- Что такое «второй экран»?
- Использование «второго экрана» российскими телеканалами: технология и монетизация
- История
- Российские примеры «второго экрана»
- «Первый канал» — Олимпийские игры 2014 и «Голос»
- Сериалы
- Конкурсные механики
- Сквозной «второй экран»
- Нюансы реализации «второго экрана»
- Кому нужен «второй экран»
- «Второй экран» и монетизация
- Контент для «Второго экрана»
Что такое «второй экран»?
Возможно, мы еще до конца этого не осознаем, но взрывной технологический скачок начала XXI века привел к изменению нашего отношения к информации. Цифровое телевидение, мобильная связь, интернет, — наше сознание становится все более гибким и устойчивым к лавинообразному потоку новостей. Но и технологии не стоят на месте, только теперь критерием эффективности становится не сама возможность подключения к какому-то каналу, а качество предоставляемых услуг. Кроме того, все чаще и чаще речь заходит о гибридных разработках, которые позволяют совместить сразу несколько направлений. Типичный пример — технология, которая носит название «второй экран» (second screen) и которая завоевывает все больше сторонников среди специалистов. Дмитрий Строц рассказывает об одном из самых модных телевизионных трендов последнего времени.
Возможности «вторых экранов» применимы абсолютно к любой трансляции, в том числе и спортивной
Началось все в Америке, которая пережила смартфон-бум еще лет пять назад. В 2009 году исследования показали, что большинство зрителей смотрят телевизор, не выпуская из рук любимый планшет или смартфон. Причем многие телезрители не просто «копались в сети», используя телевизор в качестве фона, а непосредственно искали информацию, связанную с просматриваемыми передачами или делились с друзьями своими впечатлениями. И тогда у разработчиков возникла идея — раз уж публика все равно использует «второй экран» параллельно с просмотром телевизора, то надо людям помочь.
Так и стали возникать многочисленные сервисы, призванные расширить информационную насыщенность обыкновенных телепередач до невероятных пределов. Суть этих сервисов довольно проста — вы устанавливаете на свой планшет или смартфон приложение, которое автоматически синхронизировано с просматриваемым вами телеканалом и выдает вам массу дополнительной информации о том, что вы в настоящий момент смотрите.
Плюсы «второго экрана» проще всего понять на примерах. Представьте себе, вы смотрите фильм и видите знакомого актера, имя которого никак не можете вспомнить. Что вы сделаете, если у вас под рукой смартфон или планшет, а также нетерпеливый характер? Правильно: вы открываете браузер, вводите название фильма и, пролистав «левые» ссылки, находите, допустим, страницу на Википедии, где в списке ролей находится тот, кто вам нужен. Согласитесь — долго.
А теперь иной вариант — вы просто запускаете приложение, и ваш смартфон автоматически определяет название фильма и предоставляет всю необходимую информацию об актерах, режиссере, покажет серию фото и видео со съемок, а также поделится набором интересных фактов об этой кинокартине. Более того, не успеет пройти напряжение от головокружительной погони или батальной сцены, как второй экран сам выдаст вам небольшое видео о том, каким образом эта сцена была снята. Или интервью режиссера. А заодно предложит обсудить увиденное с другими зрителями или просто оставить свое мнение о картине на ваше страничке в социальных сетях.
В 2009 году исследования показали, что большинство зрителей смотрят телевизор, не выпуская из рук любимый планшет или смартфон
Разумеется, возможности «вторых экранов» применимы абсолютно к любой телепередаче. Так, например, во время трансляции футбольного матча вы можете, не отвлекаясь от просмотра прямого эфира, изучить биографию игроков, историю клубов, статистику прошлых игр и интервью спортсменов и тренеров. А во время просмотра выпуска новостей, вам доступен не просто минутный репортаж о пресс-конференции президента, но и комментарии экспертов и аналитиков, а также возможностью поделиться своим политическим мнением! Согласитесь — удобно!
И это не единственный плюс, связанный с использованием «вторых экранов». Ведь дополнительная информация нужна не только телезрителю, но и тем, кто сидит «по ту сторону» телеэкрана — прежде всего, продюсерам. Благодаря «вторым экранам» они могут получать исчерпывающую статистику о том, что в настоящий момент смотрят пользователи, и какие передачи или даже эпизоды этих передач вызывают у них наибольший всплеск эмоций, а какие, напротив, совсем не интересны. Выигрывает опять же зритель, потому что, имея дополнительные данные, телекомпания может сформировать максимально интересную программу.
Во время трансляции футбольного матча можно, не отвлекаясь от прямого эфира, изучить биографию игроков, историю клубов, статистику прошлых игр
Необходимо понимать, что «вторые экраны» ни в коем разе не заменяют «главный» экран, а играют роль дополнительного справочника, интегрированного с социальными сетями и позволяющего максимально разнообразить впечатления от эфира. Главное, что при использовании вспомогательного гаджета вы сами решаете, какая дополнительная информация вам нужна, точно так же, как сами решаете, какую телепередачу по какому телеканалу смотреть.
