[Временные и пространственные виды искусства]
Разные виды искусства – живут, распространяются, транслируются, либо в пространстве, либо во времени. Либо может быть совокупность пространства и времени, тогда искусство относится к пространственно-временным.
Временные искусства – это те виды искусства, которые распространяются во времени, а именно: музыка, танец, мимика. Время не имеет никакого отношения ни к скульптуре, ни к архитектуре, ни к живописи, так как они относятся к группе пространственных искусств.
К пространственным видам искусства следует относить те виды искусства, которые живут в пространстве, распространяются в пространстве. Это прежде всего изобразительное искусство, графика, архитектура, скульптура, и т.д.
Театр, как и кино, занимает промежуточное положение между группой временных искусств и группой пространственных искусств. Так как это искусство синтетическое.
Таким образом театр мы относим к пространственно-временным искусствам.
Разбирая театр как феномен, мы можем заметить что это целая история. Найти национальные корни генезиса этого искусства достаточно сложно. У многих возникают разные взгляды на эти вещи. Тем не менее, не смотря на всю свою ‘давность’ театр живет до сих пор. До сих пор он востребован обществом, в той или иной степени. Существуют эпохи, когда интерес к театральному искусству возрастает, существуют эпохи, когда он убывает. Но в целом он достаточно стабилен.
Естественным образом возникает вопрос о существовании прогресса в искусстве?
Существует ли в искусстве прогресс?
Если разбирать прогресс как вертикальное восхождение от более низших форм к более высоким формам, с выполнением определенных задач и функций. Можно заметить что развитие в искусстве имеет спиралевидную структуру. На каждом ветке которого оно повторяется. Однако позиционирование повтора как повторения на высшем уровне будет ошибочным. Можем обозначить это как позиционирование на ‘другом’ уровне. Всяческое античное произведение, поставленное в наше время несет в себе смысловую нагрузку нашей эпохи. Это все можно считать внешним развитием рассматриваемого предмета. Искусство изначально несет в себе субъективное мнение не для всех, но для каждого. Меняется эпоха, люди, предметы, искусство же стоит на месте. Если для сравнения прогресса в искусстве взять прогресс науки, можно заметить что наука выигрывает. Научный прогресс на лицо, хоть он и не материален.
Что же такое искусство?
Это то, что создано человеком, в отличии от того, что дает природа. По словам Карла Маркса, искусство – это образное отражение действительности.
Рассмотрим эту же проблему в искусстве живописи.
Эволюция цветовых структур началась с русской северной школы фресковой живописи. Затем новая цветовая концепция родилась в Италии, на юге, так называемая ‘южная фреска’. Фреска развивалась до тех пор пока Леонардо да Винчи не создал ‘Мону Лизу’. Можем обозначить ее как опорную точку. Фреска, отделившись от стены, превратилась в станковую живопись.
Станковая живопись развивалась вплоть до Микеланджело Буонарроти. В художественное время Микеланджело были абсолютизированы представители маньеризма, Франческо Пармиджанино, Аньоло Бронзино, ит.д. Они пытались абсолютизировать достижения Микеланджело, в итоге получили ‘Мадонну с длинной шеей’. Внутреннее содержание, которое вкладывал в свои структуры Микеланджело было напрочь удалено, в связи с тем, что изменились общественности установки, изменилось время, изменились стереотипы в сознании. Остался только контур тела, который ничего не выражает. Далее представителям художественного искусства необходимо было искать моменты, которые заставляли реципиентов получать какие-то ‘переживания’ от увиденного.
В американской психологии искусства существует концепция ‘исчерпания потенциала к радикальному возбуждению’. Базируется она на теоретических принципах русской формальной школы, в которой была выработана концепция ‘автоматизации приема’.
