Вопрос: философское понимание власти
В философии права сущ.множество определений власти.
Власть с философской точки зрения — это способность одного человека либо группы людей навязывать свою волю, добиваться определенного типа поведения со стороны других людей.
Классическая философия выделяет следующие черты власти:
1. Власть появляется там, где возникает поляризация общества, т.е. там, где общество неоднородно и сущ. различные слои – страты. В этом случае власть с одной стороны защищает интересы определенного рода слоев населения, как правило, это богатые, но с другой — и предстает как арбитр между слоями населения.
2. Для общества, где присутствуют различные слои населения, характерно резкое разделение между объектом власти и субъектом власти. Объекты — это подвластные люди, которые не участвуют в осуществлении власти. Субъекты – те, кто распоряжается властью.
3. Захват власти производится с помощь прямого насилия либо сменой правящих династий, т.е. власть не формируется легитимным путем. В частности, такую черту власти отмечал Гегель, он писал, что власть возникает из отношений победителя и побежденного.
4. Власть окружена тайной. Это происходит потому, что власть стремится сформировать ореол сакральности (священности власти).
5. Власть опиралась на мифологию и религию.
В 20 веке отношение к власти меняется, современная философия характеризует современную власть следующими чертами:
1. Объекты власти привлекаются к участию в реализации власти. В настоящее время объекты власти участвуют в выборах, проводятся референдумы, проводятся различные обсуждения
2. Современная власть характеризуется корпоративностью (эта черта характерна для любого типа власти). Это значит, что власть принадлежит определенной группе людей – элите, м.б. даже каким-то семьям. Н: Буш старший и младший.
3. Современная власть выступает как арбитр, имея установку на предотвращение конфликтов, т.е. современные конфликты решаются путем реформ, изменений.
4. Современная власть обладает четой открытости или, по крайней мере, иллюзией открытости, т.е. деят-ть власти находит широкое освещение.
5. Современна власть применяет опосредованные формы принуждения. Это значит, что власть обращается к принуждению только в правовых рамках. Принуждение опосредованно правом.
6. Современная власть опирается на идеологию, своего рода мифы
Вопрос: либерализм как идеология
Как система взглядов либерализм появится в 18 веке. Выделяют 2 вида либерализма, которые тесно взаимосвязаны между собой:
1. Экономический либерализм – характера концепция «гос-ва – ночного сторожа», согласно которой гос-во должно охранять сложившиеся общ.отношения, но не вмешиваться в экономическую жизнь общества. Общество должно само устанавливать правила своего общежития.
2. Политический либерализм – предполагает наличие прав и свобод, равенство. Главное кредо либерализма – это обеспечение автономного пространства для каждой личности.
Либерализм провозгласил 4 главных правила:
4. Сопротивление подавлению и насилию.
Либерализм выдвинул ряд основных ценностей:
1. Максимально широкая свобода, однако либерализм установил ограничение свободы. Свобода ограничивается свободой другого человека. Либералы считали, что свободу должны ограничивать различные объединения людей, не только гос-во, но и семья, ГО. Отклоняющееся поведение должно иметь резко негативные последствия, беспощадность по отношению к правонарушителю.
2. Индивидуализм (см.вопрос личность и общество)
3. Равенство, но либералы ограничивают понимание равенства. В либеральной теории имеет место легальное (т.е. равенство перед законами) и политическое равенство. Либералы считали, что фактическое равенство не явл-ся справедливым, т.к. фактическое равенство резко снижает соц.активность.
4. Либеральная теория предполагает плюрализм и толерантность.
5. Либерализм проникнут духом рационализма, т.е. превосходством разума.
Вопрос: консерватизм
Также как и либерализм, консерватизм представляет собой совокупность концепций, которые объединены следующими чертами:
1. Консерватизм резко отрицает народный суверенитет. По мнению консерваторов, идея народа– суверена предписывает народу ту власть, которая д.б. только у Бога, и это влечет за собой неизбежные соц.конфликты.
