- Составление вопросов высокого порядка как способ улучшения навыков работы с текстом учащихся седьмых классов
- Библиографическое описание:
- Похожие статьи
- Использование таксономии целей и задач для разработки.
- К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях.
- Сравнение методов оценки тональности текста | Статья в журнале.
- Формирование навыков мышления высокого уровня как один из.
- Применение технологии критического мышления на уроках.
- Методы изложения материала для его обобщения.
- Обучение чтению как способ развития речевых умений.
- Использование ментальных карт в учебном процессе как.
- Использование концептуального обучения для развития.
- Коучинг. Составление вопросов высокого порядка при работе с текстом.
- Онлайн-конференция
- «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
- Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Как Лео учил Ваську
Составление вопросов высокого порядка как способ улучшения навыков работы с текстом учащихся седьмых классов
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Дата публикации: 06.09.2017
Статья просмотрена: 17915 раз
Библиографическое описание:
Хлынина, Т. А. Составление вопросов высокого порядка как способ улучшения навыков работы с текстом учащихся седьмых классов / Т. А. Хлынина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12867/ (дата обращения: 14.12.2021).
Научить работать с текстом — важная задача процесса обучения. Не каждый учащийся, прочитав один раз текст, определит, о чем он, в чем заключается основная мысль. Решить эту проблему поможет составление вопросов высокого порядка. Поэтому была определена тема исследования и этапы его проведения.
Тема данного исследования «Как умение составлять вопросы высокого порядка на основе таксономии Блума способствует улучшению навыков работы с текстом учащихся 7-х классов?» является актуальной, т. к.составление вопросов высокого порядка помогает лучше понять прочитанный текст, определить идею и основную мысль, выделить ключевые слова.
Прежде чем научить составлять вопросы по таксономии Блума, среди учащихся было проведено анкетирование по следующим вопросам:
− Умеешь ли ты составлять «тонкие» вопросы?
− Умеешь ли ты составлять «толстые» вопросы?
− Знаешь ли ты порядок слов в вопросительных предложениях?
− Помогает ли тебе составление вопросов лучше понять текст, его основную мысль и идею?
− Сможешь ли ты объяснить своему однокласснику, чем отличаются «тонкие» и «толстые» вопросы?
На основе ответов учащихся была составлена диаграмма, на которой видно, что учащиеся затрудняются в формулировании вопросов и в составлении «толстых» вопросов.
Цельнашего исследования — научить учащихся составлять вопросы высокого порядка, способствующие развитию навыков работы с текстом.
− изучить и проанализировать работы исследователей в данном направлении;
− изучить соответствующую методическую литературу, статьи, посвященные данной проблеме;
− изучить и апробировать приемы работы над составлением вопросов высокого порядка на уроках.
По данному исследованию было изучено большое количество литературы, где авторы предлагали свои методики составления вопросов высокого порядка: стратегия «Ромашка вопросов», прием «Толстые и тонкие вопросы».
Правильно поставленный вопрос учит учащихся слушать внимательно, мыслить и рассуждать. Учителю необходимо использовать вопросы как средство обучения учащегося на уроке. «Умный вопрос — это уже добрая половина дела», — писал Ф. Бекон. [9]. Для того, чтобы учащиеся успешно составляли вопросы и отвечали на них на уроке, ученикам была предложена таксономия Блума как инструмент конструирования системы вопросов. Вопросы по таксономии Блума представлены в следующих рисунках 2, 3.
Учащиеся начали работу с составления вопросов низкого порядка, далее уже составляли вопросы высокого порядка. В зависимости от уровня учащиеся выбирали тот или иной тип вопросов.
Для того, чтобы определить, как составление вопросов помогает учащимся глубже понять текст, было выбрано 3 ученика уровней А, В, С.
В результате проведенного исследования ученик А начинал свою работу с составления вопросов высокого порядка, используя таксономию Блума, далее — без использования таксономии Блума, по завершении исследования оказывал поддержку ученику В.
Ученик В начинал работу с составления «тонких вопросов», далее составлял вопросы высокого порядка, используя таксономию Блума, по завершении — составлял вопросы высокого порядка без использования таксономии Блума.
