Что значит внутренняя рифма

внутренняя рифма

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия . Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская . 1966 .

Полезное

Смотреть что такое «внутренняя рифма» в других словарях:

Внутренняя рифма — ВНУТРЕННЯЯ РИФМА. см. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

внутренняя рифма — рифмовка слов, стоящих в середине стиха. Рубрика: структура стихотворного произведения Род: рифма Пример: Тот, чей голос звон свирели, нить свивая из кудели, Песнь сложил я, Руставели, умирая от любви. Мой недуг неизлечимый. Разве только от… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

внутренняя рифма — рифмовка слов, стоящих в середине стиха. Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам. Н.А. Некрасов … Словарь литературоведческих терминов

Рифма — звуковой повтор в конце ритмической единицы: «Мой дядя самых честных пр|авил, Когда не в шутку за|немог, Он уважать себя заст|авил И лучше выдумать | не мог» (Пушкин). Выделенные слоги на концах строк связаны между собой звуковыми повторами,… … Литературная энциклопедия

РИФМА — (от греческого rhythmos складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы различают: по объему 1 сложные, 2 сложные и т.д.; по месту… … Современная энциклопедия

РИФМА — (от греч. rhythmos складность соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской… … Большой Энциклопедический словарь

Читайте также:  Что значит равноудаленная от сторон треугольника

Рифма — (от греческого rhythmos складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы различают: по объему 1 сложные, 2 сложные и т.д.; по месту… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

рифма внутренняя — см. внутренняя рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

рифма — ы; ж. [от греч. rhythmos соразмерность, согласованность] Созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк. Перекрёстная р. Глагольная р. Точная р. Говорить в рифму. Женская р. (с… … Энциклопедический словарь

Источник

Внутренняя рифма

Как известно, рифма – это одно из важных свойств поэтической речи, отличающей её от прозы. Она образуется благодаря сходному звучанию слов, расположенных, как правило, в конце стихов. Но бывает, что созвучны не только окончания строк, но и слова в середине стиха. Это явление именуется внутренней рифмой и широко представлено в русской поэзии. Рассмотрим его внимательнее.

Напомним, что термин «рифма» происходит от греческого слова «rhythmos», которое переводится как «ритм, соразмерность, складность». В русском силлабо-тоническом стихосложении имеется несколько основных типов рифмовки: парная или смежная (aabb), перекрёстная (abab), кольцевая (abba), сплетённая (сочетание нескольких систем рифмовки в строфе, состоящей из пяти и более стихов).

Эта классификация основана на созвучии клаузул, окончаний слов, расположенных в конце строк. Внутренняя рифма, как следует из названия, формируется внутри стиха.

Обратимся к определению понятия. Согласно Поэтическому словарю А. П. Квятковского, под внутренней рифмой понимают слова в середине стиха, созвучные или с концевыми рифмами (клаузулами), или между собой. Выделяют два вида внутренних рифм:

  • постоянные, в которых созвучные слова занимают определённую позицию, обусловленную метрической организацией стиха;
  • случайные, создающиеся произвольно вне зависимости от каких-либо принципов.

Часто внутренние рифмы возникают в цезуре, расчленяя стих на полустишия.

Исследователи обнаруживают внутренние рифмы уже в произведениях древнегреческих и древнеримских поэтов, таких как Гораций и Гомер. Отмечается, что такие рифмы распространены в русской народной поэзии, прибаутках, песнях, частушках и т. д. Вот отрывок из деревенской частушки, вошедшей в сборник В. И. Симакова:

У тальянки медны планки,
Тонки, звонки голоса,
Чтобы слышала милая
Через тёмные леса.

Это четверостишие прекрасно иллюстрирует определение понятия «внутренняя рифма». В нём видим и слово из середины строки («тальянки»), которое созвучно слову на её конце («планки»), и слово в начале («тонки»), сочетающееся со словом в середине («звонки»).

Вот частушки, созданные С. А. Есениным:

Пускай хают, нас ругают,
Что отчайные растём.
А мы чайные-отчайные
Нигде не пропадём!

В эту пору, на Миколу,
Я каталася на льду.
Приходили меня сватать,
Я сказала: не пойду!

А я чаю накачаю,
Кофею нагрохаю.
Поведут дружка в солдаты,
Закричу, заохаю.

Ниже ещё несколько отрывков из стихотворений, содержащих внутреннюю рифму.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Опьянение печали, озаренье тихих, тусклых свеч, –
Мы не ждали, не гадали, не искали на земле и в небе встреч.