2. Консерваторы на первый план выдвигали традиции, при этом использовалось понимание ТРАДИЦИИ. Под ней понималось высшее знание, которым в древности обладала элита. Это знание было тайное и постепенно это знание утрачивалось, а элита распадалась. Сама традиция постепенно как высшее знание выродилось в обычаи и традиции.
3. Базовыми ценностями консерватизма явл-ся монархия, религия и семья. При этом консерваторы считали монархию единственно правильной формой правления.
4. В основе власти должна лежать тайна и удел подданных – повиновение той власти, которая принадлежит элите.
В настоящее время консерватизм переродился, и неоконсерваторы признают автономию личности и настаивают на ограничении вмешательства гос-ва в жизнь человека.
Вопрос: идеология
Идеология – это совокупность идей, взглядов, которые определяют общ.мировоззрение.
Идеология явл-ся очень мощным орудием гос-ва, т.к. посредством идеологии для власти легче достигать своих целей.
Для идеологии характерны следующие черты:
1. Характерно противопоставление, а имеено имеет место быть 2 типа противопоставления: а) мы-они, и отношение к другим подозрительно, вплоть до враждебности; б) прошлое – настоящее, причем предполагается, что прошлое имеет негативный характер (Н: для России 90-е гг.), а настоящее – это успешное преодоление прошлого.
2. Использование псевдонаучных идей таким образом, чтобы они были понятны массе, Н: теория происхождения народа
3. Идеология использует специфическую фразеологию, причем эта фразеология пафоса, Н: разум, вселенная.
Источник
Власть как философская проблема
Вы будете перенаправлены на Автор24
Подходы к определению понятия «власть»
Власть — это способность заставить других людей делать то, что они не хотят делать.
Проявление власти естественно для человека, оно заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, которые неразделимы и взаимодействуют, как два типа личности – властный и покорный. Эти два типа социально необходимы. Они воспроизводятся в крупных социальных структурах и отношениях между ними, например, государством и обществом, партиями и лидерами.
Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, социальными группами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами власти. Власть призвана контролировать эти отношения, чтобы сделать их, если возможно, неконфронтационными и организованными.
В литературе есть много определений власти:
- Т. Гоббс называл власть средством достижения добра в будущем,
- М. Вебер определил власть как силу воли, несмотря на сопротивление других,
- Р. Даль считал, что власть позволяет одному человеку заставить другого делать то, что он не стал бы делать в одиночку,
- T. Парсонс говорил, что власть – это система ресурсов,
- Р. Арон считает, что власть присутствует в любых взаимоотношениях между людьми,
- Б. Рассел видел власть как производство преднамеренных результатов.
Многие ученые подчеркивают естественную природу власти. Зло не во власти. Каждый человек вначале так или иначе стремится к власти и славе, есть люди, которые хотят командовать, а другие – подчиняться. Между этими крайностями есть много людей, которым в одних ситуациях легче подчиняться, в других – командовать. Есть люди, которые вообще не любят власть ни в какой форме. В то же время нет лидеров без борьбы за власть. Ни один лидер не добьется успеха, если он не наслаждается радостью власти, если он не доверяет себе.
Готовые работы на аналогичную тему
Общие характеристики власти:
- Власть включает понятия господства и подчинения.
- Нет власти без подчинения, так же как нет подчинения без власти.
- Власть – это действие, которое заставляет людей делать то, что они не стали бы делать по собственной воле.
- Власть – это доминирование над кем-то.
- Доминировать – значит навязывать свою волю воле других.
- Власть – это фактическая способность определенных социальных сил или индивидов осуществлять свою волю.
Проблема принуждения
Власть, по крайней мере неявно, всегда связана с принуждением, поскольку она выражает способность субъекта (индивидуального или коллективного) принуждать другого к выполнению определенных действий. Этот вывод широко распространен, но не исчерпывает истины, поскольку описывает только один способ использования силы и не раскрывает его сути. Когда баланс сил понимается как обязательно наличие принуждения, которое противостоит свободе, тогда весь пафос интеллектуальной и социальной энергии общества направлен на отмену принуждения как величайшего и единственного зла, стоящего на пути свободного демократического развития человека.
