Что значит второй дан

Что значит второй дан

Система поясов в каратэ

Градация мастерства в каратэ построена на системе поясов и степенях. Ученические степеня это кю (от 9 до 1), а мастерские — дан (от 1 до 9). В зависимости от уровня мастерства различаются цвета поясов. Чем выше уровень мастерства, тем темнее оттенок. Хотя раньше существовало всего два ученических пояса (белый и коричневый), сейчас их по крайней мере семь (белый, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, тёмно-синий, коричневый). Мастера носят черные пояса (теоретически, на практике нередки случаи полной некомпетентности некоторых «мастеров», но это уже человеческий фактор).

9 кю Новичок
8 кю
7 кю
6 кю
5 кю
4 кю
3 кю
2 кю
1 кю
1 дан Мастер

К сожалению сейчас во многих секциях распространена гонитьба за поясами, без освоения соответствующей техники. Это приводит к полному нивелированию указанной градации, и владение поясом поэтому не должно восприниматься как гарантированный уровень мастерства.

На практике у меня был очень интересный случай, когда один человек на протяжении многих лет тренировок владел коричневым поясом и не сдавал на черный. На мой вопрос почему он не сдает на черный пояс, он ответил — «Я еще не чувствую себя мастером. » Думаю многим «черным поясам» стоит поразмышлять над этим.

Пояса, даны и кю в каратэ

Каратэ оби — это пояс, который служит для того, чтобы удерживать ги запахнутым, но значение оби гораздо больше, чем просто «быть завязкой». Подобно ги, оби имеет символическое значение.

Первый символический аспект оби — цвет. Традиционные окинавские школы каратэ имеют пояса следующих цветов — белого, желтого, зеленого, коричневого и черного. В некоторых стилях, например, в себаяси серинрю каратэ-до, рокудан и выше носят красно-белый пояс, а кайте — великий мастер Эидзо Симабукуро — носит красный пояс.

Читайте также:  Ant что значит магнитола

По традиции когда кто-то начинает изучение каратэ, ему дают белый оби. Через некоторое время белый пояс от пота, пролитого на тренировках, становится желтым. После многих месяцев тяжелых тренировок, пояс становится зеленым. После нескольких лет занятий пояс становится коричневым. Если каратэка продолжает свои тренировки, то пояс постепенно становится черным. Черный пояс означает, что человек старательно изучал каратэ много лет.

Если каратэка посвятил изучению боевых искусств всю свою жизнь, то его оби сначала продолжает темнеть, а потом начинает изнашиваться и выцветать На нем появляются белые пятна. На оби также остаются пятна крови от многих испытаний, которым каратэ подвергает всех каратэка, и на поясе вместе с белым появляется красный цвет. После нескольких десятилетий служения каратэдо оби истинного мастера становится белым с красными пятнами или даже полностью красным. Иногда черный оби мастера становится полностью белым. Это означает, что каратэка прошел полный круг и достиг просветления.

Сегодня традиционные окинавские стили сохраняют традиционные цвета поясов, в отличие от многих других стилей, которые используют большее количество цветов для того, чтобы стимулировать прогресс учеников более часто.

Белый — это цвет невинности. Он указывает того ученика, сознание и дух которого «не заполнены», того, кто наивен относительно духовных аспектов каратэ-до. Белый цвет также показывает, что человек мало знаком с техникой каратэ. Белый цвет — это цвет новичка, того, «чья чашка пуста».

Желтый — это цвет солнца, цвет света, цвет богатства. Желтый оби указывает того, для кого свет нового дня начал сиять. Это цвет того, чей дух, понимание и технические навыки растут.

Зеленый — это цвет роста, цвет травы и лесов. Зеленый оби указывает тех, кто начал поглощать свет, тех, у кого навыки и дух начинают расцветать и приносить плоды.

Коричневый — это цвет земли, цвет опоры. Коричневый оби имеет тот, чья техника становится совершенной, чье сознание плодородно и чей дух крепок.

