Что значит воображение для ребенка

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

Светлана Рябуха
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. То есть воображение — это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях.

В 3 года воображение начинает развиваться, и прежде всего в игре. Первые его проявления связаны с обыгрыванием предметов. Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместо мыла, стул – это машина, на которой дети путешествуют, и т. д.

К 4 годам проявления воображения ребенка можно наблюдать не только в игре, но и на занятиях. В этом возрасте большинство детей осваивают первое творческое действие – «опредмечивание», которое состоит в том, что малыш превращает заданный элемент действительности в какой-либо предмет. Так, например, ребята младшей группы с удовольствием участвуют в игре «Какая игрушка?».

Игра состоит из набора карточек, на каждой из которых нарисована фигурка, представляющая собой схематическое изображение нескольких игрушек или предметов.Детям предлагается ответить на вопрос: на что похожа каждая картинка. В 4 года дошкольники обычно могут придумать предметы ко всем или к большинству картинок, причем многие называют несколько предметов, подходящих к одной картинке. Четырехлетнего малыша можно также попросить продолжить незаконченную сказку, обычно ребята дополняют ее несколькими предложениями.

К 5 годам действие опредмечивания продолжает оставаться основным при выполнении ребенком заданий, требующих от него проявления воображения. Однако в этом возрасте заданный элемент действительности не просто превращается в некоторый предмет, но и наполняется деталями. В частности, это проявляется при выполнении заданий на дорисовывание незаконченных изображений. Ребенку предлагается несколько карточек, каждая из которых содержит незавершенное схематическое изображение предмета или геометрическую фигуру. Изображение расположено так, что остается место для дорисовывания.

Читайте также:  Что значит любочку тебя

Детей просят дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась интересная картинка. В 5 лет ребята могут дорисовать большинство или даже все картинки, при этом полученные изображения представляют собой не просто схему предмета, а рисунок, наполненный деталями. Однако следует отметить, что выполнение данного задания в большой степени зависит от навыков рисования. В 5 лет дети могут сочинить сказку или историю на заданную тему, т. е. выполнить самостоятельное творческое задание, однако нельзя требовать этого от всех детей данного возраста. Придуманные сказки в основном небольшие по объему и не очень оригинальные – часто они представляют собой вариации знакомых сказок.

В 6-7 лет большинству детей доступно сочинение сказок и историй, которые становятся более последовательными, оригинальными, чем в младшем возрасте, часто имеют законченный сюжет. Выполняя творческие задания, дети могут использовать новый способ – «включение», –который заключается в следующем: заданный элемент действительности является отправной точкой воображения ребенка, некоторой частью созданной им композиции, а не центральным элементом, как при способе «опредмечивание». Так, например, если старшему дошкольнику предложить дорисовать кружок, он может не только нарисовать солнышко или яблоко (так сделал бы малыш, а создать композицию – футболист бьет по мячу, т. е. заданный элемент – кружок – превращается в мяч, не являющийся смысловым центром картины.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его,поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.

Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга — маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения. Нередко и дети более младшего возраста рассказывают о вымышленных, не вполне реалистических событиях в своей жизни, утверждая, что им купили собаку, подарили котенка, отпустили одних в магазин и пр. Причина подобных фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка.Поэтому их появление — серьезный повод для взрослого задуматься: какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте (вывод):

воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

— оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

— ребёнок осваивает приемы и средства создания образов;

воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Методика «Где чье место?»

Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:

Отдельно вырезаются кружки-вставки:

Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места,а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений,то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т. п.

Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т. д.

Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Для занятия необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек. Также понадобится карандаш.

Психолог показывает картинку ребенку. Дошкольник должен перечислить все, что он видит на картинке. После того, как он все перечислил, психолог предлагает обратить внимание на солнце в комнате. Есть ли здесь ошибка? Как можно исправить картинку, чтобы она была правильной?

Ребенок может воспользоваться карандашом или обойтись устным комментарием.

В ходе обработки данных учитываются ответы ребенка:

· Отсутствие ответа – один балл.

· Формальное устранение несоответствия (закрасить солнце, стереть его) – два балла.