Однако устранение принуждения не устраняет властные отношения или возможности злоупотребления властью. Ведь принуждение – это следствие определенного типа власти, основанного на этом самом принуждении. Конструктивный шаг по устранению принуждения напоминает создание такой демократической структуры правления, которая осуществляется не только для людей, для их блага, но и самими людьми для своего блага.
Проблема власти
Более четко характеристики феномена власти можно проследить, проанализировав различные аспекты ее проявления. В социальном плане власть – это силовое отношение, которое выражает реальное господство: «они не участвуют в правительстве, чтобы получить власть, но они участвуют в правительстве, потому что чувствуют себя достаточно сильными для этого» (Кнудсен).
Поскольку власть – это комбинированная ценность, вы можете управлять другими и не можете управлять собой (вы можете владеть собой), ведь власть означает способность осуществлять свободу действий в соответствии с вашими целями и собственной волей, что по отношению к вторым людям, создает определенную систему ущемлений.
Психологически власть – это отношения лидерства. Власть устанавливается в межличностном взаимодействии, где ведущая и мотивированная части изолированы. Первый – субъект, хозяин, второй – объект, раб власти. С гносеологической точки зрения власть – это преднамеренный способ использования знания.
По своей природе власть состоит из двух частей:
- в «плане знаний» актуализируется осознанный расчет действий и их последствий в заданных обстоятельствах, устанавливается рациональность,
- в «плане воли» формируется жесткое подчинение действий поставленным целям.
Настойчивость, знание и воля одинаково обязательны, равны по силе. Без знаний власть дикая, необузданная, импульсивная; без воли она слабая, неспособная. В политическом аспекте власть – это способ осуществления влияния, подчинения, принуждения в соответствии с реальностью баланса сил.
Важно прояснить сущность власти, чтобы знать ее корни. Они находятся в объективном ходе социогенеза, где через ритуалы, обычаи, традиции, законы, другие внешние рычаги практической организации, своевременная человеческая коммуникабельность постепенно кристаллизируется и консолидируется в специализированный механизм регуляции коммуникации.
Источники власти – объективная неоднородность положения людей в обществе, расчлененность их ролевых функций. Совершенного равенства сил не бывает. Таким образом, в результате неоднородности ролей людей власть сводится к системе преимуществ, которые представляют собой дополнительные степени свободы и дают право одним влиять на волю других. Власть реализуется посредством позитивных санкций (стимулирование добровольного подчинения) и негативных санкций (применение принуждения), которые усиливают асимметрию субъекта и объекта власти.
При этом все упирается в пределы возможностей функций власти, которые нежелательно и опасно нарушать: там, где нарушается баланс кардинальных целей и средств поддержания власти, власть вырождается. Также важно определить цель власти. Она заключается в том, чтобы путем прямого или косвенного воздействия на людей их объединения или разлучения:
- противодействовать кризису, уменьшать, нейтрализовать напряженность;
- бороться за максимальную стабильность социального целого, способствовать его совершенствованию, укреплению, прогрессу.
Источник
Власть как предмет философского анализа
Власть как предмет философского анализа
Власть как предмет философского анализа 4
Список литературы 12
Введение
В обществе любые человеческие отношения действуют по иерархическим законам, что, соответственно приводит к возникновению механизмов господства и подчинения. Господство и подчинение, как отношения имеют тесную взаимосвязь, и объединяет данные понятие лишь одно – власть. Например, если кто-то господствует, то, кто-то обязан подчиняться, здесь мы и говорим о властвовании, господстве или, наоборот, о подчинении. Власть выступает правом или возможностью распоряжаться чем-либо или кем-либо, оказывать решающее влияние на деятельность и поведение окружающих людей, используя авторитет, принуждение, убеждение или силу. На сегодняшний день существует более 350 определений понятия власти и каждое из них соответствует определенному предмету изучения или исследования. Исследования господства и подчинения проходят в рамках различных научных дисциплин, таких, как философия, политология, социология, политическая и социальная психология и во многих других. Интерес к исследованию и изучению механизмов, структуры и содержания власти, господства и подчинения все возрастает в современной науке.
