- Всяк Еремей про себя разумей
- Смысл пословицы
- Толкование пословицы
- Похожие пословицы и выражения
- Скачать пословицу
- Задать вопрос
- Всяк Еремей про себя разумей
- Смотреть что такое «Всяк Еремей про себя разумей» в других словарях:
- Всяк еремей про себя разумей
- всяк Еремей про себя разумей
- Смотреть что такое «всяк Еремей про себя разумей» в других словарях:
- Что значит всяк еремей про себя разумей
Всяк Еремей про себя разумей
Пословица про свое и чужое, ум и глупость:
Всяк Еремей про себя разумей!
Смысл пословицы
Поступай по своему разумению, думай сам.
Толкование пословицы
Каждый сам должен знать, когда и что делать.
— Отец Логашкина, Михайло, отставной казак, расстраивал казаков к «ненайму». Сына не уговаривал, отзываясь: — Я — отставной казак, а он — служащий: а это дело служащих, а не отставных. Зачем мне навязываться с советами, как с ковшом на брагу. Всяк Еремей про себя разумей. Железное, Уральцы. Ведь бурлаки могут простудиться в ледяной воде? — Это уж ихнее дело: всяк Еремей про себя разумей. Наше дело снять барку, а там, как знаешь. Мамин-Сибиряк, От Урала до Москвы.- Еремей [Иеремия] — имя одного из пророков. В день Еремея-запрягальника (1 мая ст. ст.) начинался посев яровых. Русская пословица говорит: . В году, кроме Еремея-запрягальника — еще 6 Еремеев: (по старому стилю) 14 января, 16 февраля, 6 апреля, 31 мая, 28 сентября и 5 октября, отсюда и пословица 4Всяк Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, а когда скирды метать>. См. Даль, т. 1, с. 623; Кондратьева, с. 141.- Симони: Всякъ Еремей про себя разумей; Даль: Всяк Еремей про себя разумей; Рыбникова: Всяк Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды метать.
Похожие пословицы и выражения
Без денег и разума нет.
В горбу разум.
В учении не мног, да в разуме тверд.
Волосу многонько, а разуму маленько.
Время и случай разум дают.
Всяк своим разумом кормится.
Всякая кривая про себя смекает.
Всякая слепая про себя смекает.
Где ума не хватит, спроси разума!
Глупый разум по миру пускает.
Говорить было немало, да разума (да речей) не стало.
Гусиный разум, да свиное хрюкальце.
Денег много, да разума нет.
Доброта без разума пуста.
Добрый разум наживешь не сразу.
Ерема, Ерема, сидел бы ты дома (да) точил (бы свои) веретена.
Ерема, Ерема, сидел бы ты дома.
Еремеевы слезы о чужом пиве льются.
Ищи, Фома, чтоб полна была сума; ищи, Еремей, чтоб не растрясти своей!
Кабы мне тот разум наперед, что приходит опосля.
Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
Молчи, коли бог разуму не дал!
Не будь дураков на свете, не стало б и разума.
Не добивайся знахарства, добивайся разума!
Не штука разум, штука деньги.
От великого разума с ума сошел.
Разум — душе во спасенье, богу на славу.
Разум не велит — ума не спрашивайся!
Разуму много, да денег нет.
С ума сошел (спятил), да на разум набрел.
Смешай, господь, ум с разумом!
Сунуло Еремушку к семи чертям.
У него ум за разум зашел.
Указчик Ерема, указывай дома!
Ум без разума — беда.
Ум да разум надоумят сразу.
Ум доводит до безумья, разум до раздумья.
Ум за разум заходит.
Ум за разум зашел.
Ум за разумом не ходит.
Ум разумом крепок (красен).
Ум разуму — не укор (не указ).
Ум разуму подспорье.
Ума палата, да разума маловато.
Ума-разума много, а рук приложить не к чему.
Фома не без ума, Ерема не без промысла.
Что в утлый мех воду лить, то безумного уму-разуму учить.
Чужой разум — не разум.
Я на чужом разуме не бывал.
Я у него на разуме не бывал.
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про свое и чужое , ум и глупость
Скачать пословицу
Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.