· Более «сложное»устранение несоответствия: простой ответ (нарисовать в другом месте – на улице) – три балла, сложный ответ (переделать рисунок – превратить солнце в лампу) – четыре балла.

· Конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими,сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку) – пять баллов.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Упражнение 1. «На что похожи наши ладоши»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственные ладошки и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Упражнение 2. «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходства изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить ребенку капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

Ситуация. Мама Пети (3 года) любила рисовать и хотела, чтобы сын точно воспроизводил ее рисунки. Так, она нарисовала огородную лейку. Петя увидел в рисунке мамы рыбу с раскрытым ртом.Мама сказала: «Не говори глупостей, это лейка. Нарисуй теперь ты».

Проанализируйте поведение мамы с точки зрения развития творческих способностей сына.

Решение. Рассмотренный в ситуации подход мамы к изобразительным возможностям сына не развивает его творческое воображение, а, наоборот, подавляет, угнетает это ценное качество растущего ребенка. Точное копирование рисунков не формирует творческого подхода к изобразительной деятельности. Детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышем творчества.

Вопрос. При каких условиях конструирования развивается творческое воображение ребенка?

Ответ. Конструирование в большей мере способствует развитию творческого воображения. Дети по-новому используют строительный материал. Сначала они опираются на непосредственно воспринимаемые предметы, потом планируется постройка, сопоставляются различные детали,

причем ребята активно комментируют процесс создания конструкции.

В старшем дошкольном возрасте дети могут заранее планировать замысел (на основе заданных условий, целенаправленно реализовать его. К 6–7 годам при целенаправленном развитии воображения ребенок осваивает основные способы создания построек, получает свободу при оперировании этими способами, может использовать их различные комбинации.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: — закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; — формируется представление.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Источник

Воображение дошкольников

Екатерина Борисовна Баннова
Воображение дошкольников

1. Понятие воображения…. 3

2. Виды и функции воображения дошкольника….…4

3. Формы проявления воображения дошкольника…. ….5

4. Развитие воображения у дошкольников…. 7

Список литературы…. ….12

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Дети не услышали бы сказок и

не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать

школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека

фантазии и прогресс остановится! Может быть, если мы сумеем понять, как начинает складываться творчество, развиваться воображение в детстве, что определяет это развитие, мы сумеем найти путь к творческой свободе для всех людей — свободе в словах, в чувствах, в мыслях, в самовыражении. Если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умений думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и уж конечно помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазий. Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта

способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Целью данной работы является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения дошкольников.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

1. Понятие воображения

Воображение –создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов.

Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.

Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

По мнению Э. В. Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Воображение- это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Воображение присуще только человеку. По мнению Э. В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».

2. Виды и функции воображения дошкольника

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения — это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной кар тины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого- либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя — чувствуют себя сильны ми, смелыми, ловкими, всемогущими. Познавательное и аффективное воображение достаточно четко прослеживается в режиссерской игре ребенка.

Следующий этап в развитии воображении дошкольника — возраст 6—7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.

На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения. Целостный образ начинает строиться способом включения, когда заданный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью их собственного образа воображения.

Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого,— оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий отлета от действительности. Специфика воображения дошкольникасостоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

Первой формой проявления детского воображения являются игры со взрослым, включенные в воображаемую ситуацию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия; к старшему дошкольному возрасту становится возможным воображение во внутреннем плане, в плане представлений.

Выделяются две главные функции воображения — познавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная.

Познавательное воображение дошкольника связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер,когда ребенок действует по образцам: воспроизводит одни и те же сюжеты, склонен к рисованию шаблонных графических схем. Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на преодоление полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Обе функции имёют свою линию развития в дошкольном возрасте.

Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого воображения ребенка. Для этого хорошо использовать разные варианты задач на воображение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, конструирование по замыслу, придумывание сюжетов и пр.).

3. Формы проявления воображения дошкольника

Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. Дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей, луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок. Все эти превращения активно комментируются в речи детей и становятся ясны только из этих комментариев, поскольку сами изображения отдаленно напоминают что-то определенное. Но дети не слишком взыскательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче. Чем изображения. Точки и черточки на бумаге изображают леса, ягоды, волков и зайцев и пр.

Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Мы уже отмечали, что дети искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазия перемежается с реальностью.

С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики, как своего, так и чужого персонажа.

Ребенок представляет устройство или действие предмета через свое собственное действие, принимая на себя роль как образ в действии. Очень ярко воображение дошкольников в режиссерской игре. Дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты. Можно назвать эту форму воображения субъективной.

Соответственно, существует и форма, которую можно назвать объективной. Самым наглядным образом она проявляется в конструировании, когда от ребенка, например, требуется построить дом для куклы. Размеры дома, комната, вход должны соответствовать росту куклы. Если ребенок занят решением игровой задачи, дом может быть и меньше куклы. Он просто вообразит, что кукла там живет и живет комфортно. А при решении конструкторской задачи это невозможно. Внутренняя позиция ребенка должна быть соотнесена с реальной предметной средой.

Вот почему игра, развивающая воображение, так важна для ребенка.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Овладевая действиями игры, ребенок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, а также действия замещения. Также постепенно ребенок осваивает собственно человеческий знаково-символический мир — прежде всего вербально очерченное пространство, которое стандартизирует, социализирует его, а также особое знаково-символическое пространство, где доминируют образы воображения.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге.

4. Развитие воображения у дошкольников

У новорождённого ребёнка воображения ещё нет. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.

Уже в 30-е годы Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб. : Союз, 1997.

В дошкольномвозрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку.

Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление знаний, опыта — это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника — это развитие направленности воображения.

У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий.Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Воспитателю в старших группах детского сада, возможно, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.

Развивать воображение можно не только на специальных занятиях.

Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны, например, Б. Н. Никитиным.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей.Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить книгу Дж. Родари » Грамматика фантазии «.

Итак, как же развивать воображение дошкольников?

1. Использовать заменители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (3 — 4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игрушками, то у детей 6 — 7 лет уже нет такой зависимости. Их воображение может опираться на предметы, совсем не похожие на те, которые они заменяют. Так, малыш может скакать на палке, представляя себя всадником, а палку — конем. Через несколько лет, постепенно потребность во внешних опорах пропадет. Ребенок сможет просто представить себе действия с воображаемым предметом

2. Совершать «опредмечивание» неопределенного объекта. Способом «опредмечивания» дети начинаются пользоваться в 3- 4 года. Он заключается в том, что ребенок может в незавершенной фигуре видеть целиком конкретный предмет. Так, в задании на дорисовывание, ребенок может превратить круг в колесо или мяч. К 6 — 7 годам ребенок должен свободно пользоваться этим способом.

3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения. Эта способность очень важна для будущей учебной деятельности ребенка. Необходимость создавать образы на основе описания возникает во время чтения книжки, усвоении новых слов.

4. Пространственное воображение. Все предметы окружающего мира имеют пространственные характеристики, и образы воображения должны их отображать. Поэтому очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета в пространстве. Тренировать эту способность можно с помощью игр на представление взаимного размещения нескольких предметов в пространстве.

5. Создание и реализация плана задуманного. Только последовательная реализация плана задуманного может привести к достижению результата. В этом возрасте уже есть все условия для того, чтобы научиться действовать за предварительно продуманным планом. Поэтому очень важно развить эту способность, научить не просто бесцельно и урывками фантазировать, а реализовывать свои идеи, создавать небольшие, но завершенные произведения (рисунки, истории, конструкции) и т. д.

С помощью воображения дети познают окружающий мир, придумывая объяснения всему новому, что встречается в жизни. Воображение ребенка нужно развивать с детства, и самый восприимчивый для этого период — дошкольный возраст.

Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами развития

воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития

ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного

опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо

всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для

оптимизации учебной деятельности. Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности. Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Необходимо помнить, что воображение дошкольникаразвивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.

Развитие воображения. Методические рекомендации.

2. Дьяченко О. М., Кириллова А. И.

3. Коробкова С. Обучение рассказыванию детей в детском саду.

Основные виды воображения.

Источник

Оцените статью