Ученик С начинал работу с чтения текста, делая пометки, далее составлял «тонкие вопросы», по завершении составлял вопросы высокого порядка, используя таксономию Блума.
По окончании исследования было проведено повторное анкетирование. Диаграмма показывает, что вопросы высокого порядка помогали ребятам лучше понять текст, учащиеся научились формулировать вопросы, составлять вопросы высокого порядка.
В дальнейшем планируется продолжать учить учащихся 8-х классов составлять вопросы высокого порядка и отвечать на них. Таким образом, результаты исследования показали, что умение составлять вопросы высокого порядка способствуют развитию навыков чтения.
1. Аюбаева Н. Развитие критического мышления через чтение и письмо: пути следования [Мәтін] / Н. Аюбаева // Қазіргі Қазақстан мектебі. – 2014. – № 6 (9). – С. 18–19. Дата обращения: 28.03.2017.
2. Аяганова Ш. К. Использование технологии критического мышления в учебном процессе [Текст] / Ш. К. Аяганова // Администратор в Казахстанской школе. – 2011. – № 1. – С. 30–33. Дата обращения: 8.04.2017.
3. https://yandex.kz/images/search?text= %D1 %80 %D0 %BE %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %88 %D0 %BA %D0 %B0 %20 %D0 %91 %D0 %BB %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B0&stype=image&lr=190&noreask=1&source=wiz/. Ромашка Блума. Дата обращения: 16.06.2017.
4. https://yandex.kz/images/search?text= %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BB %D1 %81 %D1 %82 %D1 %8B %D0 %B5 %20 %D0 %B8 %20 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B5 %20 %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %8B&lr=190.Толстые и тонкие вопросы. Дата обращения: 16.06.2017
5. http://aleksandrova-el.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/tolstye_i_tonkie_voprosy/2–1-0–12. Толстые и тонкие вопросы. Дата обращения: 10.06.2017.
6. http://bilim-all.kz/article/3712-Legko-li-zadavat_-nelyogkie-voprosy-po-taksonomii-Bluma. Легко ли задавать нелегкие вопросы по таксономии Блума? Дата обращения: 10.05.2017.
7. https://www.metod-kopilka.ru/postanovka-voprosov-visokogo-poryadka-na-uroke-69322.html. Постановка вопросов высокого порядка на уроке. Дата обращения: 12.04.2017.
8. http://sc0018.astrahanka.akmoedu.kz/documents/view/8b6dcb4b13674b581e7ab28aa8fb7af6/?s=ROOT&p=Коучинг на тему: «Как задавать вопросы?» Дата обращения: 30.03.2017.
9. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200500316. Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературы. Дата обращения: 18.05.2017.
Похожие статьи
Использование таксономии целей и задач для разработки.
Литература: 1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.
Формирование навыков мышления высокого уровня как один из. Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач » явилась полезным.
К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях.
В связи с этим, одной из основных задач является проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними.
критическое мышление, урок, английский язык, иностранный язык, текст, учащийся, развитие, класс, высокий порядок, порядок.
Сравнение методов оценки тональности текста | Статья в журнале.
Классификация тональности текста. Классификация — это соотношение некоторых
Основные этапы работы системы. Работа системы была разделена на три основных этапа
Выбран алгоритм, показывающий самую высокую точность классификации.
Формирование навыков мышления высокого уровня как один из.
Основной целью формирования навыков мышления высокого уровня у студентов является
Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач » явилась полезным инструментом
1 — с использованием графических схем легче увидеть изучаемую проблему
Применение технологии критического мышления на уроках.
Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме.
критическое мышление, урок, английский язык, иностранный язык, текст, учащийся, развитие, класс, высокий порядок, порядок.
Методы изложения материала для его обобщения.
С учетом этого выделено несколько основных этапов составления ОС
23) выделение главных мыслей из частей текста, определение общей идеи текста в целом
Традиционный процесс обучения. В работе представлены рекомендации по использованию различных.
Обучение чтению как способ развития речевых умений.
В ходе составления плана текста обучающийся проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.
Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам.
Использование ментальных карт в учебном процессе как.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) (утвержден
Использование интеллект-карт на уроках музыки как средство. Групповая работа может быть использована на уроках изучения нового материала и обобщения темы.
