Экономическая библиотека
Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Первичные и вторичные потребности
Психологи говорят, что человек испытывает ПОТРЕБНОСТЬ, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. Содержательные теории мотивации представляют попытки классифицировать Эти общечеловеческие потребности по определенным категориям. До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей. Однако большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные и вторичные.
Рис. 33. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности.
ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности. ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию.
Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение — это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цели в этом смысле — это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Например, если вы ощущаете потребность в сложной работе, это может побудить вас попытаться достичь цели в виде получения места, обеспечивающего ее. Получив такое место, вы можете обнаружить, что работа там на самом деле не такая сложная, как вы предполагали. Это может заставить вас работать с меньшим усердием или искать другое место, на котором ваша потребность будет удовлетворена. На рис. 33. показан такой тип поведения.
Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как ЗАКОН РЕЗУЛЬТАТА. Пол Лоуренс и Джей Лорш отмечают:
«В процессе того, как человек старается разрешить свои проблемы, конкретные типы повелении оказываются каким-то образом вознагражденными. При этом люди запоминают, каким образом им удалось справиться с той или иной проблемой. Следовательно, когда в следующий раз человек встречается с какой-то проблемой, он пытается разрешить ее уже опробованным способом. По прошествии времени, так как некоторые из моделей поведения оказываются последовательно вознагражденными, человек осознает, что полагаться надо именно на них».
Продолжая наш пример, отметим: если вы видите, что, поставив перед собой какую-то задачу, вы удовлетворяете свою потребность в содержательной работе, вы будете стремиться и в будущем искать аналогичные задачи.
Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации. Например, вспомним приведенное в гл. 3 описание ситуации, когда внедрение технологии разработки длинного пласта на угольных шахтах разрушило независимые рабочие группы и лишило шахтеров близких межличностных отношений. Это пример того, как характеристики производственной ситуации и соответствующих задач могут влиять на удовлетворение потребностей. Новая технология также не давала шахтерам ощущения завершенности и содержательности выполняемой работы, потому что при новом методе каждый шахтер выполнял лишь малую часть общего процесса добычи угля. Следовательно, люди не имели возможности проявить все свои способности. В результате ухудшилась производственная дисциплина, увеличились число прогулов и текучесть рабочей силы, снизилась производительность труда. Эти проблемы исчезли сами собой, когда администрация так видоизменила производственный процесс, что технология перестала вступать в конфликт с потребностями людей.
СЛОЖНОСТЬ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ПОТРЕБНОСТИ. Важно отметить, что не все рабочие испытывают высокую потребность в достижениях и независимости и похожи на шахтеров в описанном выше примере. У всех людей разные отпечатки пальцев, а характеры людей — это соединение самых различных черт. Отсюда следует, что существует огромное количество разнообразных конкретных человеческих потребностей, тех целей, которые, по разумению каждого человека, приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов поведения при достижении этих целей. Анализируя эту проблему, Стефен Кэрролл и Генри Тоси отмечают:
«Структура потребностей человека определяется его местом в социальной структуре или ранее приобретенным опытом. Следовательно, между людьми существует множество различий в отношении тех потребностей, которые для них важны. Что еще более важно, так это то, что есть множество путей и способов удовлетворения потребности конкретного типа. Например, потребность в утверждении собственного «я» одного человека можно удовлетворить, признав его лучшим работником отдела. А удовлетворить аналогичную потребность кого-то другого — означает признать лучшим фасон его одежды, объявив всем, что он одевается лучше других в группе. Конкретный способ, которым человек может удовлетворить свою конкретную потребность, определяется им исходя из его жизненного опыта. Мы узнаем опытным путем, что некоторые ситуации являются более желательными (вознаграждаемыми), чем другие, и стремимся именно к ним. Других ситуаций мы стараемся избегать».
Таким образом, создание рабочих мест с более сложными задачами и большей ответственностью имеет положительный мотивационный эффект для многих рабочих, но отнюдь не для всех. Руководитель должен всегда иметь в виду элемент случайности. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других. Кроме того, организации по своей природе усложняют практическую теорию мотивации, ориентированных на отдельных индивидов. Взаимозависимость работ, недостаток информации о результатах работы отдельных людей, частые перемены в служебных обязанностях из-за совершенствования технологии — все это усугубляет сложность мотивации.
