- Что означает режим повышенной готовности
- chto_oznachaet_rezhim_povyshennoy_gotovnosti.jpg
- Похожие публикации
- Режим повышенной готовности (РПГ): что это и чем регулируется
- Введение режима повышенной готовности
- Режим повышенной готовности: права и обязанности граждан и юрлиц
- Что значит введение режима повышенной готовности
- Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации»
- Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации
- Обзор документа
Что означает режим повышенной готовности
chto_oznachaet_rezhim_povyshennoy_gotovnosti.jpg
Похожие публикации
По всей России сейчас действует режим повышенной готовности. Рассмотрим, в чем его суть, и на основании каких нормативных актов он установлен.
Режим повышенной готовности (РПГ): что это и чем регулируется
Режим повышенной готовности – это режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, устанавливаемый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (подп. «б» ст. 4.1 Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ). Также закон предусматривает режимы:
- повседневной деятельности, когда угрозы чрезвычайной ситуации нет;
- чрезвычайной ситуации – при ее возникновении и ликвидации.
В указанную выше единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС входят все органы управления, силы и средства федеральной, региональной исполнительной власти, муниципальных органов, в полномочия которых входит защита населения и территорий от ЧС (ст. 4 Закона № 68-ФЗ).
Следует принципиально разграничивать понятие «чрезвычайная ситуация» (с которой напрямую связан рассматриваемый режим) и «чрезвычайное положение». При их смысловой схожести разница между ними весьма значительна.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на конкретной территории, сложившаяся вследствие явления, представляющего опасность для граждан. В том числе, вследствие распространения инфекционного заболевания (ст. 1 Закона № 68-ФЗ). В настоящее время основная причина, по которой введен режим повышенной готовности – коронавирус и угроза его распространения.
Чрезвычайное положение (ЧП) – введенный на всей территории России (или в отдельных местностях) особый режим деятельности органов власти и организаций, при котором допускаются:
- отдельные ограничения прав и свобод жителей страны, прав организаций, общественных объединений;
- возложение на указанных лиц дополнительных обязанностей.
При этом, сложившаяся чрезвычайная ситуация может быть причиной введения ЧП (п. «б» ст. 3 закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ).
Для обеспечения ЧП привлекаются органы внутренних дел, ФСИН, ФСБ, нацгвардия, структуры гражданской обороны и органов по делам ЧС, вооруженные силы. То есть, ЧП – несопоставимо более масштабный режим с точки зрения консолидации национальных сил в сравнении с режимами повышенной готовности и ЧС.
Введение режима повышенной готовности
Правомочиями на введение режима повышенной готовности могут быть наделены разные структуры. РПГ может быть введен Правительством России на всей территории страны или в ее части в случае угрозы возникновения ЧС общегосударственного или межрегионального масштаба ( ]]> пп. «а».1 ст. 10 ]]> Закона № 68-ФЗ). Также правительство может установить обязательные правила поведения при введении данного режима.
Кроме того, РПГ может вводиться для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС:
- Органами власти субъектов РФ и муниципалитетов (подп. «м» п. 1, подп. «и» п. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ). Аналогично, указанные органы устанавливают на подконтрольных территориях правила поведения при введении рассматриваемого режима.
- Федеральными органами исполнительной власти, имеющими специальные силы и средства для реагирования на ЧС (п. 5 ст. 13 Закона № 68-ФЗ).
- Руководителями организаций, на территории которых может возникнуть ЧС (ст. 14 Закона № 68-ФЗ).
Во всех случаях при введении РПГ определяются обстоятельства, исходя из которых введен режим. Когда эти обстоятельства устраняются, компетентный орган власти отменяет соответствующий режим (п. 25, 26 Положения «О единой государственной системе предупреждения ЧС», утв. Постановлением Правительства России от 30.12.2003 № 794).
При действующем РПГ у органов власти, граждан и организаций появляются определенные права и обязанности. Устанавливаться они могут как Законом № 68-ФЗ, так и иными нормативными актами.
Режим повышенной готовности: права и обязанности граждан и юрлиц
В действующую нормативную базу, устанавливающую права и обязанности для различных лиц при РПГ, входят:
1. Закон № 68-ФЗ, утвердивший:
- право избирательных комиссий на откладывание голосований на выборах, референдумах в такой период (ст. 11.2 закона);
- обязанность граждан соблюдать законы и иные нормы, принятые на различных уровнях и направленные на защиту населения от ЧС, правила поведения при введении режима (ст. 19 закона).
2. Установленные на федеральном уровне правила поведения при угрозе ЧС.
Действующий свод правил утвержден Постановлением Правительства России от 02.04.2020 № 417. Они обязательны для исполнения всеми гражданами и организациями при введении РПГ (п. а. 2 ст. 10 Закона № 68-ФЗ). Также им предписывается выполнять решения Правительства, Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, должностных лиц, указанных в п. 8 и 9 ст. 4.1 Закона № 68-ФЗ.