Черный цвет — это смешение всех цветов. Он указывает тех, кто смог преодолеть препятствия, с которыми ученики сталкиваются в первые годы изучения каратэ. Черный — это цвет ночи. Он показывает, что первый «день», который начался с желтого оби, закончен, и новый день наступает. Этот цвет показывает, что каратэка стоит в самом начале своего Пути.

Сущность градации по поясам (рангам) в каратэ

Ранги отмечают прогресс каратэ-ка. Они являются одновременно наградой за выполненную работу и поощрениями для продолжения работы. Все это, особенно официальное признание некоторого технического и ментального уровня, достигнутого им, то о чем настоящий каратэ-ка должен думать меньше всего. Действительно, нужна внутренняя сила, чтобы не желать повышения разряда и страстно стремиться к более высокому знаку, который существует только для того, чтобы вызывать восхищение и зависть у других, ибо, не есть ли это форма нездорового интереса к внешним отличиям, если союз тела и духа не придает значения этим факторам.

В Японии никому из каратэ-ка не придет в голову намекнуть своему учителю, что он хочет быть возведен в тот или иной ранг, а это довольно часто случается в западных клубах, как доказательство низкого уровня духовности. Ранги — это старая японская традиция, которая существует также в искусстве икебана, шашках, плавании. Успех в этих видах спорта или искусствах отмечается понятием «дан» (ступень, уровень); то же и в боевых искусствах. В последних разряд материализован в форме цветного пояса.

Настоящий каратэ-ка должен пройти первые 9 кю (классы), а затем уже получить возможность сдавать экзамен на первый дан. На это в среднем уходит три года. Стоит всегда помнить о том, что разряд не добавляет значимости человеку, а сам человек придает цену разряду, и что разряд не покупают, а получают в награду за реальный постоянный труд.

Ранг, конечно же, является наградой за определенный технический уровень, достигнутый в результате упорных тренировок. Высокие ранги, однако, еще больше разграничивают степень прогресса по отношению к духовному овладению собой. До первого дана каратэ-ка «строит» для себя техническую базу, до второго дана — он ее усложняет, имеющий третий дан должен знать всю основную технику и все ката, соответствующей школы. До 4-го дана каратэ-ка оттачивает свою технику, совершенствует свой стиль. Итак, человеку нужно примерно 15 лет практики для того чтобы стать сознательным, скромным и научиться выполнять внутреннюю работу. Только тогда он подступает к высшим ступеням, на которых овладение собой и техникой есть выражение союза тела и духа, а в этом и состоит настоящая цель боевого искусства.

После получения черного пояса, что может быть приравнено к званию «мастер спорта», начинается восхождения по степеням — данам. На каждый дан, в том числе и на первый, сдаются сложные экзамены, включающие спарринг с сильнейшим противником и комплексы ката. В некоторых школах существуют также промежуточные степени между данами. Например, ни-дан-хо означает «приближающийся ко второму дану», то есть кандидат в мастера второго дана.

Второй дан служит определенным качественным этапом в изучении каратэ. Считается, что обладатель второго дана освоил всю доступную технику спортивного каратэ и далее должен совершенствоваться в военно-прикладных аспектах, а также в сфере духовной. Для получения второго дана требуется не менее четырех лет упорных занятий, а для получения третьего дана — не менее шести. Впрочем, в старину ученики не могли и мечтать о третьем Дане после каких-то шести лет. Как правило, от обладателя третьего дана требуется знание не менее четырнадцати ката, виртуозная техника и выигрыш первого-второго места на соревнованиях национального или международного класса.

Для обладателей четвертого, пятого и шестого дана каратэ чаще всего становится основной профессией, смыслом всей жизни. Они преподают в лучших школах каратэ и носят название рэнси — тренера-наставника. Этого рубежа обычно достигают не ранее тридцати пяти лет. Отличительной особенностью черных поясов рэнси является красная полоса, идущая у четвертого дана по верху, а у пятого — по низу пояса.