Вознаграждения
В ходе анализа проблем мотивации мы будем ссылаться на применение вознаграждений для побуждения людей к эффективной деятельности. В разговоре о мотивации слово «вознаграждение» имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствия, с которыми чаще всего это слово ассоциируется. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ — это все, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Вот простой пример. Чемодан, полный стодолларовых банкнот, будет восприниматься большинством людей цивилизованных наций как весьма ценное вознаграждение, а для членов примитивного филиппинского племени Тасадей сам чемодан, вероятно, будет представлять большую ценность, чем находящиеся в нем деньги. Аналогично, весьма состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов искренне дружеских отношений более ценными для себя, чем крупная сумма денег.
ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ. Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. ВНУТРЕННЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения — создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи. Фирма «Вольво», например, упразднила часть линий конвейерной сборки на одном из экспериментальных заводов, заменив их сборочными бригадами, чтобы увеличить внутреннее вознаграждение для рабочих (по некоторым данным себестоимость автомобилей при этом заметно возросла и фирма попала в затрудни тельное финансовое положение).
Внешние вознаграждения — это такой тип вознаграждения, который чаще всего приходит в голову, когда слышишь само слово «вознаграждение». ВНЕШНЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ возникает не от самой работы, а дается организацией. Примеры внешних вознаграждений — зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа (такие, как угловой личный кабинет), похвалы и признание, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определенных расходов и страховки).
Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, администрация должна установить, каковы потребности ее работников. В этом и состоит цель содержательных теорий мотивации.
Источник
30 примеров первичных, вторичных, третичных потребностей (ПОЛНЫЕ) + объяснение
Примеры основных потребностей Одежда, кров, еда, идентичность, отношения, знания, работа, конфиденциальность, общение, любовь, здоровье и безопасность. Примеры основных потребностей и других потребностей будут рассмотрены в этой статье.
Как мы знаем, у людей есть разные потребности в жизни. Потребности — это все, что нужно людям для выживания.
Кроме того, для получения благополучия необходимы потребности. Если одна из человеческих потребностей не удовлетворена, благополучие не может быть достигнуто.
Человеческие потребности могут иметь форму основных или поддерживающих потребностей. Однако не все потребности человека могут быть удовлетворены.
Это происходит из-за ограниченных финансовых и интеллектуальных возможностей человека или из-за ограниченного количества доступных материалов.
Виды потребностей
Человеческие потребности настолько многочисленны, что для облегчения управления этими потребностями разделены на несколько групп.
В основном потребности человека делятся на три в зависимости от их уровня: первичные потребности, вторичные потребности и третичные потребности.
Первичные потребности
Первая потребность — это первичные потребности. Как и на его уровне, первичные потребности — это основные потребности или базовые потребности, которые очень важны и должны существовать в жизни человека.
Если основные потребности не удовлетворены, эта жизнь будет нарушена, а другие потребности также не могут быть удовлетворены. Вот примеры основных потребностей:
- Одежда
- Доска
- Еда
- Идентичность
- Отношения
- Знания
- Профессия
- Конфиденциальность
- Общение
- Привязанность
- Здоровье
- Безопасность
- Безопасность
- Мир
- Признание
Вторичная потребность
После того, как основные потребности удовлетворены, люди, как правило, нуждаются в других потребностях в качестве поддержки или для облегчения жизни.
Эта жизнь называется вторичной потребностью. Примеры вторичных потребностей:
- Транспорт
- Отдых
- Мебель
- помощник
- Развлечения
- Виды спорта
- Инструмент коммуникации
Также читайте: Эпоха неолита: описания, особенности, инструменты и наследие
Третичные потребности
Последняя потребность — это потребность, которая может повысить социальный статус в сообществе, а именно потребность в высшем образовании.
В общем, люди нуждаются в третичных потребностях, когда люди удовлетворяют первичные и вторичные потребности. Примеры требований высшего образования:
- Эксклюзивные наряды
- Эксклюзивные Дома
- Эксклюзивный транспортный инструмент
- Эксклюзивная Мебель
- Эксклюзивный инструмент коммуникации
- Эксклюзивный спортивный инвентарь
- Эксклюзивные развлечения
- Эксклюзивное питание
Человеческие потребности сопровождаются развитием технологий и информации. Следовательно, типы человеческих потребностей могут меняться в зависимости от обстоятельств времени.