По этому художнику, для того что бы прославиться, нужно найти новый прием, который будет цеплять реципиентов, нужно найти что-то свое. Однако, рано или поздно, то, что создает художник, перестает удовлетворять реципиентов. Те или иные художественные структуры, которые создает художник, не оказывают должную ответственность реципиенту, поэтому оказываются не востребованными. Художнику необходимо усложнять структуру. Иной путь неправилен, достаточно взглянуть на революцию живых систем.
Художественные структуры усложняются. От Барокко следует Рококо, который в свою очередь перерастает в Импрессионизм. От Импрессионизма к пост-импрессионизму, от пост-импрессионизма, через абсолютизацию, формируется в Пуантилизм, Фовизм, и т.д. Затем мы видим, что исчерпание художественных структур приводит к гипертрофии их отдельных компонентов. Изображение становится ‘точечным’.
Все это приводит к супрематизму, к полной беспредметности. По словам Казимира Малевича супрематизм – это полная беспредметность, поиск чистой формы, чистого цвета, вне связи с художественным содержанием. Т.е. новаторство, которое должно цеплять реципиентов. В итоге мы получаем ‘Черный квадрат’, как полное выражение беспредметности в искусстве. Этот момент в истории можно охарактеризовать как кризис.
Всякое усложнение художественных структур приводит к гипертрофии. Гипертрофия, в итоге, рождает кризис.
Завершить хочется в одну строку:
Искусство развивается но не прогрессирует.
Источник
Пространственно-временные виды искусства.
Пространственно-временные виды искусства.
Пространственно-временные виды искусства – искусства, исповедующие одновременно как пространственные, так и временные приоритеты в раскрытии образа. В эту группу входят такие виды искусства, как хореография, кино и театр. Все они являются коллективными, причем имеется в виду не только процесс создания (в создании участвуют целые группы специалистов), но и процесс восприятия.
Пространственно-временные виды искусств воспринимаются одновременно слухом и зрением.
Эти виды искусства так же называют синтетическими, т.к. им присуще органическое единство образных элементов и художественных средств различных искусств. Это реализуется в единой системе образов, объединенных единством замысла, стиля, исполнения.
Балетмейстер и сфера его деятельности.
БАЛЕТМЕЙСТЕР (нем. Balletmeister — мастер балета), автор и режиссёр-постановщик балетов, конц. номеров, а также танц. сцен и отд. танцев. Опираясь на коллизии лит. сценария (либретто), на тематич. развитие и структурные формы музыки, Б. создаёт систему хореогр. образов и режиссёрскую композицию сценич. действия балета и его хореогр. текст, пользуясь выразит, средствами танца и пантомимы. Практич. воплощение замысла Б. непосредственно связано с танцовщиком-актёром, творч. индивидуальность к-рого часто отражается на образном решении партии в балетном спектакле и конц. номера. Наряду с сочинением оригинальной хореографии (поэтому его называют также хореографом) Б. возобновляет или реставрирует ранее созданные постановки. Существует также профессия балетм.-репетитора, разучивающего и репетирующего с артистами балета хореографию, сочинённую балетм.-постановщиком.
Балетмейстер должен быть мыслителем, философом, психологом, педагогом. Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от режиссера драмы или оперы.
1) Иметь хореографическое образование.
2) Иметь музыкальное образование.
3) Обладать талантом, который включает в себя фантазию, способность мыслить хореографическими образами, сочинять множество танцев.
4) Иметь музыкальный слух.
5) Иметь зрительную память.
6) Знать изобразительное искусство.
7) Обладать знаниями и способностями режиссера-постановщика.
Балетмейстеров можно условно поделить на 4 вида:
1)Балетмейстер-сочинитель – это тот, кто сочиняет балет или танец.
2) Балетмейстер-постановщик – показывает это сочинение артистам.
3) Балетмейстер-репетитор – репетирует сочиненный балет (танец). В его обязанности входит: показ, отработка танцев и мизансцен, как сонных, так и массовых.
