Что значит выборочное сочинение

изложение выборочное

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим» . Т.В. Жеребило . 2010 .

Смотреть что такое «изложение выборочное» в других словарях:

Изложение — Изложение творческая работа, заключающаяся в устном или кратком письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста. Изложение применяется в общеобразовательной школе и служит для развития навыков правописания и стилистики.… … Википедия

выборочное изложение материала по определенным темам — Один из жанров изложений, используемый в старших классах для развития не только репродуктивных, но и творческих навыков. Может быть написано как на основе лингвистического, так и литературного материала, формирует навыки отбора и классификации… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Переломов, Леонард Сергеевич — Леонард Сергеевич Переломов Дата рождения: 5 декабря 1928(1928 12 05) (84&#160 … Википедия

сжатый пересказ — Один из видов репродуктивных упражнений обучающего или контрольного характера. Сжатый пересказ необходимо отличать от выборочного. При сжатом пересказе излагается весь материал (опускаются отдельные детали, описания, носящие частный характер).… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — В качестве синонимов П. п. в современной литературе используются такие понятия, как «психодинамическая психотерапия», «инсайт ориентированная психотерапия», «эксплоративная психотерапия». Хотя некоторые психоаналитики, отмечает… … Психотерапевтическая энциклопедия

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — методы исследования количеств. стороны массовых обществ. явлений и процессов. С. м. дают возможность в цифровом выражении характеризовать происходящие изменения в обществ. процессах, изучать разл. формы социально экономич. закономерностей, смену… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

ОРФОГРАФИЯ — (греч. orthographfa, от orthos правильный и grapho пишу), правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме. О. определяет передачу звуков (фонем) буквами; слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей;… … Российская педагогическая энциклопедия

Читайте также:  Что значит двухканальный усилитель звука авто

Источник

Выборочное изложение
статья по русскому языку (6 класс)

Выборочное изложение — такой вид изложения, при котором требуется логически последовательная, подробная передача содержания по одному из вопросов, освещённых в данном произведении.

При выборочном изложении происходит тематический отбор материала на основе анализа текста, вычленения из него тех частей, которые относятся к данной теме, обобщения отобранного, устная и письменная передача содержания в определённой последовательности. Такая работа возможна при наличии у школьников навыков беглого, просмотрового чтения и некоторого умения отбирать материал.

Скачать:

Вложение Размер
izlozhenie.odt 72.79 КБ

Предварительный просмотр:

Выборочное изложение — такой вид изложения, при котором требуется логически последовательная, подробная передача содержания по одному из вопросов, освещённых в данном произведении.

При выборочном изложении происходит тематический отбор материала на основе анализа текста, вычленения из него тех частей, которые относятся к данной теме, обобщения отобранного, устная и письменная передача содержания в определённой последовательности. Такая работа возможна при наличии у школьников навыков беглого, просмотрового чтения и некоторого умения отбирать материал.

Характер и содержание работы над выборочным изложением определяют и методику его проведения.

Основой написания выборочного изложения служит составление плана на данную тему, пересказ текста сначала в устной, а затем и в письменной форме.

При пересказе проводится грамматико-стилистический анализ текста, обращается внимание на построение предложений, установление связей между ними, происходит отбор соответствующей лексики и т.д.

Материалом для выборочного изложения могут служить литературно-художественные произведения или отрывки из них; в 9 классе – публицистика, литературно-критические статьи. Поскольку выборочное изложение предусматривает тематический отбор материала, тексты для него отбираются значительно большие по объёму, чем для других видов изложения.

Работая над выборочным изложением, учащиеся закрепляют навыки последовательной, полной, развёрнутой передачи содержания, т.к. последовательность и подробное освещение заданной темы составляют одно из требований выборочного изложения. Закрепляются и совершенствуются также навыки анализа текста, отбора материала, обусловленного не степенью важности отдельных положений текста, как в сжатом изложении, а заданной темой.