Это обсуждение человеческих потребностей. Надеюсь, приведенная выше статья может добавить понимание и быть полезной для всех вас.
Источник
Что значит вторичные потребности
ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности. ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные. [c.363]
Набор потребностей у каждого конкретного индивидуума зависит от его индивидуальных качеств. Потребности рассматривают с различных сторон, как биологические, производственные, экономические, социальные и др. Первичные жизненные потребности человека не беспредельны. Наряду с ними есть вторичные потребности более высокого уровня социальные, культурные и духовные. Потребности категория не статическая, а динамическая удовлетворенная потребность обеспечивает развитие личности, общества в целом, поднимает тем самым их на новую ступень, к новым более высоким потребностям. [c.9]
Потребности классифицируются в соответствии с определенными критериями. Так, различают первичные и вторичные потребности. Первичные потребности — это такие потребности, которые человек испытывает в любой ситуации, поскольку их удовлетворение жизненно важно (например, еда, вода, одежда и т.д.). Вторичные потребности — это те, которые возникают с развитием цивилизации (например, холодильники, телевизоры, автомобили). Кроме того, различают индивидуальные и социальные потребности. Индивидуальные — это такие потребности, которые человек испытывает как отдельная личность. Социальные потребности люди ощущают как члены общества. Например, еда и вода являются индивидуальными потребностями, а потребности в общественном порядке, справедливости и т.д. —- социальными. Обычно человек сам обеспечивает удовлетворение своих индивидуальных потребностей, покупая, например, еду и одежду у других людей. В то же время правительство или другие общественные организации (парламент, городской совет и т.д.) обеспечивают удовлетворение со- [c.52]
Американский исследователь А. Маслоу всю совокупность потребностей разделил на две группы первичные и вторичные потребности. В свою очередь, первичные потребности Маслоу подразделил на физиологические, потребность в безопасности и защищенности. [c.65]
Вторичные потребности — по природе своей психологические (потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности к кому или чему-либо). [c.112]
Все эти потребности Маслоу расположил в виде строгой иерархической структуры (пирамиды). При этом потребности первого и второго уровней отнесены к первичным потребностям, а последующие (третий — пятый уровень) — ко вторичным потребностям. Иерархия потребностей по Маслоу приведена на рис. 4.9. [c.115]
Нужды и потребности. Человек испытывает нужду, когда он ощущает физиологически или психологически нехватку чего-либо. В соответствии с культурным укладом нужда может приобрести характер конкретной потребности. Большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные, которые часто называют нуждами, и вторичные потребности, или просто потребности. [c.211]
Вторичные потребности по своей природе связаны с культурным укладом и осознаются в соответствии с жизненным опытом. Среди них заметное место занимают социально-психологические потребности. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Люди имеют различный жизненный опыт, поэтому вторичные потребности людей сильно различаются. [c.211]
Вторичные потребности по своей природе являются психологическими. Это, например, потребности в уважении, успехе, привязанностях, богатстве, во власти и т. д. [c.82]
Потребности обычно подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные — могут. Деление на первичные и вторичные потребности исторически условно, соотношение между ними с развитием общества изменяется. [c.14]
Вторичные потребности возникают по мере приобретения жизненного опыта. [c.579]
Первичные потребности по своей природе физиологические и, как правило, врожденные. Это потребности в пище, воде, дышать, сдать, и т.д. Вторичные потребности по своей природе имеют психологический характер. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, вторичные осознаются с жизненным опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей мере, чем первичные. [c.195]
Содержательная концепция мотивации базируется на осознании первичных и вторичных потребностей человека, которые служат мотивом его действий. Человек хочет удовлетворить свои потребности, и, если обеспечиваются условия для реализации его потребностей, то тем самым создается благоприятная обстановка для стимулирования мотивации и поведения человека. Для эффективной мотивации необходимо детальное знание потребностей человека, поскольку у каждого человека система потребностей индивидуальна. Но характер поведения человека определяется не только его потребностями, но и интересами, которые отнюдь не тождественны потребностям. Интересы отражают стремление к удовлетворению потребностей в определенной обстановке. Интересы -осознание потребностей людей и условий их удовлетворения, оценка реальной возможности удовлетворения потребностей. У человека могут быть какие-то потребности, но при этом может и [c.196]