4) Танцмейстер – «мастер танца». То есть отдельного номера в жанре малых форм.
Балетмейстер и сфера его творческой деятельности
Слово «балетмейстер» означает «мастер балетного спектакля». Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, а также в музыкальной комедии, на эстраде, в ансамблях классического и народного танца, сочиняют бальные танцы. Одни создают большие балеты, другие их репетируют, ведут педагогическую работу. Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от режиссера драмы или оперы. Он также имеет дело с драматургией, которую ему предстоит воплотить в своей хореографии, в развитии пластической линии всего балета, поэтому он, как и режиссер, должен быть мыслителем, философом, психологом, педагогом.
Балетмейстер-сочинитель сам является автором балета, сочинителем всего хореографического текста, а затем уже и постановщиком его на сцене. Недаром в афишах прошлого столетия мы читаем: «Балет сочинения Ш. Дидло поставлен А. Глушковским» или «Балет сочинен и поставлен М.И.Петипа».
Содержание» и «Форма» как важнейшие эстетические категории искусства.
Содержание и форма — философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания
Содержание искусства — многообразная действительность в ее эстетическом своеобразии, главным образом человек, человеческие отношения, жизнь общества во всей ее конкретности.
Форма — внутренняя организация, конкретная структура художественного произведения, которая создается при помощи специфических изобразительно — выразительных средств для выявления и воплощения содержания. Основные элементы содержания произведения искусства — это тема и идея. Тема раскрывает круг жизненных явлений, который отражается и осмысливается в данном произведении. Художественная форма произведения искусства многогранна. К ее основным элементам относятся: сюжет, композиция, художественный язык, материальные изобразительно-выразительные средства (слово, рифма, звукоинтонация, гармония, цвет, колорит, линия, рисунок, светотень, объем).
Художественная форма — это внутренняя структура содержания, способ его проявления и существования в художественных образах, воплощенных определенными материальными средствами по законам данного вида и жанра искусства.
Хореографическая миниатюра
Малая форма хореографического произведения. Существует во всех направлениях хореографии. Представляет собой небольшое произведение, в котором участвует одно лицо или несколько, но не более пяти. Может быть сюжетной и бессюжетной.
В хореографии существует три вида сюжетных миниатюр:
1. Игровая миниатюра – основной задачей здесь является показать характер персонажа (или персонажей), т.е. создать т.н. пластический портрет.
2. Тематическая миниатюра – здесь в основе всегда лежит конфликт между изображаемыми героями или между героями и обстоятельствами, в которых они находятся. В любом конфликте обязательно присутствует объект, который интересует конфликтующие стороны. Вокруг этого объекта интереса и происходит столкновение.
3. Миниатюра с развитым (развернутым) сюжетом — главной особенностью этого вида миниатюры является какого-либо рода событие. На сцене всегда должно что-то происходить, иначе зритель будет скучать. Тем более это важно, когда речь идет о сюжетной миниатюре, которая не может существовать без показа происшествия.
Хореографическая миниатюра сформировалась внутри балетного спектакля. В начале XIX в. в России такие хореографические формы составляли дивертисменты И. Аблеца, И. Вальберха, А. Глушковского. С середины XIX в. миниатюра, не прекращая своего развития как часть дивертисмента в балетном спектакле («сказки» в «Спящей красавице», нац. дивертисменты в «Лебедином озере» и в «Раймонде», балетм. М. Петипа), обретает форму самостоятельного хореографического произведения в рамках т. н. «эстрадных» представлений или танцевальных вечеров («Мужичок» в исполнении M. Суровщиковой-Петипа, балетм. М. Петипа; «Матлот» в исполнении О. Преображенской, «Вакханалия», «Лебедь» — обе на муз. Сен-Санса, балетм. М. Фокин).