Несмотря на значительный интерес к проблеме власти как предмета философского анализа, в настоящий момент не существует единого подхода к пониманию сущности, определения данного феномена. В связи с этим тема данной работы «Власть как предмет философского анализа».
Цель – изучить структурно-содержательные характеристики власти как предмета философского анализа.
Дать определение термину «власти»; Рассмотреть теоретические подходы к пониманию содержания данного феномена; Рассмотреть власть с точки зрения предмета философского анализа.
Власть как предмет философского анализа
Понятие власти прочно вошло в общественное сознание. Она расценивается как основная сила, обеспечивающая регуляцию различных процессов и взаимоотношений в группах разной численности. Благодаря наличию властных структур общество сохраняет целостность и единство.
Что такое власть? Это регулятивно-контрольное, организационное и центральное начало политики, это проблема политического знания, культуры и человека, известная с древнейших времен. Власть, определение которой мы рассматриваем, понимается по-разному. В одной из основных трактовок она определяется как специфические отношения, возникающие между различного рода социальными субъектами. Возможна она только там, где есть социальные отношения, при которых одна из сторон зависит от другой. [5]
Зависимость – важный фактор. Г. Лассуэлл утверждал, что власть является специфическим средством улучшения жизненных условий. Также он называл ее самоцелью, которая позволяет получать удовольствие от обладания ею. Как указывает определенные люди в нашем обществе обладают необычайно сильной потребностью во власти и господстве над другими людьми. И, при этом обладают всеми необходимыми для этого качествами. Здесь же автор указывает, что господство является некоторой личностной ценностью и человек испытывает потребность в обладании ею. В соответствии с теорией господство предопределяет стремление всех политических лидеров к власти.
В соответствии с морфологическими и семантическими свойствами понятия господства — это власть, возможность распоряжаться, преобладание над чем-либо или кем-либо. Следуя этимологии слова господство, оно происходит от существительного господь. В большом словаре , господство — преобладание, власть. Как указывает , господством является обладание полнотой власти. В целом, можно сказать, что господство — понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата. [2]
Проблема господства и подчинения, так или иначе, затрагивалась в работах представителей различных научных направлений. Данные понятия напрямую исходят из определения власти. Существует множество исследований власти, например, работы и других.
К примеру, указывает, что власть является не только способом воздействия на кого-либо, но и выступает, как полноценный процесс, направленный на изменение чего-либо.
В соответствии с концепцией которая носит название компенсаторная теория власти, суть которой заключается в том, что у каждой личности в раннем детстве формируется комплекс неполноценности. Такой комплекс появляется в связи с тем, что ребенок оказывается слабым и беззащитным. В связи с этим психика ребенка создает так называемые барьерные заграждения. Но зато в мире психической реальности ребенок не только ни в чем не уступает окружающим, но даже превосходит их. Это оказывается возможным благодаря тому, что в его душе в качестве компенсаторного средства возникает сильнейшее стремление к власти и превосходству. В самом общем виде два этих психических процесса — ощущение слабости, беспомощности, зависимости, с одной стороны, и стремление к превосходству — с другой, образуют отмеченный выше комплекс неполноценности [4].
