Самостоятельные внеаудиторные занятия
Самостоятельная работа студентов под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на уроках, лабораторных и практических занятиях, в курсовом проектировании. Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся но заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания. Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются рабочим учебным планом. Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Самостоятельные занятия потребуют интенсивного умственного труда, который необходимо не только правильно организовать, но и стимулировать. При этом очень важно уметь поддерживать устойчивое внимание к изучаемому материалу. Выработка внимания требует значительных волевых усилий. Именно поэтому, если студент замечает, что он часто отвлекается во время самостоятельных занятий, ему надо заставить себя сосредоточиться. Подобную процедуру необходимо проделывать постоянно, так как это — тренировка внимания. Устойчивое внимание появляется тогда, когда человек относится к делу с интересом.
Очень существенным фактором, влияющим на повышение умственной работоспособности, являются систематические занятия физической культурой. Организация активного отдыха предусматривает чередование умственной и физической деятельности, что полностью восстанавливает работоспособность человека.
Начинать самостоятельные внеаудиторные занятия следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно. Первые дни семестра очень важны для того, чтобы включиться в работу, установить определенный порядок, равномерный ритм на весь семестр.
Дидактические цели самостоятельных занятий:
— закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий;
— формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
— развитие самостоятельности мышления;
— мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности.
— формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
— овладение технологическим учебным инструментом.
Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений. Могут быть использованы домашние задания опережающего, перспективного характера.
Применение опережающих заданий позволяет пробуждать и развивать познавательные интересы, с большей эффективностью проводить на занятиях беседы, дискуссии.
Студенты должны знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться.
Наряду с домашними заданиями, общими для всех студентов, могут применяться индивидуальные задания.
Внимание студентов обращается, прежде всего, на объем работы, который следует выполнить; на повторение ранее изученного; на методы работы, которые целесообразнее использовать; на организацию самоконтроля.
Руководство самостоятельными внеаудиторными занятиями осуществляю при проверке выполненной работы. Такая проверка может проводиться в ходе опроса, самостоятельной работы на уроке, в виде беглого просмотра выполнение.
По дисциплине «Технология и оборудование лесозаготовительного производства» на внеаудиторную самостоятельную работу отводится 18 часов.
Подводя итог всему изложенному выше, следует еще раз подчеркнуть, что учеба в среднем специальном учебном заведении — напряженный труд, требующий от студента настойчивости, целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, творческого отношения к работе. Чтобы этот труд был успешным, и принес желаемые результаты, его следует правильно организовать на основе следующих обобщенных рекомендаций:
— правильно ставить перед собой цели и задачи;
— сохранять физическое здоровье;
— поддерживать оптимальный психологический настрой;
— правильно распределять время и планировать свою работу;
— овладевать навыками работы с книгой;
— учиться вести записи;
— учиться запоминать, пользоваться своей памятью и мышлением;
— максимально использовать для повышения уровня своих знаний все формы учебных занятий;
— приобретать навыки научно-исследовательской работы;
— овладевать культурой речи и общения.
Учиться сознательно управлять собой, развивать волю, трудолюбие, вырабатывать навыки самостоятельной работы — таким должен быть девиз каждого студента.
Источник
Организация внеаудиторной самостоятельной работы учащихся
Формировать у учащегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире, формировать умение использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу.Увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий; Повышение активности учащихся по всем направлениям самос-тоятельной работы во внеаудиторное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_saypullaevny_vneauditornaya.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеаудиторной самостоятельной работы учащихся
Председатель МО общеобразовательных дисциплин Асхабова С.С
Проект: Организация внеаудиторной самостоятельной работы учащихся.
Цель : формировать у учащегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире, формировать умение использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу.
— увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий;
— повышение активности учащихся по всем направлениям самос-тоятельной работы во внеаудиторное время.
Учащиеся 1-3 курсов.
Наименования мероприятий по реализации проекта
1. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется непосредственно под руководством преподавателя;
2. Внеаудиторная самостоятельная работа;
3. Творческая учебно-исследовательская деятельность.
Продукт проектной деятельности
1. Рефераты, доклады, письменные работы;
2. Выполнение домашней работы;
3. Выполнение индивидуальных работ;
4. Учебно-исследовательская работа.
1. Охват учащихся;
2. Количество работ;
3. Качество работ.
Назначение и область применения
Виды и содержание самостоятельной работы учащихся
О рганизация внеаудиторной самостоятельной работы учащихся
Учебно-методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы учащихся
Контроль и анализ внеаудиторной самостоятельной работы учащихся
НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Данное положение разработано с целью повышения качества подготовки специалистов в училище через организацию систематической внеаудиторной самостоятельной работы учащихся в процессе обучения.
Положение определяет порядок организации, учебно-методического обеспечения и контроля внеаудиторной самостоятельной работы учащихся.
Настоящее Положение является обязательным для реализации всеми учебными подразделениями училища
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Государственный образовательный стандарт СПО и НПО: государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника.
Самостоятельная работа: способ активного, целенаправленного приобретения учащимися новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.