Нередко хореографические миниатюры, объединённые единым замыслом, складываются в серии («Скрябиниана» балетм. К. Голейзовского, «Образы Родена» балетм. Л. Якобсона, «Картинки с выставки» балетм. Ф. Лопухова). На их основе может создаваться целостный спектакль («Хореографические миниатюры» Л. Якобсона, «Мимолетности» К. Голейзовского, «Хореографические новеллы» Д. Брянцева).
22. Дать определение понятию «композиция» хореографического произведения.
Композиция – это сложение, составление, соединение частей в единое целое. Композиция танца – это органически связанная совокупность танцевальных движений, образующих некое единое целое. Композиция танца состоит из ряда компонентов. В нее входят: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы.
Все это подчинено задаче выразить мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении. Композиция составляется из ряда частей — танцевальных комбинаций.
Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразить то или иное состояние человека (радость, горе, любовь, ревность, отчаяние и т. п.) или его свойства (доверчивость, хитрость, подозрительность, самовлюбленность, беспечность, неустрашимость, трусость).
Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении все пять его частей.
1. Экспозиция. Она знакомит зрителей с действующими лицами, помогает им составить представление о характере героев. В ней намечается характер развития действия;
2. Завязка. Начало действия;
3. Основное действие. Действие разворачивается;
4. Кульминация. Наивысшая точка развития драматургии. Динамика развития сюжета достигает накала.
5. Развязка. Завершение действия. Она может быть либо мгновенной, обрывающей, либо постепенной.
В основе драматургии хореографического произведения должна быть в первую очередь судьба человека, судьба народа. Только тогда произведение может быть интересным для зрителя, волновать его мысли и чувства.
23. Основные виды балетмейстерской деятельности.
Балетмейстер – мастер танца, он является создателем хореографического полотна, он ставит это полотно, но и сам его сочиняет. Необходимо уметь мыслить, организовать, слушать и оценивать. Подбирать правильно музыку, ощущать действительность.
Балетмейстер должен обладать знаниями режиссёра-постановщика, должен быть педагогом.
Существует несколько разновидностей балетмейстерской деятельности:
1) Балетмейстер-сочинитель-Сочиняет новые постановки, движения, выстраивает взаимоотношения в постановке.
2) Балетмейстер-постановщик-Передаёт то, что сочинил балетмейстер сочинитель. Он разучивает с артистами все партии.
3) Балетмейстер-рестовратор Специфика его работы — это сохранение богатства классического и народно-сценического наследия, он переставляет балет с коллектива на коллектив сохраняет и продлевает жизнь постановкам.
4) Балетмейстер-педагог Балетмейстер занимается обучением и воспитанием, специфика его работы доведения образа героя до совершенства.
5. Балетмейстер-репетитор-Его задача донести до зрителя то, что сделали балетмейстер-постановщик и балетмейстер-сочинитель. Он доводит исполнительское мастерство до совершенства.
Рисунок танца – выразительное средство хореографического произведения.
Рисунок танца — это перемещение танцующих по сценической площадке в определенном статичном расположении. Если мы будем следить за танцующими, обращая внимание не на их движения, а лишь на перемещение по сценической площадке, и зафиксируем эти передвижения на листе бумаги, то тем самым мы зафиксируем рисунок танца.
Рисунок танца, как и вся композиция (он должен выражать определенную мысль), должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Прежде чем разбирать значение рисунка танца в создании хореографического произведения, следует сказать, что рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны. И потому при анализе рисунка танца в том или ином произведении придется касаться и его хореографического текста.
Хореографическая миниатюра
Малая форма хореографического произведения. Существует во всех направлениях хореографии. Представляет собой небольшое произведение, в котором участвует одно лицо или несколько, но не более пяти. Может быть сюжетной и бессюжетной.
В хореографии существует три вида сюжетных миниатюр:
1. Игровая миниатюра – основной задачей здесь является показать характер персонажа (или персонажей), т.е. создать т.н. пластический портрет.