Достаточно широкое определение власти дается в теологических трактовках. В них она понимается не только явлением, которое возникает в человеческой среде, но и тогда, когда люди начинают взаимодействовать с окружающим миром: и человек управляет миром, и мир человеком. Т. Парсонс определял это понятие как способность системы к принуждению элементов к определенной деятельности, позволяющей добиться конкретных целей. Да, точки зрения в данном случае действительно отличаются друг от друга. Основной вывод можно сделать следующий: нельзя рассматривать власть как исключительно природное или политическое явление. В первобытнообщинном строе она имела общественную направленность. Ее основой тогда был авторитет старейшин. Со временем указанный выше строй развалился, а авторитет старейшин пал. С появлением государства власть стала публичной. Начали появляться аппараты, а также специальные принудительные учреждения, которые имели полномочия применять различного рода санкции к лицам, не желавшим выполнять властные требования авторитетных лиц. [6]
Политический характер власти появился именно в тот момент, когда образовалось государство. Без таких отношений и самой власти его существование было бы просто-напросто невозможным. Описываемый термин часто понимают, как социальные отношения, которые выражаются в способности конкретного индивида или их группы принимать какие-либо решения за других лиц. В таких случаях речь часто заходит об управлении. Власть и управление имеют много общего. Данные понятия иногда отождествляют. Такой подход неверен, так как разница все же имеется. Первое по смыслу и содержанию шире, второе же вытекает из него. Понятие «власть» является более абстрактным, чем понятие «управление». Подводя итоги, хочется сделать акцент на то, что власть действительно важна. Только она позволяет поддерживать порядок в обществе, которое всегда нуждается в управлении. Организация – важный элемент развития, без нее наступает хаос. В идеале лица, наделенные правом воздействовать на поведение других людей, должны действовать обдуманно, а их целью должно быть достижение каких-то общественных благ. Такое случается не всегда, так как людям свойственно использовать властные полномочия по большей части для достижения собственных целей.
Господство, как мы выяснили ранее, является стремлением преобладать над кем-либо или чем-либо. Как отмечают политологи, социологи и психологи, формой общественной организации власти является господство. Господство здесь определяется как механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает деление общества на господствующую и подчиненные группы, иерархию и социальную дистанций между ними, выделение особого аппарата управления. К таким социальным институтам можно отнести армию, семью, государства или любые другие сообщества. Господство — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых.
Максом Вебером были выделены типы господства, ниже представлено их перечисление и содержание.
- Легальное господство; Традиционное господство; Харизматическое господство [6].
Как показал анализ отечественной и зарубежной психологической литературы, существуют множество концепций, определяющих причины и содержание господства и подчинения личности в обществе.
- Нормативно-формалистическая концепция (основополагающим является наличие норм); Органистическая концепция; Субъективно-психологическая концепция. Здесь основополагающим понятием является врожденное и инстинктивное поведение, а также возможность использования агрессивного поведения. Бихевиористская теория власти и господства. Данная теория ориентирует на исследование индивидуального поведения людей в сфере властных отношений, а стремление к власти провозглашает доминирующей чертой человеческого поведения и сознания. Власть истолковывается и как цель, и как средство. К субъективно-психологическому направлению примыкает инструменталистский подход к пониманию власти — сводке ее к использованию определенных средств, в частности насилия и принуждения. Индивидуалистская-социологическая концепция. Ее сторонники рассматривают власть как игру интересов — личных противоречий между свободой одних и ее ограничениями относительно других. Эту «игру» обеспечивают соглашения, переговоры. Ее успех зависит от способностей, воли, гибкости субъектов, правил «политической игры» и т. д. Реляционистская теория власти, которая истолковывает власть как межличностные отношения, которые дают возможность осуществлять волевое влияние на индивида и изменять его поведение. Потому американский социолог П. Блау определяет власть как способность одного индивида (группы лиц) навязывать свою волю другим, не пренебрегая такими средствами, как страх, наказание и т. д.[1]
ЛебонГ. занимался изучением господства и подчинения в группах. В основном автор активно рассматривал психологию толпы, психологию господства и подчинения толпы, механизмы работы. Например, Лебон отмечает, что толпой нельзя руководить посредством правил, однако она очень легко внушаема и как следствие легко подчиняется лидеру. Также в данной теории можно отметить утверждение о том, что толпа слепо подчиняется порыву. указывает, что существует врожденное стремление личности к свободе и инстинктивное стремление к подчинению. Данный феномен был подробно рассмотрен им в своей книге Бегство от свободы. Психологи задаются вопросом, что побуждает человека испытывать ненасытную потребность к власти или наоборот к подчинению[2, 6].