Задать вопрос
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.
Источник
Всяк Еремей про себя разумей
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .
Смотреть что такое «Всяк Еремей про себя разумей» в других словарях:
Всяк Еремей про себя разумей! — Всякая слепая про себя смекает. Всяк Еремей про себя разумей! См. СВОЕ ЧУЖОЕ Всяк Еремей про себя разумей! Всякая кривая про себя смекает. См. УМ ГЛУПОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
всяк Еремей про себя разумей — См. знай себя, и того будет с тебя. См. мети всяк перед своими воротами. См. знай сверчок свой шесток … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Всякая кривая про себя смекает. — Всяк Еремей про себя разумей! Всякая кривая про себя смекает. См. УМ ГЛУПОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Всякая слепая про себя смекает. — Всякая слепая про себя смекает. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ Всякая слепая про себя смекает. Всяк Еремей про себя разумей! См. СВОЕ ЧУЖОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
ПРО — предл. с вин., вместо предлогов для, ради. Не про тебя яма копана, да тебе в ней сидеть, коли попал. Про глухого поп двух обеден не служит. Ни за что, ни про что. Знай про себя, молчи. Всяк про себя, а Господь про всех. Всяк Еремей про себя… … Толковый словарь Даля
Еремей — еврейское Род: муж. Отчество: Еремеевич Еремеевна Другие формы: Иеремия Производ. формы: Еремейка, Ерёма, Еря, Ема[1] Иноязычные аналоги: англ. … Википедия
СВОЕ — ЧУЖОЕ — Всяк себе хорош. Всяк сам себе загляденье. Здравствуй я, да еще милость моя! Своя рука только к себе тянет. Всякая рука к себе загребает. Всякая птичка своим носком клюет (свой зобок набивает). Бравши, рука не устанет (не приберется, не притупеет … В.И. Даль. Пословицы русского народа
УМ — ГЛУПОСТЬ — Дурак давку любит. Свалка дураков простор. Олух на олухе едет, олухом погоняет. Осел на осле, дурак на дураке. Дураками свет стоит (или: красится). У них, у всех, никак, мозги набекрень. Что ни дурень, то и бабин. Сдуру, что с дубу. Спроста, что… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
ВСЯКИЙ — ВСЯКИЙ, какой ни есть, какой бы ни был, разного рода; все или все без изъятия; каждый. Есть товар всякий, всяческий. Тут бродит всякий народ. К нему вхож всакий, всяк. Всякий день брань. Всяк день и всяк час бранится. Не всяку правду жене… … Толковый словарь Даля
РАЗУМЕТЬ — РАЗУМЕТЬ, разумею, разумеешь, несовер., Что и без доп. 1. Понимать, постигать смысл чего нибудь (устар. и прост.). Разуметь смысл слова. Разуметь написанное. «Дитя не плачет, мать не разумеет.» (посл.) «Всяк Еремей про себя разумей.» (посл.). ||… … Толковый словарь Ушакова
Источник
Всяк еремей про себя разумей
См. Знай себя, и того будет с тебя.см. Мети всяк перед своими воротами.см. Знай сверчок свой шесток..
Ср. Больно уж немец (управитель) осерчал. Сечет всех поголовно, да и вся недолга. «На то, — говорит, — и сиденье у тебя, чтоб его стегать».Салтыков. Губернские оч. 7. Буеракин.Ср. Не долга расправа — в Неву всех. (слова рабочего по поводу покушения).Ср. Б. Маркевич. Бездна. 2, 9.Ср. Вам направо, мне налево — и вся недолга. — отрезал он как-то вдруг, скороговоркой, как бы спеша скинуть скорее с плеч непосильное бремя.Там же. 3.Ср. Долго ль к Шешковскому в лапы попасть. А у него ещё милость Божия.