Мастера следующих двух степеней (не моложе сорока лет) считаются носителями традиций школ. Их именуют кёси — «наставники». Они возглавляют крупные школы, консультируют, входят в судейские коллегии, но сами уже не выступают на соревнованиях и не проводят тренировок. На их черных поясах красная полоса проходит посередине.

Более высшие даны присваиваются за особые заслуги в каратэ. Обладатели высших данов считаются носителями высшей духовной мудрости бу-до, которая постигается с годами, поэтому никогда еще высшие даны не присваивались молодому человеку, даже если он наделен недюжинными физическими способностями и технически прекрасно подготовлен.

Система ступеней совершенствования в Шотокан Каратэ-до

Совершенствование в Шотокан Каратэ-до при изучении ученических ступеней должно проходить поэтапно, от 10 кю к 1 кю. Это объясняется тем, что на каждой ступени изучается новая техника, новые разделы, что постепенно и плавно связывают одну ступень с другой, предыдущую с последующей. На усвоение программы одной из ступеней требуется определенное количество времени: 3-4 месяца или 6-12 месяцев, это зависит от уровня ступени и индивидуального подхода занимающегося. С каждой новой ступенью программа становится все сложнее и сложнее, в нее добавляются новые техники и разделы.

Если Каратэ-ка (тот, кто занимается Каратэ) проходит курс обучения по такой схеме, не перепрыгивая и не пропуская какую-либо ступень и раздел, то он формирует свое тело гармонично, с чувством мер и пропорций, а также укрепляет дух и развивает интеллект. Так как Шотокан Каратэ-до — это боевое искусство, вернее «боевой путь», то параллельно с развитием тела нужно развивать Дух и Разум. На каждой определенной ступени вместе с развитием техники ещё нужно уделить много времени таким разделам: специальная подготовка, йога, дыхательные упражнения, умственная подготовка, физическая подготовка. Это обязательное требование к занимающимся, т.к. практикующий Шотокан Каратэ-до, в первую очередь, должен сформироваться как Человек и быть всесторонне развитой личностью.

Если какая-либо ступень, какой-либо раздел будут пропущены и не проработанные, то они будут являться слабым звеном в подготовке бойца. А как известно — рвется там, где тонко. И это слабое звено (слабая ступень, раздел) может дать трещину в технике, тактике, физической подготовке, эмоциональном состоянии каратэки и привести к поражению в решающей момент.

Но только сильный Духом и обладающий Разумом Человек может сформировать сильное тело и прийти к Всеобщей гармонии, а такие люди не знают поражения и становятся непобедимыми.

Нужно только это захотеть и сделать!
Это сможет каждый!
Это сможете сделать и Вы.

Поэтому тот, кто начал заниматься Шотокан Каратэ-до должен совершенствовать свой Дух, Разум и Тело ежедневно и улучшать себя с каждым занятием. Нужно поверить в Себя, в свои возможности и доверять Учителю!

Источник

Сколько данов в тхэквондо? В чём уникальность системы степеней мастерства в тхэквондо?

Тхэквондо как вид боевого искусства подразумевает комплекс духовной и физической тренировки для самообороны. Для оценки уровня мастерства занимающихся в этом единоборстве используется уникальная система. Шкала рейтинга разделена на 10 ступеней.

Ступени мастерства и их символы в тхэквондо

По мере наработки и тренировки навыков ученикам присуждают гыпы. Это уровни техники, физического развития и духовности тхэквондиста. Начинается отсчет с десятого, то есть зеркально. По мере тренировок и аттестаций ученик добирается до 1 дана. В случае если ему нет 15-ти лет – первого пума.

Отражение этой системы – цвет пояса. Все тхэквондисты начинают с белого. Этот цвет говорит о чистоте помыслов. С присвоением нового уровня меняется и цвет пояса: желтый, зеленый, синий и красный. К этому моменту ученик должен освоить удары разной сложности, к примеру, в прыжке. Также он должен четко знать ритуалы, такие как правильное повязывание пояса и приветствие старших.