2. Тематическая миниатюра – здесь в основе всегда лежит конфликт между изображаемыми героями или между героями и обстоятельствами, в которых они находятся. В любом конфликте обязательно присутствует объект, который интересует конфликтующие стороны. Вокруг этого объекта интереса и происходит столкновение.
3. Миниатюра с развитым (развернутым) сюжетом — главной особенностью этого вида миниатюры является какого-либо рода событие. На сцене всегда должно что-то происходить, иначе зритель будет скучать. Тем более это важно, когда речь идет о сюжетной миниатюре, которая не может существовать без показа происшествия.
Хореографическая миниатюра сформировалась внутри балетного спектакля. В начале XIX в. в России такие хореографические формы составляли дивертисменты И. Аблеца, И. Вальберха, А. Глушковского. С середины XIX в. миниатюра, не прекращая своего развития как часть дивертисмента в балетном спектакле («сказки» в «Спящей красавице», нац. дивертисменты в «Лебедином озере» и в «Раймонде», балетм. М. Петипа), обретает форму самостоятельного хореографического произведения в рамках т. н. «эстрадных» представлений или танцевальных вечеров («Мужичок» в исполнении M. Суровщиковой-Петипа, балетм. М. Петипа; «Матлот» в исполнении О. Преображенской, «Вакханалия», «Лебедь» — обе на муз. Сен-Санса, балетм. М. Фокин).
Нередко хореографические миниатюры, объединённые единым замыслом, складываются в серии («Скрябиниана» балетм. К. Голейзовского, «Образы Родена» балетм. Л. Якобсона, «Картинки с выставки» балетм. Ф. Лопухова). На их основе может создаваться целостный спектакль («Хореографические миниатюры» Л. Якобсона, «Мимолетности» К. Голейзовского, «Хореографические новеллы» Д. Брянцева).
Рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер. Он должен отражать характер, образ музыки, ее стиль, находиться в тесно связи с темпом, ритмом музыкального сочинения.
С началом новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза. Если имеется повтор музыкальной темы или ее развитие, балетмейстер должен услышать это и отразить либо в повторе, либо а развитии уже использованного рисунка.
Музыкальная форма, композиторский замысел произведения должен найти адекватное выражение в композиции танца, следовательно, и в его рисунке.
Содержание и форма хореографического произведения.
Содержание и форма — эстетические категории, выражающие соотношения в искусстве внутреннего, духовного, идейно-образного начала и его внешнего, непосредственно воспринимаемого, слышимого и зримого воплощения. Содержание произведения танцевального искусства отражает реальную действительность.
Содержание и форма взаимосвязаны друг с другом, одно без другого не существует. О содержании можно узнать только через форму; все, что не воплощено в форме, остается лишь замыслом, но не действительным содержанием произведения.
Форма — это способ (метод) изложения хореографического материала, и как он будет изложен — такую форму этот материал, как хореографическое произведение, и приобретет
39.
40. Дать определение понятию «фольклорный танец».
Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя
Вопрос похож на 46
Закон актуальности.
Основой этого закона является создание образа танца или образа в танце, который созвучен зрителям-современникам. Каждая эпоха предъявляла свои требования к созданию танцевальной композиции, выделяя характерные формы в разных видах танца. Сценическое время находится во взаимосвязи с реальным временем, даже если оно не совпадает с ним с исторической точки зрения. Время, в котором живет зритель, диктует развитие сценического действия, конфликтов, коллизий, столкновения характеров. То, что было интересно вчера, может стать неуместным, уйти в небытие. В работах отечественных авторов нашего века нередко в качестве синонима актуальности употребляется термин «жизненность». Думается, что термин «актуальность» ближе по смыслу к содержанию этого закона. Закон актуальности, или жизненности, характеризуется следующими основными чертами:
— движения и рисунки танца, а также его фигуры и их соотношение с развитием действия должны быть типичными для изображаемой эпохи;
— в композиции должно присутствовать ощущение движения во времени, что сделает ее «живой», эмоциональной, художественно наполненной;
— необходимо добиться новизны танцевальной композиции.