Аудиторная самостоятельная работа: учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа учащихся, выполняемая на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа учащихся : планируемая учебная, учебно-исследовательская, учащихся выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
3. ОПИСАНИЕ ДОКУМЕНТА
3.1. Виды и содержание самостоятельной работы учащихся
3.1.1. Самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебной деятельности учащегося
3.1.2. Самостоятельная работа учащихся является специфическим педагогическим средством организации и управления учебной деятельностью учащихся и должна рассматриваться и как средство обучения, и как форма учебно-научного познания.
3.1.3. Самостоятельная работа выполняет важные функции :
— способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста;
— формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;
— формирует навыки планирования и организации рабочего времени, расширяет кругозор;
3.1.4. Для того чтобы СРУ была эффективной , необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:
готовность учащихся к самостоятельному труду;
мотивация к получению знаний;
о беспечение правильного сочетания объёма аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы;
м етодически правильная организация работы учащегося в аудитории и вне её, консультационная помощь;
о беспечение учащегося необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса СРУ в процесс творческий;
3.1.5. Учебные планы в НПО предусматривают два основных вида СРУ– аудиторную , под непосредственным руководством преподавателя, и внеаудиторную , по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
3.1.6. Н еобходимыми составляющими организации учебного процесса , позволяющими обеспечить полноценное управление учебной деятельностью обучающихся и эффективность учебной работы, являются п ланирование, организация, контроль и анализ В СР учащихся.
3.1.7. Объем внеаудиторной самостоятельной работы учащихся по дисциплине определяется Государственным образовательным стандартом НПО и СПО по конкретной специальности (направлению) , учебным планом специальности (направления).
3.1.8. С одержание ВСР учащихся должно соответствовать требованиям основной образовательной программы специальности (направления) .
3.1.9. Виды, объём и содержание ВСР учащихся устанавливаются учебной частью, учебно-методическими комиссиями на основании изучения бюджета времени и в соответствии с учебными планами и рабочими программами учебных дисциплин.
3.1.10. Внеаудиторная самостоятельная работа учащихся включает следующие виды самостоятельной деятельности:
— подготовка к текущим занятиям (лекциям, практическим и семинарским занятиям, лабораторным работам);
— выполнение домашних заданий разнообразного характера: решение задач, перевод и пересказ текстов, подбор и изучение литературных источников, разработка и составление различных схем, выполнение графических работ, проведение расчетов и др.;
— изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку;
— выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у учащихся самостоятельности и инициативы;
— подготовка к контрольной работе, зачету, экзамену;
— написание курсовой работы, реферата и других письменных работ на заданные темы;
— участие в олимпиадах, конкурсах;
— выполнение различных видов самостоятельной работы во время прохождения практик;
— другие виды самостоятельной работы, специальные для конкретной учебной дисциплины.
3.1.11. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы учащегося должны быть разграничены по темам изучаемой дисциплины, четко сформулированы, и их объем должен быть определен часами, отведенными рабочей программой.
Задание, как правило, предполагает:
— содержание самостоятельной работы (с определением одного или нескольких видов ВСР);
— форму представления выполненной работы (реферат, отчет, пояснительная записка, результаты эксперимента, социологического опроса, чертежи, таблицы, разработанный и спроектированный макет и т.д.);
— форму и время отчетности (защита отчета на занятии, защита проекта в установленное время, участие в практических или семинарских занятиях, написание контрольной работы по расписанию, сдача выполненного задания на проверку преподавателю или проверка преподавателем в ходе занятия, выступление на расширенном семинаре, участие в конференциях;
— форму оценки выполнения задания.
3.2. О рганизация внеаудиторной самостоятельной работы учащегося
3.2.1. Методика организации ВСР учащихся зависит от содержания изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, условий учебной деятельности, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных особенностей учащихся.
3.2.2. Процесс организации ВСР учащихся включает в себя:
— планирование содержания и объёма ВСР учащихся согласно ГОС НПО и СПО и учебному плану специальности (направлению подготовки);
— обеспечение дисциплин информационными ресурсами (учебной, справочной и специальной литературой), методическими материалами (указаниями, руководствами, практикумами), контролирующими материалами (тестами и др.) и компьютерной техникой;
— создание учебно-лабораторной базы и её оснащение в соответствии с содержанием самостоятельной работы по соответствующей учебной дисциплине ;
— создание необходимых условий для В СР учащихся в читальных залах библиотеки, компьютерных классах;
— контроль и анализ В СР учащихся
3.2.3. Организацию ВСР учащихся наряду с преподавателем осуществляют: учебно-методическое управление училища, учебно-методические комиссии общеобразовательных дисциплин, спец. Дисциплин училища, библиотека, информационно-вычислительныйц центр, Каждое подразделение решает свои задачи.
В функции учебно-методического управления входит:
— разработка нормативной документации по организации ВСР учащихся в училище;
— оказание методической помощи учебно- методическим комиссиям , преподавателям по организации ВСР учащихся;
— осуществление контроля за соблюдением норм времени при планировании В СР ;
— осуществление контроля за своевременным составлением графиков контроля ВСР учащихся (Приложение А);
— изучение и обобщение опыта работы по организации ВСР учащихся;
— информирование учащихся и преподавателей о графике контроля ВСР учащихся в начале каждого полугодия;
— контроль деятельности всех структур по организации ВСР
— совершенствование системы текущего контроля В СР ;
— осуществление контроля за соблюдением норм времени при планировании ВСР
— предусмотрение в расписании учебных занятий учащихся часов на ВСР;
— анализ ВСР учащихся.
