- Юрьев день в древней Руси, значение и происхождение, введение и отмена
- Почему Юрьев день так называется?
- Видео
- Его суть
- Отмена Юрьева дня
- Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата
- Историческая справка
- «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»
- Что означал Юрьев день для крестьян на Руси
- Значение даты
- Историческая справка
- Запрет выхода
- Юрьев день
- Полезное
- Смотреть что такое «Юрьев день» в других словарях:
Юрьев день в древней Руси, значение и происхождение, введение и отмена
Почему Юрьев день так называется?
Под именем Юрия (или Егория) на Руси с древних времён почитали святого Георгия, и именно в его честь и назван этот день. Этот святой известен тем, что убил копьем жестокого змея, который совершал набеги на земли языческого царя. Чтобы умилостивить чудище, приходилось отдавать ему людей. И вот жребий выпал на дочь самого царя. Тогда явился Георгий с копьём в руках и убил дракона. С приходом этого святого местные жители обратились в христианскую веру. Они молились святому Георгию и просили у него защиты.
Статья по теме Георгии нашего отечества. С этим именем связана вся история России
Видео
Его суть
Суть этого праздника заключается в том, что этот день ознаменовывал середину перехода крестьян от одного феодала к другому. То есть в праздник крестьянин не имел права уходить от помещика. Этот промежуток времени был единственным, когда простой русский человек мог, пусть даже относительно нынешних свобод практически никак, повлиять на свою судьбу. Но, вскоре даже это право у него отнимут.
Отмена Юрьева дня
Закрепощение крестьян и отмена их перемещений происходили постепенно.
В 1550 году Иван IV увеличил «пожилое» — пошлину , которую крестьяне выплачивали при уходе от владельца. Через несколько десятков лет царь издал «Указ о заповедных летах», который временно запрещал переход крестьян в некоторых районах Русского государства.
Следующим шагом стали указы Федора Иоанновича ( 1597) и Василия Шуйского ( 1607) о розыске беглых крестьян. Их следовало искать сначала в течение 5 , а затем 15 лет. Любой переход крестьянина отныне рассматривался как бегство. Беглого человека нужно было вернуть со всей семьей и имуществом.
И наконец , «Соборное уложение» Алексея Михайловича в 1649 году ввело бессрочный розыск беглых крестьян.
Интересно , что не сохранилось указа об отмене Юрьева дня. Насчет этого у историков есть две теории: «указная» и «безуказная». Согласно первой , закрепощение произошло после изданного Борисом Годуновым в 1592 году закона , который впоследствии был утерян. По другой версии , закрепощение произошло из-за условий жизни и задолженностей крестьян: они просто не могли расплатиться с владельцем , чтобы перейти к другому.
Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата
Юрьев день был создан в 1497 году Иваном III. Именно он описал и позволил крестьянам один день в году выбирать себе нового барина, и переходить к нему. Фактически это был не один день, а неделя до 9 декабря, и неделя после него. Этот период был выбран не просто так, потому что в это время заканчивались все работы на полях, и впереди была зима. То есть по сути работы никакой по хозяйству особо не было, и человек мог в это время осуществлять переход.
С отменой этого дня несколько сложнее, потому как факты расплывчатые. Много кто из историков настаивает на том, что отменил Юрьев день Иван Грозный, окончательно закрепостив крестьян. Но некоторые из историков отрицают этот факт, и считают, что это случилось гораздо позже. Это сделал его сын под влиянием Бориса Годунова. Фактически этот день в документации не был отменен, но были созданы такие условия, что крестьянам было не под силу выплачивать эти пошлины, переходить к другому барину.
Самое интересное, что тогда многие из крестьян вынуждены были бежать от одних хозяев к другим. Потому как те к ним плохо относились. Но были определенные года, в которые издавались какие-то важные и серьезные указы. В эти года нельзя было переходить от одного барина к другому. Соответственно ранее, все те кто перешли к другим хозяевам, могли быть возвращены назад, к прежнему барину.
Нередко хозяева подавали в розыск, потому как крестьяне просто убегали от одного владельца к другому. Если в течение пяти лет крестьянина никто не нашел, он уже мог считаться вполне свободным. Его не имели права вернуть назад, но все эти 5 лет он должен был где-то прятаться вместе со своей семьей.
Существует мнение, что этот день был отменен 1581 году. Именно в этом году была принята церковная реформа, которая говорила о том, что церкви больше земли не положены. Они не должны выращивать для себя никаких культур, зерна или овощей, и теперь будут жить только за средства, которые выделяют им правители.
Дело в том, что именно в Юрьев день многие из крестьян переходили на монастырские земли. То есть на земли, которые принадлежали церкви, потому что на них было гораздо проще работать. Взимался меньший налог, они меньше платили за пользование землями. Оборудование для обработки этих земель было более модернизированным и работать оказывалось гораздо легче. Поэтому большая часть крестьян перебегала от помещиков на монастырские земли.