Все потребности работников можно представить в виде определенной структуры. Первичные — являются основанием для формирования вторичных потребностей высшего порядка, достижение которых позволяет в большей степени удовлетворять и расширять круг первичных потребностей. [c.118]
Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. [c.262]
Вторичные потребности связаны с психологическим настроем человека потребностью в успехе, уважении, власти, общении. Использование в системе мотиваций вторичных потребностей как стимулов для активизации деятельности членов организации в достижении общих целей является более сложной задачей, чем материальное стимулирование. Однако [c.273]
Для промышленных предприятий первичную потребность следует раскладывать на вторичные составляющие, такие, как узлы, детали и сырье. При расчете вторичной потребности предполагаются заданными первичная потребность, включающая сведения об объемах и сроках спецификации или сведения о применяемости возможные дополнительные поставки количество материалов, находящихся в распоряжении предприятия. Поэтому для определения вторичной потребности используются, как правило, детерминированные методы расчета. Если такой способ установления потребности невозможен из-за отсутствия спецификаций или незначительной потребности в материалах, то ее прогнозируют, используя данные о расходе сырья и материалов. [c.357]
Материальное обеспечение на основе плановых заданий. Данный метод основывается на детерминированном расчете потребности в материалах. При этом предполагаются известными первичная потребность на определенный период, структура изделий в виде спецификаций, позволяющая определить вторичную потребность, и возможная дополнительная потребность. При обеспечении материалами на основе плановых заданий размер заказа определяется исходя из нетто-потребности с учетом планируемого поступления и наличия материалов на складе. Порядок такого расчета представлен в табл. 13.2. [c.359]
Первичная потребность 2. Вторичная потребность 3. Дополнительная потребность 4. Общая брутто-потребность 5. Складской запас 6. Намеченный запас 7. Планируемое поступление 8. Наличный запас 9. Цеховой запас 10. Нетто-потребность (1) + (2) +(3) (5) — (6) + (7) (4) — (8) — (9) [c.360]
Методы удовлетворения потребностей высших уровней (вторичных потребностей) [c.166]
Установлено, что, как правило, потребность высшего уровня удовлетворяется после удовлетворения потребности более низкого уровня. Поэтому А. Маслоу и положил в основу пирамиды иерархии потребностей физиологические потребности, т. е. потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и любить, которые заложены в человеке генетически. Вторичные потребности по природе являются психологическими и осознаются с опытом. К ним относят потребности в причастности к какому-либо делу или кому-либо, потребности личных достижений и самоуважения, признания, а также — в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. [c.497]
Мотивация персонала неразрывно связана с потребностями, удовлетворение которых служит мотивом к действию. Мотивация персонала определяется широким спектром потребностей, и руководители различного уровня, чтобы усилить мотивацию конкретно работника, должны дать ему возможность их удовлетворить. Осуществляя соответствующие действия, менеджеры способствуют достижению целей всей организации. При низком уровне жизни руководители могут поощрять подчиненных почти исключительно экономическими стимулами. При высоких заработках и достаточном уровне социальных благ на первое место выходят духовные потребности, соответственно мотивация персонала происходит прежде всего за счет удовлетворения вторичных потребностей. Затрачивая определенные усилия, работник ожидает, что результат приведет к удовлетворению его потребностей. Проявляя инициативу и творческий подход, он полагает, что, помимо материального вознаграждения, повысятся его престиж, уважение коллектива, степень его самовыражения. Если связь между затрачиваемыми усилиями [c.391]
Вторичная потребность — потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены. [c.52]
Определите понятие вторичная потребность [c.80]
До сих пор нет одной всеми принятой идентификации потребностей. Однако большинство психологов соглашаются с тем, что потребности, в принципе, можно классифицировать на первичные и вторичные. Еще в 40-х гг. XX в. ученый А. Маслоу [35] разработал так называемую иерархию потребностей и указал, что перечисленные первичные потребности человека (в пище, одежде, убежище от опасностей или врагов потребности в обеспечении жизненных условий для своей семьи) заложены в нем генетически и являются ведущими в его поведении. Вторичные потребности возникают и обычно осознаются с опытом. А. Маслоу выделил в качестве вторичных потребностей стремление субъекта к обеспечению для [c.33]
Вторичные потребности вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта, т.е. по своей природе являются психологическими. Это потребности в привязанности, уважении, успехе, власти. [c.38]