Работа над выборочным изложением ( Морозова И. Д.) :

2) определить его тему и главную мысль

3) вдуматься в тему предложенного для выбора изложения

4) отобрать из текста материал необходимый для полного раскрытия данной темы

5) определить главную мысль изложения

6) продумать композиционную форму изложения

7) составить план изложения

8) продумать использование авторских речевых средств

9) подобрать слова для связи частей изложения

10) написать на черновике

11) проведение изложения

Выборочное изложение – вид работы, « при котором происходит тематический отбор материала на основе анализа текста, , вычленение из него того, что относится к данной теме, обобщение отобранного и устная и письменная передача содержания в определённой логической последовательности » (Е. А. Баринова.)

Главная дидактическая задача изложения этого вида – сформировать у учащихся умение вычленять нужный материал, систематизировать отобранное, привести в систему всё выбранное (расположить логически верно и связать части собранного).

У учащихся при работе над выборочным изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения:

— умение выбрать из текста (текстов) материал на заданную тему;

— умение определить основную мысль предстоящего высказывания в случае её несовпадения с основной мыслью исходного текста;

— умение систематизировать собранный материал в соответствии с основной мыслью нового высказывания;

— умение построить высказывание иного типа по сравнению с типом исходного текста;

— умение в соответствии с поставленной коммуникативной задачей использовать речевые средства исходного текста, а также находить «свои» слова и словосочетания для связи отобранного материала.

До проведения урока написания выборочного изложения ученики должны научиться выполнять разнообразные по характеру подготовительные упражнения:

— извлечение из текста какой-то части,

— определение темы изложения,

— устное выборочное изложение.

  1. Найти в тексте и прочитать часть, связанную с определённой темой.
  2. Найти в тексте и прочитать часть, соответствующую изображённому на иллюстрации.
  3. Ученикам предлагается тема, материал к которой рассредоточен в тексте. Его надо выбрать, затем прочитать.

Это списывание, в основе которого лежит тематический отбор.

  1. Выписать из текста часть, где говорится о том, что …;
  2. Выписать из текста предложения, в которых раскрывается указанная тема;

Выписать предложение, в котором заключена основная мысль и т. д.

Извлечение из текста какой-то части

— Каждое предложение читается под углом зрения его отношения к заданной теме.

— Нужный материал подчёркивается.

Определение темы изложения

— Предлагается (в записи на доске) уже отобранный из знакомого текста материал на одну из подтем (микротем).

— Задача ученика – определить тему высказывания и доказать её.

Устное выборочное изложение

— устный выборочный пересказ позволяет проанализировать с учениками достоинства и недостатки созданных текстов,

— учит объединять, систематизировать материал, собранный в процессе работы над текстом,

— использовать свои языковые средства при создании нового высказывания.

В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский… Всех не перечислишь.

На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».

Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, приемную – попадаем в кабинет поэта.

Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.

А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)

4. Работа с текстом

Беседа по вопросам:

Определите стиль и тип текста? (Художественный, описание)

В каком стиле вы будете писать изложение?

Какие средства выразительности характерны для этого стиля?

В какой части текста автор описывает кабинет Некрасова? (Во второй части)

Какую часть текста мы не включим в изложение? (Описание лестницы, приемной опускается)

В каком предложении автор подчеркивает значение Некрасова для русской литературы? (Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)

Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение

С чего начинается описание кабинета Некрасова? (С письменного стола)

Почему именно с письменного стола? (Потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)

Что еще в кабинете указывает на работу писателя? (Этажерка с рукописями и корректурами)

Где любил отдыхать Некрасов? (В глубоких мягких креслах, что стоят у камина)

Какое место в кабинете занимают книги? (Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)

Какой глагол употребляет автор, говоря о книжных шкафах и почему? (Автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)

(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записываю на доске с определением. Учащиеся записывают их в тетрадь или словарик)

Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом

Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора

Рукопись – подлинник или копия текста, написанные от руки

Особенности описания в данном тексте:

Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:

Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.

Синтаксическая разминка:По теме, связанной с содержанием текста, составьте сложенное предложение. Расскажите о постановке в нем знаком препинания, составьте его схему.

Источник

Работа над выборочным изложением

Класс: 4

Ключевые слова: изложение

Эффективность работы по развитию речи во многом зависит от того, насколько учитель осознал целесообразность отдельных видов работы.