Ср. Ведь точно, недаром гласит пословица, что истина в вине.Тургенев. Яков Пасынков. 1.Ср. . Кто-то,Подумав первый о вине,И осушив до капли чашу,Увидел истину на дне.А.С. Пушкин. Истина.Ср. Im Wein ist Wahrheit nur allein.A. Lortzing. Undine. 4, 17.Ср. Der Wein erfindet nichts, er schwatzt nur aus.Вино ничего не изобретает, оно только выбалтывает.Schiller. Die Piccolomini. 4, 7. Isolani.Ср. Die Wahrheit ist im Wein;Das heisst. In unsern TagenMuss einer betrunken sein,Um Lust zu haben die Wahrhe..
Иной две обедни слушает, да и по две души кушает.Ср. Разве не прав народ. Всяк крестится, да не всяк молится. А. Ведь верно. И потом. Иной две обедни слушает, да и по две души кушает. Спереди блажен муж, а сзади — вскую шаташася языцы.Данилевский. Девятый вал. 1, 1, 3.см. Спереди блажен муж, а сзади вскую шаташася.. ..
Всяк хозяин в своем дому большой.Ср. Jeder ist Herr in seinem Hause.Charbonier est maître chez soi.Франциск I, заблудившись на охоте, при наступлении ночи зашел в хижину угольщика, который его не узнал. Король попросил ужинать. Угольщик сел за стол и занял первое место, сказав. Chacun est maître chez soi. Он вообще вел себя очень развязно. На другое утро все выяснилось. Угольщик с ужасом узнал, кто был его гость, но король успокоил его и наградил за гостеприимство.Ср. Fleury de Bellingen. Etym. ..
Дополнительный поиск Всяк еремей про себя разумей
Источник
всяк Еремей про себя разумей
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .
Смотреть что такое «всяк Еремей про себя разумей» в других словарях:
Всяк Еремей про себя разумей! — Всякая слепая про себя смекает. Всяк Еремей про себя разумей! См. СВОЕ ЧУЖОЕ Всяк Еремей про себя разумей! Всякая кривая про себя смекает. См. УМ ГЛУПОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Всяк Еремей про себя разумей — Всякъ Еремей про себя разумѣй. См. Знай себя, и того будет с тебя. См. Мети всяк перед своими воротами. См. Знай сверчок свой шесток … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Всякая кривая про себя смекает. — Всяк Еремей про себя разумей! Всякая кривая про себя смекает. См. УМ ГЛУПОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Всякая слепая про себя смекает. — Всякая слепая про себя смекает. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ Всякая слепая про себя смекает. Всяк Еремей про себя разумей! См. СВОЕ ЧУЖОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
ПРО — предл. с вин., вместо предлогов для, ради. Не про тебя яма копана, да тебе в ней сидеть, коли попал. Про глухого поп двух обеден не служит. Ни за что, ни про что. Знай про себя, молчи. Всяк про себя, а Господь про всех. Всяк Еремей про себя… … Толковый словарь Даля
Еремей — еврейское Род: муж. Отчество: Еремеевич Еремеевна Другие формы: Иеремия Производ. формы: Еремейка, Ерёма, Еря, Ема[1] Иноязычные аналоги: англ. … Википедия
СВОЕ — ЧУЖОЕ — Всяк себе хорош. Всяк сам себе загляденье. Здравствуй я, да еще милость моя! Своя рука только к себе тянет. Всякая рука к себе загребает. Всякая птичка своим носком клюет (свой зобок набивает). Бравши, рука не устанет (не приберется, не притупеет … В.И. Даль. Пословицы русского народа
УМ — ГЛУПОСТЬ — Дурак давку любит. Свалка дураков простор. Олух на олухе едет, олухом погоняет. Осел на осле, дурак на дураке. Дураками свет стоит (или: красится). У них, у всех, никак, мозги набекрень. Что ни дурень, то и бабин. Сдуру, что с дубу. Спроста, что… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
ВСЯКИЙ — ВСЯКИЙ, какой ни есть, какой бы ни был, разного рода; все или все без изъятия; каждый. Есть товар всякий, всяческий. Тут бродит всякий народ. К нему вхож всакий, всяк. Всякий день брань. Всяк день и всяк час бранится. Не всяку правду жене… … Толковый словарь Даля