Обагряя землю кровью, мы любовью возрастили те цветы,
Где сверкало, угрожая, злое жало безнадёжной красоты.

И в пустынях терпеливых нами созданной земли
В напряжении мечтанья и желанья вдруг друг друга мы нашли,

Для печали и для боли, для безумия, для гроз…
Торжество безмерной Воли, это Я тебя вознёс.

«Опьянение печали, озаренье тихих, тусклых свеч…», Ф. К. Сологуб.

Блестели и пели капели,
Златился покров ледяной…
Сестрицы сидели и млели
В окошке весной под луной.

Я жду: за сестрицей сестрица
Просунет головку, смеясь,
Под клеткой, где птица синица
Свистит, суетится, вертясь,

Где красный герани цветочек
Листочек колышет в окне…
Взгляни, ангелочек, дружочек, –
Вздохни обо мне хоть во сне

«Скромная любовь», Андрей Белый.

Три у Будрыса сына, как и он, три литвина.
Он пришёл толковать с молодцами.
«Дети! сёдла чините, лошадей проводите,
Да точите мечи с бердышами.

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей, и берёз;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск Луны приемлет,
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грёз.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
Ни о чём не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.

Как видим, внутренняя рифма присутствует в произведениях многих поэтов, а также в фольклоре. В современной поэзии этому явлению тоже нашлось место: оно обнаруживается не только в стихах, но и в текстах песен и творчестве рэп-исполнителей.

Источник

Опус о рифмах — внешних и внутренних

Я не стану здесь приводить общеизвестные постулаты и принципы рифмовок, не задержусь и на классификации концевых рифм.
Оспорю лишь странное утверждение, часто встречающееся на страницах всевозможных окололитературных сайтов рунета,
о том, что основа рифмы заключена в созвучии ударного гласного звука, замкнутого созвучным согласным. Считаю такое утверждение фонетической глухотой.
Да, статистически – большинство авторов как раз и рифмуют по описанному принципу, однако признать, что добротная рифма опирается на гласный звук, увольте, не могу.
Принципиально убеждён, что в качественной рифме всегда присутствует созвучный согласный звук, предшествующий ударному гласному, на который рифма и опирается.
Исключение тут составляет случай, когда рифма углубляется в тело строки и теряет акцентность.
Рифме «магистраль/диагональ» – чуткие уши предпочтут рифму «магистраль/набирай».
Хотя и первый вариант – вполне правомочен.

Но я, собственно, – о другом. О внутренней рифме.
Заранее прошу простить меня тех читателей, которым не понравится, что в качестве примеров я здесь использовал свои стихи. Это значительно облегчило мне работу, а аморальность этого – надуманна. Замечу, что хоть тот же Юрий Кузнецов (и он тут не оригинален) не стеснялся перед студентами и слушателями приводить в пример свои стихи. Тем более, что я свои привожу не в качестве примера того, как нужно писать, а в иллюстративных целях. В рекламировании же произведений не нуждаюсь.

В головах авторов и критиков, относящих себя к знатокам рифмовок и аллитераций, зачастую царит полнейшая неразбериха. Наиболее частые принципиальные ошибки состоят в том, что к внутренним относят рифмы, которые к оным не имеют ровно никакого отношения.
Видов ошибок несколько.

Первая, почему-то свойственная, как правило, авторам-женщинам.
Рифмованные строки соединяются попарно, в результате чего получается длинная строка с рифмой посередине. Дело, конечно, авторское, в каком виде представлять читателю свои тексты, однако надо же и понимать законы восприятия заложенной в текстах эмоционально-смысловой информации (ЭСИ). А они таковы, что максимально эффективная отдача произведения получается тогда, когда читатель воспринимает ЭСИ с той же скоростью, в той же ритмике, которые вдохновлённый автор вложил в текст. А чтобы вывести читателя на эту ритмическую скорость, необходимо обеспечить максимальный комфорт чтения. Именно поэтому недопустимы в поэтических текстах сложные инверсии, нежелательны простые инверсии и всевозможные ритмические перебои и спотыкачи, затрудняющие чтение. Но главное – строки должны быть как можно короче, поскольку короткую строку глаз схватывает целиком – и ему не нужно выполнять сканирующих движений. Потому мастера специально разбивают длинные строки на более мелкие фрагменты, вне зависимости от того, будут ли строки замкнуты рифмами.
Понятно, что при выпрямлении двух и более строк в одну – внутренние рифмы возникнуть не могут.

