- Пути воспитания характера
- Воспитание характера
- Как воспитать в себе сильный характер: практические советы и рекомендации
- Что такое сильный характер
- Как воспитать сильный характер
- Как невозможно развить в себе сильный характер
- Удачные советы для развития сильного характера
- Задайте себе вопросы
- Подумайте, действительно ли у вас есть качества, которые мешают жить
- Сформулируйте, какие качества хотите приобрести
- Вспомните известного человека, который обладает нужными качествами
- Представьте, что вы уже обладаете нужными качествами
- Преодолевайте сложности
- Читайте книги
- Имейте свое мнение
- Ставьте цели и добивайтесь их
- Говорите «нет»
- Присмотритесь к своему окружению
- Заключение
Пути воспитания характера
Ольга Алимова
Пути воспитания характера
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера – целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий – тесная согласованность воспитательной работы детского сада с соответствующими влияниями семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для дошкольника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как педагог относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы – все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.
Важную роль в формировании характера играет живое слово воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель – формировать у детей правильные моральные представления и понятия.
Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности дошкольника и состоянию, в котором он в данное время находится.
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены педагогом в ответ на тот или иной поступок ребенка. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. Д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.
Для того чтобы воспитывать характер дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ребенка. Изучение ребенка – сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание воспитанника позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию и приведет к желаемым результатам.
Конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического характера Конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического характера аппликация на тему «Предмет русского быта — самовар» Цель: обогащение.
Конспект НОД познавательно-исследовательского характера в подготовительной к школе группе «Интересное рядом» Цель: развивать у детей интерес к опытно — экспериментальной деятельности. Задачи: 1. Расширять представления детей об окружающем мире и.
Конспект занятия познавательного характера в младшей группе «Как появилась ложка» Конспект занятия познавательного характера в младшей группе «Как появилась ложка» Программное содержание: • обогатить представления детей.
Конспект занятия познавательного характера в младшей группе «Из чего сделана ложка» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшей группы «Из чего сделана ложка» Программное содержание: • обогащать представления.
Начало большого пути Я — воспитатель!И это — не просто моя профессия, это — моя жизнь. Не думала, не гадала связывать свою жизнь с педагогикой. Однако помог.
Опыт работы «Воспитание положительных черт характера через понимание закономерностей природных процессов» ОПЫТ РАБОТЫ: По теме: «Воспитание положительных черт характера через понимание закономерностей природных процессов.» Воспитателя:.
Произведения валеологического характера Произведения, пословицы, поговорки Цель знакомства 1. Бег не красен, а здоров. 2. Без осанки конь — корова 3. Силушка по жилушкам огнём.
Пути повышения эффективности обучения и воспитания в подготовительных классах для сохранения и укрепления здоровья Пути повышения эффективности обучения и воспитания в подготовительных классах для сохранения и укрепления здоровья. В современной школе.
Разработка организационно-методического характера в рамках работы родительского клуба «Ребенок на защите отношений» РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В РАМКАХ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «РЕБЁНОК НА.
Спортивное развлечение экологического характера «Поможем Дедушке Байкалу» для детей старшей и подготовительной групп Цель: Создание благоприятных условий для изучения дошкольниками культуры родного края и формирования экологических понятий. Задачи: Образовательные.
Источник
Воспитание характера
В психологии обычно под характером понимается совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.
Воспитание же это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (определение из закона «Об образовании».
Поэтому для темы воспитания характера (который является стержневым элементом личности) можно выделить несколько ключевых понятий:
— условия (база) для самоопределения,
Формирование и воспитание характера не может идти вопреки интересам личности, тормозить ее развитие. Поэтому здесь важно идти последовательно, постепенно приучая себя (если речь идет о самовоспитании) или воспитанника (если речь идет о другом) к тому, что новые черты характера это новые возможности, новые горизонты.