Использование концептуального обучения для развития.
Основными инструментами оценивания стали результаты формативного и суммативного оценивания, в частности, анализ работ учащихся, нацеленных на развитие навыков высокого порядка по таксономии Блума, также были использованы такие методы, как наблюдение.
Источник
Коучинг. Составление вопросов высокого порядка при работе с текстом.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Составление вопросов высокого порядка при работе с текстом
Формирование у учителей навыков составления вопросов высокого порядка при работе с текстом с использованием Таксономии Блума
— участники коучинга понимают сущность вопросов высокого порядка
— умеют составлять вопросы высокого порядка к тексту
Постановка вопросов является ключевым навыком, поскольку при удачной их формулировке вопросы становятся эффективным инструментом в процессе преподавания и способны поддерживать, улучшать и совершенствовать обучение учеников.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем коучинг – занятии.
Тему нашего коучинга вы сможете определить прослушав диалог.
Говорят монахи одного монастыря послали в епархию прошение с вопросом:
— Можно ли во время моления курить?
Монахов наказали за дерзость.
Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:
— могут ли монахи во время курения молиться.
Им ответили: могут.
Так какова тема нашего занятия?
Основной традиционной моделью постановки вопросов в классе зачастую является формула ИОД (инициатива – ответ – последующее действие), в которой учитель является инициатором, и контролирующим беседу субъектом. Данная модель не дает ученикам возможности вести диалоговую беседу, которая бы содействовала обучению.
— Как вы думаете, влияет ли умение грамотно задавать вопрос на результат ответа?
Умение правильно ставить вопросы является ключевым навыком, так как при удачной их формулировке вопросы становятся эффективным инструментом в процессе преподавания и способны поддерживать, улучшать и совершенствовать обучение учеников.
— Обратите внимание на столы и ответьте на вопрос:
— О чем вы подумали?
— Почему возникают у вас вопросы?
— К вопросам какого порядка относится данный вопрос?
(толстый – тонкий, сложный – простой, высокого — низкого).
— Это вопрос высокого порядка, так как ответ носит развернутый характер и можно отвечая рассуждать.
В учебниках по разным школьным предметам содержатся в основном вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?». Ответы на которые требуют только воспроизвести прочитанную информацию. Иногда нужны такие вопросы, которые бы разнообразили формы умственной работы.
И так цель нашего занятия: формирование навыков составления вопросов высокого и низкого порядка при работе с текстом.
Я предлагаю вам выполнить два задания.
Работа с текстом
Составить 3 вопроса высокого порядка используя
Таблицу вопросов (у каждого участника лист А4 разного цвета)
Смять лист с вопросами в шар и положить в «корзину».
Выбрать 1 шар и прокомментировать вопросы, дать обратную связь.
На ромашке дописать предложения.
Сегодня я узнал…
Урок мне дал для жизни….
Приложение 1 Текст.
Составьте по рассказу В. Дурова «Как Лео учил Ваську» тонкие и толстые вопросы.
Как Лео учил Ваську
Сначала у меня было только два льва: Лео и Пицци, а Ваську я купил потом, в Петербургском зоологическом саду. Там его ничему не учили. Он был дикий, угрюмый и не поддавался дрессировке. Только я, бывало, подойду к его помещению, как он моментально — бултых в воду от меня.
Я решил: пускай сперва попривыкнет — и поместил его в один бассейн с Лео.
Лео не очень был рад новому квартиранту. Сначала они дрались, но потом привыкли, примирились и зажили в согласии.
Однако Васька по-прежнему оставался угрюмым и невесёлым.
Когда я подходил к бассейну, Лео выскакивал на площадку и приветствовал меня радостным криком. Васька же боязливо высовывал голову и недоверчиво поглядывал на меня. Если же я бросал Лео рыбку, Васька сердито оскаливал зубы.
Но время делало своё. Вот уже Васька, получив рыбу, несмело кладёт голову на площадку, а вот он даже решается сидеть на площадке. Это было большим завоеванием.
В то время я вёл свои обычные репетиции с Лео, который был очень способным учеником.
Начиналась репетиция так: клетка Лео открывалась; Лео выскакивал из воды и по дощатому скату сползал на арену; там он взбирался на свою тумбу и ждал приказаний. Васька же дальше порога клетки не шёл. С завистью поглядывал он на Лео, но выйти из клетки не решался.