Балетмейстер, который рождает танцевальную композицию, всегда идет тернистым путем, преодолевая всё устаревшее, нежизнеспособное.
Закон контраста.
Этот закон отражает взаимодействие согласных элементов композиции с резко различающимися между собой по контрасту. Контрасты являются движущей силой танцевальной композиции и определяют ее выразительность. Значение контрастов как сочетание противоположного в зрительском восприятии очень велико. Существенную роль в композиции танца играют контрасты плоскостного и объемного построения, контрасты рисунков танца, контрасты движений танца, контрасты динамики, контрасты образов танца и т.д. Так, на смену круговым формам рисунка приходит линейное построение, колонны переходят в шеренги или диагональное движение; быстрое движение сменяется медленным.
Рисунок танца – выразительное средство хореографического произведения.
Рисунок танца — это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках.
Рисунок танца организует движение танцующих, систематизирует их, способствует наиболее яркому выявлению на сцене хореографического текста.
Существует несколько классификаций рисунка танца.
• Линейные — в таком варианте основой рисунка служит линия и ее различные виды. Например: линия, ряд, колонна, шеренга, диагональ, «Воротца», «До-за-до», «Расческа», «Досточка», «Ручеек» и т.д.
• Круговые — данный вид рисунка отличается тем, что его основой служит круг. Например: круг, круг в круге, полукруг, «Восьмерка», «Вьюнок», «Корзиночка» и т.д.
• Комбинированные — в таком виде танцевального рисунка применяются как линейный вид рисунка, так и круговой. Например: «Звездочка», «Снежинка» и т.д.
Без геометрических форм по мнению знаменитого балетмейстера Захарова Р.В. нет танца ни в народе, ни на сцене: круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали — все это мы используем в танцевальном рисунке.
• Захаров Р.В. предлагает нам свою классификацию видов танцевального рисунка:
Диагональ используется в танцах очень часто, как в народных, так и в классических. По диагонали очень выгодно исполнять всевозможные па, требующие стремительной динамики, — воздушные полеты, бег на пальцах, различные вращения и т.п., — все зависит от замысла, от построения комбинации, стиля характера танца.
Круговые танцы — движение танцующих по кругу — берут свое начало в далекой древности. Во время язычества хороводы водили по кругу, изображая круговое движение солнца. Это и теперь наиболее распространенная фигура почти во всех народных танцах: русские хороводы, украинские гопаки, белорусские, молдавские, танцы народов Кавказа, Восточной и Западной Европы и другие строятся на рисунке круга. [5.с.85-86]
• Также рисунок танца может делиться относительно количества исполнения рисунка, в определенный момент времени, танцорами:
• Одноплановый рисунок — это когда все танцоры, в определенный момент времени, исполняют один и тот же рисунок.
• Многоплановый рисунок — это когда разные танцоры, в определенный момент времени, исполняют разные рисунки.
Также существуют такие виды рисунка танца, характер и темперамент которых присущие танцам определенной национальности. Это проявляется в динамике движения, в остроте и плавности рисунка, свойственного тому или иному народному танцу.
Пространственно-временные виды искусства.
Пространственно-временные виды искусства – искусства, исповедующие одновременно как пространственные, так и временные приоритеты в раскрытии образа. В эту группу входят такие виды искусства, как хореография, кино и театр. Все они являются коллективными, причем имеется в виду не только процесс создания (в создании участвуют целые группы специалистов), но и процесс восприятия.
Пространственно-временные виды искусств воспринимаются одновременно слухом и зрением.
Эти виды искусства так же называют синтетическими, т.к. им присуще органическое единство образных элементов и художественных средств различных искусств. Это реализуется в единой системе образов, объединенных единством замысла, стиля, исполнения.
Источник