Согласно другому подходу, власть и господство сопряжено с понятием насилия. отмечает, что сущность власти заключается в насилии над кем-либо. Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать — значит налагать свою волю на волю других. Власть — это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.
Выделяются универсальные свойства власти:
- ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах; ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы.
Пространство власти может быть совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим — государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур. Поэтому можно выделить различные виды власти:
- экономическая и политическая; светская и церковная; законодательная, исполнительная и судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т. д. [7]
Переходя к вопросу о подчинении, необходимо отметить, что в психологии выделяются несколько форм и видов подчинения. Например, в социальной психологии можно выделить следующие формы подчинения:
- внушаемость – некритическое подчинение мнению большинства, приводящее к полному согласию и изменению собственных оценок, конформность (conformity) – изменение поведения в ответ на давление большинства, уступка (compliance) – удовлетворение просьбы другого человека вести себя определенным образом подчинение авторитету (obediencetoauthority) – выполнение распоряжений индивида, формально наделенного властью.
Например, при изучении власти и влияния выделяются также категории принятие (следствие влияния, в отличие от подчинения – следствия употребления власти); личное принятие (изменение личной установки вследствие открытого или скрытого влияния), публичная уступчивость (изменение наблюдаемого поведения в нужном направлении при необязательном изменении личной установки); идентификация (подчинение, основанное на влечении к другим людям), самопрезентация (акт самовыражения, направленный на создание благоприятного образа в глазах других людей) и др.
Рисунок, представленный ниже, характеризует области индивидуального подчинения власти.
Данный рисунок позволяет сделать вывод о том, что подчинение является понятием намного шире, чем это было представлено ранее. Здесь мы видим, что власть, оказывая воздействие на индивида, приобретает характер личного выбора и включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. 2]
Заключение
Проведенный нами теоретический обзор литературы показал, что история определения власти весьма богата. Она представлена широким спектром концепций, каждая из которых рассматривала власть с той или иной стороны.
Так, например, Дж. Локк определяет власть как возможность создавать законы. Парсонс отмечает, что власть – это способность личности, заключающаяся в управлении обществом и мобилизацией его ресурсов. Аналогичную точку зрения принимает Макс Вебер, отмечая, что власть – это также способность, но несколько иного плана, она позволяет выполнять определенные функции в пользу социальной системы, общества, взятого в его целостности. Группа зарубежных авторов придерживается подхода о том, что власть – это отношения между социальными единицами, когда поведение одной или более единиц (ответственные единицы) зависит при некоторых обстоятельствах от поведения других единиц (контролирующие единицы).
Несмотря на различные подходы ученых к определению сущности власти, можно выделить и общие её характеристики. Власть всегда связана с понятием господства и подчинения. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения.
Феномен власти приобретает свою актуальность и значимость в юридической сфере. Важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества и с его главным институтом – государством. Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву. Такое государство обладает четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.
Список литературы
Вебер Макс. Типы господства. Из книги: Перевод . — Макс Вебер. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с. Власть, личность, общество: исторические, политологические и социологические исследования. Серия Грани науки. 2011. Выпуск 2 Сборник статей опубликован издательством «Сизиф «», Барнаул, 2011, 64 с. очинения в 2 т. Т. 1 Пер. с лат. и англ.; Сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. . — М.: Мысль, 1989. — 622 c. сихопатология и политика Монография / Пер. с англ. , — М. Издательство РАГС, 2005 — 352 с. Ушаков словарь русского языка. Москва: Альта-Принт, 2005. — 1216 с. Федяй власти в истории русской философии (Конец XIX — начало XX вв.) Монография. – Бишкек. КРСУ, 2005. – 254 с. Шевченко власти Ялта, 2014. — 15 с.
Источник