Именно эта церковная реформа по сути дела отменила Юрьев день, потому как смысла переходить от одного хозяина к другому у крестьян не стало. Ведь практически все помещики пытались выжать из крестьянина максимум всего. В то же время была увеличена сумма, которую нужно было заплатить барину для перехода от него к другому хозяину. Считается, что принял этот закон сын Ивана Грозного Федор, но многие историки считают, что это случилось под влиянием Бориса Годунова.
Историческая справка
Архивы хранят законы, которые относятся к временам, когда правили Иван Грозный, Годунов и первые представители династии Романовых. Однако до сих пор не найдено ни одного документа, отменяющего свободу выбора рабочего люда. На протяжении веков сложилась традиция рассчитываться работнику с барином в течение недели до и после 26 ноября. После этого крестьянин мог уходить.
Долгое время историки пытаются понять истоки закрепощения. В итоге поисков сформировались две основные теории:
- первая строится на том, что указ всё-таки был;
- вторая отрицает наличие такого документа.
Российский учёный В. Н. Татищев считал, что Борис Годунов в 1592 г. обрёк крестьян быть чьей-то собственностью. Однако после смерти правителя этот документ исчез. Проверить теорию оказалось сложно, поскольку вместо точных фактов есть только предположения и догадки.
Другие исследователи утверждали, что не принятие царских распоряжений, а жизненные ситуации, такие как долги и тягло, стали концом крестьянских переходов. В советское время, опираясь на марксистские учения, в которых крепостничество связывалось с зарождением отработочной ренты, Б. Д. Греков выстроил концепцию, базирующуюся на системе барщины. Основой этой теории стал Указ о заповедных летах, запрещающий Юрьев день на Руси. Он был издан Иваном Грозным в 1581 г.
Однако и эта версия, по мнению современных историков, не выдерживает никакой критики, поскольку тщательное изучение архивов доказало, что Иван IV никогда не издавал подобных документов. Более того, название указа никак не могло применяться к крестьянам, поскольку он повелевал городским властям вернуть тех, кто покинул город, для увеличения налоговых поступлений в казну.
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»
Значение этой пословицы заключается в каком-либо неожиданном огорчении, плохом событии, которое пришло из неоткуда. Утвердилось оно после реформ, проведённых царём Алексеем Михайловичем, который отменил единственную, глобальную для крестьян, свободу выбора.
- Греков Б.Д. – «Главнейшие этапы в истории крепостного права в России» – Издательство: ГСЭИ Москва, Лениград – 118 с.
- Стивен Л. Хок – «Крепостное право и социальный контроль в России» — Издательство: Чикагский университет – Чикаго, Лондон – 193 с.
Источник
Что означал Юрьев день для крестьян на Руси
Сейчас мало кто вспомнит истинный смысл поговорки «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Высказывание родилось в момент, когда возможность крестьян переходить от одного землевладельца к другому, то есть наниматься на работу, была заменена крепостным правом. На протяжении почти полутора столетий до этого события крестьянский люд, рассчитавшись с барином по оброкам и другим платежам, мог свободно уйти.
Значение даты
Стояние на Угре монгольской и русской рати в 1480 году положило конец ордынскому игу. Спустя 17 лет после этого знаменательного события Судебник (свод законов от 1497) ввёл Юрьев день — дату, то есть промежуток времени, равный двум неделям, разрешающий крестьянину раз в год «поменять» барина. Введение это означало, что в одном месте можно было оставить землю и на будущий год взять в другом. Недостатка в угодьях не было, а людей везде не хватало.
Было это так: возьмёт крестьянин кусок земли у помещика в пользование, а поздней осенью, по завершении всех работ, он должен рассчитаться с землевладельцем и государством, после чего, если есть желание, может уходить. Установление конкретного числа как даты «крестьянского выхода» связано с религиозным праздником — днём Георгия (Юрия, Егория) Победоносца, поскольку этот святой считался покровителем земледелия и скотоводства. Праздник имел две даты:
- 6 мая — весенний Егорий;
- 9 декабря — зимний, когда заканчивались полевые работы и велись подсчёты урожая.
Юрьев день — это день, когда зависимый крестьянин должен был сделать осознанный выбор — оставаться или уйти. Ушлые работники могли «объегорить» барина, то есть обмануть его при уплате оброка. Это выражение осталось в обиходе и у современных людей.
Историческая справка
Архивы хранят законы, которые относятся к временам, когда правили Иван Грозный, Годунов и первые представители династии Романовых. Однако до сих пор не найдено ни одного документа, отменяющего свободу выбора рабочего люда. На протяжении веков сложилась традиция рассчитываться работнику с барином в течение недели до и после 26 ноября. После этого крестьянин мог уходить.
Долгое время историки пытаются понять истоки закрепощения. В итоге поисков сформировались две основные теории:
- первая строится на том, что указ всё-таки был;
- вторая отрицает наличие такого документа.
Российский учёный В. Н. Татищев считал, что Борис Годунов в 1592 г. обрёк крестьян быть чьей-то собственностью. Однако после смерти правителя этот документ исчез. Проверить теорию оказалось сложно, поскольку вместо точных фактов есть только предположения и догадки.