РАЗУМЕТЬ — РАЗУМЕТЬ, разумею, разумеешь, несовер., Что и без доп. 1. Понимать, постигать смысл чего нибудь (устар. и прост.). Разуметь смысл слова. Разуметь написанное. «Дитя не плачет, мать не разумеет.» (посл.) «Всяк Еремей про себя разумей.» (посл.). ||… … Толковый словарь Ушакова
Источник
Что значит всяк еремей про себя разумей
Собрание сочинений в пяти томах
Том 1. Стихотворения 1908-1917
А. Волков. Демьян Бедный
Демьян Бедный вошел в историю советской литературы как один из ее основоположников, выдающийся мастер поэтического слова. Его мужественная, всегда насыщенная острым политическим содержанием поэзия – сатира и патетическая лирика, поэмы, басни и эпиграммы – была глубоким выражением чувств и дум, чаяний и надежд народа. Творчество поэта представляло собой художественную летопись борьбы, подвигов и достижений великого русского народа. Советское правительство уже в 20-е годы высоко оценило своеобразную и огромную по размаху деятельность Демьяна Бедного. В обращении Президиума ВЦИК в связи с награждением поэта орденом Красного Знамени он был назван «поэтом великой революции». «Произведения ваши, – говорилось в обращении, – простые и понятные каждому, а поэтому и необыкновенно сильные, зажигали революционным огнем сердца трудящихся и укрепляли бодрость духа в труднейшие минуты борьбы».
Неразрывная связь с революцией, ясность, доступность широким трудящимся массам – таковы отличительные особенности поэзии Бедного. Они проявились еще в его дооктябрьском творчестве, они кристаллизовались и углублялись по мере идейного роста поэта, его активного участия в борьбе за победу революции, за победу социализма в нашей стране.
Детство Ефима Алексеевича Придворова, будущего пролетарского поэта Демьяна Бедного, было тяжелым и безрадостным.
Родился он в 1883 году, в деревне Губовке, Херсонской губернии, в крестьянской семье. Первые годы жизни провел в Елизаветограде, где обосновался его отец, Алексей Придворов, ушедший из деревни на заработки. Семи лет мальчик вновь попал в Губовку. Ему пришлось испытать там голод и холод, побои измученной и озлобленной непосильным трудом матери. Единственным близким мальчику человеком был в эти годы его дед Софрон, отличавшийся большой житейской мудростью, душевной добротой и чистотой. О нем, уже став поэтом, Бедный вспоминал в ряде своих стихотворений. Окончив сельское училище, мальчик поступает в Киевскую военно-фельдшерскую школу. Любознательный и способный подросток успешно учится, с увлечением читает произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. В эти же годы он и сам пробует писать. В конце 90-х и начале 900-х годов появляются в печати первые, очень слабые, подражательные стихи Е. Придворова. Два из них были напечатаны в газете «Киевское слово» за 1899 год, одно – в «Сборнике русских поэтов и поэтесс» 1901 года.
По окончании военно-фельдшерской школы Е. Придворов попадает на военную службу, которая тяготит его. Заветною мечтою юноши был университет. Успешно выдержав экстерном экзамен за восемь классов гимназии, Е. Придворов получает аттестат зрелости и в 1904 году поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. Пребывание в университете совпало с нарастанием в стране освободительного движения, завершившегося первой русской революцией. Этот революционный подъем сказался на настроениях студенчества, горячо сочувствовавшего борьбе народа с самодержавием. Окружавшей его передовой молодежи Ефим Придворов был в значительной степени обязан коренным переломом в своих ранее благонамеренных обывательских настроениях, которые привили ему царская военная школа и армия. «После четырех лет новой жизни, новых встреч и новых впечатлений, – вспоминал он впоследствии, – после ошеломительной для меня революции 1905–1906 годов и еще более ошеломительной реакции последующих лет я растерял все, на чем зиждилось мое обывательски-благонамеренное настроение»[1].