Я предлагаю опыт работы над выборочным изложением. Данный вид изложения не всегда по достоинству оценивается учителями, вызывает определенные трудности у учащихся. Как известно, при выборочном изложении от ученика требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть. Дети отбирают материал, связанный с определенным персонажем, темой, явлением.

Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом.

Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение, в конечном счете, — связующее звено между изложением и сочинением.

Преимущества выборочного изложения можно сформулировать следующим образом:

  • учащимся предоставляется возможность сосредоточить внимание на той части текста, которая на данном этапе обучения наиболее интересна (описание природы, человека, обстановки);
  • значительная экономия времени, так как воспроизводится не весь текст.

Опыт работы дает возможность выделить и те трудности, которые испытывают учащиеся:

  • не всегда с достаточной полнотой и точностью выделяется в тексте все, что связано с темой высказывания, когда она не совпадает с основной мыслью текста;
  • детям трудно композиционно правильно оформить высказывание в рамках того жанра, который определен заданием (например, описание часто подменяется повествованием).

Умение выбирать материал с учетом жанровых особенностей будущего высказывания — умение сложное, поэтому для выборочного изложения я подбирала небольшие отрывки из художественных текстов. Внимание учеников, как правило, сосредоточивала на различного рода описаниях (цветка, дерева, животного).

Остановлюсь более подробно на методике проведения обучающих выборочных изложений.

От упражнения к упражнению, от текста к тексту задания усложнялись и подготавливали детей к написанию самостоятельных выборочных изложений, работа проводилась на уроках русского языка.

Для изложений были предложены небольшие отрывки из художественных текстов (всего три текста).

Текст 1

На прибрежном лугу.

У самой воды небольшими кустиками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках. (К.Паустовский.)

Этот текст представляет собой описание. Он дает возможность познакомить учащихся с простейшими случаями выбора, когда весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказе не требуется вносить изменений в исходный текст.

Работа начинается с выразительного чтения текста учителем. Учащимся предлагаются вопросы:

  1. Какое это описание (деловое или художественное)? Почему?
  2. Как можно сформулировать главную мысль этого описания? (Как наряден и красив прибрежный луг.)

Затем учащиеся получают задание перечитать текст и перечислить растения, которые в нем названы.

— О каких растениях автор лишь упоминает, а какие описывает подробно?

Затем учащиеся получают новое задание: выбрать все, что относится к описанию чертополоха, назвать слова, которые использует автор («исполинский чертополох», а не просто высокий, «крепко стоял по пояс в траве», а не рос, «похож на рыцаря в латах». ).

Учитель делает обобщение. Чертополох предстает перед нами живым сказочным существом, и благодаря этому оживает весь прибрежный луг.

Итогом работы являются пересказы отрывка, содержащие описание чертополоха.

Текст 2

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревянным домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки.

Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы. Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрыла свои лепестки, улетевшая утренняя роса оставила на них несколько чистых прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро. (По В.Гаршину.)

Этот текст дает возможность показать, что материал, необходимый для выборочного изложения, не всегда сосредоточен в одном месте, а добавочные сведения, отдельные, иногда очень существенные, могут быть даны в разных частях текста.

После чтения текста учитель предлагает сформулировать основную мысль текста, ответив на следующие вопросы и выполнив задания:

  1. Подумайте, как можно сформулировать основную мысль текста.
  2. Что можно сказать о распустившейся розе?

Учитель делает обобщение о том, что основную мысль можно сформулировать так: «Распустившаяся роза прекрасна».

Затем дети перечитывают текст самостоятельно, перечисляют, какие еще предметы описываются в тексте (цветник, деревянная решетка, утро).

После этого дети отбирают из данного текста материал, необходимый для описания цветника. Работа идет параллельно на доске и в тетрадях. Каждое предложение анализируется с точки зрения его важности для описания.