Вторая ошибка.
Многие часто принимают части рифм, погружённые в глубины строк, за отдельные внутренние рифмы. Принципиальность этой ошибки – в том, что параллельные созвучия рифмующихся строк по сути не имеют ничего общего с рифмами внутренними, у них и назначение – иное.
В качестве примера приведу случай из своего опыта тестирования конкурсов сайта ПОЭМБУК. Организатор, он же модератор одного из конкурсов, не буду называть его имени, отклонил одно из моих стихотворений, которое побеждало в серьёзных престижных конкурсах и опубликовано в нескольких толстых журналах. Претензия была в том, что модератор счёл рифмовку примитивной, утверждая, что рифмуются одни окончания, а мои разъяснения относительно того, что применены рифмы увеличенной глубины, счёл некомпетентными, назвав внутренние части рифм – внутренней рифмовкой и аллитерациями. Вот, собственно, стихи:
* * *

Есть право на любовь. Есть право на ошибку. – на ошибку
Среди иных даров Господнего добра — него добра
Есть право догорать в надсумеречной зыбке — ной зыбке
Полночной немотой душевного костра. — ного костра

Безнравственно просить в молитве наслаж. — дений
Но слаще ничего при жизни не хочу – — не хочу
Лишь продлевать с тобой литой поток мгновений. — вений
И руки вознося, в отчаянье молчу. — нье молчу

Я вечно нахожусь в подвешенности между — вешенности между
Злодейством жадной тьмы и добротой огня. — и добротой огня
Но верю и живу немеркнущей надеждой, — меркнущей надеждой
Что смертная любовь бессмертнее меня. — бессмертнее меня

Кто-то может сказать, что в последней рифмопаре глубина рифмовки – намного меньше выделенных фрагментов, но напомню, что рифма – есть не совпадение звуков, но – лишь созвучие, а последнее обеспечивается наличием схожих звуков, пусть даже в несколько иной последовательности. Сложная аллитеративность иногда работает не только на общий фонетический рисунок текста, но и на его рифмовку.
Но да не в этих стихах – суть.
Можно привести множество примеров глубокой рифмовки. Например, недавнее:
ДРОЖЬ
И ведь бывают же такие,
Что в сердце – дрожь!

Умру, наверное, с тоски я,
Коль ты уйдёшь.

Кусают зА души москиты –
Несут беду.
Умрёшь, наверное, с тоски ты,
Коль я уйду.

Не разрывай же круговерти,
Пускай грызут.
Беда не так страшна, как смерти
Грозящий зуд.

Через плечо ли дунем-плюнем –
Грызите, что ж!
Переживём-перебедуем –
И снова – в дрожь…

Или впечатавшиеся многим в память глубокие рифмы Владимира Высоцкого:
«Ах, какая же ты близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя…
…рвалася в бой
…взяла с собой…»

Бывают и такие стихи, где рифмующиеся строки созвучны целиком. Примеры приведу несколько ниже.

Внутренней же называется рифма, присутствующая вне зоны рифмования парных строк.
Как правило она – внесистемна.
Так внутренняя рифма имеет право присутствовать – либо в строках, принципиально не являющихся рифмующимися, либо внутри одной строки,
В качестве примера первого варианта – возьму первую строфу своего стихотворения «Лазоревый ангел»:

Лазоревый ангел
В лазоревом небе парит.
Кто верит – увидит
И ясно заплачет навзрыд.
А кто-то смеясь отмахнётся
Небрежной рукой –
И облачко нежно сольётся
С небесной рекой…

Здесь сквозная рифмовка строк идёт в последней рифмопаре. Можно привести примеры и более точной сквозной рифмы. Скажем, вот такая:
К девушкам –
Где уж там!
Собственно, на основе этой рифмопары нетрудно слепить и внутреннюю рифму в одной строке, например:
К девушкам едем? Да где уж там! – поздно:
Уж в небесах зажигаются звёзды.

А в стихотворении «Лазоревый ангел» внутренняя рифма – Небрежной/нежно присутствует в не рифмующихся предпоследних строках.
Собственно, трудно поспорить с тем, что и глубокие рифмы, и внутренние – по сути работают на мелодику стихотворного текста, а значит, на общую его аллитерацию.
А без мелодичности звучания текста лирические стихи в абсолютном большинстве случаев – ущербны, поскольку не используют всех существующих возможностей воздействия на читателя.
Вот, собственно, и всё о внутренней рифмовке, об одном из многочисленных инструментов поэта.
Надеюсь, объяснил внятно.

Источник

Оцените статью