Другие исследователи утверждали, что не принятие царских распоряжений, а жизненные ситуации, такие как долги и тягло, стали концом крестьянских переходов. В советское время, опираясь на марксистские учения, в которых крепостничество связывалось с зарождением отработочной ренты, Б. Д. Греков выстроил концепцию, базирующуюся на системе барщины. Основой этой теории стал Указ о заповедных летах, запрещающий Юрьев день на Руси. Он был издан Иваном Грозным в 1581 г.
Однако и эта версия, по мнению современных историков, не выдерживает никакой критики, поскольку тщательное изучение архивов доказало, что Иван IV никогда не издавал подобных документов. Более того, название указа никак не могло применяться к крестьянам, поскольку он повелевал городским властям вернуть тех, кто покинул город, для увеличения налоговых поступлений в казну.
Запрет выхода
Получается, что Грозный неповинен в крепостничестве, а грамота его от 1590 г., адресованная властям города Торопца, отношения к крестьянству не имеет. В то же время Уложение о крестьянах от 1607 г., которое выходит из-под пера Василия Шуйского, проливает свет на этот вопрос. В преамбуле документа говорится, что царь Фёдор Иоаннович, никого не слушая, запретил крестьянам выход из поместий, где они трудились, заставил помещиков переписать их в специальные книги, а если кого недосчитались, то его требовалось вернуть в имение.
Эта теория подтверждается грамотой монастырских старцев от 1595 г., где сказано, что по велению царя Фёдора свободно выйти крестьянин из поместья не может. Документ не сохранился, но цитаты из него содержатся в подлинных бумагах XVI века. Получается, что упомянутым Уложением Юрьев день был фактически отменён, а за землевладельцем закреплялись крестьяне, работавшие у него в тот момент.
Поголовная перепись работников велась в писцовых книгах, которые были у каждого помещика. В 1861 году, во времена правления Александра II, крепостное право было отменено, но это не спасло императора-освободителя от смертельной раны, нанесённой ему народовольцами.
Источник
Юрьев день
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Полезное
Смотреть что такое «Юрьев день» в других словарях:
ЮРЬЕВ ДЕНЬ — (осенний), 26 ноября по старому стилю, церковный праздник, посвящённый святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. По традиции в Юрьев день осуществлялся переход крестьян от феодала к феодалу (см. ВЫХОД КРЕСТЬЯНСКИЙ), т.к. к этому времени… … Русская история
ЮРЬЕВ ДЕНЬ — ЮРЬЕВ ДЕНЬ, Юрьева дня, мн. нет, муж. (ист.). Право перехода крепостных крестьян от одного помещика к другому, осуществлявшегося осенью, в день памяти святого Георгия Юрия, 26 ноября старого стиля. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (погов.,… … Толковый словарь Ушакова
Юрьев день — день памяти Георгия Победоносца, святого великомученика христианской веры. Этот день отмечают дважды: 6 мая, в день его кончины, и 9 ноября, в день совершения чуда. Георгий Победоносец Родился в христианской семье, в юности прославился своей… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Юрьев день — (весенний и осенний) название церковных праздников, посвященных христианскому святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. Празднуется 23 апреля ст. ст. (кончина) и 26 ноября ст. ст. (чудо святого Георгия о змее и девице известный житийный,… … Политология. Словарь.
ЮРЬЕВ ДЕНЬ — (весенний и осенний) название церковных праздников, посвященных христианскому святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. Празднуется 23 апреля ст. ст. (кончина) и 26 ноября ст. ст. (чудо святого Георгия о змее и девице известный житийный,… … Большой Энциклопедический словарь
ЮРЬЕВ ДЕНЬ — англ. Saint George s day; нем. Pfingsten. 26 ноября старого стиля (день Святого Георгия) в России (XV XVI вв.) время перехода крестьян от одного феодала к другому. Отменен Указом о заповедных летах в 1580 1590 гг. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
ЮРЬЕВ ДЕНЬ — 26 ноября (по старому стилю) церковный праздник в честь св. Георгия, с которым в России XV XVI вв. связывалась возможность перехода крепостного крестьянина от одного феодала к другому. В общегосударственных масштабах запрет перехода крестьян… … Юридический словарь
Юрьев день — установленный в Русском государстве XV XVI вв. срок, в который разрешался переход крестьян от одного землевладельца к другому. Этот срок был приурочен к полному окончанию всех полевых работ (26 ноября по старому стилю). Установление Ю.д.… … Энциклопедия права
Юрьев день — У этого термина существуют и другие значения, см. Юрьев день (фильм). Святой Георгий с житием. Ростовская икона XVI века Юрьев день (Егорьев день) славянский народный праздник, приуроченный к церковным дням памяти св. Георгия Победоносца.… … Википедия
Юрьев день — (осенний), 26 ноября по старому стилю, церковный праздник, посвящённый св. Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. На Руси по традиции в Юрьев день осуществлялся переход крестьян от феодала к феодалу (см. Выход крестьянский), так как к этому времени… … Энциклопедический словарь
Источник