В результате одни предложения исключаются, другие, необходимые для раскрытия темы, записываются. Данная работа способствовала тому, чтобы ученики имели перед глазами готовые рабочие материалы и могли сосредоточить основное внимание на форме изложения. Запись выглядит так:

Рабочие материалы к теме «Цветник»

1-е предл. Небольшой, полукруглый.

Перед деревянным домом.

2-е предл. Розовый куст, на котором расцвела роза. Цветник был очень запущен, сорные травы разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и дорожкам, которые давно не чистили и не посыпали песком.

3-е предл. Исключается.

4-е предл. Крапива занимала целый угол цветника.

5, 6, 7-е предложения. Исключаются.

После этого учитель предлагает просмотреть материалы и составить пересказ на тему «Цветник» (устно). Особое внимание обращает на последовательность изложения: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные его части (часть материала из первого предложения целесообразно перенести в заключение, тогда описание будет более законченным). С целью предупреждения возможных речевых недочетов можно предложить учащимся выполнить следующие упражнения.

  1. Цветок был бледный. На лепестках были слезинки.
  2. Роза расцвела в цветнике.
  3. Её цветок был нежен и роскошный.

Для того чтобы предупредить ошибку, связанную с механическим отбором материала, после пересказов учащихся можно предложить следующий вариант пересказа:

Цветник находился перед деревянным домом. Он был небольшой, полукруглый. Сорные травы разрослись по старым, вросшим в землю дорожкам, которые давно не чистили и не посыпали песком. Целый угол цветника занимала крапива. Б этом запущенном цветнике рос розовый куст, на котором распустилась роза.

После такой подготовительной работы четвероклассники писали выборочное изложение.

Текст 3

Олень в заповеднике.

Наконец я рассмотрел то, что принимал за сучья кустарника. Это были рога крупного самца-оленя. Дальше — как на внезапно разыгранной картинке — я увидел и самого оленя.

До чего же он был хорош! В настороженной позе, с гордо поднятой головой.

Когда мы подошли к оленю, он медленно пошел вдоль опушки кустов, изредка оглядываясь на нас. Видно было, что здесь, в заповеднике, животные не привыкли бояться человека. Правда, оленьи самки, которых можно отличить от самцов по отсутствию рогов, вели себя более осторожно.

Была зима — пора глубоких снегов, и стоило лишь сойти с лыж, как тут же оказывался по пояс в снегу. Трудновато приходится и оленям прокладывать себе дорогу в снегу. Они ходят табунами по десять-пятнадцать штук, идут гуськом друг за другом и так прокладывают себе постоянные дорогитабунные тропы. (По Г.Успенскому.)

Цель данной работы: обобщить материал текста и описать оленя, не упоминая об авторе и его спутнике, т.е. опустить личные местоимения.

Текст дает возможность показать, что не весь материал, имеющий отношение к теме, может быть использован в изложении. Необходимо извлекать, обобщать, изменять лицо, от которого ведется повествование. Перед чтением учителя учащимся предлагается определить, о чем говорится в тексте, сосредоточить внимание на описании оленя-самца. После чтения учащиеся перечисляют, о ком говорится в тексте (об авторе, олене, о спутниках автора, об оленьих самках). Затем анализируют каждое предложение с целью выбрать весь материал, относящийся к описанию оленя-самца. Отмечается 3-е предложение, в котором сформулирована главная мысль описания.

Учитель обращает внимание на то, что описание оленя дано от лица автора.

1, 2, 3, 4, 5-е предложения заранее записываются на доске.

По плану, предложенному учителем, дети систематизируют материал

План.

В процессе коллективной работы дети анализируют, обобщают материал, затем пишут изложение.

После завершения работы запись может выглядеть так:

Олень в заповеднике.

Олень — крупное, сильное и красивое животное. До чего же он был хорош.

Олень стоял в настороженной позе, с гордо поднятой головой. Рога у него были похожи на сучья кустарника. При встрече с людьми олень не испугался, а спокойно пошел мимо.

Выборочные изложения, используемые в системе других видов работ по развитию речи, помогают научить школьников собирать и систематизировать материал, способствуют закреплению умения определять объем и границы темы высказывания, раскрывать основную мысль.

Источник

Оцените статью