До определенной степени здесь допустима аналогия: характер это своего рода личностный стандарт человека (или стандарт личности). Покупая в магазине йогурт, мы в баночке обнаруживаем именно йогурт, а не, скажем, майонез. Покупая напольные весы, мы можем быть уверены, что они будут достаточно точно измерять наш вес. Это все — приятное достижение цивилизации. Так же и с личностью — нам приятно осознавать, что мы можем быть уверены в окружающих, потому что у них есть характер, причины их поступков всегда одни и те же. Бесхарактерный человек это, в первую очередь, непостоянный человек. На него не могут положиться окружающие, он сам на себя не может положиться (сегодня в нем «йогурт», а завтра «майонез»).
Поэтому для воспитания так важно идти последовательно — чтобы развивать характер и вместе с тем достаточно быстро получать обратную связь от этого новшества. На эмоциональном уровне это будет проявляться в чувстве уважения со стороны окружающих и самоуважения. Воспитатель должен проявлять уважение к этим новшествам, проявлять уверенность в том, что они будут повторяться вновь и вновь, встраивать эти новшества в повседневную жизнь.
Воспитание не должно состоять лишь из навязывания некоторых морально-нравственных ценностей: «Надо быть добрым, надо помогать другим, нельзя врать. » Важно, безусловно, передать подрастающему поколению культурно-духовную базу, но не в этом самоцель воспитания. Не будет гармонично развитой личностью тот человек, который слепо выполняет все те «предписания», которые ему наговорили многочисленные воспитатели. Про такого можно сказать, что он безвольная и запуганная личность.
У воспитанника всегда должно быть ощущение внутренней свободы (воля). Его характер тогда будет устойчивым и продуктивным, когда он понимает, что мог бы действовать иначе (например, врать), но не хочет, потому что сам так решил. То есть при воспитании характера надо достаточно рано подключать разум воспитанника. Без ощущения внутренней свободы невозможно самоопределение.
Воспитание характера невозможно без более-менее успешной, продуктивной социализации. Именно включение в богатые социальные связи позволяет почувствовать воспитаннику то, как важно иметь характер — сохранять в своем поведении лучшие свои качества.
При воспитании многие воспитатели слишком напирают на принцип «Поступай с другими так, как хочешь чтобы они поступали с тобой». Проявления этого принципа, например, такие: «Будь со мною честен, и я тогда буду с тобой честен», «Будь добр с людьми, и они тогда будут добры с тобой». Идея вроде бы понятная и справедливая, но для воспитания характера ее недостаточно. Когда ребенка начнут обижать другие дети в детском саду или школе (повинуясь во многом, кстати говоря, инстинктивным порывам), этот ребенок очень быстро сделает очевидные выводы: «Я как с ними? А они как со мной?» или «Они надо мной насмехаются, значит будут не против, если и я над ними тоже посмеюсь».
Ощущение наличия характера должно несколько, немного поднимать уровень самооценки. Так, ученик в классе, который осознал ценность наличия у себя характера, может и будет ощущать себя немного выше других своих одноклассников. Это, разумеется, здоровое чувство — если до определенных пределов. Учителю следует поддерживать таки детей с характером — кто надежен, на кого можно положиться. Именно их лучше назначать старостами или просто ответственными за то или иное направление.
Источник
Как воспитать в себе сильный характер: практические советы и рекомендации
Большая часть жителей планеты недовольна своим характером. Люди неуверенны в себе, полны сомнений и тревог, страдают от отсутствия решительности и целеустремленности. Они не решают проблемы и не борются с трудностями, пуская все на самотек. Результат — скучная и безрадостная жизнь. Можно ли изменить ситуацию? Как воспитать в себе сильный характер?
Что такое сильный характер
Сильный характер — это способность человека твердо следовать своим принципам и убеждениям, а также уверенно идти к достижению поставленных целей. Не стоит путать его с упрямством и гордостью.
То, насколько сильным является характер, зависит от трех его составляющих:
- Сила принципов и убеждений. Можно сказать, что это отношение человека к себе, своей жизни и будущему. Наглядный пример — кодекс чести офицера или самураев (Бусидо).
- Сила духа. Состоит из трех отдельных частей: вера, преданность и бесстрашие. Эти качества определяют торжество духовной составляющей человеческой сущности над материальной.
- Сила воли. Представляет собой способность бороться с ленью и жалостью к себе и неуклонно следовать к своим целям.