Гражданам при РПГ необходимо выполнять действия, перечисленные в п. 3 Правил. В частности:
- соблюдать общественный порядок, требования законодательства о защите от ЧС, о санитарно-эпидемиологическом благополучии;
- выполнять требования руководителя ликвидации ЧС, представителей спецслужб и иных лиц, занимающихся ликвидацией ЧС.
Поскольку режим повышенной готовности сопровождается угрозой возникновения ЧС, гражданам также:
- необходимо при получении сигнала оповещения о такой угрозе оперативно знакомиться с информацией о порядке действий, поступающей по радио или ТВ, или в виде смс-сообщений (п. 2 Правил);
- запрещается производить действия, перечисленные в п. 4 Правил (например, препятствовать работе управомоченных лиц, распространять недостоверную информацию о ЧС, создавать угрозу собственной безопасности жизни и здоровью и т.п.).
Организации обязаны немедленно оповещать работников и иных лиц, находящихся на предприятии, об угрозе возникновения ЧС (п. 5 Правил). А также выполнять, в зависимости от складывающейся обстановки, те или иные действия, предусмотренные п. 6 Правил, в т.ч. — приостановить свою деятельность, предоставить имеющиеся средства индивидуальной защиты (СИЗ), организовать эвакуацию людей с территории организации и оказывать содействие проведению эвакуационных мероприятий властями.
Кроме того, организациям нужно оперативно направлять в органы единой государственной системы сведения по защите населения и территорий от ЧС (п. 7 Правил).
3. Постановление Правительства России от 30.12.2003 № 794 (ред. от 02.04.2020) — регламентирует работу Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС. Органы управления данной системы обязаны при РПГ усиливать контроль над состоянием экологии, природными явлениями, прогнозировать ЧС.
К числу ключевых обязанностей органов Единой государственной системы можно отнести принятие мер, направленных на защиту жизни и имущества граждан, применение СИЗ, информирование о ситуации и иные.
3. Региональные нормативные акты, принятые в связи с РПГ.
Они обязательны к исполнению гражданами в силу положений ст. 19 Закона № 68-ФЗ. В Москве, например, принят Указ Мэра от 05.03.2020 № 12-УМ (ред. от 07.05.2020) — данный региональный нормативный акт вводит большое количество ограничений для граждан и организаций столицы. Аналогичные по сфере применения нормативные акты сейчас приняты и в других субъектах РФ. С учетом развития ситуации, положения региональных нормативов (как и федерального законодательства) могут регулярно корректироваться.
За невыполнение обязанностей, предусмотренных положениями приведенных выше нормативов, в условиях режима повышенной готовности на граждан и организации налагаются штрафные санкции на основании ст. 20.6.1 КоАП РФ. Также могут применяться нормы об административных нарушениях, действующие на уровне субъекта РФ.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Источник
Что значит введение режима повышенной готовности
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации»
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 апреля 2020 г. N 417
Правила
поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации
1. Граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. При получении сигнала оповещения и (или) экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам необходимо немедленно прослушать информацию об алгоритме действий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, передаваемую в рамках трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, либо ознакомиться с такой информацией, передаваемой коротким текстовым сообщением по сети подвижной радиотелефонной связи. При невозможности ознакомления с такой информацией гражданин должен обратиться в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования либо по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112».
3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:
а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее — уполномоченные должностные лица);
в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;
д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом «в» настоящего пункта и подпунктами «б» и «в» пункта 4 настоящих Правил.
4. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается:
а) создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта;
б) заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону;
в) осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью;
г) осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации;
д) распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
5. При получении сигнала оповещения и (или) экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации организации незамедлительно оповещают об этом своих работников и иных граждан, находящихся на территории организации.
6. В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации:
а) обеспечивают проведение эвакуации с территорий организаций работников и иных граждан, находящихся на их территориях, а также оказывают содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в проведении эвакуационных мероприятий с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации;
б) предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях;
в) проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности своих работников в чрезвычайных ситуациях;
г) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
д) приостанавливают свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях.
7. Организации обязаны своевременно представлять в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обзор документа
Оговорены действия граждан и организаций при введении режима повышенной готовности или ЧС.
При получении соответствующих инструкций граждане должны эвакуироваться и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления регионом, муниципалитетом и организациями), предназначенное для защиты населения от ЧС.
Необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а также при наличии документы, дающие право не соблюдать ограничения.
Запрещается создавать угрозу безопасности, жизни, здоровью, санэпидблагополучию граждан и распространять заведомо недостоверную информацию.
Организации обеспечивают эвакуацию со своих территорий, предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от ЧС, приостанавливают свою деятельность при угрозе безопасности людей.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Источник