Обязанности : УМК общеобразовательных и спец. дисциплин
— определение видов заданий по ВСР;
— определение приемов, видов и форм контроля результатов ВСР;
— определение целесообразности установленных требований и условий
— оптимизация методов обучения, внедрение современных образо-вательных и информационных технологий, как в процесс обучения, так и в систему мониторинга
— учебных достижений учащихся;
— анализ ВСР учащихся.
— определение основных направлений ВСР, ее содержания, форм и методов, а также уровня самодисциплины учащихся и мотивов к получению знаний по каждой дисциплине в соответствии с учебным планом;
— ознакомление учащихся с системой форм и методов обучения в
училище, методикой самостоятельной работы, критериями оценки, качества выполняемой самостоятельной работы;
— подготовка необходимых для ВСР учащихся материалов по всем дисциплина;
— разработка графика контроля ВСР по дисциплинам и представление его в учебно – методическое управление;
— обеспечение учащихся всех курсов в начале полугодия графиками контроля ВСР;
— осуществление связи с библиотекой по вопросам книгообеспечения дисциплин;
— осуществление контроля за соблюдением норм времени при планировании ВСР учащихся каждым преподавателем;
— содействие в подготовке и издании рабочих программ учебных дисциплин, методических рекомендаций для ВСР, учебной литературы;
— осуществление мониторинга ВСР по дисциплинам;
— контроль своевременности, доступности и наглядности информации о ВСР;
В функции преподавателя входит:
— определение объема учебного содержания и количества часов, отводимых на ВСР в каждой теме отдельной дисциплины;
— подготовка контрольно-измерительных материалов и определение
— подготовка необходимых для ВСР учащихся методических материалов по дисциплинам;
— разработка графика контроля ВСР учащихся по учебной дисциплине;
— проведение групповых и индивидуальных консультаций по организации самостоятельной работы согласно графику консультаций по ВСР учащихся (Приложение Б);
— ознакомление учащихся с трудоемкостью, целями и задачами самостоятельной работы по конкретной дисциплине, средствами, которыми может быть выполнена работа, сроками ее выполнения и формами контроля;
— формирование умения поиска оптимальных вариантов выполнения
— оптимизация навыков работы с учебником, первоисточниками современной научной литературой;
— анализ и оценка ВСР учащихся.
3.3. Учебно-методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы учащихся
Училище обеспечивает учебно-методическую и материально-техническую базу для организации ВСР учащихся.
— совместно с библиотекой училища организует работу по комплектованию учебных кабинетов учебной литературой, периодическими изданиями, учебными материалами и пособиями, необходимой техникой;
— обеспечивает доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
— разрабатывает учебно-методические комплексы дисциплин, включающие:
— рабочие программы по дисциплине;
— методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
— учебники, как в печатном, так и в электронном варианте в соответствии с государственными образовательными стандартами;
— инструкции и методические указания к выполнению практических и лабораторных работ, по подготовке к семинарским занятиям;
— задания для самостоятельной работы;
— темы рефератов и докладов;
— темы курсовых работ и проектов и методические рекомендации по их выполнению;
— темы выпускных квалификационных работ и методические рекомендации по их выполнению;
— вопросы к экзаменам и зачетам;
— образцы оформления индивидуальных заданий.
Библиотека училища обеспечивает:
— учебный процесс необходимой литературой и информацией (комплектует библиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой в соответствии с учебными планами и программами, в том числе на электронных носителях);
— доступ к информационной базе данных, в том числе библиографической, основным информационным образовательным ресурсам, включая Интернет-ресурсы.
3.4. Контроль и анализ внеаудиторной самостоятельной работы учащихся
Любой вид ВСР, включённый в учебный план учащихся, должен контролироваться преподавателем, УМК, УМУ.
Контроль результатов самостоятельной работы учащихся осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на аудиторные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу учащихся.
Контроль результатов самостоятельной работы учащихся может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний учащихся по соответствующей дисциплине.
Результаты контроля самостоятельной работы учащихся должны учитываться при осуществлении итогового контроля по дисциплине.
Видами контроля ВСР учащихся являются:
текущий (оперативный) контроль;
рубежный (поэтапный) контроль;
Приемами контроля ВСР учащихся являются:
В зависимости от содержания В СР формы контроля могут быть различными:
— переводные и полугодовые экзамены;
— защита курсовой работы (проекта);
— защита выпускной квалификационной работы;
— рейтинговая система контроля и др.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы учащегося являются:
— умения учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
— обоснованность и чёткость изложения ответа;
— оформление материала в соответствии с требованиями.
Анализ ВСР учащихся должен постоянно проводиться, учебно-методическими комиссиями училища. Результаты его используются для совершенствования преподавания, организации занятий и воспитания будущих специалистов.
Источник