Слабохарактерный человек, в отличие от сильного, не обладает перечисленными качествами. У него нет собственных принципов и убеждений. Зачастую он не знает, чего хочет от жизни, и идет на поводу у окружающих.
Как воспитать сильный характер
Воспитывать сильный характер можно с раннего детства. В истории есть такие примеры. Это рыцари, обучение которых начиналось в 7 лет. Другой вариант — развитие по мере взросления и решения жизненных проблем, а также преодоления каких-то препятствий.
Еще один способ стать сильнее — самостоятельно работать над собой. Здесь придется намеренно создавать условия, способствующие развитию характера.
Как невозможно развить в себе сильный характер
Процесс воспитания характера требует, в первую очередь, наличия желания действовать, времени, а порой и самопожертвования. Существует ряд требований, игнорирование которых сведет все усилия на нет:
- покинуть зону комфорта;
- избавиться от лени, страхов и рабства привычек;
- развиваться не только в мыслях, но и на деле;
- заниматься с максимально возможной регулярностью;
- уважать себя, помнить о достоинстве (не сравнивать с гордостью и высокомерием);
- бороться с воздействием внешних факторов;
- не насиловать, а дисциплинировать себя.
Удачные советы для развития сильного характера
Стать сильным и уверенным в себе человеком можно несколькими способами. Главное — не лениться и не жалеть себя. Результат не заставит себя ждать.
Задайте себе вопросы
Человек создает действительность своими собственными руками. И это касается не только положительных моментов. Негатив люди также создают самостоятельно, возможно, даже получая от него выгоду.
Понять вышесказанное поможет наглядный пример. Допустим, кто-то безуспешно борется с нерешительностью, слабым характером и отсутствием целей. Откуда у него появились эти качества? Не стоит сразу винить внешние обстоятельства. Может, человек просто не хочет быть успешным? Он боится быть первым или выделяться на фоне толпы. В ответ на эти страхи организм формирует и развивает те черты характера, которые защищают от благополучия. Вследствие этого, человек продолжает жить в своем собственном комфортном для него мире, не пытаясь его изменить.
Принимая во внимание вышесказанное, следует задать себе три важных вопроса:
- Зачем нужны определенные качества моего характера?
- Какую роль они играют в моей жизни?
- Как эти качества защищают от внешнего мира?
Честные ответы помогут понять, что и как нужно изменить в своем характере для того, чтобы он стал сильнее.
Подумайте, действительно ли у вас есть качества, которые мешают жить
Может быть, таких качеств в характере и нет, а мнение об их существовании навязали родители, друзья или знакомые. К примеру, ребенку с детства говорят, что у него руки растут не с того места и он — полная бездарность. До поры до времени он так и будет думать. Но в какой-то момент поймет, что на самом деле все не так уж и плохо. Он может отремонтировать любую поломку или создать что-то своими руками. Получается, что недостаток надуман.
Нужно сесть и серьезно проанализировать, действительно ли существуют проблемы с чертами характера? Возможно, это всего лишь плоды воображения.
Сформулируйте, какие качества хотите приобрести
Нужно четко обозначить свои предпочтения, выбрав самые желаемые черты характера. Это может быть решительность, целеустремленность, уверенность в себе и т.д.
Психологи рекомендуют говорить о качествах двумя фразами: я хочу получить и я уже имею эти качества в своем характере. Благодаря этому, процесс их развития пойдет быстрее.
Вспомните известного человека, который обладает нужными качествами
Не обязательно, чтобы это был реальный человек. Можно взять за пример любимого героя из книги, фильма или даже мультика. Главное, чтобы у него были нужные человеку черты характера.
Нужно представить себя на месте своего примера для подражания. Следует мысленно побывать в тех ситуациях, где был он, и подумать, как можно было бы поступить на его месте.
Представьте, что вы уже обладаете нужными качествами
Нужно представить не только сильный характер, но и правильные поступки, уверенное движение к поставленным целям. Следует включить воображение на полную силу и задержать полученный образ в сознании хотя бы на несколько минут. Повторять упражнение желательно регулярно. Оно поможет получить дополнительную энергию для осуществления всех задуманных желаний.