И в годы реакции, последовавшей за первой русской революцией, стихотворения поэта были насыщены пафосом демократических идей. Уже в этих стихотворениях, обличавших зверские расправы самодержавия с народом, выражалась надежда на близость перемен в общественной жизни страны, на «конец лихолетья», реакции. Молодого поэта одушевляла глубокая вера в победу восставшего народа, который произнесет суровый приговор царским палачам («Сынок», «О Демьяне Бедном, Мужике Вредном», «Чудных три песни…» и др.). Не случайно некоторые из ранних стихов Придворова были или отклонены редакцией либерально-народнического «Русского богатства», или запрещены цензурой и появились значительно позже в большевистской газете «Звезда». Однако в годы столыпинской реакции Е. Придворов не осознает еще всей сложности социальных противоречий окружающей его действительности, не выходит в своем творчестве за рамки общедемократических идей. Характер и пути грядущей революции пока еще не ясны для него. Только сближение с большевистской печатью и – через нее – с партией и ее руководителями идейно воспитывает поэта, формирует его мировоззрение, превращает писателя-демократа Е. Придворова в поэта передового революционного пролетариата- Д. Бедного. Связи поэта с большевистской прессой устанавливаютсяс 1911 года, со времени его работы в газете «Звезда». Революционный подъем 1912–1914 годов способствовал оживлению пролетарской литературы. Накануне первой империалистической войны вокруг легальных большевистских изданий, одним из которых являлась и газета «Звезда», объединяются передовые пролетарские писатели, бывшие в то же время профессиональными революционерами: А. А. Богданов, А. Гмырев-Михайлов, Л. Зилов и др. В их среду и входит молодой поэт Е. Придворов.
Вспоминая о начале его сотрудничества в «Звезде», правдист М. Ольминский писал: «Демьян Бедный не был новичком в печати. Его стихотворения за подписью „Е. Придворов“ появлялись в народнических и кадетских изданиях. Он не был марксистом, но внутренне тяготел к наиболее левым течениям. И когда стала выходить „Звезда“ чисто большевистского характера, он почувствовал к ней особую симпатию; сначала стали получаться по почте его стихи, а затем явился и сам автор. Вскоре он стал посещать ночную редакцию (в типографии) чуть ли не ежедневно. Здесь, в дружеских беседах, среди ночной газетной сутолоки, проявилась в Е. Придворове потребность в боевых литературных выступлениях, и родился на свет баснописец Демьян Бедный. Его очень быстро стал высоко ценить т. Н Ленин, тогда как многие другие товарищи долго косились на пришельца».
Трудно переоценить идейное влияние большевистской прессы на Е. Придворова. Несомненно, что и общение его с редакторами и сотрудниками «Звезды», «дружеские беседы» с ними, о которых говорит Ольминский, и чтение работ В. И. Ленина и И. В. Сталина – все это воспитывало молодого поэта, вело его в лагерь передового пролетариата. Именно в «Звезде», а потом в «Правде» формируется талант поэта революции Д. Бедного. Позже, вспоминая об этом периоде своей жизни, он говорил: «Мои перепутья сходились к одной дороге. Идейная сумятица кончалась. Вначале 1912 года я был уже Демьяном Бедным»[2].
Творчество Демьяна Бедного накануне первой мировой войны приобретает новые черты и качества. Его гражданская патетическая лирика теряет свойственную ей ранее абстрактность. Теперь в его стихотворениях ощущается более отчетливое понимание социальных противоречий. Все яснее осознается поэтом руководящая роль пролетариата в освободительной борьбе с угнетателями и поработителями народа. На ленский расстрел Д. Бедный ответил страстным, гневным стихотворением «Лена», в котором требовал возмездия палачам трудового люда. Знаменательно напечатанное в первом номере дооктябрьской «Правды» стихотворение «Полна страданий наших чаша…». Старая тема о беспредельности горя народного, о переполненной уже чаше народных бедствий получает здесь свое новое решение. Демьян Бедный зовет пролетариат к борьбе с самодержавием и твердо верит в конечную победу революции.
Не случайно, что в это время ведущим жанром в творчестве Д. Бедного является сатира. Жанр басни был действенным и острым оружием в борьбе с многочисленными врагами пролетарского революционного движения. Весьма знаменательно, что в эти годы Горький создает сатирические «Русские сказки», в которых беспощадно обличает многоликих врагов трудовых масс России.
Источник