После работы Лео, наевшись рыбы, с важным видом возвращался к себе в клетку, а голодный Васька только щелкал зубами.
Прошло несколько дней. И вот раз, когда мы с Лео только начали репетицию, я увидел, что Васька спускается по скату на арену. Он подполз к тумбе Лео, но взобраться на неё не решался.
Вдруг Лео обернулся, заметил Ваську, соскочил с тумбы, ткнул носом Ваську, будто желая его подбодрить, и вернулся на место.
Я бросил Ваське рыбу. Он поймал её на лету. Я сделал неосторожный, резкий шаг и спугнул Ваську. Он повернулся, собираясь удрать. Тут произошла невероятная вещь: Лео снова соскочил с тумбы и храбро загородил Ваське дорогу.
Странно было видеть маленького Лео, стоявшего в воинственной позе рядом с громадным Васькой. Лео уперся носом в товарища, как бы говоря: «Стоп, ни с места!»
Он попридержал Ваську, а потом вернулся на место. Я бросил Лео рыбу. Он поймал её и оглянулся на Ваську с коротким лаем, будто хотел сказать: «Иди, не бойся, тоже получишь!»
И Васька смело двинулся к тумбе.
Я с удивлением следил за тем, как одно животное давало урок другому.
Этого я ещё не видал!
Начиная с этого дня ученье Васьки пошло успешнее.
Один раз после представления я решил провести репетицию со своими морскими львами. Я зажёг электричество и взялся за работу. Васька и Лео с важностью расселись на тумбах.
Я взял мячик и бросил Лео. Лео носом ловко отбросил мяч обратно. Я бросил мячик Ваське. Васька пришёл в ужас. Точно ужаленный, сорвался он с тумбы и полез через барьер в места для публики.
Вот он уже перелез через второй ряд кресел. Хорошо, что в цирке никого не было, а то поднялся бы немалый переполох.
Тут на выручку пришёл Лео: он побежал в проход между рядами и загородил Ваське дорогу. Васька застыл с разинутой пастью. А Лео начал осторожно и нежно тереться мордой о шею Васьки. Ласка подействовала.
Васька успокоился и с коротким лаем, переваливаясь, вернулся вслед за Лео на арену.
Лео взобрался на своё место и стал ждать награды. А Васька не пошёл к себе. Он прижался к тумбе своего учителя Лео — и ни с места.
Лео это не понравилось. Он сразу меняет обращение с учеником. О ласке и помину нет. Строго оборачивается он к непослушному ученику и скалит зубы. Васька волей-неволей отправляется к своей тумбе.
Я пробую бросить мяч по-другому. Я бросаю его Лео через Ваську — пускай Васька сначала привыкнет к движению мяча.
Васька снова пробует дать тягу, но Лео зорко следит за ним. Чуть что — Лео тут как тут и загораживает беглецу дорогу.
Мяч летает в воздухе всё ниже и ниже, всё ближе и ближе к Ваське. Наконец мяч налетает на него. Васька быстро хватает резиновый мяч редкими, острыми зубами, прокусывает его и с остервенением бросает в сторону. Я даю ему рыбу — он успокаивается.
Для того чтобы приручить Ваську, я стал часто поглаживать его. И вот правой рукой я подношу ему рыбу, а левой чуть-чуть прикасаюсь к его шее. Мало-помалу Васька привыкает к моей руке. Он даже позволяет похлопывать себя по спине.
Так я подружился с диким, озлобленным Васькой и снова принялся за опыты с мячом.
Вот мы с Васькой на арене. В правой руке у меня рыба, а в левой — мяч. Васька с жадностью хватает рыбу. Но мяч ему ненавистен. Он с яростью отталкивает его зубами.
Тут снова на помощь приходит Лео: он слезает с тумбы, подползает к мячу и, уткнувшись в него носом, остаётся лежать в таком положении несколько секунд. Этим он показывает Ваське, что мяч не следует кусать и что бояться его нечего.
С помощью Лео я добился успеха. В конце концов Васька усвоил науку и проделывал почти всё то, что и его учитель — морской лев Лео.
Источник