предложения и группы слов.
- Оформление предложения на письме (большая буква и точка).
- Имена собственные.
- Гласные ударные и безударные.
- Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Словарные слова.
- Различение гласных и согласных звуков и букв.
- Согласные парные и непарные.
- Согласные звонкие и глухие.
- Гласные – согласные.
- Ударные – безударные.
- Гласные-согласные.
- Ударные безударные.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
- Гласные –согласные.
- Ударные – безударные.
- Гласные –согласные.
- Ударные – безударные.
Разделительные ъ и ь знаки.
- Наблюдение за произношением слов.
- Работа разделительных ъ и ь.
- Виды предложений(по цели высказывания и по интонации).
- Нахождение подлежащего и сказуемого.
- Фразеологизмы.
Безударная гласная в корне слова.
- Однокоренные слова.
- Нахождение корня слова.
- Выделение проверочного слова.
- Безударные гласные в корне двусложных слов.
- Словарные слова.
- Правописание парных согласных на конце слова.
Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.
- Распознавание частей речи.
- Грамматические признаки части речи.
- Правописание предлога и приставки (слитное и раздельное).
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
- Части речи.
- Грамматические признаки частей речи.
- Правописание предлогов и приставок.
Разделительные ъ и ь знаки.
- Постановка в конце предложения нужных знаков.
- Выделения главных и второстепенных членов предложения.
- Распознавание предложений с однородными членами.
- Словосочетания.
- Фразеологизмы.
Безударная гласная в корне слова.
- Состав слова.
- Правописание безударных гласных в корне слова в сложных словах по составу.
- Словарные слова.
- Правописание парных согласных в корне слова.
- Непроизносимые согласные.
- Слова с удвоенными согласными.
- Состав слова.
- Изменение существительных по падежам (знать названия падежей и вопросы).
- Различение имен существительных по склонению.
- Способ проверки.
- Существительные женского и мужского рода с шипящим на конце.
- Связь слов в предложении.
- Словосочетания.
- Анонимы и синонимы.
- Связь слов в предложении.
- Словосочетания.
- Состав слова.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
- Состав слова.
- Части речи.
- Грамматические признаки.
Разделительные ъ и ь знаки
- Состав слова и разделительные ъ и ь.
- Распознавание видов предложений.
- Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
- Разбор предложения по членам предложения.
Безударная гласная в корне слова.
- Правописание слов с безударной гласной в корне слова в самостоятельных и творческих работах.
- Нахождение данной орфограммы в тексте и ее объяснении.
- Словарные слова.
- Правописание слов с парными согласными на конце и в середине слов, с непроизносимыми и удвоенными согласными в самостоятельных и творческих работах.
Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.
- Нахождение изученных орфограмм и их объяснение.
- Употребление полученных знаний в письменной речи.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
- Падеж имени прилагательного.
- Падежные окончания.
- Способ проверки.
- Амонимы и синонимы.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
- Глагол – время, число, спряжение.
- Соотнесение по спряжению.
- Правило правописания.
- Неопределенная форма глагола.
- ь на конце глагола.
- ться и тся
- Распознавание местоимения как части речи.
- Число и лицо.
- Местоимение с предлогом.
Разделительные ъ и ь знаки.
- Употребление слов с ъ и ь.
- Соблюдение правил переноса.
Подчеркивание орфограмм — это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
Орфограммы — это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм — двумя.
Список обязательных орфограмм первого класса
- Большая буква в начале предложения.
- Имена собственные.
- Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
- Мягкий знак – показатель мягкости.
- Разделительный мягкий знак*.
- Сочетания ЧК-ЧН.
- Проверяемые безударные гласные в корне слова.
- Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
- Имена собственные.
- Предлоги.
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
М ы — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
М ашей — пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
Идём – орфограмм нет.
Гулять – орфограмма — мягкий знак показатель мягкости.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма — сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
Ц ветут — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Цве ту́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
. – В конце предложения ставится точка.
В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
Бе жи́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.
Беж и т — жи пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
Ко лю́чий – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.
Ёж – орфограмма — парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.
. – В конце предложения ставится точка.
П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Пи щáт — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.
Пищ а т — ща пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
Пуш и стые — ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
Мыш ки — орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .
. – В конце предложения ставится точка.
П тички — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях — двумя чертами, гласную одной.
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней — двумя.*
дуб — дуб ы , лож ка — лож е к
7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву — двумя. Если непроизносимой согласной нет — подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове — первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней — двумя чертами.*
мест ный — мест о , опасн ый — опас е н
8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет — двумя.
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней — одной чертой.
С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма — приставку, корень, суффикс или окончание.
Источник