Однако, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а в случае со смартфоном или планшетом — прикоснуться пальцами. И здесь у нас есть примеры уже не из зарубежной, а отечественной практики, такие, например, как мобильные приложения телеканала «Еда» или телеканала Russian Travel Guide. В первом случае вы получите, например, записи интересных кулинарных рецептов, а во-втором — подробную информацию о туристических маршрутах.
Технологии изменяют нашу жизнь, меняя тем самым и нас самих. И прогнозируя, каким будет телевидение будущего, нельзя не сказать о том, что смотреть мы его будем, скорее всего, держа под рукой мобильный компьютер и получая благодаря «второму экрану» дополнительную дозу интересных нам сведений. Причем случится это не в гипотетическом будущем, а уже в самое ближайшее время.
Источник
Использование «второго экрана» российскими телеканалами: технология и монетизация
Second screen или «вторым экраном» часто называют мобильное устройство, которое дополняет просмотр телевизионной программы интерактивом, благодаря чему у пользователя появляются расширенные возможности для взаимодействия с контентом передачи.
Специалист по маркетингу студии Touch Instinct Алиса Машкова написала для ЦП колонку, в которой рассмотрела примеры использования «второго экрана» в России, рассказала о нюансах реализации технологии, ее монетизации и контенте, наиболее подходящем для second screen.
История
Первую заявку на патент подобной технологии подала Google в 2003 году, но тогда вторым экраном должен был стать десктоп. Одним из первых известных проектов в этой сфере стал сериал Gray’s Anatomy. 3 февраля 2011 года зрители канала ABC смотрели телевизор, получая дополнительную информацию о серии на своих iPad.
Сегодня материалов и кейсов по многоэкранному взаимодействию сотни, а взаимодействие осуществляется на всех типах устройств — от умных часов до умных телевизоров.
Российские примеры «второго экрана»
Рассмотрим технологию «второго экрана», когда телевизионная трансляция сопровождается дополнительной информацией на мобильном устройстве — для повышения интереса к телевизионному продукту и вовлечённости в просмотр.
«Второй экран» бывает двух типов: сквозной — работающий со всей сеткой передач телеканала, и специфичный — предоставляющий контент под конкретный сериал или передачу.
Технология развивается в России недавно, поэтому количественной статистики по большинству проектов нет (мы запросили цифры у владельцев описанных приложений). Поэтому в материале мы расскажем в первую очередь о самих приложениях и их функциях.
«Первый канал» — Олимпийские игры 2014 и «Голос»
Российские телевизионщики начали внедрять технологию «второго экрана» в 2013 году. «Первый канал» использовал её в декабре на Кубке «Первого канала» по хоккею, а потом и на Олимпийских играх 2014 года в Сочи.
Зрители получали дополнительную информацию о спортсменах и ходе состязаний с помощью мобильного приложения. Контент на устройствах следовал событиям в трансляции: оперативные фотографии ярких моментов, информация об игроках, расписание состязаний и интересные факты.
После завершения олимпиады «Первый» убрал эту функцию из приложения. Ниже — раритетный скриншот о том, как это было.
У «Первого» есть еще одно приложение с использованием second screen — для шоу «Голос». Задача зрителей — с помощью онлайн-голосования во время передачи угадать, кто пройдет в следующий тур. Телезрители, набравшие максимальное количество баллов, получают приглашения на прямые эфиры шоу — четвертьфиналы, полуфинал и финальную программу.
Особенность в том, что приложение — сезонный продукт. В App Store «Голос» появится вновь вместе с новым сезоном шоу в начале сентября.
Сериалы
Другой российский проект, заслуживающий внимания — «Молодежка» на телеканале «СТС». Второй сезон сериала получил дополнение в качестве приложения с функцией «второго экрана».
Если «Первый канал» давал информационный контент, то «СТС» усилил развлекательную составляющую. С помощью приложения можно скачать музыку из сериала или увидеть, кто звонит главному герою во время эфира. Также там проводятся викторины между пользователями, публикуются ролики со съемок и интервью с актерами.
В приложении «Молодежки» нет сложной навигации — достаточно зайти в раздел «Второй экран». Оно синхронизируется по звуку с той серией, которую смотрит пользователь.
Конкурсные механики
Мобильные приложения активно используются для организации телевизионных конкурсов. В простейших случаях это ещё один способ голосования в дополнение к привычной горячей линии телефона, SMS и сайту. Таким было приложение для конкурса «Евровидение 2015».