Можно ли установить взаимосвязь и взаимозависимость между первичными и вторичными потребностями, материальными и духовными потребностями. [c.14]
Вторичные — психологические (например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему-либо). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают различный опыт, их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные. [c.21]
Вторичные потребности включают в себя социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, социапьного взаимодействия, привязанности и поддержке, потребности в уважении и самоуважении, уважении со стороны окружающих, самовыражении, реализации потенциальных возможностей и роста как личности. [c.66]
Теория потребностей Мак Клелланда также связана с формулированием различных уровней. Но Мак К л ел ланд делает упор на потребности только высших уровней (вторичных потребностях по Маслоу), формулируя их как потребность власти, потребность успеха и потребность причастности. [c.116]
В основе жизнедеятельности человека лежит удовлетворение базовых (основных) потребностей. Большинство психологов склоняются к мнению, что можно выделить первичные и вторичные потребности. Первичные, как правило, являются врожденными и включают в себя физиологические потребности организма в пище, воде, дыхании, отдыхе и т. п. Такие потребности заложены в человеке генетически. В отличие от первичных, вторичные потребности являются психологическими и обычно осознаются с приобретением социального опыта. Учитывая, что у разных людей приобретенный социальный опыт различен, то и их вторичные потребности различны. Это, например, потребность в уважении, привязанности, богатстве, власти, принадлежности к определенной социальной среде. Помимо этого, человек стремится к удовлетворению духовных потребностей. К ним обычно относят потребности в определении смысла жизни, понимании других людей, определения места человека в социальном окружении. Австрийский ученый В. Франкл рассматривал потребность в смысле жизни как наиболее важную в структуре личности, оказывающую влияние на жизнедеятельность человека в целом, в том числе на его трудовую деятельность. Согласно В. Франклу, неудовлетворение потребности в смысле жизни, которую человек не всегда может осознать и сформулировать, зачастую приводит к возникновению экстан-циальной фрустрации. Удовлетворение этой потребности находится в прямой зависимости от личностных особенностей человека и его воспитания. В ряде случаев неудовлетворенность потребности в смысле жизни может принимать уродливые формы стремления к богатству, власти и т. п. [c.105]
Вторичные потребности в большей мере удовлетворяются с помощью моральных методов поощрения, к которым отно- [c.171]
Д. МакКлелланда. Не отрицая значимость предыдущих теорий и их выводов о важности биологических и других базисных потребностей в мотивации поведения работников, МакКлелланд попытался выявить наиболее важные среди вторичных потребностей , которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности. Он утверждает, что любая организация предоставляет работнику возможности реализовать три потребности высшего уровня во власти, успехе и принадлежности. На их основе возникает и четвертая потребность, а именно потребность в том, чтобы избегать неприятностей, т.е. препятствий или противодействий в реализации трех названных потребностей, например, ситуаций, не позволяющих добиться успеха, способных лишить человека власти или группового признания. Все сотрудники в какой-то мере испытывают потребности в успехе, власти и принадлежности. Однако у разных людей эти потребности выражены по-разному или существуют в определенных комбинациях. То, как они сочетаются, зависит, помимо прирожденных качеств, от личного опыта, ситуации и культуры человека. [c.193]
Первичная потребность определяется как потребность в изделиях, договоры на производство и поставку которых уже заключены, т. е. в изделиях, выпуск которых имеет приоритет. Вторичная потребность — потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены. Третич ная потребность — потребность на производственную программу во вспомогательных материалах производственного назначения. [c.60]
Исходной точкой всякой хозяйственной деятельности является естественная потребность человека в благах. Человечеством руководит импульс удовлетворения первичных потребностей, порождающий в свою очередь стремление к удовлетворению вторичных потребностей. Но совершенно бессознательно человеком руководит мотив сохранения трудовой энергии 22. Общность в человеческих мотивах хозяйственной деятельности не исключает присутствие определенных особенностей. Устойчивое значение для развития и успешности экономической деятельности имеют культура национальный менталитет, доминирующие ценности социальной общности. Как специфический способ человеческой деятельности, культура влияет, а возможно жестко определяет и ограничивает, стратегию и тактику социальных и экономических поступков человека. В соответствии с разнообразием культурных программ . дух, управляющий хозяйственными субъектами, может быть глубоко различен и был уже издавна глубо- [c.19]
Источник