Преодолевайте сложности
Как воспитать в себе характер таким способом? О том, что лучше всего его закаляют трудности, знают многие. Поэтому нужно покинуть зону комфорта. Это обязательное условие. Только в таком случае получится найти свои слабые места и измениться к лучшему.
Читайте книги
Не важно, что за книги это будут. Психологи рекомендуют читать литературу всех жанров, каждый из них научит чему-то новому:
- автобиографии показывают, как воспитали характер сильные, известные на весь мир люди;
- художественные произведения способствуют развитию воображения и побуждают проигрывать в уме возможное развитие событий;
- книги по саморазвитию дают мотивацию и возможность изучить несколько полезных приемов из психологии.
По мнению специалистов, начать можно с произведений Дейла Карнеги, Стивена Кови и Робина Шарма (“Как перестать беспокоиться и начать жить”, “7 навыков высокоэффективных людей”, “Монах, который продал свой Феррари”).
Имейте свое мнение
Человек, имеющий сильный характер и уверенный в своей правоте, не боится озвучить личное мнение. Он отстаивает его, даже если оно сильно отличается от общепринятого и подвергается критике. Делать это крайне сложно, потому что часто люди становятся рабами чужих желаний и предпочтений. Выйти из рабства и сохранить индивидуальность — проявление сильного характера.
Нужно сесть и серьезно подумать, какие поступки и действия совершаются под давлением со стороны, а какие по собственной воле. Не стоит стесняться закончить вызывающий дискомфорт разговор только из-за боязни обидеть собеседника. Или кушать в кафе блюдо, которое не нравится, из-за того, что счет уже оплачен. На первом месте должно быть свое мнение. Нужно научиться отстаивать его. Это поможет не только стать увереннее в себе, но и развить полезные черты характера.
Ставьте цели и добивайтесь их
Для чего нужны цели? Чтобы знать верное направление движения. Нужно взять лист бумаги и написать, к чему хочется стремиться. Причем рекомендуется четко указать сроки воплощения желаний в жизнь: неделя, месяц, год. Через время следует проверить, что из записанного уже было сделано, и внести поправки. Можно дописать новые цели.
Психологи советуют быть конкретными не только в датах, но и в самих желаниях. Не нужно писать размытые фразы. Нужна точность. К примеру, можно запланировать сбросить пару килограммов к определенной дате или прочитать интересную книгу. Если говорить о более глобальных целях, это может быть карьерный рост или же отпуск в новом месте.
Говорите «нет»
Это сложное, но в то же время необходимое умение. По мнению многих людей, неспособность прямо и честно отказать является проявлением слабого характера. Зачастую человеку приходится пожертвовать не только своим мнением, но и комфортом в угоду другим. Слово же “нет” поможет исправить ситуацию.
Важно научиться уважать себя, свое время и личное пространство. Только в таком случае люди будут относиться к нам так же.
Присмотритесь к своему окружению
Не все друзья и родственники оценят старания измениться в лучшую сторону. И это не удивительно, поскольку они привыкли использовать человека в своих корыстных целях. Он стал для них “удобным”. Кто-то, возможно, позавидует, потому что из-за собственной лени, слабости или обстоятельств не может сделать так же.
Если есть желание воспитать в себе сильный характер, общение с такими людьми лучше избегать или свести к минимуму. Они не помогают идти вперед, а тянут вниз ко дну. Рядом нужны люди, которые идут по тому же пути и являются примером для подражания. Нужно дружить с теми, кто поможет меняться и становиться сильнее.
Психологи рекомендуют не портить жизнь рядом с теми, кто свою уже испортил.
Заключение
Итак, перед тем, как воспитать характер, нужно посмотреть на себя со стороны и понять, что изменить. Следует определить лишние качества и те, которые хотелось бы развить. Только после этого приступайте к действию. Процесс будет нелегким, но результат превзойдет все ожидания. Регулярные занятия помогают сделать характер сильнее, стать увереннее в себе, научиться отстаивать свое мнение и неуклонно следовать собственным принципам.
Источник