Если у четных гыпов цвет определенный, то нечетные представлены сочетаниями соседних. Например, девятый – бело-желтый, а вот первый – красно-черный. Его носят дети до 15 лет, но уже освоившие мастерство тхэквондо. Когда ученик доходит до 1 дана, он становится мастером и повязывает черный пояс. Этот цвет означает достоинство и сохраняется по мере продвижения по данам дальше.

Почему именно такие цвета выбрали в боевых искусствах?

  • Белый, как было упомянуто выше, это символ зарождения и чистоты; как и ученик, которому только предстоит погрузиться в боевое искусство.
  • Желтый – символ восхода и начала. Означает, что ученик уже встал на путь и сделал первые шаги.
  • Зеленый – распускающаяся природа весной и насыщенное зеленью лето. Признак того, что в воспитаннике присутствуют первые зерна мастерства, и он воспринимает себя как часть большой культуры.
  • Синий – это небо и море. Ученик хоть и стал крупицей целого, но осознает, что познать все тхэквондо до конца – большой труд. Последователь постепенно погружается в глубины духовности этой культуры.
  • Красный – спелый, зрелый плод. Готовый к сбору урожая и подведению итогов. С этим поясом приходят и новые цели.
  • Черный объединяет в себе все цвета спектра. Это символ рассудительности и наполненности духа.

Продвижение по системе гыпов – обязанность аттестационной комиссии, в которую входят тренеры не ниже 1 первого дана. Такую судейскую бригаду собирают раз в три месяца. Тренеры рассматривают заявки учеников, которые желают повысить уровень мастерства. Спортсмен при этом должен быть готов технически и духовно, иначе к боевому экзамену не допускается.

Сколько данов в тхэквондо?

Всего насчитывается девять данов. Получить первый дан и черный пояс – не значит стать абсолютным мастером. В тхэквондо с первого до третьего дана считаются начальными степенями, и для их присуждения аттестационная комиссия оценивает технические навыки. Также требуется знание истории боевого искусства. Обычно эти спортсмены – помощники мастера.

Чтобы завоевать четвертый дан, тхэквондист сдает специальный тест. Это либо письменный экзамен, либо реферат. В случае успеха спортсмена причисляют к сонму мастеров. Еще одно условие – временной ценз. Получить этот дан можно лишь спустя 7 лет со старта обучения. В действительности такое событие всегда происходит позже. Считается, что за этот период тхэквондист в нужной степени осваивает духовность боевой культуры, и обладает достаточными физическими и умственными способностями.

С четвертого по шестой дан мастера получают звание учителей. Обладатели седьмого и восьмого дана – мастера. Девятый дан – это уже признак истинного величия. Его носители берут учеников и открывают целые школы. Асы такого уровня могут руководить Национальными и Всемирными организациями, проводить собственные семинары. Часто они обладают научными степенями и званиями в тхэквондо.

Абсолютом считается самый высший – десятый дан. Однако его можно получить по достижении 60-летнего возраста, освоив в совершенстве культуру, технику и возможности боевого искусства.

Считается, что срок для получения черного пояса зависит от интенсивности тренировок. К примеру, его можно завоевать по истечении всего лишь одного года занятий, с условием, что тренировки будут длиться 4 часа шесть дней в неделю. От первого до второго дана этот срок тоже равен году, до третьего – два и так далее, по нарастающей.

В завершение отметим, что существует несколько версий тхэквондо. В олимпийской аттестацию проводят по единому стандарту, который разработали в Куккивоне – Всемирной штаб-квартире тхэквондо. Правом провести оценку обладает национальная спортивная федерация, а также мастера, которым Куккивон делегировал такое разрешение. Документ, подтверждающий дан или пхум – это сертификат, который признан во всем мире.

В неолимпийских версиях за правила аттестации отвечает и устанавливает их международная федерация, в составе которой находятся национальные спортивные организации.

Турнир:
Чемпионат Германии. Бундеслига

Источник

Оцените статью