С приложением музыкального шоу «Главная сцена» (телеканал «Россия 1») зрители получили чуть больше взаимодействия в реальном времени. В течение трансляции пользователи пытались угадать, пройдет ли участник шоу в следующий тур. Итоги каждого раунда отображались на экране мобильного сразу после окончания выступления в эфире. Организаторы поощряли призами самых активных пользователей.
Механика приложения шоу «Артист» построена на онлайн-голосовании. Даже члены жюри в зале голосовали с помощью смартфонов. Зрители влияют на результаты шоу, то есть на то, какие участники останутся в проекте. Если более 70% зрителей проголосуют в приложении «за», то исполнитель проходит в следующий тур.
Прямо в зале поднимается четырехметровая стена, на которой выводятся реальные фотографии пользователей, отдавших свой голос в мобильном приложении.
Сквозной «второй экран»
Мобильные версии сайтов тоже могут относиться к категории «второго экрана». Пример тому — версия сайта телеканала « Еда», созданная для браузеров смартфонов и планшетов.
Трансляция сопровождается дополнительным контентом — фотографиями блюд, рецептами, снимками со съёмок передачи.
Продуман важный момент: когда программа заканчивается, пользователя спрашивают, хочет ли он остаться на странице завершившейся передачи, или собирается обновить её. Это важно, если пользователь, к примеру, готовит блюдо прямо во время просмотра выпуска.
После авторизации в приложении доступен чат, имеющий отдельное пространство под каждую программу. Примечательно, что у телеканала есть мобильное приложение, но функции «второго экрана» там нет.
Нюансы реализации «второго экрана»
Самый простой вариант — по времени синхронизировать работу приложения с телеканалом, или периодичностью в несколько секунд забирать информацию с backend-сервера о том, какая передача сейчас идёт. Этот метод хорош для сквозных «вторых экранов», прямых трансляций конкурсов и соревнований.
Второй способ — синхронизироваться по звуку. Он полезен, когда зрители могут смотреть контент в записи или в онлайн-кинотеатрах. Самим разрабатывать такую технологию может быть дорого.
Существуют готовые API, которые можно использовать в сторонних приложениях. Планшет или телефон записывает звук, формирует его компактный отпечаток и отсылает через API. Поставщик API ищет похожий отпечаток в своей базе и возвращает соответствующую ему передачу. Так, например, работает приложение «Молодежки».
Кому нужен «второй экран»
В России «второй экран» используют для повышения лояльности телезрителей, привлечения внимания к бренду телеканала и увеличения аудитории трансляций.
После трех серий второго сезона «Молодежки» 27 тысяч человек поделились во «ВКонтакте» информацией о том, что смотрят сериал с помощью «второго экрана». К середине сезона этот показатель достиг отметки в 250 тысяч.
«Второй экран» и монетизация
Монетизация «второго экрана» не отличается от монетизации обычного приложения. Телеканалы показывают там баннерную рекламу, транслируют рекламные видеоролики и продают дополнительный контент.
Еще один канал для получения дохода — product placement с возможностью сопутствующей покупки. Если приложение предложит зрителю приобрести вещь, которую носит любимая героиня, то интерес к покупке уже будет подогрет. Желание усилится, если есть возможность оплатить покупку в одно касание мобильного экрана.
На рынке есть приложения, где «второго экрана» как такового нет, но компании повышают лояльность зрителей с помощью других механик. Телеканал «ТНТ» разделил свою аудиторию на два приложения — « Телеканал ТНТ» и «ТНТ-club». В первом пользователю доступно только платное скачивание сериалов и шоу канала. Во втором содержится уникальный внеэфирный контент: эксклюзивные видео, интерактивные публикации, цитаты и интервью звезд. Пользователи получают баллы и подарки за активность.
Отличие от конкурентов — развитая партнерская сеть, представители которой дарят пользователям приложения скидки на свои услуги. Туда входят Panasonic, InterSport, «Санрайз Тур», «Техносила» и другие компании.
Контент для «Второго экрана»
С согласия юзабилити-специалиста Максима Королёва, приводим некоторые цифры и факты, полученные при исследовании приложения «Молодёжки» компанией Usability lab для СТС. Авторы интервьюировали зрителей до и после просмотра, а также наблюдали за респондентами во время трансляции.
В результате исследователи рекомендуют следующие правила:
- Тексты сообщений не должны превышать 15 слов. Если они длиннее, это отвлекает от просмотра.
- Обновляйте контент виджетов за несколько секунд до кульминационных моментов на экране.
- Пользователю нужна индикация обновления новостей (вибрация).
- Также зрителю важно ощущать, что другие пользователи тоже участвуют в интерактиве. Показывайте результаты голосования и опросов, чтобы человек осознавал причастность к продукту.
- Во время эфира пользователь, как правило, уточняет имена актеров, участвует в викторинах и голосовании. На потом он оставляет подробные описания, рекламные предложения и навигацию по сериям.
Источник